Научная статья на тему 'СОСТОЯНИЕ ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНОГО ТРАВМАТИЗМА СРЕДИ ДЕТЕЙ-ПЕШЕХОДОВ'

СОСТОЯНИЕ ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНОГО ТРАВМАТИЗМА СРЕДИ ДЕТЕЙ-ПЕШЕХОДОВ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
142
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОСНОВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ АВАРИЙНОСТИ / ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНЫЕ ПРОИСШЕСТВИЯ / ПОГИБШИЕ / РАНЕНЫЕ / ДЕТИ-ПЕШЕХОДЫ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Исаев М. М., Никулин Е. Д., Сергунова А. С.

Рассматриваются статистические сведения об аварийности с участием детей-пешеходов за 2020-2021 гг. Анализируются влияние внешних факторов на уровень дорожно-транспортных происшествий такого вида, а также эффективность различных мер их профилактики

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CHILD ROAD INJURY PREVENTION

This article discusses statistical information about the accident rate of such a category of road users as pedestrian children, example of statistical data for 2020-2021, as one of the most common types of road traffic accidents. Analyzed influence external factors on the level of accidents, as well as the effectiveness of various measures prevention of this type of accident.

Текст научной работы на тему «СОСТОЯНИЕ ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНОГО ТРАВМАТИЗМА СРЕДИ ДЕТЕЙ-ПЕШЕХОДОВ»

Научная статья

NIION: 2021-0084-1/22-041 MOSURED: 77/27-026-2022-1-240

© Исаев М.М., Никулин Е.Д., Сергунова А.С., 2022 УДК 311

СОСТОЯНИЕ ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНОГО ТРАВМАТИЗМА СРЕДИ ДЕТЕЙ-ПЕШЕХОДОВ

Максим Михайлович Исаев1, Евгений Дмитриевич Никулин2, Анастасия Сергеевна Сергунова3

1,2,3Научный центр БДД МВД России '[email protected] и [email protected] [email protected]

Аннотация. Рассматриваются статистические сведения об аварийности с участием детей-пешеходов за 2020-2021 гг. Анализируются влияние внешних факторов на уровень дорожно-транспортных происшествий такого вида, а также эффективность различных мер их профилактики.

Ключевые слова: основные показатели аварийности, дорожно-транспортные происшествия, погибшие, раненые, дети-пешеходы Для цитирования: Исаев М.М., Никулин Е.Д., Сергунова А.С. Состояние детского дорожно-транспортного травматизма среди детей-пешеходов // Безопасность дорожного движения. 2022. № 1. С. 21-24.

CHILD ROAD INJURY PREVENTION

Maxim M. Isaev1, Evgeny D. Nikulin2, Anastasia S. Sergunova3

1,2,3Federal public eflablishment «Scientific State In&itution of Road Safety of the Mini&ry of the Interior of the Russian Federation»

[email protected]

[email protected]

[email protected]

Abstract. This article discusses statistical information about the accident rate of such a category of road users as pedestrian children, example of statistical data for 2020-2021, as one of the most common types of road traffic accidents. Analyzed influence external factors on the level of accidents, as well as the effectiveness of various measures prevention of this type of accident. Keywords: key figures accidents, traffic accidents, dead, injured, child pedestrians

For citation: Isaev M.M., Nikulin E.D., Sergunova A.S. Child road injury prevention // Road safety. 2022. № 1. P. 21-24.

В 2021 г. на территории Российской Федерации произошло 19 866 дорожно-транспортных происшествий (далее - ДТП, или происшествия) с участием несовершеннолетних, ранения получили 21 936 человек1. В сравнении с предшествующим годом число погибших возросло и составило 762 человека (+0,4

С участием лиц в возрасте до 16 лет2 зарегистрировано 15 849 ДТП, при этом ранения получили 17 289 человек (рис. 1). По сравнению с 2020 г. число погибших в таких ДТ П возросло на 6,1% при абсолютных значениях 554 человека. Показатель социального риска с 2019 г. существенно не изменился [1].

2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018 2019 2020 2021

^^ ДТП ^^ Ранено ^^Погибло ■ Социальный риск Рис. 1. Динамика основных показателей аварийности с участием детей

1 С участием несовершеннолетних в возрасте до 18 лет.

2 Далее - «дети». В дальнейшем при анализе детского дорожно-транспортного травматизма будут рассматриваться лица в возрасте до 16

лет, что обусловлено устоявшейся практикой понимания данной категории применительно к учету показателей состояния аварийности в области безопасности дорожного движения.

Большинство ДТП (12 676, или 80% от общего количества ДТП с участием детей) произошло из-за нарушения водителями ТС правил дорожного движения (далее - ПДД). Доля погибших и раненых детей от их общего числа составила 86,6 (480) и 81,7% (14 126) соответственно [2].

По собственной неосторожности детей произошло 2521 ДТП, в котором погибли 56 и получили ранения 2506 человек3.

В качестве пешеходов дети участвовали в 41,6% ДТП (рис. 2) [3].

Рис. 2. Долевое соотношение количества ДТП и числа погибших детей в распределении по категориям участников дорожного движения

По итогам 2021 г. на дорогах Российской Федерации с участием детей-пешеходов произошло 6588 (+2,6%) ДТП, в которых погибли 127 и ранены 6679 (+2,8%) детей.

В среднем в стране ежедневно происходит 18 наездов на детей, и раз в три дня погибает один ребенок-пешеход.

Почти половина (45,5%) ДТП с участием детей-пешеходов происходит на пешеходных переходах (2 998), при этом доля погибших детей-пешеходов на пешеходных переходах несколько ниже и составляет 37% (47). В рассматриваемом периоде отмечено увеличение трех основных показателей аварийности с участием детей-пешеходов на пешеходных переходах в сравнении с 2020 г Так, количество ДТП выросло на 14,3%, число погибших увеличилось почти на половину (46,9%), а число раненых - на 13,4%. Тяжесть последствий наездов на детей-пешеходов на пешеходных переходах составляет 1,5, что более чем в два раза ниже, чем вне пешеходных переходов (2,2). Это свидетельствует о положительном влиянии особенностей организации дорожного движения в местах расположения пешеходных переходов.

Две трети (70,7%) наездов на детей по-прежнему происходит на нерегулируемых пешеходных переходах. Более четверти (29,3%) ДТП с детьми на пешеходных переходах зарегистрировано на регулируемых пешеходных переходах, из них 156 происшествий из-за невыполнения детьми сигналов регулирования.

Подавляющее большинство ДТП (90,4% (2709) на пешеходных переходах, в результате которых пострадали дети, связаны с нарушением ПДД водителями, из них 2209 (81,5%) происшествий из-за нарушения правил проезда пешеходных переходов (непредоставление преимущества в движении пешеходам), 288 (10,6%) ДТП из-за несоблюдения водителями требований сигналов светофора, 170 (6,3%) - вследствие нарушения требований сигналов светофора и регулировщика [8].

Наибольшее количество происшествий с участием детей-пешеходов (723) и число раненных в них детей (719) зарегистрировано с детьми в возрасте 9 лет. Максимальное число погибших (19) приходится на детей-пешеходов в возрасте 15 лет, что по сравнению с 2020 г. в 1,4 раза больше (рис. 3).

| ДТП ■ погибло

Рис. 3. Распределение количества ДТП и числа погибших в них детей-пешеходов по возрастам

Под собственной неосторожностью детей в данном случае понимается нарушение ПДД, которое ввиду недостижения ребенком 16-летнего возраста не может подлежать квалификации в качестве административного правонарушения.

В темное время суток с участием детей-пешеходов произошло 1419 ДТП, что составляет 21,5% от общего количества таких ДТП. В данных происшествиях погибли 43 ребенка и 1444 получили ранения различной степени тяжести. Доля числа погибших детей в

этих происшествиях составила 33,9% от общего числа погибших детей-пешеходов. Тяжесть последствий таких ДТП почти в два раза больше (2,9) по сравнению с ДТП, произошедшими в светлое время суток (1,6) (рис. 4).

Рис. 4. Распределение наездов на детей в зависимости от времени суток и наличия СВЭ

Необходимо отметить, что в 78% (1102 ДТП) наездов на детей в темное время суток дети не имели свето-возвращающих элементов (далее также - СВЭ), число погибших составило 38 человек, раненых - 1116.

Тяжесть последствий наездов на детей-пешеходов, имеющих в темное время суток СВЭ (1,5), в 2 раза ниже по сравнению с происшествиями, в которых световозвра-щающие элементы у детей отсутствовали (3,3) (рис. 5).

Рис. 5. Распределение тяжести последствий в зависимости от наличия на предметах одежды детей СВЭ

В рассматриваемом контексте необходимо обращать внимание на сезонность. В летний период года временной эпицентр ДТП с участием детей-пешеходов в общей структуре имеет большую продолжительность (с 12:00 до 23:00). В иное время года выделяются

два промежутка: утренний (с 07:00 до 09:00) - время, когда дети направляются в дошкольные и школьные учреждения, и обеденный (с 13:00 до 15:00) - время обратного пути (рис. 6).

январь февраль март апрель май июнь июль август сентябрь октябрь ноябрь декабрь

9,1 3,7 5 0,0 0 0 2,3 13 1.8,8 9,4 2,8 1.1,4 19,8 262 25,2 1.9,1 22,8 15,4 10,1 9,8 9,1 3,7 2,7 0,0

0,0 0,0 0 0,0 0 0 4,5 16 23,8 9,9 11 14,2 20,3 25,2 19,9 25,4 27,3 25,0 15,1 122 7,8 62 6,8 3,1

2,9 0,0 0 0,0 0 0 6,9 13 13,9 7,6 9,5 16,5 21,7 27,4 21,2 16,0 22,3 26,8 18,4 12,3 9,3 4,6 6,3 0,0

0,0 0,0 4 ,8 0,0 0 0 4,5 26 24,6 10,5 13 23,3 27,6 31,2 25,5 34,0 30,4 39,6 35,0 23,7 15,7 9,0 6,4 2,9

1=6 0,0 0 0,0 0 0 0,0 11 20,9 6,9 12 25,9 19,3 31,8 28,9 35,7 35,8 39,2 42,6 42,4 34,7 8,7 6,5 2,2

3,0 0,0 0 0,0 0 0 0,0 8 12,4 9,6 9,4 16 18,5 27,8 34,7 29,2 28,9 32,5 37,9 42,5 36,7 23,0 10,5 2,2

5,5 1,9 3,7 10,5 0 0 0,0 8 2,9 8,1 12 24 22,5 18,3 23,2 31,6 31,1 35,0 34,0 32,0 24,2 21,1 6,0 3,1

2,8 9,1 0 6,9 0 0 0,0 3 7,0 12,9 11 19,6 17,4 26,6 26,5 30,7 37,0 36,0 33,7 36,5 25,1 12,5 6,0 5,0

0,0 0,0 0 0,0 0 0 0,0 24 17,3 8,3 9,4 14,7 26,1 27,7 32,2 36,4 34Д 33,1 29,6 14,3 9,9 12,4 5,9 1=9

0,0 0,0 0 0,0 0 0 0,0 10 15,7 10,9 И 1.8,8 20,9 30,8 32,7 28,8 33,0 27,5 18,3 9,6 92 8,8 3,4 4,6

0,0 2,7 0 0,0 0 0 1,2 16 15,4 4Л 9,2 12,3 17,9 28,7 22,2 31,3 19,6 14,0 13,5 92 7,7 2,6 2,8 1J

0,0 0,0 0 0,0 0 0 3,8 13 17,9 92 9,5 182 19,5 21,6 24,9 19,9 19,5 14,4 14,1 5,6 9,3 4,5 4,0 6,5

OS

мн "О МП "О "О "О МП мл МП мл МП ми

о ,1ч <N m Со 00 СЛ о

о о О О о о о о о о ^

о о о о о о о о о о о о

о о о о о о о со со со о о

о <N гп мн Со 00 ¿К о

о о О о о о о о о о

OS

ми мл МП мл МП МП МП МП МП ■р. МП МП

<N m МП Со 00 СЛ о г^Ч <N m

^ ^ ^ ^ ^ ^ ^ (N (N <N <N

о о о о о о о о о о О О

о о о о о о о о о о О О

<N гп МП Со 00 ¿К о г-Н <N ГП

(N (N <N <N

Рис. 6. Распределение количества дорожно-транспортных происшествий по времени суток

Большинство ДТП (86%, или 5637) с участием детей-пешеходов произошли в населенных пунктах сельского типа, на них пришлась пятая часть (21%, или 27) погибших. В населенных пунктах городского типа зарегистрировано 851 такое ДТП (13% от общего количества ДТП с участием детей-пешеходов), доля погибших составила более половины от их числа (68%). Вне населенных пунктов зафиксировано 100 ДТП (1% от общего количества ДТП с участием детей-пешеходов), в которых погибли 14 детей.

Таким образом, несмотря на снижение количества ДТП и числа раненых, число погибших в сравнении с предшествующим годом возросло (+0,4%). В значительной части происшествий дети принимали участие в качестве пешеходов. При этом дети-пешеходы составляют почти половину среди всех детей, погибших в ДТП. Проведенный анализ позволил установить условия, характеризующиеся повышенным риском аварийности, зависящие от сезона, времени суток и возраста ребенка. Использование приведенных сведений и проведение более глубокого анализа позволит выработать подходы, направленные на снижение угроз безопасности детей при их участии в дорожном движении в качестве пешеходов.

Список источников:

1. Князев А.С., Бурмистров А.О. Дорожно-транспортная аварийность в Российской Федерации за 12 месяцев 2016 года: информационно-аналитический обзор. М.: ФКУ НИЦ БДД МВД России. 2017. 18 с.

2. Князев А.С., Линник Т.М., Бурмистров А.О. Дорожно-транспортная аварийность в Российской Федерации за 12 месяцев 2017 года: информационно-аналитический обзор. М.: ФКУ НИЦ БДД МВД России. 2017. 18 с.

3. Линник Т.М., Боронина В.С., Галаева О.В. Дорожно-транспортная аварийность в Российской Федерации за 12 месяцев 2018 года: информационно-аналитический обзор. М.: ФКУ «НЦ БДД МВД России». 2018. 18 с.

4. Боронина В.С., Линник Т.М., Наумов С.Б., Шестериков Н.А. Дорожно-транспортная аварийность в Российской Федерации за 12 месяцев 2019 года: информационно-аналитический обзор. М.: ФКУ «НЦ БДД МВД России». 2020. 21 с.

5. Баканов К.С., Ляхов П.В., Наумов С.Б., Лопарев Е.А., Ер-маганбетов А.С., Исаев М.М., Шестериков Н.А., Князев А.С., Ивлев В.С., Мохов А.Г. Дорожно-транспортная аварийность в Российской Федерации за 2020 год: информационно-аналитический обзор. М.: ФКУ «НЦ БДД МВД России». 2021. 79 с.

6. Баканов К.С., Ляхов П.В., Лопарев Е.А., Ермаганбе-тов А.С., Исаев М.М., Коблов П.С., Шестериков Н.А. Правоприменительная деятельность в области безопасности дорожного движения в 2020 году: информационно-аналитический обзор. М.: ФКУ «НЦ БДД МВД России». 2021. 76 с.

7. Баканов К.С., Антонов С.Н., Ляхов П.В., Лопарев Е.А., Ермаганбетов А.С., Исаев М.М., Коблов П.С., Наумов С.Б., Фат-тахов Т.А., Мазурчук Т.М. Состояние и тенденции безопасности дорожного движения в Российской Федерации в 2011-2020 годах: аналитический обзор. М.: ФКУ «НЦ БДД МВД России». 2022. 368 с.

8. Баканов К.С., Ляхов П.В., Лопарев Е.А., Ермаганбетов А.С., Исаев М.М., Никулин Е.Д., Сергунова А.С., Наумов С.Б., Царего-родцева Е.А., Князев А.С. Дорожно-транспортная аварийность в Российской Федерации за 2021 год: информационно-аналитический обзор. М.: ФКУ «НЦ БДД МВД России». 2022. 126 с.

References:

1. Knyazev A.S., Burmistrov A.O. Road accident in the Russian Federation for 12 months of 2016: information and analytical review. M.: Federal public establishment Scientific State Institution of Road Safety of the Ministry of the Interior of the Russian Federation. 2017. 18 p.

2. Knyazev A.S., Linnik T.M., Burmistrov A.O. Road traffic accident in the Russian Federation for 12 months of 2017: information and analytical review. M.: Federal public establishment Scientific State Institution of Road Safety of the Ministry of the Interior of the Russian Federation. 2017. 18 p.

3. Linnik T.M., Boronina V.S., Galaeva O.V. Road traffic accident in the Russian Federation for 12 months of 2018: information and analytical review. M.: Federal public establishment «Scientific State Institution of Road Safety of the Ministry of the Interior of the Russian Federation». 2018. 18 p.

4. Boronina V.S., Linnik T.M., Naumov S.B., Shesterikov N.A. Road traffic accident in the Russian Federation for 12 months of 2019: information and analytical review. M.: Federal public establishment «Scientific State Institution of Road Safety of the Ministry of the Interior of the Russian Federation». 2020. 21 p.

5. Bakanov K.S., Lyakhov P.V., Naumov S.B., Loparev E.A., Ermaganbetov A.S., Isaev M.M., Shesterikov N.A., Knyazev A.S., Ivlev V.S., Mokhov A.G. Road and transport accident rate in the Russian Federation for 2020: information and analytical review. M.: Federal public establishment «Scientific State Institution of Road Safety of the Ministry of the Interior of the Russian Federation». 2021. 79 p.

6. Bakanov K.S., Lyakhov P.V., Loparev E.A., Ermaganbetov A.S., Isaev M.M., Koblov P.S., Shesterikov N.A. Law enforcement in the field of road safety in 2020: information and analytical review. M.: Federal public establishment «Scientific State Institution of Road Safety of the Ministry of the Interior of the Russian Federation». 2021. 76 p.

7. Bakanov K.S., Antonov S.N., Lyakhov P.V., Loparev E.A., Ermaganbetov A.S., Isaev M.M., Koblov P.S., Naumov S.B., Fattakhov T.A., Mazurchuk T.M.The state and trends of road safety in the Russian Federation in 2011-2020: analytical review. M.: Federal public establishment «Scientific State Institution of Road Safety of the Ministry of the Interior of the Russian Federation». 2022. 368 p.

8. Bakanov K.S., Lyakhov P.V., Loparev E.A., Ermaganbetov A.S., Isaev M.M., Nikulin E.D., Sergunova A.S., Naumov S.B., Tsaregorodtseva E.A., Knyazev A.S. Road traffic accidents in the Russian Federation for 2021: information and analytical review. M.: Federal public establishment «Scientific State Institution of Road Safety of the Ministry of the Interior of the Russian Federation». 2022. 126 p.

Информация об авторах

М.М. Исаев - научный сотрудник Научного центра БДД МВД России Е.Д. Никулин - научный сотрудник Научного центра БДД МВД России А.С. Сергунова - научный сотрудник Научного центра БДД МВД России Контакты: ул. Поклонная, д. 17, Москва, Россия, 121170

Information about the authors

M.M. Isaev - Researcher of the Federal public establishment «Scientific State Institution of Road Safety of the Ministry of the Interior of the Russian Federation»

E.D. Nikulin - Researcher of the Federal public establishment «Scientific State Institution of Road Safety of the Ministry of the Interior of the Russian Federation»

A.S. Sergunova - Researcher of the Federal public establishment «Scientific State Institution of Road Safety of the Ministry of the Interior of the Russian Federation»

Contacts: ul. Poklonnaya, d. 17, Moscow, Russia, 121170

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Статья поступила в редакцию 13.02.2022; одобрена после рецензирования 18.02.2022; принята к публикации 28.02.2022. The article was submitted 13.02.2022; approved after reviewing 18.02.2022; accepted for publication 28.02.2022.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.