- НАУЧНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ, ПОСВЯЩЕННЫЕ ВОПРОСАМ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БДД -
УДК 34 © А.С. Сергунова 2021
NIION: 2021-0084-4/21-032 MOSURED: 77/27-026-2021-4-231
ОСОБЕННОСТИ КВАЛИФИКАЦИИ ОБЪЕКТИВНОЙ СТОРОНЫ СТАТЬИ 12.7 КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ
Анастасия Сергеевна Сергунова,
научный сотрудник ФКУ «Научный центр БДД МВД России» Контакты: ул. Поклонная, д. 17, Москва, Россия, 121170
Аннотация. В настоящей статье проведен анализ практики применения статьи 12.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Отмечены ошибки квалификации объективной стороны указанной статьи.
Ключевые слова: безопасность дорожного движения, объективная сторона административного правонарушения, дорожно-транспортные происшествия
Для цитирования: Сергунова А.С. Особенности квалификации объективной стороны статьи 12.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях // Безопасность дорожного движения. 2021. № 4. С. 56-59.
FEATURES OF THE QUALIFICATION OF THE OBJECTIVE SIDE OF ARTICLE 12.7 OF THE CODE OF ADMINISTRATIVE OFFENSES
OF THE RUSSIAN FEDERATION
Anastasia S. Sergunova,
researcher of the Federal public establishment «Scientific State Institution of Road Safety
of the Ministry of the Interior of the Russian Federation» Contacts: ul. Poklonnaya, d. 17, Moscow, Russia, 121170
Abstract. This article analyzes the practice of applying Article 12.7 of the Code of Administrative Offenses of the Russian Federation. Errors in the qualification of the objective aspect of this article are noted.
Keywords: road safety, the objective side of an administrative offense, road traffic accidents
For quotation: Sergunova A.S. Features of the qualification of the objective side of Article 12.7 of the Code of Administrative Offenses of the Russian Federation // Road safety. 2021. № 4. P. 56-59.
В настоящее время актуальной проблемой является взаимоотношение личности и государства. Приоритет прав и свобод человека и гражданина над интересами государства - основополагающий принцип, отраженный в Конституции Российской Федерации. Данное положение подтверждает вторичность государства по отношению к обществу, при этом определяя права и свободы человека как наивысшую ценность [1]. В первую очередь, государство возлагает на себя обязанность не только соблюдения, но и защиты прав граждан. В этой связи снижение аварийности на дорогах в России представляет собой одной из первоочередных задач, возложенных на государство [2-4].
Цели обеспечения безопасности дорожного движения включают в себя защиту действующего порядка управления транспортными средствами, предупреждение причин возникновения дорожно-транспортных происшествий, снижение тяжести их последствий [5]. Статья 12.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушени-ях1 регулирует общественные отношения в сфере безопасности движения. В судебной практике встречаются неточности при определении действия как административного правонарушения. Так, при
квалификации действий по статье 12.7 КоАП РФ отмечают основные группы ошибок:
1. Юридические ошибки.
2. Ошибки в квалификации по объективной стороне административного правонарушения.
3. Ошибки в определении субъекта, привлекаемого к ответственности.
Юридическая ошибка представляет собой неправильное представление лица о юридической оценке совершенного им деяния либо о юридической ответственности, связанной с его совершением. Например, ошибка по объективной стороне административного правонарушения. Так, при рассмотрении судьей Муромцевского районного суда Омской области в открытом судебном заседании дела по жалобе на постановление начальника ОГИБДД ОМВД России по Муромцевскому району по ч. 1 ст. 12.7 КоАП РФ установлено, что гражданка М. неправильно оценивала свои действия и управляла автомобилем с очками на голове. Гражданка М. должна была находиться в очках, в связи с тем, что в ее водительском удостоверении есть особая отметка «очки обязательно» [6].
Ошибка в квалификации субъекта по статье 12.7 КоАП РФ зачастую заключается в опреде-
1 Далее - «КоАП РФ».
56
Безопасность дорожного движения
№ 4/2021
SCIENTIFIC RESEARCH, D]
лении его правового статуса как лица, привлекаемого к ответвенности. Основным субъектом по статье 12.7 КоАП РФ является водитель. Согласно п. 1.2. Правил дорожного движения Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.10.1993 №1090 водитель - лицо, управляющее каким-либо транспортным средством. Статус водителя также распространяется на погонщика, ведущего по дороге вьючных, верховых животных или стадо, и на лицо, обучающее вождению. Однако административный закон сужает данное понятие в рамках примечания к статье 12.1 КоАП РФ. Следует отметить, что термин «водитель» в интересующем нас контексте не тождественен лицу, имеющему водительское удостоверение [8]. Во-первых, потому что водителем как субъектом соответствующих административных правонарушений может быть любое вменяемое лицо, достигшее возраста шестнадцати лет, не имеющее права на управление транспортным средством либо лишенное такого права. Если водитель не имел права управления транспортными средствами либо был лишен такого права, то это действие само по себе образует состав административного правонарушения (ч. 1 или ч. 2 ст. 12.7 КоАП РФ).
Следует отметить, что ни наличие водительского удостоверения, ни нахождение на месте водителя не характеризуют лицо как субъект правонарушения. Этот признак появляется у него только непосредственно в процессе управления транспортным средством, то есть в период от момента приведения транспортного средства в движение и до постановки его на стоянку.
Субъектами ответственности по указанной статье являются:
1. Лица, управляющие транспортным средством, при этом не имеющие права управления (за исключением учебной езды).
2. Лица, управляющие транспортным средством, лишенные права управления.
3. Лица, передавшие управление транспортным средством лицу, заведомо не имеющему права управления (за исключением учебной езды) или лишенному такого права.
Также субъекты ответвенности можно классифицировать по таким основаниям, как наличие ограничений на право управления транспортным средством, возраст, момент передачи права управления транспортным средством, наличие гражданства и т.д.
Так, в ходе расследования по делу № 1215/2019 Дмитровского районного суда Орловской области по жалобе на постановление начальника ОГИБДД ОМВД России по Дмитровскому району от 23.10.2019 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 12.7 КоАП РФ [9], в отношении гражданина
)ICATED TO ROAD SAFETY -
М. установлено, что национальное водительское удостоверение не соответствует Конвенции о дорожном движении (заключена в г. Вене 8 ноября 1968 г.)2, так как в нем отсутствует указание на окончание срока действия водительского удостоверения, а также перевод на русский язык. Кроме того, вышеуказанное лицо является гражданином Российской Федерации и должно соблюдать законодательство Российской Федерации, в связи с чем обязано заменить водительское удостоверение, выданное в Украине, на национальные права Российской Федерации или водительское удостоверение международного образца.
В силу п. 1 ст. 41 Конвенции договаривающиеся стороны будут признавать любое национальное водительское удостоверение, составленное на их национальном языке или на одном из их национальных языков, либо, если оно не составлено на таком языке, сопровождаемое заверенным переводом; любое национальное водительское удостоверение, соответствующее предписаниям приложения 6 к данной Конвенции, и любое международное водительское удостоверение, соответствующее предписаниям приложения 7 к данной Конвенции, действительными на своей территории для управления автомобилем, соответствующим категории или категориям транспортных средств, на управление которыми выдано водительское удостоверение, при условии, что указанное оно является действительным и выдано другой договаривающейся стороной или одним из ее территориальных подразделений, либо объединением, уполномоченным на то этой договаривающейся стороной или одним из ее территориальных подразделений. Положения настоящего пункта не применяются к водительскому удостоверению ученика-водителя.
В силу пункта 2 статьи 41 Конвенции (в прежней редакции) договаривающиеся стороны будут признавать [10]:
любое национальное водительское удостоверение, составленное на их национальном языке или на одном из их национальных языков, либо, если оно не составлено на таком языке, сопровождаемое заверенным переводом;
любое национальное водительское удостоверение, соответствующее предписаниям Приложения 6 к настоящей Конвенции.
В Конвенции перечислены обязательные сведения, которые должны быть отражены к водительском удостоверении, а именно, фамилия, имя и отчество, дата и место рождения, место жительства, орган, выдавший удостоверение, дата и место выдачи удостоверения, дата окончания действия удостоверения, номер удостоверения, подпись и/ или штамп или печать органа, выдавшего удостоверение, подпись владельца или отпечаток большого пальца, категории или подкатегории транспортных
2 Далее - «Конвенция».
№ 4/2021 -
Road safety
57
НАУЧНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ, ПОСВЯЩ
средств, на которые распространяется это удостоверение, дата выдачи удостоверения и дата окончания действия для каждой из категорий.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 29 апреля 1974 г. №-УШ ратифицирована Конвенция, в ст. 41 которой определены критерии действительности национальных и международных водительских удостоверений, выданных на территории иностранного государства-участника Конвенции. Образцы таких удостоверений приведены в приложениях 6 и 7 Конвенции и должны иметь записи, произведенные или продублированные буквами латинского алфавита.
В силу подпункта «Ь» пункта 2 статьи 41 Конвенции государства-участники признают любое национальное водительское удостоверение, соответствующее предписаниям Приложения 6 к настоящей Конвенции.
В соответствии с частью 12 статьи 25 Федерального закона от 10 декабря 1995 года № 196 «О безопасности дорожного движения»3 лица, постоянно или временно проживающие либо временно пребывающие на территории Российской Федерации, допускаются к управлению транспортными средствами на основании российских национальных водительских удостоверений, а при отсутствии таковых на основании иностранных национальных или международных водительских удостоверений при соблюдении ограничений, указанных в пункте 13 данной статьи.
Согласно части 13 статьи 25 ФЗ «О Безопасности дорожного движения» не допускается управление транспортными средствами на основании иностранных национальных или международных водительских удостоверений при осуществлении предпринимательской и трудовой деятельности, непосредственно связанной с управлением транспортными средствами.
В соответствии с вышеназванными нормами можно сделать вывод о том, что на территории Российской Федерации лица допускаются к управлению транспортными средствами на основании национальных или международных водительских удостоверений, за исключением тех случаев, когда управление транспортными средствами происходит на основании иностранных национальных или международных водительских удостоверений при осуществлении предпринимательской и трудовой деятельности. Также следует отметить, что в отечественном законодательстве отсутствует обязанность замены водительского удостоверения лицом, вступившим в гражданство Российской Федерации. Соответственно, вопрос о замене водительского удостоверения, сроке его обмена является спорным, как и вопрос определения правового статуса иностранного гражданина, имеющего иностранное национальное водительское удостоверение, получившего гражданство РФ.
ННЫЕ ВОПРОСАМ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БДД
При разрешении данного вопроса необходимо учитывать позицию Генеральной прокуратуры РФ, которая в своем письме МВД РФ пояснила следующее [11]. В силу пункта 12 статьи 25 ФЗ «О безопасности дорожного движения» не устанавливается разделение лиц для допуска к управлению транспортными средствами на граждан России, иностранных граждан или лиц без гражданства. Лица, постоянно или временно проживающие либо пребывающие на территории Российской Федерации, допускаются к управлению транспортными средствами на основании российских национальных водительских удостоверений, а при отсутствии таковых на основании иностранных национальных или международных водительских удостоверений. Исключение составляют случаи осуществления гражданами, имеющими иностранные водительские удостоверения, предпринимательской и трудовой деятельности, непосредственно связанной с управлением транспортными средствами. При этом ФЗ «О безопасности дорожного движения» не предусматривает обязанности лиц, а том числе граждан Российской Федерации, осуществлять обмен иностранных национальных или международных водительских удостоверений на российские водительские удостоверения.
Согласно п. 1 ст. 41 Конвенции договаривающиеся стороны признают любое национальное водительское удостоверение, соответствующее ее требованиям, действительным на своей территории для управления транспортным средством при условии легитимности его получения. Положения Конвенции не содержат запрет на признание иностранного водительского удостоверения после момента, когда территория одной из договаривающихся сторон становится обычным местом жительства его владельца.
С учетом изложенного, лица, которые приобрели российское гражданство после факта получения иностранного водительского удостоверения вправе пользоваться таким удостоверением вплоть до окончание срока его действия.
Порядок обмена иностранных национальных и международных водительских удостоверений на российские национальные и международные водительские удостоверения определяется Правительством Российской Федерации (п. 18 Постановления Правительства РФ от 24.10.2014 № 1097).
ФЗ «О безопасности дорожного движения» установлено, что право на управление транспортными средствами на территории Российской Федерации предоставляется лицам, сдавшим соответствующие экзамены, при соблюдении условий, перечисленных в статье 26 [12].
В соответствии с п. 7 Конвенции положения ст. 41 Конвенции не обязывают Договаривающиеся Стороны:
признавать действительными национальные или международные водительские удостоверения,
3 Далее - «ФЗ «О Безопасности дорожного движения».
58 - Безопасность дорожного движения
№ 4/2021
SCIENTIFIC RESEARCH, D]
выданные на территории другого государства лицам, которые имели на их территории обычное местожительство в момент выдачи этого водительского удостоверения или которые перенесли свое обычное местожительство на их территорию после выдачи этого удостоверения;
признавать действительность вышеуказанных водительских удостоверений, выданных водителям, обычное местожительство которых в момент выдачи удостоверений находилось не на территории, где были выданы удостоверения, или которые перенесли свое местожительство после выдачи удостоверений на другую территорию.
Следовательно, можно сделать вывод о том, что судебная практика по данному вопросу неоднозначна. Стоит отметить, что письмо Генеральной прокуратуры о том, что лицо, ставшее гражданином Российской Федерации после факта получения иностранного водительского удостоверения, вправе пользоваться таким удостоверением до окончания срока его действия, с одной стороны, оправданно, так как замена водительского удостоверения при вступлении в гражданство для иностранных граждан, граждан с двойным гражданством занимает достаточное количество времени и не всегда является первостепенной задачей (необходимо заменить документы, удостоверяющие личность, встать на учет в налоговую службу, пенсионный фонд, военкомат).
Список источников:
1. Мишина Ю.В. К вопросу об административно-правовом статусе участника дорожного движения // Научный вестник Орловского юридического института МВД России имени В.В. Лукьянова. 2018. № 4 (77).
>ICATED TO ROAD SAFETY -
2. Линник Т.М., Боронина В.С., Галаева О.В. Дорожно-транспортная аварийность в Российской Федерации за 12 месяцев 2018 года: информационно-аналитический обзор. М.: ФКУ «НЦ БДД МВД России». 2018. 18 с.
3. Боронина В.С., Линник Т.М., Наумов С.Б., Шестериков Н.А. Дорожно-транспортная аварийность в Российской Федерации за 12 месяцев 2019 года: информационно-аналитический обзор. М.: ФКУ «НЦ БДД МВД России». 2020. 21 с.
4. Баканов К.С., Ляхов П.В., Наумов С.Б., Лопарев Е.А., Ермаганбетов А.С., Исаев М.М., Шестериков Н.А., Князев А.С., Ивлев В.С., Мохов А.Г. Дорожно-транспортная аварийность в Российской Федерации за 2020 год: информационно-аналитический обзор. М.: ФКУ «НЦ БДД МВД России». 2021. 79 с.
5. Федеральный закон от 10 декабря 1996 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (с изменениями и дополнениями) // СПС «Консультант Плюс» (дата обращения: 20.03.2021).
6. Дело об административном правонарушении № 121/2017 р.п. Муромцево Муромцевского районного суда Омской области от 10 января 2017 года // ГАС «Правосудие» (дата обращения: 20.11.2021).
7. Похмелкин В.В. Проблемы применения мировыми судьями законодательства об административных правонарушениях в области дорожного движения: научно-практическое пособие. М.: Юридический дом «Юстицинформ». 2019. 200 с.
8. Дело об административном правонарушении № 1215/2019 Дмитровского районного суда Орловской области от 23 октября 2019 года // ГАС «Правосудие» (дата обращения: 21.11.2021).
9. Конвенция о дорожном движении (заключена в г. Вене 8 ноября 1968 года) // СПС «Консультант Плюс» (дата обращения: 19.11.2021).
10. Письмо Генеральной прокуратуры от 14.10.2019 № 74/2-361-2019. // URL: https://epp.genproc.gov.ru/web/gprf (дата обращения: 22.11.2021).
11. Баканов К.С., Ляхов П.В., Лопарев Е.А., Ермаганбетов А.С., Исаев М.М., Коблов П.С., Шестериков Н.А. Правоприменительная деятельность в области безопасности дорожного движения в 2020 году: информационно-аналитический обзор. М.: ФКУ «НЦ БДД МВД России». 2021. 75 с.
№ 4/2021
Road safety
59