Научная статья на тему 'Административно-правовые подходы к определению понятия «Обеспечение безопасности дорожного движения»'

Административно-правовые подходы к определению понятия «Обеспечение безопасности дорожного движения» Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
762
82
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЕЗОПАСНОСТЬ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ / ОБЕСПЕЧЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ / СОСТОЯНИЕ ЗАЩИЩЕННОСТИ / ДОРОЖНОЕ ДВИЖЕНИЕ / ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНОЕ ПРОИСШЕСТВИЕ / TRAFFIC SAFETY / SECURITY OF TRAFFIC / CONDITION OF SECURITY / TRAFFIC / ROAD ACCIDENT

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Калюжный Юрий Николаевич

В статье рассматриваются основные научные подходы к пониманию обеспечения безопасности дорожного движения. Анализируется содержание отдельных элементов, характеризующих признаки исследуемого понятия, с учетом развития научных представлений в области дорожного движения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Administrative-legal approaches to the definition of the concept «security of traffic»

In the article the main scientific approaches to understanding of security of traffic are considered. The maintenance of the separate elements characterizing signs of the studied term taking into account development of scientific representations in the field of traffic is analyzed.

Текст научной работы на тему «Административно-правовые подходы к определению понятия «Обеспечение безопасности дорожного движения»»

Калюжный Юрий Николаевич

кандидат юридических наук, доцент, Орловский юридический институт МВД России

им. В.В. Лукьянова (e-mail: [email protected])

Административно-правовые подходы к определению понятия «обеспечение безопасности дорожного движения»

В статье рассматриваются основные научные подходы к пониманию обеспечения безопасности дорожного движения. Анализируется содержание отдельных элементов, характеризующих признаки исследуемого понятия, с учетом развития научных представлений в области дорожного движения.

Ключевые слова: безопасность дорожного движения, обеспечение безопасности дорожного движения, состояние защищенности, дорожное движение, дорожно-транспортное происшествие.

Yu.N. Kalyuzhny, Candidate of Law, Assistant Professor, Orel Law Institute of the Ministry of the Interior of Russia named after V.V. Lukyanov; e-mail: [email protected]

Administrative-legal approaches to the definition of the concept «security of traffic»

In the article the main scientific approaches to understanding of security of traffic are considered. The maintenance of the separate elements characterizing signs of the studied term taking into account development of scientific representations in the field of traffic is analyzed.

Key words: traffic safety, security of traffic, condition of security, traffic, road accident.

В эпоху демократических преобразований в Российской Федерации, когда угрозы и риски XXI в. стали совсем иными, чем несколько десятилетий назад, значение безопасности, ее вес в общей характеристике качества жизни общества и развития социально-экономической системы постоянно возрастают. Обеспечение безопасности личности, общества и государства стало важнейшим приоритетом ближайших десятилетий, превратилось в одну из главных целей стратегии существования цивилизаций [1, с. 9]. Несомненно, вопросы обеспечения безопасности находятся под пристальным вниманием любого государства.

Не являются исключением и вопросы обеспечения безопасности дорожного движения, которые занимают одну из центральных позиций среди приоритетов обеспечения государственных интересов многих стран. Решение вопросов обеспечения безопасности дорожного движения напрямую зависит от специфики реализации основных направлений, проводимой государственной политики Российской Федерации в области обеспечения безопасности дорожного движения.

В настоящее время уровень дорожного травматизма в нашей стране по-прежнему остается

недопустимо высоким. Меры, принимаемые в Российской Федерации для обеспечения безопасности дорожного движения, несомненно, оказывают положительное влияние на состояние аварийности, однако этого недостаточно. Имеющиеся показатели аварийности наглядно демонстрируют необходимость проведения дополнительной целенаправленной, системной и наступательной работы субъектов управляющего воздействия, ориентированной на снижение количества погибших и раненых в ДТП [2].

С 70-х гг. прошлого века в нашей стране учеными разрабатывались теоретико-правовые, организационные и управленческие аспекты безопасности дорожного движения, однако их единого понимания в настоящее время не существует. Очевидно, что характеристика специфических признаков, правовых понятий в рассматриваемой области видоизменялась в условиях совершенствования законодательства Российской Федерации, регламентирующего исследуемые правоотношения, а также под воздействием научных изысканий.

В Федеральном законе от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» закреплено понятие безопасности дорожного движения как состояния данного процес-

73

са, отражающего степень защищенности его участников от ДТП и их последствий [3].

Семасиологический анализ понятия «безопасность дорожного движения», закрепленного нормативными правовыми актами, показывает наличие в нем оценочных критериев и показателей. То есть состояние чего бы то ни было означает многообразие изменчивых состояний явлений и предметов. В связи с этим законодатель специально в содержание понятия «безопасность дорожного движения» закладывает изменчивые характеристики, что соответствует действующему положению, связанному с аварийностью на дорогах.

В.В. Лукьянов, исследуя понятийный аппарат обеспечения безопасности дорожного движения, утверждает, что «безопасность дорожного движения представляет собой не некую степень защищенности лиц, участвующих в дорожном движении, а полную их защищенность от ДТП», а под безопасностью понимает такое положение процесса движения, которое не допускает риска возникновения дорожных происшествий и негативных последствий, т.к. лицо, управляющее транспортным средством, сохраняет управление автомобилем в соответствии с требованиями нормативных правовых актов [4].

Смысловая нагрузка рассматриваемого понятия достаточно точно показывает целевое назначение состояния безопасности, хотя является недостижимым эталоном обеспечения безопасности дорожного движения, т.к. полное исключение рисков возникновения ДТП - это идеал, идейная цель обеспечения безопасности дорожного движения современного демократического государства.

В.И. Майоров, исследуя понятие «безопасность дорожного движения», определяет его как состояние защиты потребностей индивида и всего общества в надлежащей реализации транспортного перемещения, сохранении в первую очередь жизни и здоровья лиц, участвующих в дорожном движении, и их материальных ценностей от ДТП. Под обеспечением безопасности дорожного движения указанный автор понимает активные действия, направленные на снижение рисков возникновения как самих происшествий, так и их последствий [5, а 290].

Ю.П. Луконин указывает, что безопасность дорожного движения как разновидность общественной безопасности представляет собой систему общественных отношений, связанных с защитой личности, общества и государства от ДТП, которые приводят к большим социаль-

ным и экономическим потерям, исчисляемым ежегодно сотнями тысяч травмированных людей, в том числе десятками тысяч смертельных исходов, сотнями миллионов рублей материального ущерба от повреждения грузов и техники [6, с. 3].

Говоря о безопасности дорожного движения, необходимо отметить, что нас интересует в основном правовой аспект, который, несомненно, нашел свое отражение в научных исследованиях. В частности, А.А. Бахаев утверждает, что целью изучения категории «безопасность дорожного движения» с позиций права является ее определение с учетом общесистемных признаков, присущих общественной безопасности в целом, а также тех свойств и качеств, которые выделяют безопасность дорожного движения как относительно самостоятельное правовое явление [7, с. 13].

Исследуя научные подходы к правовой категории «безопасность дорожного движения», В.В. Головко, В.И. Майоров, Е.А. Ортман обращали внимание на неизбежность выбора в пользу безопасности при существующем конфликте «время - безопасность» [8, с. 17]. Подвергая анализу категорию «безопасность дорожного движения», указанные ученые выделяют в качестве одного из значимых признаков состояние и характер защищенности правоотношений от рисков возникновения ДТП и их последствий. Вторым характерным признаком является сфера реализации правоотношений, т.е. экономическая составляющая общественной жизни индивидов как области реализации государством своей управленческой деятельности.

Конечно же, экономический аспект является существенной составляющей безопасности дорожного движения, но не единственной. Анализ понятия «дорожное движение» выявил, помимо экономического, такие составляющие данного процесса, как социальная, правовая, техническая, организационная, управленческая и иные, которые при соотношении безопасности дорожного движения и дорожного движения как общего и частного позволяют сделать вывод о воздействии каждого из указанных аспектов на общественные отношения, связанные с безопасностью дорожного движения.

Изучение совокупности научных взглядов представителей отечественной науки, исследовавших правовую категорию «безопасность дорожного движения», позволяет установить, что абсолютное большинство рассматривает данную правовую категорию как «состояние

74

ВЕСТНИК КРАСНОДАРСКОГО УНИВЕРСИТЕТА МВД РОССИИ • 2017 • № 1 (35)

защищенности». Тождественная позиция изложена и в нормативных правовых актах. К тому же указанный подход находит свое отражение в отношении практически всех определений, связанных с безопасностью. В частности, транспортная безопасность - состояние защищенности... [9], национальная безопасность -состояние защищенности. [10], безопасность дорожного движения - степень защищенности... [3].

Проведенное исследование понятия «безопасность» наглядно показывает наличие в его содержании изменчивого (непостоянного) качественного признака - «состояние защищенности». При этом идеальная (полная) защита чего-либо возможна только в теории. Указанная позиция отражена в ряде исследований. Так, М.Ю. Зеленков, подвергая анализу задачи обеспечения безопасности государства, приходит к выводу о том, что ни в одной области абсолютная безопасность недостижима. Очень важно правильно определить желаемую степень государственной безопасности [11, с. 63]. Близка по идеологическим воззрениям научная позиция Н.А. Северцева, А.В. Бецко-ва, которые, разрабатывая теорию безопасности, обосновывают концепцию приемлемого риска, т.е. риска, вероятность наступления которого государство допускает.

Таким образом, безопасность дорожного движения как правовая категория представляет собой состояние защищенности участников дорожного движения от возможных рисков наступления ДТП и их вероятных последствий. Вместе с тем, современная правовая система не закрепляет и не позволяет сформулировать допустимую степень безопасности, ее пределы и границы приемлемых рисков, хотя анализ среднесрочных правовых актов показывает их постоянное снижение и стремление к минимизации.

Рассмотрение понятийного аппарата, связанного с безопасностью дорожного движения, позволяет нам исследовать гносеологическое содержание понятия «обеспечение безопасности дорожного движения».

В толковом словаре понятие «обеспечить» трактуется как «снабдить, предоставить, сделать вполне возможным, оградить от чего-либо» (устаревшее выражение - «охранить») [12]. Таким образом, смысловое содержание обеспечения безопасности дорожного движения выражается в ограждении от возникновения негативных явлений и обстоятельств, связанных с дорожным движением.

В соответствии со ст. 2 Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства [13].

Права и свободы человека и гражданина находят законодательное выражение в гл. 2 Конституции РФ, где ст. 20 провозглашается право на жизнь, представляющее собой, не что иное, как неотъемлемое условие реализации всех имеющихся прав, а ст. 27 закреплено право свободно передвигаться. Отсюда следует, что передвижение, выраженное в дорожном движении, должно быть безопасным, а обеспечить безопасность дорожного движения -обязанность государства. Механизм реализации обязанности государства по обеспечению безопасности дорожного движения находит свое выражение в положениях Федерального закона от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», который определяет правовые основы обеспечения безопасности дорожного движения и закрепляет в качестве задач охрану жизни, здоровья, имущества граждан, защиту их прав и законных интересов, интересов общества и государства, а также, каким образом указанные задачи реализуются (путем предупреждения ДТП, уменьшения тяжести их последствий) [3].

В ст. 2 рассматриваемого Федерального закона обеспечение безопасности дорожного движения определяется как деятельность, направленная на предупреждение причин возникновения ДТП, снижение тяжести их последствий [3].

Помимо законодательного закрепления понятия «обеспечение безопасности дорожного движения», существуют и научные подходы к его пониманию.

В частности, В.В. Лукьянов указывал, что обеспечивать безопасность дорожного движения - значит добиваться снижения общего количества ДТП, числа погибших и раненых в условиях развития автомобилизации [4, с. 16]. Конечно же, целевое назначение деятельности субъектов обеспечения безопасности дорожного движения и в настоящее время соответствует сущности высказанного утверждения и не теряет своей актуальности.

Исследование составляющих признаков дорожного движения и детерминантов дорожно-транспортной аварийности позволило В.И. Майорову определить обеспечение безопасности дорожного движения как деятельность, связанную с разработкой и реализацией

75

мер по снижению вероятности возникновения происшествий и тяжести их последствий [5, с. 291].

В.В. Головко, В.И. Майоров и Е.А. Ортман, подвергая анализу условия, в которых находятся участники дорожного движения, влияющие на риски возникновения происшествий, приходят к выводу о том, что обеспечение безопасности дорожного движения представляет собой многоотраслевую сферу деятельности, направленную на создание условий для снижения опасности дорожного движения [8, с. 34].

Обеспечение безопасности дорожного движения в административно-правовом выражении должно представлять собой комплекс мер, направленных на реализацию норм, регламентирующих порядок возникновения, развития и охраны образующих его общественных отношений [7, с. 12].

Конечно же, в научной литературе существуют различные подходы к пониманию обеспечения безопасности дорожного движения, однако необходимо отметить, что многие представители отечественной науки вопросы безопасности дорожного движения рассматривали с позиций организации дорожного движения, а не обеспечения его безопасности [14; 15].

1. Фролов К. В. Безопасность России. Правовые, социально-экономические и научно-технические аспекты. Анализ риска и проблем безопасности. М., 2007.

2. Калюжный Ю.Н., Хромов В.Н. Основные направления обеспечения безопасности дорожного движения в Российской Федерации // Проблемы правоохранительной деятельности. 2015. № 3. С. 33-36.

3. О безопасности дорожного движения: федер. закон от 10 дек. 1995 г. № 196-ФЗ. Доступ из справ. правовой системы «Консуль-тантПлюс».

4. Лукьянов В. В. Безопасность дорожного движения. М., 1974.

5. Майоров В. И. Административно-правовые проблемы управления обеспечением безопасности дорожного движения: дис. ... д-ра юрид. наук. Екатеринбург, 1997.

6. Луконин Ю.П. Правовые основы контрольно-надзорной деятельности органов внутренних дел в сфере дорожного движения: автореф. дис. . канд. юрид. наук. Екатеринбург, 1999.

Анализ научных подходов и понятийного аппарата, закрепленного нормативными правовыми актами РФ, позволяет установить, что понятие «обеспечение безопасности дорожного движения» определяется через некую деятельность субъектов управляющего воздействия на общественные отношения в области дорожного движения посредством совокупности мер, направленных на предупреждение причин возникновения ДТП, снижение тяжести их последствий. Представляется возможным сформулировать понятие «обеспечение безопасности дорожного движения» не через деятельность по принятию мер к предупреждению и недопущению ДТП, а через результат - первоначальную искомую цель - состояние защищенности.

Таким образом, под обеспечением безопасности дорожного движения понимается целенаправленная, системная, межведомственная деятельность по реализации органами государственной власти и местного самоуправления во взаимодействии с институтами гражданского общества правовых, организационных, социально-экономических, информационных и иных мер, направленных на достижение состояния защищенности участников дорожного движения от рисков возникновения ДТП и их последствий.

1. Frolov K.V. Safety of Russia. Legal, social and economic and scientific and technical aspects. Analysis of risk and pproblems of safety. Moscow, 2007.

2. Kalyuzhny Yu.N., Khromov V.N. The main directions of safety of traffic in the Russian Federation // Problems of law-enforcement activity. 2015. № 3. P. 33-36.

3. About traffic safety: fed. law d.d. Dec 10, 1995 № 196-FL. Access from legal reference system «ConsultantPlus».

4. Lukyanov V. V. Traffic safety. Moscow, 1974.

5. Mayorov V.I. Administrative and legal problems of management of traffic safety: diss. ... Dr of Law. Yekaterinburg, 1997.

6. Lukonin Yu.P. Legal bases of control and supervising activity of law-enforcement bodies in the sphere of traffic: auth. abstr. ... Candidate of Law. Yekaterinburg, 1999.

7. Bakhayev A.A. Administrative and legal regulation of traffic: issues of safety and responsibility: auth. abstr. ... Candidate of Law. Chelyabinsk, 2009.

8. Golovko V.V. Mayorov V.l., Ortman E.A. Administrative activity of State Inspection for road traffic safety: study aid. Omsk, 2008.

ВЕСТНИК КРАСНОДАРСКОГО УНИВЕРСИТЕТА МВД РОССИИ • 2017 • № 1 (Зб)

76

7. Бахаев А.А. Административно-правовое регулирование дорожного движения: вопросы безопасности и ответственности: авто-реф. дис. ... канд. юрид. наук. Челябинск, 2009.

8. Головко В.В., Майоров В.И., Ортман Е.А. Административная деятельность Государственной инспекции безопасности дорожного движения: учеб. пособие. Омск, 2008.

9. О транспортной безопасности: федер. закон от 9 февр. 2007 № 16-ФЗ. Доступ из справ. правовой системы «Консультант-Плюс».

10. О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации: указ Президента РФ от 31 дек. 2015 г. № 683. Доступ из справ. правовой системы «КонсультантПлюс».

11. Зеленков М.Ю. Правовые основы общей теории безопасности Российского государства в XXI веке. М., 2002.

12. Толковый словарь русского языка с включением сведений о происхождении слов / отв. ред. Н.Ю. Шведова. М., 2008.

13. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12 дек. 1993 г. Доступ из справ. правовой системы «КонсультантПлюс».

14. Клинковштейн Г.И., Афанасьев М.Б. Организация дорожного движения: учеб. для вузов. 5-е изд., перераб. и доп. М., 2001.

15. Бобков В.Ф. Дорожные условия и безопасность движения: учеб. для вузов. М., 1993.

9. About transport safety: fed. law d.d. Febr. 9, 2007 № 16-FL. Access from legal reference system «ConsultantPlus».

10. About Strategy of a homeland security of the Russian Federation: decree of the President of the Russian Federation d.d. Dec 31, 2015 № 683. Access from legal reference system «ConsultantPlus».

11. Zelenkov M.Yu. Legal bases of the general theory of safety of the Russian state in the XXI century. Moscow, 2002.

12. The explanatory dictionary of Russian language with inclusion of information about origin of words / resp. ed. N.Yu. Shvedova. Moscow, 2008.

13. Constitution of the Russian Federation: adopted by national vote on Dec.12, 1993. Access from legal reference system «ConsultantPlus».

14. Klinkovstein G.I., Afanasyev M.B. Organization of traffic: textbook for high schools. 5th ed., rev. and augm. Moscow, 2001.

15. Bobkov V.F. Road conditions and traffic safety: textbook for high schools. Moscow, 1993.

77

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.