Научная статья на тему 'Смертность в дорожно-транспортных происшествиях, возможные пути предотвращения'

Смертность в дорожно-транспортных происшествиях, возможные пути предотвращения Текст научной статьи по специальности «Прочие медицинские науки»

CC BY
368
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
дорожно-транспортные происшествия / погибшие / улично-дорожная сеть / транспортные средства / многофакторные регрессионные модели / профилактика дорожно-транспортных происшествий / предотвращение гибели людей. / road accidents / dead / road network / vehicles / multi-factor regression models / prevention of road accidents / prevention of death.

Аннотация научной статьи по прочим медицинским наукам, автор научной работы — Виктор Владимирович Кузнецов, Дмитрий Станиславович Горбатенко, Олег Михайлович Порташников

Рассматривается структура погибших в ДТП на территории Московской области по полу, возрасту, гражданству, местам проживания. Приведены результаты анализа статистических сведений о характере, причинах, условиях и местах совершения ДТП со смертельным исходом. Определены основные нарушения правил дорожного движения, приведшие к ДТП со смертельным исходом. Приведены и обоснованы основные мероприятия, направленные на предотвращение гибели людей в ДТП.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по прочим медицинским наукам , автор научной работы — Виктор Владимирович Кузнецов, Дмитрий Станиславович Горбатенко, Олег Михайлович Порташников

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEATHS IN ROAD TRANSPORT ACCIDENTS, POSSIBLE WAYS OF PREVENTION

The article discusses the structure of those killed in an accident on the territory of the Moscow region by sex, age, citizenship, place of residence. The results of the analysis of statistical information about the nature, causes, conditions and places of the accident with a fatal outcome are given. The main violations of traffic rules that led to fatal accidents are identified. The basic measures aimed at preventing the death of people in an accident are given and justified.

Текст научной работы на тему «Смертность в дорожно-транспортных происшествиях, возможные пути предотвращения»

УДК 519.237.5 DOI 10.24411/2073-0454-2019-10114

ББК 65 © В.В. Кузнецов, Д.С. Горбатенко, О.М. Порташников, 2019

Научная специальность 08.00.13 — математические и инструментальные методы экономики

СМЕРТНОСТЬ В ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНЫХ ПРОИСШЕСТВИЯХ, ВОЗМОЖНЫЕ ПУТИ ПРЕДОТВРАЩЕНИЯ

Виктор Владимирович Кузнецов, заместитель начальника полиции, начальник Управления Государственной Инспекции безопасности дорожного движения, генерал-майор полиции ГУ МВД России по Московской области (129110, Москва, пер. Слесарный, д. 1) E-mail: ugibddmo [email protected]

Дмитрий Станиславович Горбатенко, старший научный сотрудник кафедры «Системный анализ и управление» Московский авиационный институт (национального исследовательского университета) (125993, Москва, Волоколамское ш., д. 4, А-80, ГСП-3) E-mail: [email protected]

Олег Михайлович Порташников, заместитель начальника, полковник полиции

Центр специального назначения в области обеспечения безопасности дорожного движения МВД России (121170, Москва, ул. Поклонная, д. 15) E-mail: [email protected]

Аннотация. Рассматривается структура погибших в ДТП на территории Московской области по полу, возрасту, гражданству, местам проживания. Приведены результаты анализа статистических сведений о характере, причинах, условиях и местах совершения ДТП со смертельным исходом. Определены основные нарушения правил дорожного движения, приведшие к ДТП со смертельным исходом. Приведены и обоснованы основные мероприятия, направленные на предотвращение гибели людей в ДТП.

Ключевые слова: дорожно-транспортные происшествия, погибшие, улично-дорожная сеть, транспортные средства, многофакторные регрессионные модели, профилактика дорожно-транспортных происшествий, предотвращение гибели людей.

DEATHS IN ROAD TRANSPORT ACCIDENTS, POSSIBLE WAYS OF PREVENTION

Viktor V. Kuznetsov, deputy chief of police, head of department of State Inspection for Road Traffic Safety, police major general

Ministry of Internal Affairs of Russia in the Moscow region (129110, Moscow, per. Slesarnyy, d. 1) E-mail: ugibddmo [email protected]

Dmitry S. Gorbatenko, senior researcher of the Department «System Analysis and Management»

Moscow Aviation Institute (National Research University) (125993, Moscow, Volokolamskoe sh., d. 4, A-80, GSP-3)

E-mail: [email protected]

Oleg M. Portashnikov, deputy chief, police colonel

Special purpose center in the field of road safety of the Ministry of Internal Affairs of Russia (121170, Moscow, ul. Poklonnaya, d. 15) E-mail: [email protected]

Annotation. The article discusses the structure of those killed in an accident on the territory of the Moscow region by sex, age, citizenship, place of residence. The results of the analysis of statistical information about the nature, causes, conditions and places of the accident with a fatal outcome are given. The main violations of traffic rules that led to fatal accidents are identified. The basic measures aimed at preventing the death of people in an accident are given and justified.

Keywords: road accidents, dead, road network, vehicles, multi-factor regression models, prevention of road accidents, prevention of death.

Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Для цитирования: Кузнецов В.В., Горбатенко Д.С., Порташников О.М. Смертность в дорожно-транспортных происшествиях, возможные пути предотвращения. Вестник Московского университета МВД России. 2019;(2):255-259.

В современной жизни использование автомобилей обеспечивает огромный объем перевозок во всех сферах человеческой деятельности. Все отрасли народного хозяйства не могут нормально функциони-

ровать без широкого использования транспортных средств (ТС).

Но, к сожалению, наряду с безусловно положительным влиянием на экономику и развитие страны,

использование ТС несет в себе и отрицательные последствия, а именно: негативное экологическое влияние, необходимость создания мест для стоянки ТС, возникновение дорожно-транспортных происшествий (ДТП), которые сопровождаются нанесением огромного материального ущерба, травмированием, и, самое страшное, гибелью людей в ДТП.

Рассмотрим показатели смертности в ДТП на территории Московской области, полученные с использованием автоматизированной информационно-управляющей системы «Журнал ДТП», используемой для государственного учета ДТП в подразделениях ГИБДД.

За 2012-2017 гг. наблюдается устойчивая тенденция к снижению числа погибших в ДТП. По сравнению с 2012 г. число погибших в ДТП сократилось на 38%, число погибших в среднем за год сокращается на 15%. Тем не менее, за 2017 г. в ДТП погибло 1053 человека.

Поровну погибло в ДТП водителей и пешеходов (по 38%), 20% —пассажиры. По видам ДТП также поровну (по 40%) погибло участников движения в столкновениях и наездах на пешеходов.

Наиболее «гибельной» явилась возрастная группа от 30 до 40 лет — 23% от общего числа погибших, далее группа 16-30 лет — 21%, затем группы 4050 лет и 50-60 лет — примерно по 16%, далее группа 60-70 лет — 9%, и замыкает возрастная группа старше 70 лет — 8%.

Больше всего погибло граждан РФ — 84% от общего числа погибших, из них жителей Московской области — 64% от общего числа погибших граждан РФ, и жителей г. Москва 20%.

66% от общего числа погибших погибло на месте ДТП до приезда скорой медицинской помощи (СМП), 12% погибло в лечебных учреждениях в течение первых суток, 5% скончались на месте ДТП по прибытию СМП, но до транспортировки, 2,2% скончались при транспортировке в лечебные учреждения, 15,6% скончались в лечебных учреждениях в течение 2 - 30 суток (в среднем в сутки гибло 18 человек).

На федеральных и территориальных автомобильных дорогах погибло по 41,4% от общего числа погибших. В ДТП, произошедших внутри населенных пунктов, погибло 41% от общего числа погибших. Из них в городах областного подчинения 15,1%, в райцентрах 25,6%, в НП районного значения 27,4%, в иных населенных пунктах 31,9%.

В столкновениях, произошедших на полосе встречного движения, погибло почти 50% от числа всех погибших, а из них погибших в результате нарушений ПДД, связанными с выездом на встречную полосу, или с нарушением правил обгона — 71%. В столкновениях, произошедших в зонах перекрестков, погибло 21% от числа всех погибших, из них в столкновениях при пересекающихся траекториях погибло почти 82%, из них, в свою очередь, на нерегулируемых перекрестках 24%. В попутных столкновениях и при перестроении погибло 19% от числа всех погибших в столкновениях.

Среди погибших в наездах на пешеходов (почти все из них это пешеходы) на автодорогах вне населенных пунктов погибло 46% от общего числа погибших в данном виде ДТП, из них при переходе проезжей части вблизи нерегулируемых пешеходных переходов погибло 16,5%, при переходах проезжих частей в неустановленных местах вблизи объектов торговли погибли 9%, при переходах проезжей части по нерегулируемым пешеходным переходам погибло 7,5%, при переходе проезжей части вблизи надземных или подземных пешеходных переходов погибло 1,6%, вблизи регулируемых пешеходных переходов погибло 1,1%. Среди погибших в наездах на пешеходов внутри населенных пунктов больше всего (22%) погибло при переходе проезжей части по нерегулируемым пешеходным переходам, при переходах проезжих частей в неустановленных местах вблизи объектов торговли 19%, при переходе проезжей части вблизи нерегулируемых пешеходных переходов погибло 18%, при переходе проезжей части по регулируемым пешеходным переходам погибло 7%, при переходе проезжей части вблизи регулируемых пешеходных переходов погибло 6,5%, из них 14% погибло при отсутствии пешеходных ограждений, при переходе проезжей части вблизи надземных или подземных пешеходных переходов погибло 2,3%, при переходе проезжей части вблизи железно-дорожных станций — 1,4%.

Рассмотрим сведения об участниках ДТП со смертельным исходом на территории Московской области, также полученные с использованием системы «АИУС-Журнал ДТП».

В ДТП со смертельным исходом участвовало водителей ТС — 59,5% от общего числа участников таких ДТП, пассажиров 22%, пешеходов 17%.

Среди водителей — участников ДТП со смертельным исходом, нарушили ПДД 48%, из них «не-

соответствие скорости конкретным условиям движения» фиксировалось у 22% водителей, «выезд на полосу встречного движения» — 18,4% водителей, «другие нарушения ПДД» — 13,3% водителей, «превышение установленной скорости движения» — 9,5% водителей, «нарушения правил проезда пешеходных переходов» — 9,3%, «несоблюдение очередности проезда» — 9,3%, «неправильный выбор дистанции» — 8,4%, «нарушения правил обгона» — 2,1%, «нарушения правил перестроения» — 2,1%, «нарушения правил расположения ТС на проезжей части» — 2,1%, «несоблюдение условий, разрешающих движение задним ходом» — 2%, «нарушение требований сигналов светофора» — 1,7%, «нарушения требований линий разметки» — 1,4%, «несоблюдение бокового интервала» — 1,4%, «нарушения правил проезда ж/д переезда» — 0,5%, «нарушения требований дорожных знаков» фиксировалось у 0,3% водителей. У 23% водителей зафиксировано алкогольное или наркотическое опьянение.

Необходимо отметить, что нарушение «несоответствие скорости конкретным условиям движения» фиксируется не только при наличии недостатков транспортно-эксплуатационного состояния дороги и при «не сухом» состоянии проезжей части, но и при выборе водителем режима движения, несоответствующего его водительскому опыту.

Больше всего водителей, нарушивших ПДД в ДТП со смертельным исходом, находились в возрасте 30-39 лет — 27%, в возрасте 20-29 лет — 25%, в возрасте 40-49 лет — 21%.

Водителей, нарушивших ПДД в ДТП со смертельным исходом, с водительским стажем свыше 10 лет — 65%, от 6 до 9 лет — 17%, со стажем 45 лет — 6% и со стажем до 3 лет — 12%. 86% водителей, нарушивших ПДД, граждане РФ, из них 55% — жители Московской области, 15% жители г. Москва.

Среди пешеходов, участвовавших в ДТП со смертельным исходом, 70% нарушили ПДД; из них у 63% нарушением явилось «переход проезжей части в запрещенных, неустановленных местах и вне пешеходных переходов», у 15% — «нахождение на проезжей части без цели ее перехода», у 11,5% — «иные нарушения ПДД пешеходом», у 7,3% «ходьба вдоль проезжей части попутного направления при удовлетворительном состоянии обочин», «неподчинение сигналам регулирования» у 1,7% пешеходов, «неожиданный выход из-за стоящего ТС» у 1,4%, и

«неожиданный выход из-за сооружений или деревьев» у 1% пешеходов.

Больше всего пешеходов, нарушивших ПДД в ДТП со смертельным исходом, находились в возрасте 30-39 лет (19,8% от общего числа пешеходов, нарушивших ПДД), 50-59 лет (17,4%), 40-49 лет (16,3%), 70 лет и старше (15,2%), 60-69 лет — 11,3%. Среди них переход проезжей части в запрещенных местах и вне пешеходных переходов больше всего совершают представители возрастных групп 60-69 лет (66%) и 70 лет и старше (81%). Среди пешеходов, нарушивших ПДД, 75% — граждане РФ. Из них жителей Московской области 63%, жителей г. Москва — 14%.

Проанализировав показатели аварийности и смертности в ДТП на территории Московской области, можно сделать вывод, что основные причины гибели людей в ДТП следующие.

1. Выезды ТС на полосы встречного движения при следующих нарушениях ПДД водителями: «выезд на полосу встречного движения», «нарушение правил обгона», «выезд на полосу встречного движения в местах, где это запрещено» (гибель участников в 14% случаев смертельных ДТП), а также выезды ТС на полосы встречного движения при «несоответствии выбранной водителями скорости ТС конкретным условиям движения» или при наличии недостатков транспортно-эксплуатационного состояния улиц и дорог (гибель участников в 9% случаев смертельных ДТП).

2. Съезды с дорог с последующим наездом на препятствия, вызванные несоответствием выбранной водителями скорости ТС конкретным условиям движения или превышением водителями установленной скорости движения ТС (гибель участников в 8,5% случаев смертельных ДТП).

3. Нарушения водителями ТС правил проезда перекрестков (гибель участников в 8,3% случаев смертельных ДТП).

4. Нарушения водителями ТС правил перестроения (гибель участников в 8% случаев смертельных ДТП).

5. Переход пешеходом проезжей части вблизи нерегулируемых пешеходных переходов (гибель участников в 7,2% случаев смертельных ДТП).

6. Не предоставление водителем преимущества в движении пешеходу на нерегулируемом пешеходном переходе (гибель участников в 6,2% случаев смертельных ДТП).

7. Переход пешеходом проезжей части в неустановленном или запрещенном месте вблизи объектов торговли (гибель участников в 5,8% случаев смертельных ДТП).

8. Наезды ТС на препятствия в пределах проезжих частей (дорожное ограждение), вызванные несоответствием выбранной водителями скорости ТС конкретным условиям движения или превышением водителями установленной скорости движения ТС (гибель участников в 2% случаев смертельных ДТП).

Для разработки программ мероприятий по профилактике аварийности на отдельных участках улично-дорожной сети Подмосковья активно применяется методика создания многофакторных регрессионных моделей аварийности. Рассчитанные модели позволили:

♦ определить факторы (процессы), в развитии которых заложены резервы роста и снижения аварийности;

♦ определить количественную оценку влияния на аварийность изменения каждого из вышеопределенных явлений (процессов);

♦ получать прогнозные значения аварийности на перспективу [1-8].

Основными факторами, имеющими высокое, и скорое по времени, влияние на профилактику аварийности, полученными при создании многофакторных регрессионных моделей аварийности следующие:

♦ создание разделительных полос в виде металлического или железобетонного ограждения или газона;

♦ создание дорожных ограждений;

♦ ликвидация наземных пешеходных переходов за счет создания надземных и подземных, при невозможности ликвидации оснащение их искусственными неровностями или светофорным регулированием;

♦ оснащение регулируемых пешеходных переходов пешеходными ограждениями;

♦ оснащение движения на перекрестках светофорным регулированием;

♦ дальнейшее искусственное освещение проезжей части.

По-прежнему, самым действенным фактором предотвращения ДТП являются функции надзора и контроля за движением, осуществляемые, главным образом, — силами инспекторов ДПС, являющихся средством предупреждения нарушений ПДД, и, в

меньшей степени, установкой комплексов фотови-деофиксации нарушений ПДД, являющихся только средством фиксации нарушений. При этом функции надзора и контроля за движением не могут эффективно осуществляться без весомого уровня административной ответственности за нарушение ПДД, который должен состоять не только из высоких денежных сумм, но и обеспечиваться надежной системой неотвратимости наказания (например, задержание водительского удостоверения до исполнения).

Практическое внедрение этих мероприятий на нескольких автодорогах Московской области позволило предотвратить ожидаемое количество ДТП.

Динамика числа погибших в ДТП за 20122017 гг. на территории Московской области находится в прямой связи с динамикой количества ДТП со смертельным исходом, которая также находится в прямой связи с динамикой количества ДТП с пострадавшими за 2012-2017 гг. Из этого можно сделать вывод о том, что мероприятия, являющиеся основополагающими для профилактики возникновения ДТП с пострадавшими, также являются основополагающими при профилактике гибели людей в ДТП [7].

Литература

1. Горбатенко Д.С., Рябчинский А.И. Методические основы создания многофакторных регрессионных моделей аварийности на автомобильных дорогах // Вестник МАДИ (ГТУ). 2007. № 2 (9). С. 90.

2. Горбатенко Д. С. Исследование причин и факторов, влияющих на уровень аварийности на улич-но-дорожных сетях городов и населенных пунктов РФ: Сб. докладов к семинарам и конференциям по Федеральной целевой программе «Повышение безопасности дорожного движения в 2006-2012 гг.». М., 2007.

3. Горбатенко Д.С., Рябчинский А.И. Методические подходы к разработке региональных программ повышения безопасности дорожного движения // Инновационные технологии управления в автотранспортных системах: Сб. науч. тр. факультета «Управление». М.: МАДИ (ГТУ), 2008. С. 156.

4. Капитанов В.Т., Монина О.Ю., Чубуков А.Б. Прикладные математические методы для анализа аварийности. Методические рекомендации. М., 2014.

5. Горбатенко Д.С., Горбатенко С.А. Системный подход к формированию стратегии обеспечения безопасности дорожного движения // Информационные и телекоммуникационные технологии. 2012. № 14.

6. Горбатенко Д.С., Кузнецов В.В., Порташни-ков О.М. Применение математико-статистических методов для прогнозирования уровня дорожно-транспортной аварийности. Информационный бюллетень. М.: МВД России, ГУОБДД. 2016. С. 15-30.

7. Шмойлова Р.А. Теория статистики. М., 1996.

8. Четыркин Е.М. Статистические методы прогнозирования. М.: Статистика, 1975.

References

1. Gorbatenko D.S., Ryabchinskiy A.I. Metodiches-kiye osnovy sozdaniya mnogofaktornykh regressionnykh modeley avariynosti na avtomobil'nykh dorogakh // Vestnik MADI (GTU). 2007. № 2 (9). S. 90.

2. Gorbatenko D.S. Issledovaniye prichin i faktorov, vliyayushchikh na uroven' avariynosti na ulichno-doroz-hnykh setyakh gorodov i naselennykh punktov RF: Sb. dokladov k seminaram i konferentsiyam po Federal'noy

tselevoy programme «Povysheniye bezopasnosti dorozh-nogo dvizheniya v 2006-2012 gg.». M., 2007.

3. Gorbatenko D.S., Ryabchinskiy A.I. Metodiches-kiye podkhody k razrabotke regional'nykh programm povysheniya bezopasnosti dorozhnogo dvizheniya // In-novatsionnyye tekhnologii upravleniya v avtotransport-nykh sistemakh: Sb. nauch. tr. fakul'teta «Upravleniye». M.: MADI (GTU), 2008. S. 156.

4. Kapitanov V.T., Monina O.Yu, Chubukov A.B. Prikladnyye matematicheskiye metody dlya analiza avariynosti. Metodicheskiye rekomendatsii. M., 2014.

5. Gorbatenko D.S., Gorbatenko S.A. Sistemnyy podkhod k formirovaniyu strategii obespecheniya bezopasnosti dorozhnogo dvizheniya // Informatsionnyye i telekommunikatsionnyye tekhnologii. 2012. № 14.

6. Gorbatenko D.S., Kuznetsov V.V., Portashni-kov O.M. Primeneniye matematiko-statisticheskikh me-todov dlya prognozirovaniya urovnya dorozhno-trans-portnoy avariynosti. Informatsionnyy byulleten'. M.: MVD Rossii, GUOBDD, 2016. S. 15-30.

7. Shmoylova R.A. Teoriya statistiki. M., 1996.

8. Chetyrkin E.M. Statisticheskiye metody prognozirovaniya. M.: Statistika, 1975.

Финансовое право

4-е изд., перераб. и доп. Учебник. 663 с. 2019 г.

Гриф МО РФ.

Гриф УМЦ «Профессиональный учебник».

Гриф НИИ образования и науки.

Эриашвили Н.Д.

Рассматривается финансовое право в аспекте наиболее актуальных вопросов правового регулирования важнейших институтов этой отрасли права в современный период развития экономики. Учтены изменения и дополнения, внесенные в законодательство России по состоянию на 1 сентября 2016 г.

Основное внимание уделяется правовым основам и принципам финансовой деятельности, правовому регулированию бюджетных отношений и налогообложения. Анализируются правовые основы государственного и муниципального кредита, правовое регулирование банковской деятельности, а также правовые основы денежного обращения.

Для студентов, аспирантов и преподавателей юридических вузов и факультетов, а также практических работников органов государственной власти и местного самоуправления, финансовых и кредитных учреждений и предпринимателей.

Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя

Н.Д. Эриашвили

Финансовое

право

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Учебник

Четвертое издание

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.