JURISPRUDENCE
Научная статья УДК 34
https://doi.org/10.24412/2414-3995-2021-5-ll-19 NIION: 2015-0066-5/21-068 MOSURED: 77/27-011-2021-05-267
Влияние изменений требований допуска на результаты сдачи экзаменов на право управления транспортным средством
Сергей Николаевич Антонов1, Мамука Иванович Никитин2, Павел Сергеевич Коблов3
1 2 3 Научный центр безопасности дорожного движения МВД России, Москва, Россия
Аннотация. Настоящая статья посвящена анализу влияния постоянного ужесточения требований к проведению экзаменов на право транспортными средствами на количество успешно сдавших экзамен с первого раза.
Рассматриваются результаты сдачи экзамена с первого раза в зависимости от этапов экзамена на получение права управления транспортными средствами. Кроме того, анализируются закономерности, связанные с результатами сдачи экзамена с первого раза в зависимости от категории транспортных средств, на которую кандидат предполагает получить специальное право управления.
Ключевые слова: безопасность дорожного движения, подготовка водителей, экзамен на право управления транспортными средствами, теоретический этап экзамена, экзамен по первоначальным навыкам управления транспортными средствами, экзамен, связанный с управлением транспортными средствами в условиях дорожного движения
Для цитирования: Антонов С. Н., Никитин М. И., Коблов П. С. Влияние изменений требований допуска на результаты сдачи экзаменов на право управления транспортным средством // Вестник экономической безопасности. 2021. № 5. С. 11-19. https://doi.org/10.24412/2414-3995-2021-5-ll-19.
Original article
The impact of changes in admission requirements on the results of examinations for the right to drive a vehicle
Sergey N. Antonov1, Mamuka I. Nikitin2, Pavel S. Koblov3
1 Scientific State Institution of Road Safety of the Ministry of the Interior of the Russian Federation,
Moscow, Russian Federation
Abstract. This article is devoted to the analysis of the number of those who passed the exam for the right to drive a vehicle from the first time through the prism of constantly tightening requirements for conducting exams. The number of those who passed the first time is considered, depending on the stages of the exam for obtaining the right to drive vehicles. In addition, the regularities of the number of those who passed the first time are highlighted, depending on the category of vehicles for which the candidate expects to receive a special right of management.
Keywords: road safety, examination for the right to drive vehicles, driver training, theoretical stage of the exam, examination of the initial skills of driving vehicles, exam related to the management of vehicles in traffic conditions
For citation: Antonov S. N., Nikitin M. I., Koblov P. S. The impact of changes in admission requirements on the results of examinations for the right to drive a vehicle // Bulletin of economic security. 2021;(5):11-9. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2414-3995-2021-5-11-19.
© Антонов С. Н., Никитин М. И., Коблов П. С., 2021
Обеспечение безопасности дорожного движения представляет собой одну из самых острых социально-экономических проблем современной России. Только в 2020 г. количество погибших в дорожно-транспортных происшествиях составило 16 152 человек, а раненых - 183 040 [6]. За первое полугодие текущего года зарегистрировано 57 613 (-7,09 %) ДТП, в которых погибло 5 830 (-11,18 %) и получили ранения 72 958 (-7,82 %) человек.
Статистические данные свидетельствуют, что порядка 85 % всех ДТП являются следствием нарушений правил дорожного движения водителями транспортных средств. Так, только в 2020 г. в стране было выявлено более 157 млн правонарушений, совершенных водителями [10]. Наряду с активным ростом количества транспортных средств, участвующих в дорожном движении, увеличивается и число лиц, управляющих транспортными средствами, в том числе и молодых водителей [5].
Данная категория водителей вносит свой, достаточно ощутимый «вклад» в показатели аварийности. Так, только в 2020 году с участием начинающих водителей произошло 13 195 (-54,6 %') дорожно-транспортных происшествий (далее - ДТП или происшествие), в которых погибли 1 152 (-63,5 %) человека и 18 619 (-53,5 %) получили ранения различной степени тяжести. Такие происшествия составили практически десятую часть от всех ДТП, зарегистрированных на территории Российской Федерации [11].
Справедливости ради следует отметить, что на общем фоне снижения основных показателей аварийности на территории страны за анализируемый период в рассматриваемых происшествиях снижение происходило более быстрыми темпами. В рассматриваемом периоде также наблюдалось снижение тяжести
1 По сравнению с показателями 2014 года.
последствий ДТП2 с участием начинающих водителей (с 7,3 в 2014 году до 5,8 в 2020 году). В 2020 году смертельные травмы получил один из семнадцати пострадавших таких участников ДТП (рис. 1) [4].
В этой связи проблема допуска молодых водителей к участию в дорожном движении остается актуальной и требует пристального внимания со стороны заинтересованных органов государства и институтов гражданского общества.
Вопросы научного обеспечения различных аспектов допуска к участию в дорожном движении на протяжении многих лет являются предметом исследований многих специалистов в области обеспечения безопасности дорожного движения [8; 14]. Так, например, одними авторами рассматривались проблемные аспекты подготовки водителей ТС [1], другими авторами исследовались отдельные вопросы обучения педагогов, осуществляющих подготовку водителей ТС [7].
В то же время за рамками исследований остались вопросы, связанные с подробным анализом результатов сдачи этапов практического и теоретического экзаменов на право управления транспортными средствами различных категорий. Определенное восполнение данного пробела предлагается в настоящем экспресс исследовании.
Как известно основные положения и условия допуска к управлению транспортными средствами содержатся в статьях 25, 26 Федерального закона от 10.12.1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», а также других законодательных и подзаконных нормативных правовых актах [9; 12].
В части 2 статьи 25 названного Закона установлено, что «право на управление транспортными средствами предоставляется лицам, сдавшим соответствующие экзамены...».
2 Число погибших в ДТП в расчете на 100 пострадавших (суммарное количество погибших и раненых).
ранено ДТП
погибло
тяжесть последствий
40002
29077
о...
3158
29707
25369
начинающие водители
21749
>.. _21501 1
О««.. Л7929 ""Ш™ -
.....О........о15378
21081
20930
18619
2219
1680
1379
•О
1233
14717
•о
1226
14702
•о
1152
13195
-54,6%
-63,5%
7,3
6,2
5,5
5,5
-20,5%
7
6
5
2014 2015 2016 2017 2018 2019 2020 Рис. 1. Динамика основных показателей аварийности с участием начинающих водителей - Вестник экономической безопасности -
10,55
3,47 3,3
7,81
7,7
-О-
2,65 2,78 2,75 2,68 2,91
7,53
О
7,75
8,13
3,05
2,35
■SS V-Л
,22
Si У ; ■■'
2,24
2,38
3,28
2,28 2,42 2,32 2,53
ШшШ
3,05
7,75
■о
2,24
KS У-'v
2,466
Теория ЯМ® Площадка ■:■■■:..■■:.■■. Город Экзаменов всего
Рис. 2. Количество экзаменов различных этапов
В анализируемом периоде времени экзамен на право управления транспортными средствами состоял из 3 этапов, включающих 1 теоретический и 2 практических1.
Статистика показывает, что в 2020 году в стране проведено 7,75 млн человеко-экзаменов на право управления ТС, что на 26,5 % меньше, чем в 2014 году. С 2016 года самым многочисленным этапом являлся теоретический этап экзамена, и в 2020 году он составлял почти 40 % от общего числа проведенных экзаменов (рис. 2) [2].
На протяжении последних лет наблюдается тренд - практически каждый третий желающий получить право на управление транспортным средством сдает экзамен на право управление транспортным средством с первого раза. Так, в 2020 году такой экзамен успешно сдали 287 тыс. человек, что составляет 27 % от общего числа водителей, впервые получивших право на управление (рис. 3).
Схожая тенденция наблюдается при получении права управления дополнительными категориями (подкатегориями) транспортных средств. В 2020 году таких водителей было 188 тыс., с первого раза сдали экзамен 66 тыс., (35 %). Такой показатель может свидетельствовать том, что эти лица имеют более высокие теоретические знания и практические навыки управления транспортными средствами, чем те, кто прошел соответствующее обучение впервые.
На протяжении 7 лет (начиная с 2014 г.) наиболее трудным этапом экзамена на право управления транспортным средством стала практическая часть управления ТС в условиях дорожного движения («город»). Так, например, этот этап в 2020 году успешно с перво-
1 До введения в действие в 2021 году приказа МВД России от 20.02.2021 № 80 «Об утверждении Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по проведению экзаменов на право управления транспортными средствами и выдаче водительских удостоверений».
го раза сдали лишь 26 % кандидатов в водители. Теоретический и практический этапы по первоначальным навыкам управления транспортными средствами («площадка») успешно с первого раза в 2020 году удалось сдать 40,8 % и 41,9 % кандидатов в водители соответственно [3]. Судя по результатам, более легко экзаменуемым дается практический экзамен по первоначальным навыкам управления транспортным средством («площадка»). Здесь средний процент сдавших экзамен с первого раза за последние 7 лет составил - 48 %, а у сдавших теоретический экзамен с первого раза - 45,6 % (рис. 4).
На протяжении рассматриваемого периода происходили некоторые изменения в порядке и условиях проведения отдельных этапов экзамена (в сторону усложнения), которые в свою очередь повлияли на итоговые показатели прохождения данных испытаний. Так, например, в соответствии с изменениями в Федеральный закон «О безопасности дорожного движения», внесенными Федеральным законом от 07.05.2013 № 92-ФЗ [13], было установлено, что подготовка водителей на получение права управление транспортными средствами категорий «А» и «В» не может осуществляться индивидуально или самостоятельно без участия обра-
74%
26%
2018
72%
28%
73%
27%
2020
с первого раза * со второго раза и более
Рис. 3. Распределение лиц, сдавших экзамен на получение права управления ТС впервые в зависимости от количества попыток
58'5 56,2
49,7 50,8 52,6 ^^ 50,3
4ИИ44,2 41 42,7 395 41,5 40,8 41,9
"? Ик
2019
2020
Сдавших теорию с первого раза Ч. Сдавшие площадку с первого раза Сдавшие "город" с первого раза
Рис. 4. Распределение лиц, сдавших отдельные этапы экзамена на право управления ТС, с первого раза (%)
зовательных учреждений, имеющих лицензию на осуществление образовательной деятельности. Кроме того, в 2014 году были приняты новые Правила проведения экзаменов1, в соответствии с которыми была установлена обязанность использования средств аудио- и видео регистрации в процессе проведения практических экзаменов. Перечисленные правовые новации в определенной мере способствовали снижению количества сдавших экзамены с первого раза до 0,92 млн человек, что на 22,7 % меньше, чем до принятия новых требований. Надо сказать, что и количество проведенных экзаменов также снизилось на 26,5 %. Можно предположить, что серьезное снижение этого показателя свидетельствует о позиции выжидания некоторой части желающих получить право управления результатов апробации вступивших новаций на других кандидатах.
1 До конца 2014 года действовали Правила сдачи квалификационных экзаменов и выдачи водительских удостоверений, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 15.12.1999 № 1396 «Об утверждении Правил сдачи квалификационных экзаменов и выдачи водительских удостоверений». В целях реализации постановления Правительства Российской Федерации от 15.12.1999 № 1396 «Об утверждении Правил сдачи квалификационных экзаменов и выдачи водительских удостоверений» и совершенствования экзаменационной деятельности была принята Инструкция о порядке организации работы по приему квалификационных экзаменов и выдаче водительских удостоверений в подразделениях Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденная приказом МВД России от 20.07.2000 № 782 «О мерах по реализации Постановления Правительства Российской Федерации от 15 декабря 1999 г. № 1396». В настоящее время Правилами проведения экзаменов на право управления транспортными средствами и выдачи водительских удостоверений, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 24.10.2014 № 1097 «О допуске к управлению транспортными средствами» (далее - Правила) допуск лиц для проведения экзамена происходит только после освоения основной программы профессионального обучения водителей транспортных средств. Транспортные средства должны быть оборудованы техническими средствами контроля знаний и навыков управления ТС. Кроме того, с 12.08.2014 начали действовать новые примерные программы профессионального обучения водителей транспортных средств соответствующих категорий и подкатегорий, утвержденные приказом Минобрнауки России от 26.12.2013 № 1408.
Аналогичным образом изменения в Правила проведения экзаменов повлияли и на этап практического экзамена по первоначальным навыкам управления транспортными средствами. В 2015 году число лиц, сдавших этот этап экзамена, составило 1,88 млн, что на 23 % меньше, чем до введения новых требований. При этом успешно с первого раза экзамен сдали 1,37 млн кандидатов в водители, что на 18 % меньше, чем в 2014 году.
Кроме того, с 2016 года начал действовать новый Административный регламент2, в соответствии с которым установлено, что если в одном из тематических блоков теоретического экзамена будет допущена одна ошибка, то экзаменуемому предоставляется возможность в течение 5 минут ответить на
5 дополнительных вопросов соответствующего тематического блока. За две ошибки в разных тематических блоках лицу будет предоставлена возможность ответить на 10 дополнительных вопросов. В случае, если экзаменуемый допустил в одном тематическом блоке две ошибки или дал неправильный ответ на вопрос дополнительного блока, то выставляется отрицательная оценка «НЕ СДАЛ». В 2017 году количество успешно сдавших экзамен с первого раза составило 1,23 млн, что меньше на 10,9 %, чем в 2016 г. Однако, необходимо отметить, что само количество теоретических экзаменов увеличилось на 5,8 % и составило 2,91 млн.
Как отмечалось выше, на протяжении последних
6 лет складывается устойчивая тенденция к снижению количества лиц, сдавших с первого раза экзамен на право управления транспортным средством соот-
2 Административный регламент Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по проведению экзаменов на право управления транспортными средствами и выдаче водительских удостоверений, утвержденный приказом МВД России от 20.10.2015 № 995 «Об утверждении Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по проведению экзаменов на право управления транспортными средствами и выдаче водительских удостоверений» (далее -Административный регламент).
ветствующей категории. Анализ статистических данных о результатах сдачи экзаменов свидетельствует о наличии специфических особенностей применительно к каждой категории транспортных средств. В этой связи, считаем целесообразным проанализировать специфику сдачи экзамена для каждой категории на разных этапах экзамена.
Теоретический этап экзамена Анализ результатов теоретического этапа экзамена, позволяет утверждать, что снижение количества сдавших экзамен с первого раза происходит вне зависимости от категории.
При этом, за анализируемый период наибольшей динамике снижения результатов подвержены новые категории1. Так, доля сдавших теоретических экзамен на право управления ТС подкатегории «С1» в период 2014-2020 гг. снизилась на 43,2 %, подкатегории <Л1» - на 46 %, а «С1Е» - на 88,8 % (табл. 1).
В свою очередь, соответствующие показатели в отношении кандидатов в водители на основные категории ТС, сдавших теоретический этап экзамена с первого раза отличаются незначительно (максимальное значение не превышает 20 %) (табл. 2).
1 В качестве новых категорий рассматриваются категории, введенные после принятия Федерального закона от 07.05.2013 № 92-ФЗ.
Следует отметить, что основные изменения приходится на 2016-2017 гг., что совпадает с началом действия редакции нового Административного регламента, закрепившего новые требования к сдаче теоретического экзамена (04.04.2016). Так, доля лиц, успешно сдавших теоретический экзамен на право управления ТС подкатегории «А1» с первого раза в 2016-2017 годах уменьшилась с 56,2 % до 39,6 %, а в 2017-2018 годах с 39,6 % до 39,5 %. Аналогичная динамика прослеживается и в отношении категории «В». За период 2016-2017 годов доля сдавших с первого раза снизилась с 51,9 % до 44,1 %, а в 20172018 - с 44,1 % до 42,2 %. Это подчеркивает влияние новых требований, предъявляемых к теоретическому этапу экзамена на его результаты.
В 2020 году наибольшая доля кандидатов, сдавших теоретический этап экзамена с первого раза зарегистрирована за кандидатами на получение права управления ТС подкатегории «Ш1Е». И это в условиях, когда доля таких кандидатов не значительная, а в некоторые анализируемые годы она вообще отсутствовала. Приведенные данные могут свидетельствовать о достаточно высокой подготовленности лиц, претендующих на эту категорию. Кроме того, это может быть обусловлено и дополнительными требованиями к кандидатам, претендующим на по-
Таблица 1
Динамика доли кандидатов, сдавших теоретический этап экзамена с первого раза, на новые подкатегории ТС (%)
А1 С1 D1 BE CE C1E DE D1E
2014 75,5 50,9 41,1 88,3 78,7 81,6 80,2 0
2015 64,1 55,5 59,5 53,9 58,9 61,6 41,1 71
2016 56,2 50,7 57,8 55 51,3 53,5 46,4 93,5
2017 39,6 38,7 31,6 57,2 40,2 100 37,5 0
2018 39,5 29,1 38,2 36,3 39 0 35,5 0
2019 40,9 24,8 75,5 49,1 48 38,6 52,9 75
2020 40,3 28,9 22,2 41 49,3 9,1 54,5 60
АППГ -46,6 -43,2 -46,0 -53,6 -37,4 -88,8 -32,0 0
Таблица 2
Динамика доли кандидатов, сдавших теоретический этап экзамена с первого раза,
на основные категории ТС (%)
А B C D M
2014 65,4 50,6 38,8 47,4 43,4
2015 63,5 53,3 42,4 52,7 48,4
2016 60,8 51,9 39,1 47,3 47,4
2017 53,7 44,1 33,2 38,4 42,4
2018 52,8 42,2 33,8 40 25
2019 52,3 41,7 31,6 38,9 30,8
2020 52,6 42,1 31,5 39 34,8
АППГ -19,6 -16,8 -18,8 -17,7 -19,8
Таблица 3
Динамика доли кандидатов, сдавших с первого раза экзамен по первоначальным навыкам управления ТС на категории и подкатегории ТС, к которым предъявляются дополнительные требования (%)
А1 C С1 Э D1 ВЕ CE C1E ЭЕ D1E
2014 99,3 52,8 56,3 53,6 67,4 60,7 55,5 80,7 63,8 36
2015 69,4 56,7 73 62,8 78,2 63 61,7 79,1 51,3 0
2016 60,3 57,2 83,1 61,9 94,5 71,5 59,1 89,4 57,1 94,6
2017 61,4 53,5 67,5 62,3 55,7 64,2 45,3 67,4 45,1 66,7
2018 51,3 51,2 48,1 59 82,2 57,6 45,4 28,6 40,8 21,1
2019 54,4 49,1 41,1 56,6 55,7 53 40,2 67,6 42,1 50
2020 54,9 44,6 45,8 56,3 53,3 48,4 37,8 71 41,9 66,7
АППГ -44,7 -15,5 -18,7 5,0 -20,9 -20,3 -37,4 -12,0 -34,3 85,3
лучение права управления ТС рассматриваемой категории1.
Необходимо отметить негативную тенденцию результатов экзаменов на право получения подкатегории «С1Е». Так, в период 2014-2020 годов доля претендентов, сдавших успешно с первого раза уменьшилась практически в 9 раз и в 2020 году составила 9,1 %. При этом к кандидатам в водители данной категории ТС аналогичным образом предъявляются дополнительные требования в виде стажа и возраста2. Изложенные обстоятельства говорят об объективной необходимости пристального внимания к подготовке водителей грузовых автомобилей.
1 «Б1Е» является подкатегорией и для ее получения необходимо наличие права управления категорией «Л» (автобус) или «Б1» в течение не менее 12 месяцев. В свою очередь, для получения категорий «Л» и «Б1» необходимо достичь двадцатиоднолетнего возраста. В связи с этим кандидаты на получение права управления ТС подкатегории «Б1Е», сдавшие теоретический экзамен с первого раза, относятся к наиболее опытным и для них, как следствие, теоретический этап экзамена не должен вызывать сложностей.
2 Для того, чтобы получить указанную категорию, необходимо владеть категорией «С» или подкатегорией «С1» не менее 12 месяцев. В свою очередь, для получения категорий «С» и «С1» необходимо достичь восемнадцатилетнего возраста.
Таблица 4
Динамика доли кандидатов, сдавших с первого раза экзамен по первоначальным навыкам управления ТС,
ранее не участвовавших в процедуре допуска
Проверка первоначальных навыков управления ТС «на площадке»
Следующим этапом экзамена на право управления ТС является этап проверки первоначальных навыков управления ТС «на площадке». По аналогии с теоретическим этапом экзамена в большинстве случаев наблюдается тенденция к снижению доли кандидатов, сдавших экзамен с первого раза. Однако, этап проверки первоначальных навыков управления ТС «на площадке» в рассматриваемой нами теме представляет особый интерес, поскольку в отличии от других этапов экзамена, характеризующихся снижением доли сдавших с первого раза по всем категориям и подкатегориям ТС, на данном этапе доля кандидатов в водители, успешно сдавших экзамен с первого раза, растет. Так, например, если доля успешно сдавших с первого раза экзамен по первоначальным навыкам управления ТС на право управления ТС категории «Б» в 2014 году составила 53,6 %, то в 2020 году - 56,3 %, что на 5 % больше. В свою очередь доля сдавших с первого раза на категорию «А» в период 2014-2020 гг. увеличилась на 2,9 %.
В этой связи можно предположить, что рост хороших показателей сдачи экзаменов данного практического этапа послужил основанием для его отмены (в качестве самостоятельного) и объединение с экзаменом, проводимом в условиях дорожного движения3 (табл. 3).
Стоит отметить, что достаточно высокая доля успешно сдавших с первого раза у кандидатов тех категорий и подкатегорий, к которым на этапе допуска к участию в дорожном движении предъявляются особые требования. Так, например, право на управление ТС категории «Б» предоставляется лицам, достигшим 21-летнего возраста. Следствием этого является доля сдавших с первого раза на указанную катего-
3 Приказ МВД России от 20.02.2021 № 80 «Об утверждении Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по проведению экзаменов на право управления транспортными средствами и выдаче водительских удостоверений».
А В M
2014 45,6 50,3 68,7
2015 50,3 57,4 61
2016 47,6 55,2 73,2
2017 52,9 42,2 56,5
2018 47,5 41 60,2
2019 46,8 40,2 53,7
2020 46,9 41,2 47,7
АППГ 2,9 -18,1 -30,6
Динамика доли кандидатов, сдавших с первого раза экзамен по управлению ТС в условиях дорожного движения, имеющих опыт участия в дорожном движении (%)
Таблица 5
C1 D1 D BE CE C1E DE D1E
2014 50,5 61,6 46,2 52,4 54,6 73,5 60,2 30
2015 34,5 38,9 51,8 58,9 70,3 37,4 0 84,5
2016 49,3 75,6 51,7 57,7 62,8 66,2 53,7 90,6
2017 79,6 40,2 53,3 70,4 69,4 85,7 69,1 100
2018 58,6 65,8 48,9 58,3 63,2 85,7 45 31,6
2019 39,8 73,8 45,6 55,6 57,6 63,4 56,6 60
2020 43,2 57,1 41,5 48,4 51,5 72,2 35,2 100
АППГ -14,5 -7,3 -10,2 7,6 -5,7 -1,8 -41,5 0
рию, которая составляет 56,3 %. К категориям «С1Е», «Б1Е», «ВЕ», «СЕ», «БЕ» предъявляется требование о наличия права управления ТС соответствующими категориями не менее 12 месяцев. Поэтому, вполне вероятно, что высокая доля успешно сдавших экзамен с первого раза обусловлена наличием у кандидата опыта участия в дорожном движении (табл. 4). В целом же следует констатировать, что чуть хуже дела обстоят с основными категориями, где кандидатами являются лица, впервые проходящие процедуру допуска к участию в дорожном движении.
Экзамен по управлению ТС в условиях дорожного движения
Заключительным этапом является экзамен по управлению ТС в условиях дорожного движения. Как отмечалось выше, в период 2014-2020 годов он являлся наиболее сложным и соответственно характеризовался наименьшей долей кандидатов, сдавших этот этап экзамена с первого раза. Анализ свидетельствует, что с 2014 года наблюдается устойчивая тенденция снижения доли кандидатов, сдавших данный этап на соответствующую категорию (подкатегорию) с первого раза.
При этом, прослеживается четкая закономерность, связанная с большей долей успешно сдавших экзамен с первого раза для кандидатов, уже имеющих опыт участия в дорожном движении1 (табл. 5).
Для кандидатов, впервые участвующих в процедуре допуска к участию в дорожном движении, наоборот характерна наименьшая доля сдавших экзамен по управлению ТС в условиях дорожного движения с первого раза. Так, например, за анализируемый период доля кандидатов на право управления ТС категории «В», сдавших экзамен с первого раза, ни разу не превышала отметку больше 35 %, в то время как у кандидатов на категорию «Л» доля успешно сдавших с первого раза была не ниже 40 %. Вне сомнения это
1 Все выбранные нами категории предполагают наличие стажа управления ТС по основной категории. Например, для получения права управления ТС на подкатегорию «БЕ» необходимо владеть правом управления ТС категории «Б».
может свидетельствовать о положительном влиянии предшествующего опыта участия кандидата в дорожном движении в качестве водителя (табл. 6).
Высокое долевое значение сдавших с первого раза экзамены, связанные с управлением ТС, зарегистрировано в категориях «Б», «Б1» и подкатегории «С1Е». Так, например, в 2020 году 71 % кандидатов на подкатегорию «С1Е» успешно сдали экзамен по первоначальным навыкам управления транспортными средствами, чего нельзя сказать о результатах сдачи теоретического этапа экзамена, где соответствующий показатель составлял 9,1 %. Вполне возможно, что претенденты на эти категории в силу имеющегося опыта в процессе дорожного движения не вполне обосновано, рассчитывают на «легкую» сдачу теоретического этапа.
Таким образом, вышеизложенное позволяет утверждать, что на протяжении последних лет практически только каждый третий желающий получить право на управление ТС успешно сдает экзамен на право управление ТС с первого раза. В определенной мере это может быть обусловлено периодическим совершенствованием требований допуска к участию в дорожном движении.
Таблица 6
Динамика доли кандидатов, сдавших с первого раза экзамен по управлению ТС
в условиях дорожного движения, не имея опыта участия в дорожном движении (%)
B C
2014 29,1 42,4
2015 34 49,9
2016 28,1 48
2017 30,2 55,6
2018 28,4 50,8
2019 25,7 46,8
2020 24 39,5
АППГ -17,5 -6,8
Говоря о теоретическом этапе экзамена, стоит отметить, что наибольшую долю сдавших экзамен с первого раза составляют кандидаты, впервые столкнувшиеся с процедурой допуска к участию в дорожном движении. Дополнительные требования к возрасту и стажу управления ТС свидетельствуют о том, что кандидаты в водители чаще рассчитывают на свой водительский опыт и готовятся к сдаче данного этапа экзамена хуже.
Единственный этапом экзамена, где отмечается рост доли успешно сдавших с первого раза, является проверка первоначальных навыков управления ТС «на площадке». Следует также констатировать, что достаточно высокая доля сдавших с первого раза у кандидатов тех категорий и подкатегорий, к которым на этапе допуска к участию в дорожном движении предъявляются особые требования в виде возраста и стажа управления ТС.
Анализ количества успешно сдавших экзамен по управлению ТС в условиях дорожного движения с первого раза подчеркивает закономерность влияния опыта участия в дорожном движении на результаты сдачи экзамена с первого раза.
В целом же представляется, что изложенный выше анализ данных о результатах сдачи различных этапов экзамена на право управления транспортными средствами может быть взят за основу более детального анализа, при котором будут приняты во внимание типичные ошибки. Это в конечном счете, позволит определить направления подготовки водителей, требующие совершенствования.
Список источников
1. Амеличкин, А. В. Актуальные проблемы подготовки водителей механических транспортных средств в Российской Федерации // КВ : Административное право и практика администрирования. 2019. № 1. https://cyberleшnka.m/artide/n/aktualnye-proЫemy-podgotovki-voditeley-mehaшcheskih-transportnyh-sredstv-v-rossiyskoy-federatsii (дата обращения: 28.10.2021).
2. Данные ГИАЦ МВД России, форма 560, раздел 2, введена в действие приказом МВД России от 8 февраля 2018 г. № 79.
3. Дорожно-транспортная аварийность в Российской Федерации за 12 месяцев 2017 года. Информационно-аналитический обзор. М. : ФКУ «НЦ БДД МВД России». 2017. 18 с.
4. Дорожно-транспортная аварийность в Российской Федерации за 12 месяцев 2018 года. Информационно-аналитический обзор. М. : ФКУ «НЦ БДД МВД России». 2018. 18 с.
5. Дорожно-транспортная аварийность в Российской Федерации за 12 месяцев 2019 года. Информационно-аналитический обзор. М. : ФКУ «НЦ БДД МВД России». 2020. 21 с.
6. Дорожно-транспортная аварийность в Российской Федерации за 2020 год. Информационно-аналитический обзор. М. : ФКУ «НЦ БДД МВД России». 2021. 79 с.
7. Зейналов, Ф. Н. Правовой анализ положений нового профессионального стандарта мастера производственного обучения вождению транспортных средств в свете реализации Стратегии безопасности дорожного движения // Административное и муниципальное право. 2018. № 12. https://cyberleninka.ru/artide/n/pravovoy-analiz-polozheniy-novogo-professionalnogo-standarta-mastera-proizvodstvennogo-obucheniya-vozhdeniyu-transportnyh-sredstv-v (дата обращения: 28.10.2021).
8. Новгородов, Д. А., Тарасов, А. Ю. Совершенствование организационно-правовых механизмов допуска начинающих водителей к участию в дорожном движении // Полицейская деятельность 2020. № 2. https://cyberleninka.ru/article/n/sovershenstvovanie-organizatsionno-pravovyh-mehanizmov-dopuska-nachinayuschih-voditeley-k-uchastiyu-v-dorozhnom-dvizhenii (дата обращения: 26.10.2021).
9. Постановление Правительства Российской федерации от 24.10.2014 № 1097 «О допуске к управлению транспортными средствами» // «Собрание законодательства Российской Федерации», 03.11.2014, № 44, ст. 6063.
10. Правоприменительная деятельность в области безопасности дорожного движения в 2020 году. Информационно-аналитический обзор. М. : ФКУ «НЦ БДД МВД России». 2021. 76 с.
11. Состояние и тенденции безопасности дорожного движения в Российской Федерации в 20112020 годах. Аналитическая справка. М. : ФКУ «НЦ БДД МВД России». 2021.
12. Федеральный закон от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» // «Собрание законодательства Российской Федерации», 11.12.1995, № 50, ст. 4873.
13. Федеральный закон от 07.05.2013 № 92-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О безопасности дорожного движения» и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» // «Собрание законодательства Российской Федерации», 13.05.2013, № 19, ст. 2319.
14. Якимов, А. Ю. Размышления о нормативно-правовой основе деятельности, связанной с дорожным движением. Административное право и процесс. 2021. № 2.
References
1. Amelichkin, A. V. Topical problems of training drivers of motor vehicles in the Russian Fédération// NB: Administrative law and practice of administration. 2019. № 1. https://cyberleninka.ru/article/n/aktualnye-problemy-podgotovki-voditeley-mehanicheskih-
transportnyh-sredstv-v-rossiyskoy-federatsii (accessed: 28.10.2021).
2. The data of the GIAC of the Ministry of Internal Affairs of Russia, form 560, section 2, was put into effect by order of the Ministry of Internal Affairs of Russia dated February 8, 2018. No. 79 p.
3. Road traffic accident in the Russian Federation for 12 months of 2017. Information and analytical review. M. : PKU «NC BDD of the Ministry of Internal Affairs of Russia», 2017, 18 p.
4. Road traffic accident in the Russian Federation for 12 months of 2018. Information and analytical review. M. : PKU «NC BDD of the Ministry of Internal Affairs of Russia», 2018, 18 p.
5. Road traffic accident in the Russian Federation for 12 months of 2019. Information and analytical review. M. : PKU «NC BDD of the Ministry of Internal Affairs of Russia», 2020, 21 p.
6. Road traffic accident in the Russian Federation for 2020. Information and analytical review. M. : PKU «NC BDD of the Ministry of Internal Affairs of Russia», 2021, 79 p.
7. Zeynalov, F. N. Legal analysis of the provisions of the new professional standard of the master of industrial training in driving vehicles in the light of the implementation of the Road Safety Strategy // Administrative and municipal law. 2018. № 12. https://cyberleninka.ru/article/n/pravovoy-analiz-polozheniy-novogo-professionalnogo-standarta-mastera-proizvodstvennogo-obucheniya-vozhdeniyu-transportnyh-sredstv-v (accessed: 28.10.2021).
8. Novgorodov, D. A., Tarasov, A. Yu. Improvement of organizational and legal mechanisms for admission of novice drivers to participate in road traffic//Police activity 2020. № 2. https://cyberleninka. ru/article/n/sovershenstvovanie-organizatsionno-pravovyh-mehanizmov-dopuska-nachinayuschih-voditeley-k-uchastiyu-v-dorozhnom-dvizhenii (accessed: 26.10.2021).
9. Decree of the Government of the Russian Federation No. 1097 of 24.10.2014 «On admission to driving vehicles» // «Collection of Legislation of the Russian Federation», 03.11.2014, No. 44, Art. 6063.
10. Law enforcement in the field of road safety in 2020. Information and analytical review. M. : PKU «NC BDD of the Ministry of Internal Affairs of Russia», 2021, 76 p.
11. State and trends of road safety in the Russian Federation in 2011-2020. Analytical Help. M. : PKU «NC BDD of the Ministry of Internal Affairs of Russia», 2021.
12. Federal Law No. 196-FZ of 10.12.1995 «On Road Safety» // «Collection of Legislation of the Russian Federation», 11.12.1995, No. 50, Art. 4873.
13. Federal Law No. 92-FZ dated 07.05.2013 «On Amendments to the Federal Law «On Road Safety» and the Code of Administrative Offences of the Russian Federation» // «Collection of Legislation of the Russian Federation», 13.05.2013, No. 19, Art. 2319.
14. Yakimov, A. Yu. Reflections on the regulatory framework for activities related to road traffic. Administrative law and process. 2021. № 2.
Информация об авторах
С. Н. Антонов - аналитик отдела изучения проблем нормативного правового и аналитического обеспечения Научного центра БДД МВД России, кандидат юридических наук, доцент;
М. И. Никитин - ученый секретарь Научного центра БДД МВД России;
П. С. Коблов - научный сотрудник отдела изучения проблем нормативного правового и аналитического обеспечения Научного центра БДД МВД России.
Information about the authors
S. N. Antonov - Analyst of the Department of Studying problems of normative legal and analytical support of the Scientific State Institution of Road Safety of the Ministry of the Interior of the Russian Federation, Candidate of Legal Sciences, Associate Professor;
M. I. Nikitin - Academic Secretary of the Scientific State Institution of Road Safety of the Ministry of the Interior of the Russian Federation;
P. S. Koblov - Researcher of the Accident Analysis Department of the Department for studying Problems of Regulatory legal and Analytical support of the Scientific State Institution of Road Safety of the Ministry of the Interior of the Russian Federation.
Вклад авторов: все авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку публикации. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.
Contribution of the authors: the authors contributed equally to this article. The authors declare no conflicts of interests.
Статья поступила в редакцию 28.10.2021; одобрена после рецензирования 29.11.2021; принята к публикации 10.12.2021.
The article was submitted 28.10.2021; approved after reviewing 29.11.2021; accepted for publication 10.12.2021.