Научная статья на тему 'Уровень, структура и динамика дорожно-транспортных происшествий в Кемеровской области за период с 2006 по 2011 годы'

Уровень, структура и динамика дорожно-транспортных происшествий в Кемеровской области за период с 2006 по 2011 годы Текст научной статьи по специальности «Прочие медицинские науки»

CC BY
809
67
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
СибСкрипт
ВАК
Ключевые слова
БЕЗОПАСНОСТЬ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ / АВАРИЙНОСТЬ / УЧАСТНИКИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ / ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ ФАКТОР / СТЕПЕНЬ РИСКА / УРОВЕНЬ / СОСТОЯНИЕ / ДИНАМИКА / КРИМИНОГЕННАЯ СИТУАЦИЯ / ACCIDENTS / ROAD SAFETY / ROAD USERS / HUMAN FACTOR / RISK LEVEL / STATUS / DYNAMICS / CRIME RATE

Аннотация научной статьи по прочим медицинским наукам, автор научной работы — Лелюх Владимир Федорович, Иконников Александр Павлович

В статье рассматриваются проблемы, тенденции, уровень, структура и динамика дорожно-транспортных происшествий в Кемеровской области за период с 2006 по 2011 годы, анализируется динамика аварийности, статистические данные участвующих в ДТП детей и взрослых, влияние человеческого фактора, скоростного режима, времени суток, дней недели и сезонности на состояние аварийности в Кузбассе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEVEL, STRUCTURE AND DYNAMICS OF TRAFFIC ACCIDENTS IN THE KEMEROVO REGION IN 2006 – 20111Kemerovo Institute (branch) of the Russian State University of Trade and Economics

The article deals with issues, trends, level, structure and dynamics of traffic accidents in the Kemerovo region in 2006 – 2011. The dynamics of accidents, the statistics for children and adults being involved in accidents are examined, the influence of the human factor, speed limits, time of day, days of the week and seasonality on the accident risk in Kuzbass is analyzed.

Текст научной работы на тему «Уровень, структура и динамика дорожно-транспортных происшествий в Кемеровской области за период с 2006 по 2011 годы»

УДК [94:656.08](571.17)”2006/2011”

УРОВЕНЬ, СТРУКТУРА И ДИНАМИКА ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНЫХ ПРОИСШЕСТВИЙ В КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ ЗА ПЕРИОД С 2006 ПО 2011 ГОДЫ

В. Ф. Лелюх, А. П. Иконников

LEVEL, STRUCTURE AND DYNAMICS OF TRAFFIC ACCIDENTS IN THE KEMEROVO REGION IN 2006 - 2011 V. F. Lelyukh, A. P. Ikonnikov

В статье рассматриваются проблемы, тенденции, уровень, структура и динамика дорожно-транспортных происшествий в Кемеровской области за период с 2006 по 2011 годы, анализируется динамика аварийности, статистические данные участвующих в ДТП детей и взрослых, влияние человеческого фактора, скоростного режима, времени суток, дней недели и сезонности на состояние аварийности в Кузбассе.

The article deals with issues, trends, level, structure and dynamics of traffic accidents in the Kemerovo region in 2006 - 2011. The dynamics of accidents, the statistics for children and adults being involved in accidents are examined, the influence of the human factor, speed limits, time of day, days of the week and seasonality on the accident risk in Kuzbass is analyzed.

Ключевые слова: безопасность дорожного движения, аварийность, участники дорожного движения, человеческий фактор, степень риска, уровень, состояние, динамика, криминогенная ситуация.

Keywords: accidents, road safety, road users, human factor, risk level, status, dynamics, crime rate.

Обеспечение безопасности дорожного движения -проблема планетарного уровня. Развитие автотранспорта наряду с позитивными моментами - удовлетворением материальных и духовных потребностей людей, повлекло и негативные последствия - загрязнение окружающей среды: воды, почвы, атмосферы. Но самым тяжелым последствием всеобщей автомобилизации является гибель и ранения людей под колесами машин. По данным Международного транспортного форума - межправительственной организации, членами которой являются 56 стран мира, на дорогах нашей планеты каждый год гибнет более миллиона человек, а еще 50 миллионов получают травмы [8, с. 13]. Всемирная Организация Здравоохранения (ВОЗ) среди причин смерти населения Земли ставит дорожно-транспортные происшествия в один ряд с такими «главными убийцами», как сердечно-сосудистые заболевания, инфекции дыхательных путей, СПИД, туберкулез, злокачественные опухоли, согласно данным ВОЗ несчастные случаи на дорогах составляют 2,2 % от всех летальных случаев [5]. В странах европейского региона дорожно-транспортный травматизм - основная причина смерти людей в возрасте от 5 до 29 лет [2].

В Российской Федерации каждые сутки на улицах и дорогах совершается более 430 дорожно-транспортных происшествий, в которых погибают и получают травмы различной тяжести около 600 человек. Ежегодно в автомобильных авариях только в нашей стране гибнет население небольшого города, это 26,5 -33 тысячи человек. По данным Министерства внутренних дел, в 2011 году в Российской Федерации зарегистрировано 199868 дорожно-транспортных происшествий, в результате которых погибло 27953 человека, а 251848 получили ранения. В России уровень происшествий на дорогах, соотнесенный с темпом автомобилизации, в 5 - 8 раз превышает соответствующие показатели развитых стран. Средний показатель

тяжести последствий таких происшествий составил 10,0 погибших на каждую сотню пострадавших.

Несмотря на наметившуюся в последние годы тенденцию снижения количества дорожно-транспортных происшествий, анализ состояния и динамики аварийности на автомобильном транспорте в Российской Федерации показывает, что уровень дорожно-транспортного травматизма в стране продолжает оставаться недопустимо высоким. По уровню аварийности с учетом тяжести последствий наша страна находится в числе самых неблагополучных.

Аварийность на автомобильных дорогах относится к числу одной из серьезнейших социально-экономических проблем для Кемеровской области, дорожно-транспортные происшествия наносят огромный ущерб социально-экономической жизни региона. Проблемы обеспечения безопасности дорожного движения и эксплуатации технически исправных транспортных средств напрямую затрагивают экономическую, социальную и правовую сферу жизни кузбас-совцев.

Авторы отмечают заметные положительные тенденции, наметившиеся в Кемеровской области с состоянием аварийности на дорогах. За период с 2006 по 2011 годы в Кузбассе количество дорожно-транспортных происшествий сократилось на 3,2 %, на 1,6 % сократилось количество людей, получивших увечья в результате дорожных происшествий, и на 9,3 % уменьшилось количество погибших (табл. 1). И это при том, что за анализируемый период парк автомо-тотранспортных средств в Кемеровской области увеличился более чем на треть и к 2011 году достиг 822513 единицы. На конец 2011 года на тысячу куз-бассовцев приходилось 298 автомобилей.

Но все-таки общие цифры, характеризующие уровень дорожно-транспортной аварийности в Кузбассе, остаются весьма высокими, за период с 2006 по 2011 годы в Кузбассе произошло 21137 дорожно-тран-

спортных происшествий, в которых погибло 3459 и получили ранения 27061 человек.

Важнейшим относительным показателем, отражающим степень безопасности участников дорожного движения, является уровень риска пострадать в ДТП, который оценивается числом пострадавших на

Общие сведения об аварий

100 тысяч населения. Как показано в таблице 5, в среднем в 2006 - 2011 годах на каждые 100 тысяч кузбассовцев пострадал 181 человек, согласно другому относительному показателю ежегодно в 100 дорожно-транспортных происшествиях в среднем погибает 16 человек (табл. 2).

Таблица 1

сти в Кемеровской области

Год 2006 2007 2008 2009 2010 2011

ДТП 3612 3608 3601 3413 3406 3497

Погибло 614 612 603 540 533 557

Ранено 4615 4612 4545 4399 4348 4542

Тяжесть последствий 11,7 11,7 11,7 10,9 10,9 10,9

Таблица 2

Относительные показатели аварийности

Год ДТП Погибло Ранено Тяжесть последствий Количество пострадавших на 100 тыс. жителей Количество погибших в 100 ДТП

2006 3612 614 4615 11,7 184,2 17,0

2007 3608 612 4612 11,7 184,9 17,0

2008 3601 603 4545 11,7 182,3 16,7

2009 3413 540 4399 10,9 175,0 15,8

2010 3406 533 4348 10,9 176,3 15,6

2011 3497 557 4542 10,9 184,6 15,9

Социальная острота проблемы обеспечения безопасности дорожного движения заключается в том, что в дорожно-транспортных происшествиях погибают и получают увечья люди, абсолютное большинство которых является активной, работоспособной частью населения. Эти потери слагаются из затрат на выплату пособий и пенсий по оказанию медицинской помощи на лечение пострадавших и многие другие расходы.

Из анализа данных, приведенных в таблице 3, видно, что наиболее уязвимой категорией среди участников дорожного движения являются пассажиры транспортных средств, на их долю приходится 35,0 % от общего количества пострадавших в дорожнотранспортных происшествиях, только в 2011 году погибло 158 и ранено 1702 пассажира. Если пассажиры составляют наибольшую часть пострадавших, то лидирующее место среди погибших занимают пешеходы - почти 40 %, за 6 лет погибло 1365 пешеходов.

Вопреки общей тенденции снижения количества пострадавших в результате дорожно-транспортных происшествий, количество водителей, пострадавших в автоавариях неуклонно растет, в 2011 году по сравнению с 2006 годом на 16,6 % пострадало больше водителей. И если количество погибших из года в год то снижается, то увеличивается, количество раненых постоянно растет. За анализируемый период в происшествиях на дорогах Кузбасса погибло 1119 и травмировано 8699 водителей транспортных средств.

В особую категорию участников дорожного движения выделяются лица в возрасте до 16 лет. Статистические данные о дорожно-транспортных происше-

ствиях, при которых пострадали дети (табл. 4), показывают, что удельный вес детей, пострадавших в данных происшествиях, составляет в среднем 9 %.

Анализ динамики количества детей, пострадавших в дорожно-транспортных происшествиях, свидетельствует о многолетней тенденции неуклонного снижения показателей числа погибших и раненых. В

2011 году по сравнению с 2006 годом количество автоаварий в Кемеровской области с участием детей уменьшилось на 18,7 %, количество погибших - на 7,4 %, раненых - на 19,0 %. Однако данная позитивная тенденция отнюдь не должна свидетельствовать против снижения интенсивности ведения предупредительной работы всеми субъектами борьбы с детским дорожно-транспортным травматизмом.

Почти 55 % от общего количества дорожнотранспортных происшествий с участием лиц в возрасте до 16 лет составляют происшествия, связанные с наездом на пешеходов, 71 ребенок-пешеход погиб и 1364 травмировано (табл. 5). В 881 автоаварии погибло 62 ребенка-пассажира, 929 получили ранения. За анализируемый период зарегистрировано 134 дорожно-транспортных происшествия с участием детей-велосипедистов, в которых погибло 12 и ранено 122 ребенка.

Таблица 3

Структура пострадавших участников дорожно-транспортных происшествий (далее - ДТП)

Год 2006 2007 2008 2009 2010 2011

Пострадало водителей 1494 1543 1603 1615 1642 1741

Погибло водителей 175 192 189 180 179 204

Ранено водителей 1319 1351 1414 1493 1523 1599

Пострадало пассажиров 1843 1851 1741 1721 1672 1860

Погибло пассажиров 165 179 167 144 132 158

Ранено пассажиров 1678 1672 1574 1578 1540 1702

Пострадало пешеходов 1832 1767 1724 1531 1495 1415

Погибло пешеходов 266 234 238 215 219 193

Ранено пешеходов 1566 1533 1486 1316 1276 1222

Пострадало других участников ДТП 4 12 13 13 12 21

Погибло других участников ДТП 1 2 4 1 3 2

Ранено других участников ДТП 3 10 9 12 9 19

Таблица 4

Число детей, пострадавших в ДТП

Год 2006 2007 2008 2009 2010 2011

ДТП 475 457 446 409 374 386

Погибло 27 26 24 27 25 25

Ранено 485 469 453 412 370 393

Удельный вес пострадавших детей, % 9,79 9,48 9,27 8,89 6,3 8,20

Степень риска попадания детей в дорожнотранспортное происшествие зависит от возраста участников дорожного движения и от рода их занятий (дошкольники, школьники). Структура дорожно-транспортных происшествий с участием детей показывает, что наибольшее число данных происшествий - это наезд на пешеходов-школьников. Это объясняется тем, что миллионы школьников участвуют в дорожном движении в качестве пешеходов. Анализ этих происшествий указывает на сезонность, когда чаще совершаются дорожно-транспортные происшествия: это сентябрь, октябрь, когда дети после длительных каникул возвращаются в школу.

В силу возраста у ребенка недостаточно развиты психомоторные реакции и органы чувств, он не способен понять символику дорожных знаков и сигналов, дети не могут оценить реальную ситуацию на дороге,

Основные показатели ав;

в том числе из-за своего невысокого роста у них ограничивается возможность наблюдения за движением транспортных средств и т п.

75 % ДТП от общего количества, зарегистрированных в Кузбассе за анализируемый период, приходится на города и населенные пункты (табл. 6). Всего на улично-дорожной сети городов и населённых пунктов Кузбасса совершено 15807 автоаварий, в результате которых погибло 1832 и ранено 19277 человек. Тяжесть последствий составила 8,7 погибших на 100 пострадавших. Лидируют в этом списке два крупнейших города региона - Кемерово и Новокузнецк, на их долю приходится 42,2 % ДТП, 7401 происшествие зарегистрировано на улицах административных центров муниципальных образований области и городов областного подчинения, 1735 автоаварий зарегистрировано в поселках, селах и иных населенных пунктах.

Таблица 5

ийности с участием детей

Год 2006 2007 2008 2009 2010 2011

ДТП с детьми пешеходами 277 248 228 220 218 202

Погибло 13 13 14 15 10 6

Ранено 271 240 224 215 215 199

ДТП с детьми-пассажирами 147 159 166 154 116 139

Погибло 12 8 7 10 11 14

Ранено 159 174 173 160 116 147

ДТП с детьми-велосипедистами 25 24 22 22 19 22

Погибло 1 3 - 1 3 4

Ранено 24 21 22 21 16 18

Места совершения ДТП

ЮРИСПРУДЕНЦИЯ |

Таблица 6

Год ДТП в городах и населенных пунктах ДТП на дорогах вне населенных пунктов

ДТП погибло ранено тяжесть последствий ДТП погибло ранено тяжесть последствий

2006 2724 332 3307 9,1 873 276 1292 17,6

2007 2702 322 3277 8,9 895 285 1325 17,7

2008 2696 338 3270 9,4 898 261 1271 17,0

2009 2570 301 3156 8,7 839 238 1240

2010 2546 267 3128 7,9 850 261 1213

2011 2569 272 3139 80 921 281 1397

На автомобильных дорогах вне городов и населённых пунктов 2006 - 2011 гг. зарегистрировано немногим менее четверти (24,9 %) всех дорожнотранспортных происшествий в Кемеровской области (табл. 6). В 5277 автоавариях погибло 1602 и получили ранения 7738 человек. Тяжесть последствий таких происшествий (17,2 погибших на 100 пострадавших) более чем в 2 раза выше, чем в городах и населенных пунктах. Наибольшая доля дорожно-транспортных происшествий на «загородных дорогах» приходится на территориальные дороги - 3876 происшествий, на федеральной автомобильной дороге М-53 «Байкал» зарегистрировано 768 происшествий, 64 автоаварий

произошло на ведомственных дорогах и еще 569 на прочих дорогах.

Практически каждое восьмое (2904 из 21137) что составляет 13,7 % от общего числа дорожно-транспортных происшествий (табл. 7), произошло на перекрестках улиц и дорог. Следует отметить, что тяжесть наступивших последствий от этих происшествий в среднем довольно низкая - 5 погибших на 100 пострадавших. Каждый шестой (14,9 %) наезд на пешехода совершён на пешеходных переходах, в 1328 автоавариях погибли 91 и получили ранения 1366 человек.

Таблица 7

Основные показатели аварийности по месту совершения ДТП

Место совершения ДТП 2006 2007 2008 2009 2010 2011

ДТП на перекрестках 418 466 489 420 521 590

Погибло 33 36 41 36 31 35

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Ранено 595 688 685 621 710 847

Тяжесть последствий 5,3 5,0 5,6 5,5 4,2 4,0

ДТП на пешеходных переходах 168 218 196 189 266 291

Погибло 10 13 19 12 24 13

Ранено 175 222 193 202 272 302

Тяжесть последствий 5,4 5,5 9,0 5,6 8,1 4,1

ДТП на остановках общественного транспорта 127 107 69 76 55 60

Погибло 10 11 4 8 5 12

Ранено 145 109 69 72 64 65

Тяжесть последствий 6,5 9,2 5,5 9,5 7,2 5,6

ДТП на мостах, эстакадах 16 20 12 20 14 13

Погибло 5 5 7 4 1 4

Ранено 21 28 22 43 28 21

Тяжесть последствий 19,2 15.2 24,1 8,5 3,4 16,0

ДТП на ж/д переездах 4 5 13 4 7 4

Погибло 3 2 9 0 8 1

Ранено 2 4 11 7 6 4

Тяжесть последствий 60,0 33,3 45,0 0 57,1 20,0

Авторы отмечают, что незначительный удельный вес в общей структуре ДТП составляют автоаварии, допущенные на остановках общественного транспорта, на мостах и эстакадах (2,4 % и 0,5 % соответственно).

Особую группу составляют дорожно-транспортные происшествия в местах пересечения автомобиль-

ных и железных дорог, которые характеризуются высоким уровнем травматизма, самой высокой тяжестью последствий - 23 погибших в 37 дорожно-транспортных происшествиях, и значительными материальными потерями. Несмотря на проводимую профилактическую работу на железнодорожных переездах, положение с аварийностью на них остается весьма

сложным. Основной причиной дорожно-транспортных происшествий на железнодорожных переездах является нарушение водителями правил дорожного движения Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.10.1993 г. № 1090 [7].

Статистические данные, приведенные в таблице 8, свидетельствуют, что автопроисшествия носят ярко выраженный сезонный характер: с начала весны и до конца лета количество происшествий неуклонно возрастает; пик приходится на август, в среднем на ав-

густ приходится более 11 % от всех ДТП, произошедших за год. Высокой тяжестью последствий отличаются автоаварии, совершаемые в осенние месяцы, -в среднем 11,9 погибших на 100 пострадавших.

Анализируя динамику дорожно-транспортных происшествий в течение недели, видно, что максимальное количество происшествий приходится на пятницу (3341 ДТП) и субботу (3341 ДТП). Во вторник и четверг отмечаются самые большие значения показателя тяжести последствий, соответственно

12,2 и 11,8 погибших на 100 пострадавших (табл. 9).

Таблица 8

ДТП по месяцам

Месяц ДТП Погибло Ранено Тяжесть последствий

Январь 1134 174 1383 11,2

Февраль 1015 158 1203 11,6

Март 1126 156 1352 10,3

Апрель 1307 233 1613 12,6

Май 1618 250 2022 11,0

Июнь 2003 346 2654 11,5

Июль 2285 364 3076 10,6

Август 2378 400 3181 11,2

Сентябрь 2325 431 2978 12,6

Октябрь 2259 402 2682 13,0

Ноябрь 1836 269 2401 10,1

Декабрь 1851 274 2499 9,8

Таблица 9

ДТП по дням недели

День недели ДТП Погибло Ранено Тяжесть последствий

Понедельник 2952 478 3805 11,2

Вторник 2764 474 3405 12,2

Среда 2818 404 3487 10,4

Четверг 2932 486 3622 11,8

Пятница 3341 535 4204 11,3

Суббота 3341 571 4468 11,3

Воскресенье 2989 511 4069 11,2

Таблица 10

Распределение количества ДТП по времени суток

Время суток ДТП Погибло Ранено Тяжесть последствий Кол-во ДТП за 1 час периода

00-07 2711 768 3529 17,9 387,2

07-11 3260 454 4285 9,6 815,0

11-18 7911 921 10174 8,3 1130,1

18-22 5292 856 6650 11,4 1323,0

22-24 1963 414 2468 14,4 981,5

Данные таблицы 10 свидетельствуют о том, что наибольшее количество ДТП совершается с 11 до 18 часов (7911 автоаварий) и с 18 до 22 часов (5292 автоаварий), а наименьшее (1963 автоавария) -с 22 до 24 часов. При расчёте количества происшествий на один час самым аварийноопасным был период с 18 до 22 часов (1323,0 происшествий), а наименее аварийным - с 0 до 07 часов (387,2 происшествий).

Максимальному риску получения смертельных травм подвергались участники дорожно-транспортных происшествий в период с 0 до 7 часов, тяжесть последствий составила 17,9 погибших на 100 пострадавших. Наименее тяжёлые последствия имели происшествия в дневное время (с 11 до 18 часов) - 8,3 погибших на 100 пострадавших.

В тёмное время суток произошло 6846 дорожнотранспортных происшествий, в которых погибло

1457 и ранено 8490 человек. Доля данных происшествий от общего числа зарегистрированных составила 38,8 %. Для всех дорожно-транспортных происшествий в тёмное время суток характерна более высокая, чем в среднем, тяжесть последствий - 14,6 погибших на 100 пострадавших.

Более половины (55,2 %) всех автоаварий в тёмное время суток совершены при отсутствии искусственного освещения: в 3782 дорожно-транспортных происшествиях погиб 1191 человек и 4685 получили ранения. Эти происшествия характеризуются самой высокой тяжестью последствий - 20,3 погибших на 100 пострадавших.

Как видно из таблицы 11, основным видом ДТП является наезд на пешехода. Удельный вес этого вида происшествий составил 42,7 %. Вместе с тем авторы отмечают, что наметилась тенденция снижения удельного веса этого вида автоаварий в общем массиве

происшествий. В период с 2006 по 2011 годы его значение уменьшилось с 49,2 % до 38,1 %. Наезды на пешеходов отличаются и самой высокой тяжестью последствий, за пять лет в 9036 автоавариях погибло 1361 человек, тяжесть последствий в среднем составила 13,9 погибших на 100 пострадавших. По числу раненых самым «травмоопасным» видом дорожнотранспортных происшествий является столкновение транспортных средств, за анализируемый период в результате столкновений получили травмы 11405 человек - 42,1 % от общего количества травмированных. Кроме того, на фоне общего снижения уровня дорожно-транспортного травматизма в Кемеровской области доля данного вида ДТП в общем массиве происшествий неуклонно растет, если в 2006 году она составляла 28,6 %, то в 2011 - 35,6 %. Столкновения транспортных средств все больше влияют на общую аварийность на дорогах Кузбасса.

Таблица 11

Распределение количества ДТП и пострадавших в них людей по основным видам

Вид ДТП 2006 2007 2008 2009 2010 2011

Наезд на пешехода 1668 1637 1592 1428 1380 1331

Погибло 265 233 238 215 217 193

Ранено 1563 1536 1500 1333 1297 1225

Тяжесть последствий 14,5 13,2 13,6 13,8 14,3 13,6

Столкновение 1032 1066 1111 1089 1193 1246

Погибло 194 212 215 186 187 229

Ранено 1786 1851 1856 1867 1945 2100

Тяжесть последствий 9,8 10,3 10,4 9,1 8,8 9,8

Опрокидывание 504 476 499 458 378 424

Погибло 85 87 83 78 64 53

Ранено 724 666 662 632 512 587

Тяжесть последствий 10,5 11,5 11,1 10,9 1.1,1 8,3

Наезд на препятствие 222 256 213 245 149 96

Погибло 47 59 48 39 27 25

Ранено 318 351 304 341 218 125

Тяжесть последствий 12,9 14,4 13,6 11,4 11,0 16,7

Иной вид ДТП 186 173 186 193 306 400

Погибло 23 21 19 22 38 57

Ранено 224 208 223 225 376 505

Тяжесть последствий 9,3 9,2 7,8 8,9 9,2 10,1

С 2006 года в Российской Федерации действует Федеральная целевая программа «Повышение безопасности дорожного движения в 2006 - 2012 годах». Комплекс мероприятий, осуществленных в рамках реализации Программы, позволил добиться определенной стабилизации в состоянии аварийности на дорогах страны. В 2011 году количество погибших в результате дорожно-транспортных происшествий удалось снизить до 27,9 тысяч человек, а по прогнозам Правительства Российской Федерации при отсутствии федеральной программы количество погибших в дорожных происшествиях могло составить почти

39,3 тысячи человек [4, с. 10].

В Кузбассе в 2011 году по сравнению с 2004 годом количество погибших в автоавариях людей сократилось в 1,1 раза, что свидетельствует о том, что ожидаемая динамика достижения показателей Про-

граммы в Кемеровской области сохраняется и к концу

2012 года может достичь заданных показателей.

Вместе с тем авторы отмечают, что ситуация в сфере обеспечения безопасности дорожного движения остается по-прежнему тяжелой. Уровень аварийности на дорогах Российской Федерации все еще неоправданно высок. Социально-экономический ущерб от дорожно-транспортных происшествий и наступивших последствий составляет 2,2 % валового внутреннего продукта, размер социально-экономического ущерба за последние пять лет сопоставим с доходами консолидированного бюджета Российской Федерации на добавленную стоимость [4, с. 11].

Литература

1. Всемирный доклад о предотвращении дорожно-транспортного травматизма. Всемирная организация здравоохранения / ред. Марджи Педен [и др.]. - М.: Весь мир, 2004.

2. Европейский доклад о состоянии безопасности дорожного движения «За безопасные дороги и более здоровые транспортные альтернативы». - Копенгаген: Европейское региональное бюро Всемирной организации здравоохранения, 2009. - Режим доступа: http://www.euro.who.int/ data/assets/pdf file/0010/l 11151ZE92789R.pdf

3. Комиссия по обеспечению Глобальной Дорожной Безопасности (2009). Сделаем Дороги безопасными. Десятилетие действий по дорожной безопасности, Комиссия по Глобальной Дорожной Безопасности. - Режим доступа: http://www.makeroadssafe.org/publications/Documents/decade of action report га lr.pdf

4. Отчет за период с 2006 по 2010 год о ходе реализации Федеральной целевой программы «Повышение безопасности дорожного движения в 2006 - 2012 годах». - М., 2011.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Противостояние «смерти на колесах». Обеспечение безопасности дорожного движения в Европе и Центральной Азии. Создание межотраслевых партнерств для борьбы с этой эпидемией. - М.: Алекс, 2009.

6. Резолюция 62 сессии Генеральной ассамблеи ООН A/Res/62/244 от 23 апреля 2008 г. «Повышение безопасности дорожного движения в мире». - Режим доступа: http://www.who.int/roadsafetv/about/resolutions/A-RES-62-244 RU.pdf

7. Постановление Правительства Российской Федерации «О Правилах дорожного движения» (вместе с «Основными положениями по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения»): [постанов. Правительства РФ от 23 октября 1993 г. № 1090.: по состоянию на 6 октября 2011 г.]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW_120442/?frame=l

8. Противостояние «смерти на колесах»: обеспечение безопасности дорожного движения в Европе и Центральной Азии // Международный транспортный форум: организация экономического сотрудничества и развития под названием «Стремясь к нулю»: амбициозные задачи в области обеспечения дорожного движения и системный подход к обеспечению безопасности. - М.: Алекс, 2009. - 108 с.

Информация об авторах:

Лелюх Владимир Федорович - доктор социологических наук, профессор по кафедре специальных юридических дисциплин, профессор кафедры уголовного права и процесса Кемеровского института (филиала) РГТЭУ, 8-903-071-67-75.

Vladimir F. Lelyukh - Doctor of Sociology, Professor, professor at the Department of Criminal Law and Procedure, Kemerovo Institute (branch) of the Russian State University of Trade and Economics

Иконников Александр Павлович - заместитель начальника межрайонного отдела государственного технического осмотра и регистрации транспортных средств ГИБДД ГУ МВД России по Кемеровской области, 8-923-522-80-88.

Alexander P. Ikonnikov - Deputy Head of the Kemerovo Region Interregional Department for State Technical Inspection and Vehicle Registration of the State Road Safety Inspection of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.