Научная статья на тему 'Учебно-методическая разработка: "введение в дорожную перевозку опасных грузов (ДОПОГ)"'

Учебно-методическая разработка: "введение в дорожную перевозку опасных грузов (ДОПОГ)" Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1443
187
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Научный журнал
Область наук
Ключевые слова
ЕВРОПЕЙСКАЯ КОНВЕНЦИЯ / ОПАСНЫЙ ГРУЗ / ПЕРЕВОЗКА ОПАСНЫХ ГРУЗОВ / ГРУЗ ПОВЫШЕННОЙ ОПАСНОСТИ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Черняев Сергей Иванович

В статье дается характеристика Европейской конвенции о международной дорожной перевозке опасных грузов (ДОПОГ/ADR), приводится перечень классов опасных грузов, показаны причины необходимости повышенного контроля за перевозкой такого рода грузов и соблюдения особых мер безопасности, приведены примеры происшествий в области перевозок опасных грузов по России и зарубежным странам, показана необходимость дальнейших мер обеспечения безопасности перевозок опасных грузов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Учебно-методическая разработка: "введение в дорожную перевозку опасных грузов (ДОПОГ)"»

ТЕХНИЧЕСКИЕ НАУКИ

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА: «ВВЕДЕНИЕ В ДОРОЖНУЮ ПЕРЕВОЗКУ ОПАСНЫХ ГРУЗОВ (ДОПОГ)»

Черняев С.И.

Черняев Сергей Иванович - доктор технических наук, профессор, преподаватель специальных дисциплин, Калужский транспортно-технологический техникум им. А.Т. Карпова, г. Калуга

Аннотация: в статье дается характеристика Европейской конвенции о международной дорожной перевозке опасных грузов (ДОПОГ/ADR), приводится перечень классов опасных грузов, показаны причины необходимости повышенного контроля за перевозкой такого рода грузов и соблюдения особых мер безопасности, приведены примеры происшествий в области перевозок опасных грузов по России и зарубежным странам, показана необходимость дальнейших мер обеспечения безопасности перевозок опасных грузов.

Ключевые слова: Европейская конвенция, опасный груз, перевозка опасных грузов, груз повышенной опасности.

Опасные грузы - вещества, изделия из них, материалы, отходы производственной или иной деятельности, которые в силу присущих им свойств могут при перевозке создать угрозу для жизни и здоровья людей, нанести вред окружающей природной среде, повредить или уничтожить материальные ценности. К опасным грузам относятся вещества и предметы, которые при транспортировании, выполнении погрузочно-разгрузочных работ и хранении могут послужить причиной взрыва, пожара или повреждения транспортных средств, складов, устройств, зданий и сооружений, а также гибели, увечья, ожогов, облучения или заболевания людей [8; 9].

Перевозка опасных грузов - это деятельность, связанная с перемещением опасных грузов от места их изготовления или хранения к месту назначения с подготовкой груза, тары, транспортных средств и экипажа, приемом груза, осуществлением грузовых операций и краткосрочным хранением грузов на всех этапах перемещения. Таким образом, перевозка опасных грузов автомобильным транспортом - сложный и трудоемкий процесс, требующий особого внимания со стороны отправителей, получателей и перевозчиков [7].

Статистика, анализирующая ситуацию современного рынка, утверждает, что подавляющее большинство руководителей организаций различных сфер деятельности предпочитают осуществление доставки грузов посредством автомобильных перевозок. Более 20% из них приходится на перевозку опасных грузов. Ежегодно во всем мире увеличивается число производств, вырабатывающих или использующих огромное количество вредных веществ. Эти вещества перемещаются по дорогам стран и пересекают границы многих государств [3; 17].

Происшествия, связанные с транспортировкой опасных веществ и грузов, постоянно происходят во всём мире. При авариях на автомобильных магистралях (столкновения, опрокидывание, падение крупногабаритных грузов) возможно их возгорание, утечка опасного груза, повреждение тары, емкостей с опасным грузом. Это может привести к взрыву, пожару, ожогам, отравлению, заболеванию людей и животных. Взрывы и пожары, утечки и разлив ядовитых веществ, выбросы в атмосферу отравляющих газов и продуктов горения, уносят жизни и причиняют тяжкий вред здоровью людей, влекут многомиллионные убытки разрушая и выводя из строя объекты инфраструктуры, затрудняя дорожное движение, загрязняя почву, воду, воздух и нанося непоправимый вред экологическому статусу целых территорий. В свою очередь, мероприятия по ликвидации последствий дорожных происшествий с

опасными грузами не только связаны с риском для жизни и здоровья сотрудников дорожных служб и служб спасения. Эти мероприятия, как правило, очень дорого обходятся для муниципальных, региональных и государственных бюджетов. Перекрытие дорог вызывает сбои в движении транспорта, причиняя неудобства и убытки населению и многим предприятиям [5; 10].

Так, в мае 2012 года осуществлялась перевозка горючего и ядовитого вещества «креозот» - воспламеняющаяся, труднорастворимая в воде маслянистая жидкость с сильным запахом и жгучим вкусом, получаемая из древесного и каменноугольного дегтя. Транспортировка осуществлялась без идентификации опасного груза, разрешительных документов и маркировки автотранспортного средства. Вследствие разгерметизации емкости произошла утечка 10м3 опасного химиката. Ликвидация последствий разлива опасного вещества на дорожное полотно заняла более 4 часов. В начале июля того же года, на федеральной трассе М-5, в районе города Златоуст, водитель грузовика с 25 тоннами креозота нарушил введённый из-за аномальной жары, режим движения большегрузного транспорта и допустил его опрокидывание. Ликвидация последствий разлива опасного вещества на дорожное полотно заняла около 5 часов при полностью перекрытом участке трассы [1; 2; 16].

В начале августа 2014 года на трассе Геленджик-Новороссийск из-за превышения скорости перевозящий пропан грузовик «не вписался» в поворот и перевернулся. Взрыва не произошло, но на ликвидацию последствий утечки сжиженных углеводородных газов ушло почти 12 часов при полностью перекрытом дорожном движении.

В феврале 2015 года, в Москве, при перевозке лакокрасочных изделий с нарушениями и несоблюдением скоростного режима, произошёл пожар, возникший вследствие опрокидывания автомашины, был надолго перекрыт для движения участок МКАД на пересечении с трассой М-4 Дон.

В марте 2016 года почти в центре городка Лахти в Финляндии произошел разлив серной кислоты также при ДТП. Жителей района, в том числе учеников близлежащей школы, пришлось в срочном порядке эвакуировать. На устранение последствий экологического бедствия ушло много времени и средств. В начале мая того же года в Румынии перевернулась цистерна с серной кислотой. Ехавший на большой скорости грузовик занесло на повороте, в результате чего машина съехала в кювет и опрокинулась. В аварии сам водитель погиб, а транспортное средство загорелось.

В январе 2017 года в префектуре Нагасаки, Япония, водитель грузовика, перевозившего кислоту, превысил скорость на обледеневшей трассе и выехал на встречную полосу. В результате столкновения с легковым автомобилем из автофургона выпали несколько контейнеров с едкой жидкостью и разгерметизировались. В итоге аварии люди не пострадали, но сильно повреждено дорожное покрытие, к тому же почти 2000 л соляной кислоты вылились в небольшую реку, протекающую неподалеку. В марте 2017 года в Мексике взорвался автофургон с пиротехникой. Предположительно, причиной возгорания опасного груза стало нарушение техники безопасности при перевозке взрывчатых материалов, относящихся к 1 классу опасных грузов. Машина полностью сгорела, унеся жизни 4 человек [1].

Для предотвращения аварий при перевозке опасных грузов разными видами транспорта, национальные органы власти во многих странах на протяжении ряда лет регулировали такие перевозки при помощи закрепленных законодательно различных норм и правил, которые существенно отличались по структуре и содержанию, что создавало трудности для всех участников перевозки. Возникла потребность в выработке такого механизма эффективного решения этих проблем, который позволил бы своевременно доставлять грузы к месту назначения, защитив занятых в перевозке людей, участников дорожного движения, а также сам груз, транспортное средство и окружающую среду. И этот механизм должен был основываться на принципах международного одобрения норм и гармонизации их с другими международными соглашениями, экономической целесообразности и нейтральности в конкурентном

12

отношении для всех участников перевозки опасных грузов, а также доходчивости в оформлении, ясности в понимании требований норм и правил, возможности применения для разных видов транспорта. В свою очередь, всё перечисленное, потребовало дополнительной разработки целого ряда соглашений и других международных документов, целью которых явилось обеспечение безопасной и беспрепятственной перевозки опасных грузов [7].

В связи с чрезвычайной опасностью таких перевозок на международном уровне был разработан свод правил осуществления транспортировки данных веществ. В настоящее время, беспрепятственный транзит опасных веществ и доставка опасных грузов автомобильным транспортом, осуществляются по требованиям Европейской Конвенции о международной дорожной перевозке опасных грузов, (ДОПОГ в русской транскрипции или ADR - Accord européen relatif au transport international des marchandises Dangereuses par Route - во французской) [4; 13]. По состоянию на 2018 год, участниками соглашения (Договаривающимися сторонами) являются 49 стран [11; 12] (таблица 1).

Таблица 1. Договаривающиеся стороны (страны-участницы) соглашения о международной дорожной перевозке опасных грузов

1. Австрия 18. Италия 35. Сербия

2. Азербайджан 19. Казахстан 36. Словакия

3. Албания 20. Кипр 37. Словения

4. Андорра 21. Латвия 38. Таджикистан

5. Беларусь 22. Литва 39. Тунис

6. Бельгия 23. Лихтенштейн 40. Турция

7. Болгария 24. Люксембург 41. Украина

8. Босния и Герцеговина 25. Македония 42. Финляндия

9. Великобритания 26. Мальта 43. Франция

10. Венгрия 27. Марокко 44. Хорватия

11. Германия 28. Молдова 45. Черногория

12. Греция 29. Нидерланды 46. Чехия

13. Грузия 30. Норвегия 47. Швейцария

14. Дания 31. Польша 48. Швеция

15. Ирландия 32. Португалия 49. Эстония

16. Исландия 33. Россия

17. Испания 34. Румыния

ДОПОГ представляет собой соглашение между государствами Европейского Союза и не предусматривает наличие какого-либо общего органа для обеспечения соблюдений его положений. Проверки на автомагистралях осуществляются Договаривающимися сторонами и несоблюдение положений Соглашения может привести к возбуждению, национальными органами, иска против нарушителей согласно их внутригосударственным законодательствам. Следует отметить также, что требования ДОПОГ были приняты Российской Федерацией и некоторыми другими странами, не являющимися членами ЕС, за основу для своего внутригосударственного законодательства [4; 13].

Сложность обеспечения дорожной безопасности, обусловлена широким разнообразием перемещаемых грузов, по физико-химическим, биологическим, поражающим и пр. свойствам, которые требуют особых, конкретных и специфических подходов к купированию возможностей возникновения пожаров, взрывов, различных повреждений непосредственно самих транспортных средств, складов, устройств, зданий и сооружений, а также отравления, ожогов, увечий, радиационного облучения, токсико-инфекций, различных заболеваний или гибели, людей и животных, а также

возникновения прочих чрезвычайных ситуаций техногенного характера, в том числе, связанным с хищением и использованием особо опасных веществ, а также их соединений, в террористических целях, а, следовательно, привести к весьма серьезным последствиям - многочисленным человеческим жертвам или массовым разрушениям. Именно поэтому, целью международных и, разработанных на их основе, национальных нормативных правовых актов, регламентирующих перевозку опасных грузов, является обеспечение максимально возможных условий безопасности для общественного здоровья и окружающей среды [6; 14; 19].

В случаях с перемещением опасных грузов, необходимо владение ключевыми аспектами законодательства, понимание особенностей организации работы в сфере их перевозки, учёт возможности безопасной совместимости грузов, соблюдение основных требований охраны труда и пожарной безопасности, способность оценивать степени риска и опасности, определять первоочередные действия в аварийных ситуациях, знание порядка ликвидации последствий аварийных ситуаций и меры доврачебной помощи пострадавшим, в том числе посредством использования обязательного, на борту транспортного средства, комплекта АДР (элементы дополнительного оборудования и средств, предназначенных для непосредственной, пассивной защиты человека, занятого транспортировкой опасных грузов автомобильным транспортом), содержание составляющих которого, определяется в зависимости от каждой, отдельно взятой транспортировки.

ДОПОГ состоит из самого соглашения и включает девять частей (разделов), которые сгруппированы в рамках двух приложений, являющихся его неотъемлемыми частями - приложения «А» - «Общие положения и положения, касающиеся опасных веществ и изделий» и приложения «В» - «Положения, касающиеся транспортного оборудования и транспортных операций».

Соглашение состоит из семнадцати статей, в которых изложены основные вопросы, касающиеся вступления его в силу, отклонений от требований ДОПОГ, порядка внесения изменений в соглашение, а также процедуры разрешения споров и т.п.

Ключевой, по праву, является статья 2 соглашения, в которой говорится о том, что международные перевозки опасных грузов, кроме некоторых чрезвычайно опасных грузов, могут осуществляться автотранспортными средствами при условии соблюдения: требований, предусмотренных в приложении А, которым должны соответствовать опасные грузы, в частности, требований к их упаковке и маркировке; требований, предусмотренных в приложении В, касающихся конструкции и оборудования транспортных средств с опасными грузами, а также требований к их движению [7].

При этом согласно статье 4 соглашения, каждая страна-участница ДОПОГ сохраняет за собой право путем подписания многосторонних соглашений запрещать ввоз на свою территорию опасных грузов по причинам, не связанным с безопасностью при перевозке, а также разрешать перевозки через свою территорию опасных грузов, перевозка которых ДОПОГ запрещена. Кроме того, компетентные органы Договаривающихся сторон могут договориться непосредственно друге другом о том, чтобы разрешить осуществление некоторых перевозок по их территории в порядке временного отступления от требований ДОПОГ, при условии сохранения надлежащего уровня безопасности [4].

Приложение «А» представлено в виде семи частей и объединяет общие положения, касающиеся опасных веществ и изделий - основные понятия и определения, классификацию, перечень опасных грузов, положения, касающиеся тары, упаковок и цистерн, процедуры отправки. Приложение содержит подробную информацию по классификации опасных грузов, которая имеет следующий вид: 1 класс - взрывчатые вещества (6 подклассов); 2 класс - горючие газы, газы невоспламеняющиеся, ядовитые и неядовитые газы (4 подкласса); 3 класс -легковоспламеняющиеся жидкости (3 подкласса); 4 класс - легковоспламеняющиеся твердые вещества, самовозгорающиеся вещества, вещества, выделяющие

14

воспламеняющиеся газы при взаимодействии с водой (3 подкласса); 5 класс -окисляющие вещества, органические пероксиды (2 подкласса); 6 класс - ядовитые и инфекционные вещества (2 подкласса); 7 класс - радиоактивные материалы (подклассов нет); 8 класс - едкие и (или) коррозионные вещества (3 подкласса); 9 класс - грузы, не отнесенные к классам 1-8, и грузы, обладающие видами опасности, проявление которых представляет опасность только при их транспортировании навалом водным транспортом (2 подкласса) [4; 18].

Приложение «В» представлено в виде двух частей, объединяя в себе требования, касающиеся экипажей, оборудования и эксплуатации транспортных средств, документации, а также требования, касающиеся конструкции транспортных средств и их допущения к перевозке опасных грузов [4; 7].

Таким образом, в процессе изучения требований, предъявляемых к дорожной перевозке опасных грузов рассматриваются следующие вопросы: социально-экономическое значение проблемы обеспечения безопасности при перевозках опасных грузов автомобильным транспортом; нормативно-правовое регулирование перевозок опасных грузов в международном и внутригосударственном сообщении; классификация, общая характеристика опасных грузов и виды опасности при их перевозках; общие требования к таре, упаковкам, контейнерам и цистернам при перевозках опасных грузов; требования к транспортным средствам и дополнительному оборудованию при перевозках опасных грузов; маркировка, знаки опасности, информационные табло и таблички оранжевого цвета; изъятия, ограничения и вопросы совместимости при перевозках опасных грузов; способы и организация автомобильных и мультимодальных перевозок; обязанности и ответственность участников перевозки опасных грузов и контроль за соблюдением установленных требований; профилактические меры по обеспечению безопасности при осуществлении перевозок и погрузочно-разгрузочных работ; действия водителя и экипажа в случае аварий и происшествий при перевозках опасных грузов; транспортно-сопроводительная и разрешительная документация при перевозках опасных грузов [15].

В заключение, следует отметить, что опасные грузы - это объекты, при транспортировке которых требуется особая осторожность, поскольку любая аварийная ситуация чревата весьма значительным ущербом, иногда в весьма широком радиусе от самого транспортного средства. Именно поэтому их перевозка максимально подробно регламентирована, как национальными законами, так и действующими на их территориях международными соглашениями, а использование системы международного регулирования, обеспечивает возможность осуществления перевозки опасных грузов между различными странами таким образом, что партия груза может перевозиться транспортной цепи, включающей несколько видов транспорта, без дополнительного изменения классификации, упаковки и маркировки. Однако, полностью унифицировать правила перевозки опасных грузов, для всех видов транспорта, из-за большого различия условий перевозки, не представляется возможным.

Список литературы

1. Аварии при перевозке опасных грузов и их последствия. [Электронный ресурс]. // Блог ООО «МБИ Дмитровка» - Федеральный перевозчик опасных грузов всех классов опасности. Режим доступа: https://fpog.ru/blog/avarii -pri-perevozke-opasnyh-gruzov-i-ih-posledstviya/ (дата обращения 12.11.2018).

2. Вредные вещества в промышленности: Справочник для химиков, инженеров и врачей. Изд. 7-е, пер. и доп. В трех томах. Том I. Органические вещества. Под ред. засл. деят. науки проф. Н.В. Лазарева и докт. мед. наук Э. Н. Левиной. Л.: Химия, 1976.

3. ДОПОГ. [Электронный ресурс] // Сайт «Учебно-курсовой Комбинат и Институт повышения квалификации». Режим доступа: https://учебныйкомбинат.рф/coш•ses_and_semce/rostransnadzor/dopog/ (дата обращения 12.11.2018).

4. Европейское соглашение о международной дорожной перевозке опасных грузов с приложениями A и B (ДОПОГ 2017-2018 г.) // Издание на русском языке, в 2 томах. Издательство ООН. Нью-Йорк и Женева, 2016. 1545 с.

5. Маклафлин Дж. Сообщение об инцидентах // Рабочий документ группы экспертов по опасным грузам (DGP). Монреаль, 11-21 октября 2011 года. 5 с.

6. Методические рекомендации территориальным органам МЧС России по разработке законодательных и иных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации в области гражданской обороны с использованием модельных актов. М.: ФГБУ «Всероссийский научно-исследовательский институт по проблемам гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций МЧС России» (Федеральный центр науки и высоких технологий), 2016. 124 с.

7. Нормативное регулирование перевозки опасных грузов. Справочник. [Электронный ресурс] // Сайт «Лаборатория ADR». Режим доступа: http://www.labadr.com.ua/Sprav/zakonodatelstvo/ (дата обращения 11.11.2018).

8. Опасные грузы. [Электронный ресурс] // Сайт компании «Транзит Сервис». Режим доступа: http://www.tr-serv.ru/index.php?p=6&cat=42/ (дата обращения 11.11.2018).

9. Опасные грузы. [Электронный ресурс] // Сайт «dic.academic.ru» - Российская энциклопедия по охране труда. Режим доступа: https://labor_protection.academic.ru/1032/ (дата обращения 11.11.2018).

10. Очкалова А.Р. Статистика происшествий и меры по снижению аварийных ситуаций при перевозке опасных грузов // Вестник университета, 2016. № 6. С. 92-97.

11. Пахно А.Е. Международная перевозка опасных грузов. Банк знаний портала Опасный груз. [Электронный ресурс] // Портал «Опасный груз». Режим доступа: https://expadr.ru/baza-znanij/uncategorised/1-mezhdunarodnaya-perevozka-opasnykh-gruzov/ (дата обращения 12.11.2018).

12. Перечень стран - участниц ДОПОГ. Справочник МАП. [Электронный ресурс] // Сайт Ассоциации международных автомобильных перевозок. Режим доступа: https://www.asmap.ru/spravochnik-map/35399/ (дата обращения 12.11.2018).

13. Постановление Правительства РФ от 15.04.2011 № 272 (ред. от 12.12.2017, с изм. от 16.03.2018) «Об утверждении Правил перевозок грузов автомобильным транспортом». [Электронный ресурс]. // СПС КонсультантПлюс. Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_113363/ (дата обращения 12.11.2018).

14. Приказ Минтруда России от 17.09.2014 № 642н «Об утверждении Правил по охране труда при погрузочно-разгрузочных работах и размещении грузов». 28 с.

15. Программа повышения квалификации «Консультант по вопросам безопасности перевозки опасных грузов автомобильным транспортом разработана в соответствии с требованиями Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

16. Савич Е.Л., Капустин В.В. Системы безопасности автомобилей: Учебное пособие / М.: НИЦ ИНФРА-М, 2016. 445 с.

17. Соколов Ю.И. Вопросы безопасности транспортировки опасных грузов // Проблемы анализа риска, Том 6, 2009. № 1. С. 38-74.

18. Солдатова М.В. Анализ состояния перевозок опасных грузов автомобильным транспортом // Молодой ученый, 2016. № 1. С. 497-499.

19. Черняев С.И. Промышленная безопасность: Учебное пособие. М.: РУДН, 2008. 431 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.