Научная статья на тему 'Особенности обеспечения безопасности дорожного движения участковыми уполномоченными полиции на административном участке'

Особенности обеспечения безопасности дорожного движения участковыми уполномоченными полиции на административном участке Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
4069
399
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УЧАСТКОВЫЙ УПОЛНОМОЧЕННЫЙ ПОЛИЦИИ / КОНТРОЛЬ / НАДЗОР / ДОРОЖНОЕ ДВИЖЕНИЕ / DISTRICT POLICE OFFICER / CONTROL / SUPERVISION / TRAFFIC

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Колузакова Е. В.

В статье обращено внимание на обязанность осуществления организации исполнения государственной функции по контролю и надзору за соблюдением участниками дорожного движения требований в области обеспечения безопасности дорожного движения участковыми уполномоченными полиции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Колузакова Е. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PECULIARITIES OF ROAD TRAFFIC SAFETY BY DISTRICT POLICE OFFICER ON ADMINISTRATIVE SITE

The article drew attention to the responsibility of the implementation of the organization of execution of the state function on control and supervision of observance by participants of traffic of requirements in the field of ensuring road safety by police officers.

Текст научной работы на тему «Особенности обеспечения безопасности дорожного движения участковыми уполномоченными полиции на административном участке»

Юридические науки

УДК 34

ОСОБЕННОСТИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ УЧАСТКОВЫМИ УПОЛНОМОЧЕННЫМИ ПОЛИЦИИ НА АДМИНИСТРАТИВНОМ УЧАСТКЕ

Е.В. Колузакова, Нижегородская академия МВД России (Нижний Новгород, Россия)

Аннотация. В статье обращено внимание на обязанность осуществления организации исполнения государственной функции по контролю и надзору за соблюдением участниками дорожного движения требований в области обеспечения безопасности дорожного движения участковыми уполномоченными полиции.

Ключевые слова: участковый уполномоченный полиции, контроль, надзор, дорожное движение.

PECULIARITIES OF ROAD TRAFFIC SAFETY BY DISTRICT POLICE OFFICER ON ADMINISTRATIVE SITE

Abstract. The article drew attention to the responsibility of the implementation of the organization of execution of the state function on control and supervision of observance by participants of traffic of requirements in the field of ensuring road safety by police officers.

Keywords: district police officer, control, supervision, traffic.

Обеспечение безопасности дорожного движения - одна из приоритетных задач не только органов внутренних дел, но и государства, и общества в целом. Организация исполнения государственной функции по контролю и надзору за соблюдением участниками дорожного движения требований в области обеспечения безопасности дорожного движения осуществляется подразделениями ГИБДД МВД РФ, исполнение данной функции возложено на сотрудников ГИБДД, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях в области дорожного движения, а также на участковых уполномоченных полиции.

Участковый уполномоченный полиции наделен обширными полномочиями в сфере профилактики правонарушений, в том числе в области обеспечения безопасности дорожного движения. Являясь сотрудником полиции, он занимается не только правоохранительной деятельностью. Деятельность участкового уполномоченного полиции, как субъекта обеспечения правопорядка имеет некоторую специфику, обусловленную особенностью обслуживаемой территории. Например, административные участки, расположенные на территории сельских поселений и в отдаленной, труднодоступной местности, где расстояние до ближайшего подразделения ГИБДД может составлять несколько сотен километров, в связи с чем, прибытие экипажа ДПС на место дорожно-

V 1—4 w

транспортного происшествия возможно через длительный промежуток времени. В такой ситуации участковый уполномоченный полиции - единственный представитель

правоохранительных органов, обладающий правами и наделенный обязанностями в области обеспечения безопасности дорожного движения.

В соответствии с Приказом МВД РФ № 1166 на участкового уполномоченного возлагаются обязанности по проведению проверок по заявлениям и сообщениям о происшествиях, фактах совершения дорожно-транспортных происшествий [3]. На этом его полномочия в области обеспечения безопасности дорожного движения на административном участке не заканчиваются.

Старшие участковые уполномоченные полиции, участковые уполномоченные полиции подразделений участковых уполномоченных полиции управлений, отделов, отделений МВД России по районам, городам и иным муниципальным образованиям, в том числе по нескольким муниципальным образованиям, участвуют в исполнении государственной функции по осуществлению федерального государственного надзора в области безопасности дорожного движения в части соблюдения требований законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения, правил, стандартов, технических норм и иных требований нормативных документов в области обеспечения безопасности дорожного движения при строительстве, реконструкции, ремонте и эксплуатации автомобильных дорог, только на территории сельских поселений и в отдаленной, труднодоступной местности. При необходимости использования специальных навыков и применения средств измерения для выявления фактов нарушения требований законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения, правил, стандартов, технических норм и иных требований нормативных документов в области обеспечения безопасности дорожного движения при строительстве, реконструкции, ремонте и эксплуатации автомобильных дорог информируют об этом уполномоченных должностных лиц ГИБДД. В случае выявления (без применения средств измерения и использования специальных навыков) административного правонарушения, предусмотренного ст. 12.34 КоАП РФ «Несоблюдение требований по обеспечению безопасности дорожного движения при ремонте и содержании дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений», составляют протокол об административном правонарушении [4].

Однако, при всей широте полномочий участкового в области обеспечения безопасности дорожного движения его обязанности на административном участке сводятся к выявлению, пресечению административных правонарушений и оформлению материалов по главе 12 КоАП РФ [5]. Осуществление таких полномочий требует наличия достаточных познаний Правил дорожного движения, порядка проведения административного расследования, применения мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях и т.д.

Практика показывает, что при выявлении и пресечении административных правонарушений в области дорожного движения на обслуживаемой территории участковые уполномоченные полиции чаще всего прибегает к помощи сотрудников ГАИ для оформления материалов по делу, а при отсутствии такой возможности, подобные правонарушения остаются не зафиксированными и нарушитель избегает ответственности за совершенное деяние. Вероятно, по этой причине граждане не всегда воспринимают участковых, как сотрудников полиции, обеспечивающих безопасность дорожного движения.

Конечно обеспечение безопасности дорожного движения на административном участке не самое главное направление деятельности участкового уполномоченного полиции, но необходимо помнить, что осуществлять государственный контроль (надзор) за

соблюдением правил, стандартов, технических норм и иных требований нормативных документов в области обеспечения безопасности дорожного движения; регулировать дорожное движение; оформлять документы о дорожно-транспортном происшествии; осуществлять государственный учет основных показателей состояния безопасности дорожного движения; принимать экзамены на право управления автомототранспортными средствами, трамваями, троллейбусами и выдавать водительские удостоверения; регистрировать в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, автомототранспортные средства и прицепы к ним и выдавать в установленных случаях свидетельства о допуске их к перевозке опасных грузов; осуществлять по основаниям и в порядке, которые предусмотрены Правительством Российской Федерации, сопровождение транспортных средств; согласовывать маршруты крупногабаритных транспортных средств, а в установленных законодательством Российской Федерации случаях - тяжеловесных транспортных средств [7] - обязанность полиции.

Безусловно, не все из перечисленных обязанностей полиции в области обеспечения безопасности дорожного движения исполняются участковыми уполномоченными полиции, и в этом нет необходимости, т.к. имеются специализированные подразделения ГИБДД, выполняющие определенные функции. Тем не менее, обязанность УУП по контролю и надзору за соблюдением участниками дорожного движения требований в области обеспечения безопасности дорожного движения, законодательно закреплена.

К сожалению не все УУП обладают специальными навыками и знаниями нормативно-правовых актов в области дорожного движения, и соответственно не информированы о своих полномочиях в этой сфере. Кроме этого участковые уполномоченные не имеют специального оснащения. В участковом пункте полиции должны находиться необходимые средства, такие как жезл, светоотражающий жилет, знаки аварийной остановки, конуса и т.п.

Для эффективного исполнения своих обязанностей в области обеспечения безопасности дорожного движения, на основании законов и иных нормативных актов, участковый уполномоченный полиции на территории закрепленного административного участка должен:

осуществлять мероприятия по пропаганде безопасности дорожного движения среди населения, проживающего на обслуживаемой территории;

знать направление дорог общего и необщего пользования, дорог, соединяющих административные центры, федеральных и региональных автодорог, подъезды к крупнейшим транспортным узлам - аэропортам, морским и речпортам, региональные дороги, прочие дороги местного подчинения, лесохозяйственные, противопожарные др.;

в случае необходимости осуществлять распорядительно-регулировочные действия, организовывать движение транспорта в объезд места дорожно-транспортного происшествия и проведения аварийно-спасательных работ;

составлять схему дорожно-транспортного происшествия;

обеспечивать охрану места дорожно-транспортного происшествия до приезда следственно-оперативной группы;

останавливать транспортные средства в случаях, предусмотренных законодательством;

осматривать и досматривать транспортные средства и перевозимые грузы; проверять документы водителей и пассажиров транспортных средств, а также документы на перевозимый груз;

проверять соблюдение правил перевозки пассажиров;

применять меры обеспечения производства, предусмотренные КоАП РФ;

рассматривать материалы по делам об административных правонарушениях предусмотренных главой 12 КоАП РФ;

составлять протоколы об административных правонарушениях по составам, предусмотренным главой 12 КоАП РФ;

участвовать в исполнении отдельных видов наказаний за административные правонарушения, посягающие на общественные отношения в области дорожного движения;

информировать уполномоченных должностных лиц о выявлении фактов нарушения требований законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения, правил, стандартов, технических норм при строительстве, реконструкции, ремонте и эксплуатации автомобильных дорог.

С учетом анализа сложившейся ситуации можно сделать вывод, что необходимо повышать профессиональный уровень участковых уполномоченных полиции в области обеспечения безопасности дорожного движения, дополнительно обучая их совместно с сотрудниками ГИБДД в целях приобретения специальных знаний, умений и навыков, оснащать участковые пункты полиции, особенно в сельских поселениях и в отдаленной, труднодоступной местности, необходимыми средствами для реализации полномочий в сфере безопасности дорожного движения.

Литература:

1. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях // Собрание законодательства. 2002. № 1.

2. Постановление Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 г. № 1090 «О Правилах дорожного движения» // Справочно-правовая система «Консультант-Плюс» (дата обращения: 04.03.2017).

3. Приказ МВД России от 31 декабря 2012 г. № 1166 «Вопросы организации деятельности участковых уполномоченных полиции» // Справочно-правовая система «Консультант-Плюс» (дата обращения: 04.03.2017).

4. Приказ МВД России от 30 марта 2015 г. № 380 «Об утверждении Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации исполнения государственной функции по осуществлению федерального государственного надзора в области безопасности дорожного движения в части соблюдения требований законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения, правил, стандартов, технических норм и иных требований нормативных документов в области обеспечения безопасности дорожного движения при строительстве, реконструкции, ремонте и эксплуатации автомобильных дорог» // Справочно-правовая система «Консультант-Плюс» «КонсультантПлюс» (дата обращения: 04.03.2017).

5. Приказ МВД России от 5 мая 2012 г. № 403 «О полномочиях должностных лиц системы МВД России по составлению протоколов об административных правонарушениях и административному задержанию» // Справочно-правовая система «Консультант-Плюс» (дата обращения: 04.03.2017).

6. Федеральный закон от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» // Справочно-правовая система «Консультант-Плюс» (дата обращения: 04.03.2017).

7. Федеральный закон от 07.02.2011 № З-ФЗ «О полиции» // Справочно-правовая система «Консультант-Плюс» (дата обращения: 04.03.2017).

References:

1. Kodeks Rossiiskoi Federatsii ob administrativnykh pravonarusheniyakh // Sobranie zakonodatel'stva. 2002. № 1.

2. Postanovlenie Pravitel'stva Rossiiskoi Federatsii ot 23 oktyabrya 1993 g. № 1090 «O Pravilakh dorozhnogo dvizheniya» // Spravochno-pravovaya sistema «Konsul'tant-Plyus» (data obrashcheniya: 04.03.2017).

3. Prikaz MVD Rossii ot 31 dekabrya 2012 g. № 1166 «Voprosy organizatsii deyatel'nosti uchastkovykh upolnomochennykh politsii» // Spravochno-pravovaya sistema «Konsul'tant-Plyus» (data obrashcheniya: 04.03.2017).

4. Prikaz MVD Rossii ot 30 marta 2015 g. № 380 «Ob utverzhdenii Administrativnogo reglamenta Ministerstva vnutrennikh del Rossiiskoi Federatsii ispolneniya gosudarstvennoi funktsii po osushchestvleniyu federal'nogo gosudarstvennogo nadzora v oblasti bezopasnosti dorozhnogo dvizheniya v chasti soblyudeniya trebovanii zakonodatel'stva Rossiiskoi Federatsii o bezopasnosti dorozhnogo dvizheniya, pravil, standartov, tekhnicheskikh norm i inykh trebovanii normativnykh dokumentov v oblasti obespecheniya bezopasnosti dorozhnogo dvizheniya pri stroitel'stve, rekonstruktsii, remonte i ekspluatatsii avtomobil'nykh dorog» // Spravochno-pravovaya sistema «Konsul'tant-Plyus» «Konsul'tantPIyus» (data obrashcheniya: 04.03.2017).

5. Prikaz MVD Rossii ot 5 maya 2012 g. № 403 «O polnomochiyakh dolzhnostnykh lits sis-temy MVD Rossii po sostavleniyu protokolov ob administrativnykh pravonarusheniyakh i administrativnomu zaderzhaniyu» // Spravochno-pravovaya sistema «Konsul'tant-Plyus» (data obrashcheniya: 04.03.2017).

6. Federal'nyi zakon ot 10 dekabrya 1995 g. № 196-FZ «O bezopasnosti dorozhnogo dvizheniya» // Spravochno-pravovaya sistema «Konsul'tant-Plyus» (data obrashcheniya: 04.03.2017).

7. Federal'nyi zakon ot 07.02.2011 № 3-FZ «O politsii» // Spravochno-pravovaya sistema

«Konsul'tant-Plyus» (data obrashcheniya: 04.03.2017).

— • —

Сведения об авторе

Елена Владимировна Колузакова, кандидат юридических наук, доцент кафедры профессиональной деятельности сотрудников подразделений охраны общественного порядка, Нижегородская академия МВД России (Нижний Новгород, Россия)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.