Вестник Челябинского государственного университета. 2015. № 25 (380). Право. Вып. 45. С. 76-81.
УДК 342.914 ББК Х401.12
ПРИНЦИПЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ
П. В. Молчанов
ФКУ НИЦБДДМВДРоссии, Челябинск, Россия
Рассматриваются принципы обеспечения безопасности дорожного движения. В динамичных условиях возникновения современных вызовов и угроз в области обеспечения безопасности дорожного движения нормативно-правовое регулирование может несколько запаздывать с выработкой административно-правовых средств для их нейтрализации и противодействия. Обосновывается позиция, что в этих условиях регулирующая роль принципов обеспечения безопасности дорожного движения только возрастает, обусловленная тем, что принципы носят объективный характер, действуют независимо от субъективных воззрений и желаний отдельных лиц.
Ключевые слова: обеспечение безопасности дорожного движения, основные принципы обеспечения безопасности дорожного движения
Среди общих положений Федерального закона от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» в ст. 3 с одноименным названием содержатся основные принципы обеспечения безопасности дорожного движения.
В лексико-теоретической плоскости под термином «принцип» понимаются основное, исходное положение какой-либо теории или учения [11], руководящие идеи, основные правила [5. С. 161].
Применительно к тематике настоящей статьи следует уточнить, что в данном случае речь идет об основных правовых положениях обеспечения безопасности дорожного движения.
В соответствии с названной выше статьей Федерального закона «О безопасности дорожного движения» основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются:
- приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности;
- приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении;
- соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения;
- программно-целевой подход к деятельности по обеспечению безопасности дорожного движения.
Рассматривая принципы обеспечения безопасности дорожного движения, следует сказать и о собственно принципах права — основных
идеях, исходных положениях или ведущих началах процесса его формирования, развития и функционирования, которые служат основным ориентиром всей правотворческой, правоприменительной и правоохранительной деятельности государственных органов, способствуют укреплению правовых норм и правоотношений [14].
Уместно заметить, что ученые в области административного права связывают термин «принцип» в праве с государственным управлением. По мнению Б. М. Лазарева, принципы государственного управления — это основополагающие идеи, в соответствии с которыми должен быть построен и функционировать аппарат, осуществляющий государственное управление [13].
Как справедливо отмечают исследователи, принципы обеспечения безопасности дорожного движения были впервые сформулированы только в Федеральном законе «О безопасности дорожного движения» [4. С. 2]. Вместе с тем в посвященных проблемам обеспечения безопасности дорожного движения печатных работах вопрос о сущности его принципов рассматривался лишь вскользь, «пунктирно» (например, через призму комментария, причем по состоянию на 1997 г. [12]). Думается, настала пора осмыслить и оценить административно-правовую сущность принципов обеспечения безопасности дорожного движения.
Видный административист Б. В. Россинский указывает, что деятельность, направленная на обеспечение безопасности дорожного движения, требует от хозяйствующих субъектов ма-
териальных затрат, которые в ряде случаев существенно снижают экономическую эффективность результатов их хозяйственной деятельности. И наоборот, стремление к наибольшей прибыли обусловливает увеличение скоростей движения транспортных средств, осуществляющих перевозку продукции, несоблюдение режимов труда и отдыха и др., что ведет к увеличению вероятности дорожно-транспортных происшествий (ДТП) и возрастанию тяжести их последствий.
B. И. Майоров аналогично Б. В. Россинскому делает вывод, что участие в дорожном движении есть деятельность в условиях постоянного риска, степень которого зависит от того, как реализуется интерес минимизации времени. Он заключает: «... люди сознательно идут на это, ибо по-другому у них нет возможности удовлетворить насущную, жизненно важную потребность в пространственном перемещении. Это так называемый добровольный риск, когда люди мирятся с существованием возможных негативных последствий из-за того, что им необходимо или выгодно получить тот результат, который с этим риском связан. В дорожном движении имеет место ситуация, когда наличие постоянной угрозы, избежать которой невозможно, приводит к пренебрежению ею. Действующее в сфере дорожного движения законодательство нормативно закрепляет за участником дорожного движения обязанность разрешать противоречие "время — безопасность" в пользу последней. Законодатель однозначно предписывает не считаться со временем передвижения во имя безопасности» [9.
C. 41-43]. Это аргументирует появление одного из основных принципов обеспечения безопасности дорожного движения — приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности.
Говоря о втором принципе — приоритете ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении,— следует сказать, что он основан на положениях Конституции РФ, гарантирующих права и свободы человека и гражданина (ст. 17), охрану законом прав потерпевших от злоупотребления властью (ст. 52), право граждан на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием органов государственной власти или их должностных лиц (ст. 53).
Наличие в законе третьего принципа — соблю -дения интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения — подтверждает, что данная проблема имеет большое социальное и политическое значение.
Для повышения безопасности участников дорожного движения нужна политическая воля со стороны правительства, которая нуждается в поддержке и сотрудничестве с надежными партнерами, заинтересованными в обеспечении безопасности в дорожном движении. Для повышения безопасности участников дорожного движения необходимо не только заручиться поддержкой лиц, ответственных за разработку политики, но сформировать информированное гражданское общество, которое понимало бы, что травматизм, являясь следствием дорожного движения, вполне реально предотвратить.
Четвертый принцип — программно-целевой подход к деятельности по обеспечению безопасности дорожного движения,— который предполагает комплексный подход к решению проблемы, нашел свое практическое воплощение в феде -ральных целевых программах «Повышение безопасности дорожного движения в 2006-2012 годах» [2] и «Повышение безопасности дорожного движения в 2013-2020 годах» [3].
Заметим, что рассматриваемая нами ст. 3 в самом законе является одной из немногих, которая с момента его издания в 1995 г. не претерпела изменений и сохранилась в оригинальной редакции до настоящего времени.
Между тем в условиях возникновения новых вызовов и угроз в области обеспечения безопасности дорожного движения и усиления действия уже существующих нормативно-правовое регулирование может несколько запаздывать с выработкой административно-правовых средств для их нейтрализации и противодействия. Поэтому выявлять данные вызовы и угрозы, а также принимать меры по предупреждению их негативного влияния приходится при помощи имеющихся правовых инструментов, закрепленных в законодательстве. В таких условиях регулирующая роль принципов обеспечения безопасности дорожного движения только возрастает. Отметим, что при этом принципы носят объективный характер, действуют независимо от субъективных воззрений и желаний отдельных лиц [7].
Принципы обеспечения безопасности дорожного движения в наиболее общем виде отражают
достигнутый уровень развития гражданского общества и демократических институтов, а также играют важнейшую роль в регулировании общественных отношений в названной области, обеспечивая правомерное поведение ее участников. Их регулирующее воздействие представляется нам многогранным: им должны соответствовать иные нормы права в области обеспечения безопасности дорожного движения; они являются важнейшим фактором, обеспечивающим соблюдение законности, позволяя принимать решения в условиях, прямо не урегулированных нормами права.
В этом контексте, на наш взгляд, заслуживает внимания предложение одного из ведущих правоведов в области обеспечения безопасности дорожного движения В. И. Майорова о необходимости разработки и принятия концептуального Федерального закона «Об основах законодательства Российской Федерации по обеспечению безопасности дорожного движения», который бы заложил стратегию развития дорожного движения, аккумулировал все принятые ранее в этой области законы и другие нормативные правовые акты, сформулировал принципы ее обеспечения, конкретизировал обязанности и ответственность органов государственной власти и местного самоуправления, их должностных лиц, общественных объединений и граждан в сфере дорожного движения [6. С. 196].
Кроме того, полагаем, что существующий набор принципов обеспечения безопасности дорожного движения нуждается в дополнении как в законодательном, так и методологическом плане. Отчасти это обусловлено принятием Федерального закона от 28 декабря 2010 г. № 390-Ф3 «О безопасности», который определяет основные принципы и содержание деятельности по обеспечению безопасности государства, общественной безопасности и безопасности личности [6].
Полагаем, необходимо заимствовать из ст. 2 «Основные принципы обеспечения безопасности» названного закона п. 3 и 4, проецируя их на обеспечение безопасности дорожного движения:
- системность и комплексность применения федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов РФ, другими государственными органами, органами местного самоуправления политических, организационных, социально-экономических, информационных, правовых и иных мер обеспечения безопасности дорожного движения;
- приоритет предупредительных мер в целях обеспечения безопасности дорожного движения.
Этот посыл, на наш взгляд, призван переломить сложившиеся негативные тенденции в законодательстве и правоприменении в рассматриваемой области.
Наиболее ярко это проявляется в законодательстве об административной ответственности в области дорожного движения. Во-первых, в нем присутствует избыточность административно-правовых составов, прямо не влияющих на обеспечение безопасности дорожного движения, что является одной из причин роста административной деликтности1. Во-вторых, ужесточение репрессивных санкций становится основным способом решения проблемы обеспечения безопасности дорожного движения [5]. В-третьих, задача обеспечения безопасности дорожного движения, по сути, становится фискальным инструментом для наполнения государственного бюджета в ущерб воспитательно-профилактической функции [1].
Многочисленные и часто вносимые в действующее законодательство новеллы и поправки не способны оказать положительное влияние на качество работы государственных органов и уровень управления в области обеспечения безопасности дорожного движения.
С учетом сказанного считаем целесообразным сформулировать методологические принципы, на которых должны основываться формирование соответствующих нормативно-правовых основ и корректировка системы управления в области безопасности дорожного движения:
- принцип первичности учета интересов участников дорожного движения в процессе его обеспечения безопасности;
- принцип обязательности использования при нормативно-правовом регулировании обеспечения безопасности дорожного движения единых категорий и понятий;
- принцип преемственности и этапности создания и модернизации административно-правовых институтов обеспечения безопасности дорожного движения;
- принцип минимизации правовых неопределенностей и пробелов.
1 Только в 2014 г. за нарушения в области дорожного движения привлечено более 70 млн его участников (статистические данные Госавтоинспекции МВД России).
Как представляется, приведенный перечень принципов формирования нормативно-правовых основ и организации управления в системе обеспечения безопасности дорожного движения может быть расширен по мере появления новых знаний, накопления опыта их применения при решении общих и частных задач в этой области. Однако полагаем, и в таком виде он способен оказать положительное влияние на суть, свойства и качество нормативно-правового регулирования обеспечения безопасности дорожного движения, не нарушая его основ, а совершен-
ствуя изменяемые его части — различные административно-правовые институты и подсистемы управления на всех этапах и уровнях.
Высказанные нами предложения рассчитаны на перспективу. Полагаем, их реализация будет способствовать улучшению качества государственного управления, нормативно-правового регулирования и правоприменения в области обеспечения безопасности дорожного движения, а также обеспечению защиты прав и законных интересов самих участников движения.
Список литературы
1. Федеральный закон от 22 декабря 2014 г. № 437-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части совершенствования взыскания штрафов за административные правонарушения в области дорожного движения» // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 2014. - № 52 (ч. 1). - Ст. 7548.
2. Постановление Правительства Российской Федерации от 20 февраля 2006 г. № 100 (с последующими изм. и доп.) «О Федеральной целевой программе "Повышение безопасности дорожного движения в 2006-2012 годах"» // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 2006. - № 9. - Ст. 1020.
3. Постановление Правительства Российской Федерации от 3 октября 2013 г. № 864 (с последующими изм. и доп.) «О федеральной целевой программе "Повышение безопасности дорожного движения в 2013-2020 годах"» // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 2013. - № 41. - Ст. 5183.
4. Антонов, С. Н. Законодательство Российской Федерации в области обеспечения безопасности дорожного движения (состояние и перспективы развития) / С. Н. Антонов, В. В. Кузин, А. Л. Левченко, А. Ю. Якимов // Адм. право и процесс.- 2007. - № 4. - С. 2.
5. Егоров, Ю. И. Толковый словарь по автомобильному транспорту. Основные термины: около 4500 терминов / Ю. И. Егоров, А. И. Нарбут. - М. : Рус. яз., 1989. - С. 161.
6. Калюжный, А. Н. Федеральный закон «О безопасности»: итоги реализации и перспективы развития / А. Н. Калюжный // Воен.-юрид. журн. - 2014. - № 3. - С. 7-10.
7. Колодий, А. Н. Принципы правового регулирования и их реализации в деятельности милиции : автореф. дис. ... канд. юрид. наук / А. Н. Колодий. - Киев, 1991.
8. Майоров, В. И. Основное противоречие дорожного движения / В. И. Майоров // Транспорт. право. -2008. - № 3. - С. 41-43.
9. Майоров, В. И. Государственно-правовое обеспечение безопасности дорожного движения в Российской Федерации: теоретико-прикладные проблемы : монография / В. И. Майоров. - М. : Юрлитин-форм, 2010.
10. Молчанов, П. В. Возбуждение дела об административном правонарушении в области дорожного движения : автореф. дис. ... канд. юрид. наук / П. В. Молчанов. - М., 2008.
11. Ожегов, С. И. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеолог. выражений / С. И. Оже-гов, Н. Ю. Шведова. - М., 2005.
12. Россинский, Б. В. Федеральный закон «О безопасности дорожного движения» с практическим комментарием / Б. В. Россинский. - М. : Право и закон, 1997.
13. Советское административное право : учебник / под ред. П. Т. Василенкова. - М. : Юрид. лит., 1981.
14. Юридический энциклопедический словарь / отв. ред. М. Н. Марченко. - М. : Велби : Проспект, 2006.
Сведения об авторе
Молчанов Павел Витальевич — кандидат юридических наук, доцент, начальник отдела Научно-исследовательского центра проблем безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, Челябинск, Россия. [email protected]
Bulletin of Chelyabinsk State University. 2015. No. 25 (380). Law. Issue 45. Pp. 76-81.
THE PRINCIPLES OF ENSURING ROAD SAFETY
P. V. Molchanov
Research center ofproblems of traffic safety of Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation, Chelyabinsk, Russia.
The article discusses the principles of ensuring road safety. The emergence of a dynamic environment of modern challenges and threats in the field of road safety, legal regulation may be somewhat zapazdyvat with the development of administrative and legal means to neutralize them and pro-counteracting. The author argues the position that, in these circumstances, the regulatory role of the principles of road safety will only increase due to the fact that the principles are objective, apply regardless of the subjective beliefs and desires of individuals.
Keywords: ensuring road safety, basic principles ensuring road safety.
References
1. [Federal law dated 22 December, 2014, no. 437-FZ "About modification of the Code of the Russian Federation about administrative offenses regarding improvement of collecting penalties for administrative offenses in the field of traffic"]. Sobranie zakonodatel'stvaRossiyskoy Federatsii [Collection of the legislation of the Russian Federation], 2014, no. 52 (pt. 1), art. 7548. (In Russ.).
2. [The resolution of the government of the Russian Federation of February 20, 2006, no. 100 "About the Federal target program "Increase of Traffic Safety in 2006-2012"]. Sobranie zakonodatel 'stva Rossiyskoy Federatsii [Collection of the legislation of the Russian Federation], 2006, no. 9, art. 1020. (In Russ.).
3. [The resolution of the government of the Russian Federation of October 3, 2013, no. 864 "About the federal target program "Increase of Traffic Safety in 2013 - 2020"]. Sobranie zakonodatel'stva Rossiyskoy Federatsii [Collection of the legislation of the Russian Federation], 2013, no. 41, art. 5183. (In Russ.).
4. Antonov S.N., Kuzin V.V., Levchenko A.L., Yakimov A.Yu. Zakonodatel'stvo Rossiyskoy Federatsii v oblasti obespecheniya bezopasnosti dorozhnogo dvizheniya (sostoyanie i perspektivy razvitiya) [The legislation of the Russian Federation in the field of traffic safety (a state and prospects of development]. Administra-tivnoepravo iprotsess [Administrative law and process], 2007, no. 4, p. 2. (In Russ.).
5. Egorov Yu.I., Narbut A.I. Tolkovyy slovar'po avtomobil 'nomu transportu [The explanatory dictionary on the motor transport]. Moscow, Russkiy yazyk Publ., 1989. P. 161. (In Russ.).
6. Kalyuzhnyy A.N. Federal 'nyy zakon «O bezopasnosti»: itogi realizatsii iperspektivy razvitiya [The federal law "About safety": results of realization and prospect of development]. Voenno-yuridicheskiy zhurnal [Military-law Journal], 2014, no. 3, pp. 7-10. (In Russ.).
7. Kolodiy A.N. Principypravovogo regulirovaniya i ikh realizatsii v deyatel'nosti militsii: avtoref. dis. ... kand. yurid. nauk [The principles of legal regulation and their realization in activity of militia. Abstract of thesis]. Kiev, 1991. (In Russ.).
8. Mayorov V.I. Osnovnoe protivorechie dorozhnogo dvizheniya [Main contradiction of traffic]. Transport-noepravo [Transport law], 2008, no. 3, pp. 41-43. (In Russ.).
9. Mayorov V.I. Gosudarstvenno-pravovoe obespechenie bezopasnosti dorozhnogo dvizheniya v Rossiyskoy Federatsii: teoretiko-prikladnyeproblemy [State legal support of traffic safety in the Russian Federation: theoretical and applied problems]. Moscow, Yurlitinform Publ., 2010. (In Russ.).
10. Molchanov P.V. Vozbuzhdenie dela ob administrativnompravonarushenii v oblasti dorozhnogo dvizheni-ya: avtoref. dis. ... kand. yurid. nauk [Initiation of proceedings about an administrative offense in the field of traffic. Abstract of thesis]. Moscow, 2008. (In Russ.).
11. Ozhegov S.I., Shvedova N.Yu. Tolkovyy slovar' russkogo yazyka [Explanatory dictionary of Russian]. Moscow, 2005. (In Russ.).
12. Rossinskiy B.V. Federal'nyy zakon «O bezopasnosti dorozhnogo dvizheniya» sprakticheskim kommen-tariem [The federal law "About traffic safety" with the practical comment]. Moscow, Pravo i zakon Publ., 1997. (In Russ.).
13. Vasilenkova P.T. (ed.) Sovetskoe administrativnoepravo [Soviet administrative law]. Moscow, Yuridiches-kaya literatura Publ., 1981. (In Russ.).
14. Marchenko M.N. (ed.) Yuridicheskiy entsiklopedicheskiy slovar' [Legal encyclopedic dictionary]. Moscow, Velbi Publ., Prospekt Publ., 2006. (In Russ.).