Научная статья на тему 'АНАЛИЗ АВАРИЙНОСТИ ПРИ ПЕРЕВОЗКЕ ПАССАЖИРОВ ЛЕГКОВЫМ ТАКСИ В 2020 ГОДУ'

АНАЛИЗ АВАРИЙНОСТИ ПРИ ПЕРЕВОЗКЕ ПАССАЖИРОВ ЛЕГКОВЫМ ТАКСИ В 2020 ГОДУ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
120
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АВАРИЙНОСТЬ / ПАССАЖИРСКИЕ ПЕРЕВОЗКИ / ПЕРЕВОЗКИ ЛЕГКОВЫМ ТАКСИ / БЕЗОПАСНОСТЬ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ / ВОДИТЕЛЬ / ПАССАЖИР / ПЕРЕВОЗЧИК / РАЗРЕШЕНИЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ляхов П.В., Ермаганбетов А.С.

В статье проведен анализ состояния безопасности дорожного движения при перевозке пассажиров легковым такси, предлагаются отдельные меры, направленные на повышение уровня безопасности при осуществлении перевозочной деятельности

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS OF ACCIDENTS DURING PASSENGER TRANSPORTATION BY PASSENGER TAXI IN 2020

The article analyzes the state of road safety when transporting passengers by passenger taxi, and also suggests certain measures aimed at improving the level of safety in the implementation of transportation activities.

Текст научной работы на тему «АНАЛИЗ АВАРИЙНОСТИ ПРИ ПЕРЕВОЗКЕ ПАССАЖИРОВ ЛЕГКОВЫМ ТАКСИ В 2020 ГОДУ»

УДК 34 © П.В. Ляхов, А.С. Ермаганбетов 2021

NIION: 2021-0084-4/21-028 MOSURED: 77/27-026-2021-4-227

АНАЛИЗ АВАРИЙНОСТИ ПРИ ПЕРЕВОЗКЕ ПАССАЖИРОВ ЛЕГКОВЫМ ТАКСИ В 2020 ГОДУ

Павел Владимирович Ляхов,

заместитель начальника отдела ФКУ «Научный центр БДД МВД России» Контакты: ул. Поклонная, д. 17, Москва, Россия, 121170

pliakhov2@mvd.ru

Адиль Серикович Ермаганбетов,

старший научный сотрудник ФКУ «Научный центр БДД МВД России» Контакты: ул. Поклонная, д. 17, Москва, Россия, 121170

aermaganbetov@mvd.ru

Аннотация. В статье проведен анализ состояния безопасности дорожного движения при перевозке пассажиров легковым такси, предлагаются отдельные меры, направленные на повышение уровня безопасности при осуществлении перевозочной деятельности.

Ключевые слова: аварийность, пассажирские перевозки, перевозки легковым такси, безопасность дорожного движения, водитель, пассажир, перевозчик, разрешение

Для цитирования: Ляхов П.В., Ермаганбетов А.С. Анализ аварийности при перевозке пассажиров легковым такси в 2020 году // Безопасность дорожного движения. 2021. № 4. С. 36-44.

ANALYSIS OF ACCIDENTS DURING PASSENGER TRANSPORTATION

BY PASSENGER TAXI IN 2020

Pavel V. Lyakhov,

deputy head of department Federal public establishment «Scientific State Institution of Road Safety of the Ministry of the Interior of the Russian Federation» Contacts: ul. Poklonnaya, d. 17, Moscow, Russia, 121170

Adil S. Ermaganbetov,

senior researcher Federal public establishment «Scientific State Institution of Road Safety of the Ministry of the Interior of the Russian Federation» Contacts: ul. Poklonnaya, d. 17, Moscow, Russia, 121170

Abstract. The article analyzes the state of road safety when transporting passengers by passenger taxi, and also suggests certain measures aimed at improving the level of safety in the implementation of transportation activities.

Keywords: accident rate, passenger transportation, passenger taxi transportation, road safety, driver, passenger, carrier, permit For quotation: Lyakhov P. V., Ermaganbetov A.S. Analysis of accidents during passenger transportation by passenger taxi in 2020 // Road safety. 2021. № 4. P. 36-44.

Проблема обеспечения безопасности дорожного движения при осуществлении перевозок пассажиров легковым такси не теряет своей актуальности. Дорожно-транспортные происшествия1 с участием такого транспорта могут характеризоваться высокой тяжестью последствий и, как правило, имеют широкую общественную огласку.

С 2012 года в Российской Федерации продолжается тенденция к снижению основных показателей дорожно-транспортной аварийности. Несмотря на определенные позитивные изменения, дорожно-транспортная аварийность с участием легкового

1 Далее - «ДТП».

такси не в полной мере отражает тенденции общих показателей аварийности [1].

В 2020 году зафиксировано снижение на 1,2% (3574) количества ДТП с участием легковых такси, а также числа раненых в этих происшествиях на 2,4% (4637), однако число погибших увеличилось более чем на треть (+37%) и составило 200 человек. Стоит особо отметить, что количество погибших имеет максимальное значение за последние годы. Рост числа погибших в происшествиях с участием такси отмечен в каждом четвертом регионе (рис. 1) [2].

2015 2016 2017 2018 2019 2020

Рис. 1. Динамика основных показателей аварийности с участием легкового такси

В 2020 году значительное влияние на пока- од самых строгих ограничений (апрель и май) и во

затели аварийности при осуществлении перевозок время второй волны пандемии (сентябрь-декабрь)

пассажиров легковым такси оказали ограничи- отмечено снижение количества ДТП с участием

тельные меры, связанные с распространением но- легкового такси, однако при этом произошел зна-

вой коронавирусной инфекции COVID-19. В пери- чительный рост числа погибших (рис. 2) [5].

325,0

январь февраль март апрель май июнь июль август сентябрь октябрь ноябрь декабрь

Рис. 2. Динамика количества ДТП и числа погибших в них с участием легкового такси в 2020 году относительно аналогичного периода 2019 года

Тяжесть последствий ДТП с участием такси чего в 2020 году она составила 4 погибших на 100 до 2019 года снижалась, однако в 2020 году отме- пострадавших (рис. 3) [1]. чен рост рассматриваемого показателя, в результате

Рис. 3. Тяжесть последствий в ДТП с участием легкового такси

Доля ДТП с участием легкового такси от общего ет тренд роста. Так, в 2020 году зафиксировано макси-количества ДТП с участием легкового транспорта име- мальное значение за последние годы - 2,8% (рис. 4).

Рис. 4. Удельный вес легкового такси от легкового транспорта

Выделяются территориальные зоны риска, в которых основные показатели аварийности с участием легкового такси достигают высоких значений. На территории страны можно выделить несколько таких зон: отдельные регионы центральной части России и за Уралом, юг страны и Дальний Восток.

Наиболее высокие значения основных показателей аварийности с участием легкового такси ха-

рактерны для Москвы, Санкт-Петербурга, Краснодарского края, Московской, Нижегородской Самарской и Челябинской областей, республик Татарстан и Башкортостан.

Отдельно необходимо отметить, что в Москве ДТП с участием легкового такси составляют около четверти от всех происшествий с участием легковых транспортных средств2 (рис. 5).

Рис. 5. Территориальное распределение ДТП с участием легкового такси

Высокие значения основных показателей аварийности с участием легкового такси характерны для городских агломераций. В общем на населенные пункты городского типа приходится более 90% от всех ДТП (91,7% в 2020 году). Остальные 10% ДТП происходят в населенных пунктах сельского типа либо на автодорогах вне границ населенных пунктов. Из общего количества происшествий в городских населенных пунктах на города федерального значения

и столицы субъектов приходится более 80% ДТП. Водители легковых такси являлись виновниками почти в двух третях ДТП с их участием. Удельный вес количества ДТП в результате нарушения правил дорожного движения водителями легкового такси в 2020 году составил 62,5%. Величина данного показателя практически стабильна и колеблется от минимального значения в 2015 году (61,8%) до максимальных в 2017 и 2018 годах (рис. 6, 7) [2].

2 Далее также - «ТС».

38

2016 2017 2018 2019

Рис. 6. Динамика аварийности по вине водителей легкового такси

Рис. 7. Распределение коэффициента виновности

Наиболее часто водители легкового такси совершали ДТП из-за несоблюдения очередности проезда (512 ДТП, или 22,7% от их общего количества), неправильного выбора дистанции (435 ДТП, или 19,2%), нарушения правил проезда пешеходных переходов (319 ДТП, или 14,1%) и несоответствия скорости конкретным условиям движения (195 ДТП, или 8,6%), что в общем соответствует распределению нарушений среди всего водительского состава.

Наибольшее число погибших (23) зарегистрировано в ДТП, произошедших по вине водителей легкового такси, связанных с несоответствием скорости конкретным условиям движения, - каждый пятый погибший (21,5%) в общем числе погибших в ДТП по их вине. Каждый пятый погибший (20,5%, или 22) получил смертельное ранение в

ДТП, произошедшем из-за выезда на полосу, предназначенную для встречного движения. При этом произошел рост числа погибших вследствие допущения водителями данных нарушений. Для ДТП, произошедших вследствие данных нарушений, характерны высокие значения тяжести последствий.

В 2020 году увеличилось количество ДТП с участием водителей легкового такси, управляющих ТС с признаками опьянения, и число погибших в этих происшествиях на 14,8% (124) и 137,5% (19) соответственно. Необходимо обратить внимание, что доля погибших в таких ДТП в три раза больше удельного веса количества ДТП с участием такого транспорта. Водители легкового такси с признаками опьянения оказались виновны в подавляющем большинстве ДТП с их участием (89,5%) (рис. 8).

•ранено ^^ погибло Рис. 8. Динамика показателей аварийности с участием водителей легкового такси, имеющих признаки опьянения

В 40,3% случаев водители, имеющие призна- ского опьянения. Оставшиеся 24,2% отказались от ки опьянения, находились в состоянии алкогольного прохождения медицинского освидетельствования на опьянения и еще в 35,5% в состоянии наркотиче- состояние опьянения (рис. 9).

в состоянии алкогольного опьянения в состоянии наркотического опьянения

Рис. 9. Распределение ДТП и погибших по виду опьянения

Отдельно стоит отметить, что в 2020 году зарегистрировано 77 ДТП (2,2%), в которых участвовали водители легковых такси, не имеющие либо лишенные права управления. В этих происшествиях погибли 3 человека.

Озвученные факты свидетельствуют о том, что в настоящее время в условиях отсутствия классических таксопарков, когда автомобиль такси зачастую используется по договору аренды и не находится ночью в парке, у водителей такси исчезла необходимость в посещении перед выходом на линию таксомоторного предприятия, вследствие чего и возникают случаи выхода на линию водителей, не имеющих права управления или лишенных его, а также становится невозможным осуществить предрейсо-вый медицинский осмотр, в том числе на состояние опьянения. Имеющийся у водителя документ о прохождении предрейсового осмотра не всегда является гарантией прохождения проверки [5].

На уровне 2019 года осталось количество зафиксированных ДТП, в которых участвовали водители такси, находящиеся в утомленном состоянии, а также нарушающие режим труда и отдыха. В 2020 году зарегистрировано 19 таких случаев, из них 17 (+180%) ДТП произошли из-за нарушений, допущенных такими водителями. При этом показатель тяжести последствий данных ДТП более чем в два раза превышает средний для ДТП по вине водителей такси (7,4).

Возможно, данный факт обусловлен во многом тем, что водитель легкового такси имеет возможность завершить в связи с истечением отведенного рабочего времени смену у одного агрегатора и начать новую смену у другого. Данное обстоятельство акцентирует внимание на проблеме отсутствия таксопарков как автомобильных предприятий в классическом понимании.

Еще одной проблемой является соблюдение требований безопасности в части использования ремней безопасности и детских удерживающих устройств. Это требование не всегда выполняется при осуществлении пассажирских перевозок легковым такси [4]. В 2020 году произошло 150 ДТП, в которых зафиксированы данные нарушения, при этом особое внимание необходимо обратить на то, что в этих происшествиях погибли 14 пассажиров. В общем в ДТП, при которых зафиксированы нарушения использования ремней безопасности и детских удерживающих устройств, тяжесть последствий почти в 3 раза выше (9,5), чем в происшествиях, в которых данные нарушения отсутствовали (3,7).

В 2020 году произошло 180 ДТП из-за нарушения правил дорожного движения водителями легкового такси, стаж управления ТС которых был менее трех лет, т.е. менее нормативного требования. Данные происшествиях составили почти десятую часть (8,1%) от общего количества ДТП, произошедших по вине водителей такси. При этом доля погибших значительно выше и составляет немногим менее пятой части (17,8%). В таких происшествиях погибли 19 человек. Необходимо также отметить, что в ДТП с участием указанных водителей зафиксирован высокий показатель тяжести последствий (7,5). При этом все же наибольшие показатели аварийности присущи водителям, имеющим стаж управления более 10 лет, что объясняется тем, что водителей с таким стажем управления в целом больше.

В 2020 году в наибольшем количестве ДТП участвовали водители такси достаточно молодого возраста - от 25 до 29 лет (17,4%). В общем же более 76% происшествий пришлось на водителей в возрасте от 20 до 44 лет (рис. 10).

Рис. 10. Долевое распределение количества ДТП в зависимости от возраста водителя легкового такси

По итогам 2020 года зафиксировано снижение количества ДТП, произошедших по вине водителей легковых такси, являющихся гражданами иностранных государств, а вместе с этим и сократилась их доля в общем количестве ДТП, произошедших по вине водителей легкового такси. Однако стоит заметить, что, несмотря на снижение доли ДТП, прои-

зошедших по вине данных водителей, она по-прежнему достаточно высока и составляет более пятой части (22,8%).

Несмотря на снижение количества ДТП по вине данных водителей, число погибших осталось на уровне 2019 года, т.е. в максимальном значении (20 погибших) (рис. 11) [3].

Рис. 11. Динамика аварийности по вине водителей-иностранцев

С точки зрения аварийности с участием во- также зарегистрировано в Москве (13, или 65%).

дителей-иностранцев сильно выделяется Москва. На втором месте со значительно меньшими пока-

Более 70% (72,4%) ДТП произошло именно в сто- зателями находится Московская область (табл. 1). лице. Наибольшее число погибших по их вине

Таблица 1

Показатели аварийности среди водителей такси-граждан иностранных государств

в разных городах Российской Федерации

ДТП Погибло Ранено

г. Москва 396 13 465

Московская область 42 5 64

Нижегородская область 11 0 17

Свердловская область 11 0 20

Челябинская область 9 0 14

г. Санкт-Петербург 5 0 5

Краснодарский край 4 0 4

Пензенская область 4 0 5

Приморский край 4 0 7

Новосибирская область 3 0 3

Владимирская область 2 0 2

Воронежская область 2 0 4

Рязанская область 2 0 3

Тверская область 2 0 4

Тульская область 2 1 2

Самарская область 2 0 5

Костромская область 1 0 1

Курская область 1 0 2

Ярославская область 1 0 4

Калининградская область 1 0 1

Ленинградская область 1 0 1

Ставропольский край 1 0 2

Республика Татарстан 1 1 3

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Тюменская область 1 0 2

Республика Бурятия 1 0 1

Наиболее часто виновниками ДТП станови- этом рост всех трех основных показателей аварий-лись граждане Киргизской Республики, республик ности отмечен у водителей Киргизской Республики Узбекистан, Таджикистан, Армения и Беларусь. При (табл. 2).

Таблица 2

Распределение показателей аварийности виновных в совершении ДТП водителей в зависимости от страны гражданства

ДТП ±% АППГ Погибло ±% АППГ Ранено ±% АППГ Тяжесть последствий

Киргизская Республика 331 +19,79 9 +125 399 +14,66 2,2

Республика Узбекистан 64 -13,51 7 +133,33 82 -14,58 7,9

Республика Таджикистан 55 -35,29 2 +100 77 -26,67 2,5

Республика Армения 17 -41,38 1 -50 20 -44,44 4,8

Республика Беларусь 15 стаб. 1 +100 28 +64,71 3,4

Азербайджанская Республика 11 -57,69 0 стаб. 13 -60,61 0

Украина 6 -40 0 стаб. 8 -33,33 0

Республика Казахстан 4 стаб. 0 стаб. 4 -20 0

Грузия 2 стаб. 0 стаб. 3 -25 0

Республика Молдова 2 -50 0 стаб. 2 -60 0

Туркменистан 1 -66,67 0 стаб. 2 -33,33 0

Исламская Республика Афганистан 1 100 0 стаб. 2 +100 0

Республика Корея 1 100 0 стаб. 1 +100 0

Распределение показателей аварийности исходя из формы собственности транспорта показывает, что с участием легкового такси юридических лиц3 в 2020 году зарегистрировано наибольшее количество ДТП (1582) и число пострадавших (погибли 72, ранены 2057), удельный вес таких ДТП в общем количестве ДТП с участием легкового такси составил чуть менее половины (44,3%), доля погибших - немногим более трети (36%). Наименьшее количество ДТП (18,3%, или 653), число погибших (30,5%, или 61) и раненых (17,7%, или 823) приходится на легковое такси индивидуальных предпринимателей4. При этом необходимо отметить, что удельный вес погиб-

ших в этих происшествиях почти в два раза больше доли ДТП.

В 2020 году зафиксирован рост основных показателей аварийности с участием легкового такси ИП (ДТП - на 33,3%, число погибших и раненых

- на 96,8 и 28,4% соответственно) и физических лиц5 (ДТП - на 7,3%, число погибших и раненых

- на 84,2 и 9,5% соответственно). При этом все основные показатели аварийности легкового такси ЮЛ снизились (ДТП - на 14,3%, число погибших и раненых - на 4 и 16% соответственно).

Тяжесть последствий ДТП с участием легкового такси ИП в два раза выше аналогичного показателя для легкового такси ЮЛ и ФЛ (рис. 12).

ранено тяжесть последствии

ЮЛ иИП ■ ФЛ

Рис. 12. Распределение показателей аварийности с участием легкового такси по форме собственности 6

Количество выданных разрешений на сти с 2017 по 2020 год снизилось на 3,7% осуществление таксомоторной деятельно- (рис. 13)

467

450

2017 2018 2019 2020

Рис. 13. Динамика количества разрешений на таксомоторную деятельность (тыс.)

Доля ДТП с участием легкового такси с разрешением на таксомоторную деятельность составляет более трех четвертей (83,1%) от всех ДТП с участием такси, доля погибших несколько выше - 87%. Водители такого транспорта становились виновными почти в двух третях происшествий (62,5%).

Данные по аварийности с участием легкового такси без соответствующего разрешения на осуществление пассажирских перевозок показы-

вают, что коэффициент виновности и тяжесть последствий для легкового такси, имеющего соответствующее разрешение, немного выше, чем для легкового такси без разрешения. Таким образом, можно сделать вывод, что наличие разрешения на деятельность в качестве легкового такси не тождественно более высокому уровню безопасности при осуществлении таких перевозок. Следовательно, разрешительная система в данной отрасли требует дальнейшего развития (рис. 14) [3].

3 Далее - «ЮЛ».

4 Далее - «ИП».

5 Далее - «ФЛ».

6 В связи с тем, что в одном ДТП могли участвовать ТС, принадлежащие ФЛ, ЮЛ и ИП, данное ДТП будет одновременно учитываться в выборке для разных форм собственности, в результате чего сумма долей ДТП, погибших и раненых будет превышать 100%.

Рис. 14. Распределение показателей аварийности с участием легкового такси в зависимости от наличия разрешения на таксомоторную деятельность 7

В Российской Федерации в 2020 году увеличилось число случаев фиксации технических неисправностей автомобилей такси при ДТП. Всего зарегистрировано 239 (+64,8%) происшествий, в которых погибли 9 (-18,2%) и ранен 301 (+61%) человек. Доля таких ДТП в 2020 году увеличилась по отношению к показателю 2019 года и составила 6,7% и примерно соответствует среднему уровню таких ДТП в стране (5,3%).

Более чем в каждом третьем случае (33,49%) выявлялись конструктивные изменения в транспортном средстве, сведения о которых отсутствовали в регистрационных документах. Еще почти 15% из этих случаев - наличие на одной оси шин различных размеров, конструкций, моделей и т.д.

Также зарегистрированы ДТП в связи с износом рисунка протектора, неисправностью внешних световых приборов, когда технические параметры, указанные на поверхности газовых баллонов, не соответствовали данным технического паспорта, коэффициент светопропускания стекол был менее нормативного, а также единичные случаи неисправности двигателя. Указанные неисправности должны выявляться на предрейсо-вом контроле технического состояния.

Подводя итог, необходимо отметить, что безопасность перевозок легковым такси должна являться важнейшим критерием оценки качества предоставляемой услуги. Достижение такого качества возможно исключительно путем применения системных управленческих и логистических решений, а также развития транспортной инфраструктуры и кадрового обеспечения указанной сферы деятельности.

Кроме того, для уменьшения степени влияния большинства негативных факторов аварийности легкового такси возможно применение таких цифровых инструментов, как электронный

путевой лист, проведение предрейсовых медицинских осмотров с помощью телемедицинских технологий. Данные инструменты позволят осуществлять контроль правомерного поведения водителя как при приеме на работу, так и в период осуществления трудовой деятельности, а также контроль за соблюдением режима труда и отдыха.

Многие из цифровых инструментов фактически уже созданы и готовы к применению, осталось только законодательно и нормативно урегулировать их применение.

Список источников:

1. Воронина В.С., Линник Т.М., Наумов С.Б., Шестериков Н.А. Дорожно-транспортная аварийность в Российской Федерации за 12 месяцев 2019 года: информационно-аналитический обзор. М.: ФКУ «НЦ БДД МВД России». 2020. 21 с.

2. Баканов К.С., Ляхов П.В., Наумов С.Б., Лопарев Е.А., Ермаганбетов А.С., Исаев М.М., Шестериков Н.А., Князев А.С., Ивлев В.С., Мохов А.Г. Дорожно-транспортная аварийность в Российской Федерации за 2020 год: информационно-аналитический обзор. М.: ФКУ «НЦ БДД МВД России». 2021. 79 с.

3. Линник Т.М., Митрошин Д.В. Состояние безопасности дорожного движения при осуществлении перевозок легковым такси // Современная наука. 2020. № 2. С. 35-38.

4. Баканов К.С., Ляхов П.В., Лопарев Е.А., Ермаганбетов А.С., Исаев М.М., Коблов П.С., Шестериков Н.А. Правоприменительная деятельность в области безопасности дорожного движения в 2020 году: информационно-аналитический обзор. М.: ФКУ «НЦ БДД МВД России». 2021. 75 с.

5. Черников М.Ю., Митрошин Д.В., Баканов К.С., Ермаганбетов А.С., Исаев М.М. Анализ состояния безопасности дорожного движения при перевозке пассажиров и грузов // Безопасность дорожного движения: сборник научных трудов по итогам научно-практической конференции «Наука и практика в обеспечении безопасности дорожного движения: вчера, сегодня, завтра». М.: ФКУ «НЦ БДД МВД России». 2020. С 3-29.

7 В связи с тем, что в одном ДТП могли участвовать ТС, имеющие и не имеющие лицензию, данное ДТП будет одновременно учитываться в выборке для обоих категорий, в результате чего сумма долей ДТП, погибших и раненых будет превышать 100%.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.