Научная статья на тему 'ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО ДОПУСКУ К УПРАВЛЕНИЮ АВТОМОТОТРАНСПОРТНЫМИ СРЕДСТВАМИ И САМОХОДНЫМИ МАШИНАМИ'

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО ДОПУСКУ К УПРАВЛЕНИЮ АВТОМОТОТРАНСПОРТНЫМИ СРЕДСТВАМИ И САМОХОДНЫМИ МАШИНАМИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
41
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОДИТЕЛЬ / ВОДИТЕЛЬСКОЕ УДОСТОВЕРЕНИЕ / ЭКЗАМЕНЫ / УПРАВЛЕНИЕ ТРАНСПОРТНЫМ СРЕДСТВОМ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Коблов П. С., Никулин Е. Д.

Рассматриваются статистические сведения, характеризующие правоприменительную деятельность, осуществляемую сотрудниками Госавтоинспекции, а также другими субъектами, участвующими в процессе получения допуска к управлению транспортными средствами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ACTIVITY ON ADMISSION TO THE MANAGEMENT OF MOTOR VEHICLES AND SELF-PROPELLED VEHICLES

Discusses statistical information about the law enforcement activities carried out by employees of the state traffic inspectorate, as well as other entities involved in the process of obtaining permission to drive vehicles.

Текст научной работы на тему «ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО ДОПУСКУ К УПРАВЛЕНИЮ АВТОМОТОТРАНСПОРТНЫМИ СРЕДСТВАМИ И САМОХОДНЫМИ МАШИНАМИ»

Научная статья

NIION: 2021-0084-1/22-057 MOSURED: 77/27-026-2022-1-256

© Коблов П.С., Никулин Е.Д., 2022 УДК 311

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО ДОПУСКУ К УПРАВЛЕНИЮ АВТОМОТОТРАНСПОРТНЫМИ СРЕДСТВАМИ И САМОХОДНЫМИ МАШИНАМИ

1 Павел Сергеевич Коблов, 2 Евгений Дмитриевич Никулин

1,2 Научный центр БДД МВД России

1 [email protected]

2 [email protected]

Аннотация. Рассматриваются статистические сведения, характеризующие правоприменительную деятельность, осуществляемую сотрудниками Госавтоинспекции, а также другими субъектами, участвующими в процессе получения допуска к управлению транспортными средствами.

Ключевые слова: водитель, водительское удостоверение, экзамены, управление транспортным средством Для цитирования: Коблов П.С., Никулин Е.Д. Деятельность по допуску к управлению автомототранспортными средствами и самоходными машинами // Безопасность дорожного движения. 2022. № 2. С. 19-27.

ACTIVITY ON ADMISSION TO THE MANAGEMENT OF MOTOR VEHICLES

AND SELF-PROPELLED VEHICLES

1 Pavel S. Koblov, 2 Evgeny D. Nikulin

1,2 Federal public establishment «Scientific State Institution of Road Safety of the Ministry of the Interior of the Russian Federation»

1 [email protected]

2 [email protected]

Abstract. Discusses statistical information about the law enforcement activities carried out by employees of the state traffic inspectorate, as well as other entities involved in the process of obtaining permission to drive vehicles. Keywords: driver, driver's, license, exams, driving

For citation: Koblov P.S., Nikulin E.D. Activity on admission to the management of motor vehicles and self-propelled vehicles // Road safety. 2022. № 2. P. 19-27.

Ан

п

нализ количества поданных заявлении на шолучение государственных услуг по проведению экзаменов на право управления транспортными средствами (далее - ТС), а также выдачу водительских удостоверении (далее - госуслуга) свидетельствует об устойчивой тенденции к их сокращению на протяжении последних трех лет.

Так, в 2021 г. общее количество заявлений составило 6,5 млн, среди которых 65% подано по-

средством единого портала государственных услуг (далее - ЕПГУ), 23% - путем обращения в подразделения Госавтоинспекции, 12% - через многофункциональные центры (далее - МФЦ) [1]. Ежегодно наиболее востребованной площадкой для подачи заявлений на предоставление госуслуги является ЕПГУ - положительные решения принимаются по 9 из 10 (90,9%) заявлениям (рис. 1)1.

Рис. 1. Заявления, поданные на получение государственных услуг по проведению экзаменов на право управления ТС

и выдаче водительских удостоверений

1 По данным ГИАЦ МВД России, форма «1-ГМУ» (226), книга 116 «Сборник по России (разделы 1, 8 с нарастанием) о предоставлении органами внутренних дел Российской Федерации государственных услуг» введена в действие приказом МВД России от 17.08.2017 № 649.

В 2021 г. количество образовательных организаций, осуществляющих подготовку кандидатов в водители (далее - автошколы), увеличилось и составило 7,1 тыс. (рис. 2), в том числе 6,3 тыс. автошкол,

реализующих образовательную деятельность по программам профессиональной подготовки, 1,6 тыс. - по программам переподготовки и 206 - по программам повышения квалификации.

Рис. 2. Динамика количества автошкол

Правовым условием для допуска к участию в дорожном движении в качестве водителя является получение права на управление ТС. Несмотря на снижение количества заявлений на предоставление

госуслуги, впервые за последние три года увеличилось число лиц, получивших право на управление ТС. В 2021 г. их количество составило 1 546 209 (+21%) человек (рис. 3).

Рис. 3. Число лиц, получивших право на управление ТС (млн)

Из общего числа лиц право на управление лег- числе мопедами) - 65,6 тыс., или 4%, ТС с прицепами ковыми ТС получили 1,3 млн человек, или 80%, гру- - 43 тыс., или 3%, автобусами - 31,4 тыс., или 2% (рис. зовыми - 118,1 тыс., или 8%, мототранспортом (в том 4).

Рис. 4. Доли категорий ТС, на которые получено право управления в 2021 г

Наибольшее число кандидатов в водители, получивших право на управление ТС в 2021 г., зарегистрировано по категориям «В», «ВЕ», <^Е» и подкатегории «А1». Так, число водителей, получивших право

на управление ТС категории «В», выросло на 17%, а «ВЕ» и «^Е» - на 39 и 18% соответственно. Несмотря на то, что категория «А» автоматически подтверждает право на управление ТС подкатегории «А1»2,

В соответствии с п. 7 ст. 25 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» российское национальное водительское удостоверение, подтверждающее право на управление транспортными средствами категории «A», подтверждает также право на управление транспортными средствами подкатегории «А1» и подкатегории «В1» с мотоциклетной посадкой или рулем мотоциклетного типа.

в 2021 г. зафиксирован самый высокий рост числа водителей, изъявивших желание получить право на управление этой подкатегорией самостоятельно. Их количество увеличилось на 39% и составило 3,3 тыс. человек [2].

Значительно снизилось число лиц, получивших право на управление ТС категорий и подкатегорий, предполагающих осуществление коммерческой деятельности, связанной с перевозкой пассажиров и грузов. Так, например, практически наполовину сократилось число лиц, получивших право управления грузовыми автомобилями («С1» и «С1Е). Аналогичным образом снизилось число водителей подкатегории <^1». Если в предшествующем году число таких водителей составило 146 человек, то в 2021 г. - 21.

Впервые за последние три года снизилось число лиц, получивших право управления мопедами («М»). Если в 2017 г. их количество составляло 13,3 тыс., то в 2021 г. - 0,8 тыс., что практически в 16 раз меньше. Такое сокращение может быть обусловлено возросшим спросом на средства индивидуальной мобильности, не требующие получения специального права и позволяющие передвигаться с аналогичной скоростью.

Из общего числа лиц, получивших право управления ТС, наибольшее количество составляют получившие его впервые - 1,2 млн человек (76,6%). В 2020 г. этот показатель составил 82,7% (рис. 5) [3].

Рис. 5. Число лиц, получивших право на управление ТС впервые

Среди лиц, впервые обучающихся в автошколе, наибольшей популярностью пользуется категория «В». Их доля среди всех получивших право управления ТС этой категории составила 91,3% (рис. 6). На втором месте находится подкатегория «А1». Доля лиц, впервые получающих право на управление ТС этой подкатегории, составила более трех четвертей

(78,3%) от общего числа лиц, имеющих водительское удостоверение категории «А1». Несмотря на то, что право на управление мопедами подтверждается при получении водительского удостоверения любой категории3, доля впервые получивших право на управление ТС категории «М» составила 67,2%.

Рис. 6. Доля лиц, впервые получивших право управления ТС, от их общего количества в зависимости от категории ТС

В соответствии с абз. 2 п. 7 ст. 25 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» российское национальное водительское удостоверение, подтверждающее право на управление транспортными средствами любой из категорий или подкатегорий, перечисленных в настоящей статье, подтверждает право на управление транспортными средствами категории «М».

Отдельного внимания заслуживают категории и подкатегории ТС, для получения которых к кандидатам в водители предъявляются дополнительные требования, связанные с возрастом и опытом участия в дорожном движении (<^» и <^1»)4. Так, в 2021 г. доля лиц, впервые получивших право управления ТС категорий «С» и <^», составила 46,8 и 3,4% соответственно, а подкатегории <^1» - 28,6% [4].

В рассматриваемом году с первого раза экзамен на право управления ТС успешно сдали 241 тыс. человек. Доля лиц, сдавших экзамен с первого раза, сократилась. Если в 2019 и 2020 гг. она составляла более четверти (28 и 27% соответственно), то в 2021 г. - пятую часть (20%) от общего числа водителей, впервые получивших право на управление ТС (рис. 7).

72% 73% 80%

28% 27% 20%

2019

2020

2021

со второи п последующих попыток с первого раза

Рис. 7. Динамика распределения лиц, сдавших экзамен на получение права управления ТС впервые,

в зависимости от количества попыток

В 2021 г. число водителей, сдающих экзамен при наличии права на управление ТС иных категорий

(подкатегорий), составило 281 тыс., а сдавших экзамен с первого раза - 69 тыс. (рис. 8) .

Рис. 8. Распределение лиц, сдавших экзамен с первого раза, в зависимости от наличия права управления ТС иных категорий (подкатегорий)

Более высокая доля сдавших экзамен с первого раза среди кандидатов, открывающих дополнительные категории, по отношению к аналогичной доле среди впервые получающих специальное право свидетельствует о том, что такие лица имеют более высокие тео-

ретические и практические навыки управления ТС, чем те, кто прошел соответствующее обучение впервые.

Обратим внимание на значительные изменения, которые претерпел каждый из этапов экзамена на право управления ТС в 2021 г.6. Всего на право управления

В соответствии с п. 2 ст. 26 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» право на управление ТС категории «Б» и подкатегории «Э1» предоставляется лицам, достигшим двадцатиоднолетнего возраста, категориями «С1Е», «Э1Е», «ВЕ», «СЕ», «БЕ» - лицам, имеющим право управления ТС соответствующими категориями не менее 12 месяцев.

5 По данным ГИАЦ, форма 560 (раздел 2) введена в действие приказом МВД России от 8 февраля 2018 г. № 79.

6 В 2021 г. начал действовать новый Административный регламент Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по проведению экзаменов на право управления транспортными средствами и выдаче водительских удостоверений, утвержденный приказом МВД России от 20.02.2021 № 80. В соответствии с новым порядком введен единый комплексный практический экзамен для категорий «В», «С» и «Б» без проверки первоначальных навыков управления ТС «на площадке». Практический экзамен для категорий «А» и «М» и подкатегорий «А1» и «В1» проводится все также на автодроме (далее -«Административный регламент»).

ТС проведено 7,69 человеко-экзаменов. Впервые за последние годы самым многочисленным этапом стала проверка навыков управления ТС в условиях дорожного движения (далее - город), а количество проведенных экзаменов по первоначальным навыкам управления

ТС (далее - экзамен на автодроме) снизилось более чем наполовину (рис. 9). Это обусловлено введением с 01.04.2021 единого комплексного практического экзамена, в рамках которого маневры, отрабатываемые ранее на площадке, подлежат проверке в городских условиях7.

| Теория Площадка Город Экзаменов всего

Рис. 9. Динамика количества проведенных экзаменов и его этапов

Нововведения отразились и на качестве проведения экзаменов. В 2021 г. снижение числа сдавших с первого раза прослеживается на каждом этапе экзамена на право управления ТС. Если в 2020 г. теоретический этап экзамена с первого раза сдали 41% кандидатов в водители, то в 2021 г. - 37% (рис. 10).

Теоретический Практический

в условиях дорожного

движения (город)

Со второго раза и более С первого раза

Рис. 10. Распределение лиц, сдавших отдельные этапы экзамена на право управления ТС с первого раза

В зависимости от порядка проведения экзамена на автодроме распределение кандидатов в водители, сдавших с первого раза, сложилось следующим образом (рис. 11)9.

Доля кандидатов в водители категорий и подкатегорий ТС, для которых порядок проведения

Без изменения До вступления в силу порядка изменений

Со второго раза и более С первого раза

Рис. 11. Распределение лиц, сдавших экзамен на автодроме с первого раза, в зависимости от порядка

экзамена не изменился, составила 41%8. Доля кандидатов в водители, экзамен для которых проводился до вступления в силу изменений порядка его проведения, составила 39%.

Наиболее трудным этапом экзамена стал город, в рамках которого процент лиц, сдавших с первого раза, снизился с 26 до 16% (рис. 10). Вероятно, это связано с более серьезными требованиями, предъявляемыми к проведению комплексного экзамена10.

7

В соответствии с п. 173.2 Административного регламента при проведении практического экзамена на право управления транспортными средствами категорий «В», «С», «Б», «ВЕ», «СЕ» и «БЕ» и подкатегорий «С1», «П1», «С1Е» и «Э1Е» осуществляется проверка выполнения маневров, которые ранее оценивались на практической части по первоначальным навыкам управления ТС.

8 Речь идет о категориях «А» и «М», а также подкатегориях «А1» и «В1».

9 Речь идет о категориях «В», «С», «Б», «ВЕ», «СЕ», «БЕ» и подкатегориях «С1», «Б1», «С1Е» и «Б1Е».

10 В соответствии с изменениями, внесенными Постановлением Правительства Российской Федерации от 20.12.2019 № 1734, утвержденные маршруты, размещаемые на официальном сайте Госавтоинспекции, теперь содержат только предполагаемый перечень дорог (их участков) и территорий, на которых проводятся практические экзамены. Изменение, связанное с установлением комплексного экзамена посредством объединения двух практических этапов, предполагает проведение проверки навыков управления ТС в условиях дорожного движения.

Вместе с тем для каждой категории ТС в зави- обоснованно можно сделать вывод о том, что сниже-симости от этапа экзамена характерны специфические ние числа лиц, сдавших экзамен с первого раза, проис-особенности. На теоретическом этапе экзамена вполне ходит вне зависимости от категории ТС (рис. 12).

А А1 В С С1 и 01 ВЕ СЕ С1Е РЕ 01Е М

2017 53,7 39,6 44,1 33,2 38,7 38,4 31,6 57,2 40,2 100 37,5 0 42,4

2018 52,8 39,5 42,2 33,8 29,1 40 38,2 36,3 39 0 35,5 0 25

2019 52,3 40,9 41,7 31,6 щ 38,9 75,5 49,1 48 38,6 52,9 75 30,8

2020 52,6 40,3 42,1 31,5 28,9 39 22,2 41 49,3 9,1 54,5 60 34,8

2021 50,1 30,8 37,9 28,2 20,1 37,0 19,5 30,4 40,2 8,3 13,2 80,0 31,5

Рис. 12. Динамика сдавших теоретический этап экзамена с первого раза в зависимости от категории (подкатегории) ТС (%)

В 2021 г. произошло снижение числа лиц, сдавших теоретический этап экзамена с первого раза. Так, число лиц, с первого раза сдавших этот этап экзамена на право управления ТС категорий «В» и «С», снизилось на 10,1 и 10,5% соответственно. Более интенсивный темп снижения характерен для категорий <^Е» (-75,8%) и «ВЕ» (-25,9%), а также подкатегорий «С1» (-30,6%) и «А1» (-23,6%). Это могло

быть обусловлено изменениями порядка проведения указанного этапа экзамена11, а также онлайн-форматом обучения в связи с распространением новой коронави-русной инфекции (СОУГО-19).

Аналогичная тенденция наблюдалась в 20172018 гг. после вступления в силу нового Административного регламента (рис. 13)12.

+3.1%

Рис. 13. Динамика количества сдавших теоретический этап экзамена с первого раза в зависимости от изменений порядка его проведения (АППГ)

Наибольшая доля лиц, сдавших теоретический этап экзамена с первого раза, характерна для подкатегории «Ш1Е». Независимо от того, что сдавшие составляют небольшую долю, а в отдельные годы отсутствовали вообще, их количество сохраняется на достаточно вы-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

соком уровне. Это может свидетельствовать о высокой подготовленности лиц, претендующих на эту категорию, и обусловлено дополнительными требованиями к кандидатам на получение права управления ТС указанной подкатегории13.

11 В настоящее время на основании п. 143 Административного регламента видеофиксация должна производиться и в рамках теоретического этапа экзамена. Не закреплена обязанно сть включения комплекта экзаменационных задач в информацию о предо ставлении государственной услуги, что позволяет исключить заучивание экзаменационных билетов. Кроме того, п. 137.6 Административного регламента предусмотрено дополнительное основание для выставления оценки «НЕ СДАЛ» в случае, если кандидат в водители вмешивается в работу АРМ.

12 С 4 апреля 2016 г. начал действовать Административный регламент, утвержденный приказом МВД России от 20.10.2015 № 995, согласно которому если в одном из тематических блоков теоретического экзамена будет допущена одна ошибка, то экзаменуемому предоставляется возможность в течение 5 минут ответить на 5 дополнительных вопросов соответствующего тематического блока. За две ошибки в разных тематических блоках лицу будет предоставлена возможность ответить на 10 дополнительных вопросов. В случае, если экзаменуемый допустил в одном тематическом блоке две ошибки или дал неправильный ответ на вопрос дополнительного блока, ему выставляется отрицательная оценка «НЕ СДАЛ».

13 В соответствии с п. 2 ст. 26 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» право на управление составом транспортного средства подкатегории «Б1Е» предоставляется лицам, имеющим право на управление транспортным средством подкатегории «Б1» в течение не менее двенадцати месяцев. В свою очередь, право на управление транспортным средством подкатегории «Б1» предоставляется лицам, достигшим двадцатиоднолетнего возраста.

Следующим этапом экзамена на право управления ТС является проверка первоначальных навыков управления на площадке. В 2021 г. рассматриваемый этап экзамена для определенной категории кандидатов, указанных выше, принимался до апреля 2021 г.14.

Несмотря на это, по аналогии с теоретическим этапом экзамена в большинстве случаев наблюдается тенденция к снижению доли кандидатов, сдавших экзамен с первого раза (рис. 14).

А At В С 01 D D1 BE СЕ С1Е DE D1E М

2017 52,9 61,4 42,2 53,5 67,5 62,3 55,7 64,2 45,3 67,4 45,1 66,7 56,5

2018 47,5 51,3 41 51,2 48,1 59 82,2 57,6 45,4 28,5 40,8 21,1 60,2

2019 46,8 54,4 40,2 49,1 41,1 56,6 55,7 53 40,2 67,6 42,1 50 53,7

2020 46,9 54,9 41,2 44,6 45,8 56,3 53,3 48,4 37,8 71 41,9 66,7 47,7

2021 39,9 43,0 38,7 38,9 20,3 46,5 87,5 42,9 35,5 79,5 33,5 75,0 50,9

Рис. 14. Динамика сдавших с первого раза экзамен на право управления ТС в условиях дорожного движения

в зависимости от категории (подкатегории) (%)

Например, доля кандидатов в водители, сдавших экзамен по первоначальным навыкам управления ТС подкатегории «С1» с первого раза, в 2021 г. составила 20,3%, что является минимальным значением за последние 5 лет. При этом каждый второй кандидат сдает экзамен на право управления ТС категории «М» с первого раза.

По аналогии с теоретическим этапом экзамена достаточно высокая доля сдавших с первого раза кандидатов в водители наблюдается среди категорий и подкатегорий ТС, к которым на этапе допуска к участию в дорожном движении предъявляются дополнительные требования.

Заключительным этапом допуска кандидатов в водители к управлению ТС является экзамен в услови-

ях дорожного движения, претерпевший в 2021 г. значительные изменения. Как итог, наблюдается резкое снижение количества лиц, сдавших экзамен практически по всем категориям и подкатегориям ТС с первого раза. Например, доля кандидатов в водители, сдавших экзамен на право управления ТС подкатегории «С1» с первого раза, после внесенных изменений уменьшилась более чем в 2 раза (с 43,2 до 21,3%). Аналогичным образом снизилась доля кандидатов в водители, сдавших экзамен на право управления ТС категории «В». Если в 2020 г. такой показатель составил 24%, то в 2021 г. -14,7% (рис. 15).

В С С1 D D1 BE СЕ С1Е DE DIE

2017 30,2 55,6 79,6 53,3 40,2 70,4 69,4 85,7 69,1 *100

2018 28,4 50,8 58,6 48,9 65,8 58,3 63,2 85,7 45,0 31,6

2019 25,7 46,8 39,8 45,6 73,8 55,6 57,6 63,4 56,6 60,0

2020 24,0 39,5 43,2 41,5 57,1 48,4 51,5 72,2 35,2 400

2021 14,7 25,8 21,3 31,9 43,3 33,6 33,4 51,1 30,0 50,0

Рис. 15. Динамика сдавших с первого раза экзамен на право управления ТС в условиях дорожного движения

в зависимости от категории (подкатегории) (%)

Высокая доля сдавших экзамен с первого раза характерна для категорий и подкатегорий ТС, для получения которых к кандидатам предъявляются дополнительные требования. После введения комплексного практического экзамена отмечается снижение числа лиц, сдавших с первого раза практически по всем категориям ТС. Внесенные изменения наиболее ощутимо отразились на категориях «В» (-38,9%), «С» (-34,6%), «СЕ» (-35,2%) и «ВЕ» (-30,5%), а также на подкатегориях «С1» (-50,6%) и «С1Е» (-29,2%).

Наибольшую долю сдавших с первого раза составляют кандидаты в водители ТС подкатегории

«С1Е», что свидетельствует о влиянии предшествующего опыта участия в дорожном движении в качестве водителя. Доля сдавших с первого раза - 51,1%. Высокие показатели в наиболее трудном этапе экзамена зарегистрированы также для подкатегории <^1».

На протяжении нескольких последних лет увеличилось количество пресеченных фактов управления ТС водителями, игнорирующими существующий порядок допуска к участию в дорожном движении.

В 2021 г. пресечено более 380 тыс. фактов управления ТС лицами, не имеющими соответствующего права (ч. 1 ст. 12.7 КоАП РФ) (рис. 16), более 110 тыс.

14 С 1 апреля 2021 г. начал действовать новый Административный регламент, отменяющий проверку первоначальных навыков управления ТС в условиях автодрома.

фактов управления ТС лицами, уже лишенными такого права (ч. 2 ст. 12.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях) (рис. 17).

Рис. 17. Динамика количества пресеченных фактов управления ТС лицами, лишенными соответствующего права (тыс.)

За совершение грубых нарушений ПДД в 2021 г.

Рис. 16. Динамика количества пресеченных правонарушений, связанных с управлением ТС лицами, не имеющими соответствующего права (тыс.)

При совершении грубых нарушений правил дорожного движения (далее - ПДД), приоб- судами принято 359,4 тыс. решений о лишении права ретении заболеваний, являющихся медицински- управления ТС (рис. 18). ми противопоказаниями, в иных случаях действие права на управление ТС может быть прекращено в установленном порядке.

Рис. 18. Количество принятых решений о лишении права управления ТС

В определенных случаях либо по истечении сроков действия российское национальное водительское удостоверение требует замены. В предшествующие годы количество замен российских водительских удостоверений ежегодно увеличивалось, однако в 2021 г.

произошло изменение тенденции и число замен снизилось на 9,1% (рис. 19) [5]. Аналогичная динамика наблюдалась и при получении международных водительских удостоверений, которых в 2021 г. выдано 82 653 (рис. 20).

Рис. 19. Количество замененных российских водительских удостоверений (млн ед.)

Рис. 20. Количество полученных международных водительских удостоверений

Продолжает расти количество случаев обмена ские. В 2021 г. такой показатель достиг практически иностранных водительских удостоверений на россий- 31 тыс. (рис. 21).

2017 2018 2019 2020 2021

Рис. 21. Количество иностранных водительских удостоверений, обмененных на российские

Таким образом, следует отметить, что на протяжении последних трех лет прослеживается тенденция к сокращению количества заявлений, поданных на получение госуслуг по проведению экзаменов на право управления транспортными средствами. Уменьшилась доля лиц, успешно сдавших экзамен с первого раза, причем такая тенденция прослеживается на каждом этапе экзамена. Использование приведенных сведений и проведение более углубленного анализа позволит получить объективное представление о положении дел в рассмотренной сфере.

Список источников:

1. Баканов К.С., Ляхов П.В., Лопарев Е.А., Ермаганбетов А.С., Исаев М.М., Коблов П.С., Шестериков Н.А. Правоприменительная деятельность в области безопасности дорожного движения в 2020 году: информационно-аналитический обзор. М.: ФКУ «НЦ БДД МВД России». 2021. 76 с.

2. Антонов С.Н., Исаев М.М., Коблов П.С. Проблемы формирования профессиональной компетентности педагогических работников автошкол // Современная наука. 2021. № 6. С. 68-72.

3. Баканов К.С., Антонов С.Н., Ляхов П.В., Лопарев Е.А., Ермаганбетов А.С., Исаев М.М., Коблов П.С., Наумов С.Б., Фаттахов Т. А., Мазурчук Т.М. Состояние и тенденции безопасности дорожного движения в Российской Федерации в 2011-2020 годах: аналитический обзор. М.: ФКУ «НЦ БДД МВД России». 2022. 368 с.

4. Баканов К.С., Ляхов П.В., Лопарев Е.А., Ермаганбетов А.С., Исаев М.М., Никулин Е.Д., Сергунова А.С., Наумов С.Б., Царе-городцева Е.А., Князев А.С. Дорожно-транспортная аварийность в Российской Федерации за 2021 год: информационно-аналитический обзор. М.: ФКУ «НЦ БДД МВД России». 2022. 126 с.

5. Баканов К.С., Ляхов П.В., Исаев М.М., Лопарев Е.А., Коблов П.С., Никулин Е.Д., Сергунова А.С., Григорьев В.В. Правоприменительная деятельность в области безопасности дорожного движения в 2021 году: информационно-аналитический обзор. М.: ФКУ «НЦ БДД МВД России». 2022. 128 с.

References:

1. Bakanov K.S., Lyakhov P. V., Loparev E.A., Ermaganbetov A.S., Isaev M.M., Koblov P.S., Shesterikov N.A. Law enforcement in the field of road safety in 2020: information and analytical review. M.: Federal public establishment «Scientific State Institution of Road Safety of the Ministry of the Interior of the Russian Federation». 2021. 76 p.

2. Antonov S.N., Isaev M.M., Koblov P.S. Problems of formation of professional competence of pedagogical workers of driving schools // Modern science. 2021. № 6. P. 68-72.

3. Bakanov K.S., Antonov S.N., Lyakhov P.V., Loparev E.A., Ermaganbetov A.S., Isaev M.M., Koblov P.S., Naumov S.B., Fattakhov T.A., Mazurchuk T.M. The state and trends of road safety in the Russian Federation in 2011-2020: analytical review. M.: Federal public establishment «Scientific State Institution of Road Safety of the Ministry of the Interior of the Russian Federation». 2022. 368 p.

4. Bakanov K.S., Lyakhov P.V., Loparev E.A., Ermaganbetov A.S., Isaev M.M., Nikulin E.D., Sergunova A.S., Naumov S.B., Tsaregorodtseva E.A., Knyazev A.S. Road traffic accidents in the Russian Federation for 2021: information and analytical review. M.: Federal public establishment «Scientific State Institution of Road Safety of the Ministry of the Interior of the Russian Federation». 2022. 126 p.

5. Bakanov K.S., Lyakhov P.V., Isaev M.M., Loparev E.A., Koblov P.S., Nikulin E.D., Sergunova A.S., Grigoriev V.V. Law enforcement in the field of road safety in 2021: information and analytical review. M.: Federal public establishment «Scientific State Institution of Road Safety of the Ministry of the Interior of the Russian Federation». 2022. 128 p.

Информация об авторах

П.С. Коблов - научный сотрудник Научного центра БДД МВД России Е.Д. Никулин - научный сотрудник Научного центра БДД МВД России Контакты: ул. Поклонная, д. 17, Москва, Россия, 121170

Information about the authors

P.S. Koblov - Researcher of the Federal public establishment «Scientific State Institution of Road Safety of the Ministry of the Interior of the Russian Federation»

E.D. Nikulin - Researcher of the of the Federal public establishment «Scientific State Institution of Road Safety of the Ministry of the Interior of the Russian Federation»

Contacts: ul. Poklonnaya, d. 17, Moscow, Russia, 121170

Статья поступила в редакцию 15.06.2022; одобрена после рецензирования 22.06.2022; принята к публикации 04.07.2022. The article was submitted 15.06.2022; approved after reviewing 22.06.2022; accepted for publication 04.07.2022.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.