Научная статья на тему 'Проблемы аварийности на дорогах и пути ее снижения'

Проблемы аварийности на дорогах и пути ее снижения Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
15267
828
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЕЗОПАСНОСТЬ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ / СТАТИСТИКА АВАРИЙНОСТИ / ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ДТП / ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА СОВЕРШЕНИЕ ДТП / ПРОГРАММА ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ / SAFETY OF TRAFFIC / THE STATISTICIAN OF ACCIDENT RATE / THE ROAD ACCIDENT PREVENTION / RESPONSIBILITY FOR ROAD ACCIDENT COMMISSION / THE PROGRAM ON TRAFFIC SAFETY

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Митник Виктор Маркович

В статье рассматривается проблема обеспечения безопасности дорожного движения в Российской Федерации на примере показателей аварийности на дорогах Самарского региона. Исследуются основные тенденции развития проблемы, причины и условия, способствующие совершению дорожно-транспортных происшествий, предлагаются конкретные меры, направленные на снижение показателей аварийности и ее общественно опасных последствий

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Митник Виктор Маркович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

A problem of road accident rate and a way of its decrease

In article the problem of safety of traffic in the Russian Federation on the example of accident rate indicators on roads of the Samara region is considered. The main tendencies of development of a problem are investigated, the reasons and the conditions promoting road accidents, the concrete measures directed on decrease in indicators of accident rate and its socially dangerous consequences are offered

Текст научной работы на тему «Проблемы аварийности на дорогах и пути ее снижения»

Вестник Самарской гуманитарной акалемии. Серия «Право». 2013. № 1(13)

ПРОБЛЕМЫ АВАРИЙНОСТИ НА ДОРОГАХ И ПУТИ ЕЕ СНИЖЕНИЯ*

© В. М. Митник

Митник Виктор Маркович полковник полиции заместитель начальника УГИБДД ГУ МВД России по Самарской области

В статье рассматривается проблема обеспечения безопасности лорожното лвижения в Российской Фелераиии на примере показателей аварийности на лоротах Самарското ретиона. Исслелуются основные тенлениии развития проблемы, причины и условия, способствующие совершению лорожно-транспорт-ных происшествий, преллатаются конкретные меры, направленные на снижение показателей аварийности и ее общественно опасных послелствий.

Ключевые слова: безопасность лорожното лвижения, статистика аварийности, прелупрежление АТП, ответственность за совершение АТП, Протрамма по обеспечению безопасности лорожното лвижения.

Состояние безопасности дорожного движения в Российской Федерации становится все более серьезной социально-экономической и правовой проблемой. Уровень аварийности на дорогах, несмотря на некоторое снижение ее абсолютных показателей, остается высоким.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации, «человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства» (ст. 2 Конституции). Согласно ее ст. 45, государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гаран-

* Статья подготовлена в рамках магистерской программы «Проблемы противодействия преступности и осуществления правосудия» (научный руководитель — докт. юрид наук, профессор В. К Дуюнов).

тируется. Государство обязано обеспечивать безопасность граждан, принимать исчерпывающие меры по защите жизни и здоровья граждан.

В 2012 году в Послании Федеральному собранию РФ Президент Российской Федерации В. В. Путин назвал обеспечение безопасности дорожного движения в числе приоритетных задач развития страны. Президент особо подчеркнул, что аварийность на автомобильном транспорте прочно заняла одно из ведущих мест в ряду важнейших социально-экономических и демографических проблем и представляет сегодня угрозу национальной безопасности России. Негативные последствия от аварий многократно превышают ущерб от железнодорожных катастроф, пожаров и других эксцессов и несчастных случаев. Последние резонансные автокатастрофы отразили многочисленные проблемы, связанные с организацией дорожного движения, с состоянием дорог, с ответственностью участников движения.

Начиная с 2006 года, когда после объективной оценки сложившейся ситуации был взят курс на усиление мер по защите жизни и здоровья граждан на дорогах, был принят целый ряд нормативных правовых актов, направленных на совершенствование организации дорожного движения, усиление ответственности его участников и т.п.

В 2006 году была разработана федеральная целевая программа «Повышение безопасности дорожного движения в 2006-2012 годах» [1], аналогичная целевая программа на период до 2015 года разработана и реализуется в Самарской области [2]. В этот же год, своим Указом № 1042 Президент России поручил Правительству РФ совместно с органами исполнительной власти субъектов РФ принять неотложные меры, направленные на совершенствование нормативно-правовой базы, регулирующей вопросы безопасности дорожного движения и реализовать весь комплекс мероприятий по предупреждению гибели и ранению людей в ДТП [3]. Федеральными законами РФ было внесен целый ряд изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, направленных на ужесточение санкций за нарушения Правил дорожного движения [4].

В результате принятых мер, в Самарской области, например, с 2007 по 2011 года ежегодно отмечалось снижение основных показателей аварийности. Так, количество дорожно-транспортных происшествий в указанный период снизилось на 19,6% (с 5241 до 4210), число погибших и раненых сократилось на 34,7% (с 752 до 491) и 15,1% (с 6402 до 5432) соответственно [5].

И тем не менее, показатели статистки в данной сфере и в настоящее время не дают повода для большого оптимизма, не позволяют говорить о наступлении коренного перелома в лучшую сторону.

С начала 2012 года основные показатели аварийности снова стали расти: на конец года в области зарегистрировано 4593 ДТП, в которых погибли 585 и ранено 6050 человек. Количество происшествий возросло на 9,1%, число погибших и раненых увеличилось на 19,1% и 11,4% соответственно. Тяжесть последствий от ДТП возросла с 8,3 до 8,8 погибших на 100 пострадавших. Рост ДТП зарегистрирован на территориях 24 из 35 муниципальных образований Самарской области.

Аналогичная тенденция роста основных показателей аварийности в 2012 году отмечается и в целом по России: ДТП на 1,9% (203 597), количество погибших возросло на 0,1% (27 991), получивших ранения на 2,7% (258 618).

Увеличение количества показателей аварийности произошло и во многих субъектах РФ, которые могут быть сравнимы с Самарской областью. Так, в Чувашской Республике рост ДТП составил 14,6%, число погибших в них людей возросло на 1,5% и раненых на 12,8%. В Пермском крае количество ДТП на 2,3%, погибших на 4,6%, раненых на 0,8%, в Кемеровской области ДТП возросло на 11,9%, число погибших на 0,9%, раненых на 9,9%, в Омской области увеличилось ДТП на 14,9%, число погибших и раненых на 25,4% и 14,3% соответственно.

В Самарской области сложилась неблагоприятная обстановка с обеспечением безопасности пешеходов, а это наиболее многочисленная и самая уязвимая группа участников дорожного движения. Совершено 1599 наездов на пешеходов, что на 4,4% превышает показатели предыдущего года, удельный вес данных ДТП составил 34,8%. В том числе 416 наездов на людей совершено на пешеходных переходах.

Нередко ДТП со смертельным исходом являются следствием невнимательности самих пешеходов, неспособности объективно воспринимать и оценивать дорожную обстановку, степень ее опасности, а также нарушения ими Правил дорожного движения.

Неуклонно растет число аварий с участием пьяных водителей. Данный показатель вырос за год на 20% и составил 378 ДТП, в которых 31 человек погиб (+6,9%) и 606 человек ранены (+25,7%).

Тревожную статистику характеризует рост числа ДТП с участием детей, в 567 (+13,6%) ДТП получили ранения 610 несовершеннолетних (+17,1%), хотя число погибших детей снизилось на 42,9% (с 21 до 12).

Возросло число ДТП по вине молодых водителей (369 или +25,5%), в результате которых 46 (+58,6%) человек погибли и 543 (+26%) ранены.

Увеличилось количество ДТП из-за нарушений Правил дорожного движения водителями автобусов (рост на 30,3%), в результате которых 7 человек погибли (рост на 16,7%) и 286 ранены (рост на 48,2%).

Анализ причин и обстоятельств ДТП показывают, что основной их причиной по-прежнему нарушение правил безопасности дорожного движения со стороны водителей транспортных средств, выразившееся в превышении скорости или неправильном выборе ее режима применительно к конкретным условиям. По данной причине в 2012 г. произошло 2098 ДТП — более половины (50,1 %) от общего числа происшествий за год (по сравнению с показателями 2011 г. — рост на 24,7%). Другими причинами ДТП стали: нарушения правил проезда пешеходных переходов — 355 ДТП или 8,5% (рост на 4,7%); а также управление транспортным средством в состоянии опьянения — 378 ДТП или 9% (рост на 20%).

Одним из условий, способствующих росту числа погибших в ДТП участников дорожного движения, явилось не использование ими ремней безопасности и детских удерживающих устройств.

По результатам проведенного анализа основными проблемными вопросами состояния аварийности на дорогах Самарской области явились, на наш взгляд, следующие:

• Несоответствие уровня эксплуатационного состояния улично-дорожной сети нормативным требованиям.

• Рост количества транспорта происходит значительно быстрее развития транспортной инфраструктуры.

• Значительный прирост количества автотранспорта (ежегодно около 50 тыс.) и на сегодняшний день превышает 1 млн. 100 тыс. единиц.

• Ежегодное увеличение числа «молодых водителей» (2010 г. — 39 тыс., 2011 г. — 38 тыс., 2012 г. — 45,4 тыс.), связанно с ростом количества выпускников автошкол.

• «Привыкание» участников дорожного движения к ужесточению административных штрафов за нарушение Правил дорожного движения.

• Недостаточно оперативная помощь пострадавшим в ДТП, в первую очередь на участках автомобильных дорог удаленных от населенных пунктов.

• Неразвитая система организационных, плановых и инженерных мероприятий в области совершенствования системы управления движением транспорта, в том числе при градостроительстве.

• Резкий рост числа велосипедистов и водителей скутеров (мопедов) на улично-дорожной сети, отсутствие правовых норм, регламентирующих контроль за их использованием.

• Увеличение транзитного автотранспорта проходящего по автодорогам Самарской области (как грузового, так и легкового, особенно в летний период — до 10-12% за 2012 год).

Также к условиям, способствующим росту числа ДТП, следует отнести низкий уровень правовой культуры участников дорожного движения, прежде всего водителей автотранспортных средств, а также необеспече-ние на практике неотвратимости ответственности (административной и уголовной) за нарушение правил дорожного движения.

Совершенно очевидно, что кардинальное решение проблемы требует комплексных подходов, серьезнейших мер как общесоциального (социально-экономического, организационно-технического, культурно-воспитательного и т. п.), так и специального превентивного и карательного характера.

К числу последних относятся, в частности меры уголовно-правовые, имеющие своей задачей охрану специфическими удерживающими средствами важнейших интересов личности, общества и государства от причинения им вреда и урегулирование конфликтов, возникающих в тех случаях, когда такой вред все-таки причинен.

Это в полной мере относится к действующей редакции статьи 264 Уголовного кодекса РФ, в которой установлена ответственность за нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, повлекшее причинение тяжкого вреда здоровью человека или смерть. Насколько эффективно нормы данной статьи решают указанные выше задачи?

Статистика ДТП, содержащих признаки преступлений, показывает, что только в 2012 году в Самарской области по статье 264 УК РФ возбуждено 497 дел, из которых в результате осуждено 400 водителей (в 2011 г. — 488 и 347 соответственно). В том числе по части 1 указанной статьи (причинение тяжкого вреда здоровью) — 261 человек, по части 3 (повлекшее смерть человека) — 177, по части 5 (в котором погибло 2 и более лиц) — 24.

По сравнению с предыдущим годом возросло количество преступных деяний с человеческими жертвами, совершенных в состоянии опьянения. При этом отсутствие в санкциях соответствующих частей ст. 264 УК РФ указаний о нижних пределах санкций приводит к тому, что большая часть всех преступников получают незначительные сроки лишения свободы, явно не соответствующие тяжести наступивших последствий.

В связи с этим следует признать обоснованным обсуждаемый в Государственной Думе Федерального Собрания РФ законопроект, предусматривающий установление нижних пределов санкций и общее усиление наказаний за нарушение Правил безопасности дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, повлекшее наиболее тяжкие последствия лицом, находящимся в состоянии опьянения.

Усиление уголовной ответственности, на наш взгляд, будет способствовать повышению дисциплины участников дорожного движения, убеждение их в необходимости неукоснительного соблюдения правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств.

Вместе с тем, только этих мер будет недостаточно, необходимо внести ясность в практику применения ст. 264 УК РФ, нуждающейся в дополнительных аргументах и более тщательном толковании объективных и субъективных признаков данного преступления. У рассматриваемой проблемы существует обратная сторона — это значительный рост судимости в стране.

Особого внимания заслуживает сложная проблема правильного понимания теоретической и правовой сущности причинной связи в транспортных преступлениях. Еще более важное значение имеет сложнейшая проблема определения форм и содержания вины в таких преступлениях. Неправильная трактовка этих признаков приводит к частым ошибкам в квалификации преступного нарушения ПДД и не позволяет тщательно индивидуализировать наказание.

Понимая всю сложность и остроту развития ситуации с обеспечением безопасности дорожного движения, необходимо внести существенные коррективы в КоАП РФ за счет введения норм, способных на данном этапе преодолеть негативную ситуацию с дисциплиной на дорогах. Надо серьезно поработать над законодательством, добиться того, чтобы санкции не только карали за те или иные нарушения ПДД но, прежде всего, способствовали их предотвращению. Чтобы водитель, независимо от его уровня доходов, опасался превышать скорость, садиться за руль пьяным, выезжать на встречную полосу и т. д. Тем самым они должны быть адекватны степени общественной опасности того или иного нарушения, предусматривать эффективные механизмы реализации принципа неотвратимости уголовно-правового воздействия на преступников.

Принятое Правительством решение о продлении действия целевой Программы по обеспечению безопасности дорожного движения на период 2013-2020 годов позволит гарантировать достижение установленных директивных показателей снижения тяжести последствий в ДТП в 2020 году примерно на четверть.

Программа рассчитана на 2013-2020 годы и будут осуществляться в 2 этапа: 1-й этап — 2013-2015 годы; 2-й этап — 2016-2020 годы.

На 1-м этапе Программы (2013-2015 годы) планируется реализация мероприятий, направленных:

— на сокращение влияния наиболее весомых факторов, вызывающих дорожно-транспортную аварийность и снижающих возможность и качество оказания медицинской помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях;

— на изменение общественного отношения к проблемам безопасности дорожного движения;

— на совершенствование деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по снижению дорожнотранспортной аварийности.

На 2-м этапе Программы (2016-2020) мероприятия будут направлены преимущественно на снижение аварийности на российских дорогах, преодоления дисбаланса в ситуации с аварийностью в регионах и основываться на дифференцированном подходе к задачам по снижению дорожно-транспортного травматизма для каждого субъекта Российской Федерации и экономически выгодных механизмах софинансирования мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения за счет средств федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации.

Ведется значительная работа по предупреждению опасного поведения на дорогах водителей транспортных средств для предотвращения наступления тяжких последствий. Одним из основных факторов, способным повлиять на решение данной проблемы, является ужесточение административной ответственности за нарушения правил дорожного движения.

В феврале текущего года внесен на рассмотрение в Госдуму РФ законопроект, предполагающий увеличение штрафов практически за все нарушения правил дорожного движения. Штрафы планируется увеличить как для водителей, так и для пешеходов. В представленный в Госдуму РФ документ включены все законодательные инициативы, предлагавшиеся различными фракциями и Госавтоинспекцией за последние пять лет. Предполагается, что это будут крупнейшие с 2007 года изменения в Кодекс об административных правонарушениях РФ.

В первую очередь изменения направлены на борьбу со злостными нарушителями, введя в действие балльную систему, сходную с той, которая действовала в СССР. Кроме того, законопроект предполагает введение более жестких санкций за повторные нарушения ПДД. И, в первую очередь, планируемые изменения должны существенно повысить дисциплину водителей транспортных средств.

Одновременно с этим Госавтоинспекцией ведется активная работа по осуществлению контрольно-надзорных мероприятий. Особое внимание акцентируется на исполнении должностными и юридическими лицами автопредприятий нормативно-правовых актов в области обеспечения безопасности дорожного движения.

В текущем году и в последующием планируется увеличение технического оснащения подразделений Госавтоинспекции Самарской области автотранспортом и средствами для осуществления контроля за дорожным движением. Приоритетно средства будут направлены на развертывание стационарных и передвижных комплексов фото — видео фиксации нарушений правил дорожного движения работающих в автоматическом режиме и, устанавливаться такие приборы будут только в аварийно опасных местам для снижения количества ДТП. Для полноценной работы комплексов в 2011 году при Главном управлении МВД России по Самарской области создан центр автоматической фиксации административных правонарушений в области дорожного движения. Только в 2012 году сотрудниками Центра вынесено 932 тысячи постановлений по делам об административных правонарушениях, что в 2 раза больше 2011 года. Вынесено штрафов водителям — нарушителям ПДД на сумму свыше 252 млн. 166 тыс. рублей.

Продолжается работа по привлечению должностных и юридических лиц к административной ответственности за их неудовлетворительное содержание улично-дорожной сети и технических средств организации дорожного движения.

Во взаимодействии со средствами массовой информации активизируются пропагандистские мероприятия, направленные на разъяснение участникам дорожного движения норм и правил нахождения на проезжей части, а также предупреждению ДТП, в т. ч. с участием несовершеннолетних.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Постановление Правительства РФ от 20.02.2006 г. № 100 «О федеральной целевой программе Повышение безопасности дорожного движения в 2006—2012 годах» (дополнительно вносились изменения и дополнениями от: 18 августа 2007 г., 2 июня, 15 июля 2008 г., 14 февраля 2009 г., 2 августа 2011 г., 22 ноября 2012 г.).

2. Постановление Правительства Самарской области от 27 марта 2009 г. № 188 «об утверждении областной целевой программы Повышение безопасности дорожного движения до 2015 года».

3. Указ Президента РФ № 1042 от 22.09.2006 «О первоочередных мерах по обеспечению безопасности дорожного движения» опубликовано 26 сентября 2006 г. в «Российской газете» и «Собрании законодательства Российской Федерации, ред. от 27.10.2011.

4. Федеральные законы от 22.07.2007 № 116-ФЗ, 12.11.2012 № 194-ФЗ, 24.07.2007 № 210-ФЗ, 09.11.2009 № 249-ФЗ, 23.07.2010 № 169-ФЗ, 01.07.2011 № 170-ФЗ, 07.05.200 № 86-ФЗ, 03.07.2010 № 175-ФЗ, 23.04.2012 № 34-ФЗ, 21.04.2011 № 69-ФЗ, 11.07.2011 № 207-ФЗ, 15.07.2011 № 153.

5. Статистические данные предоставлены Управлением Госавтоинспекции по Самарской области.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.