Научная статья на тему 'РЕЗУЛЬТАТЫ И НАПРАВЛЕННОСТЬ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО НАДЗОРА В ОБЛАСТИ БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ'

РЕЗУЛЬТАТЫ И НАПРАВЛЕННОСТЬ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО НАДЗОРА В ОБЛАСТИ БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
134
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НАДЗОР В ОБЛАСТИ БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ / АДМИНИСТРАТИВНО-ЮРИСДИКЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / НАДЗОР ЗА ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ И ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ / ВЫПОЛНЯЮЩИХ РАБОТЫ И ПРЕДОСТАВЛЯЮЩИМИ УСЛУГИ ПО ТЕХНИЧЕСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЮ И РЕМОНТУ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Лопарев Е.А., Ермаганбетов А.С., Шестериков Н.А.

В статье будут рассмотрены результаты надзорной деятельности Госавтоинспекции МВД России в области безопасности дорожного движения, а также эффективность принимаемых при осуществлении такой деятельности мер.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Лопарев Е.А., Ермаганбетов А.С., Шестериков Н.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RESULTS AND DIRECTIONS OF FEDERAL STATE SUPERVISION IN THE FIELD OF ROAD SAFETY

The article will consider the results of the supervisory activities of the State Traffic Inspectorate of the Ministry of Internal Affairs of Russia in the fi eld of road safety, as well as the effectiveness of measures taken in the implementation of such activities.Key words: federal state supervision in the fi eld of road safety, administrative and jurisdictional activities, supervision of the activities

Текст научной работы на тему «РЕЗУЛЬТАТЫ И НАПРАВЛЕННОСТЬ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО НАДЗОРА В ОБЛАСТИ БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ»

Лопарев Е.А.,

старший научный сотрудник отдела изучения проблем нормативного

правового и аналитического обеспечения ФКУ «Научный центр БДД МВД России»

Ермаганбетов А.С.,

научный сотрудник отдела изучения проблем нормативного правового и аналитического обеспечения ФКУ «Научный центр БДД МВД России»

Шестериков Н.А.,

научный сотрудник отделения анализа аварийности отдела изучения проблем нормативного правового и аналитического обеспечения ФКУ «Научный центр БДД МВД России»

РЕЗУЛЬТАТЫ И НАПРАВЛЕННОСТЬ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО НАДЗОРА В ОБЛАСТИ БЕЗОПАСНОСТИ

ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ

Аннотация. В статье будут рассмотрены результаты надзорной деятельности Госавтоинспекции МВД России в области безопасности дорожного движения, а также эффективность принимаемых при осуществлении такой деятельности мер.

Ключевые слова: федеральный государственный надзор в области безопасности дорожного движения, административно-юрисдикционная деятельность, надзор за деятельностью юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, выполняющих работы и предоставляющими услуги по технического обслуживанию и ремонту транспортных средств

Loparev E.A.,

senior Researcher of the Department for the Study of Problems of Regulatory Legal and

Analytical Support

FKU «Scientific Center for Traffic Safety of the Ministry of Internal Affairs of Russia»

Ermaganbetov A.S.,

researcher of the Department for the Study of Problems of Regulatory

legal and analytical support

FKU «Scientific Center for Traffic Safety of the Ministry of Internal Affairs of Russia»

Shesterikov N.A.,

researcher of the Accident Analysis Division of the Department for the Study of Problems of

Regulatory Legal and Analytical Support FKU «Scientific Center for Traffic Safety of the Ministry of Internal Affairs of Russia»

RESULTS AND DIRECTIONS OF FEDERAL STATE SUPERVISION

IN THE FIELD OF ROAD SAFETY

Abstract. The article will consider the results of the supervisory activities of the State Traffic Inspectorate of the Ministry of Internal Affairs of Russia in the field of road safety, as well as the effectiveness of measures taken in the implementation of such activities.

Key words: federal state supervision in the field of road safety, administrative and jurisdictional activities, supervision of the activities of legal entities and individual entrepreneurs performing work and providing services for the maintenance and repair of vehicles

Проблема обеспечения безопасности дорожного движения (далее - БДД) имеет важное социально-экономическое значение для страны. Нарушение требований в области БДД его участниками, юридическими и должностными лицами, индивидуальными предпринимателями (далее - ЮЛ, ДЛ и ИП) составляют большую часть

1 Антонов С.Н. Понятие федерального государственного надзора в области БДД: лекция. М.: ФКУ НИЦ БДД МВД России, 2015. - 44 с.

26 _

причин дорожно-транспортного травматизма1.

В соответствии со ст.5 Федерального закона от 10.12.1995 №196 - ФЗ «О безопасности дорожного движения»2 к числу основных направлений обеспечения БДД является осуществление федерального государственного надзора в области обеспечения БДД.

2 Федеральный закон от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения». «Российская газета», № 245, 26.12.1995.

- 2021 №1

Федеральный государственный надзор в области БДД осуществляется в целях обеспечения соблюдения осуществляющими деятельность по эксплуатации автомобильных дорог, транспортных средств, выполняющими работы и предоставляющими услуги по техническому обслуживанию и ремонту транспортных средств ЮЛ, ИП и гражданами - участниками дорожного движения требований законодательства Российской Федерации о БДД.

Предметом федерального государственного надзора, осуществляемого сотрудниками Госавтоинспекции, является соблюдение обязательных требований к техническому состоянию и конструкции автомото-транспортных средств, изменению их конструкции, а также перевозкам пассажиров и грузов (за исключением требований, соблюдение которых проверяется при осуществлении федерального государственного транспортного надзора) следующими объектами:

- ЮЛ и ИП, осуществляющими на территории Российской Федерации деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств;

- ЮЛ и ИП, предоставляющими услуги по их техническому обслуживанию и ремонту ТС;

- физическими лицами - водителями ТС1.

Реализация надзорных полномочий Госавтоинспекции в отношении водителей транспортных

средств в основном происходит в рамках федерального государственного надзора за соблюдением участниками дорожного движения требований законодательства Российской Федерации в области БДД2. В то же время для осуществления надзора за ЮЛ и ИП законодательством Российской Федера-ции3 предусмотрен специальный правовой режим, предполагающий особый порядок организации и проведения их проверок, в связи с чем данные объекты надзора будут рассмотрены более подробно. Так, в 2020 году более чем в 2 раза сократилось количество проверок юридических лиц4 и индивидуальных предпринимателей5, осуществляющих эксплуатацию транспортных средств (439, -65%). В системе проверок ЮЛ и ИП, осуществляющих деятельность по эксплуатации ТС, проводились только внеплановые проверки, что обусловлено внесением изменений в законодательство о безопасности дорожного движения, в соответствии с которыми плановые проверки ЮЛ и ИП, осуществляющих деятельность по эксплуатации ТС, не проводятся с декабря 2018 года.

Вместе с тем значительно увеличились проверки ЮЛ и ИП, выполняющих работы и предоставляющих услуги по техническому обслуживанию и ремонту ТС (71, +343,8%) (рисунок 1)6.

осуществляющих эксплуатацию ТС выполняющих работы и

предоставляющих услуги по тех обслуживанию ТС

Рис.1. Количество проведенных проверок ЮЛ и ИП в рамках плановых и внеплановых проверок

1 Пункт 5 Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации исполнения государственной функции по осуществлению федерального государственного надзора в области безопасности дорожного движения в части соблюдения осуществляющими деятельность по эксплуатации транспортных средств, выполняющими работы и предоставляющими услуги по техническому обслуживанию и ремонту транспортных средств юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями и гражданами - участниками дорожного движения требований законодательства Российской Федерации, правил, стандартов, технических норм и иных нормативных документов в области обеспечения безопасности дорожного движения к конструкции и техническому состоянию находящихся в эксплуатации автомототранспорт-ных средств и предметов их дополнительного оборудования, изменению их конструкции, перевозкам пассажиров и грузов, 2021 №1-

утверждённого приказом МВД России от 14.11.2016 № 727.

2 Административный регламент исполнения Министерством внутренних дел Российской Федерации государственной функции по осуществлению федерального государственного надзора за соблюдением участниками дорожного движения требований законодательства Российской Федерации в области безопасности дорожного движения, утверждённый приказом МВД России от 23.08.2017 № 664.

3 Федеральный закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

4 Далее также «ЮЛ».

5 Далее также «ИП».

6 По данным ГИАЦ, форма 555, раздел 2, введена в действие приказом МВД России от 22.08.2017 № 657.

Сокращение количества проверок в отношении ЮЛ и ИП, осуществляющих деятельность по эксплуатации ТС, повлекло уменьшение количества проверенных ТС (- 53,1%; 3832) и, как

следствие, установленных фактов эксплуатации ТС с нарушениями в области безопасности дорожного движения (-49%; 1498) (рисунок 2).

Рис.2. Результаты проверок ТС, принадлежащих ЮЛ и ИП

В числе выявленных нарушений преобладают неисправности, при которых эксплуатация ТС запрещена (1039, -51%), а также внесение изменений в конструкцию ТС в нарушение установленного порядка (215, -55%).

Сократилось количество информации о вы-

явленных нарушениях законодательства РФ в рамках проведения внеплановых и плановых проверок ЮЛ и ИП, направленной в органы прокуратуры (78, -74%) и другие органы государственного контроля (надзора) в соответствии с их компетенцией (195, 54,2%) (рисунок 3).

Рис.3. Информация, направленная в органы государственного контроля

и надзора

Кроме того, следует отметить увеличение ко- ЮЛ (596, +1068%), удельный вес которых со-личества направленных в суды дел об адми- ставил более половины (53,7%) от всех воз-нистративных правонарушениях в отношении бужденных дел в отношении ЮЛ (рисунок 4).

1110

2019 2020

п Воз буждено ■ Напр авлено

Рис.4. Принятые решения по делам об административных правонарушениях в

отношении ЮЛ

Наибольшее количество дел, возбужденных в отношении юридических лиц, составляют правонарушения, предусмотренные ч. 3 ст. 12.31.1 КоАП РФ (осуществление перевозок с нарушением требований о проведении предрейсового контроля технического состояния ТС) с долей 19,9% (221) от всех возбужденных дел в отношении ЮЛ по линии технического надзора. Немногим меньше

возбуждено дел по ч. 2 ст. 12.37 КоАП РФ (неисполнение владельцем ТС обязанности по ОСАГО) с долей 18,8% (209) и правонарушениям, предусмотренным ст. 12.32 КоАП РФ (допуск к управлению ТС водителя, находящегося в состоянии опьянения либо не имеющего права управления ТС), доля их составляет 12,8% (142) (рисунок 5).

Рис.5. Распределение дел, возбужденных в отношении юридических лиц за совершение правонарушений по линии технического надзора

В 2020 году отмечено небольшое увеличение тегории. Удельный вес от всех возбужденных дел

(4495, +1,8%) количества возбужденных дел об административных правонарушениях в отношении ДЛ. При этом значительно сократилось количество (437, -30,4%) прекращенных дел данной ка-

в отношении должностных лиц составил 9,8%.

Отмечается снижение количества направленных в суд административных материалов в отношении ДЛ (14, -65%) (рисунок 6).

Рис.6. Принятые решения по делам об АП в отношении ДЛ

Наибольшую долю (37,8%) дел возбужден- ющего неисправности, с которыми запреще-

ных в отношении должностных лиц состав- на эксплуатация или ТС, переоборудованного

ляют правонарушения, предусмотренные ч. 2 без соответствующего разрешения) (рисунок 7). ст. 12.31 КоАП РФ (выпуск на линию ТС, име-

Рис.7. Распределение дел, возбужденных в отношении должностных лиц за совершение правонарушений по линии технического надзора

Примерно равные доли возбужденных дел приходятся на нарушения, предусмотренные ч. 1 ст. 11.23 КоАП РФ (15,6%) - управление транспортным средством без тахографа, либо с нарушением установленных требований к использованию тахографа и на нарушения, предусмотренные ч. 1 ст. 19.22 КоАП РФ (15,9%) за нарушение правил государственной регистрации транспортных средств всех видов, механизмов и установок в случае, если регистрация обязательна.

Федеральный государственный надзор в сфере дорожной деятельности.

Рассматривая основные результаты осуществления федерального государственного надзора в сфере дорожной деятельности, следует отметить, что общая протяженность дорог на территории Российской Федерации в 2020 году составила 1 633 296 км (+1,9%), в числе которых: 944 798 км (+2,5%) - местного значения, 532 151 км (+0,5%) - регионального и межмуниципального значения, 62 307 км (+7%) - федерального значения и 94 040 км - частные (+0,04%) (рисунок 8).

Рис. 8. Характеристика правоприменительной деятельности и состояния аварийности по категориям дорог

По протяженности значительно преобладают дороги местного значения. Соответственно, на таких дорогах зарегистрировано наибольшее количество ДТП (в том числе с сопутствующими неудовлетворительными дорожными условиями) и возбуждено наибольшее количество дел об административном правонарушении (по фактам выявленных неудовлетворительных дорожных условий).

В 2020 году осуществлено 764 (1 416,

-46%) проверки юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих эксплуатацию автомобильных дорог.

На снижение количества проверок также повлияли ограничения, связанные с СОУГО-19.

Наибольшая доля (73%) всех проверок проведена на автомобильных дорогах местного значения (рисунок 9).

Частные; 4: 1%

Местного 5н. ;

558:73%

Федеральн

С ого Эн.;

20; 3% _

го Зе.; 179:23%

Рис. 9. Проведенные проверки

В числе всех 338 (671, -50%) проверок проведены по плану и 426 (745, -43%) - внепланово.

Несмотря на снижение проверок, количество мер реагирования на недостатки в содержании дорог и улиц не снизилось. По фактам наличия недостатков в содержании дорог и улиц выдано 320 006 (+1,4%) предписаний.

Большинство предписаний (65%) получили юридические лица, а на дорогах местного значения юридические лица получили 3 из 4 предписаний.

Большая доля выданных предписаний ЮЛ (муниципалитетам) может объясняться экономией

личных средств должностных лиц муниципалитетов, ответственных за содержание дорог, при неисполнении требований предписания. Оплата административного штрафа осуществляется из бюджета ЮЛ и как следствие, подход к выполнению требований предписания менее ответственный. Подтверждением тому является значительное преобладание ДТП с неудовлетворительными дорожными условиями и количество возбужденных дел об административных правонарушениях на дорогах местного значения (рисунок 10).

Рис. 10. Выданные предписания по значению дорог

За невыполнение требований предписания возбуждено 10112 дел об административном правонарушении (ч. 27, 28 ст. 19.5 КоАП РФ), из которых 90% возбуждены в отношении юридических лиц. При этом 82% таких дел об административном правонарушении возбуждены за невыполнение требований предписания на дорогах местного значения.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В 2020 году на 6,1% (25682) возросло количество внесенных представлений об устранении причин и условий, способствующих реализации угроз безопасности граждан и общественной безопасности.

По результатам осуществления контрольно-над-

зорной деятельности, связанной с эксплуатацией дорог возбуждено 94 399 (+1,8%) дел об административных правонарушениях, из которых 29580 (+7%) - в отношении юридических лиц, 23010 (-8,7%) - в отношении должностных лиц и 41809 (+4,3%) - в отношении физических лиц.

Наряду с ростом числа возбужденных дел об административном правонарушении возросло и количество прекращенных дел об административных правонарушениях, а также отмененных постановлений или решений судов, что составило 8 561 (+7,3%) дел (рисунок 11).

Рис. 11. Административное производство по делам о правонарушениях, связанных

с эксплуатацией дорог

В 2020 году заметно снизилась взыскиваемость по делам об административных правонарушениях, связанным с эксплуатацией дорог и транспортных средств в отношении всех юридических лиц. Так, из вынесенных31700постановлений,исполнено21363. Доля исполненных составила 67,4 % (2019 - 85,6%).

Доля исполненных постановлений, вынесенных в отношении должностных лиц по делам той же категории, возросла и составила 88,5 % (2019 - 83,4%).

Приведенные данные о результатах надзорной деятельности Госавтоинспекции позволяет предположить, что «валовое» увеличение количества пресеченных правонарушений субъектами надзора не оказывает должного влияния на безопасность дорожного движения. В этой связи, считаем актуальным принятый 31.07.2020 Федеральный закон №248 - ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в РФ» и вступающий в силу 01.07.2021 в силу того, что он предусматривает комплекс профилактических мер стимулирующих добросовестное соблюдение обязательных требований ЮЛ и ИП, осущест-

вляющими эксплуатацию транспортных средств и дорог, а также устранение условий, причин и факторов, способных привести к нарушениям обязательных требований и (или) причинению вреда (ущерба) охраняемым законам ценностям.

Литература:

1. Антонов С.Н. Понятие федерального государственного надзора в области БДД: лекция. М.: ФКУ НИЦ БДД МВД России, 2015. - 44 с.

2. Чепурных Д.А. Отдельные аспекты надзорной деятельности Госавтоинспекции // Современный юрист. 2018. № 4. С. 16 - 28.

3. Черников М.Ю., Митрошин Д.В., Баканов К.С., Ермаганбетов А.С., Исаев М.М. Анализ состояния безопасности дорожного движения при перевозке пассажиров и грузов/ Сборник научных трудов по итогам научно-практической конференция «Наука и практика в обеспечении безопасности дорожного движения: вчера, сегодня, завтра// ФКУ «НЦ БДД МВД России». Москва, 2020.

4. Дорожно-транспортная аварийность в Российской Федерации за 2020 год. Информационно-аналитический обзор.

М.: ФКУ «НЦ БДД МВД России». 2021.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.