Вестник Челябинского государственного университета. 2015. № 25 (380). Право. Вып. 45. С. 82-85.
ББК Х401.12 УДК 342.98
БЕЗОПАСНОСТЬ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ: КЛЮЧИ К ПОНИМАНИЮ ЧЕРЕЗ ТРАНСФОРМАЦИЮ ПОНЯТИЯ
С. В. Полякова
ФГБОУ ВПО «Южно-Уральский государственный университет» (национальный исследовательский университет),
Челябинск, Россия
К настоящему времени сложилось несколько основных научных подходов и существует ряд дефиниций понятия «безопасность дорожного движения». Оно эволюционировало вместе с развитием теоретического правового осмысления данного явления, наполнения его новым содержанием в соответствии с изменяющимися условиями действительности. От правильного понимания сути и содержания понятия безопасности дорожного движения в существенной мере зависит интеграция практического участия и действий специалистов различных направлений в этой сфере. Современная системная концепция безопасности в сфере дорожного движения расширяет смысловое наполнение понятия и служит достижению целей эффективного правового регулирования.
Ключевые слова: дорожное движение, безопасность дорожного движения, общественные отношения.
Среди общих положений Федерального закона от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» в ст. 2 определяются наиболее значимые для всей сферы безопасности дорожного движения понятия. Следует указать, что закрепление и раскрытие, то есть официальное толкование отдельных норм законодательства (основных терминов) в нормативно-правовом акте необходимо для достижения целей эффективного регулирования в сфере безопасности дорожного движения и положительно сказывается на применении норм данного закона на практике. Среди основных понятий рассматриваются: «дорожное движение», «безопасность дорожного движения», «обеспечение безопасности дорожного движения», «дорожно-транспортное происшествие» и др.
В силу актуальности данной проблемы для нашей страны в научной среде длительное время наблюдается повышенный интерес к различным аспектам организации дорожного движения, к обеспечению его безопасности, что отражается в процессе трансформации содержательных трактовок основных понятий. С одной стороны, это обогащает, а с другой — затрудняет их однозначное применение.
Как отмечает современный западный исследователь Э. Ротшильд, в исторической ретроспективе истолкование понятия «безопасность» неоднократно менялось. Оно эволюционировало вместе с той трансформацией, которую претерпевало общество в соответствии с политико-правовы-
ми устоями и социально-экономическими условиями.
Этимологически, например в словаре В. И. Даля, «безопасность» определяется как «отсутствие опасности, стабильность, сохранность, надежность; безопасный — неопасный, неугрожающий, не могущий причинить зла или вреда, безвредный, сохранный, верный, надежный» [2. С. 44]. Как представляется, такое понимание безопасности не может служить краеугольным камнем построения концепции обеспечения безопасности дорожного движения, так как в большей степени характеризует статическую систему, в то время как главной характеристикой дорожного движения является динамический процесс.
Одним из первых в нашей стране к научной разработке вопросов безопасности дорожного движения на основе богатейшего личного практического опыта приступил В. В. Лукьянов. Именно ему принадлежит одно из кратких определений, отражающих суть явления: «Обеспечение безопасности дорожного движения — это предупреждение дорожно-транспортных происшествий» [5. С. 12].
Одна из первых и наиболее удачных дефиниций понятия «дорожное движение» принадлежит Р. И. Денисову, в ней определена роль человека в дорожном движении, значимость его отношения к обеспечению безопасности дорожного движения, к состоянию дорог, к техническому состоянию дорожного транспорта. Исследуя дорожное движение как объект правового регулирования,
он предлагает рассматривать его как совокупность общественных отношений, возникающих в связи с необходимостью осуществления перевозок пассажиров и грузов по дорогам с помощью транспортных средств либо без них, а также в процессе управления условиями этого перемещения [3. С. 7].
Особого внимания относительно содержательных характеристик понятия «дорожное движение» заслуживают комментарии Б. В. Россин-ского. Он пишет: «Дорожное движение включает в себя пространственное перемещение людей и грузов, в целом является не стихийным процессом, а результатом сознательной и управляемой деятельности. Необходимо подчеркнуть, что это — деятельность не разрозненных индивидуумов, а процесс функционирования единой дорожно-транспортной системы страны. Множественность участников дорожного движения свидетельствует о том, что в этом процессе соприкасаются и порой сталкиваются интересы различных людей, организаций, общества в целом. Это обусловливает необходимость управления дорожным движением как областью общественных отношений» [10. С. 7].
С точки зрения социальных, естественных и технических наук, само понятие «безопасность дорожного движения» имеет несколько трактовок, что характеризует его как сложное явление. В «Строительном словаре» безопасность дорожного движения определяется как «качество дорожного движения, определяемое уровнем аварийности». Д. Клебельсберг в рамках транспортной психологии трактует безопасность дорожно -го движения как отсутствие «закономерных опасных условий и поступков, приводящих к дорожно-транспортным происшествиям» [4. С. 22]. При этом не исключается случайное, неожиданное появление каких-то опасностей, даже дорожных происшествий. «Юридический словарь» определяет безопасность дорожного движения так же, как указано в Законе «О безопасности дорожного движения»: «Ссостояние данного процесса, отражающее степень защищенности его участников от дорожно-транспортных происшествий и их последствий». В «Административном словаре» читаем: «Безопасность дорожного движения — состояние процесса перемещения людей и грузов с помощью транспортных средств или без таковых в пределах дорог, отражающее степень защищенности его участников от дорожно-транспортных происшествий и их последствий».
Научная разработка понятия «безопасность дорожного движения» имеет свои хронологические особенности. Анализируя основные подходы в области обеспечения безопасности дорожного движения, В. И. Майоров в своем монографическом исследовании отмечает, что в настоящее время сложились относительно устойчивые представления об основных подходах к определе -нию безопасности дорожного движения, аспекты которого следует сформулировать как категории: научно-правовую, правовую и социально-правовую [6. С. 10].
Социально-правовой аспект воздействует и служит основной формирования научно-правового понятия «безопасность дорожного движения», что создает платформу для его нормативного закрепления. Безопасность дорожного движения как научно-правовая категория традиционно освещается в более широком контексте общественной безопасности.
Ранние методы научного анализа безопасности дорожного движения основывались на одно-компонентных структурах, относительно изолированных областях моноблочных моделей. Современной общеметодологической основой для концептуальных построений в области безопасности дорожного движения является системный подход, который охватывает все уровни и связи, а также содержание, что обусловливает смещение акцентов и позволяет рассматривать многомерные взаимосвязи между звеньями системы «водитель — автомобиль — дорога — среда» (ВАДС) [9. С. 110].
С системной точки зрения дорожное движение (в том виде, как оно определено Законом «О безопасности дорожного движения») можно в большей степени рассматривать как социотехниче-скую систему, связанную единством социальных и технических элементов.
В своих аналитических исследованиях Б. В. Рос-синский, С. Н. Дмитриев, В. И. Майоров, В. В. Головко указывают на то, что существование различных дефиниций понятия «безопасность дорожного движения» объясняется тем, что в его содержании постоянно происходят изменения. Изменение (расширение, усложнение) содержания термина «безопасность дорожного движения» обусловлено как изменяющимися социально-экономическими условиями в историческом процессе развития самого государства, так и состоянием его теоретического осмысления, что требует постоянного совершенствования
84
С. В. Полякова
законодательного регулирования. Как отмечает, например, А. А. Бахаев [1. С. 20], для достижения наиболее эффективного обеспечения безопасности дорожного движения «вопросы, связанные с человеческим фактором, с причинами правонарушений, организационно-правовыми аспектами... изучены недостаточно».
Анализируя содержание научных работ В. И. Майорова по проблемам обеспечения безопасности в дорожном движении, необходимо констатировать его многократное утверждение о том, что от правильного понимания сути и содержания понятия «безопасность дорожного движения» в существенной мере зависит практическое участие и скоординированность действий специалистов различных направлений, что в конечном счете будет способствовать созданию эффективной концепции безопасности дорожного движения [6. С. 10].
Обращаясь к разработке системной концепции безопасности в сфере дорожного движения, В. И. Майоров расширяет смысловое наполнение понятия «безопасность дорожного движения» и приводит следующую аргументацию: «Ведущая роль среди участников дорожного движения принадлежит водителям транспортных
средств. от которых в большей степени зависит безопасность жизни и здоровья всех участников (других водителей, пешеходов, пассажиров) дорожного движения. Следовательно, в содержание понятия "безопасность дорожного движения" как состояние защищенности жизненно важных интересов следует включать и защиту интереса участника дорожного движения в безусловной реализации собственной потребности в перемещении, а не только сохранении его жизни и здоровья» [7. С. 38-48].
На современном этапе, отмечает далее В. И. Майоров, «действующее определение понятия "безопасность дорожного движения" не отражает всего многообразия общественных отношений, возникающих в связи с удовлетворением транспортной потребности общества. это более широкий круг общественных отношений» [8. С. 101].
Ввиду вышесказанного вместо терминов «дорожное движение» и «безопасность дорожного движения» необходимо использовать термины «сфера дорожного движения» и «сфера безопасности дорожного движения» как наиболее отвечающие современным тенденциям развития науки и общественной практики.
Список литературы
1. Бахаев, А. А Административно-правовое регулирование дорожного движения: вопросы безопасности и ответственности : дис. ... канд. юрид. наук / А. А. Бахаев. - М., 2009.
2. Даль, В. И. Толковый словарь русского языка. Современная версия / В. И. Даль. - М., 2002.
3. Денисов, Р. И. Административный надзор в сфере дорожного движения / Р. И. Денисов. - М., 1981.
4. Клебельсберг, Д. Транспортная психология : пер. с нем. / Д. Клебельсберг ; под ред. В. Б. Мазурке-вича. - М. : Транспорт, 1986.
5. Лукьянов, В. В. Безопасность дорожного движения / В. В. Лукьянов. - М., 1983.
6. Майоров, В. И. Государственно-правовое обеспечение безопасности дорожного движения в Российской Федерации: теоретико-прикладные проблемы / В. И. Майоров. - Челябинск, 2007.
7. Майоров, В. И. К вопросу о безопасности в сфере дорожного движения / В. И. Майоров // Транспорт. право. - 2009. - № 4. - С. 38-48.
8. Майоров, В. И. Содержание понятия «безопасность дорожного движения»: теоретические основы / В. И. Майоров // Вестн. Юж.-Урал. гос. ун-та. - 2012. Сер. Право. - № 7 (266). - С. 101.
9. Полякова, С. В. Безопасность дорожного движения: истоки, история и реальность / С. В. Полякова // Проблемы права. - 2013. - № 2. - С. 110.
10. Россинский, Б. В. Федеральный закон «О безопасности дорожного движения» с практическим комментарием / Б. В. Россинский. - М. : Право и закон, 1997.
Сведения об авторе
Полякова Светлана Владимировна — старший преподаватель кафедры управления и права ЮжноУральского государственного университета (национального исследовательского университета), Челябинск, Россия. [email protected]
Bulletin of Chelyabinsk State University. 2015. No. 25 (380). Law. Issue 45. Pp. 82-85.
TRAFFIC SAFETY: KEYS TO UNDERSTANDING THROUGH TRANSFORMATION OF CONCEPT
S. V. Polyakova
South Ural State, Chelyabinsk, Russia. [email protected]
So far there were some main scientific approaches and there is a number of definitions of the concept "traffic safety". It evolved together with development of theoretical legal judgment of this phenomenon, filling by its new contents according to the changing reality conditions. Integration of practical participation and actions of experts of various directions in this sphere depends on the correct understanding of an essence and the content of concept of traffic safety of an essential measure. The modern system concept of safety in the sphere of traffic, expands semantic filling of concept and serves achievement of the objectives of effective legal regulation.
Keywords: traffic, traffic safety, public relations.
References
1. Bakhaev A.A. Administrativno-pravovoe regulirovanie dorozhnogo dvizheniya: voprosy bezopasnosti i otvetstvennosti: dis. ... kand. yurid. nauk [Administrative and legal regulation of traffic: safety issues and responsibility. Thesis]. Moscow, 2009. (In Russ.).
2. Dal' V.I. Tolkovyyslovar'russkogoyazyka [Explanatory dictionary of Russian]. Moscow, 2002. (In Russ.).
3. Denisov R.I. Administrativnyy nadzor v sfere dorozhnogo dvizheniya [Administrative supervision in the sphere of traffic]. Moscow, 1981. (In Russ.).
4. Klebel'sberg D. Transportnaya psikhologiya [Transport psychology]. Moscow, Transport Publ., 1986. (In Russ.).
5. Luk'yanov V.V. Bezopasnost' dorozhnogo dvizheniya [Traffic safety]. Moscow, 1983. (In Russ.).
6. Mayorov V.I. Gosudarstvenno-pravovoe obespechenie bezopasnosti dorozhnogo dvizheniya v Rossiy-skoy Federatsii: teoretiko-prikladnye problemy [State legal support of traffic safety in the Russian Federation: teoretikally-applied problems]. Chelyabinsk, 2007. (In Russ.).
7. Mayorov V.I. K voprosu o bezopasnosti v sfere dorozhnogo dvizheniya [To the question of safety in the sphere of traffic]. Transportnoepravo [Transport law], 2009, no. 4, pp. 38-48. (In Russ.).
8. Mayorov V.I. Soderzhanie ponyatiya «bezopasnost' dorozhnogo dvizheniya»: teoreticheskie osnovy [Content of the concept "traffic safety": theoretical bases]. Vestnik Yuzhno-Ural'skogo gosudarstvennogo uni-versiteta [Bulletin of South Ural state University], 2012. Ser. Pravo, no. 7 (266), p. 101. (In Russ.).
9. Polyakova S.V. Bezopasnost' dorozhnogo dvizheniya: istoki, istoriya i real'nost' ["Traffic safety": sources, history and reality]. Problemyprava [Problems of law], 2013, no. 2, p. 110. (In Russ.).
10. Rossinskiy B.V. Federal'nyy zakon «O bezopasnosti dorozhnogo dvizheniya» sprakticheskim kommen-tariem [The federal law "About traffic safety" with the practical comment]. Moscow, Pravo i zakon Publ., 1997. (In Russ.).