Научная статья на тему 'ВЛИЯНИЕ ВНЕШНИХ ФАКТОРОВ НА УРОВЕНЬ ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНЫХ ПРОИСШЕСТВИЙ, СВЯЗАННЫХ С НАЕЗДАМИ НА ПЕШЕХОДОВ'

ВЛИЯНИЕ ВНЕШНИХ ФАКТОРОВ НА УРОВЕНЬ ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНЫХ ПРОИСШЕСТВИЙ, СВЯЗАННЫХ С НАЕЗДАМИ НА ПЕШЕХОДОВ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
152
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОСНОВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ АВАРИЙНОСТИ / ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНЫЕ ПРОИСШЕСТВИЯ / ПОГИБШИЕ / РАНЕНЫЕ / ПЕШЕХОДЫ / НАЕЗД НА ПЕШЕХОДА / СВЕТЛОЕ ВРЕМЯ СУТОК / ТЕМНОЕ ВРЕМЯ СУТОК / СВЕТОВОЗВРАЩАЮЩИЕ ЭЛЕМЕНТЫ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Лопарев Е.А., Сергунова А.С.

Рассматривается один из наиболее распространенных видов дорожно-транспортных происшествий - наезды на пешеходов - на основе статистических данных за 2020-2021 гг. Анализируются влияние внешних факторов на уровень дорожно-транспортных происшествий, а также эффективность мер профилактики такого вида ДТП.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INFLUENCE OF EXTERNAL FACTORS ON THE LEVEL OF TRAFFIC ACCIDENTS RELATED TO PEDESTRIAN COLLISIONS

The article deals with pedestrian collisions on the example of statistical data for 2020-2021, as one of the most common types of road accidents. The influence of external factors on the level of accidents is analyzed, as well as the effectiveness of various measures to prevent this type of accident.

Текст научной работы на тему «ВЛИЯНИЕ ВНЕШНИХ ФАКТОРОВ НА УРОВЕНЬ ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНЫХ ПРОИСШЕСТВИЙ, СВЯЗАННЫХ С НАЕЗДАМИ НА ПЕШЕХОДОВ»

Научная статья

NIION: 2021-0084-1/22-043 MOSURED: 77/27-026-2022-1-242

Безопасность дорожного движения -

© Лопарев Е.А., Сергунова А.С., 2022 УДК 311

ВЛИЯНИЕ ВНЕШНИХ ФАКТОРОВ НА УРОВЕНЬ ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНЫХ ПРОИСШЕСТВИЙ, СВЯЗАННЫХ С НАЕЗДАМИ НА ПЕШЕХОДОВ

Евгений Алексеевич Лопарев1, Анастасия Сергеевна Сергунова2

12 Научный центр БДД МВД России

'ealoparev@ya.ru

2asergunova@mvd.ru

Аннотация. Рассматривается один из наиболее распространенных видов дорожно-транспортных происшествий - наезды на пешеходов - на основе статистических данных за 2020-2021 гг. Анализируются влияние внешних факторов на уровень дорожно-транспортных происшествий, а также эффективность мер профилактики такого вида ДТП.

Ключевые слова: основные показатели аварийности, дорожно-транспортные происшествия, погибшие, раненые, пешеходы, наезд на пешехода, светлое время суток, темное время суток, световозвращающие элементы

Для цитирования: Лопарев Е.А., Сергунова А.С. Влияние внешних факторов на уровень дорожно-транспортных происшествий, связанных с наездами на пешеходов // Безопасность дорожного движения. 2022. № 1. С. 28-34.

INFLUENCE OF EXTERNAL FACTORS ON THE LEVEL OF TRAFFIC ACCIDENTS RELATED TO PEDESTRIAN COLLISIONS

Evgeny А. Loparev1, Anastasia S. Sergunova2

1,2Federal public establishment «Scientific State Institution of Road Safety of the Ministry of the Interior of the Russian Federation»

'ealoparev@ya.ru

2asergunova@mvd.ru

Abstract. The article deals with pedestrian collisions on the example of statistical data for 2020-2021, as one of the most common types of road accidents. The influence of external factors on the level of accidents is analyzed, as well as the effectiveness of various measures to prevent this type of accident.

Keywords: main indicators of accidents, traffic accidents, dead, injured, pedestrians, hitting a pedestrian, daylight, dark, retroreflective elements

For citation: Loparev E.A., Sergunova A.S. Influence of external factors on the level of traffic accidents related to pedestrian collisions. 2022. №. 1. P. 28-34.

В Российской Федерации с 2012 г. продолжается тенденция к снижению основных показателей дорожно-транспортной аварийности1, связанной с наездами на пешеходов (рис. 1). Количество таких дорожно-транспортных происшествий (далее - ДТП, или происшествие) и число погибших в них людей сократилось практически в полтора раза (-42,9 и -53,6% соответственно) [1].

62 484 «1 327

О-

В 2021 г. зарегистрировано 35 666 ДТП, связанных с наездами на пешеходов, в которых погибли 3767 и ранены 33 233 человека.

В течение последних 10 лет [2] в 2021 г. вторым по массовости видом происшествий являются наезды на пешеходов (26,7%), на которые приходится четверть (25,3%) от общего числа погибших в ДТП.

56SS6

52001

51S39

4SS14

35666

3767

2012

2021

2013 2014 2015 2016 2017 2018 2019 2020

■ ДТП (уд. вес] "погибло (уд. вес) ^^^ДТП (абс. чн.) ^^^ погибло (абс. чн.)

Рис. 1. Динамика основных показателей аварийности, связанной с наездами на пешеходов

1 Количество дорожно-транспортных происшествий, число погибших и раненных в них людей. 28

Более чем в двух третях (67,2%) случаев нарушителями правил дорожного движения (далее также - ПДД) при наездах на пешеходов являлись водители транспортных средств, более чем в одной трети (37,5%) - пешеходы2.

Тяжесть последствий ДТП вследствие нарушения ПДД пешеходами выше в 2 раза и более, чем в ДТП,

произошедших по вине водителей. Наибольшее количество наездов (39%) происходит на пешеходных переходах по вине водителей. Самой высокой тяжестью последствий (20) характеризуются наезды вне пешеходных переходов при нарушениях, допущенных пешеходами (рис. 2).

| доля наездов на пешеходов ■ гяжесть последствии Рис. 2. Удельный вес наездов на пешеходов в зависимости от виновности в ДТП и тяжесть последствий

Чаще всего пешеходы становились участниками Наибольшая тяжесть последствий зафиксирована в

ДТП при пересечении проезжей части справа налево (40%) и немногим меньше - слева направо (33%).

случаях попутного движения с потоком транспортных средств - 18,5 (рис. 3).

Рис. 3. Распределение показателей аварийности в зависимости от действий пешехода

Наезды на пешеходов, находившихся в состоя- таких ДТП, в результате которых погиб 561 человек нии опьянения, характеризуются высокой тяжестью (14,9% от общего числа погибших в таких происше-последствий (39,5). В 2021 г. зарегистрировано 1374 ствиях) (рис. 4).

последствии

Рис. 4. Аварийность с участием пешеходов, находившихся в состоянии опьянения

Необходимо учитывать, что в одном ДТП может быть установлена обоюдная вина водителя транспортного средства и пешехода. № 1/2022 - 29

Большинство наездов на пешеходов регистрирова- пик (с 17:00 до 20:00). Наибольшая доля погибших пеше-лось с 07:00 до 21:00, максимальное количество - в часы ходов приходится на время с 17:00 до 01:00 (рис. 5).

■ доля ДТП ■ доля погибших Рис. 5. Долевое распределение количества наездов на пешеходов и погибших по часам

Распределение по месяцам показывает, что наи- С августа начинался стремительный рост, который до-меньшие показатели фиксировались с января по июль, стигал пика в октябре (рис. 6).

3865 3844 3548 /1 3625

3374

январь февраль март апрель май июнь июль август сентябрь октябрь ноябрь декабрь О ДТП О ранено О погибло

Рис. 6. Основные показатели аварийности из-за наездов на пешеходов по месяцам

При наездах на пешеходов наблюдается зависимость общего количества погибших от наличия снежного покрова и продолжительности светового дня. Снег обеспечивает высокую контрастность силуэта пешехода в темное время суток и обладает отражающим эффектом, благодаря чему проще визуально выявить пешехода из общей дорожной обстановки [3]. Так, в первой половине года показатели аварийности более низкие.

Ежемесячное число погибших пешеходов с января по июль сбалансированно и находится в диапазоне 199-250 человек в месяц. Стремительный рост начинается с августа и достигает пика в октябре с числом погибших 521 человек, что в два раза превышает средние показатели первой половины года. В ноябре с увеличением распространенности снежного покрова число погибших в наездах на пешеходов начинает снижаться (рис. 7).

Рис. 7. Зависимость числа погибших пешеходов от продолжительности светового дня и наличия снежного покрова3

3 В качестве сведений о продолжительности светового дня использованы данные средних показателей по ЦФО. Начало появления снежного покрова определено исходя из данных об общем количестве ДТП, при которых установлено наличие снежного наката или заснеженности проезжей части. Рассмотренные показатели усреднены, в каждом регионе имеются свои особенности.

Таким образом, профилактическую работу по дан- освещения и использованием пешеходами световозвра-ному виду ДТП, в ходе которой необходимо особое щающих элементов (далее - СВЭ), целесообразно про-внимание уделять контролю за работой искусственного водить с июля по ноябрь (рис. 8) [4].

6,6 5,3^ 5,7^ 5,5 М 5,6^ 6,2^ 6,6 6,7 ^6,8 ^ ^

Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь ■ погпбло ■количество пресеченных правонарушений по ч. 1 ст. 12,29 КоАП РФ (пешеходы)

Рис. 8. Удельный вес (%) количества пресеченных пешеходами правонарушений и числа погибших

в наездах на пешеходов

В темное время суток зарегистрировано 39,9% дов на пешеходов в темное время суток зафиксирована

(12 243) наездов на пешеходов, в которых погибли в ноябре (16% от общего числа наездов на пешеходов),

69% (2599) от всех погибших в результате ДТП рас- а погибших - в октябре (15,6%) (рис. 9). сматриваемого вида. При этом наибольшая доля наез-

Рис. 9. Удельный вес наездов на пешеходов в темное время суток (%)

Показатель тяжести последствий наездов на пеше- ствует искусственное освещение и пешеходы не исходов в темное время суток в 3 раза выше (17,5), чем пользуют СВЭ (39,7). При этом удельный вес ДТП, в

в светлое (5,2). которых пешеходы в темное время суток использовали

Наибольший показатель тяжести последствий в СВЭ, составляет 2,3%, погибших - 1,5% (рис. 10). темное время суток отмечается в местах, где отсут-

Рис. 10. Тяжесть последствий наездов на пешеходов в зависимости от времени суток,

освещенности и использования СВЭ

Большинство наездов на пешеходов (92,7%, или (7,2%, или 2671) от общего количества ДТП рассматри-34 190) произошло в населенных пунктах, на них при- ваемого вида, однако доля погибших составила почти шлось две трети (68,8%, или 2684) погибших. Вне насе- треть (31%, или 1217) (рис. 11). ленных пунктов зарегистрировано менее десятой части

Рис. 11. Распределение наездов на пешеходов и погибших в них в зависимости от места совершения

На пешеходных переходах совершено 15 315 наездов на пешеходов, что составляет 42,9% от общего количества наездов, на них приходится 20,9% (786) погибших. Вне пешеходных переходов произошло более половины наездов (57,1%, или 20 351), на которые пришлось три четверти (79,1%, или 2981) погибших пешеходов. Тяжесть последствий таких ДТП вне пешеходного перехода (14,2) почти в три раза выше, чем на пешеходном переходе (4,9).

На территории Российской Федерации расположено 280 977 наземных пешеходных переходов, из которых 20% регулируемые и 80% - нерегулируемые.

Большинство (70,3%, или 10 762) наездов на пешеходов произошло на нерегулируемых пешеходных переходах. На данные происшествия приходится большая доля (70,4%, или 553) от всех погибших в таких ДТП пешеходов (рис. 12).

Рис. 12. Распределение пешеходных переходов и наездов на пешеходов в зависимости от вида пешеходного перехода

На нерегулируемых пешеходных переходах виновниками происшествий чаще становились водители, на регулируемых, напротив, - пешеходы. Подобная динамика сохраняется на протяжении последних лет.

Показатели виновности в ДТП на пешеходных переходах позволяют сделать вывод, что, несмотря на преобладание случаев преимущественного права в движении пешеходов на пешеходных переходах, они достаточно часто допускали нарушения, ставшие причиной ДТП [5].

При оценке эффективности влияния технических средств организации дорожного движения, используемых для повышения безопасности пешеходных переходов, установлено, что наиболее низкий показатель тяжести последствий зафиксирован на участках, где установлены искусственные неровности, самый высокий - в местах, оборудованных шумовыми полосами либо работающим в режиме желтого мигания светофором (рис. 13).

искусственные неровности стационарные камеры работа светофоров в режиме шумовые полосы

фотовпдеофтжсашш желтого мигания

Рис. 13. Тяжесть последствий наездов на пешеходов на пешеходных переходах, оборудованных дополнительными техническими средствами организации дорожного движения

Действующие ограничения максимальной скорости на конкретных участках улично-дорожной сети заметно сказываются на тяжести последствий наездов на пешеходов. Показатель заметно увеличивается начиная с участков дорог с ограничением максимальной скорости 70 км/ч и сохраняет высокие значения

на участках, имеющих большие значения ограничения скорости движения. Наибольшая доля (63,9%) наездов на пешеходов зафиксирована в местах с ограничением максимальной скорости 60 км/ч [8]. Доля погибших составляет 51,3% от всех погибших в наездах на пешеходов (рис. 14).

Рис. 14. Тяжесть последствий и доли ДТП и погибших в зависимости от скорости движения транспортных средств

Почти треть (29,3%) погибших пешеходов прихо- значительно отличается, чуть более четверти (25,6) дится на возраст 35-49 лет. Распределение раненых составляют пешеходы в возрасте 5-19 лет (рис. 15).

| доля раненых ■ доля погибших

Рис. 15. Распределение погибших и раненых пешеходов в зависимости от возраста

Таким образом, можно сделать вывод о том, что наезды на пешеходов занимают большую долю в дорожно-транспортной аварийности, уступая лишь столкновениям транспортных средств, в связи с чем требуют особого внимания для повышения уровня безопасности пешеходов в дорожном движении.

Рассмотренный вид ДТП характеризуется высокой тяжестью последствий в темное время суток. Установленная зависимость наездов на пешеходов от продолжительности светового дня и наличия снежного покрова свидетельствует о необходимости принятия заблаговременных профилактических мер [7]. Особое внимание необходимо уделять обеспечению работы искусственного освещения и использованию пешеходами СВЭ.

Несмотря на то, что в большинстве ситуаций пешеходы обладают преимущественным правом движения, они часто становятся участниками ДТП по собственной неосторожности. Соответственно, профилактика аварийности указанной категории участников дорожного движения требует особого внимания.

В целях повышения безопасности пешеходов на пешеходных переходах необходимо оснащать последние искусственными неровностями, так как наиболее низкие показатели тяжести последствий ДТП отмечены на пешеходных переходах, оборудованных указанными техническими средствами организации дорожного движения.

Список источников:

1. Князев А.С., Бурмистров А.О. Дорожно-транспортная аварийность в Российской Федерации за 12 месяцев 2016 года: информационно-аналитический обзор. М.: ФКУ НИЦ БДД МВД России. 2017. 18 с.

2. Князев А.С., Линник Т.М., Бурмистров А.О. Дорожно-транспортная аварийность в Российской Федерации за 12 месяцев 2017 года: информационно-аналитический обзор. М.: ФКУ НИЦ БДД МВД России. 2017. 18 с.

3. Линник Т.М., Боронина В.С., Галаева О.В. Дорожно-транспортная аварийность в Российской Федерации за 12 месяцев 2018 года: информационно-аналитический обзор. М.: ФКУ «НЦ БДД МВД России». 2018. 18 с.

4. Боронина В.С., Линник Т.М., Наумов С.Б., Шестериков Н.А. Дорожно-транспортная аварийность в Российской Федерации за 12 месяцев 2019 года: информационно-аналитический обзор. М.: ФКУ «НЦ БДД МВД России». 2020. 21 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Баканов К.С., Ляхов П.В., Наумов С.Б., Лопарев Е.А., Ер-маганбетов А.С., Исаев М.М., Шестериков Н.А., Князев А.С., Ивлев В.С., Мохов А.Г. Дорожно-транспортная аварийность в Российской Федерации за 2020 год: информационно-аналитический обзор. М.: ФКУ «НЦ БДД МВД России». 2021. 79 с.

6. Баканов К.С., Ляхов П.В., Лопарев Е.А., Ермаганбе-тов А.С., Исаев М.М., Коблов П.С., Шестериков Н.А. Правоприменительная деятельность в области безопасности дорожного движения в 2020 году: информационно-аналитический обзор. М.: ФКУ «НЦ БДД МВД России». 2021. 76 с.

7. Баканов К.С., Антонов С.Н., Ляхов П.В., Лопарев Е.А., Ер-маганбетов А.С., Исаев М.М., Коблов П.С., Наумов С.Б., Фатта-хов Т.А., Мазурчук Т.М. Состояние и тенденции безопасности дорожного движения в Российской Федерации в 2011-2020 годах: аналитический обзор. М.: ФКУ «НЦ БДД МВД России». 2022. 368 с.

8. Баканов К.С., Ляхов П.В., Лопарев Е.А., Ермаганбетов А.С., Исаев М.М., Никулин Е.Д., Сергунова А.С., Наумов С.Б., Царего-родцева Е.А., Князев А.С. Дорожно-транспортная аварийность в Российской Федерации за 2021 год: информационно-аналитический обзор. М.: ФКУ «НЦ БДД МВД России». 2022. 126 с.

References:

1. Knyazev A.S., Burmistrov A.O. Road traffic accidents in the Russian Federation for 12 months of 2016: information and analytical review. M.: Federal public establishment Scientific State Institution of Road Safety of the Ministry of the Interior of the Russian Federation. 2017. 18 p.

2. Knyazev A.S., Linnik T.M., Burmistrov A.O. Road traffic accidents in the Russian Federation for 12 months of 2017: information and analytical review. M.: Federal public establishment Scientific State Institution of Road Safety of the Ministry of the Interior of the Russian Federation. 2017. 18 p.

3. Linnik T.M., Boronina V.S., Galaeva O.V. Road traffic accidents in the Russian Federation for 12 months of 2018: information and analytical review. M.: Federal public establishment «Scientific State Institution of Road Safety of the Ministry of the Interior of the Russian Federation». 2018. 18 p.

4. Boronina V.S., Linnik T.M., Naumov S.B., Shesterikov N.A. Road traffic accidents in the Russian Federation for 12 months of 2019: information and analytical review. M.: Federal public establishment «Scientific State Institution of Road Safety of the Ministry of the Interior of the Russian Federation». 2020. 21 p.

5. Bakanov K.S., Lyakhov P.V., Naumov S.B., Loparev E.A., Ermaganbetov A.S., Isaev M.M., Shesterikov N.A., Knyazev A.S., Ivlev V.S., Mokhov A.G. Road traffic accidents in the Russian Federation for 12 months of 2020: information and analytical review. M.: Federal public establishment «Scientific State Institution of Road Safety of the Ministry of the Interior of the Russian Federation». 2021. 79 p.

6. Bakanov K.S., Lyakhov P.V., Loparev E.A., Ermaganbetov A.S., Isaev M.M., Koblov P.S., Shesterikov N.A. Law enforcement in the field of road safety in 2020: information and analytical review. M.: Federal public establishment «Scientific State Institution of Road Safety of the Ministry of the Interior of the Russian Federation».

2021. 76 p.

7. Bakanov K.S., Antonov S.N., Lyakhov P.V., Loparev E.A., Ermaganbetov A.S., Isaev M.M., Koblov P.S., Naumov S.B., Fattakhov T.A., Mazurchuk T.M. The state and trends of road safety in the Russian Federation in 2011-2020: analytical review. M.: Federal public establishment «Scientific State Institution of Road Safety of the Ministry of the Interior of the Russian Federation».

2022. 368 p.

8. Bakanov K.S., Lyakhov P.V., Loparev E.A., Ermaganbetov A.S., Isaev M.M., Nikulin E.D., Sergunova A.S., Naumov S.B., Tsaregorodtseva E.A., Knyazev A.S. Road traffic accidents in the Russian Federation for 2021: information and analytical review. M.: Federal public establishment «Scientific State Institution of Road Safety of the Ministry of the Interior of the Russian Federation». 2022. 126 p.

Информация об авторах

Е.А. Лопарев - старший научный сотрудник Научного центра БДД МВД России А.С. Сергунова - научный сотрудник Научного центра БДД МВД России

Контакты: ул. Поклонная, д. 17, Москва, Россия, 121170 Information about the authors

E.A. Loparev - Senior researcher of the Federal public establishment «Scientific State Institution of Road Safety of the Ministry of the Interior of the Russian Federation»

A.S. Sergunova - Researcher of researcher at the accident analysis department of the departmentfor the study ofproblems of regulatory legal and analytical support Federal public establishment «Scientific State Institution of Road Safety of the Ministry of the Interior of the Russian Federation»

Contacts: ul. Poklonnaya, d. 17, Moscow, Russia, 121170

Статья поступила в редакцию 04.02.2022; одобрена после рецензирования 11.02.2022; принята к публикации 28.02.2022. The article was submitted 04.02.2022; approved after reviewing 11.02.2022; accepted for publication 28.02.2022.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.