lui
Транспорт
Такие высокие метрологические показатели достигнуты благодаря отсутствию колебаний колесных узлов АТС и датчиков стенда по причине стабильно замкнутой силовой цепи «Подрессоренная масса АТС - Колесный узел - Шина - Площадка стенда - Опорная поверхность». Это обес-
печило высокую повторяемость определения удельных тормозных сил, а также относительной разности тормозных сил при торможении АТС как на стенде, так и в дорожных условиях.
Статья поступила 17.11.2015 г.
1. Пат. № 2548643, РФ, МПК В60Т 17/22, G01L 5/28. Способ диагностирования тормозной системы автотранспортного средства и устройство для его осуществления / А.И. Федотов, А.В. Бойко, В.П. Хале-зов, Ле Ван Луа; заявитель и патентообладатель ИрГТУ. № 2014111733/11; заявл. 26.03.2014; опубл. 20.04.2015, Бюл. № 11. 10 с.
2. Сергеев А.Г. Метрологическое обеспечение автомобильного транспорта. М.: Транспорт, 1988. 247 с.
3. Федотов А.И Диагностика автомобиля: учебник для вузов. Иркутск: Изд-во ИрГТУ, 2012. 468 с.
4. Федотов А.И Технология и организация диагностики при сервисном сопровождении: учебник для студ. учреждений высш. образования. М.: Издательский центр «Академия», 2015. 352 с.
5. Федотов А.И. Методические погрешности площадочных стендов для контроля тормозных систем автомобилей // Автомобильная промышленность. 2015. № 2. C. 28-31.
6. Федотов А.И., Власов В.Г Анализ конструктивных и метрологических параметров площадочных стен-
ши список
дов для контроля тормозных систем автомобиля // Журнал автомобильных инженеров. 2013. № 2 (79). С. 36-43.
7. Федотов А.И., Демин Н.А., Фоменко К.С. Анализ конструктивных возможностей площадочных стендов для контроля тормозных систем грузовых АТС // Вестник ИрГТУ. 2015. № 3 (98). C. 183-187.
8. Халезов В.П. Получение (ф-S) диаграммы на основе распределения касательных и нормальных реакций по длине пятна контакта шины в лабораторных условиях на плоской стальной опорной поверхности // Вестник ИрГТУ. № 5 (100). С. 131-135.
9. Analysis of brake testing methods in vehicle safety / A. Bojko, A.I. Fedotov, W.P. Khalezov, // Irkutsk State Technical University, Irkutsk, Russia M. Mlynczak, Wroclaw University of Technology, Wroclaw, Poland Safety and reliability. Methodology and applications, Proceedings of ESREL 2014. Published by CRC Press. Balkema, Taylor & Francis Group. London, UK, September 2014, Р. 933-937.
УДК656.11
ОБОСНОВАНИЕ ПРИМЕНЕНИЯ СВЕТОФОРОВ С ВЫЗЫВНЫМИ УСТРОЙСТВАМИ
_ Л о
© С.Л. Чикалина1, Е.Н. Чикалин2
Иркутский национальный исследовательский технический университет, 664074, Россия, г. Иркутск, ул. Лермонтова, 83. 2ООО «ТрансСибЛогистика», 664081, Россия, г. Иркутск, ул. К. Либкнехта, 247.
Пешеходные переходы являются одними из самых опасных мест для пешеходов на улично-дорожных сетях городов. Именно одна треть дорожно-транспортных происшествий (ДТП) с участием пешеходов от их общего числа происходит на нерегулируемых пешеходных переходах. Проведены исследования интенсивности пешеходных и транспортных потоков около дошкольных учреждений. Обосновывается необходимость применения светофоров с вызывными устройствами на пешеходных переходах, расположенных на магистральных улицах районного значения.
Ключевые слова: безопасность; дорожно-транспортные происшествия; пешеходный переход; интенсивность движения; светофор.
RATIONALE FOR THE USE OF TRAFFIC LIGHTS WITH CONTROL UNITS S.L. Chikalina, E.N. Chikalin
1
Чикалина Светлана Леонидовна, кандидат технических наук, доцент кафедры менеджмента и логистики на транспорте, тел.: 8(3952) 405135, e-mail: Chikalinasveta@gmail.com
Chikalina Svetlana, Candidate of technical sciences, Associate Professor of the Department of Transport Management and Logistics, tel.: 8(3952) 405135, e-mail: Chikalinasveta@gmail.com
2Чикалин Евгений Николаевич, кандидат технических наук, генеральный директор, e-mail: 655218@mail.ru Chikalin Evgeny, Candidate of technical sciences, CEO, e-mail: 655218@mail.ru
Irkutsk National Research Technical University, 83 Lermontov St., Irkutsk, 664074, Russia. TransSibLogistika LLC, 247 K.Libknekht St., Irkutsk, 664081, Russia
Crosswalks are the most dangerous places for pedestrians on road and street networks of cities. One third of road accidents involving pedestrians takes place at uncontrolled pedestrian crossings. The intensity of pedestrian and traffic flows near preschool institutions has been studied. The need for the traffic lights with control units at the pedestrian crossings located on the main streets of regional importance is substantiated. Keywords: safety; road accidents; pedestrian crossing; traffic intensity; traffic lights.
Транспорт
Введение
Управление транспортом в условиях большого города - очень сложный процесс, включающий в себя множество пересечений, перекрестков и светофоров, а также постоянное взаимодействие с пешеходами на нерегулируемых пешеходных переходах. Тяжело приходится на улицах городов и пешеходам. Пешеходы - не просто участники дорожного движения, а его наиболее массовая часть, поэтому их интересы должны быть приоритетными при планировании развития дорожной сети. В противном случае города, созданные изначально для человека, превратятся в города для автомобилей.
Причины ДТП на пешеходных переходах
Пешеходные переходы являются одними из самых опасных мест для пешеходов на улично-дорожных сетях городов. Согласно статистике, в России ежегодно происходит около 70 тысяч наездов на пешеходов, из них от 8,7 до 10 тысяч человек гибнут и около 9 тысяч становятся инвалидами [1]. Именно на пешеходных переходах происходит одна треть дорожно-транспортных происшествий с участием пешеходов от их общего числа. Таким цифрам способствуют различные факторы, к ним в основном относятся:
- неудовлетворительная организация дорожного движения;
- неблагоприятные погодные условия;
- плохая видимость пешеходных переходов;
- плохая видимость пешеходов в темное время суток.
По статистике 2010 г., наезды на пешеходов в темное время суток составили 39,5% всех ДТП, что превышает дневной
показатель примерно на 10%, а риск получить смертельные травмы в темное время суток для пешеходов повышается на 43,9%. Именно в темное время суток гибнет более двух третей - 69,1% - от всех погибших пешеходов [5].
В период с 1990 г. по настоящее время число погибших на дорогах Европы уменьшилось в два раза, а в России за этот период ситуация практически не изменилась. Наиболее многочисленной и самой уязвимой группой участников дорожного движения являются пешеходы. Конфликты между пешеходами и автомобильным транспортом - самые распространенные и опасные транспортные конфликты в условиях городов. По данным ГИБДД России, наезды на пешеходов за 2014 г. составили:
- 15% - наезды со смертельным исходом;
- 90 % - наезды с тяжкими повреждениями [3].
Еще одной из причин наездов на пешеходов на нерегулируемых пешеходных переходах является недисциплинированность пешеходов и водителей. Вступая на «зебру» пешеходного перехода, пешеход считает себя защищенным Законом, однако на практике «зебра» его не всегда защищает. Согласно последним поправкам от 29 ноября 2014 г. п.14.1 Правил дорожного движения (ПДД), водитель, приближаясь к нерегулируемому пешеходному переходу, обязан не просто снизить скорость, чтобы пропустить пешеходов, он должен остановиться; при этом водители должны пропускать и тех пешеходов, которые только вступили на проезжую часть. Также, согласно пункту 4.5 ПДД, пешеходы на нерегулируемых пешеходных переходах могут выходить на проезжую часть (трамвайные пути) после того, как оценят расстояние до
Транспорт
приближающихся транспортных средств, их скорость и убедятся, что переход будет для них безопасен [8]. Но не все водители транспортных средств снижают скорость при проезде пешеходного перехода, а пешеходы зачастую переходят проезжую часть, не убедившись в отсутствии приближающихся транспортных средств, что очень часто приводит к печальным последствиям. В совокупности всех этих факторов бывает трудно определить степень вины каждого из участников происшествия.
На сегодняшний день это самая острая проблема в обеспечении безопасности пешеходов. Ее разрешение вполне возможно, но требует инвестиций и комплексного подхода, обеспечивающего одновременное решение некоторых традиционных для российских пешеходов проблем. В ряде случаев причиной таких ДТП являются большие транспортные и пешеходные задержки и неудовлетворительная организация дорожного движения (отсутствие разметки, ограждений, освещения, светофорного регулирования, разноуровневых переходов и т.д.).
Повышение безопасности пешеходов
Стратегия повышения безопасности пешеходов состоит в создании такой улич-но-дорожной инфраструктуры, которая минимизирует вероятность их конфликтов с автомобильным транспортом. Пешеходные коммуникации должны обеспечивать свободное и удобное движение пешеходов.
С целью успокоения движения на улично-дорожных сетях городов около общественных мест, таких как парки, школы и детские сады, применяют различные методы организации дорожного движения, например:
- «лежачие полицейские»;
- возвышение дорожного полотна с изменением текстуры;
- сужение улиц;
- изменение траектории движения;
- кольцевые пересечения;
- ограничение проезда транспортных средств в зависимости от их размера и др.
Такие мероприятия позволяют снизить скорость движения транспорта и, как следствие, повысить качество жизни и безопасность движения пешеходов. Но в то же время применение мер по снижению скорости даже при небольшой интенсивности движения приводит к заторовым ситуациям на дорогах.
Однако не всегда перечисленные мероприятия могут применяться вследствие существующей застройки, малой ширины улицы и класса улицы. Основными мерами по снижению скорости транспортных средств около дошкольных и школьных образовательных учреждений в последнее время являются «лежачие полицейские», которые приводят к образованию очередей и увеличению задержек транспорта.
Для подтверждения целесообразности применения искусственных неровностей на нерегулируемых пешеходных переходах около дошкольных учреждений (д/у) в г. Иркутске проводилось обследование характеристик пешеходных и транспортных потоков (рис. 1-4). Для получения наиболее точных количественных характеристик функционирования рассматриваемой территории замеры проводились в течение дня (07.00-18.00).
Светофоры с вызывными устройствами
Полученные данные свидетельствуют, что на территории около дошкольных учреждений наблюдается высокая и постоянная интенсивность транспортных средств, а интенсивность движения пешеходов увеличивается только в утренние, с 7:00 до 09:00, и вечерние часы, с 16:00 до 18:00. Такие цифры обусловлены тем, что основной категорией пешеходов являются дети с родителями, прибывающие в дошкольное учреждение утром и убывающие вечером. Поэтому установка «лежачих полицейских» на магистральных улицах районного значения около дошкольных учреждений нецелесообразна, так как они вызывают большие задержки транспортных средств и увеличивают длину очереди в течение всего дня.
2000
«
н a о а
W
х
«
а
н -г л >
Н f" W 08
о «
35
ВЭ
S
W
35
V
н 35
1500
1000
19 32
18 48 72
17 794 28 17 82
1( 50 16 38 16,
15 24 15 84
7:00 8:00 9:00 10:00 11:00 12:00 13:00 14:00 15:00 16:00 17:00 18:00
Время, ч
Рис. 1. Интенсивность транспортных средств на пешеходном переходе около д/у № 129 (ул. Байкальская, 96)
л £
£ *
л ^
о а>
и ч
¡2 вя
S о
у ^
X о
« и
н «
35 Э
Н « а
140
100
60
138
102
84 84
48
72
20
~г
~г
т
—I--1--1--1--1--1--1--1
7:00 8:00 9:00 10:00 11:00 12:00 13:00 14:00 15:00 16:00 17:00 18:00
Время, ч
Рис. 2. Интенсивность движения пешеходов на пешеходном переходе около д/у № 129 (ул. Байкальская, 96)
а н а о я
о Я а а
н т Л
н t
о 03
о а я
03 =
о
я
<и н я S
500 450 400 350 300 250
4t 38 М( 2
к -Г 43 2
42 0 4.4 4
н-3< 56 40 2
34 8 34 2 гп
32 4 0
300
7:00 8:00 9:00 10:00 11:00 12:00 13:00 14:00 15:00 16:00 17:00 18:00
Время, ч
Рис. 3. Интенсивность движения автомобилей на пешеходном переходе около д/у № 220 (ул. 5-ой Армии, 6)
120
л н
U
о я
и =
о Я <и н Я
S
п
<и
т
ш о
ч о и <и
а
<и Я
100
80
60
40
8
/ \ 96 5
! \ / 84 i 84 1 \
< 7 4 / \ 72 7 72 7 \
N 6< 5 / \ 66
N 54 i 54 1
7:00 8:00 9:00 10:00 11:00 12:00 13:00 14:00 15:00 16:00 17:00 18:00
Время, ч
Рис. 4. Интенсивность движения пешеходов на пешеходном переходе около д/у № 220 (ул. 5-ой Армии, 6)
Поэтому на данных участках улично-дорожной сети необходимо применять другие меры по повышению безопасности движения пешеходов, например, устанавливать светофоры с вызывными устройствами (рис. 5). Во многих городах по всему миру такие светофоры успешно работают. Если нет пешеходов, желающих перейти дорогу, то поток автомобилей проезжает данный участок, не снижая скорость и не останавливаясь [6].
Высокая стоимость оборудования пешеходных переходов светофорами с вы-
зывными устройствами не позволяет устанавливать их на всех переходах. Однако они крайне необходимы на переходах с постоянным транспортным потоком большой интенсивности и с пешеходным потоком, имеющим явно выраженные утренние и вечерние пиковые часы, что в свою очередь приведет к повышению комфортности движения.
Отмечено, что в настоящее время подобные светофоры применяются и в некоторых российских городах, однако не очень широко.
V
И
ГУ
МП
! I
ЛчЯ г !
'Fl
ДЛЯ ПЕРЕХО/ НАЖМИТЕ КНОПКУ
ih:
Рис. 5. Светофор с вызывным устройством: г. Иркутск, ул. Тимирязева
I ИЩИ I
Транспорт
Преимущества, которые дает светофор с вызывным устройством [4], состоят в следующем.
Безопасность пешеходов. Водителю намного проще заранее среагировать на красный сигнал светофора, чем заметить пешехода, переходящего дорогу по нерегулируемому переходу.
Пешеходы переходят дорогу группами. Очень часто на нерегулируемых пешеходных переходах возникает ситуация, когда в течение нескольких минут на них находятся разные пешеходы. Обычно это выглядит следующим образом: очередной пешеход, видя, что автомобили уже остановились, переходит на бег и попадает на переход еще до того, как его покинул пешеход предшествующий. Следующие пешеходы также ускоряются, и «цепочка пешеходов», особенно в часы пик, может длиться достаточно долго.
Экономия времени водителей. Практически на любом регулируемом пешеходном переходе бывают циклы, когда дорогу никто не переходит. Например, такое часто случается ночью. Если на переходах установить пешеходные кнопки, то водители не будут зря простаивать на перекрестках. В масштабах страны это позволит сэкономить огромное количество времени и топлива.
Великобритания на протяжении нескольких десятилетий относится к числу стран с наиболее низкими показателями аварийности. Там уделяется большое внимание техническим нормативам проектирования и обустройства пешеходных переходов. Особый интерес представляет практика проектирования переходов с вызывными устройствами, таких как «Пеликан» и PUFFIN, применяемых для пешеходных потоков небольшой и средней интенсивности. Появление переходов типа PUFFIN
означает принципиально новый этап в развитии регулирования пешеходного движения - применение ITS-технологий, т.е. детекторов, регистрирующих окончание движения пешехода через проезжую часть. По результатам опросов, переходы типа PUFFIN оцениваются пешеходами как более безопасные и удобные по сравнению с «зеброй» и «пеликаном» [7].
В городе Иркутске был проведен опрос пешеходов на тему: «Стало ли удобнее Вам переходить через дорогу около лицея (на ул. Тимирязева) после установки кнопки «ПО ТРЕБОВАНИЮ» на светофоре?»
Получены следующие результаты:
- Да, конечно, - 421 респондент (57,8%);
- Не заметил разницы - 187 респондентов (25,7%);
- Мне все равно, я не пользуюсь кнопкой - 83 респондента (11,4%);
- Нет, не удобно - 38 респондентов
(5,2%).
Выводы
При введении светофорного регулирования с вызывным устройством пешеходам становится удобнее и безопаснее переходить дорогу, о чем свидетельствуют практика применения таких светофоров и результаты опроса.
Исследование функционирования пешеходных переходов представляет огромный научный и практический интерес, так как эти участки улично-дорожной сети относятся к наиболее опасным. На них происходят частые конфликтные ситуации между участниками движения, и поэтому применение светофоров с вызывными устройствами позволит повысить безопасность дорожного движения и комфортность всех его участников.
Статья поступила 11.11.2015 г.
Библиографический список
1. Как вести себя водителю, если на дороге пешеходы [Электронный ресурс]. URL: //365cars.ru/vozhdenie/chto-delat-esli-peshehody-na-doroge.html (09.09.2015).
2. Куприянова А.Б., Михайлов А.Ю. К вопросу об успокоении движения в центрах крупных городов // Вестник ИрГТУ. 2011. № 6 (53). С. 65-69.
3. Официальный сайт Госавтоинспекции МВД России [Электронный ресурс]. URL: www.gibdd.ru (10.09.2015).
4. Пешеходные светофоры, работающие «по кнопке» [Электронный ресурс]. URL: //pddmaster.ru/interest/osobennosti-organizacii-dorozhnogo-dvizheniya-v-ispanii-chast-3.html
lui
Транспорт
(08.09.2015).
5. Проблемы пешеходов и первоочередные меры для обеспечения безопасности пешеходов России [Электронный ресурс]. URL: //www.gibdd.ru/mens/interview/pravo-peshekhoda/70114/ (23.04.2015).
6. Светофоры с пешеходными кнопками [Электронный ресурс]. URL: //proboknet. livejour-
nal.com/329888.html (03.04.2015).
7. Скульбеденко Н.А., Михайлов А.Ю. Задачи совершенствования норм проектирования пешеходных переходов [Электронный ресурс]. URL: //waksman.ru/Russian/Ek&org/2007/sku. htm (03.04.2015).
8. Статистика ДТП [Электронный ресурс]. URL: //www.gibdd.ru/ (20.02.2015).
УДК 656.13:658
К ВОПРОСУ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА УСЛУГ В СИСТЕМЕ ГОРОДСКОГО ПАССАЖИРСКОГО ТРАНСПОРТА ОБЩЕГО ПОЛЬЗОВАНИЯ
© С.А. Яценко1
Иркутский национальный исследовательский технический университет, 664074, Россия, г. Иркутск, ул. Лермонтова, 83.
Статья посвящена актуальным вопросам повышения качества управления городским пассажирским транспортом общего пользования. Анализируется отечественный и зарубежный опыт в сфере управления качеством на рынке пассажирских услуг. Делается вывод об ориентированности населения России на общественный транспорт и о возможности удовлетворения потребности населения больших городов через дальнейшее развитие системы городского пассажирского транспорта общего пользования. Помощь в решении вопросов качества и возможного увеличения доходов транспортных компаний может оказать изучение зарубежного опыта в этой сфере. Ключевые слова: качество услуг; пассажирский транспорт; пассажирские перевозки; городские перевозки; общественный транспорт; рынок транспортных услуг
TO SERVICE QUALITY IMPROVEMENT IN THE URBAN PUBLIC PASSENGER TRANSPORT SYSTEM S.A. Yatsenko
Irkutsk National Research Technical University, 83 Lermontov St., Irkutsk, 664074, Russia.
The article deals with the topical issues of improving the management quality of urban public passenger transport. National and international experience in the field of quality management in the market for passenger services is analyzed. The conclusion is derived on the orientation of the Russian population on public transport and the possibility of meeting the needs of the population of large cities in transportation through the further development of the urban public passenger transport system. The study of foreign experience in this field will render assistance in solving the issues of quality and possible increase in incomes of transportation companies.
Keywords: quality of service; passenger transport; passenger transportation; urban transportation; public transport; market of transport services.
История развития общества неразрывно связана со стремлением людей к перемене мест. Возможность передвижения является необходимым условием для работы и учебы, поездок на отдых, за покупками; способы и средства передвижения определяют социальный статус человека. Роль общественного транспорта до недавнего времени не связывалась с аспектом возможности передвижения. С появлением понятия «мобильность населения» положение изменилось. В настоящее время представления об общественном транспор-
те ассоциируются с мобильностью населения. Это понятие стало общеизвестным, но по-разному понимается людьми. Для одних - это возможность с одинаковой степенью надежности планировать поездку на общественном и частном транспорте, для других - уверенность в приезде в пункт назначения в намеченное время. Для третьих мобильность подразумевает выбор более удобного вида транспорта [1].
В настоящее время высокие темпы автомобилизации и интенсивность использования личных автомобилей привели к
1
Яценко Светлана Анатольевна, доцент кафедры менеджмента и логистики на транспорте, тел.: 89500554250, e-mail: sv_lana2005@mail.ru
Yatsenko Svetlana, Associate Professor of the Department of Transport Management and Logistics, tel.: 89500554250, e-mail: sv_lana2005@mail.ru