Научная статья на тему 'ПРАВОВЫЕ ВОПРОСЫ БУКСИРОВКИ МЕХАНИЧЕСКИХ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ'

ПРАВОВЫЕ ВОПРОСЫ БУКСИРОВКИ МЕХАНИЧЕСКИХ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
549
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АВТОПОЕЗД / БЕЗОПАСНОСТЬ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ / ВОДИТЕЛЬ / БУКСИРОВКА / ПРИЦЕП / ТРАНСПОРТНОЕ СРЕДСТВО

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Исаев М.М.

В статье рассматриваются проблемные вопросы правового характера, связанные с осуществлением буксировки механических транспортных средств. В частности, определяется необходимость наличия права управления транспортным средством с прицепом для буксировки, возможность буксировки механического транспортного средства с прицепом, а также уделяется внимание некоторым особенностям правового статуса лица, находящегося за рулем буксируемого транспортного средства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEGAL ISSUES OF TOWING OF MOTOR VEHICLES

The article deals with problematic issues of a legal nature related to the towing of motor vehicles. In particular, the neces-sity of having the right to drive a vehicle with a trailer for towing, the possibility of towing a mechanical vehicle with a trailer is determined, and attention is also paid to some features of the legal status of a person driving a towed vehicle.

Текст научной работы на тему «ПРАВОВЫЕ ВОПРОСЫ БУКСИРОВКИ МЕХАНИЧЕСКИХ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ»

- НАУЧНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ, ПОСВЯЩЕННЫЕ ВОПРОСАМ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БДД -

УДК 34 © М.М. Исаев 2021

2021-0084-4/21-026 MOSURED: 77/27-026-2021-4-225

ПРАВОВЫЕ ВОПРОСЫ БУКСИРОВКИ МЕХАНИЧЕСКИХ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ

Максим Михайлович Исаев,

научный сотрудник ФКУ «Научный центр БДД МВД России» Контакты: ул. Поклонная, д. 17, Москва, Россия, 121170

misaev56@mvd.ru

Аннотация. В статье рассматриваются проблемные вопросы правового характера, связанные с осуществлением буксировки механических транспортных средств. В частности, определяется необходимость наличия права управления транспортным средством с прицепом для буксировки, возможность буксировки механического транспортного средства с прицепом, а также уделяется внимание некоторым особенностям правового статуса лица, находящегося за рулем буксируемого транспортного средства.

Ключевые слова: автопоезд, безопасность дорожного движения, водитель, буксировка, прицеп, транспортное средство Для цитирования: Исаев М.М. Правовые вопросы буксировки механических транспортных средств // Безопасность дорожного движения. 2021. № 4. С. 26-31.

LEGAL ISSUES OF TOWING OF MOTOR VEHICLES

Maxim M. Isaev,

researcher Federal public establishment «Scientific State Institution of Road Safety of the Ministry of the Interior of the Russian Federation» Contacts: ul. Poklonnaya, d. 17, Moscow, Russia, 121170

Abstract. The article deals with problematic issues of a legal nature related to the towing of motor vehicles. In particular, the necessity of having the right to drive a vehicle with a trailer for towing, the possibility of towing a mechanical vehicle with a trailer is determined, and attention is also paid to some features of the legal status of a person driving a towed vehicle. Keywords: road train, road safety, driver, towing, trailer, vehicle

For quotation: Isaev M.M. Legal issues of towing of motor vehicles // Road safety. 2021. № 4. P. 26-31.

Буксировка механических транспортных средств1 является вынужденной мерой, обусловленной чаще всего невозможностью самостоятельного движения буксируемого ТС, например, ввиду неисправности, отсутствия топлива и др.

Необходимо понимать, что буксировка ТС в условиях дорожного движения создает повышенные риски совершения дорожно-транспортного происшествия2.

Во-первых, осуществляется перемещение ТС, системы которого не функционируют в полном объеме ввиду неисправностей, заглушенного двигателя, что, на отдельных моделях ТС требует большего усилия для нажатия на педаль тормоза и вызывает иные затруднения в управлении.

Во-вторых, возникновение неисправностей связующего звена буксируемого и буксирующего ТС (сцепного устройства, буксировочного крюка, разрыв троса и т.п.) могут привести к неуправляемому движению буксируемого ТС по инерции.

В этой связи буксировка ТС требует большего внимания от водителей как буксируемого, так и буксирующего ТС (при необходимости его нахождения за рулем). Неслучайно Правилами дорожного

1 Далее также - «ТС».

2 Далее также - «ДТП».

3 Далее - «ПДД РФ».

движения Российской Федерации3 предъявляются повышенные требования к осуществлению буксировки. Рассмотрим их подробнее.

1. На буксируемом ТС должны быть включены габаритные огни (п. 19.1 ПДД РФ), аварийная сигнализация (п. 7.1 ПДД РФ), при отсутствии или неисправности аварийной сигнализации на буксируемом механическом ТС на его задней части должен быть закреплен знак аварийной остановки (п. 7.3 ПДД РФ).

Обязанность по соблюдению перечисленных требований возлагается на водителя буксируемого ТС, т.е. лицо, находящееся в момент буксировки на гибкой или жесткой сцепке за его рулем. При этом ответственности за невыполнение данных требований перед началом буксировки не может быть подвергнуто лицо, которое непосредственно в момент выявления нарушения находилось не за рулем буксируемого ТС, а в буксирующем ТС (например, в качестве пассажира), а буксировка осуществлялась на жесткой сцепке, обеспечивающей следование по траектории буксирующего транспортного средства, без водителя за рулем буксируемого ТС [1].

Полагаем, что в подобных случаях (буксировка на жесткой сцепке, позволяющей обеспечить прямолинейное движение, или методом частичной погрузки) соответствующие обязанности должны возлагаться на водителя буксирующего ТС.

Невыполнение обозначенных требований квалифицируется по ст. 12.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях4 как нарушение правил пользования световыми приборами, аварийной сигнализацией или знаком аварийной остановки.

2. Транспортным средствам, буксирующим механические ТС, разрешается движение со скоростью не более 50 км/ч (п. 10.4 ПДД РФ).

Вполне обоснованно, что соблюдение данного предписания входит в обязанности водителя буксирующего ТС. Водитель буксируемого ТС в части выбора скорости движения принимает пассивное участие и своими действиями не может повлиять на ее увеличение.

Несоблюдение скоростного режима влечет ответственность по соответствующей части ст. 12.9 КоАП РФ.

В описанных случаях дополнительной квалификации по ст. 12.21 КоАП РФ не требуется.

3. Водитель буксирующего транспортного средства должен иметь право на управление ТС в течение двух и более лет (п. 20.2(1) ПДД РФ).

При этом прямо не определено, какие ТС принимаются во внимание: любой категории или соответствующей буксирующему ТС.

Содержащаяся в пункте 20.2.1 ПДД РФ лексическая конструкция сопряжена с категорией «начинающий водитель», под которым, исходя из пункта 8 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностей должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения5, понимается «водитель, имеющий право на управление указанными транспортными средствами менее двух лет» (механическими ТС, на которые устанавливается опознавательный знак «начинающий водитель»). Речь идет о водительском стаже по конкретной категории транспортных средств.

Необходимость наличия водительского удостоверения на протяжении двух и более лет определена для возможности перевозки людей на мотоцикле. В данном случае также конкретизируется категория «А» и подкатегории «А1» (п. 22.2.1 ПДД РФ).

В то же время на мопеде перевозка людей может осуществляться водителем, имеющим водительское удостоверение на право управления ТС любой категории или подкатегории в течение двух и более лет. Тем самым неограниченность категорий ТС, наличие права на управление которыми необходимо, прямо содержится в формулировке.

Отсутствие конкретики в данном аспекте в п. 20.2 (1) ПДД РФ, специфика управления буксирующим транспортным средством, связанная с началом движения, маневрированием, торможением и т.п., а также недопустимость расширенного толкования положений ПДД РФ свидетельствуют о необходимости наличия водительского удостоверения конкретной категории, соответствующей буксирующему ТС, в течение двух и более лет.

Наряду с рассмотренными основными общими требованиями, предъявляемыми к буксировке механических ТС в условиях дорожного движения, существуют особенности, обусловленные способом буксировки:

1. На гибкой сцепке (рис. 1). Соединение транспортных средств между собой происходит гибким связующим звеном (тросом, канатной лентой и т.п.). На гибкое связующее звено должны устанавливаться предупредительные устройства (не менее двух) в виде флажков или щитков размером 200^200 мм с нанесенными по диагонали красными и белыми чередующимися полосами шириной 50 мм со световозвращающей поверхностью. При таком виде буксировки между транспортными средствами должно быть обеспечено расстояние в пределах 4-6 метров.

Рис. 1. Буксировка на гибкой сцепке

Таким способом запрещается буксировка ТС с недействующими тормозной системой (при условии, что фактическая масса буксируемого ТС менее половины фактической массы буксирующего ТС, буксировка разрешена на жесткой сцепке или методом частичной погрузки) и рулевым управлением (допускается буксировка методом частичной погрузки), а также в гололедицу.

2. На жесткой сцепке (рис. 2 (а). При таком способе буксировка осуществляется с помощью специальных неподвижных конструкций, не деформирующихся при изменении траектории движения при нормальных условиях эксплуатации (связующее звено типа «треугольник» (рис. 2 (б), буксировочная штанга (рис. 2 (в) и т.п.). Между транспортными средствами должно обеспечиваться расстояние не более 4 метров.

Далее - «КоАП РФ».

Рис. 2. Буксировка на жесткой сцепке

Далее - «Основные положения».

№ 4/2021 -

4

НАУЧНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ, ПОСВЯЩЕННЫЕ ВОПРОСАМ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БДД

3. Методом частичной погрузки. Как правило, передняя или задняя ось буксируемого ТС размещается на кузове (рис. 3 (а) или ином конструктивном элементе буксирующего ТС, в том числе соединенном с ним (например, на подкатной тележке (рис. 3 (б, в). При этом колеса, расположенные на другой оси буксируемого транспортного средства, взаимодействуют с дорогой.

Буксировка таким способом не может признаваться перевозкой груза [2, 3, 4].

Рис. 3. Буксировка методом частичной погрузки

Нарушение приведенных предписаний (кроме случаев, оговоренных ранее) влечет ответственность, которая возлагается на водителя буксирующего транспортного средства. Например, если при осведомленности о неработоспособности рулевого управления буксируемого транспортного средства водители буксируемого и буксирующего транспортного средства в нарушение п. 20.4 ПДД РФ приняли решение о буксировке на жесткой сцепке, ответственности подлежит лицо, управляющее буксирующим транспортным средством [5].

Буксировка транспортного средства рассмотренными способами не требует наличия у водителя буксирующего ТС категории буксируемого ТС.

Наряду с этим отсутствует и необходимость в наличии водительского удостоверения категорий и подкатегорий, позволяющих управлять ТС с прицепом («ВЕ», «СЕ», <ШЕ», «С1Е», <Ш1Е»).

Несмотря на схожий принцип передвижения транспортных средств, буксируемое ТС прицепом признаваться не может исходя из основных положений ПДД РФ, а повышенные требования к водителю буксирующего ТС достигаются за счет установления специального порядка участия в дорожном движении и необходимости наличия права на управление ТС в течение двух и более лет.

Отдельного внимания в контексте рассматриваемой проблемы заслуживает водитель буксируемого ТС. Несмотря на фактическое отсутствие возможности кардинально повлиять на направление движения, скорость и т.п., лицо, находящееся за рулем буксируемого ТС, при движении совершает (либо способно совершить) целенаправленные действия по управлению им [6], которые могут привести к ДТП [7].

При отсутствии предусмотренного конструкцией двигателя буксируемого ТС оно по-прежнему является транспортным средством, поскольку возможность его движения, в частности при буксировке, не исключается. Следовательно, лицо, находящееся на водительском месте в момент буксировки, признается водителем [8].

Однако в случае, когда конструкция жесткой сцепки обеспечивает при прямолинейном движении следование буксируемого транспортного средства по траектории буксирующего (использование жесткого буксирного устройства типа «треугольник» (рис. 2 (б), нахождение водителя необязательно, а лицо, находящееся на водительском месте буксируемого ТС во время движения, не признается водителем [7].

В остальных же случаях на лицо, находящееся за рулем буксируемого ТС, возлагаются соответствующие обязанности водителя ТС [9, 10].

Так, например, такое лицо несет ответственность за управление ТС в состоянии опьянения [9], поскольку способно повлиять и влияет на движение в момент буксировки, в связи с чем необходимость соблюдения правил и актуальность проявления качеств водителя, образующих его активную безопасность, в таких случаях не отпадают.

Кроме того, управление буксируемым ТС не освобождает водителя данного ТС от обязанности соблюдать безопасную дистанцию до движущегося впереди (буксирующего) ТС, что может быть выражено в своевременном торможении буксируемого на гибкой сцепке ТС [10].

Несмотря на то что приведение в движение буксируемого ТС во многом достигается за счет буксирующего ТС, на водителя буксируемого ТС возлагаются обязанности в связи с ДТП (немедленно остановить (не трогаться с места) ТС, включить аварийную сигнализацию, выставить знак аварийной остановки, принять меры для оказания первой помощи пострадавшим и др.). Невыполнение соответствующих обязанностей, в частности оставление места ДТП (продолжение движения при буксировке), влечет установленную законом ответственность (ст. 12.27 КоАП РФ) [11].

Передача управления буксируемым ТС лицу, не имеющему права управления, влечет административную ответственность по ч. 3 ст. 12.7 КоАП РФ [12].

Категорически запрещается буксировка: транспортного средства с недействующей тормозной системой, если его фактическая масса более половины фактической массы буксирующего транспортного средства;

двухколесными мотоциклами без бокового прицепа, а также таких мотоциклов;

велосипедов и мопедов, а также буксировка велосипедами и мопедами (п. 24.9 ПДД РФ); двух и более транспортных средств.

На последнем пункте перечисленных запретов хотелось бы остановиться подробнее.

Особый интерес вызывает возможность буксировки ТС, сцепленного с прицепом. В научной литературе на сегодняшний день существует мнение о допустимости таких действий [13, 14], однако в ходе изучения рассматриваемой проблематики у автора сформировалась противоположная точка зрения.

Для решения данного проблемного вопроса необходимо охарактеризовать правовое положение прицепа в дорожном движении.

Исходя из определения термина «прицеп», содержащегося в п. 1.2 ПДД РФ, он может быть охарактеризован совокупностью следующих признаков:

транспортное средство, т.е. устройство, предназначенное для перевозки по дорогам грузов или оборудования, установленного на нем;

не оборудован двигателем, что означает отсутствие технической возможности приведения его в движение без тягового усилия, прилагаемого механическим ТС (тягачом);

предназначен для движения в составе с механическим ТС.

Для оценки юридической самостоятельности прицепа при участии в дорожном движении рассмотрим его через призму предмета административного правонарушения в области дорожного движения.

Исходя из структурного построения примечания к ст. 12.1 КоАП РФ, предмет административных правонарушений, ответственность за совершение которых установлена в главе 12 КоАП РФ, может быть представлен тремя относительно самостоятельными группами:

транспортные средства (включая прицепы), подлежащие государственной регистрации;

самоходные машины;

транспортные средства, на управление которыми предоставляется специальное право.

Более подробно следует остановиться на первой и третьей группе транспортных средств, образующих предмет правонарушения в области дорожного движения, поскольку рассмотрение прицепа в контексте самоходной машины не требует отдельного внимания ввиду тождественности понятийного аппарата с транспортными средствами [15, 16].

1. Транспортные средства, подлежащие государственной регистрации.

В соответствии с частью 1 статьи 6 Федерального закона от 03.08.2018 № 283-Ф3 «О государственной регистрации транспортных средств в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» государственному учету подлежат транспортные средства, в том числе базовые ТС и шасси ТС, перегоняемые к конечным производителям или

в связи с вывозом за пределы территории Российской Федерации, ТС, являющиеся опытными (испытательными) образцами, а в случаях и порядке, которые устанавливаются Правительством Российской Федерации, иные ТС.

В свою очередь под транспортным средством наряду с наземными самоходными устройствами категорий <^», «М», «№> на колесном ходу с мощностью двигателя (двигателей) более 4 киловатт или с максимальной конструктивной скоростью более 50 км/ч, предназначенным для перевозки людей, грузов или оборудования, установленного на нем, понимается прицеп (полуприцеп) [17].

При этом отсутствуют параметры, по которым прицеп может быть отнесен к предмету правового регулирования данного нормативного правового акта, например, разрешенная максимальная масса прицепа.

Необходимость регистрации прицепа в Госавтоинспекции предписана и в п. 1 Основных положений. Конкретные технические и эксплуатационные характеристики прицепов и исключающие положения также не предусмотрены.

Следовательно, регистрации подлежат все прицепы.

В примечании к ст. 12.1 КоАП РФ законодатель сужает круг прицепов, определяя в качестве предмета только те прицепы, которые предназначены для эксплуатации с транспортными средствами, подлежащими государственной регистрации. В связи с изложенным, не подлежит регистрации и не признается предметом по 12 главе КоАП РФ, например, прицеп к мопеду.

Таким образом, по признаку государственной регистрации прицеп выступает самостоятельным транспортным средством.

2. Транспортные средства, на управление которыми предоставляется специальное право.

В Российской Федерации законодательством о безопасности дорожного движения устанавливаются категории и входящие в них подкатегории ТС, на управление которыми предоставляется специальное право.

В действующей редакции статьи 25 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения»6 прицепы не выделены в качестве отдельной категории ТС, для управления которым требуется наличие водительского удостоверения соответствующей категории.

Вместе с тем для управления транспортным средством, сцепленным с прицепом, разрешенная максимальная масса которого превышает 750 кг, необходимо наличие специальной категории, которая представляет собой совокупность категории прицепа и механического ТС («ВЕ», «СЕ», «ШЕ», «С1Е», «ШШ»).

Таким образом, в контексте допуска к управлению транспортными средствами прицеп не явля-

6 Далее - «ФЗ «О безопасности дорожного движения».

№ 4/2021 -

НАУЧНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ, ПОСВЯЩ

ется самостоятельным ТС, а выступает составной частью автопоезда (в составе легкового (категория «ВЕ»), грузового автомобиля (категории «СЕ», «С1Е»), автобуса (категории «БЕ», «Б1Е»), что вполне обоснованно, поскольку приведение в движение прицепа, управление им без придания тягового усилия не представляется возможным.

Следовательно, в данном контексте автопоезд может быть признан одним ТС. Поэтому для управления автопоездом при условии, что разрешенная максимальная масса входящего в него прицепа превышает 750 кг, требуется водительское удостоверение категорий «ВЕ», «СЕ», «БЕ», «С1Е», «Б1Е».

Схожее мнение содержится в комментарии к ПДД РФ. Авторы, характеризуя автопоезд как единое целое, применяют лексическую конструкцию «одна транспортная единица» [14].

Однако в контексте определения порядка участия в дорожном движении в совокупности с механическим ТС автопоездом признается и прицеп, разрешенная максимальная масса которого не превышает 750 кг. При этом специальной категории для управления им не требуется.

В таких случаях прицеп выпадает из поля правового регулирования общественных отношений, связанных с допуском к управлению ТС.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Следовательно, в рассматриваемом аспекте также возможно говорить о самостоятельности прицепа как ТС, поскольку иной подход не позволяет охватить все устройства, фактически являющиеся прицепами.

И, наконец, анализ положений ПДД РФ, а также Основных положений и Перечня неисправностей и условий, при которых запрещается эксплуатация ТС, позволил установить, что категория «автопоезд», объединяющая в себе механическое ТС и прицеп к нему, применяется в контексте требований к эксплуатации ТС (запрет на эксплуатацию при неисправностях сцепного устройства (п. 2.3.1 ПДД РФ, необходимость включения опознавательного знака «автопоезд» (п. 19.8 ПДД РФ), неисправность стояночной тормозной системы как неисправность, при которой запрещается эксплуатация автопоезда (п. 1.5 Перечня неисправностей) и др.).

Следует также учесть, что опознавательный знак «автопоезд» устанавливается на грузовых автомобилях и колесных тракторах (класса 1, 4 т и выше) с прицепами, при этом исключаются легковые автомобили с прицепами.

Наличие прицепа не предполагает особенности режима движения (скорости (кроме легкового автомобиля [18]), расположения на проезжей части и т.п.). Порядок участия автопоезда в дорожном движении устанавливается в соответствии с ПДД РФ, исходя из категории тягача.

В этой связи автопоезд в рассматриваемом контексте не может признаваться одним ТС, а пред-

ШЫЕ ВОПРОСАМ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БДД

ставляет собой совокупность двух (и более) транспортных средств - механического ТС и прицепа (прицепов).

Таким образом, буксировка ТС с прицепом (автопоезда), по нашему убеждению, запрещена. Позиция относительно превышения допустимого п. 20.4 ПДД РФ количества транспортных средств при буксировке на жесткой сцепке грузового транспортного средства с прицепом находит отражение в судебной практике [19].

При этом следование ТС при буксировке в обратном порядке (не буксируемое, а буксирующее ТС сцеплено с прицепом) считаем допустимым согласно положениям ПДД РФ, хотя и весьма сложным с позиции обеспечения безопасности дорожного движения. В этом случае уместно применение категории «одна транспортная единица» [14], поскольку движение с прицепом буксировкой не признается.

На ситуации «а», представленной на рисунке 4, ТС 1, сцепленное с прицепом (ТС 2), осуществляет буксировку одного транспортного средства БТС 1, при этом совокупность ТС 1 и ТС 2 буксировкой не признается. В данном случае водителю ТС 1 необходимо иметь право управления транспортными средствами с прицепами, которое подтверждает наличие навыков управления составом из нескольких ТС (автопоездом).

На ситуации «б» показана обратная последовательность транспортных средств, при этом с позиции основных параметров, способных оказать влияние на безопасность дорожного движения, существенные изменения отсутствуют: ТС 1 по-прежнему сцеплено с двумя транспортными средствами (БТС 1 и БТС 2). Однако в данном случае водителю ТС 1 не требуется наличие категории или подкатегории, подтверждающих право управления ТС с прицепом, соответственно, навыки управления составом из нескольких ТС отсутствуют. В описанном случае осуществляется буксировка двух ТС, что, по нашему убеждению, является нарушением пункта 20.4 ПДД РФ.

буксировка

Рис. 4. Буксировка автопоездом/автопоезда

Таким образом, в ходе исследования удалось прийти к следующим выводам относительно буксировки механических ТС в условиях дорожного движения:

1. Лицо, находящееся за рулем буксируемого ТС на гибкой или жесткой сцепке (за исключением случаев, когда жесткая сцепка обеспечивает прямолинейное движение по траектории буксирующего ТС), независимо от наличия в таком ТС предусмотренного конструкцией двигателя, исправности систем и механизмов, признается водителем. В связи с этим на него возлагаются соответствующие обязанности и установлена ответственность за их невыполнение. В остальном за нарушение правил буксировки ответственности подлежит водитель буксирующего ТС.

2. Водитель буксирующего ТС должен иметь водительское удостоверение конкретной категории, соответствующей буксирующему ТС, на протяжении не менее двух лет.

3. Для буксировки механического ТС водителю буксирующего ТС не требуется иметь водительское удостоверение категории буксируемого ТС, а также соответствующих категорий и подкатегорий, позволяющих управлять ТС с прицепом.

4. Буксировка ТС, сцепленного с прицепом, (автопоезда) запрещена, однако буксировка таким автопоездом допускается.

Список источников:

1. Решение Верховного Суда Республики Татарстан от 18 января 2019 г. по делу об административном правонарушении № 77-285/2019 // ГАС «Правосудие» (дата обращения: 10.09.2021).

2. Решение Каневского районного суда Краснодарского края от 14 апреля 2021 г. // ГАС «Правосудие» (дата обращения: 10.09.2021).

3. Определение Нижегородского областного суда от 20 февраля 2018 г. (ст. 12.21.1 КоАП РФ, отменено с прекращением производства) // ГАС «Правосудие» (дата обращения: 10.09.2021).

4. Определение Костромского областного суда от 20 июля 2020 г. по делу об административном правонарушении № 21-560/2020 // ГАС «Правосудие» (дата обращения: 10.09.2021).

5. Приговор Авиастроительного районного суда г. Казани от 2 марта 2017 г. по уголовному делу № 1-21/2017 (ч. 3 ст. 264 УК РФ) // ГАС «Правосудие» (дата обращения: 10.09.2021).

6. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 25 июля 2019 г № 20 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях, предусмотренных

главой 12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» // СПС «Консультант Плюс» (дата обращения: 10.09.2021).

7. Определение Верховного Суда Республики Татарстан по делу об административном правонарушении № 77-357/2020 от 13 февраля 2020 г. // ГАС «Правосудие» (дата обращения: 29.10.2021).

8. Решение Златоустовского городского суда Челябинской области от 10 июля 2017 г по делу об административном правонарушении № 12-224/2017 // ГАС «Правосудие» (дата обращения: 10.09.2021).

9. Постановление Верховного Суда РФ от 17 марта 2016 г № 7-АД16-3 // СПС «Консультант Плюс» (дата обращения: 10.09.2021).

10. Определение Тюменского областного суда по делу об административном правонарушении № 21-60/2020 от 16 января 2020 г. // ГАС «Правосудие» (дата обращения: 10.09.2021).

11. Постановление Новгородского областного суда от 5 апреля 2017 г. по делу об административном правонарушении № 4А-121/2017 // ГАС «Правосудие» (дата обращения: 10.09.2021).

12. Определение Верховного Суда Республики Коми от 28 мая 2018 г. по делу об административном правонарушении №21-438/2018 // ГАС «Правосудие» (дата обращения: 10.09.2021).

13. Назаров С.В., Овчинников А.Э. К некоторым вопросам выявления нарушений требований, предъявляемых Правилами дорожного движения Российской Федерации к буксировке механических транспортных средств // Дневник науки. 2021. № 4 (52).

14. Комментарий к Правилам дорожного движения Российской Федерации / под редакцией В.Н. Кирьянова. М.: ООО «Книжное издательство «За рулем». 2011.

15. Федеральный закон от 2 июля 2021 г. № 297-ФЗ «О самоходных машинах и других видах техники» // Собрание законодательства РФ. 05.07.2021. № 27 (часть I). ст. 5125.

16. Постановление Правительства РФ от 21 сентября 2020 г. № 1507 «Об утверждении Правил государственной регистрации самоходных машин и других видов техники» // Собрание законодательства РФ. 05.10.2020. № 40. ст. 6253.

17. Федеральный закон от 3 августа 2018 г. № 283-ФЗ «О государственной регистрации транспортных средств в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 06.08.2018. № 32 (часть I). ст. 5076.

18. Якимов А.Ю. Систематизация совокупности ограничений, связанных с участием в дорожном движении некоторых разновидностей транспортных средств // Безопасность дорожного движения: сборник научных трудов. М., 2020. С. 3.

19. Решение Архангельского областного суда от 30 апреля 2021 г по делу об административном правонарушении № 7п-354/2021 // ГАС «Правосудие» (дата обращения: 10.09.2021).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.