УДК 342.951:351.82 + 351.95 + 351.811
КОНТРОЛЬ И НАДЗОР В СФЕРЕ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ
Майоров В.И.,
д.ю.н., профессор,
ТюмГУ, г. Тюмень E-mail: 1955715@rambler.ru
Аннотация
В статье рассматриваются контроль и надзор в сфере дорожного движения как важнейшие функции социального управления, посредством которых реализуется обратная связь, позволяющая субъекту управления получить информацию о результатах управляющего воздействия, при необходимости скорректировать это воздействие. Автор аргументирует, что контроль и надзор в дорожном движении должны занимать важное место в общей проблематике обеспечения безопасности участников дорожного движения, касаясь не только участников дорожного движения, но и других субъектов, причастных к процессу транспортного перемещения. В этой связи автором предлагается включить в содержание понятия «сфера дорожного движения» общественные отношения не только те, что возникают в процессе транспортного перемещения, но и те отношения, которые возникают на стадии подготовки и обеспечения этого процесса. В статье анализируются различные точки зрения ученых-административистов, а также современные теоретические подходы, раскрывающие контрольно-надзорную деятельность в сфере дорожного движения.
Ключевые слова: дорожное движение, сфера дорожного движения, безопасность, контроль, надзор, контрольно-надзорная деятельность.
CONTROL AND SUPERVISION IN THE SPHERE OF ROAD TRAFFIC SAFETY
Mayorov V.I.,
doctor of law sciences, professor, TyumSU, (Tyumen) E-mail: 1955715@rambler.ru
Abstract
In article control and supervision in the sphere of road traffic are considered as the most important functions of social management by means of which the feedback allowing the subject of management to receive information on results of the operating influence and if necessary to correct this influence. The author reasons that control and supervision in traffic have to take an important place in the general perspective of safety of participants of road traffic, concerning not only participants of road traffic, but also other subjects involved in process of transport movement. In this regard, the author offers to include in the content of the concept "sphere of road traffic" the public relations not only those that arise in the course of transport movement, but also those
relations which arise at a stage of preparation and ensuring of this process. In article various points of view of scientists in the sphere of administrative law, and also the modern theoretical approaches opening control and supervising activity in the sphere of road traffic are analyzed.
Keywords: road traffic, sphere of road traffic, safety, control, supervision, control and supervising activity.
Контроль и надзор являются важнейшими функциями социального управления. Посредством этих функций реализуется обратная связь, позволяющая субъекту управления получить информацию о результатах управляющего воздействия, при необходимости скорректировать это воздействие. Представляется, что контроль и надзор в дорожном движении должны занимать важное место в общей проблематике обеспечения безопасности участников дорожного движения, касаясь не только участников дорожного движения, но и других субъектов, причастных к процессу транспортного перемещения. В этой связи предлагается отойти от традиционной научной концепции рассмотрения проблем обеспечения безопасности участников дорожного движения, изучая «дорожное движение»1 в отрыве от других процессов, обеспечивающих пространственное перемещение. Обращаясь к современным аналитическим исследованиям профессора Б.В. Россинского, например, «Административные наказания в сфере дорожного движения и аварийность на автомобильном транспорте» [19], мы видим, что в качестве ключевых слов он использует словосочетание «сфера дорожного движения», несмотря на то, что в КоАП глава 12 называется «Административные правонарушения в области дорожного движения».
Анализ научных публикаций по различным правовым проблемам показал стремление ученых исследовать проблемные вопросы в той или иной «сфере», а не в «области», как это закреплено в Кодексе об административных правонарушениях [4; 5].
В названии настоящей статьи также речь идет о сфере дорожного движения. В это словосочетание автором вкладывается определенный смысл, так как общественные отношения по поводу удовлетворения транспортной потребности общества, по его мнению, значительно шире [9], чем это изложено в Федеральном законе «О безопасности дорожного движения» [14].
В этой связи предлагается включить в содержание понятия «сфера дорожного движения» общественные отношения не только те, что возникают в процессе транспортного перемещения, но и те отношения, которые возникают на стадии подготовки и обеспечения этого процесса. Обусловлено это предложение, прежде всего, тем, что дорожное движение является социотехни-ческой системой, связанной единством социальных и технических элементов, состоящей из комплекса подсистем и взаимосвязанных элементов. В первом приближении можно выделить подсистему подготовки процесса удовлетворения транспортной потребности. Сюда относится комплекс элементов по подготовке участников дорожного движения, транспортных средств, дорог, а также подсистему непосредственного удовлетворения транспортной потребности или ее можно обозначить как подсистему реализации транспортной возможности.
Федеральным законом «О безопасности дорожного движения» определена общая цель для этих двух подсистем - защита участников дорожного движения от дорожно-транспортных происшествий и их последствий. Следовательно, деятельность, на-
1 Дорожное движение - совокупность общественных отношений, возникающих в процессе перемещения людей и грузов с помощью транспортных средств или без таковых в пределах дорог.
правленная на выявление и предупреждение причин возникновения дорожно-транспортных происшествий, снижение тяжести их последствий, должна осуществляться на этапах подготовки и реализации транспортной возможности. Именно такой подход даёт право рассматривать дорожное движение как сферу общественных отношений. Эти отношения объединены одной целью, урегулированы различными нормами, в том числе нормами права.
Применительно к сфере дорожного движения обеспечение безопасности участников процесса удовлетворения транспортной потребности предлагается рассматривать как деятельность государственных органов и органов местного самоуправления по управлению в этой сфере. Таким образом, предлагаемая сфера дорожного движения приобретает системообразующий характер. На её нижнем уровне находится подсистема, функционирование которой непосредственно обеспечивает удовлетворение транспортных потребностей, т.е. пространственное перемещение людей и грузов.
Субъектом управления в этой подсистеме являются участники дорожного движения, объектом - технический комплекс «транспортные средства - улично-дорож-ная сеть».
Существование подсистемы удовлетворения транспортной потребности и процесс её функционирования возможны только как результат деятельности подсистемы второго уровня - подсистемы подготовки и обслуживания дорожного движения. Она объединяет в себе предприятия, организации, учреждения, деятельность которых связана с созданием условий дорожного движения, а следовательно, и с обеспечением безопасности участников дорожного движения. Результат её функционирования - определенное состояние улично-дорож-ной сети, транспортных средств, уровень подготовки участников дорожного движения, прежде всего водителей транспортных средств.
Третий, высший уровень системы обеспечения безопасности дорожного движения занимает подсистема, образуемая органами исполнительной власти, осуществляющими функции государственного управления отраслевого и межотраслевого характера по отношению к подсистемам первого и второго уровней. Функционирование данной подсистемы обеспечивает, во-первых, подготовку и принятие в пределах компетенции нормативных актов; во-вторых, конкретную организацию деятельности субъектов «обслуживающей» подсистемы. От эффективности этой работы зависит качество работы субъектов второго уровня и в конечном итоге уровень дорожно-транспортного травматизма.
Важную роль в достижении целей, поставленных перед субъектами управления, играет контроль и надзор за соблюдением нормативов, существующих в той или иной сфере общественных отношений. Обусловлено это тем, что контроль и надзор являются важнейшими функциями социального управления. Эффективное управление социальными группами и их деятельностью немыслимо без надлежащего контроля и надзора [17]. Посредством этих функций реализуется обратная связь, позволяющая субъекту управления получить информацию о результатах управляющего воздействия, при необходимости скорректировать это воздействие [6].
Именно контрольно-надзорная деятельность имеет важное значение для обеспечения эффективной деятельности в пределах установленных нормативов и правомерного поведения во всех трех подсистемах сферы дорожного движения.
Представляется, что контроль и надзор в сфере дорожного движения должны занимать важное место в общей проблематике обеспечения безопасности участников дорожного движения. Данный вывод обусловлен авторитетым мнением профессора Д.Н. Бахраха. Он полагает, что «для обеспечения безопасности граждан, общества и
государства необходимо охранять соответствующие общественные отношения и материальные ценности не только от правонарушений, но и от противоправных действий и стихийных явлений. Следовательно, субъекты надзорной деятельности прежде всего обязаны заботиться о недопущении вредных последствий, выявлении обстоятельств, которые могут быть их причиной и принимать меры для устранения обнаруженных отклонений. И лишь потом выявлять виновных и решать вопрос об их ответственности» [3, с. 246]. Из этого следует, что целевая направленность контроля и надзора заключается в обеспечении неприкосновенности охраняемых объектов от различного рода посягательств, способных причинить материальный либо моральный ущерб.
В сфере дорожного движения контрольно-надзорная деятельность должна быть направлена, прежде всего на выявление причин и предупреждение общественно опасных деяний участников дорожного движения и других субъектов, обеспечивающих безопасное транспортное перемещение, а также на устранение вредных последствий этих общественно опасных деяний.
На протяжении многих лет ведется дискуссия по поводу объёма и соотношения таких явлений, как надзор и контроль. Так, например, П.И. Кононов, В.Я. Кикоть, И.Ш. Килясханов указывали, что «в зависимости от объема контроля различают собственно контроль, в процессе которого проверяются законность и целесообразность деятельности, и надзор, который ограничивается только проверкой законности» [2], то есть надзор - это суженный контроль. Другая точка зрения, высказанная Е. Матвеевым, заключается в том, что контроль и надзор отличаются по способу проведения, «контроль» - это сравнение фактических процессов и явлений, происходящих в контролируемой сфере деятельности, с установленными требованиями, а «надзор» - это сис-
тематическое, целевое наблюдение за исполнением и соблюдением поднадзорным субъектом обязательных требований в установленной сфере деятельности» [11], то есть контроль осуществляется регулярно -через определённые промежутки времени, а надзор - постоянно, без приостановлений и прекращений. Согласно данному мнению можно говорить о понятиях «надзор» и «контроль» как о самостоятельных явлениях.
Однако чаще всего в целях обеспечения свободы граждан, предприятий, организаций, ограждения их от чрезмерной опеки со стороны государства правовыми актами контрольные полномочия субъектов власти ограничивают и предоставляют им возможность осуществлять только надзор.
Многие ученые, например Ю.Е. Аврутин, Д.Н. Бахрах, С.М. Зырянов, А.В. Мартынов, Б.В. Россинский, Ю.Н. Старилов, Ю.Н. Туник, в своих исследованиях ставят важные вопросы о трансформации современных контрольно-надзорных функций государства (в частности института административного надзора), придания им новых задач и целей, например, обеспечение безопасности как их основной задачи [1; 3; 6; 10; 19; 20; 21]. Профессор Д.Н. Бахрах придерживается точки зрения, что в условиях сокращения государственного вмешательства в деятельность предприятий, организаций, жизнь граждан и перехода к правовому государству роль надзора будет увеличиваться за счет сужения объема контроля [3, с. 245].
В чем же заключаются цели и задачи контрольно-надзорной деятельности в сфере дорожного движения с учетом его понимания в широком смысле: как социотехни-ческой системы, состоящей из трех подсистем?
В соответствии со статьей 5 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» осуществление федерального государственного надзора в области обеспечения безопасности дорожного движения
является одним из основных направлений обеспечения безопасности движения автотранспорта на дорогах [12].
По нашему мнению, сущность контроля и надзора в сфере дорожного движения заключается в следующем: во-первых, поскольку административный надзор - функция государственного управления, то есть конкретная разновидность управленческой деятельности, то правомерно предположение о единстве общего и специального объектов воздействия. Следовательно, можно утверждать, что административный надзор осуществляется в отношении объекта управления дорожного движения, то есть общественных отношений, возникающих в процессе транспортного перемещения. Во-вторых, административный надзор в данной сфере общественных отношений характеризуется как надведом-ственный контроль исполнительной власти за соблюдением субъектами (коллективными или индивидуальными) правовых норм. С одной стороны, это часть управленческого контроля, особый вид исполнительно-распорядительной деятельности. Если же подойти к нему с позиций обеспечения законности, это одно из средств охраны такого режима, разновидность государственного надзора, который включает в себя еще и прокурорский, судебный, конституционный надзор. В-третьих, надзор является такой управленческой деятельностью, которая, располагая всеми необходимыми формами и методами, способствует исполнению участниками дорожного движения установленных норм поведения в процессе пространственного перемещения и при проведении всех обеспечивающих дорожное движение работ. В-четвертых, надзор, опираясь на силу закона, обеспечивает соблюдение участниками дорожного движения установленных государственных норм, направленных на достижение определенных целей - безопасность дорожного движения и эффективное использование автотранспорта.
Эффективность выполнения контрольно-надзорных функций в сфере обеспечения безопасности дорожного движения в значительной степени зависит от нормативного регулирования деятельности различных органов в этой сфере путем установления общих правил; оперативной корректировки тех задач, которые предстоит решать органам управления; контроля за исполнением правовых норм, регулирующих те или иные отношения; государственной защиты прав и интересов участников дорожного движения, урегулированных соответствующими нормами и правилами, объемом данных для этого полномочий, а также процесса практической реализации этих полномочий. Функции государственного контроля и надзора в сфере обеспечения безопасности дорожного движения в стране осуществляют разные органы и службы, но основным рабочим звеном системы обеспечения безопасности дорожного движения является Государственная инспекция по обеспечению безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел России (МВД). Государственная инспекция безопасности дорожного движения (Госавтоинспекция) в течение практически всей истории автомобилизации России остается основным и фактически единственным государственным органом, который решает важнейшую государственную задачу обеспечения безопасности личности, общества и государства от угроз, кроющихся в области дорожного движения [7, с. 3].
Деятельность ГИБДД направлена на обеспечение соблюдения юридическими лицами независимо от форм собственности, должностными лицами и гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами, лицами без гражданства законодательства РФ, иных нормативных правовых актов, стандартов и технических норм по вопросам обеспечения безопасности дорожного движения. Решение данной задачи предполагает активную деятельность по нескольким магистральным на-
правлениям, охватываемым формулой «человек - автомобиль - дорога»: обеспечение безопасности конструкций транспортных средств, обучение участников дорожного движения, поддержание безопасных дорожных условий; обеспечение строгого соблюдения всеми участниками дорожного движения установленных правил.
Все эти направления взаимосвязаны, однако наиболее значимым представляется последнее, поскольку оно обеспечивает не только дисциплинированность водителей и пешеходов, но также позволяет воздействовать на производителей транспортных средств, строителей дорог и других лиц, обеспечивающих безопасность дорожного движения [7, с. 4].
В соответствии с п. 19 ст. 12 Федерального закона «О полиции» на полицию в целом и на Госавтоинспекцию в частности возложены следующие обязанности: осуществлять государственный контроль (надзор) за соблюдением правил, стандартов, технических норм и иных требований нормативных документов в области обеспечения безопасности дорожного движения; регулировать дорожное движение; оформлять документы о дорожно-транспортном происшествии; осуществлять государственный учет основных показателей состояния безопасности дорожного движения; принимать экзамены на право управления автомототран-спортными средствами, трамваями, троллейбусами и выдавать водительские удостоверения; регистрировать в порядке, установленном законодательством РФ, автомо-тотранспортные средства и прицепы к ним и выдавать в установленных случаях свидетельства о допуске их к перевозке опасных грузов; осуществлять по основаниям и в порядке, которые предусмотрены Правительством РФ, сопровождение транспортных средств; согласовывать маршруты транспортных средств, осуществляющих перевозку крупногабаритных грузов, а в установленных законодательством РФ случаях - тяжеловесных грузов [13].
Таким образом, ГИБДД наделена полномочиями надведомственного контроля ко всем без исключения государственным органам и организациям, имеющим нормативно закрепленные обязанности разрабатывать и реализовывать меры обеспечения безопасности дорожного движения. Объектом контроля являются и граждане, которые обязаны соблюдать правовые нормы, регламентирующие безопасность дорожного движения.
Административный регламент МВД РФ исполнения государственной функции по контролю и надзору за соблюдением участниками дорожного движения требований в области обеспечения безопасности дорожного движения определяет порядок действий сотрудников органов внутренних дел, связанных с реализацией указанной государственной функции.
Результатом исполнения государственной функции является надлежащее обеспечение безопасности участников дорожного движения, максимально возможное предупреждение дорожно-транспортных происшествий, нарушений Правил дорожного движения и обеспечение бесперебойного движения транспортных средств [15].
Надведомственный контроль ГИБДД охватывает почти все этапы работ, связанных с обеспечением конструктивной и эксплуатационной безопасности транспортных средств и элементов дорожного движения, включая этап проектирования. При этом решаются две задачи:
1) не допустить к участию в дорожном движении новых транспортных средств и водителей, а также ввода новых участков дорожной сети, не отвечающих требованиям безопасности дорожного движения;
2) обеспечить соответствие требованиям безопасности дорожного движения состояния эксплуатирующихся транспортных средств и участков дорожной сети, поведения участников дорожного движения.
При выполнении первой задачи Госавтоинспекция выступает как разрешитель-
ная инстанция, которая на основе проверки качества дает заключения о возможности проведения дальнейших действий.
Полномочия ГИБДД по решению второй задачи, связанной с непосредственным обеспечением безопасности в дорожном движении путем своевременного предупреждения выявления и пресечения уже допущенных нарушений норм дорожного движения, есть не что иное, как указанный в Административном регламенте контроль за дорожным движением, который включает в себя:
- визуальное или с использованием технических средств наблюдение за движением транспортных средств и пешеходов;
- наблюдение за состоянием технических средств организации дорожного движения, проезжей части дорог и дорожных сооружений, элементами их обустройства.
Рассмотренные полномочия характеризуют ГИБДД как орган надведомственного контроля.
Наряду с ГИБДД существует и другая государственная структура, осуществляющая контроль за соблюдением транспортного законодательства и правил безопасности в сфере дорожного движения. В 2004 году в результате выделения из Министерства транспорта России и ликвидируемого Министерства путей сообщения России контрольно-надзорных функций была образована Федеральная служба по надзору в сфере транспорта (Ространснадзор), обладающая следующими полномочиями:
- контроль и надзор за соблюдением законодательства Российской Федерации, в том числе международных договоров Российской Федерации:
о гражданской авиации; о торговом мореплавании; о внутреннем водном транспорте Российской Федерации; о порядке осуществления международных автомобильных перевозок (транспортный контроль) на территории Российской Федерации (за исключением пунктов пропуска через государственную границу Российской
Федерации); о безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта, а также промышленной безопасности на железнодорожном транспорте; об организации, обеспечении и выполнении организациями морского, внутреннего водного и железнодорожного транспорта перевозок высших должностных лиц Российской Федерации и иностранных государств; об обеспечении пожарной безопасности при эксплуатации воздушных, морских судов, судов внутреннего водного и смешанного (река-море) плавания, иных плавучих объектов, железнодорожного подвижного состава; о транспортной безопасности; о перевозке опасных грузов автомобильным транспортом;
- осуществляет в соответствии с законодательством Российской Федерации лицензирование отдельных видов деятельности, отнесенных к компетенции Службы;
- выдает: лицензии, а также приостанавливает, ограничивает действие и аннулирует их; специальное разрешение на движение по автомобильным дорогам транспортного средства, осуществляющего перевозку опасных грузов, в случае, если маршрут или часть маршрута указанного транспортного средства проходит по автомобильным дорогам федерального значения, участкам таких дорог или по территориям 2 и более субъектов Российской Федерации; специальные разрешения на осуществление международных автомобильных перевозок опасных грузов; документы об утверждении экзаменов по профессиональной подготовке консультантов по вопросам безопасности перевозки опасных грузов автомобильным транспортом; свидетельства о подготовке консультантов по вопросам безопасности перевозки опасных грузов автомобильным транспортом; свидетельства о подготовке водителей автотранспортных средств, перевозящих опасные грузы, и документы (удостоверения) об утверждении курсов такой подготовки; иные разрешительные документы в установленной сфере деятельнос-
ти, предусмотренные законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации, удостоверяющие право юридических и физических лиц осуществлять определенные виды деятельности и (или) конкретные действия;
- осуществляет в установленном порядке: принятие решений о допуске российских перевозчиков к осуществлению международных автомобильных перевозок и выдачу удостоверений допуска к осуществлению таких перевозок, а также карточек допуска транспортного средства к осуществлению таких перевозок; прием и учет уведомлений о начале осуществления юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями отдельных видов работ и услуг по перечню, утвержденному Правительством Российской Федерации; в соответствии с Европейским соглашением о международной дорожной перевозке опасных грузов категорирование автомобильных тоннелей по видам ограничения движения в них автотранспортных средств, осуществляющих перевозку опасных грузов; весовой контроль автотранспортных средств, осуществляющих грузовые перевозки, и организацию на федеральных автомобильных дорогах стационарных пунктов для проведения такого контроля; организацию регистрации морских судов, судов внутреннего водного и смешанного (река-море) плавания, включая спортивные (кроме спортивных парусных судов) и прогулочные, а также в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, ведение соответствующих реестров; присвоение рейсам морских судов, судов внутреннего и смешанного (река-море) плавания, а также поездам при перевозке высших должностных лиц Российской Федерации и иностранных государств определенного Федеральной службой охраны Российской Федерации статуса литерных; участие в работе по определению технического состояния (комиссованию) транспортных средств, объектов и оборудования (за исключением
воздушных судов и других транспортных средств, используемых для наземного обслуживания воздушных судов, а также радиотехнических средств и других объектов управления воздушным движением), используемых для перевозок высших должностных лиц Российской Федерации и иностранных государств; контроль за соответствием установленным требованиям соответствующих функциональных подсистем единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций; контроль за соблюдением порядка передачи сведений в автоматизированные централизованные базы персональных данных о пассажирах; расследование аварий или инцидентов на море в соответствии с положением, утвержденным Министерством транспорта Российской Федерации по согласованию с Федеральным агентством по рыболовству и Министерством обороны Российской Федерации; государственный надзор за деятельностью организаций, осуществляющих лоцманскую проводку морских судов; расследование транспортных происшествий на внутреннем водном транспорте в соответствии с положением, утвержденным Министерством транспорта Российской Федерации [16].
Иными словами, Федеральная служба по надзору в сфере транспорта выполняет функции по контролю и надзору в сфере автомобильного транспорта по всем вопросам кроме безопасности дорожного движения.
Возникает вопрос: могут ли органы государственного автодорожного надзора со своими функциями и полномочиями оказывать реальное воздействие на дорожную безопасность, влиять на аварийность на лицензионном транспорте через основную её причину, сконцентрированную в понятии «человеческий фактор»? В этом смысле влияние органов автодорожного надзора не меньше, чем со стороны ГИБДД. Однако имеется и много моментов, которые ограничивают их возможности в вопросах
повышения транспортной безопасности. Все эти вопросы в основном сводятся к неурегулированности правовой базы деятельности органов государственного автодорожного надзора.
По-видимому, Правительство РФ и законодатели, сделав серьезный шаг на пути укрепления надзора в сфере дорожного движения, не сумели довести это дело до конца: отсутствует четкое разграничение компетенции ФСНТ и ГИБДД, допущено дублирование нормативных предписаний, очевидно, при этом недостаточно проработаны все аспекты внутриорганизационной деятельности, научно-методическое обеспечение.
Следует отметить, что в настоящее время деятельность по разделению функций наконец-то стала приобретать конструктивный характер. Однако анализ вышеперечисленных недостатков позволяет сделать вывод, что политика государственного регулирования контрольно-надзорной деятельности по обеспечению безопасности дорожного движения все еще требует совершенствования. При этом нужно поднять правовой статус надзорных органов на уровень, отвечающий современным требованиям и реальным общественным потребностям. Для этого необходимо:
- обеспечить единую правовую, в том числе ведомственную, политику в нормотворчестве и правоприменительной практике;
- совершенствовать формы и методы контрольно-надзорной деятельности, направленной на соблюдение участниками дорожного движения установленных нормативов и правил;
- осуществить четкое разграничение функций и полномочий всех надзорных служб и организаций;
- провести работы по совершенствованию нормативно-правовой базы в сфере обеспечения безопасности дорожного движения с целью гармонизации действующего российского законодательства с международными нормами и принципами;
- шире пропагандировать формы и методы деятельности зарубежных стран по проблемам обеспечения безопасности дорожного движения.
Анализ вышеназванных проблем подводит нас к выводу о необходимости совершенствования надзорной деятельности и законодательства в сфере дорожного движения, что является одним из актуальных вопросов проблемы обеспечения безопасности. Наиболее эффективная научная проработка данной проблемы представляется нам рассмотрением сферы дорожного движения с точки зрения системного подхода, что дает право заявить о наличии проблем в вопросах регулирования общественных отношений в подсистемах сферы дорожного движения.
Согласно статистике, основными причинами ДТП в соответствии с принятыми правилами их учета являются нарушения Правил дорожного движения. В период с 2004 по 2013 гг. ежегодно в стране в административном порядке наказывалось от 39 млн. до 68 млн. человек, подавляющее большинство которых (от 86 % в 2004 г. до 93% в 2013 г.) составляют водители транспортных средств [19]. Эти данные свидетельствуют, в первую очередь, об отсутствии должного административно-правового регулирования в подсистемах второго и третьего уровней и, как следствие, об отсутствии должного контроля и надзора в этих подсистемах. Если относительно правонарушений, совершаемых участниками процесса непосредственно транспортного перемещения, имеются (пусть и неполные) статистические данные, то статистика деликтов, совершенных субъектами обеспечивающей подсистемы и подсистемы управления, отсутствует.
Это в очередной раз подтверждает правоту мнения профессора Б.В. Россинского «Администаративно-юрисдикционная практика в области дорожного движения в нашем государстве ориентирована, прежде всего, на участников дорожного движе-
ния, а не на должностных лиц организаций, призванных обеспечить безопасность на автомобильном транспорте, и не на сами эти организации [19].
Контроль и надзор за соблюдением норм, правил и стандартов в сфере дорожного движения должны осуществляться не только в отношении непосредственных участ-
ников транспортного процесса, но и к юридическим и физическим лицам, допускающим противоправные действия на стадии подготовки и обеспечения (обслуживания) этого процесса. Представляется, что это является одной их главных проблем контрольно-надзорной деятельности в сфере дорожного движения.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Аврутин Ю.Е. Эффективность деятельности органов внутренних дел: Государственно-правовые, социальные и организационные аспекты изучения, оценки, проектирования: Автореферат дисс. ... доктора юрид. наук. Спб., 1998.
2. Административное право России: Учебник / Под ред. П.И. Кононова, В.Я. Кикотя, И.Ш. Килясханова. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Юнитидана: Закон и право, 2009.
3. Бахрах Д.Н. Административное право: Учебник для вузов. М., 1996.
4. Занина Т.М., Караваев А.А. Административная ответственность за правонарушения в сфере охраны конфиденциальной информации // Вестник Воронежского института МВД России. 2013. № 3. С. 123 - 130
5. Зайцева Т.А. Проблемы соотношения контроля и надзора в сфере предпринимательства // Вестник Академии. 2012. № 1. С. 77.
6. Зырянов С. М. Административно-надзорная деятельность федеральных органов исполнительной власти: Монография. М.: ВНИИ МВД России, 2004.
7. Кузнецов А.С. Контрольные и надзорные функции ГИБДД и их реализация: Автореферат дис. ... канд. юрид. наук. М., 2012.
8. Луконин В.П. Правовые основы контрольно-надзорной деятельности органов внутренних дел в сфере дорожного движения. Екатеринбург, 1999.
9. Майоров В.И. К вопросу о безопасности в сфере дорожного движения // Транспортное право. 2009. № 4. С. 38 - 48.
10. Мартынов А.В. Административный надзор в России: теоретические основы построения: монография / Под ред. Ю.Н. Старилова. М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2010. 183 с.
11. Матвеев Е. К вопросу о соотношении понятий «надзор» и «контроль» в сфере государственного управления (на примере Роспотребнадзора) // Первый пермский правовой портал. URL:http://territoriaprava.ru/topics/26094
12. Федеральный закон "О безопасности дорожного движения" от 10 декабря 1995 г. № 196 (ред. от 14 октября 2014 г.) // Собрание законодательства РФ. 1995. № 50. С. 4873.
13. Федеральный закон "О полиции" от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2011. № 7. С. 900.
14. Федеральный закон "О безопасности дорожного движения" от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ (в ред. от 14.10.2014) // Собрание законодательства РФ. 1995. № 50. С. 4873.
15. Приказ МВД России "Об утверждении Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации исполнения государственной функции по контролю и надзору за соблюдением участниками дорожного движения требований в области обеспечения безопасности дорожного движения" от 2 марта 2009 г. (ред. от 22 декабря 2014 г.) // СПС «КонсультантПлюс».
16. Постановление Правительства РФ "Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере транспорта" от 30 июля 2004 г. № 398 (ред. от 27 декабря 2014 г.) // Официальный сайт Федеральной службы по надзору в сфере транспорта. http:/ / ro stransnadzor. ru/
17. Осинцев Д.В. Государственное управление и административное право: проблемы методологии правового исследования // Вестник Уральского института экономики, управления и права. 2012. № 4 (21). С. 11-20.
18. Правила дорожного движения Российской Федерации (по сост. на 20 февраля 2015 г.). М., 2015.
19. Россинский Б.В. Административные наказания в сфере дорожного движения и аварийность на автомобильном транспорте // Административное право и процесс. 2014. № 5. С. 8 - 17.
20. Старилов Ю.Н. Административное судопроизводство в Российской Федерации: развитие теории и формирование административно-процессуального законодательства. М.: Электронное издательство «Директ-Медиа», 2013. 281 с.
21. Туник Ю.Н. Административно-правовые отношения в сфере контрольно-надзорной деятельности по обеспечению безопасности дорожного движения: Дис. ... канд. юрид. наук. М., 1993.
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ
МАЙОРОВ Владимир Иванович, доктор юридических наук, профессор, профессор кафедры административного и финансового права, Тюменский государственный университет (г. Тюмень); профессор кафедры административного права и административной деятельности органов внутренних дел, Уральский юридический институт МВД России, г. Екатеринбург.
E-mail: 1955715@rambler.ru