Научная статья
УДК 342.951
ОСОБЕННОСТИ КВАЛИФИКАЦИИ УПРАВЛЕНИЯ ТРАНСПОРТНЫМ СРЕДСТВОМ ВОДИТЕЛЕМ, ЛИШЕННЫМ ПРАВА УПРАВЛЕНИЯ
Анастасия Сергеевна Сергунова,
ФКУ «Научный центр БДД МВД России»,
Москва, Россия [email protected]
Аннотация. В статье отмечается актуальность проведение анализа привлечения к административной ответственности по статье 12.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях1. Стоит отметить, что с 2019 года отмечается рост регистрации правонарушений, предусмотренных частью 2 статьи 12.7 КоАП РФ. За семь лет количество дел, возбужденных по данной статье, увеличилось почти в полтора раза. В настоящей статье проведен анализ практики применения статьи 12.7 КоАП РФ. Также в ней рассмотрены особенности квалификации действия водителя, лишенного права управление транспортным средством. Автором отмечаются основания прекращения права на управления транспортным средством, проблемные ситуации квалификации объективной стороны части 2 статьи 12.7 КоАП РФ, а именно управление транспортным средством водителем, лишенным права управления транспортными средствами. Проанализированы особенности квалификации части 2 статьи 12.7 КоАП РФ и представлены предложения по разрешению спорных ситуаций. Также в статье представлены особенности квалификации действий лица, лишенного удостоверения тракториста-машиниста, и лица, управляющего средством индивидуальной мобильности. Автором сделаны выводы об особенности привлечения указанных лиц к административной ответственности по части 2 статьи 12.7 КоАП РФ.
Ключевые слова: транспортное средство, водитель, право на управление транспортным средством, безопасность дорожного движения, дорожно-транспортные происшествия, транспортное средство, водитель.
Для цитирования: Сергунова, А.С. Особенности квалификации управления транспортным средством водителем, лишенным права управления // Вестник Уральского института экономики управления и права. 2022. №2 (59). С. 53-60.
Original article
PECULIARITIES OF QUALIFICATION OF DRIVING A VEHICLE BY A DRIVER WITHOUT THE RIGHT TO DRIVE
Anastasia S. Sergunova,
Scientific Center for Road Safety of the Ministry of Internal Affairs of Russia,
Moscow, Russia [email protected]
1 Далее - «КоАП РФ»
Abstract. The article notes the relevance of the analysis of bringing to administrative responsibility under Article 12.7 ofthe Code ofAdministrative Offences ofthe Russian Federation . It is worth noting that since 2019, there has been an increase in the registration of offenses provided for in part 2 of Article 12.7 of the Administrative Code of the Russian Federation. Consequently, in seven years the number of cases initiated under this article has increased almost one and a half times. This article analyzes the practice of applying Article 12.7 ofthe Administrative Code ofthe Russian Federation. It also discusses the features of the qualification of the driver deprived ofthe right to drive a vehicle. The author notes the grounds for termination ofthe right to drive a vehicle, problematic situations ofqualification ofthe objective side of part 2 of Article 12.7 ofthe Administrative Code of the Russian Federation, namely, driving a vehicle by a driver deprived ofthe right to drive vehicles. The features ofthe qualification ofPart 2 ofArticle 12.7 ofthe Administrative Code ofthe Russian Federation are analyzed and proposals for resolving disputable situations are presented. The article also presents the features ofthe qualification of the actions of a person deprived of a tractor driver's license and a person driving an individual mobility vehicle. The author draws conclusions about the specifics of bringing these persons to administrative responsibility under part 2 ofArticle 12.7 ofthe Administrative Code of the Russian Federation.
Keywords: vehicle, driver, right to drive a vehicle, road safety, traffic accidents, vehicle, driver
For citation: Sergunova, A.S. Peculiarities of qualification of driving a vehicle by a driver without the right to drive // Bulletin ofthe Ural Institute of Economics and Law. 2022. No.2(59). P. 53-60. (In Russ.).
На сегодняшний день вопрос о привлечении к административной ответственности лица, лишенного права транспортным средством, остается актуальным.Так, в течение семи лет отмечается рост количества возбужденных дел по части 2 статьи 12.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а именно по управлению транспортным средством водителем, лишенным права управления транспортны-
ми средствами [4, с. 9]. Стоит отметить, что до 2018 года количество возбужденных дел изменялось незначительно [5, с. 7]. Однако, начиная с 2019 года, отмечается рост регистрации правонарушений, предусмотренных ч. 2 ст. 12.7 КоАП РФ (рис. 1.) [6, с. 8]. Следовательно, за семь лет количество дел, возбужденных по данной статье увеличилось почти в полтора раза [8, с. 22]. Отсюда можно сделать вывод о том, что наблюдается
111650
2015 2016 2017 2018 2019 2020 2021
Рис.1. Динамика абсолютных показателей количества дел, возбужденных по части 2 статьи 12.7 КоАП РФ
2015 2016 2017 201« 2019 2020 202.1
* ДТП ■ Ранено ■ Погибпо ■ Тяжесть пйслед л вий
Рис. 2. Динамика основных показателей аварийности с участием водителей, лишенных права управления транспортным средством
негативная тенденция роста количества дел, возбужденных по ч. 2 ст. 12.7 КоАП РФ.
Также стоит отметить, что, несмотря на то, что абсолютное значение основных показателей аварийности в дорожно-транспортных происшествиях с пострадавшими с участием водителей, лишенных права управления транспортными средствами, в течение семи лет сократилось почти в полтора раза [2, с. 19], тяжесть последствий таких ДТП изменялась незначительно, в 2021 году осталась в таком же значении, что была и в 2015 году - 12,7. (рис. 2.) [7, с. 21].
Для управления транспортным средством лицу необходимо приобрести статус водителя, которым признается лицо, управляющее транспортным средством. Для приобретения статуса водителя транспортного средства лицу первоначально следует приобрести статус кандидата в водители, пройти соответствующее испытание и получить право на управление транспортным средством, которое будет подтверждено водительским удостоверением. Право на управление транспортным средством появляется у лица с момента его получения. Откуда следует, что води-
телем является лицо, прошедшее профессиональную подготовку, сдавшее экзамены и получившее водительское удостоверение со-ответвующей категории2.
Нарушение установленных норм в области дорожного движения может повлечь за собой прекращение права на управление транспортными средствами. Основаниями прекращения действия права на управление транспортными средствами принято считать [1, с.13]:
1) лишение права на управление транспортными средствами;
2) истечение срока действия водительского удостоверения;
3) выявление в рамках обязательного медицинского освидетельствования соответствующих противопоказаний.
Лишение права на управление транспортным средством является одним из видов административного наказания, которое назначается за наиболее грубые нарушения правил дорожного движения. Право управления транспортным средством прекращается у лица с момента вступления в силу соответствующего постановления суда по
2 Федеральный закон от 10.12.1996 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения». СПС "КонсультантП-люс" [Электронный ресурс] Сайт: http://www.consultant.ru (дата обращения: 28.02.2022).
делу об административном правонарушении и до срока его исполнения, если иного не указано в постановлении3. Так, можно сказать, что водителем, лишенным права управления, является лицо, подвергнутое административному наказанию в рамках административного производства.
Так, при рассмотрении мировым судьей судебного участка №5 судебного района «Железнодорожный район г. Хабаровска» дела в отношении гражданина РФ Д. по ч. 2 ст.12.7 КоАП РФ было установлено, что гражданин Д. постановлением мирового судьи судебного участка № 4 судебного района «Железнодорожный район г. Хабаровска», вступившим в законную силу, признан виновным в совершении правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 12.8 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде административного штрафа с лишением права управления транспортными средствами сроком на 1 год 7 месяцев4.
В судебной практике возникает проблема разграничения частей 1 или 2 статьи 12.7 КоАП РФ [3, с. 23]. А именно в разграничении момента, в каких случаях лицо считается лишенным права управления транспортным средством, а в каких оно не имеет права на управление транспортным сред-ством.Так, рассмотрим на примере конкретной правовой ситуации. Лицо лишено водительского удостоверения тракториста-машиниста за управление трактором в состоянии алкогольного опьянения. После прекращения действия права на управление трактором, самоходными машинами гражданин Д. привлекается к административной ответственности по части 2 статьи 12.7 КоАП РФ. В данной ситуации возникает вопрос о том, было ли у него право на уп-
равление транспортным средством изначально, если гражданин Д. не проходил процедуру получения права на управление транспортным средством.
Первоначально, разрешая данный вопрос, следует разграничить понятия "водительское удостоверение на право управления транспортным средством" и "водительское удостоверение тракториста-машиниста (тракториста)".
В пункте 1 ст. 25 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения»5 устанавливаются категории и входящие в них подкатегории транспортных средств, на управление которыми предоставляется право на управление транспортными средствами. Категории, подкатегории, перечисленные в указанной норме, проставляются в водительском удостоверении, на основании чего подтверждается право управления транспортным средством.
Пункт 4 Постановления Правительства РФ от 12.07.1999 №796 «Об утверждении Правил допуска к управлению самоходными машинами и выдачи удостоверений тракториста-машиниста (тракториста)» устанавливает категории права на управление самоходными машинами. Указанная норма устанавливает категории на управление тракторами, самоходными машинами, на управление, которыми необходимо получить специальное право для управления ими. Для получения такого права на управление, следует вступить в процедуру по его получению в рамках кандидата, которая значительно отличается от процедуры получения права на управление транспортными средствами. Кандидату необходимо пройти медицинское освидетельствование и получить медицинскую справку о допуске к уп-
3 Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 25.06.2019 № 20 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях, предусмотренных главой 12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» СПС "КонсультантПлюс" [Электронный ресурс] Сайт: http://www.consultant.ru (дата обращения: 28.02.2022).
4 Дело об административном правонарушении мирового судьи судебного участка № 4 судебного района «Железнодорожный район г. Хабаровска» // ГАС РФ «Правосудие» [Электронный ресурс] Сайт: Ы^:// sudrf.ru (дата обращения: 27.02.2022).
5 Далее - ФЗ от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ.
равлению самоходными машинами соответствующих категорий. Также пройти профессиональную подготовку или получить профессиональное образование по профессиям, связанным с управлением самоходными машинами установленных категорий. В зависимости от категории самоходных машин кандидату будет необходимо получить водительское удостоверение на право управления транспортным средством соответствующей категории, а также подтвердить стаж управления в зависимости от категории, которую необходимо получить.
Следовательно, водительское удостоверение на право управления транспортным средством не дает водителю права управлять самоходными машинами, трактором. Так и водительское удостоверение тракториста-машиниста (тракториста) не дает водителю право управлять транспортными средствами, указанными в п. 1 ст. 25 ФЗ от 10.12.1995 № 196-ФЗ.
Управление транспортным средством водителем, не имеющим права управления транспортным средством (за исключением учебной езды), следует квалифицировать по части 1 статьи 12.7 КоАП РФ, а лишенным такого права, - по части 2 данной статьи. Лицом, не имеющим права управления транспортными средствами, является лицо, которое на момент совершения административного правонарушения не получало такое право в установленном законом порядке, лицо, срок действия соответствующего удостоверения которого истек, а также лицо, действие права управления транспортными средствами которого прекращено судом в связи с наличием медицинских противопоказаний или медицинских ограничений. Значит, деяние следует квалифицировать по части 1 статьи 12.7 КоАП РФ так, как изначально не было получено право на управление транспортным средством, но факт управления был зафиксирован.
Также при анализе судебной практики было отмечено, что суды при принятии решения по ч. 1 ст. 12.7 КоАП РФ отталкиваются от того, какого вида специальное право предоставлено лицу, управляющему транспортным средством. Гражданин был лишен удостоверения тракториста-машиниста за управление трактором. Следовательно, в отношении него применимо положения абзаца 5 пункта 8 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25.06.2019 № 20 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях, предусмотренных главой 12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях». В нем установлено, что если лицо лишается права управления транспортными средствами, то это лицо одновременно лишается права управления всеми транспортными средствами независимо от того, транспортным средством какой категории (подкатегории) оно управляло в момент совершения административного правонарушения. Следует обратить внимание на то, что если лицо не получало водительское удостоверение на право управление транспортным средством, то оно не могло быть его лишено, то есть в отношении него право на управление транспортным средством не могло прекратиться. Подводя итог вышесказанному, можно утверждать, что деяние следует квалифицировать по ч. 1 ст. 12.7 КоАП РФ.
Для того чтобы действия водителя, лишенного права управления, можно было квалифицировать по части 2 статьи 12.7 КоАП РФ, он должен управлять транспортным средством. Под данным понятием следует понимать устройство, предназначенное для перевозки по дорогам людей, грузов или оборудования, установленного на нем6.
6 Постановление Правительства РФ от 23.10.1993 № 1090 (ред. от 31.12.2020) «О Правилах дорожного движения» (вместе с «Основными положениями по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения») (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2022).
Так, мировой судья судебного участка №90 Автозаводского судебного района г.Тольятти Самарской области, рассмотрев материалы дела об административном правонарушении №5-434/2021 по ч. 2 ст. 12.7 КоАП РФ в отношении гражданина Н., принял решение о том, что элекстросамокат К^оо Б3 является транспортным средством, на которое необходимо наличие специального права управления транспортным средством соответвующей категории7.
Однако стоит отметить, что отнесение электросамоката к категории транспортных средств является достаточно спорным. По своему определению электрический самокат является средством передвижения на двух колесах с электромотором. По своим техническим характеристикам он может быть приравнен к мопеду, для управления которым необходимо получение категории «М», но на сегодняшний день он не относится к данной категории. Наиболее подходящая классификация для него является категория средств индивидуальной мобиль-ности8. Под данным понятием следует понимать устройство, имеющее одно или несколько колес (роликов), предназначенное для передвижения человека посредством использования электродвигателя (электродвигателей) и (или) мускульной энергии человека (роликовые коньки, самокаты, электросамокаты, скейтборды, электроскейтборды, гироскутеры, сигвеи, моноколеса и иные аналогичные средства), за исключением велосипедов и инвалидных колясок.
Выделение электросамокатов в отдельную категорию требует значительной проработки данного вопроса не только со стороны правового регулирования, но и со стороны технического регулирования. В рамках технического регулирования обращения и эксплуатации СИМ на территории Российской Федерации необходимо провести категорирование по критериям принципа передвижения, мощности двигателя, максимальной конструктивной скорости, на основании которого определить порядок участия СИМ в дорожном движении и допуска к управлению ими, а также компоненты транспортного средства, оказывающие влияние на безопасность.
Первостепенной задачей при определении правового статуса СИМ является техническое регулирование, поэтому оно должно предшествовать определению порядка участия в дорожном движении и системы допуска к управлению ими.
Следовательно, стоит отметить, что для привлечения лица по ч. 2 ст. 12.7 КоАП РФ, а именно за управление транспортным средством водителем, лишенным права управления транспортными средствами, необходимо обращать внимание на объективную сторону совершаемого административного правонарушения. А именно установить, лишено ли лицо права на управление транспортным средством, управляет лицо устройством, которое можно отнести к категории транспортных средств.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Баканов, К.С. Предупреждение фактов управления транспортным средством в состоянии опьянения на этапах получения, приостановления, прекращения и возобновления права на управление транспортным средством / К. С. Баканов, А. А. Бурцев. М.: ФКУ «НЦ БДД МВД России», 2021. 150 с.
2. Правоприменительная деятельность в области безопасности дорожного движения
7 Дело об административном правонарушении, мировой судья судебного участка №90 Автозаводского судебного района г.Тольятти Самарской области ГАС РФ «Правосудие» [Электронный ресурс] Сайт: Ы^:// sudrf.ru (дата обращения: 25.02.2022).
8 Далее - СИМ.
в 2020 году. Информационно-аналитический обзор. М.: ФКУ «НЦ БДД МВД России», 2021. 76 с.
3. Состояние и тенденции безопасности дорожного движения в Российской Федерации в 2011-2020 годах. Аналитическая справка. М.: ФКУ «НЦ БДД МВД России», 2021.
4. Князев, А.С., Бурмистров, А.О. Дорожно-транспортная аварийность в Российской Федерации за 12 месяцев 2016 года // Информационно-аналитический обзор / Научно-исследовательский центр проблем безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации. М., 2017.
5. Линник, Т.М., Боронина, В.С., Галаева, О.В. Дорожно-транспортная аварийность в Российской Федерации за 12 месяцев 2018 года // Информационно-аналитический обзор / Научный центр безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации. М., 2018.
6. Боронина, В.С., Линник, Т.М., Наумов, С.Б., Шестериков, Н.А. Дорожно-транспортная аварийность в Российской Федерации за 12 месяцев 2019 года // Информационно-аналитический обзор / Под общей редакцией Д.В. Митрошина. М., 2020.
7. Баканов, К.С., Ляхов, П.В., Наумов, С.Б., Лопарев, Е.А., Ермаганбетов, А.С., Исаев, М.М., Шестериков, Н.А., Князев, А.С., Ивлев, В.С., Мохов, А.Г. Дорожно-транспортная аварийность в Российской Федерации за 2020 год // Информационно-аналитический обзор / М., 2021.
8. Баканов, К.С., Ляхов, П.В., Наумов, С.Б., Лопарев, Е.А., Ермаганбетов, А.С., Исаев, М.М., Шестериков, Н.А., Коблов, П.С., Сергунова, А.С., Никулин, Е.Д. Дорожно-транспортная аварийность в Российской Федерации за 2021 год // Информационно-аналитический обзор / М., 2022.
REFERENCES (TRANSLITERATION)
1. Bakanov, K.S. Preduprezhdenie faktov upravleniya transportnym sredstvom v sostoyanii op 'yaneniya na etapah polucheniya, priostanovleniya, prekrashcheniya i vozobnovleniya prava na upravlenie transportnym sredstvom / K. S. Bakanov, A. A. Burcev. M. : FKU «NC BDD MVD Rossii», 2021. 150 s.
2. Pravoprimenitel'naya deyatel'nost' v oblasti bezopasnosti dorozhnogo dvizheniya v 2020 godu. Informacionno-analiticheskij obzor. M.: FKU «NC BDD MVD Rossii», 2021. 76 s.
3. Sostoyanie i tendencii bezopasnosti dorozhnogo dvizheniya v Rossijskoj Federacii v 2011-2020 godah. Analiticheskaya spravka. M.: FKU «NC BDD MVD Rossii», 2021.
4. Knyazev, A.S., Burmistrov, A.O. Dorozhno-transportnaya avarijnost' v Rossijskoj Federacii za 12 mesyacev 2016 goda // Informacionno-analiticheskij obzor / Nauchno-issledovatel'skij centr problem bezopasnosti dorozhnogo dvizheniya Ministerstva vnutrennih del Rossijskoj Federacii. M., 2017.
5. Linnik, T.M., Boronina, V.S., Galaeva, O.V. Dorozhno-transportnaya avarijnost' v Rossijskoj Federacii za 12 mesyacev 2018 goda // Informacionno-analiticheskij obzor / Nauchnyj centr bezopasnosti dorozhnogo dvizheniya Ministerstva vnutrennih del Rossijskoj Federacii. M., 2018.
6. Boronina,V.S., Linnik, T.M., Naumov, S.B., SHesterikov, N.A. Dorozhno-transportnaya avarijnost' v Rossijskoj Federacii za 12 mesyacev 2019 goda // Informacionno-analiticheskij obzor / Pod obshchej redakciej D.V. Mitroshina. M., 2020.
7. Bakanov, K.S., Lyahov, P.V., Naumov, S.B., Loparev, E.A., Ermaganbetov, A.S., Isaev, M.M., SHesterikov, N.A., Knyazev, A.S., Ivlev, V.S., Mohov, A.G. Dorozhno-transportnaya avarijnost' v Rossijskoj Federacii za 2020 god // Informacionno-analiticheskij obzor / M., 2021.
8. Bakanov, K.S., Lyahov, P.V., Naumov, S.B., Loparev, E.A., Ermaganbetov, A.S., Isaev, M.M.,
SHesterikov, N.A., Koblov, P.S., Sergunova, A.S., Nikulin, E.D. Dorozhno-transportnaya avarijnost' v Rossijskoj Federacii za 2021 god // Informacionno-analiticheskij obzor / M., 2022.
ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ
Сергунова Анастасия Сергеевна, научный сотрудник отдела изучения проблем нормативного правового и аналитического обеспечения ФКУ «НЦ БДД МВД России», г. Москва, Россия.
E-mail: [email protected]
INFORMATION ABOUT THE AUTHOR
Anastasiya S. Sergunova, Researcher, Department for the Study of Legal and Analytical Problems, Federal State Institution "National Center for Road Safety of the Russian Ministry of Internal Affairs". Moscow, Russia.
E-mail: sergunova-98@mail.
Дата поступления статьи / Received: 05.05.2022 Принята к публикации / Accepted: 15.06. 2022