Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОГО СТАТУСА ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ КРОССОВЫХ МОТОЦИКЛОВ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ'

ПРОБЛЕМЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОГО СТАТУСА ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ КРОССОВЫХ МОТОЦИКЛОВ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
112
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВОНАРУШЕНИЕ / БЕЗОПАСНОСТЬ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ / АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ИНСПЕКЦИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ / КРОССОВЫЙ МОТОЦИКЛ / СПОРТИВНЫЙ ИНВЕНТАР

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Капустин А. В., Березовский Ю. А.

В статье проанализировано действующее законодательство в области безопасности дорожного в части правового регулирования участия в дорожном движении кроссовых мотоциклов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Капустин А. В., Березовский Ю. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS OF DETERMINING THE ADMINISTRATIVE AND LEGAL STATUS OF CROSS-COUNTRY MOTORCYCLE USERS AND WAYS TO SOLVE THEM

When they say that the head of the Department of Home Affairs must be competent to the optimal level, it means that this condition makes it possible to build the Department of Home Affairs control system as an effective and fl awless one. The article examines the head of the territorial body of the Department of Home Affairs of Russia as a subject of the law enforcement organization

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОГО СТАТУСА ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ КРОССОВЫХ МОТОЦИКЛОВ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ»

Капустин А.В.,

заместитель начальника отдела научного и технического обеспечения надзорной деятельности - начальник отделения сертификации и стандартизации

ФКУ «Научный Центр БДД МВД России»

Березовский Ю.А.,

научный сотрудник отдела научного и технического обеспечения надзорной деятельности ФКУ «Научный Центр БДД МВД России»

ПРОБЛЕМЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОГО СТАТУСА ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ КРОССОВЫХ МОТОЦИКЛОВ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ

Аннотация. В статье проанализировано действующее законодательство в области безопасности дорожного в части правового регулирования участия в дорожном движении кроссовых мотоциклов.

Ключевые слова: административное правонарушение, безопасность дорожного движения, административная ответственность, государственная инспекция безопасности дорожного движения, кроссовый мотоцикл, спортивный инвентарь

Kapustin A.V.,

deputy head of the Department of Scientific and Technical Support of supervisory activities - head of the department of certification and standardization Federal public establishment «Scientific State Institution of Road

Safety of the Ministry of the Interior of the Russian Federation».

Berezovsky Yu.A.,

researcher of the department of scientific and Technical support of supervisory activitiesFederal public establishment «Scientific State Institution of Road Safety of the Ministry of the Interior

of the Russian Federation».

PROBLEMS OF DETERMINING THE ADMINISTRATIVE AND LEGAL STATUS OF CROSS-COUNTRY MOTORCYCLE USERS

AND WAYS TO SOLVE THEM

Abstract. When they say that the head of the Department of Home Affairs must be competent to the optimal level, it means that this condition makes it possible to build the Department of Home Affairs control system as an effective and flawless one. The article examines the head of the territorial body of the Department of Home Affairs of Russia as a subject of the law enforcement organization. Keywords: Department of Home Affairs of Russia, head of a territorial body, law enforcement, efficiency

Дорожно-транспортные происшествия с участием мототранспортных средств (далее - мотоциклы) характеризуются высокой тяжестью последствий. Не вызывает сомнений, что мотоциклы являются наиболее травмоопасным средством передвижения, практически каждое столкновение приводит к падению и заканчивается травмой или гибелью водителя или пассажира.

Рассматривая статистику происшествий с участием мотоциклов и по вине водителей мотоциклов, особое внимание заслуживает тот факт, что в каждом пятом случае гибели водителя или пассажира мотоцикла в результате дорожно-транспортного происшествия (далее - происшествие) непосредственно само транспортное средство не имело государственной регистрации в Госавтоинспекции.

Отсутствие водительского удостоверения, отсутствие соответствующей категории водительского удостоверения или факт лишения права управления зафиксирован в двух из трех случаях гибели людей 12 _

в происшествиях по вине водителей мотоциклов.

Для сравнения, в происшествиях с участием легковых транспортных средств, не имеющих государственной регистрации в Госавтоинспекции, приходится один погибший на семьдесят происшествий, а отсутствие права управления, в той или иной степени, на каждое восьмое происшествие.

Таким образом, можно сделать вывод о наличии в эксплуатации значительного количества мотоциклов, не имеющих регистрации в Госавтоинспекции, а также водителей, управляющих мотоциклами, не имеющих соответствующего права управления.

Возможно предположить, что подобная ситуация стала возможным по причине наличия в свободной продаже большого количества мотоциклетной техники различной конструкции, реализуемой в виде спортивного инвентаря, не требующего государственного учета, а в некоторых случаях, по заверению продавцов, не требующего для управления и водительского удостоверения.

- 2021 №1

Road safety-

Действительно, в законодательстве в области дорожного движения отсутствует понятие спортивного транспортного средства, «кроссового мотоцикла» или «питбайка» и как следствие, отсутствует правовое регулирование их использования

Вместе с тем, такие мотоциклы имеют определённый правовой статус и предназначены для участия в спортивных мероприятиях, проходящих на соответствующих спортивных трассах или участках дорог, закрытых для движения.

Правилами вида спорта «Мотоциклетный спорт», утвержденными приказом Минспорта России от 1 апреля 2019 года № 281, подобные мотоциклы отнесены к категории «спортивный инвентарь» и определены как спортивные технические средства, предназначенные для участия в соревнованиях и тренировках, приводимые в движение двигателем.

Спортивные мотоциклы подразделяются на две категории и восемь групп, в которые входят двух и трехколесные мотоциклы, снегоходы, спринтеры, драгстеры, квадроциклы, а также спортивные технические средства на электрической тяге. Группы в свою очередь подразделяются на классы по рабочему объему цилиндров двигателя или для электрических двигателей по мощности.

Каждый спортсмен для участия в соревнованиях по мотоциклетному спорту, проходящих на территории Российской Федерации, обязан иметь соответствующую именную национальную лицензию, выданную общероссийской спортивной федерацией мотоциклетного спорта на основании ранее выданного водительского удостоверения.

Однако, законодательством не исключен случай эксплуатации спортивного транспортного средства на отдельных участках автомобильных дорог.

Так, в соответствии с подпунктом 1.8 статьи 20 Федерального закона от 4 декабря 2007 года № 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» при проведении официальных спортивных соревнований на соответствующих участках автомобильных дорог осуществляются временные ограничение или прекращение движения транспортных средств по таким участкам дорог в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Процедура введения временных ограничений или прекращения движения по автомобильным дорогам определена приказом Минтранса России от 12 августа 2011 года № 211 «Об утверждении порядка осуществления временных ограничений или прекращения движения транспортных средств по автомобильным дорогам федерального значения и частным автомобильным дорогам».

Таким образом, эксплуатация спортивных транспортных средств на автомобильных дорогах возможна в рамках проведения официальных спортивных соревнований на соответствующих участках 2021 №1-

автомобильных дорог, где осуществлены временные ограничения или прекращено движение транспортных средств в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Вместе с тем, имеют место случаи, когда собственник спортивного транспортного средства осуществляет передвижение по автомобильным дорогам общего пользования и сотрудники Госавтоинспекции расценивают это как управление транспортным средством, не зарегистрированным в установленном порядке, и требуют от водителя выполнение всех обязательств, вытекающих из Правил дорожного движения Российской Федерации.

В соответствии с Правилами дорожного движения Российской Федерации «мотоцикл» — это двухколесное механическое транспортное средство с боковым прицепом или без него, рабочий объем двигателя которого (в случае двигателя внутреннего сгорания) превышает 50 куб. см или максимальная конструктивная скорость (при любом двигателе) превышает 50 км/ч.

К мотоциклам приравниваются трициклы, а также квадрициклы с мотоциклетной посадкой или рулем мотоциклетного типа, имеющие ненагру-женную массу, не превышающую 400 кг (550 кг для транспортных средств, предназначенных для перевозки грузов) без учета массы аккумуляторов (в случае электрических транспортных средств), и максимальную эффективную мощность двигателя, не превышающую 15 кВт.

То есть формально возможно отнести спортивный мотоцикл к числу обычных мотоциклов, однако следует отметить тот факт, что требования технического регламента Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств» (ТР ТС 018/2011), принятые решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 № 877, не распространяются на транспортные средства, предназначенные для участия в спортивных соревнованиях, для них не предусмотрен паспорт транспортного средства, паспорт самоходной машины или других видов техники.

В соответствии с Федеральным законом от 3 августа 2018 года № 283-Ф3 «О государственной регистрации транспортных средств в Российской Федерации» указанные транспортные средства не подлежат государственной регистрации в Госавтоинспекции.

Такой особенный правовой статус спортивных мотоциклов и имеющаяся правовая неопределенность порождают условия, когда водитель, управляющий на дорогах общего пользования спортивным мотоциклом без водительского удостоверения, не является субъектом административного правонарушения и не может быть привлечен к административной ответственности.

Так, постановлением Верховного Суда Российской Федерации от 13 февраля 2015 года _ 13

№13-АД15-1 отменен акт о привлечении к ответственности по ч. 1 ст. 12.7 КоАП РФ за управление транспортным средством водителем, не имеющим права управления транспортным средством.

При рассмотрении жалобы заявителя Верховный Суд Российской Федерации исходил из того, что эксплуатация кроссового мотоцикла по дорогам общего пользования запрещена, так как он предназначен исключительно для участия в спортивных соревнованиях, и не подлежит постановке на регистрационный учет в органах Госавтоинспекции.

На этом основании и принимая во внимание положения примечания к статье 12.1 КоАП РФ и статьи 25 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», Верховный Суд Российской Федерации сделал вывод о том, что мотоцикл, которым управлял заявитель, не является транспортным средством. На этом основании, а также в связи с тем, что действующим законодательством не предусмотрена обязанность получения права управления устройствами, предназначенными исключительно для спортивных соревнований, Верховный Суд Российской Федерации признал, что действия заявителя по управлению кроссовым мотоциклом при отсутствии права управления транспортными средст- вами не образуют объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 12.7 КоАП РФ. К данному лицу представляется невозможным применение таких мер обеспечения, как отстранение от управления транспортным средством, задержание транспортного средства, т.к. данные нормы содержат исчерпывающий перечень статей КоАП РФ, по которым возможно применение названных мер.

Исходя из этого, спортивные транспортные средства, как и в целом все спортивные мотоциклы не признаются транспортными средствами. Для них не предусмотрен паспорт транспортного средства, не требуется государственная регистрация в органах Госавтоинспекции, а равно не требуется и водительское удостоверение для лиц, эксплуатирующих их на автомобильных дорогах общего пользования. Такие нарушители Правил дорожного движения Российской Федерации могут быть привлечены к административной ответственности как иные участники дорожного движения по статьям 12.29 и 12.30 КоАП РФ, и к уголовной - по статье 268 УК РФ.

Такое положение дел вызывает обоснованное беспокойство, а решение данной проблемной ситуации не представляется возможным без введения в действующее законодательство понятия «спортивное транспортное средство» и дополнения адми-нистративно-деликтного законодательства положе-

ниями, закрепляющими ответственность за выезд на дороги общего пользования лиц, использующих транспортные средства, не предназначенные для движения по ним.

В этих целях представляется необходимым:

а) пункт 1.2 ПДД дополнить следующим понятием: «Спортивное транспортное средство - механическое транспортное средство, предназначенное для использования при проведении спортивных мероприятий (соревнований, тренировок и т.п.) на специально подготовленных, закрытых для движения транспортных средств и пешеходов трассах и площадках. Спортивное транспортное не предназначено для движения по дорогам общего пользования».

б) в КоАП РФ:

статью 12.5 дополнить частью 8 следующего содержания:

«8. Управление на дорогах общего пользования транспортными средствами, не предназначенными для движения по ним, -

влечет наложение административного штрафа на водителя в размере пяти тысяч рублей;

часть 1 статьи 27.12 (отстранение от управления) после слов «частями 1 и 2 статьи 12.7» дополнить словами «частью 8 статьи 12.5»;

часть 1 статьи 27.13 (задержание транспортного средства) слова «частью 2 статьи 12.5» заменить словами «частями 2 и 8 статьи 12.5».

Придание спортивному транспортному средству статуса механического транспортного средства не повлечет за собой «легализацию» их использования на улично-дорожной сети, поскольку одновременно предлагается ввести прямой запрет их выезда на дороги общего пользования. Кроме того, термин «механическое транспортное средство» распространяется также на любые «внедорожные» тракторы и самоходные машины. Вместе с тем установление статуса механического транспортного средства для спортивных транспортных средств позволит обеспечить юридическую ответственность лиц, их использующих, по статьям 12.8, 12.26 КоАП РФ, статьям 264, 264.1 Уголовный кодекс Российской Федерации, статье 1079 Гражданский кодекс Российской Федерации.

До внесения предлагаемых изменений в норма мативные правовые акты в области безопасности дорожного движения целесообразно руководствоваться постановлением Верховного Суда Российской Федерации от 22 июля 2019 г. № 11-АД19-17 в соответствии с которым кроссовый мотоцикл приравнивается к транспортному средству, а лицо, его эксплуатирующее, к водителю транспортного средства.

14

2021 №1

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.