Роль нотариата в реформе наследственного права The role of notaries in the reform of the law of succession
Корчемкина В.К.
студент 2 курса магистратуры, юридический институт, Вятский Государственный Университет,
Россия, Киров e-mail: [email protected]
Korchemkina V.K.
2rd year student of magistracy, Law Institute, Vyatka State University, Russia, Kirov e-mail: [email protected]
Аннотация.
Институт нотариата в сфере наследственных отношений выполняет функции по приданию наследственным правам необходимой конкретизации и бесспорности, обеспечивает гарантии и свободы завещания субъектам наследственных правоотношений. В статье рассматриваются некоторые проблемы участия нотариуса в проведенной наследственной реформе, а также роль нотариата в учреждении такого правового института как наследственный фонд. Приведены различные точки зрения ученых юристов на возложение дополнительных обязанностей на нотариусов при осуществлении ими своих функций в наследственных правоотношениях.
Annotation.
The Institute of Notaries in the field of inheritance relations performs the functions of giving inheritance rights the necessary concretization and indisputability, provides guarantees and freedom of will to subjects of inheritance relations. The article discusses some problems of the participation of a notary in a hereditary reform, as well as the role of a notary in the establishment of such a legal institution as a hereditary fund. Various points of view of legal scholars on the assignment of additional duties to notaries in the exercise of their functions in inheritance relations are given.
Ключевые слова: наследственный фонд, наследство, завещание, нотариус, реформирование наследственного законодательства.
Key words: inheritance fund, inheritance, testament, notary public, reform of the inheritance law.
Институт наследования обеспечивает экономическое благосостояние человека и гражданина. Постоянное реформирование законодательства, регулирующего наследственное право, обеспечивает гарантии для всех субъектов наследственных правоотношений. Ранее же данный правовой институт находился под давлением со стороны государства, а зачастую имел и политическое значение [1].
Актуальность исследования определяется тем, что именно институт нотариата в сфере наследственных отношений обеспечивает выполнение функции по приданию наследственным правам необходимой конкрнетизации и бесспорности. Обеспечение гарантий свободы завещания и его исполнения лежит на плечах российских нотариусов. Так, в процессе совершения нотариусами конкретных нотариальных действий, они защищают интересы всех субъектов наследственных правоотношений, дают гарантии по сохранности наследственного имущества до принятия наследниками наследства.
Раздел «Наследственное право» Гражданского кодекса РФ за все время своего существования по сравнению с другими разделами претерпевал незначительное количество нововведений, что по словам Вице-президента Федеральной нотариальной палаты Смирнова С.В. может говорить о действительном качестве и
стабильности норм наследственного права. Однако, в настоящее время стремительное развитие экономического оборота побуждает законодателя к реформированию норм права, регулирующих институт наследования [2].
Хотелось также напомнить, что контроль за нотариатом осуществляет государсто в лице Министерства юстиции Российской Федерации, однако нотариус работает в режиме полного самофинансирования, все затраты, связанные с ведением дел и функционированием нотариальной конторы, он несет самостоятельно, без какой-либо финансовой поддержки со стороны государства. Трудно представить, какое бы колличество споров о наследстве рассматривали суды, если бы с нотариусов сняли задачу по ведению наследственных дел.
Справедливым будет сказать, что нотариат оказывает судам большую помощь, рассматривая дела в бесспорном порядке. В связи с этим, институт нотариата очень часто называют превентивным правосудием, однако рассматривая нотариат не как орган, осуществляющий судебные функции, а орган способствующий достижению задач правосудия и предотвращения возникновения судебных споров.
Новеллы о создании в российском законодательстве таких правовых институтов как наследственный фонд, совместное завещание и наследственный договор непосредственно затронули сферу нотариальной деятельности, поскольку на нотариусов возложили дополнительные обязанности, тем самым увеличив объем их работы.
Нововведения в наследственном праве действительно обеспокоили нотариальное сообщество. Нельзя не согласиться с мнением Потемкина В.Д., который самым сложным в нотариальной практике считает оформление наследства [3]. По каждому наследственному делу нотариус проверяет и запрашивает, в том числе с помощью электронного оборота, множество документов. В настоящее время оформлением наследства по всей стране занимается несколько тысяч специально подготовленных юристов-нотариусов, которые в соответствии с законом постоянно повышают свою квалификацию и готовы нести ответственность за свои действия.
Президент Федеральной нотариальной палаты Константин Корсик наоборот положительно оценивает реформирование наследственного права. Корсик К.А. отметил, что с помощью проведения данной реформы удастся решить множество проблем, с которыми сталкивались субъекты наследственных правоотношений ранее. Однако, он также отметил, что в полной мере оценить эффективность и востребованность новых правовых институтов пока не представляется возможным и говорить о действенности их применения следует спустя время, когда сформируется правоприменительная практика. Также Корсик К.А., подчеркнул, что не стоит беспокоиться о том, что реформа наследственного права отрицательно скажется на работе нотариусов, ведь благодаря действующим сегодня электронным реестрам наследственных дел и завещаний значительно упростилась процедура поиска всей необходимой информации.
Михеева Л.Ю., и. о. руководителя Исследовательского центра частного права им. С. С. Алексеева при Президенте РФ, отметила, что действующее законодательство, регулирующее институт наследственного права, нуждалось в изменениях не потому, что отставало от западного, а потому что стало понятно, что действующих на данный момент норм Гражданского кодекса было недостаточно для обеспечения интересов субъектов наследственных правоотношений.
Переходя непосредственно к роли, которую играет нотариус в законодательной реформе наследственного права, хотелось бы поговорить о проблемах, с которыми сталкивается нотариус при формировании наследственного фонда.
После смерти учредителя фонда, нотариус обязан не позднее трех рабочих дней со дня открытия открытия наследственного дела после смерти гражданина направить в уполномоченный государственный орган заявление о регистрации наследственного фонда с приложением составленного при жизни наследодателя его
решения об учреждении наследственного фонда и утвержденного им устава фонда, определить лиц, входящих в состав органов управления фонда, а также связаться с ними [4]. Проблема состоит в том, что, учитывая большую загруженность нотариусов, вероятность исполнения такой обязанности в указанный законодателем срок практически сводится к нулю.
Говоря о сроках совершения нотариальных действий, хотелось бы отметить, что проверить наличие завещания нотариус обязан не позднее одного рабочего дня следующего за днём открытия наследства. Данную информацию нотариус получает из единой информационной системы нотариата. Хочется также отметить, что органы записи актов гражданского состояния или правоохранительные органы не вправе предоставить нотариусу информацию о смерти наследодателя. Иначе говоря, сведения об открытии наследства нотариус может получить только от наследников на основании свидетельства о смерти, что в свою очередь может замедлить создание наследственного фонда.
Как уже ранее было сказано, законодатель путем реформирования наследственного права значительно расширил объёмом обязанностей нотариуса, однако, механизма контроля за его деятельностью законодатель не предусмотрел. Выгодоприобретатели имеют право обжаловать действия нотариуса в части создания наследственного фонда в судебном порядке, но лишь в случае выявления действий, нарушающих волю завещателя. Вместе с тем, механизм, при помощи которого выгодоприобретатели могли бы обнаружить некорректные действия нотариуса законодатель не предусмотрел.
Говоря о направлении учредительных документов фонда для его регистрации в соответствующий орган, хочется отметить, что, если по какой-либо причине данный орган обнаружит ошибки или неточности в уставе, то он может отказать в регистрации фонда либо предложить внести изменения в устав. Однако, на законодательном уровне прямо не указано, кто может вносить изменения в устав, не урегулирован механизм, с помощью которого можно было бы разрешить возникшую проблему. Такая ситуация, как показала практика, опять же может надолго остановить исполнение завещания.
Следующей проблемой является пробел в российском законодательстве относительно регулирования стоимости услуг нотариуса по учреждению наследственного фонда. В соответствии со ст. 22.1 Основ законодательства о нотариате, на все категории услуг, оказываемых нотариусами, устанавливается определенный тариф [5]. Следует подчеркнуть тот факт, что действия нотариуса по учреждению наследственного фонда довольно трудоемки и требуют высокой скорости для выполнения нотариусом возложенных на него обязанностей в срок, установленный законодателем. Как уже ранее было сказано, на нотариуса ложится большой объём работы: установление наличия в завещании указаний на создание наследственного фонда, направление документов о регистрации фонда в соответствующий регистрирующий орган.
Оперативность выполнения наследственных действий по учреждению органов наследственного фонда обусловлена тем, что своевременно несформированный фонд будет ликвидирован. Также, в случае если в течении года учредительные документы не были направлены в регистрирующий орган - фонд не сможет быть зарегистрирован. Соответственно, отсутствие законодательного закрепления тарифа оплаты труда нотариуса является значительным недочетом и должно подлежать незамедлительному устранению.
Также следует отметить, что действие по учреждению наследственного фонда не входит в законодательно установленный перечень нотариальных действий, закрепленных в ст. 35 Основ законодательства о нотариате. Учитывая характер процедуры учреждения наследственного фонда и её социальную значимость, законодателю при введении нового вида обеспечения сохранности наследственного имущества следовало бы
озаботиться внесением изменений в Основы законодательства о нотариате и отдельно указать возможность учреждения нотариусом наследственного фонда в качестве оказываемой услуги.
Таким образом, принимая во внимание вышеперечисленные проблемы, с которыми сталкиваются нотариусы при осуществлении своей деятельности по регулированию наследственных правоотношений, связанных, например, с учреждением такого нового для нашего законодательства правового института, как наследственный фонд, представляется возможным утверждать, что без внесения значительных изменений и дополнений в нормы права, регулирующие деятельность новых правовых институтов наследственного права, нотариусы в полной мере не смогут выполнять возложенные на них задачи и функции.
Список используемой литературы:
1. Татаринова Е.П. Влияние государственно-правовой традиции на наследственные права женщин в XVII-XVIII веках // Вестник СГЮА. 2016. №2 (109).С.85-88 URL: https://cyberleninka.ru/article/nMiyanie-gosudarstv.. (дата обращения: 25.12.2019)
2. Фольгерова Ю.Н. Гражданско-правовая ответственность наследников по долгам наследодателя // Наследственное право. 2010. n 3. с. 16 — 19
3. Направления и перспективы развития российского законодательства о наследовании. Материалы научно-практической конференции. Москва. 1 октября 2015 года. М.: Фонд развития правовой культуры, 2015. 168 с.
4. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30 ноября 1994 № 51-ФЗ // Правовой Сервер КонсультантПлюс URL: http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 5142/ (дата обращения: 28.12.2019)
5. "Основы законодательства Российской Федерации о нотариате" от 11 февраля 1993 года № 4462-1 // Правовой Сервер КонсультантПлюс URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_1581/ (дата обращения: 28.12.2019)