Научная статья на тему 'Методическое обеспечение моделирования дорожно-транспортных происшествий при перевозках химически опасных грузов'

Методическое обеспечение моделирования дорожно-транспортных происшествий при перевозках химически опасных грузов Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
371
95
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ЗОНА ЧРЕЗВЫЧАЙНОЙ СИТУАЦИИ / ОПАСНОЕ ХИМИЧЕСКОЕ ВЕЩЕСТВО / ОПАСНЫЙ ГРУЗ / ТЕХНОГЕННАЯ ЧРЕЗВЫЧАЙНАЯ СИТУАЦИЯ / ХИМИЧЕСКОЕ ЗАРАЖЕНИЕ / EMERGENCY SITUATION ZONE / DANGEROUS CHEMICALS / DANGEROUS CARGO / MAN-CAUSED EMERGENCY SITUATION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Холодкова Татьяна Евгеньевна

В статье рассмотрены исходные данные и требования к автомобильным транспортным средствам, перевозящим опасные грузы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Methodic Supplement for Modeling Traffic Accidents During Chemically Dangerous Loads Transportation

Article shows basic data and requirements to the auto transport caring dangerous cargo.

Текст научной работы на тему «Методическое обеспечение моделирования дорожно-транспортных происшествий при перевозках химически опасных грузов»

/52 Civil Securiti Technology, vol. 6, 2009, № 1-2 (19-20)

УДК 531.86 (094.5):614.8

Методическое обеспечение моделирования дорожно-транспортных происшествий при перевозках химически опасных грузов

ISSN 1996-8493

© Технологии гражданской безопасности, 2009

Т. Е. Холодкова, Центр «Культуры безопасности жизнедеятельности» ФГУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ)

Аннотация

В статье рассмотрены исходные данные и требования к автомобильным транспортным средствам, перевозящим опасные грузы.

Ключевые слова: зона чрезвычайной ситуации, опасное химическое вещество, опасный груз, техногенная чрезвычайная ситуация, химическое заражение, чрезвычайная ситуация.

Methodic supplement for modeling traffic accidents during chemically dangerous loads transportation

ISSN 1996-8493 © Civil Securiti Technology, 2009

T.E. Kholodkova, VNII GOChS Abstract

Article shows basic data and requirements to the auto transport caring dangerous cargo.

Key words: emergency situation zone, dangerous chemicals, dangerous cargo, man-caused emergency situation, emergency situation.

Выполненный анализ существующей в стране нормативно-правовой и научно — методической базы по организации и осуществлению перевозок опасных грузов автомобильным транспортом свидетельствует о том, что на государственном уровне данная проблема в целом решена. Однако существует целый ряд вопросов, касающихся организации и контроля за осуществлением перевозок пассажиров и грузов (в том числе опасных), оказывающих влияние на безопасность транспортного процесса, не решенных принципиально и (или) не отраженных в нормативной базе [1].

В настоящее время в Российской Федерации растет объем перевозок опасных грузов автомобильным транспортом. К категории «опасных» можно отнести около 20% перевозимых в России грузов, то есть порядка 800 млн. тонн в год. На автотранспорт приходится 65% этого объема. Поэтому, сегодня актуальной является задача приведения правил перевозок опасных грузов автомобильным транспортом в соответствие с международными конвенциями.

Большинство стран Европы работает по системе ДОПОГ (Европейское соглашение о дорожной перевозке опасных грузов) [2]. Россия присоединилась к нему в 1994 году, однако пока использует старую разрешительную систему и в ближайшее время перейти на ДОПОГ не сможет. Одна из причин этого — нехватка специалистов, другая — связана с маркировкой. Даже внутри страны порой используется различная маркировка грузов. Поэтому международные мультимодальные перевозки становятся для операторов проблемой.

Перевозки опасных грузов автомобильным транспортом регулируют ряд основных документов, к числу которых следует отнести:

постановление Правительства Российской Федерации от 23 апреля 1994 г. № 372 «О мерах по обеспечению безопасности при перевозке опасных грузов автомобильным транспортом»;

Правила перевозки опасных грузов автомобильным транспортом. Утверждены приказом Минтранса России от 8 августа 1995 г. № 73;

Руководство по организации перевозок опасных грузов автомобильным транспортом (РД 3112199-0199-96). Утверждено Департаментом автомобильного транспорта Минтранса России 8 февраля 1996 года;

Рекомендации по перевозке опасных грузов. Издание ООН, Нью-Йорк, 1990 г.;

Европейское соглашение о международной дорожной перевозке опасных грузов (ДОПОГ) и протокол о подписании. Издание ООН, Нью-Йорк, 1990 г.;

приказ Минтранса РФ «О мерах по обеспечению безопасности при перевозке опасных грузов автомобильным транспортом» от 04.07.94 № 47;

Инструкция по обеспечению безопасности перевозок опасных грузов автомобильным транспортом. Утверждена Приказом МВД СССР от 23.09.85 № 181; Методические рекомендации о применении «Ин-

струкции о порядке перевозки опасных грузов автомобильным транспортом» МВД СССР, 1983 г.;

ГОСТ 19433-88 «Грузы опасные. Классификация и маркировка».

Рассмотрим особенности перевозки опасных грузов автомобильным транспортом в РФ в соответствии с существующей нормативно — правовой базой и сложившейся практикой.

Базовый документ — Правила перевозки опасных грузов автомобильным транспортом утверждены Приказом Минтранса России от 08.08.1995 г. № 73 — устанавливает на территории Российской Федерации порядок перевозки опасных грузов автомобильным транспортом по улицам городов и населенных пунктов, автомобильным дорогам общего пользования, а также ведомственным и частным дорогам, не закрытым для общего пользования, вне зависимости от принадлежности опасных грузов и транспортных средств, перевозящих эти грузы, и обязателен для всех организаций, а также индивидуальных предпринимателей.

Сам по себе автомобильный транспорт признан источником повышенной опасности. При этом последствия взрывов, пожаров, крушений поездов и аварий с автомобильным транспортом усугубляются тем, что в этих инцидентах или изначально присутствуют опасные вещества, или они образуются в результате указанных событий. Вместе с тем, перевозка опасных грузов автомобильным транспортом — явление достаточно распространенное. По классификации, принятой Организацией Объединенных Наций, перечень опасных веществ и их групп, допущенных к перевозке в международном сообщении, превышает 3 тыс. наименований. В национальных нормативных правовых актах государств этот перечень значительно шире.

Следует отметить, что подразделениями ГИБДД принят ряд дополнительных организационных и практических мер по повышению уровня безопасности при перевозках опасных грузов. Практически повсеместно инициированы решения органов исполнительной власти об определении или пересмотре маршрутов перевозки опасных грузов. За указанный период проведена подготовка более 3,7 тыс. сотрудников ГИБДД по специальным программам, но, несмотря на принятые меры по специальной подготовке сотрудников ГИБДД, следует признать, что большинство из них не обладает необходимыми знаниями в области перевозки опасных грузов. Поэтому актуальность этого вопроса сохраняется.

Характерно, что в транспортном потоке автомобиль с предписанными информационными таблицами, окраской, надписями и специальными сигналами, если он не отличается от других транспортных средств своей конструкцией, явление достаточно редкое.

Одной из причин скрытых перевозок опасных грузов и, следовательно, высокого уровня общественной опасности, является несовершенство организации движения. Установленные органами исполнительной вла-

сти разрешенные маршруты движения с опасными грузами большинству перевозчиков неизвестны. Особенно затруднительное положение испытывают транспортные организации, выполняющие междугородние перевозки. Даже при использовании факсимильной связи, процедура согласования маршрута одной перевозки занимает несколько недель, а ее стоимость исчисляется несколькими тысячами рублей, которые в итоге включаются в себестоимость конечного продукта.

Согласование маршрутов перевозки опасных грузов ГУ ГИБДД МВД России рассматривается как временная мера, альтернативой которой является определение направлений движения транспортных средств с использованием технических средств организации движения.

Рассмотрим основные нормативно — правовые аспекты перевозки опасных грузов автомобильным транспортом в РФ.

Известно, что [1] перевозка опасных грузов в соответствии с Федеральным законом от 02. 07.05 № 80 исключена из перечня лицензируемых видов деятельности. Международные перевозки по территории России опасных грузов 1-го и 6-го классов опасности, других классов, указанных в Правилах [3], а также опасных грузов независимо от класса опасности, перевозимых в цистернах, съемных контейнерах, батареях, сосудах общей вместимостью более 1 000 литров, осуществляются по специальным разрешениям, выдаваемым Минтрансом России. При этом свидетельство о допуске транспортного средства к перевозке опасных грузов выдается подразделениями ГИБДД по месту регистрации транспортных средств после проведения технического осмотра. Для осуществления перевозки особо опасных грузов грузоотправитель (грузополучатель) должен получить разрешение органов внутренних дел. В соответствии с федеральным законодательством разрешение на перевозку ядерных материалов и радиоактивных веществ выдается органами Росатомнадзора.

Следует отметить, что в нормативной регламентации перевозки опасных грузов сложилась ситуация, когда на территории России одновременно применяются, несмотря на ряд принципиальных различий, вышеупомянутые Правила [3] и положения Европейского соглашения о международной дорожной перевозке опасных грузов. Это приводит к некоторой правовой коллизии в механизме организации перевозок опасных грузов.

Следует подчеркнуть, что четко регламентирован лишь порядок международных перевозок. Вместе с тем, громоздкая и, в ряде случаев, противоречивая нормативная база (включающая кроме вышеназванных целый ряд других документов) создает определенные трудности при ее применении в практической деятельности. Указанные недостатки необходимо учесть при разработке технических регламентов, касающихся перевозки опасных грузов, планируемых во исполнение Федерального закона «О техническом регулировании».

С другой стороны, действующая система подготовки и допуска водителей к перевозкам опасных грузов не обеспечивает необходимый уровень знаний и навыков, не обеспечивает выполнение соответствующих международных обязательств. Остается нерешенным вопрос об аттестации преподавательского состава соответствующих учебных организаций. Организационное, методическое и материально-техническое обеспечение учебного процесса характеризуется, в целом, как недостаточное.

Необходимость принятия ряда неотложных мер по решению затронутых проблем, а также формирования и реализации долговременной политики, направленной на повышение безопасности опасных грузов, не вызывает сомнений.

В настоящее время Федеральная служба по надзору в сфере транспорта проводит действия, направленные на совершенствование органических мер в области перевозки опасных грузов:

• В 2005 году Ространснадзор приступил к разработке концепции информационно-аналитической системы Службы. Аналитические формы различных статистических программ направлены на утверждение в Росстат России.

• В условиях сохраняющейся угрозы совершения террористических актов на объектах транспорта в структуре Ространснадзора создана и постоянно совершенствуется единая дежурно-диспетчерская служба, осуществляющая круглосуточный мониторинг состояния безопасности в транспортном комплексе.

• Внедряются системы видеонаблюдения и контроля транспортной безопасности, безопасного технического состояния объектов транспорта, работающие в режиме реального времени.

• Производится оперативное информационное взаимодействие с ФСБ России, МВД России, МЧС России, МО России, Генпрокуратурой.

• Продолжается создание дежурных служб, осуществляющих контроль транспортной безопасности в территориальных органах Ространснадзора и в предприятиях транспортного комплекса.

• Центральной аттестационной комиссией Ро-странснадзора проводится аттестация и контроль готовности аварийно-спасательных служб и формирований транспортной подсистемы Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

• Выполняя надзорные и контрольные функции, Ространснадзор имеет достаточно полную информацию о состоянии транспортной безопасности по всем видам транспорта.

• Сотрудники центрального аппарата и территориальных органов Ространснадзора проводят инспекторские проверки комиссионно, как правило, совместно с представителями ФСБ и МВД России, Генеральной прокуратуры Российской Федерации и ее территориальных органов.

• Несовершенство нормативной правовой базы не позволяет субъектам транспортного комплекса выстроить эффективную систему безопасности своих объектов.

• Автомобильный транспорт в Российской Федерации является самым опасным видом транспорта. Количество аварий, жертв и величина ущерба в автомобильном транспорте (табл. 1) на 2—3 порядка превосходит показатели иных видов транспорта (за 2005 г.).

• Лицензирование опасных видов деятельности по-прежнему остается в Российской Федерации эффективным инструментом государственного регулирования, в частности, при обеспечении уровня транспортной безопасности. Предложения об отмене лицензирования и замене его процедурой страхования неадекватны действительности. Так, если для самого опасного — автомобильного транспорта — за 2003—2004 гг. количество происшествий в целом увеличилось на 2,1%, то для лицензируемого автотранспорта оно сократилось на 1,2%. Аналогичные показатели для погибших и раненых в ДТП составляют, соответственно, +2,3% и —2,7.

В стране принимаются определенные меры по совершенствованию нормативно — правой базы в части касающейся перевозки опасных грузов.

Основным документном, определяющим долговременную политику развития транспорта в Российской федерации и, в том числе, политику в сфере регулирования перевозочной деятельности, является Транспортная стратегия на период до 2020 г. Этот документ по основным проблемам, касающимся перевозки опасных грузов, предполагает реализацию комплекса мер, который можно структурировать по следующим основным направлениям:

преодоление тенденции нарастающего износа основных фондов транспорта;

модернизация парка транспортных средств, обеспечивающая их соответствие международным стандартам, в том числе по критериям безопасности;

повышение технологического уровня перевозок (предполагается повысить эффективность использования современных перевозочных, управленческих и информационных (телекоммуникационных) технологий, планируется дальнейшее внедрение логистических принципов, создание современных мультимодальных логистических центров, ускоренное развитие информационных технологий на транспорте);

повышение уровня безопасности транспортных коммуникаций;

реформирование системы профессиональной подготовки в транспортной отрасли, гармонизация ее с мировой практикой;

создание и развитие систем мониторинга транспортного процесса;

обеспечение мер по регулированию процесса автомобилизации;

повышение эффективности контроля за деятельностью субъектов транспортного комплекса и дорожного хозяйства, контроля за устранением выявленных нарушений действующего законодательства, применение, при необходимости, мер административного воздействия.

Общая характеристика и классификация опасных грузов, перевозимых автомобильным транспортом

В настоящее время назрела необходимость глубокого исследования процессов, лежащих в основе обеспечения безопасности указанных перевозок.

Весьма важно разобраться с характеристикой и классификацией опасных грузов, перевозимых автомобильным транспортом по дорогам нашей страны, международной классификацией таких грузов в целях разработки методической базы для моделирования процессов при ДТП с участием автотранспортных средств, перевозящих опасные грузы.

К опасным грузам относятся любые вещества, материалы, отходы производственной и иной деятельности, которые в силу присущих им свойств и особенностей при перевозке могут создавать угрозу для жизни и здоровья людей, наносить вред окружающей природной среде, приводить к повреждению или уничтожению материальных ценностей [4].

Прежде всего, следует выделить наиболее распространенные и наиболее опасные грузы — химически опасные вещества. При проливе или выбросе в окружающую среду они способны вызвать массовые поражения людей, животных. Кроме того, при этом происходит заражение воздуха, почвы, воды, растений.

Регулярно автомобильным транспортом в различной упаковке перевозятся такие химически опасные вещества как: хлор, синильная кислота, аммиак, сероводород и ряд других.

Таблица 1

Статистические данные по авариям, жертвам и величине ущерба на автомобильном транспорте (2005 год)

Ранг опасности I II III IV V

Вид транспорта Автомобильный Воздушный Промышленный Водный Железнодорожный

Количество крушений и аварий 182360 30 1150 27 13

Количество погибших 33240 126 37 17 14

Ущерб, млрд. руб. 185 5,7 - - 0,006

Следует обратить внимание на то, что опасные свойства этих грузов давно вынуждают все государства, в том числе и Россию, строго регламентировать порядок обращения с ними в процессе перевозки, хранения и использования. Важное место занимает выработка единых классификационных признаков, единая классификация опасных грузов [5].

Классификация, принятая большинством стран мира, приведена в таблице 2.

Классификация

Вместе с тем, опыт предупреждения чрезвычайных ситуаций, оценкоа и прогнозирование их последствий, ликвидация ЧС свидетельствует о необходимости деления опасных грузов по признаку физической сущности поражающих факторов, возникающих при дорожно-транспортных происшествиях с такими грузами в случае их пролива на местности, выхода или выброса в окружающую атмосферу и т.п.

По признаку физическо — химической сущности

Таблица 2

опасных грузов

Класс Подкласс Наименование подкласса

1.1 Вещества и изделия, которые характеризуются опасностью взрыва в массе

1.2 Вещества и изделия, которые характеризуются опасностью разбрасывания, но не создают опасность взрыва в массе

1 1.3 Вещества и изделия, которые характеризуются опасностью загорания и создают опасность взрыва в массе

1.4 Вещества и изделия, которые не представляют значительной опасности

1.5 Вещества очень малой чувствительности, представляющие опасность взрыва в массе

1.6 Изделия, содержащие исключительно нечувствительные к детонации вещества

2.1 невоспламеняющиеся газы

2.2 невоспламеняющиеся ядовитые газы

2 2.3 легковоспламеняющиеся газы

2.4 легковоспламеняющиеся ядовитые газы

2.5 химически неустойчивые

2.6 химически неустойчивые ядовитые

3.1 легковоспламеняющиеся жидкости с низкой температурой вспышки и жидкости

3 3.2 легковоспламеняющиеся жидкости со средней температурой вспышки

3.3 легковоспламеняющиеся жидкости с высокой температурой вспышки

4 4.1 легковоспламеняющиеся твердые вещества

4.2 вещества, способные к самовозгоранию

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4.3 вещества, выделяющие легковоспламеняющиеся газы при взаимодействии с водой

5 5.1 окисляющие вещества

5.2 органические пероксиды

6 6.1 ядовитые (токсичные) вещества

6.2 инфекционные вещества

7 Не делятся -

8.1 кислоты

8 8.2 щелочи

8.3 разные едкие и коррозионные вещества

9 9.1 твердые и жидкие горючие вещества и материалы, которые по своим свойствам не относятся к 3-му и 4-му классам

9.2 вещества, становящиеся едкими и коррозионными при определенных условиях (углеам-миакат, аммиакат, удобрение жидкое азотное)

Рассмотренная классификация предназначена и удобна для специалистов занимающихся организацией перевозок и перевозкой опасных грузов, а также специалистов занимающихся производством и поставками таких грузов.

поражающих факторов потенциально опасных грузов, перевозимые автомобильным транспортом грузы следует подразделять на следующие основные классы: химически опасные; радиационно опасные;

пожаро-, взрывоопасные; биологически опасные и др.

Общие требования к автомобильным транспортным средствам, применяемым для перевозки опасных грузов и их оснащению

Для моделирования ДТП с транспортными средствами, перевозящими опасные грузы, прежде всего, химически опасные, важно выяснить вопрос о том, на каких транспортных средствах, в какой таре, в каких объемах такие грузы перевозятся, каковы технические особенности их упаковки и транспортировки. Исследуем и оценим эти характеристики.

Специфика перевозок опасных грузов накладывает на транспортные средства дополнительные требования по обеспечению безопасности движения, прежде всего, к техническому состоянию автомобиля. Это в первую очередь касается таких систем автомобиля как: тормозной системы; рулевого управления; топливной аппаратуры; системы электропитания автомобиля. Правила перевозки опасных грузов [3] запрещают перевозку опасных грузов на транспортных средствах, техническое состояние которых не удовлетворяет требованиям:

инструкций заводов-изготовителей; «Правил дорожного движения»; «Правил перевозок опасных грузов автомобильным транспортом».

Следует обратить внимание на требования указанных правил [3], касающиеся технической организации движения транспортных средств, перевозящих опасные грузы. Кратко рассмотрим основные из этих требований:

все транспортные средства, занятые на перевозках опасных грузов для защиты от статического электричества оборудуют металлической заземлительной цепочкой, касающейся земли по длине 200 мм;

кузова транспортных средств, перевозящих грузы навалом, не должны иметь механических повреждений и при их изготовлении или покрытии применяют материалы, не взаимодействующие с грузом;

при перевозке опасных грузов в автомобилях, крытых брезентом, необходимо, чтобы брезент был сделан из огнестойких материалов или имел огнестойкую пропитку и был надежно закреплен со всех сторон, закрывая борта кузова не менее чем на 200 мм;

при использовании прицепов их количество в автопоезде не должно превышать одной единицы;

все транспортные средства, перевозящие опасные грузы, должны иметь следующее минимальное оснащение независимо от класса груза: огнетушитель, содержащий вещества, инертные по отношению к перевозимому грузу; портативный огнетушитель для тушения пожара в двигателе, содержащий вещества, по крайней мере, не способствующие горению перевози-

мых грузов; набор аварийных инструментов, изготовленных из материалов, не дающих искры или имеющих искрогасящее покрытие; противооткатные упоры в количестве не менее одного, соответствующие диаметру колеса; один фонарь красного цвета, постоянно горящий или мигающий, имеющий автономное питание; знак аварийной остановки; аптечку и средства первичной нейтрализации опасных веществ. Рекомендуется также иметь на транспортном средстве, на случай возникновения инцидента, при котором нежелательна остановка других автомобилей в непосредственной близости от места происшествия, два знака, запрещающих остановку, с зоной действия 200 м. Знаки выставляют по обеим сторонам дороги на расстоянии 100 м спереди и сзади транспортного средства;

при применении системы информации об опасности (СИО) подвижной состав оборудуют специальными приспособлениями для крепления информационных таблиц СИО (две таблицы — спереди и сзади транспортного средства).

Общие требования по техническому состоянию и оснащению распространяются на все виды подвижного состава независимо от специальных требований по каждому классу опасных грузов.

Имеется ряд особенностей по обеспечению безопасности (безинциндентности) перевозок взрывоопасных грузов, определяющих дифференцированный подход к техническому состоянию и конструкции транспортных средств. Такой подход позволяет осуществлять выбор подвижного состава в соответствии с оптимальной технологией перевозок в целях достижения максимальной безинциндентности. Технологические процессы перевозки взрывоопасных грузов выбирают с учетом требований к транспортным средствам, сгруппированным в зависимости от опасных свойств конкретных взрывчатых веществ, принимаемых к перевозке автомобильным транспортом.

Следует отметить, что группировка требований по категориям к подвижному составу предложена в Европейском соглашении о международной дорожной перевозке опасных грузов (ДОПОГ) [2].

Транспортные средства подразделяют на две категории:

А — автомобили, двигатели которых работают на жидком топливе с температурой вспышки ниже 550С;

Б — автомобили, двигатели которых работают на жидком топливе с температурой вспышки, равной или превышающей 550С.

Категория Б, в свою очередь, подразделяется на три группы:

группа 1Б — транспортные средства, не имеющие прицепа или с прицепом, отвечающие следующим требованиям: наличие надежной, быстро соединяемой или разъединяемой сцепки; применение тормозных устройств, срабатывающих при обрыве сцепки;

группа 2Б — транспортные средства, у которых вы-

хлопная труба глушителя выносится в сторону радиатора с наклоном выпускного отверстия к земле; топливный бак удаляется от двигателя, выхлопной трубы и электропроводки и располагается таким образом, чтобы при утечке из него топлива оно попадало на землю; топливный бак отделяют перегородкой от аккумуляторной батареи и защищают от механических повреждений кожухом со стороны днища и стенок; оборудование кабины водителя делается из невоспламеняющихся материалов;

группа 3Б — транспортные средства, у которых имеется кузов типа «фургон», расположенный на расстоянии не менее 15 см от кабины водителя и изготовленный из огнестойких или имеющих огнестойкое покрытие материалов, эквивалентных по своим свойствам перегородке из асбестового картона толщиной 5 мм, заключенного между металлическими стенками, или материалов, применяемых для изготовления кузова и не дающих искр.

При этом для автомобилей, временно занятых на перевозках взрыво— и огнеопасных грузов, допускается применение искрогасительной сетки на выпускном отверстии глушителя.

Как известно, для перевозки опасных грузов в России, как и других странах мира, используются не специализированные автотранспортные средства и специализированные автотранспортные средства. Выше рассмотрены общие требования ко всем автотранспортным средствам.

Рассмотрим особенности специализации подвижного состава по классам опасных грузов.

Основным видом специализированного подвижного состава, применяемого для перевозок опасных грузов, являются автомобильные цистерны. Они позволяют обеспечивать безопасные режимы перевозки опасных грузов в жидком и газообразном состоянии.

Общие требования к автоцистернам (емкостью не менее 500 л) независимо от класса опасного груза, согласно [3,9] содержат следующие положения:

материалы, применяемые для изготовления цистерн, не должны поддаваться воздействию опасных веществ, способствовать их разложению и не образовывать с ними вредных и опасных соединений;

прочностные характеристики автоцистерн должны учитывать динамические нагрузки, возникающие при перевозках, а также позволять выдерживать без нарушения герметичности лобовые удары при дорожно-транспортных происшествиях;

крепление цистерн на базовых автомобилях должно быть надежным, исключающим всякую возможность перемещения относительно рамы базового автомобиля;

заправочное оборудование цистерн должно предохраняться от механических повреждений и иметь надежные системы закрытия, исключающие утечки и проливы перевозимых опасных веществ;

дренажные и газосбрасывающие устройства должны

исключать возможность выплескивания через них жидких веществ.

Необходимо отметить, что сжатые, сжиженные (кроме переохлажденных) и растворенные под давлением газы перевозят в автоцистернах, конструкции и оснащение которых, отвечают специальным требованиям, имеющим много идентичного с требованиями к объемам, служащим первичной упаковкой.

Руководство по организации перевозок опасных грузов автомобильным транспортом [6] определяет ряд особенностей в изготовлении, оборудовании и эксплуатации цистерн:

при изготовлении цистерн для грузов класса 2 не рекомендуется использовать алюминиевые сплавы ввиду сложности достижения необходимой герметичности при сварке обечаек большого диаметра. Стальные цистерны, испытываемые давлением свыше 5,9 МПа, при сдаче в эксплуатацию проходят обязательный дефектоскопический контроль сварных швов. Расчет трубопроводов проводится по величине испытательного (пробного) давления;

все цистерны объемом свыше 2000 л оборудуют предохранительными клапанами не более двух на цистерну. Цистерны меньшего объема изготавливают с предохранительными пластинами (мембранами) или плавкими элементами одноразового действия;

в отдельных случаях разрешается применять цистерны без предохранительных устройств при соблюдении требований по обеспечению их взрывобезопасно-сти при интенсивном нагреве (будучи полностью охваченными огнем) в течение 30 мин. Предохранительные клапаны срабатывают при давлении, равном 0,9—1,0 от пробного давления. Их пропускная способность определяется из расчета, что площадь поперечного сечения выбирается не менее 20 кв. см на каждые 30 куб. см емкости цистерны;

сжиженные газы, критическая температура которых равна или выше 700С, перевозят в автомобильных цистернах, имеющих термоизоляцию. Термоизоляцию выполняют в виде наружной обшивки, имеющей слой изоляционных материалов, например насыпные материалы типа «аэрогель» или «перлит». Рекомендуется использовать вакуумную или воздушную прослойку толщиной около 4 см;

все отверстия цистерн диаметром свыше 1,5 мм, кроме оборудованных предохранительными клапанами, должны быть снабжены устройствами, препятствующими проникновению через них перевозимых газов (для случая, когда отверстие необходимо только для залива опасного груза, достаточно применения обратных клапанов);

транспортное средство должно иметь сзади по всей ширине цистерны бампер, в достаточной степени предохраняющий от ударов сзади. Расстояние между задней стенкой цистерны и задней частью бампера должно составлять не менее 100 мм (это расстояние отмеряется от крайней задней точки стенки цистерны или от вы-

ступающей арматуры, соприкасающейся с перевозимым веществом);

трубопроводы и вспомогательное оборудование, установленные в верхней части резервуара, должны быть защищены от повреждений в случае опрокидывания;

трубопроводы выполняют цельнотянутыми или электросварными;

применяемые на цистернах насосы, компрессоры и счетчики-расходомеры рассчитывают на то же рабочее давление, что и цистерны, и устанавливают в местах, исключающих их механическое повреждение;

особое внимание уделяют защите цистерны от статического электричества при заливе и опорожнении цистерн. Для этой цели используют заземлительные устройства на корпусе и арматуре цистерны.

В основном требования пожаробезопасности распространяются на различное технологическое оборудование автомобильных цистерн.

Следует отметить, что автоцистерны, используемые

Литература

1. Отчетные материалы по НИР на тему «Научно-методическое обеспечение действий водителей, сотрудников дорожно-патрульной службы Госавтоинспекции и аварийно-спасательных служб на месте дорожно-транспортного происшествия при ликвидации аварийных ситуаций с опасными грузами, перевозимыми автомобильным транспортом». Организационно-финансового плана МЧС России по реализации Федеральной целевой программы «Повышение безопасности дорожного движения в 2006 — 2012 годах» на 2006 год. — М.: ЗАО «Транзас», 2006.

2. Европейское соглашение о международной дорожной перевозке опасных грузов (ДОПОГ) и протокол о подписании. Издание ООН, Нью-Йорк, 1990 г

3. Правила перевозки опасных грузов автомобильным транспортом. Утверждены приказом Минтранса России от 8 августа 1995 г. № 73.

на перевозках легковоспламеняющихся жидкостей, условно подразделяют на три типа (табл. 3).

В соответствии с требованиями ДОПОГ [2] при международных перевозках на цистернах делается надпись, определяющая, к какому типу она относится, например «ДОПОГ, тип А».

Соблюдение всех вышеописанных требований при проектировании цистерн позволит значительно повысить безопасность перевозок многих видов опасных грузов.

Анализ данных и изучение статистки ДТП показывают, что создание и широкое применение специализированного подвижного состава (автомобилей) при перевозках опасных грузов с учетом конкретных свойств перевозимых веществ и условий эксплуатации, в отличие от применения для этих целей временно приспособленных транспортных средств, позволяет значительно повысить эффективность работы автомобильного транспорта и безопасность перевозочного процесса в данной области специализированных перевозок грузов.

4. ГОСТ Р 22.0.05-94. Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Техногенные чрезвычайные ситуации. Термины и определения. — М.: Издательство стандартов, 1994.

5. Рекомендации по перевозке опасных грузов. Издание ООН, Нью-Йорк, 1990 г.

6. Руководство по организации перевозок опасных грузов автомобильным транспортом (РД 31121990199-96), утверждено 8 февраля 1996 года Департаментом автомобильного транспорта Минтранса России

Сведения об авторе

Татьяна Евгеньевна Холодкова: младший научный сотрудник Центра культуры, безопасности жизнедеятельности ФГУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ), 121352, Москва, ул. Давыдковская, д. 7.

Таблица 3

Классификация автоцистерн, используемых на перевозках легковоспламеняющихся жидкостей

Т1ш автоцистерны Характеристика

А цистерны, оборудованные вентиляционным приспособлением и предохранительным клапаном (давление срабатывания клапана не превышает 2,5 х 10 Па) с пламяотсекате-лями и по своей конструкции, не предусматривающие герметичного закрытия, но не допускающие вытекания жидкости

В цистерны, имеющие предохранительные клапаны срабатывания 1,5 х10 Па и вентиляционное устройство с пламяотсекателями

С герметически закрывающиеся цистерны, отвечающие требованиям, предъявляемым при перевозке сжатых, сжиженных и растворенных под давлением газов

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.