УДК 34 DOI 10.53039/2079-4401.2021.5.3.006
ББК 67 © Е.В. Гвоздева, 2021
Научная специальность 12.00.14 - Административное право; административный процесс
ПРОБЛЕМЫ ИСПОЛНЕНИЯ ЛИШЕНИЯ ПРАВА УПРАВЛЕНИЯ ТРАНСПОРТНЫМИ СРЕДСТВАМИ ПО АДМИНИСТРАТИВНЫМ И УГОЛОВНЫМ ДЕЛАМ
Екатерина Владимировна Гвоздева,
начальник отдела дорожно-патрульной службы, исполнения административного законодательства УГИБДД УМВД России по Кировской области, кандидат юридических наук, доцент Контакты: ул. Преображенская, д.84, Киров, Россия, 610046
Аннотация. В статье с учетом анализа правоприменительной практики рассмотрены актуальные проблемы, которые возникают у сотрудников ГИБДД при исполнении наказания в виде лишения права управления транспортными средствами по административным и уголовным делам, предложены пути их решения.
Ключевые слова: лишение специального права, управление транспортными средствами, водительское удостоверение, исполнение постановлений по делам об административных правонарушениях, суд Госавтоинспекция, Гостехнадзор_
PROBLEMS OF EXECUTION OF DESTROYING THE RIGHT TO DRIVE VEHICLES IN ADMINISTRATIVE AND CRIMINAL CASES
Ekaterina V. Gvozdeva,
head of the department of road patrol service, execution of administrative legislation of the state traffic safety inspectorate of the Russian MIA administration for the Kirov Region, police lieutenant colonel, PhD in law, associate professor,
Contacts: ul. Preobrazhenskaya, d.84, Kirov, Russia, 610046
Abstract. In the article, taking into account the analysis of law enforcement activities, the current problems that arise for traffic police officers in the execution of punishment in the form of deprivation of the right to drive vehicles in administrative and criminal cases are considered, and ways to solve them are proposed.
Keywords: deprivation of a special right, driving a vehicle, driving license, execution of decisions in cases of administrative offenses, court State traffic inspectorate, Gostekhnadzor
Для цитирования: Гвоздева Е.В. Проблемы исполнения лишения права управления транспортными средствами по административным и уголовным делам. // Современная наука. 2021;(3): 31-38.
Административные и уголовные наказания в сфере дорожного движения направлены на обеспечение безопасности участников дорожного движения, предотвращение дорожно-транспортных происшествий (далее - ДТП) за счет формирования установки на правомерное поведение и увеличение степени ответственности участников дорожного движения. Особое место среди наказаний за нарушения правил дорожного движения (далее - ПДД) занимает лишение права управления транспортными средствами.
В соответствии с требованиями ст. 3.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) лишение физического лица, совершившего административное правонарушение, ранее предоставленного ему специального права устанавливается за грубое или систематическое нарушение порядка пользования этим правом в случаях, предусмотренных статьями Особенной части КоАП РФ. Лишение специального права назначается судьей. Срок лишения специального права не может быть менее одного месяца и более трех лет.
В соответствии с требованиями ст. 47 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее -УК РФ) лишение права заниматься определенной деятельностью состоит в запрещении заниматься определенной профессиональной или иной деятельностью. Применительно к преступлениям против безопасности дорожного движения и эксплуатации транспортных средств данный вид наказания заключается в лишении права управления транспортными средствами. За совершение указанных преступлений лишение права заниматься определенной деятельностью устанавливается только в качестве дополнительного вида наказания на срок от шести месяцев до трех лет.
Лишение права на управление транспортным средством как административное и уголовное наказание направлено на:
• исключение нарушителя из процесса дорожного движения, которое не дает ему возможности совершать новые правонарушения и преступления;
• повышение эффективности наказания по сравнению со штрафом, так как для обеспеченных водителей уплата штрафа не является проблемой;
open, access
• применение при особо грубых нарушениях ПДД в качестве крайней меры, что обеспечивает соблюдение требований режима дорожного движения [1].
Всего в КоАП РФ закреплено 26 составов административных правонарушений, за которые предусмотрено наказание в виде лишения права управления транспортным средством: часть 1.1 статьи 12.1; части 2, 3, 4 статьи 12.2; часть 4 статьи 12.5; части 1, 2 статьи 12.8; части 4, 5, 7 статьи 12.9; часть 3 статьи 12.10; часть 3 статьи 12.12; части 4, 5 статьи 12.15; часть 3.1 статьи 12.16; часть 2 статьи 12.17; части 3, 5 статьи 12.21.1; часть 1 статьи 12.21.2; часть 5 статьи 12.23; части 1, 2 статьи 12.24; часть
1 статьи 12.26; части 2, 3 статьи 12.27; статья 17.17 КоАП РФ.
В 2020 году в Кировской области подвергнуто административному наказанию в виде лишения специального права 3 039 лиц, из них по составам правонарушений, связанных с управлением транспортными средствами с признаками опьянения -
2 752, что составляет 90,5% (см. Таблицу).
Согласно требованиям ст.ст. 32.6, 32.7 КоАП РФ исполнение постановления о лишении права управления транспортным средством соответствующего вида или другими видами техники осуществляется путем изъятия водительского удостоверения, удостоверения на право управления судами (в том числе маломерными) или удостоверения тракториста-машиниста (тракториста), если водитель, судоводитель или тракторист-машинист (тракторист) лишен права управления всеми видами транспортных средств, судов (в том числе маломерных) и другой техники и хранения изъятого удостоверения (специального разрешения) или иных документов в течение срока лишения указанного специального права.
Течение срока лишения специального права начинается со дня вступления в законную силу постановления о назначении административного наказания в виде лишения специального права. В течение трех рабочих дней со дня вступления в законную силу постановления о назначении административного наказания в виде лишения соответствующего специального права лицо, лишенное специального права, должно сдать водительское удостоверение в орган, исполняющий этот вид административного наказания, а в случае утраты перечисленных документов заявить об этом в указанный орган в тот
open £ access
же срок. В случае уклонения лица, лишенного специального права, от сдачи соответствующего удостоверения (специального разрешения) или иных документов срок лишения специального права прерывается. Течение прерванного срока лишения специального права продолжается со дня сдачи лицом либо изъятия у него соответствующего удостоверения (специального разрешения) или иных документов, а равно получения органом, исполняющим этот вид административного наказания, заявления лица об утрате указанных документов.
Течение срока лишения специального права в случае назначения лицу, лишенному специального права, административного наказания в виде лишения того же специального права начинается со дня, следующего за днем окончания срока административного наказания, примененного ранее.
По истечении срока лишения специального права за совершение административных правонарушений, предусмотренных ст. 9.3 и главой 12 КоАП РФ, водительское удостоверение или удостоверение тракториста-машиниста (тракториста), изъятые у лица, подвергнутого данному виду административного наказания, возвращаются после проверки у него знаний ПДД и после уплаты в установленном порядке наложенных на него административных штрафов за административные правонарушения в области дорожного движения, а за совершение административных правонарушений, предусмотренных ч. 1 ст. 12.8, ч. 1 ст. 12.26 и ч. 3 ст. 12.27 КоАП РФ, также после медицинского освидетельствования данного лица на наличие медицинских противопоказаний к управлению транспортным средством. Хранение невостребованных документов осуществляется в течение трех лет. По истечении указанного срока невостребованные документы подлежат уничтожению.
В УК РФ закреплено два состава преступления, за которые в качестве дополнительного вида наказания предусмотрено лишение права управления транспортным средством (ст.ст. 264, 264.1 УК РФ).
В 2020 году за данные виды преступлений в Кировской области осуждены 556 лиц (см. таблицу).
В соответствии с положениями ч. 4 ст. 47 УК РФ в случае назначения к обязательным работам, исправительным работам, ограничению свободы, а также при условном осуждении в качестве
LEGAL SCIENCES
дополнительного наказания в виде лишения права заниматься определенной деятельностью, его срок исчисляется с момента вступления приговора суда в законную силу. В случае назначения лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью в качестве дополнительного вида наказания к аресту, содержанию в дисциплинарной воинской части, принудительным работам, лишению свободы, оно распространяется на все время отбывания указанных основных видов наказаний, но при этом его срок исчисляется с момента их отбытия.
Согласно положениям ст. 35 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации (далее - УИК РФ) требования приговора о лишении права заниматься определенной деятельностью обязательны для органов, правомочных аннулировать разрешение на занятие соответствующей деятельностью. Указанные органы не позднее трех дней после получения копии приговора суда и извещения уголовно-исполнительной инспекции обязаны аннулировать разрешение на занятие той деятельностью, которая запрещена осужденному, изъять соответствующий документ, предоставляющий данному лицу право заниматься указанной деятельностью, и направить сообщение об этом в уголовно-исполнительную инспекцию.
При исполнении уголовного и административного наказания в виде лишения права управления транспортными средствами сотрудники Госавтоинспекции, как представители органа, исполняющего указанный вид наказания, сталкиваются со следующими проблемами:
1. КоАП РФ, УК РФ и УИК РФ предусмотрен различный порядок исполнения указанного вида наказания.
На практике возникают случаи, когда лицо подвергнуто одновременно наказанию в порядке КоАП РФ в виде лишения специального права, и в порядке УК РФ в виде лишения права заниматься деятельностью по управлению транспортными средствами. При этом ни в КоАП РФ, ни в УИК РФ не определен порядок исполнения перечисленных видов наказаний в такой ситуации.
Данная проблема решена в 2019 году путем принятия постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от 25.06.2019 № 20 (далее -
постановление Пленума ВС РФ). В соответствии с пунктом 32 указанного постановления сроки назначенного административного наказания в виде лишения права управления транспортными средствами и уголовного наказания в виде лишения права заниматься деятельностью по управлению транспортными средствами исчисляются самостоятельно.
Одной из проблем исполнения данного вида наказания является трудность изъятия водительских удостоверений у лиц, лишенных права управления как в порядке КоАП РФ, так и УК РФ.
Так, при исполнении административного наказания в виде лишения права управления транспортными средствами предусмотрено прерывание срока лишения специального права до момента сдачи водительского удостоверения лицом, лишенным такого права, или подачи заявления об его утрате. При этом обязанность по сдаче водительского удостоверения полностью лежит на лице, подвергнутом данному виду наказания.
В 2020 году в Кировской области из 3 039 лиц, лишенных специального права в порядке КоАП РФ, не сдали водительское удостоверение и не обратились с заявлением об его утрате 400 лиц, что составляет 13,2% от лиц, подвергнутых данному виду административного наказания.
Указанием ГУОБДД МВД России от 10.06.2019 № 13/12-6110 определен обязательный порядок информирования сотрудниками Госавтоинспекции лиц, подвергнутых административному наказанию в виде лишения права управления транспортными средствами и своевременно не выполнивших обязанность сдать водительское удостоверение (заявить об его утрате), о том, что они подвергнуты данному наказанию и о наступивших правовых последствиях (увеличении срока лишения специального права) любым доступным способом (телефонограммой, заказным письмом и т.д.), подтверждающим получение данной информации. Сотрудники ГИБДД Кировской области применяют данный порядок и для информирования осужденных к наказанию в виде запрета заниматься деятельностью по управлению транспортными средствами и не сдавшими водительское удостоверение.
Также в Кировской области с 2020 года применяется положительная практика по привлечению участковых уполномоченных полиции по прове-
open access
дению определенной разъяснительной работы на обслуживаемых участках с лицами, лишенными специального права и не сдавшими водительские удостоверения. Ежемесячно списки лиц данной категории передаются из подразделений ГИБДД в подразделения участковых уполномоченных полиции. Только в рамках проведения целенаправленной работы в ноябре 2020 года из 897 лиц, не сдавших водительские удостоверения в 2019 и 2020 годах, участковыми на территории области было изъято 234 водительских удостоверения, 44 водителя написали заявление об его утрате.
Несомненно, дополнительное информирование о необходимости сдачи водительского удостоверения лиц, лишенных специального права, а также практика деятельности участковых показывает положительные результаты в данном направлении деятельности.
При исполнении приговора в части лишения права заниматься деятельностью по управлению транспортными средствами обязанность по изъятию водительского удостоверения принадлежит Госавтоинспекции (статья 35 УИК РФ). Срок лишения права заниматься деятельностью по управлению транспортными средствами начинает исчисляться в независимости от факта изъятия водительского удостоверения. Такое понятие, как прерывание срока указанного вида уголовного наказания, в УК РФ и УИК РФ отсутствует.
Кроме того, если КоАП РФ в ст. 32.6 установлен особый порядок возврата водительских удостоверений, а именно только после проверки знания ПДД и уплаты лицом в установленном порядке наложенных на него административных штрафов за административные правонарушения в области дорожного движения, а также медицинского освидетельствования данного лица на наличие медицинских противопоказаний к управлению транспортным средством, то в УИК РФ и в УК РФ таких условий возврата водительского удостоверения после окончания срока лишения права заниматься деятельностью по управлению транспортными средствами не предусмотрено.
Действие постановления Правительства Российской Федерации от 14.11.2014 № 1191 «Об утверждении Правил возврата водительского удостоверения после утраты оснований прекращения
open £ access
действия права на управление транспортными средствами» также не распространяется на возврат водительских удостоверений лицам, осужденным по ст.ст. 264, 264.1 УК РФ. Поэтому фактически лица, осужденные за преступления против безопасности дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, получают водительские удостоверения по факту после окончания срока наказания. Ежегодно в Кировской области возвращают водительские удостоверения после окончания срока уголовного наказания в виде запрета заниматься определенной деятельностью по управлению транспортным средством без проверки знания ПДД и без медицинского освидетельствования на наличие медицинских противопоказаний к управлению транспортным средством более 500 лиц.
Считаем необходимым инициировать внесение соответствующих изменений в УИК РФ по введению обязанности для лиц, осужденных к наказанию в виде запрета заниматься деятельностью по управлению транспортными средствами, сдавать водительское удостоверение в ГИБДД в течение трех дней с момента вступления приговора в законную силу (при назначении указанного наказания в качестве дополнительного к основному наказанию, не связанному с лишением свободы) или с момента отбытия наказания в виде лишения свободы. В случае уклонения лица от сдачи водительского удостоверения срок лишения права заниматься деятельностью по управлению транспортными средствами прерывается.
Возврат водительского удостоверения лицам, осужденным к наказанию в виде лишения права заниматься деятельностью по управлению транспортным средством, следует осуществлять только после проверки знания ими ПДД, уплаты административных штрафов за правонарушения в области дорожного движения и прохождения медицинского освидетельствования на наличие медицинских противопоказаний к управлению транспортным средством.
Также в ст. 32.6 КоАП РФ и ст. 35 УИК РФ необходимо законодательно закрепить обязанность органов, исполняющих наказание в виде лишения права управления транспортными средствами, информировать лиц, подвергнутых данному наказанию и своевременно не выполнивших обязанность сдать водительское удостоверение (заявить об его
LEGAL SCIENCES
утрате), о том, что они подвергнуты данному наказанию и о наступивших правовых последствиях (увеличении срока лишения специального права) любым доступным способом (телефонограммой, заказным письмом и т.д.), подтверждающим получение данной информации.
2. Проблема исполнения лишения права управления транспортными средствами в случае, если лицо, лишенное специального права и заявившее об утрате водительского удостоверения, фактически продолжало им пользоваться при управлении транспортным средством.
В соответствии с положениями п. 32 постановления Пленума ВС РФ, если лицо заявило об утрате соответствующего удостоверения, а затем фактически продолжало пользоваться им при управлении транспортным средством, что подтверждается фактом изъятия данного удостоверения, срок лишения права управления транспортными средствами считается прерванным и продолжение исчисления течения прерванного срока производится со дня изъятия у лица соответствующего удостоверения.
Если лицо в период течения срока лишения специального права управляет транспортным средством и предъявляет ранее заявленное на утрату водительское удостоверение, то у сотрудников ГИБДД не возникает сомнений по вопросу исчисления прерванного срока - со дня изъятия у лица соответствующего удостоверения. Кроме того, водитель привлекается к административной ответственности по ч. 2 ст. 12.7 КоАП РФ (управление транспортным средством лицом, лишенным специального права).
Однако в случае, если лицо в такой ситуации предъявляет водительское удостоверение по истечении срока лишения специального права, то правоприменительная и судебная практика складывается по-разному. В Кировской области сотрудники ГИБДД в таких ситуациях обращаются в суд о разъяснении порядка исполнения постановления о назначенном наказании в виде лишения специального права (ст. 31.8 КоАП РФ). Так, 22.05.2020 судья судебного участка № 61 Октябрьского судебного района г. Кирова (дело № 61/5-138/2018) в определении разъяснил порядок исполнения постановления в отношении гражданина Г. о назначении наказания в виде лишения специального права по ч. 5 ст. 12.15 КоАП РФ от 15.03.2018, вступившего в
законную силу 12.04.2018. В определении указано, что Г. обратился 12.04.2018 с заявлением на утрату водительского удостоверения, 12.04.2019 срок лишения специального права истек. 14.05.2020, управляя транспортным средством, Г. предъявил сотрудникам Госавтоинспекции утраченное ранее водительское удостоверение. Исходя из системного толкования требований п. 9 (по истечении срока назначенного административного наказания в виде лишения права управления транспортными средствами лицо не является лишенным права управления транспортными средствами) и п. 32 постановления Пленума ВС РФ, учитывая, что доказательств использования Г. в период с 12.04.2018 по 12.04.2019 водительского удостоверения суду не предоставлено, с учетом положений ст. 1.5 КоАП РФ судья разъяснил, что срок лишения специального права у Г. окончен, соответственно срок лишения Г. права управления транспортными средствами исчисляется с даты написания заявления об утрате водительского удостоверения (12.04.2018). Действия Г. подлежат квалификации только по ч. 1 ст. 12.7 КоАП РФ (управление транспортным средством лицом, не имеющим такого права). При аналогичной ситуации 16.12.2020 мировой судья судебного участка № 60 (дело № 59/5-320/2018) разъяснил в определении, что срок лишения специального права у гражданина О. следует исчислять с 22.10.2020, то есть с даты, когда гражданин О. управлял транспортным средством и предъявил сотрудникам Госавтоинспекции водительское удостоверение, об утрате которого заявлял 28.06.2018. Действия водителя О. 22.10.2020 были квалифицированы по ч. 2 ст. 12.7 КоАП РФ как лица, лишенного специального права.
Для формирования единой административной и судебной практики при реализации требований п. 32 постановления Пленума ВС РФ (в случае если лицо, лишенное специального права, заявило на утрату водительского удостоверения, однако фактически продолжало им пользоваться при управлении транспортным средством) необходимо разъяснить, что в таких случаях лицо вне зависимости от окончания срока лишения специального права, от наличия или отсутствия доказательств использования в период лишения водительского удостоверения считается лишенным права управления транспортны-
open access
ми средствами и подлежит ответственности по ч. 2 ст. 12.7 КоАП РФ. Субъективная сторона состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 12.7 КоАП РФ, в данном случае характеризуется как умышленной, так и неосторожной формой вины, установление которой является обязательным в ходе рассмотрения дела.
3. Проблема определения места (органа) исполнения постановления о назначении наказания в виде лишения права правления транспортными средствами.
В соответствии с требованиями ст. 31.3 КоАП РФ постановление о назначении административного наказания в виде лишения права управления транспортными средствами должно быть направлено судьей в подразделение органа, на которое возложено его исполнение, с отметкой о дне вступления в законную силу такого постановления, в течение трех суток с указанного дня. При этом до 2019 года законодательно не было определено, на какой именно орган Госавтоинспекции возложена обязанность по исполнению таких постановлений.
Пунктом 32 постановления ВС РФ в 2019 году даны разъяснения, что судье в резолютивной части постановления по делу об административном правонарушении необходимо указать подразделение органа, уполномоченного исполнять названное наказание (например, подразделение ГИБДД МВД России). В качестве подразделения, на которое возлагается исполнение постановления о назначении наказания в части лишения специального права, как правило, следует указывать подразделение органа, должностное лицо которого направило дело на рассмотрение судье, в том числе в случае вынесения постановления в отношении лица, проживающего за пределами РФ. Кроме того, в отношении лица, проживающего на территории РФ, возможно возложить исполнение постановления на подразделение уполномоченного на то органа по месту жительства (по месту пребывания) лица, которому данное наказание назначено, в том числе в случае удовлетворения ходатайства такого лица о рассмотрении дела по месту его жительства.
Однако на практике судьи в постановлениях указывают подразделение Госавтоинспекции, уполномоченное исполнять указанный вид наказания, либо направляют на исполнение постановление в
open £ access
два подразделения Госавтоинспекции (по месту жительства лица и по месту органа, должностное лицо которого направило дело в суд на рассмотрение). Данные обстоятельства влекут неясность, какой орган должен уведомлять о необходимости сдать водительское удостоверение, принимать и хранить водительское удостоверение или заявление об его утрате, где в дальнейшем будет проходить процедура возврата водительского удостоверения после окончания срока наказания, в том числе проверка знаний ПДД и другие вопросы.
Для формирования единой практики необходимо законодательно закрепить (в КоАП РФ) обязанность судов в постановлениях о назначении наказания в виде лишения специального права указывать конкретный орган Госавтоинспекции, который будет исполнять данное постановление. При этом целесообразно в этих случаях указывать то подразделение Госавтоинспекции, которое определит лицо, подвергнутое наказанию.
4. Проблема взаимодействия подразделений Госавтоинспекции МВД России и органов Государственной инспекции по надзору за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники (далее - Гостехнадзор) при исполнении наказания в виде лишения права управления ТС.
Данная проблема имеет ряд пробелов правового регулирования, влекущих конфликты и риски правоприменения.
Лишение права управления транспортным средством определенного вида означает, что субъект административной ответственности одновременно лишается права управления и другими транспортными средствами, указанными в примечании к ст. 12.1 КоАП РФ, то есть и права управления трактором, и самоходной машиной - всеми видами транспортных средств, на управление которыми в соответствии с законодательством РФ о безопасности дорожного движения предоставляется специальное право.
Статьей 32.5 КоАП РФ определены органы, исполняющие постановления о лишении специального права. Постановления судьи о лишении права управления транспортным средством, за исключением трактора, самоходной машины и других видов техники, исполняются должностными лицами органов внутренних дел (ч. 1). Постановления судьи
LEGAL SCIENCES
ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ
mQA
open^ access
о лишении права управления трактором, самоходной машиной или другими видами техники исполняются Гостехнадзором (ч. 2).
Исследование практики исполнения наказаний в виде лишения права управления транспортным средством показало следующие проблемы:
• отсутствие необходимых нормативных правовых актов, регламентирующих порядок взаимодействия органов Госавтоинспекции с органами Гостехнадзора, судами (судьями);
• невыполнение судьями положений ч. 2 ст. 32.5 КоАП РФ в части направления в органы Гостехнадзора постановлений о лишении права управления трактором, самоходной машиной или другими видами техники для исполнения;
• недостаточный уровень организации взаимодействия Госавтоинспекции с Гостехнадзором по исполнению административных наказаний в области дорожного движения;
• отсутствие доступной единой федеральной информационной системы органов Гостехнадзора [2].
Одно лицо может иметь водительские удостоверения, полученные в Госавтоинспекции и в Гостехнадзоре. В связи с этим отсутствие информации в Гостехнадзоре о лишении права управления, о стадии исполнения постановления о лишении указанного права, о наличии водительского удостоверения, а также отсутствие соответствующей информации в Госавтоинспекции может привести к неверной квалификации административных правонарушений и непривлечению водителя к уголовной ответственности по ст. 264.1 УК РФ.
Учитывая изложенное, считаем необходимым применять следующий порядок действий сотрудников Госавтоинспекции и Гостехнадзора:
1. При оформлении сотрудником Госавтоинспекции административного правонарушения, предусмотренного главой 12 КоАП РФ, предусматривающего наказание в виде лишения права управления транспортным средством, дополнительно устанавливать наличие у привлекаемого лица удостоверения тракториста-машиниста и отражать этот факт в материалах дела (в объ-
яснении водителя путем направления запроса в Гостехнадзор).
2. Сотруднику Госавтоинспекции при получении из суда постановления о лишении права управления транспортными средствами, а также при наличии информации об имеющемся у водителя транспортного средства удостоверения тракториста-машиниста копию вступившего в законную силу постановления направлять в подразделение Гостехнадзора. В случае прерывания срока лишения специального права в отношении лица, уклоняющегося от сдачи водительского удостоверения, информацию о начале течения срока лишения специального права незамедлительно направлять в Гостехнадзор.
3. Сотруднику Гостехнадзора при получении из суда постановления о лишении права управления транспортными средствами, а также при наличии информации об имеющемся у водителя водительском удостоверении, выданном ГИБДД, копию вступившего в законную силу постановления направлять в подразделение Госавтоинспекции. В случае прерывания срока лишения специального права в отношении лица, уклоняющегося от сдачи водительского удостоверения, информацию о начале течения срока лишения права управления транспортными средствами незамедлительно направлять в Госавтоинспекцию.
4. Исключить факты хранения в подразделении Госавтоинспекции удостоверений трактористов-машинистов и возврат таких удостоверений водителям самоходных машин при их обращении.
5. Необходимо определить порядок проведения сверки по лицам, лишенным права управления транспортными средствами, по федеральному банку данных Госавтоинспекции МВД России (ФИС ГИБДД-М) и банку данных Гостехнадзора.
В целом требуется организация федеральной информационной системы, совместное использование которой сотрудниками Госавтоинспекции и Гостехнадзора сведет к минимуму правовые риски при применении мер уголовной и административной ответственности за правонарушения в области дорожного движения.
nQa
LEGAL SCIENCES
»Qa
Таблица
Количество лиц, подвергнутых административному наказанию в виде лишения права управления транспортными средствами и уголовному наказанию в виде лишения права заниматься деятельностью по управлению транспортными
средствами в Кировской области за период с 2018 по 2020 год
Показатели 2018 год 2019 год 2020 год
Количество лиц, лишенных специального права в порядке КоАП РФ 3515 3087 3039
из них по ст.ст. 12.8, 12.26, ч. 3 ст. 12.27 КоАП РФ 3112 2807 2752
по иным статьям КоАП РФ 403 280 287
не сдали водительские удостоверения 242 282 400
Доля лиц, не сдавших водительские удостоверения либо не заявивших об их утрате 6,9% 9,1% 13,2%
Количество лиц, лишенных права заниматься деятельностью по управлению транспортными средствами в порядке УК РФ по ст. ст. 264.1, 264 УК РФ 674 644 556
Литература:
1. Головко В.В., Бекетов О.И., Майоров В.И. Лишение права управления транспортным средством в системе административных наказаний: современные тенденции и перспективы // Административное право и процесс, 2017, № 7. // СПС «Консультант-Плюс» (дата обращения: 25.02.2021).
2. Корыц С.И. Взаимодействие подразделений
Госавтоинспекции МВД России и органов Государственной инспекции по надзору за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники при исполнении административных наказаний в виде лишения права управления // Вестник Омской юридической академии, 2017, № 4. // СПС «Кон-сультантПлюс» (дата обращения: 25.02.2021).