Научная статья на тему 'Дорожное движение как сфера общественных отношений'

Дорожное движение как сфера общественных отношений Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
5299
243
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СФЕРА ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ / АВАРИЙНОСТЬ / ОПАСНОСТЬ / ОБЕСПЕЧЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ УЧАСТНИКОВ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ / БЕЗОПАСНОСТЬ В СФЕРЕ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ / AREA ROAD TRAFFIC / ACCIDENT RATE / DANGER / ENSURE THE SAFETY OF ROAD TRAFFIC SAFETY IN ROAD TRAFFIC

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Денисович Вероника Владимировна, Майоров Владимир Иванович, Полякова Светлана Владимировна

Словосочетание «сфера дорожного движения» практически постоянно применяется при обсуждении вопросов безопасности участников дорожного движения. Оно вошло в обиход на всех уровнях нашего общества, начиная от рядовых участников дорожного движении и заканчивая председателем правительства и президентом страны. При этом не до конца понятно содержание этого термина, что, по нашему мнению, является одной из проблем обеспечения безопасности участников дорожного движения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Road traffic as a sphere of public relations

The phrase “the scope of the Road” is almost always used in the discussion of the safety of road users. It came into use at all levels of our society, from ordinary road users, and ending with the Prime Minister and the President. It is not entirely clear, the content of the term, which, in our opinion, is one of the problems of safety of road users.

Текст научной работы на тему «Дорожное движение как сфера общественных отношений»

Вестник Челябинского государственного университета. 2015. № 17 (372).

Право. Вып. 43. С. 30-37.

УДК 342.9

ББК 67.301

ДОРОЖНОЕ ДВИЖЕНИЕ КАК СФЕРА ОБЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ

В. В. Денисович

ФГБОУ ВПО «Челябинский государственный университет», Челябинск, Россия

B. И. Майоров

ФГБОУ ВО «Тюменский государственный университет», Тюмень, Россия

C. В. Полякова

ФГБОУ ВПО «Южно-Уральский государственный университет» (НИУ), Челябинск, Россия

Словосочетание «сфера дорожного движения» практически постоянно применяется при обсуждении вопросов безопасности участников дорожного движения. Оно вошло в обиход на всех уровнях нашего общества, начиная от рядовых участников дорожного движении и заканчивая председателем правительства и президентом страны. При этом не до конца понятно содержание этого термина, что, по нашему мнению, является одной из проблем обеспечения безопасности участников дорожного движения.

Ключевые слова: сфера дорожного движения, аварийность, опасность, обеспечение безопасности участников дорожного движения, безопасность в сфере дорожного движения.

Ученые и исследователи, занимающиеся проблемами безопасности в дорожном движении, до -статочно часто в качестве ключевых слов и в названии статьи используют словосочетание «сфера дорожного движения». Об этом свидетельствуют научные статьи В. В. Бражникова [4. С. 22-25], Л. И. Алтынникова [2. С. 8-10], С. А. Коняева [8. С. 62-65], С. В. Истомина. и А. А. Слепова [7. С. 43-44], Н. В. Сидоряка [17. С. 35-38], И. С. Наглюка и А. В. Степанова [13. С. 67-70],

B. Н. Разгуляева [15. С. 160-169], С. Б. Мамаева [12. С. 243-253]. Несмотря на то что в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушения (далее — КоАП РФ) глава 12 называется «Административные правонарушения в области дорожного движения», профессор Б. В. Россинский в статье «Административные наказания в сфере дорожного движения и аварийность на автомобильном транспорте» [16.

C. 8-17] (аналитическое исследование причин аварийности в нашей стране за последние сорок лет) в качестве ключевых слов и в названии статьи также использует словосочетание «сфера дорожного движения».

Анализ научных публикаций показал стремление ученых исследовать проблемные вопросы административной ответственности в той или иной «сфере», а не в «области», как это закреплено в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях. Так, например, А. А. Караваев и Т. М. Занина [5. С. 123-130] иссле-

довали вопросы административной ответственности за правонарушения в сфере охраны конфиденциальной информации, при этом глава 13 КоАП РФ имеет название «Административные правонарушения в области связи и информации». Т. А. Зайцева исследовала проблемы соотношения контроля и надзора в сфере предпринимательства [6. С. 77-79], а глава 14 КоАП РФ называется «Административные правонарушения в области предпринимательской деятельности и деятельности саморегулируемых организаций».

Как известно, системный подход (системный метод) — это современное направление философии и методологии науки, относящееся к классу общенаучных понятий и категорий. «Системный подход ориентирует научное исследование на раскрытие целостности объекта и обеспечивающих ее механизмов, на выявление многообразных типов связей сложного объекта и сведение их в единую теоретическую картину» [18. С. 869].

По нашему мнению, изучение общественных отношений с учетом общесистемных признаков дает возможность рассматривать совокупность этих отношений именно как сферу. Обусловлено это тем, что в условиях государства общественные отношения определенным образом упорядочиваются и приобретают содержание некой налаженной системы, в которой соблюдается определенный баланс интересов всех участников общественных отношений.

В русском толковом словаре в первом значении слово «сфера» рассматривается как шар или его поверхность с произвольным радиусом для представления видимого расположения чего-либо (например, земная сфера) [9. С. 765].

В общественных науках, и прежде всего в социально-экономических, например, в социологии, «сфера» (англ. sphere) понимается как пределы распространения чего-либо; среда, общественное окружение [14. С. 352]. В Большом экономическом словаре более детально представлены различные сферы жизнедеятельности общества, а также субъектов деятельности, например: сфера деятельности, сфера материального производства, социальная сфера, сфера услуг, сфера компетенций руководителя и др. [3. С. 1193]

Таким образом, сферы жизни общества представляют собой крупные, устойчивые, относительно самостоятельные подсистемы человеческой деятельности. Из этого следует, что сферы общественной жизни являются различными совокупностями устойчивых отношений между со -циальными субъектами, включенными в различные виды и сферы деятельности. Центральное место человека в них обусловлено тем, что так или иначе, но он вписан во все сферы жизни общества. Поэтому сферы жизни общества — это не «геометрические пространства», где обитают отдельно взятые индивиды, а отношения одних и тех же субъектов в связи с различными сторонами их жизнедеятельности.

Предложение рассматривать дорожное движение как сферу дорожного движения аргументируется нами прежде всего тем, что общественные отношения по поводу удовлетворения транспортной потребности общества значительно шире [10. С. 38-48], чем это изложено в Федеральном законе «О безопасности дорожного движения» [1]. В Законе дорожное движение определено как «со -вокупность общественных отношений, возникающих в процессе перемещения людей и грузов с помощью транспортных средств или без таковых в пределах дорог». Такой подход к определению понятия дорожного движения расширил его содержание, но, по мнению Н. В. Якубенко, это было не совсем корректно, так как для определения такого сложного явления, как дорожное движение, допускалось использование термина «совокупность», который не подходит в связи с тем, что дорожное движение должно рассматриваться как сложная открытая система, характеризующаяся целенаправленностью и динамичностью.

Позволим себе отметить, что понятие «совокупность» — это «сочетание, соединение, общий итог чего-нибудь» [12. С. 243].

Дорожное движение, включающее в себя пространственное перемещение людей и грузов, в це -лом не является стихийным процессом, а представляет собой результат сознательной и управляемой деятельности, причем эта деятельность не отдельных индивидуумов, а процесс дорожно-транспортной системы государства.

Транспортная потребность, без удовлетворения которой невозможна социальная и экономическая жизнь и на обслуживание носителей которой направлено дорожное движение, есть пространственное перемещение людей, средств и продуктов их труда. Оно составляет неотъемлемую часть материального производства, социально-культурной и административно-политической сферы, быта людей. Это вполне естественно и закономерно, так как пространство и время являются основными формами существования материи, в том числе ее социальной составляющей. Современное общество немыслимо без его автомобилизации. Практически все члены нашего общества в различном качестве участвуют в дорожном движении.

В связи с этим предлагается официально признать и включить в оборот определение понятия «сфера дорожного движения», содержащее общественные отношения не только по удовлетворению транспортной потребности, но и те отношения, которые возникают на стадии подготовки и обеспечения транспортного процесса. Чем обусловлено это предложение? Во-первых, тем, что дорожное движение является социотехни-ческой системой, связанной единством социальных и технических элементов, состоящей из комплекса подсистем и взаимосвязанных элементов. В первом приближении можно выделить подсистему подготовки процесса удовлетворения транспортной потребности. К этому относится комплекс элементов по подготовке участников дорожного движения, транспортных средств, дорог, а также подсистема непосредственного удовлетворения транспортной потребности, или ее можно обозначить как подсистему реализации транспортной возможности.

Федеральным законом «О безопасности дорожного движения» определена общая цель для этих двух подсистем — защита участников дорожного движения от дорожно-транспортных происше -ствий и их последствий.

Следовательно, деятельность, направленная на выявление и предупреждение причин возникновения дорожно-транспортных происшествий, снижение тяжести их последствий, должна осуществляться на этапах подготовки и реализации транспортной возможности. Именно такой подход дает право рассматривать дорожное движение как сферу общественных отношений. Эти отношения объединены одной целью, урегулированы различными нормами, в том числе нормами права.

Применительно к сфере дорожного движения обеспечение безопасности участников процесса, удовлетворение транспортной потребности предлагается рассматривать как деятельность государственных органов и органов местного самоуправления по управлению в этой сфере. Таким образом, предлагаемая сфера дорожного движения приобретает системообразующий характер. На ее нижнем уровне находится подсисте -ма, функционирование которой непосредственно обеспечивает удовлетворение транспортных потребностей, т. е. пространственное перемещение людей и грузов.

Субъектом управления в этой подсистеме являются участники дорожного движения, объектом — технический комплекс «транспортные средства — улично-дорожная сеть».

Существование подсистемы удовлетворения транспортной потребности и процесс ее функционирования возможны только как результат деятельности подсистемы второго уровня — подсистемы подготовки и обслуживания дорожного движения. Она объединяет в себе предприятия, организации, учреждения, деятельность которых связана с созданием условий дорожного движения, а следовательно, и с обеспечением безопасности участников дорожного движения. Результат ее функционирования — определенное состояние улично-дорожной сети, транспортных средств, уровень подготовки участников дорожного движения, прежде всего водителей транспортных средств.

Третий, высший уровень системы обеспечения безопасности дорожного движения занимает подсистема, образуемая органами исполнительной власти, осуществляющими функции государственного управления отраслевого и межотраслевого характера по отношению к подсистемам первого и второго уровней. Функционирование данной подсистемы обеспечивает, во-первых, подготовку и принятие в пределах компетенции

нормативных актов; во-вторых, конкретную организацию деятельности субъектов «обслуживающей» подсистемы. От эффективности этой работы зависит качество работы субъектов второго уровня и в конечном итоге уровень дорожно-транспортного травматизма.

Эффективность в государственном управлении достигается различными способами воздействия, в том числе и административно-правовым [11]. Именно правовой аспект как средство регулирования отношений в сфере дорожного движения занимает очень важное место в общей проблематике обеспечения безопасности участников дорожного движения. Возникающие в процессе управления им общественные отношения и служат предметом административно-правового регулирования. Более того, вопросы правового регулирования этих общественных отношений требуют особого подхода, так как автотранспортная деятельность является источником повышенной опасности. Правовая регламентация деятельности и поведения всех участников дорожного движения и последующая реализация этих норм играют решающую роль в обеспечении безопасности. Важное значение для обеспечения эффективной деятельности в пределах установленных нормативов и правомерного поведения в сфере дорожного движения имеет юридическая ответственность за нарушение правил и норм, действующих во всех трех подсистемах.

В юридической науке до сих пор продолжаются дискуссии о понятии и сущности юридической ответственности, однако применительно к сфере дорожного движения наиболее подходящим является понимание ответственности с точки зрения общепринятого подхода, а именно как меры государственного принуждения, выраженной в отрицательных последствиях для правонарушителя, наступающих в виде ограничений личного или имущественного характера.

Безопасное удовлетворение транспортной потребности возможно при условии качественного функционирования комплекса подготовки и обслуживания транспортного процесса. Этот комплекс включает в себя предприятия, организации, учреждения, деятельность которых связана с созданием условий дорожного движения, а следовательно, и с обеспечением безопасности участников дорожного движения. Результат его функционирования — определенное состояние улично-дорожной сети, транспортных средств, уровень подготовки участников дорожного дви-

жения, прежде всего водителей транспортных средств.

В сфере дорожного движения, по нашему мнению, меры юридической ответственности прежде всего должны быть направлены на предупреждение общественно опасных деяний участников дорожного движения и других субъектов, обеспечивающих безопасное транспортное перемещение, а также на устранение вредных последствий этих общественно опасных деяний.

При этом рассмотрение сферы дорожного движения с точки зрения системного подхода дает нам право заявить о наличии проблем как в вопросах регулирования общественных отношений, так и в вопросах юридической ответственности в подсистемах подготовки и обслуживания транспортного процесса.

В подсистеме, удовлетворяющей транспортную потребность общества (процессе транспортного перемещения), общественные отношения регулируются Правилами дорожного движения и другими нормативными документами. За допущенные нарушения правил и нормативов участниками дорожного движения законодательством Российской Федерации предусмотрена юридическая ответственность, среди которой можно выделить: дисциплинарную, материальную, гражданско-правовую, административную и уголовную.

Дисциплинарная ответственность водителя транспортного средства, принадлежащего работодателю, может наступить за совершение дисциплинарного проступка, т. е. за неисполнение или ненадлежащее исполнение работником по его вине возложенных на него трудовых обязанностей (ст. 192 ТК РФ). В данном случае работодатель имеет право применить к работнику дисциплинарные взыскания в виде замечания, выговора, либо увольнение по соответствующим основаниям.

Материальная ответственность водителя транспортного средства, принадлежащего работодателю, наступает за ущерб, причиненный имуществу работодателя в результате виновного, противоправного поведения, выраженного в виде действия или бездействия.

Гражданская правовая ответственность водителя — владельца источника повышенной опасности предусмотрена Гражданским кодексом Российской Федерации (далее — ГК РФ). В соответствии со ст. 1064 ГК РФ вред, причиненный личности или имуществу гражданина, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинив-

шим вред. Законом может быть предусмотрено возмещение вреда и при отсутствии вины его причинителя. Такая ответственность владельцев источников повышенной опасности предусмотрена ст. 1079 ГК РФ.

В соответствии с п. 1 ст. 1079 ГК юридические лица и граждане, деятельность которых связана с повышенной опасностью для окружающих (например, использование транспортных средств), обязаны возместить вред, причиненный источником повышенной опасности, если они не докажут, что вред возник вследствие непреодолимой силы или умысла потерпевшего.

Пункт 3 ст. 1079 ГК РФ предусматривает, что владельцы источников повышенной опасности солидарно несут ответственность за вред, причиненный в результате взаимодействия этих источников (например, столкновение транспортных средств) третьим лицам по основаниям, предусмотренным п. 1 указанной статьи. Данный вид юридической ответственности предусмотрен ввиду того, что источник повышенной опасности — это материальные объекты, обладающие вредоносными свойствами и не поддающиеся в процессе деятельности полному контролю человека.

Административная ответственность предусмотрена ст. 12.1-12.37 главы «Административные правонарушения в области дорожного движения» КоАП РФ. Кроме указанной главы за нарушения нормативов в подсистеме непосредственного удовлетворения транспортной потребности предусмотрена административная ответственность в главе 11 «Административные правонарушения на транспорте» (ст. 11.14, 11.14.1, 11.15.1, 11.23, 11.26, 11.29 КоАП РФ).

За нарушение правил и норм эксплуатации тракторов, самоходных, дорожно-строительных и иных машин и оборудования ст. 9.3 КоАП РФ установлена административная ответственность (глава 9 «Административные правонарушения в промышленности, строительстве и энергетике»).

Статьей 8.23 предусмотрена ответственность за эксплуатацию механических транспортных средств с превышением нормативов содержания загрязняющих веществ в выбросах, либо нормативов уровня шума (глава 8 «Административные правонарушения в области охраны окружающей среды»).

Также можно выделить ст. 14.38 КоАП РФ, которой установлена ответственность за нарушение требований к размещению рекламы на дорожных

знаках и транспортных средствах (глава 14 «Административные правонарушения в области предпринимательской деятельности»).

В главе 19 «Административные правонарушения против порядка управления» ст. 19.3 и 19.4 установлена административная ответственность за неповиновение законному распоряжению: в первом случае — сотрудника полиции, во втором — должностного лица органа, осуществляю -щего государственный надзор (контроль).

Уголовная ответственность предусмотрена Уголовным кодексом РФ за нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспорта (ст. 264 УК). Следует учитывать, что ответственность наступает только в том случае, если нарушение правил дорожного движения или эксплуатации транспорта повлекло по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью либо смерти человека.

Представляется, что юридическая ответственность и применение наказания за нарушение норм, правил и стандартов в сфере дорожного движения должны применяться не только к непо -средственным участникам дорожного движения, но и к лицам (юридическим и физическим), допускающим противоправные действия на стадии подготовки и обеспечения (обслуживания) транспортного процесса. В Кодексе об административных правонарушениях РФ ряд статей предусматривают ответственность субъектов (как физических, так и юридических лиц), деятельность которых связана с подготовкой, обслуживанием транспортного процесса и управлением в сфере дорожного движения.

Так, например, следует выделить следующие составы:

- ст. 5.43. Нарушение требований законодательства, предусматривающих выделение на автомобильных стоянках (остановках) мест для спе -циальных автотранспортных средств инвалидов;

- ст. 8.22. Выпуск в эксплуатацию механических транспортных средств с превышением нормативов содержания загрязняющих веществ в выбросах, либо нормативов уровня шума;

- ст. 11.21. Нарушение правил использования полосы отвода и придорожных полос автомобильной дороги;

- ст. 11.22. Нарушение землепользователями правил охраны автомобильных дорог или дорожных сооружений;

- ст. 11.23. Управление транспортным средством либо выпуск на линию транспортного

средства для перевозки грузов и (или) пассажиров без технического средства контроля, нарушение лицом, управляющим транспортным средством для перевозки грузов и (или) пассажиров, режима труда и отдыха;

- ст. 11.24. Организация транспортного обслуживания населения без создания условий доступности для инвалидов;

- ст. 11.32. Нарушение установленного порядка проведения обязательного медицинского освидетельствования водителей транспортных средств (кандидатов в водители транспортных средств) либо обязательных предварительных, периодических, предрейсовых или послерейсовых медицинских осмотров;

- ст. 14.4.1. Нарушение требований законодательства в области технического осмотра транспортных средств предусматривает ответственность должностных и юридических лиц в виде штрафа от трех тысяч до трехсот тысяч рублей;

- ст. 19.6.1. Несоблюдение должностными лицами органов государственного контроля (надзора), органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, осуществляющих контрольные функции, требований законодательства о государственном контроле (надзоре), муниципальном контроле.

Изложенное выше дает возможность сделать вывод о необходимости создания правового режима не только для процесса удовлетворения транспортной потребности, но и всей деятельности, обеспечивающей этот процесс. Таким образом, необходимо прежде всего нормативно определить понятие «сфера дорожного движения». Предпосылки к этому со стороны законодателя уже имеются. Краткое содержание Федерального закона от 31.12.2014 № 528-ФЗ изложено следующим образом: «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу усиления ответственности за совершение правонарушений в сфере безопасности дорожного движения».

Представляется, что более логично и юридически грамотно было бы, если краткое содержание этого закона не содержало слово «безопасности». Для этого понятие сферы дорожного движения должно включать в себя общественные отношения не только по удовлетворению транспортной потребности, но и те отношения, которые возникают на стадии его подготовки и обеспечения безопасного и эффективного функционирования. Кроме того, необходимо установить в законода-

тельном порядке совокупность правил всех видов деятельности физических и юридических лиц в сфере дорожного движения, правил поведения

и реализации ими своих прав и выполнения обязанностей, а также ответственность за нарушения норм в сфере дорожного движения.

Список литературы

1. О безопасности дорожного движения : федер. закон от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ (ред. от 14 октября 2014 г.) // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 1995. - № 50. - Ст. 4873.

2. Алтынникова, Л. И. Некоторые проблемы и пути совершенствования правового статуса должностных лиц в сфере дорожного движения / Л. И. Алтынникова // Альм. соврем. науки и образования. -2010. - № 9. - С. 8-10.

3. Большой экономический словарь / под. ред. А. Н. Азрилияна. - 7-е изд., доп. - М., 2008. - 1400 с.

4. Бражников, В. В. О некоторых аспектах организации прокурорского надзора за соблюдением административного законодательства в сфере дорожного движения / В. В. Бражников // Вестн. Омск. юрид. акад. - 2007. - № 7. - С. 22-25.

5. Занина, Т. М. Административная ответственность за правонарушения в сфере охраны конфиденциальной информации / Т. М. Занина, А. А. Караваев // Вестн. Воронеж. ин-та МВД России. - 2013. -№ 3. - С. 123-130.

6. Зайцева, Т. А. Проблемы соотношения контроля и надзора в сфере предпринимательства / Т. А. Зайцева // Вестн. Акад. - 2012. - № 1. - С. 77-79.

7. Истомин, С. В. Безопасность в сфере дорожного движения / С. В. Истомин, А. А. Слепов // Охрана и экономика труда. - 2011.- № 3. - С. 43 -44.

8. Коняев, С. А. Конституционное регулирование сферы дорожного движения в зарубежных странах / С. А. Коняев // Конституц. и муницип. право. - 2011. - № 7. - С. 62-65.

9. Лопатин, В. В. Русский толковый словарь / В. В. Лопатин, Л. Е. Лопатина. - М., 2004. - 956 с.

10. Майоров, В. И. К вопросу о безопасности в сфере дорожного движения / В. И. Майоров // Транспорт. право. - 2009. - № 4. - С. 38-48.

11. Майоров, В. И. Оценка эффективности административно-юрисдикционной деятельности органов внутренних дел в области дорожного движения / В. И. Майоров // Полицейс. право. - 2007. - № 2. -С. 113-116.

12. Мамаева, С. Б. Особенности состава административных правонарушений в сфере безопасности дорожного движения / С. Б. Мамаева // Вестн. Воронеж. гос. ун-та. - Сер. Право. - 2009. - № 2. -С. 243-253.

13. Наглюк, И. С. Особенности виктимизации в сфере дорожного движения / И. С. Наглюк, А. В. Степанов // Вост.-Европ. журн. передовых технологий. - 2012. - Т. 3, № 4 (57). - С. 67-70.

14. Осипов, Г. В. Социологический энциклопедический словарь / Г. В. Осипов. - М., 1998. - 450 с.

15. Разгуляев, В. Н. Проблемы предупреждения административных правонарушений в сфере дорожного движения / В. Н. Разгуляев // Власть и управление на Востоке России. - 2007. - № 4. - С. 160-169.

16. Россинский, Б. В. Административные наказания в сфере дорожного движения и аварийность на автомобильном транспорте / Б. В. Россинский // Адм. право и процесс. - 2014. - № 5. - С. 8-17.

17. Сидоряк, Н. В. Доказывание по делам об административных правонарушениях в сфере дорожного движения / Н. В. Сидоряк // Законы России: опыт, анализ, практика. - 2012. - № 3. - С. 35-38.

18. Энциклопедия эпистемологии и философия науки. - М., 2009. - 900 с.

Сведения об авторах

Денисович Вероника Владимировна — кандидат юридических наук, адвокат, доцент кафедры гражданского права и процесса Челябинского государственного университета, Челябинск, Россия. [email protected]

Майоров Владимир Иванович — доктор юридических наук, профессор, профессор кафедры административного и финансового права Тюменского государственного университета, Тюмень, Россия. [email protected]

Полякова Светлана Владимировна — преподаватель кафедры управления и права Южно-Уральского го -сударственного университета, Челябинск, Россия. [email protected]

Bulletin of Chelyabinsk State University. 2015. No. 17 (372). Law. Issue 43. Pp. 30-37.

ROAD TRAFFIC AS A SPHERE OF PUBLIC RELATIONS

V.V. Denisovich

Chelyabinsk State University, Chelyabinsk, Russia. [email protected]

V.I. Mayorov

Tyumen State University, Tyumen, Russia. [email protected]

S. V. Polyakova

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

South Ural State University, Chelyabinsk, Russia. [email protected]

The phrase "the scope of the Road" is almost always used in the discussion of the safety of road users. It

came into use at all levels of our society, from ordinary road users, and ending with the Prime Minister and

the President. It is not entirely clear, the content of the term, which, in our opinion, is one of the problems of

safety of road users.

Keywords: area road traffic, accident rate, danger, ensure the safety of road traffic safety in road traffic.

References

1. [About traffic safety: federal law of December 10, 1995 no. 196-FZ (an edition of October 14, 2014)]. So-branie zakonodatel'stva Rossijskoj Federacii [Collection of the legislation of the Russian Federation], 1995, no. 50, art. 4873. (In Russ.).

2. Altynnikova L.I. Nekotorye problemy i puti sovershenstvovanija pravovogo statusa dolzhnostnyh lic v sfere dorozhnogo dvizhenija [Some problems and ways of improvement of legal status of officials in the sphere of traffic]. Al 'manah sovremennoj nauki i obrazovanija [Almanac of modern science and education], 2010, no. 9, 8-10 pp. (In Russ.).

3. Azriliyan A.N. (ed.). Bol'shoj jekonomicheskij slovar' [The big economic dictionary]. Moscow, 2008. 1400 p. (In Russ.).

4. Brazhnikov V.V. O nekotoryh aspektah organizacii prokurorskogo nadzora za sobljudeniem administra-tivnogo zakonodatel'stva v sfere dorozhnogo dvizhenija [About some aspects of the organization of public prosecutor's supervision of observance of the administrative legislation in the sphere of traffic]. Vestnik Omskoj juridicheskoj akademii [Bulletin of Omsk legal academy], 2007, no. 7, pp. 22-25. (In Russ.).

5. Zanina T.M., Karavaev A.A. Administrativnaja otvetstvennost' za pravonarushenija v sfere ohrany konfidencial'noj informacii [Administrative responsibility for offenses in the sphere of protection of confidential information]. Vestnik Voronezhskogo instituta MVD Rossii [Bulletin of the Ministry of Internal Affairs Voronezh institute of Russia], 2013, no. 3, pp. 123-130. (In Russ.).

6. Zajceva T.A. Problemy sootnoshenija kontrolja i nadzora v sfere predprinimatel'stva [Problems of a ratio of control and supervision in the sphere of business]. Vestnik Akademii [Bulletin of Academy], 2012, no. 1, pp. 77-79. (In Russ.).

7. Istomin S.V., Slepov A.A. Bezopasnost' v sfere dorozhnogo dvizhenija [Safety in the sphere of road traffic] . Ohrana i jekonomika truda [Safety in the sphere of traffic], 2011, no. 3, pp. 43 -44. (In Russ.).

8. Konjaev S.A. Konstitucionnoe regulirovanie sfery dorozhnogo dvizhenija v zarubezhnyh stranah [The constitutional regulation of the sphere of traffic in foreign countries]. Konstitucionnoe i municipal'noe pravo [Constitutional and municipal law], 2011, no. 7, pp. 62-65. (In Russ.).

9. Lopatin V.V., Lopatina L.E. Russkij tolkovyj slovar' [Russian explanatory dictionary]. Moscow, 2004. 956 p. (In Russ.).

10. Majorov V.I. K voprosu o bezopasnosti v sfere dorozhnogo dvizhenija [To a question of safety in the sphere of traffic]. Transportnoepravo [Transport law], 2009, no. 4, pp. 38-48. (In Russ.).

11. Majorov V.I. Ocenka jeffektivnosti administrativno-jurisdikcionnoj dejatel'nosti organov vnutrennih del v oblasti dorozhnogo dvizhenija [Efficiency evaluation of administrative and jurisdictional activity of law-enforcement bodies in the field of traffic]. Policejskoepravo [Police law], 2007, no. 2, pp. 113-116. (In Russ.).

12. Mamaeva S.B. Osobennosti sostava administrativnyh pravonarushenij v sfere bezopasnosti dorozhnogo dvizhenija [Features of structure of administrative offenses in the sphere of traffic safety]. Vestnik Voronezh-skogo gosudarstvennogo universiteta [Bulletin of the Voronezh state university. Series Law]. Serija Pravo, 2009, no. 2, pp. 243-253. (In Russ.).

13. Nagljuk I.S., Stepanov A.V. Osobennosti viktimizacii v sfere dorozhnogo dvizhenija [Features of victimization in the sphere of traffic]. Vostochno-Evropejskij zhurnalperedovyh tehnologij [East European magazine of advanced technologies], 2012, vol. 3, no. 4 (57), pp. 67-70. (In Russ.).

14. Osipov G.V. Sociologicheskij jenciklopedicheskij slovar' [Sociological encyclopedic dictionary]. Moscow, 1998. 450 p. (In Russ.).

15. Razguljaev V.N. Problemy preduprezhdenija administrativnyh pravonarushenij v sfere dorozhnogo dvizhenija [Problems of the prevention of administrative law-violations in the sphere of road traffic]. Vlast' i upravlenie na Vostoke Rossii [The power and management in the east of Russia], 2007, no. 4, pp. 160-169. (In Russ.).

16. Rossinskij B.V. Administrativnye nakazanija v sfere dorozhnogo dvizhenija i avarijnost' na avtomobil'nom transporte [Administrative punishments in the sphere of traffic and accident rate on the motor transport]. Ad-ministrativnoe pravo iprocess [Administrative law and process], 2014, no. 5, pp. 8-17. (In Russ.).

17. Sidorjak N.V. Dokazyvanie po delam ob administrativnyh pravonarushenijah v sfere dorozhnogo dvizhenija [Proof on cases of administrative offenses in the sphere of traffic]. Zakony Rossii: opyt, analiz, praktika [Laws of Russia: experience, analysis, practice], 2012, no. 3, pp. 35-38. (In Russ.).

18. Jenciklopedijajepistemologii ifilosofija nauki [Encyclopedia of an epistemologiya and philosophy of science]. Moscow, 2009. 900 p. (In Russ.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.