Научная статья на тему 'Законодательное регулирование обеспечения экологической безопасности при перевозках опасных грузов'

Законодательное регулирование обеспечения экологической безопасности при перевозках опасных грузов Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
599
88
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Юристъ - Правоведъ
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ECOLOGICAL RIGHT / TRANSPORTATION / DANGEROUS FREIGHT / ECOLOGICAL SAFETY / ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ПРАВО / ПЕРЕВОЗКА / ОПАСНЫЙ ГРУЗ / ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Кравцова Елена Александровна

В общем потоке грузов доля опасных, по официальным данным, составляет до 15 %. На основании анализа действующего законодательства в сфере перевозок опасных грузов автор делает выводы о видах требований, которые должны быть урегулированы законодательно и соблюдаться при осуществлении перевозок опасных грузов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEGISLATIVE REGULATION OF ENSURING ECOLOGICAL SAFETY WHEN TRANSPORTING DANGEROUS FREIGHTS

In the general stream of freights the share of dangerous freights according to official figures, makes up to 15 %. On the basis of the analysis of the current legislation in the sphere of transportations of dangerous freights the author draws conclusions about types of requirements which have to be settled legislatively and be observed at implementation of transportations of dangerous freights.

Текст научной работы на тему «Законодательное регулирование обеспечения экологической безопасности при перевозках опасных грузов»

УДК 343.77 ББК 67.408

© 2019 г. Е. А. Кравцова,

доцент кафедры гражданско-правовых дисциплин Белгородского юридического института МВД России имени И. Д. Путилина кандидат юридических наук. E-mail: 543375@mail.ru

ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ ПЕРЕВОЗКАХ ОПАСНЫХ ГРУЗОВ

В общем потоке грузов доля опасных, по официальным данным, составляет до 15 %. На основании анализа действующего законодательства в сфере перевозок опасных грузов автор делает выводы о видах требований, которые должны быть урегулированы законодательно и соблюдаться при осуществлении перевозок опасных грузов.

Ключевые слова: экологическое право, перевозка, опасный груз, экологическая безопасность.

Е. А. Kravtsova - Associate Professor of the department of civil law Belgorod Judicial Institute of Ministry of Internal Affairs named after I. D. Putilin, PhD in law.

LEGISLATIVE REGULATION OF ENSURING ECOLOGICAL SAFETYWHEN TRANSPORTING DANGEROUS FREIGHTS

In the general .stream of freights the .share ofdangerous freights according to official figures, makes up to 15 %. On the basis of the analysis of the current legislation in the sphere of transportations of dangerous freights the author draws conclusions about types of requirements which have to be settled legislatively and be observed at implementation of transportations of dangerous freights.

Keywords: ecological right, transportation, dangerous freight, ecological safety.

Большинство перевозок опасных грузов осуществляется по территории России с использованием автомобильного и железнодорожного транспорта (до 95 % перевозок всех опасных грузов) [1, с. 497]. При этом железнодорожные и автомобильные дороги сконцентрированы в густонаселенных районах, где любая авария может привести к значительному экологическому ущербу и нанести существенный вред здоровью населения, проживающего на соответствующей территории. В России разработаны и действуют строгие правила перевозки грузов, которые включают повышенные меры обеспечения их безопасности, направлены на пресечение возможных аварий и минимизацию их последствий; установлена повышенная степень ответственности для перевозчиков, грузоотправителей и грузополучателей опасных грузов.

Правила перевозок опасных грузов устанавливаются специальными нормативными предписаниями по каждому конкретному виду транспорта. Так, при перевозках опасных грузов железнодорожным транспортом действуют правила, установленные Уставом железнодорожного транспорта Российской Федерации (далее - УЖТ РФ) [2]. В данном документе разъясняется понятие «опасный груз» и устанавливаются общие правила перевозки, которые затем конкретизируются в других нормативных актах, таких как «Правила безопасности при перевозке опасных грузов железнодорожным транспортом» [3], «Правила перево-

зок опасных грузов по железным дорогам» [4] и в ряде других. Перевозки грузов автомобильным транспортом по территории Российской Федерации регламентируются такими нормативными документами, как Правила дорожного движения [5], Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта [6], Правила перевозки грузов [7], Правила обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом [8]. Однако главным документом, повсеместно применяющимся при перевозках опасных грузов автомобильным транспортом, несомненно, является ДОПОГ [9] - Европейское соглашение о международной перевозке опасных грузов.

Несмотря на то, что ДОПОГ является международным правовым актом, который был изначально разработан для осуществления перевозок опасных грузов в международном сообщении, данный документ полностью имплементирован в российскую систему права и повсеместно используется для осуществления перевозок опасных грузов. Указание на то, что ДОПОГ является основным актом, используемым при перевозке опасных грузов, зафиксировано в Постановлении Правительства РФ «Об утверждении Правил перевозок грузов автомобильным транспортом» [10].

Анализ нормативных документов, регламентирующих перевозки опасных грузов, по-

зволяет выделить несколько видов требований, направленных на обеспечение экологической безопасности при перевозках опасных грузов. Их соблюдение является обязательным для перевозчиков.

Так, А. В. Чупшев и А. И. Зябиров на основании произведенного анализа действующих нормативных актов указывают, что к мерам обеспечения безопасности перевозки опасных грузов относятся:

1) подготовка персонала;

2) подготовка и организация транспортного средства в соответствии с перевозимым грузом, по указанной классификации;

3) разработка маршрутной карты [11, с. 144].

Мы считаем, что данная классификация требований является неполной и помимо требований, указанных А. В. Чупшевым и А. И. Зя-бировым, необходимо выделить такие виды требований, как:

- особые требования, предъявляемые к организации-перевозчику;

- требования по подготовке грузов к перевозке, их таре и упаковке.

Кроме того, п. 3 «Разработка маршрутной карты», указанный А. В. Чупшевым и А. И. Зя-бировым, на наш взгляд, следует заменить на «Организация процесса перевозки».

Обоснуем свое мнение. К каждому перевозчику, осуществляющему транспортировку опасных грузов, предъявляются особенные требования. В соответствии с пунктами 21, 26, 27, 30 ст. 12 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» [12] перевозчики, осуществляющие транспортировку опасных грузов на водном и железнодорожном транспорте, должны в обязательном порядке получить лицензию на осуществление таких перевозок. Лицензированию также подлежат погрузочно-разгрузочная деятельность на железнодорожном транспорте и деятельность по транспортировке отходов I - IV классов опасности. Что касается автомобильных перевозок, то в соответствии со ст. 31 Федерального закона от 8.11.2007 № 257-ФЗ [13] движение автомобилей, перевозящих опасные грузы, осуществляется исключительно при наличии специального разрешения. Для получения такого разрешения организация должна соответствовать специальным условиям, которые указаны в ДОПОГ. Так, согласно п. 1.8 ДОПОГ в штате любой организации, которая осуществляет перевозки опасных грузов, должен присутствовать консультант по вопросам безопасности перевозки опасных грузов, задача которого состоит в содействии предотвращению присущей такого рода деятельности опасности для людей, имущества и окружающей среды. Функции кон-

сультанта могут выполняться руководителем предприятия либо иным работником предприятия, наряду с основными служебными функциями. Для наделения функциями консультанта лицо должно сдать экзамен на знание законодательства о перевозке опасных грузов, пройдя перед этим обучение в организации, которая имеет соответствующую лицензию. При этом организация, принимающая экзамен, не может быть той же организацией, которая осуществляла обучение кандидата. На основании сданного экзамена выдается соответствующее свидетельство. Оно действительно в течение 5 лет, после чего экзамен необходимо пересдать в течение года, предшествующего дате истечения срока действия свидетельства. В таком случае срок действия свидетельства продлевается. Из вышесказанного вытекает, что организация-перевозчик, занимающаяся транспортировкой опасных грузов, должна соответствовать таким требованиям, как наличие лицензии (разрешения) на перевозку, осуществление погру-зочно-разгрузочных работ опасных грузов; наличие в штате организации помимо перевозчиков, прошедших специальное обучение, консультантов, которые будут обладать специализированной подготовкой в сфере перевозки опасных грузов, будут способствовать предотвращению внештатных ситуаций с опасными грузами, а также минимизации последствий в случае возникновения таких ситуаций.

Требования по подготовке грузов к перевозке, их таре и упаковке также необходимо выделять в отдельный вид требований. Для обеспечения экологической безопасности при перевозке опасных грузов используются специализированные особо прочные транспортные средства. Дополнительные требования, предъявляемые при перевозках опасных грузов к транспортным средствам, устанавливаются в «Правилах перевозок опасных грузов по железным дорогам» [14] в разделе «Требования к вагонам и контейнерам и размещению в них опасных грузов при перевозке», а также в ч. 9 ДОПОГ: «Требования, касающиеся конструкции транспортных средств и их допущения к перевозке». Транспортные средства маркируются специальными знаками, на которых указывается, какая категория груза перевозится. Для каждого класса и подкласса опасности существует своя маркировка с номером аварийной карточки, наносимая на тару и подвижной состав, а также номер ООН, который идентифицирует груз [15 с. 27].

Упаковка опасных грузов осуществляется в соответствии с ГОСТ 26319-84 «Грузы опасные. Упаковка». Общее правило к упаковке таких грузов - это их герметичность. Опасные грузы не

должны взаимодействовать с окружающей средой во избежание причинения ей вреда. Если груз упаковывается в непрочную тару, например, стеклянные банки, то он должен быть запакован во второй слой упаковки, состоящий из таких материалов и расположенный так, чтобы избежать возможности разгерметизации первого слоя упаковки. Каждое грузовое место, предназначенное для перевозки опасного груза, должно быть в обязательном порядке промаркировано. На маркировке указываются:

- знак опасности;

- наименование груза согласно алфавитному указателю;

- классификационный шифр;

- номер ООН.

Знаки опасности должны располагаться таким образом, чтобы при любом положении предмета знак мог бы быть визуально наблюдаем. При этом если груз содержит несколько классов опасности (например, легковоспламеняем и токсичен), то он должен быть помечен знаками, четко обозначающими каждую возможную опасность.

Особые требования предъявляются и к организации процесса перевозки. Для перевозки каждого опасного груза составляется маршрутная карта, которая согласовывается с уполномоченными государственными органами. Помимо транспортной накладной к опасному грузу прилагаются сертификаты, информация об экстренных мерах, которые необходимо предпринять в случае аварийной ситуации, а также заполняется специальная форма документа на опасный груз (глава 5.5 ДОПОГ; раздел 1.4 Правила перевозок опасных грузов по железным дорогам). При необходимости во-

Литература

дителю или лицу, сопровождающему опасный груз, предоставляются дополнительные средства защиты, а также средства, помогающие минимизировать нанесение ущерба окружающей среде при возникновении аварийных ситуаций. Маршрут перевозки опасных грузов разрабатывается таким образом, чтобы допустить минимальное воздействие на окружающую среду и здоровье населения: маршрут должен проходить на возможно максимальном расстоянии от населенных пунктов, обходить социальные учреждения и густонаселенные районы, крупные водные объекты и т. д.

Подводя итог вышесказанного, мы можем сделать вывод, что в отношении опасных грузов, перевозимых железнодорожным и автомобильным транспортом, которые составляют более 95 % всех перевозимых опасных грузов, разработаны нормативные акты, детально регламентирующие такие перевозки в целях предотвращения возможного негативного воздействия на окружающую среду, а также предотвращения возникновения аварийных ситуаций. Требования, предъявляемые при осуществлении перевозок опасных грузов, можно классифицировать на:

- требования к организациям-перевозчикам, организациям, осуществляющим погрузоч-но-разгрузочные работы с опасными грузами;

- требования к персоналу;

- требования к техническим характеристикам, подготовке и эксплуатации транспортного средства;

- требования по подготовке грузов к перевозке, их таре и упаковке;

- требования к организации процесса перевозки опасных грузов.

Bibliography

1. Солдатова М. В. Анализ состояния перевозок опасных грузов автомобильным транспортом // Молодой ученый. 2016. № 1.

2. Федеральный закон от 10.01.2003 № 18-ФЗ (ред. от 18.07.2017) «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2003. № 2.

3. «Правила безопасности при перевозке опасных грузов железнодорожным транспортом» (утв. Постановлением Госгортехнадзора РФ от 16.08.1994 № 50) (ред. от 20.06.2002) // СПС КонсультантПлюс.

4. «Правила перевозок опасных грузов по железным дорогам» (утв. СЖТ СНГ, протокол от 05.04.1996 № 15) (ред. от 19.05.2017) // СПС КонсультантПлюс.

5. Постановление Правительства РФ от 23.10.1993 № 1090 (ред. от 13.02.2018) «О Правила

1. Soldatova M. V. Analysis of a condition of transportations of dangerous freights by the motor transport // Young scientist. 2016. № 1.

2. Federal law of10.01.2003 № 18-FL (edition of 18.07.2017) «Charter of railway transport of the Russian Federation» // Collection of the legislation of the Russian Federation. 2003. № 2.

3. «Safety rules in transit dangerous freights by rail» (Resolution of Gosgortekhnadzor of the Russian Federation of 16.08.1994 № 50) (edition of 20.06.2002) // Union of Right Forces Consultant-Plus.

4. «Rules of transportations of dangerous freights by the railroads» (SZhT of the CIS, protocol of 05.04.1996 № 15) (edition of19.05.2017) // Union of Right Forces ConsultantPlus.

5. The resolution of the Government of the Russian Federation of23.10.1993 № 1090 (an edition

дорожного движения» // Собрание актов Президента и Правительства РФ. 1993. № 47.

6. Федеральный закон от 08.11.2007 № 259-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» // Собрание законодательства РФ. 2007. № 46.

7. Постановление Правительства РФ от 15.04.2011 № 272 (ред. от 12.12.2017, с изм. от 16.03.2018) «Об утверждении Правил перевозок грузов автомобильным транспортом» // Собрание законодательства РФ. 2011. № 17.

8. Приказ Минтранса России от 15.01.2014 № 7 (ред. от 07.11.2017) «Об утверждении Правил обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом и Перечня мероприятий по подготовке работников юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозки автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, к безопасной работе и к безопасной эксплуатации транспортных средств» (Зарегистрировано в Минюсте России 05.06.2014 № 32585) // Российская газета. 2014. № 36.

9. «Европейское соглашение о международной дорожной перевозке опасных грузов» (ДОПОГ/ADR) (заключено в г. Женеве 30.09.1957) // СПС КонсультантПлюс.

10. Постановление Правительства РФ от 15.04.2011 N 272 (ред. от 12.12.2017, с изм. от 16.03.2018) «Об утверждении Правил перевозок грузов автомобильным транспортом» // Собрание законодательства РФ. 2011. № 17.

11. Чупшев А. В., Зябиров А. И. Безопасность перевозок опасных грузов // В сборнике: К 65-летию ФГБОУ ВО Пензенская ГСХА Сборник научных трудов профессорско-преподавательского состава. ВО Пензенская ГСХА, (МНИЦ). Пенза, 2016.

12. Федеральный закон от 04.05.2011 № 99-ФЗ (ред. от 03.08.2018) «О лицензировании отдельных видов деятельности» // Собрание законодательства РФ. 2011. № 19.

13. Федеральный закон от 08.11.2007 № 257-ФЗ (ред. от 03.08.2018) «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» // Собрание законодательства РФ. 2007. № 46.

14. «Правила перевозок опасных грузов по железным дорогам» (утв. СЖТ СНГ, протокол от 05.04.1996 № 15) (ред. от 19.05.2017) // СПС КонсультантПлюс.

15. Гаращук О. А. Правовые проблемы обеспечения безопасности перевозок опасных грузов железнодорожным транспортом // Транспортное право и безопасность. 2016. № 11 (11).

of 13.02.2018) «About Traffic regulations» // The Collection of acts of the President and the Government of the Russian Federation. 1993. № 47.

6. Federal law of08.11.2007 № 259-FL (edition of03.07.2016) «Charter of the motor transport and city land electric transport» // Collection of the legislation of the Russian Federation. 2007. № 46.

7. The resolution of the Government of the Russian Federation of 15.04.2011 N 272 (an edition of 12.12.2017, with amendment of16.03.2018) «About the approval of Rules of transportation of goods by the motor transport» // The Collection of the legislation of the Russian Federation. 2011. № 17.

8. The order of the Ministry of Transport of the Russian Federation from 15.01.2014 № 7 (an edition of07.11.2017) «About the approval of Rules of safety of transportations of passengers and freights by the motor transport and city land electric transport and the List of actions for training of employees of the legal entities and individual entrepreneurs transporting the motor transport and city land electric transport to safe work and vehicles to safe operation» (It is registered in the Ministry of Justice of the Russian Federation 05.06.2014 № 32585) // The Russian newspaper. 2014. № 36.

9. «The European agreement on the international road transportation of dangerous freights» (DOPOG/ ADR) (It is concluded in Geneva 30.09.1957) // Union of Right Forces ConsultantPlus.

10. The resolution of the Government of the Russian Federation of 15.04.2011 № 272 (an edition of 12.12.2017, with amendment of16.03.2018) «About the approval of Rules of transportation of goods by the motor transport» // The Collection of the legislation of the Russian Federation. 2011. № 17.

11. Chupshev A. V., Zyabirov A. I. Safety of transportations of dangerous freights//In the collection: To FGBOOU WAUGH'S 65 anniversary the Penza GSHA the Collection of scientific works of the faculty. IN the Penza GSHA, the Interindustry Scientific Information Centre (ISIC). Penza, 2016.

12. The federal law of04.05.2011 № 99-FL (an edition of 03.08.2018) «About licensing of separate kinds of activity» // The Collection of the legislation of the Russian Federation. 2011. № 19.

13. The federal law from 11/8/2007 № 257-FZ (an edition from 8/3/2018) «About highways and about road activity in the Russian Federation and about introduction of amendments to separate acts of the Russian Federation» // The Collection of the legislation of the Russian Federation. 2007. № 46.

14. «Rules of transportations of dangerous freights by the railroads» (SZhT of the CIS, the protocol from 4/5/1996. № 15) (an edition from 5/19/ 2017) // Union of Right Forces ConsultantPlus.

15. Garashchuk O. A. Legal problems of safety of transportations of dangerous freights by rail // Transport law and safety. 2016. № 11 (11).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.