УДК 342.951
К ВОПРОСУ О РЕАЛИЗАЦИИ СОТРУДНИКАМИ ДПС ГИБДД МВД РОССИИ КОНТРОЛЯ ЗА ПЕРЕВОЗКАМИ ОПАСНЫХ ГРУЗОВ
ON THE ISSUE OF IMPLEMENTATION OF CONTROL OF DANGEROUS CARGOES TRANSPORTATION BY RUSSIA'S ROAD POLICE OFFICERS
Шелехов Сергей Игоревич,
преподаватель кафедры административного права и административной деятельности ОВД Сибирского юридического института МВД России (г. Красноярск)
Иванов Андрей Юрьевич,
заместитель начальника кафедры административного права и административной деятельности ОВД Сибирского юридического института МВД России (г. Красноярск), кандидат философских наук, доцент
Ключевые слова:
опасные грузы, бензовоз, автомобильный транспорт, перевозка, контроль, тяжесть последствий.
Дорожно-транспортные происшествия с участием транспортных средств, осуществляющих перевозку опасных грузов, характеризуются высоким уровнем тяжких последствий, что, в первую очередь, связано с характеристиками перевозимых веществ. Следствиями происшествий могут быть как многочисленные человеческие жертвы, так и значительный вред окружающей среде. В статье рассматриваются проблемные вопросы, возникающие при осуществлении правоохранительными органами контрольно-надзорной деятельности за данным видом перевозок.
Keywords:
dangerous cargoes, fuel tanker, automobile transport, transportation, control, seriousness of consequences.
Traffic accidents involving vehicles which transport dangerous cargoes, are characterized by a high level of serious consequences, which is primarily connected with characteristics of transported cargoes. The consequences of accidents can be both numerous human deaths and significant damage to the environment. The article deals with the problematic issues that law enforcement agencies may have while implementing control and supervision activities for this type of transportation.
В Российской Федерации перевозка автомобильным транспортом опасных грузов осуществляется в соответствии с требованиями Европейского соглашения о международной дорожной перевозке опасных грузов от 30 сентября 1957 г. - ДОПОГ/ADR (далее - Европейское соглашение, ДОПОГ). Контроль над указанным видом перевозок осуществляется сотрудниками Госавтоинспекции. Статистические данные свидетельствуют о высокой тяжести последствий дорожно-транспортных происшествий (далее - ДТП) с участием транспортных средств рассматриваемой категории, которая превышает общие показатели в два и более раза. В этом контексте совершенствование деятельности ГИБДД МВД России при осуществлении государственной функции по контролю за перевозками опасных грузов автомобильным транспортом приобретает особую актуальность.
Во-первых, знания в области перевозки опасных грузов носят специфичных характер, обусловленный правовыми нормами, действующими в рамках многостороннего Европейского соглашения и Решения Комиссии Таможенного союза от 9 декабря 2011 г. № 877 «О принятии технического регламента Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств»». Положения указанных нормативных правовых актов, обязательных для исполнения на территории Российской Федерации, дополняют друг друга, но в определенных аспектах носят противоречивый характер, что отрицательно влияет на правоприменительную деятельность Госавтоинспекции.
Во-вторых, недостаточные знания должностных лиц дорожно-патрульной службы порождают отсутствие детерминированности при принятии решения о правильной квалификации правонарушения, связанного с нарушением норм и требований в области перевозок опасных грузов. В зависимости от региона Российской Федерации аналогичные факты эксплуатации транспортных средств могут расцениваться и как правонарушения, и как отсутствие такового. Низкий уровень знаний является причиной неорганизованности в работе по проведению систематических курсов повышения квалификации для должностных лиц Госавтоинспекции.
За нарушение правил перевозки опасных грузов ст. 12.21.2 КоАП РФ предусмотрены меры административной ответственности в отношении водителей транспортных средств, должностных и юридических лиц. В целом интенсивность применения мер административной ответственности по ст. 12.21.2 КоАП РФ остается невысокой. Так, в 2017 г. к административной ответственности за нарушение правил перевозки опасных грузов привлечены 2 494 субъекта, из них: 1702 - водители, 207 - юридические лица, 585 - должностные лица; в 2018 году - 2 490 субъектов, из них: 1819 - водители, 517 должностные лица, ответственные за эксплуатацию транспортных средств, и 161 юридическое лицо. При этом доля прекращенных дел об административных правонарушениях в связи с отсутствием состава административного правонарушения составляет 3,6%, в том числе в отношении водителей - 20, должностных лиц -36, юридических лиц - 341.
В результате изучения судебной практики и данных, предоставленных управлением Сибирского межрегионального управления государственного автодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, УГИБДД ГУ МВД России по Красноярскому краю, по делам об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 12.21.2 КоАП РФ, за 2017-2019 гг., установлено, что предпосылками необоснованного привлечения к административной ответственности субъектов являются:
- неверное толкование нормативных правовых актов, регламентирующих требования к перевозке опасных грузов;
- применение норм, не регламентирующих требования в рассматриваемой сфере деятельности;
- отсутствие единых подходов к квалификации правонарушений.
Среди сотрудников ГИБДД МВД России было проведено анкетирование, в котором приняли участие 105 респондентов (Красноярский край - 29 человек, Алтайский край - 22, Оренбургская область - 15, Приморский край - 8, г. Санкт-Петербург - 7 и другие). В результате установлено, что 69,5% опрошенных считают вопрос порядка осуществления контрольно-надзорных полномочий в области перевозки опасных грузов актуальным, лишь 5,7% проявляют отсутствие интереса в данном направлении деятельности. При этом 11,4% респондентов рассматривают имеющиеся знания как достаточные для принятия обоснованных решений, а 80% продемонстрировали отсутствие знаний. Более того, 61,9% анкетируемых указали на редкость проведения занятий, а 27,6% ни разу не присутствовали на таковых.
Изложенные обстоятельства подтверждают наше мнение о наличии существенных проблем при организации надзорной деятельности в области пере-
1 Данные официального сайта Федеральной информационной системы ФИС ГИБДД-М. URL: https://avtomirrf.ru (дата обращения: 10.04.2019).
возок опасных грузов. Вместе с тем проблематика рассматриваемого вопроса изучается множеством научных деятелей.
Так, авторским коллективом ФКУ НИЦ БДД России при подготовке научно-исследовательской работы по теме «Исследование актуальных проблем деятельности Госавтоинспекции по техническому надзору» [1] проведен системный анализ функций Госавтоинспекции при осуществлении федерального государственного надзора в области безопасности дорожного движения. В работе отмечается, что на эффективность реализации указанного надзора влияет ряд негативные факторов. В частности, высокий уровень аварийности на дорогах страны во многом обусловлен тем, что значительная часть коммерческого грузового автотранспорта находится в индивидуальной собственности либо принадлежит юридическим лицам, относящимся к категории малого бизнеса. Юридические лица имеют на своем балансе преимущественно менее 25 единиц транспортных средств, используемых в перевозке опасных грузов. При таких условиях требования по перевозке опасных грузов сложно довести до сведения собственников транспортных средств, также затруднительно обеспечить надзор за их исполнением. Вместе с тем у юридических лиц с небольшим количеством транспортных средств фиксируются нарушения законодательства в области обеспечения безопасности дорожного движения, а также иных норм и правил в сфере перевозки опасных грузов.
В заключительном отчете о научно-исследовательской работе по теме «Обеспечение экологической безопасности при осуществлении транспортировки опасных грузов», подготовленном Белгородским юридическим институтом МВД России [2], на основе исследования международных правовых норм и нормативных правовых актов Российской Федерации в области организации перевозок опасных грузов сформулирован вывод о том, что особенность таких грузов состоит в их способности, учитывая их свойства, причинить вред окружающей среде и здоровью человека, следовательно, указанные перевозки необходимо сопровождать специальным правовым регулированием.
Дополнительным аспектом актуальности рассматриваемого вопроса выступают статистические данные о дорожно-транспортных происшествиях с участием транспортный средств, задействованных в перевозке опасных грузов, характеризующихся высоким уровнем опасности как для участников дорожного движения, так и для окружающей среды в связи с высоким риском воспламенения (взрыва) опасного вещества и/или загрязнением воздуха, воды и почвы (таблица 1).
Таблица 1. Отчетные дорожно-транспортные происшествия с участием транспортных средств, задействованных в перевозке опасных грузов
Год ДТП ±% АППГ (ДТП) Погибли ±% АППГ (Погибли) Ранено ±% АППГ (Ранены) тп* уд**
2018 40 -72,3 13 158,8 43 -84,7 58,3 7,8
2017 65 59,3 18 94,4 80 49,9 30,2 8,1
2016 58 -42,9 18 -71,4 63 22,4 24,3 8,4
2015 61 244,7 16 87,5 73 143,2 45,7 9,1
2014 59 -1,7 16 30,4 75 12,3 18 ***
* - тяжесть последствий ДТП с участием транспортных средств, осуществляющих перевозки опасных грузов; ** - тяжесть последствий ДТП общая. *** - данные отсутствуют.
Оценивая результаты реализации сотрудниками органов внутренних дел ст. 12.21.2 КоАП РФ, выявлен ряд вопросов, возникающих при квалификации правонарушений.
1. Должна ли конструкция транспортного средства, осуществляющего перевозку опасных грузов, соответствовать требованиям, предъявляемым на момент выдачи свидетельства о допущении транспортного средства к перевозке некоторых опасных грузов, без учета даты ввода его в эксплуатацию?
Пунктом 3 Правил перевозки грузов автомобильным транспортом (утверждены постановлением Правительства РФ от 15 апреля 2011 г. № 272) установлено, что «перевозка опасных грузов автомобильным транспортом в городском, пригородном и междугородном сообщении осуществляется в соответствии с требованиями, установленными приложениями А и В Европейского соглашения о международной дорожной перевозке опасных грузов от 30 сентября 1957 года (ДОПОГ) и настоящими Правилами».
Европейским соглашением определяются условия, порядок перевозки опасных грузов, их классификация и иные требования по организации транспортировки последних.
Пунктом 60.1. Правил обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом (утверждены приказом Минтранса России от 15 января 2014 г. № 7) установлено, что безопасность перевозки опасных грузов в городском, пригородном и междугородном сообщении обеспечивается соблюдением следующих специальных требований:
- осуществление перевозки веществ и изделий, допущенных к перевозке только при условии соблюдения предписаний приложений А и В Европейского соглашения;
- осуществление перевозки транспортными средствами, отвечающими требованиям ТР ТС 018/2011 и раздела 9 Европейского соглашения. В случаях, предусмотренных Европейским соглашением, соответствие конструкции транспортных средств подтверждается свидетельством о допуске транспортного средства к перевозке некоторых опасных грузов;
- осуществление перевозки опасных грузов в упаковках, навалом/насыпью и в цистернах с соблюдением требований к погрузке, разгрузке и условий перевозки, предусмотренных разделом 7 Европейского соглашения;
- осуществление перевозки опасных грузов с использование упаковки, отвечающей требованиям раздела 6 Европейского соглашения, а также имеющей маркировку в соответствии с разделом 5 Европейского соглашения;
- осуществление перевозки опасных грузов в цистернах, отвечающих требованиям глав 4.2-4.5 и 6.7-6.10 приложения А к Европейскому соглашению.
Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании» закреплено, что обязательные для применения и исполнения требования к объектам технического регулирования (продукции или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации) определяются положениями технических регламентов.
Решением Комиссии Таможенного союза от 9 декабря 2011 г. № 877 принят технический регламент Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств» (далее - ТР ТС 018/2011), устанавливающий техническое регулирование в отношении колесных транспортных средств.
В приложении № 1 к ТР ТС 018/2011 утвержден перечень объектов технического регулирования, на которые распространяется действие ТР ТС 018/2011, состоящих из транспортных средств категорий L, М, К, О.
Пунктом 8 ТР ТС 018/2011 установлено, что документами, удостоверяющими соответствие требованиям ТР ТС 018/2011 при выпуске в обращение, являются:
- для транспортных средств, оценка соответствия которых проводилась в форме одобрения типа, - одобрение типа транспортного средства;
- для шасси - одобрение типа шасси;
- для единичных транспортных средств - свидетельство о безопасности конструкции транспортных средств;
- для компонентов транспортных средств - декларация о соответствии или сертификат соответствия.
Стоит обратить внимание, что до момента принятия ТР ТС 018/2011 в период с 23 сентября 2010 г. по 19 февраля 2015 г. действовал Технический регламент о безопасности колесных транспортных средств, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 10 сентября 2009 г. № 720. Данный факт имеет определенное значение при оценке соответствия конструкции транспортного средства требованиям безопасности дорожного движения при перевозке опасных грузов.
Учитывая изложенное, можно сделать вывод о том, что в отношении транспортных средств, являющихся объектами технического регулирования, осуществляется оценка соответствия путем его подтверждения через форму сертификации. При рассмотрении вопроса о соответствии конструкции транспортного средства требованиям необходимо руководствоваться положениями Европейского соглашения, технических регламентов и технических норм, действовавших на момент выпуска транспортного средства в обращение, а также приложением № 8 ТР ТС 018/2011. При определении иных требований, определяющих условия перевозки опасных грузов, должностные лица надзорного органа должны основываться исключительно на положениях Европейского соглашения о правилах перевозки опасных грузов.
2. Относится ли транспортировка битума автомобильным транспортом к перевозке опасных веществ в виде жидкости при высокой температуре?
Положения ГОСТа 22245-90 «Битумы нефтяные дорожные вязкие. Технические условия», введенного в действие постановлением Государственного комитета СССР по стандартам от 12 февраля 1990 г. № 191, распространяются на вязкие дорожные нефтяные битумы, предназначенные в качестве вяжущего материала при строительстве и ремонте дорожных аэродромных покрытий.
Вязкие дорожные нефтяные битумы изготавливают следующих марок: БНД 200/300, БНД 130/200, БНД 90/130, БНД 60/90, БНД 40/60, БН 200/300, БН 130/200, БН 90/130, БН 60/90.
В соответствии с п. 4.2. ГОСТа 22245-90 вязкие дорожные битумы относятся к 9-му классу транспортной опасности по ГОСТ 19433 (подкласс 9.1, категория 9.13, классификационный шифр 9133). Учитывая это, а также п. 60.1. Правил обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортном (утверждены приказом Минтранса России от 15 января 2014 г. № 7) вещество битум вне за-
висимости от марки относится к опасному веществу, являющемуся жидкостью при повышенной температуре, перевозимой при температуре не ниже 100 оС, но ниже ее температуры вспышки (№ ООН 3257). Битумы, транспортируемые в твердом (холодном) состоянии, не классифицируются и не маркируются как опасный груз.
Перевозка битума автомобильным транспортом осуществляется при высокой температуре, следовательно, сотрудникам Госавтоинспекции необходимо оценивать такую перевозку грузов как подпадающую под требования ДОПОГ, особенно при эксплуатации дорожными службами транспортных средств, осуществляющих подачу битума на дорожное полотно при ремонте (реконструкции, строительстве) дорог.
3. Является ли доказательством по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 12.21.2 КоАП РФ диагностическая карта оператора технического осмотра о соответствии конструкции транспортного средства предъявляемым требованиям?
Частью 1 статьи 4 Федерального закона от 1 июля 2011 г. № 170-ФЗ «О техническом осмотре транспортных средств и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» определено, что основной целью проведения технического осмотра является оценка соответствия транспортных средств обязательным требованиям безопасности транспортных средств в порядке, установленном правилами проведения технического осмотра.
Обязательные требования безопасности транспортных средств закреплены в следующих нормативных актах:
1) постановление Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 г. № 1090 «О правилах дорожного движения» (вместе с Основными положениями по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения);
2) постановление Правительства Российской Федерации от 5 декабря 2011 г. № 1008 «О проведении технического осмотра транспортных средств».
Пунктами 76-79 Требований (утверждены постановлением Правительства Российской Федерации № 1008), предъявляемых при проведении технического осмотра к транспортным средствам отдельных категорий, определено, что при проведении технического осмотра транспортных средств для перевозки опасных грузов проверяются дополнительные требования, установленные в разделах 20-23 приложения № 8 к ТР ТС 018/2011, которые не содержат положений, касающихся конструкции транспортных средств.
Таким образом, диагностическая карта оператора технического осмотра о соответствии конструкции транспортного средства предъявляемым требованиям не является доказательством по делу об административном правонару-
шении, предусмотренном ст. 12.21.2 КоАП РФ.
Нами сделан упор на основные проблемные аспекты, возникающие при рассмотрении вопроса о наличии признаков правонарушений при осуществлении перевозок опасных грузов. Наша позиция основана на положениях действующего законодательства и разъяснениях Верховного Суда Российской Федерации, судебных органов Дальневосточного, Западно-Сибирского, Московского округов, Владимирской, Московской области и Красноярского края.
Динамичное изменение законодательства и неприменимость прецедентного права могут способствовать иному толкованию рассмотренных норм, что может отразиться на окончательном решении должностных лиц, осуществляющих надзорную деятельность.
Библиографический список
1. Исследование актуальных проблем деятельности Госавтоинспекции по техническому надзору : отчет о НИР (заключ.) / науч. рук. А.В. Капустин. - М. : ФКУ НИЦ БДД России, 2013. - URL: http://i0.5.0.i5/0nti/ni0kr/20i3/gai/gaii30728. htm (дата обращения: 20.03.2019).
2. Обеспечение экологической безопасности при осуществлении транспортировки опасных грузов : отчет о НИР (заключ.) / Е.А. Кравцова [и др.]. - Белгород : Белгородский юридический институт МВД России, 2018. -URL: http://10.5.0.15/0nti/ni0kr/2018/bu/BU182149.pdf (дата обращения: 15.04.2019).