Научная статья на тему 'РОЛЬ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ В РАЗВИТИИ МАЛОГО БИЗНЕСА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ'

РОЛЬ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ В РАЗВИТИИ МАЛОГО БИЗНЕСА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
670
104
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАЛЫЕ ПРЕДПРИЯТИЯ / МИКРОПРЕДПРИЯТИЯ / ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛИ / СПЕЦИАЛЬНЫЕ НАЛОГОВЫЕ РЕЖИМЫ (СНР) / СТРАХОВЫЕ ВЗНОСЫ / ВЫРАБОТКА НА ОДНОГО РАБОТНИКА / НАЛОГОВАЯ НАГРУЗКА / SMALL ENTERPRISES / MICROENTERPRISES / INDIVIDUAL ENTREPRENEURS / SPECIAL TAX REGIMES (SNR) / INSURANCE PREMIUMS / OUTPUT PER EMPLOYEE / TAX BURDEN

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Зотиков Н.З.

Обычно об уровне экономического развития страны судят по числу и масштабам крупных предприятий, так как именно они оказывают решающее влияние на величину производственного потенциала и финансовое благополучие государства, региона. Однако не менее важной частью эффективной рыночной системы является малый бизнес, характеризующийся быстротой реакции на происходящие в экономике изменения и лучшей адаптацией к меняющейся рыночной конъюнктуре. Многочисленные исследования подтверждают имеющуюся связь между относительным размером сектора малого и среднего предпринимательства (МСП) и экономическим ростом страны, обеспечивающим соответствующий уровень благосостояния населения. Цель исследования - анализ применения субъектами МСП действующих специальных налоговых режимов, выявление преимуществ и недостатков каждого из них. Предмет исследования - изучение теоретических и практических аспектов установленных специальных налоговых режимов. Объект исследования - экономико-финансовые отношения, складывающиеся между государством и малым бизнесом по вопросам налогообложения. В статье специальные налоговые режимы рассматриваются в качестве инструмента государственного регулирования развития субъектов малого предпринимательства. Материалы и методы: в исследовании использовались методы: наблюдение, сравнение, анализ и синтез, обобщение. По итогам исследований сделаны выводы о том, что существующая система налогообложения малого бизнеса не стимулирует его развитие. Применение специальных налоговых режимов должно приносить выгоду как налогоплательщику, так и государству. Однако их применение на практике вызывает вопросы, которые нуждаются в пересмотре и уточнении, особенно, в части эффективности применяемых систем налогообложения в развитии малого бизнеса. Автором предложены направления дальнейшего совершенствования налогового стимулирования развития малого бизнеса, усиления регулирующей функции применяемых специальных налоговых режимов, увеличения доли субъектов малого и среднего предпринимательства в величине доходов бюджетов регионов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF TAXATION IN THE DEVELOPMENT OF SMALL BUSINESS IN THE RUSSIAN FEDERATION

Usually, the level of economic development of a country is judged by the number and scale of large enterprises, since it is they that have a decisive influence on the value of production potential and the financial well-being of the state and region. However, an equally important part of an effective market system is small business, characterized by a quick response to changes in the economy and better adaptation to changing market conditions. Numerous studies confirm the relationship between the relative size of the small and medium-sized enterprises (SMEs) and the country's economic growth, which ensures an appropriate level of well-being of the population. The purpose of the study is to analyze the use of existing special tax regimes by SMEs, identifying the advantages and disadvantages of each of them. The subject of the study is the study of theoretical and practical aspects of established special tax regimes. The object of the study is the economic and financial relations developing between the state and small business on tax issues. In the article, special tax regimes are considered as an instrument of state regulation of the development of small businesses. Materials and methods: the study used methods: observation, comparison, analysis and synthesis, generalization. Based on the results of the research, it was concluded that the existing taxation system for small businesses does not stimulate its development. The use of special tax regimes should benefit both the taxpayer and the state. However, their application in practice raises questions that need to be reviewed and clarified, especially in terms of the effectiveness of the applied tax systems in the development of small businesses. The author suggests directions for further improving tax incentives for small business development, strengthening the regulatory functions of the applied special tax regimes, increasing the share of small and medium-sized enterprises in the amount of regional budget revenues.

Текст научной работы на тему «РОЛЬ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ В РАЗВИТИИ МАЛОГО БИЗНЕСА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

Вестник Евразийской науки / The Eurasian Scientific Journal https://esj.todav 2020, №2, Том 12 / 2020, No 2, Vol 12 https://esj.todav/issue-2-2020.html URL статьи: https://esj.today/PDF/75ECVN220.pdf Ссылка для цитирования этой статьи:

Зотиков Н.З. Роль налогообложения в развитии малого бизнеса в Российской Федерации // Вестник Евразийской науки, 2020 №2, https://esj.today/PDF/75ECVN220.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.

For citation:

Zotikov N.Z. (2020). The role of taxation in the development of small business in the Russian Federation. The Eurasian Scientific Journal, [online] 2(12). Available at: https://esj.today/PDF/75ECVN220.pdf (in Russian)

Грант РФФИ №18-010-00357/18 на тему «Совершенствование налогово-бюджетного механизма и его влияние на экономику региона» на 2018-2020 гг.

УДК 33

Зотиков Николай Зотикович

ФГБОУ ВО «Чувашский государственный университет имени И.Н. Ульянова», Чебоксары, Россия

Доцент кафедры «Финансов, кредита и экономической безопасности»

Кандидат экономических наук, доцент E-mail: Zotikovcontrol@yandex.ru ORCID: http://orcid.org/0000-0001-5631-9123

Роль налогообложения в развитии малого бизнеса в Российской Федерации

Аннотация. Обычно об уровне экономического развития страны судят по числу и масштабам крупных предприятий, так как именно они оказывают решающее влияние на величину производственного потенциала и финансовое благополучие государства, региона. Однако не менее важной частью эффективной рыночной системы является малый бизнес, характеризующийся быстротой реакции на происходящие в экономике изменения и лучшей адаптацией к меняющейся рыночной конъюнктуре. Многочисленные исследования подтверждают имеющуюся связь между относительным размером сектора малого и среднего предпринимательства (МСП) и экономическим ростом страны, обеспечивающим соответствующий уровень благосостояния населения.

Цель исследования - анализ применения субъектами МСП действующих специальных налоговых режимов, выявление преимуществ и недостатков каждого из них. Предмет исследования - изучение теоретических и практических аспектов установленных специальных налоговых режимов. Объект исследования - экономико-финансовые отношения, складывающиеся между государством и малым бизнесом по вопросам налогообложения. В статье специальные налоговые режимы рассматриваются в качестве инструмента государственного регулирования развития субъектов малого предпринимательства. Материалы и методы: в исследовании использовались методы: наблюдение, сравнение, анализ и синтез, обобщение. По итогам исследований сделаны выводы о том, что существующая система налогообложения малого бизнеса не стимулирует его развитие. Применение специальных налоговых режимов должно приносить выгоду как налогоплательщику, так и государству. Однако их применение на практике вызывает вопросы, которые нуждаются в пересмотре и уточнении, особенно, в части эффективности применяемых систем налогообложения в развитии малого бизнеса. Автором предложены направления дальнейшего совершенствования налогового стимулирования развития малого бизнеса, усиления регулирующей функции

применяемых специальных налоговых режимов, увеличения доли субъектов малого и среднего предпринимательства в величине доходов бюджетов регионов.

Ключевые слова: малые предприятия; микропредприятия; индивидуальные предприниматели; специальные налоговые режимы (СНР); страховые взносы; выработка на одного работника; налоговая нагрузка

Актуальность темы статьи обусловлена следующим.

Как указывается в Стратегии развития малого и среднего предпринимательства в РФ до 2030 года (далее - Стратегия) [1], около 1/5 ВВП в РФ, а во многих субъектах РФ треть и более ВРП создаются малыми предприятиями. Сектор МСП сосредоточен в основном в сфере торговли, оказания услуг. На МСП приходится только 5-6 % стоимости основных средств и 6-7 % объема инвестиций в основной капитал. Производительность труда в РФ отстает от уровня развитых стран в 2-3 раза. Низка в РФ доля экспорта МСП в общем объеме экспорта (6,0 %), в развитых странах, по данным ОЭСР, - от 25 до 35 %, в Китае - более 50 %. МСП в России развивается крайне неравномерно: на 10 субъектов РФ приходится около 46 % общего количества субъектов МСП - юридических лиц. В РФ только 4,7 % граждан трудоспособного возраста являются начинающими ИП (в Китае - 15,5 %, США - 13,8 %).

Утвержденной Стратегией ставится задача по увеличению в 2,5 раза оборота МСП по отношению к 2014 году, в 2 раза производительности труда на МСП, доли обрабатывающей промышленности в обороте сектора МСП (без учета ИП) до 20 %, доли занятого населения в секторе МСП в общей численности населения до 35 %, доли МСП в ВВП в 2 раза (с 20 до 40 %). При этом ежегодный прирост указанной доли должен составлять 1 % и более.

В настоящее время Россия по многим параметрам, характеризующим деятельность субъектов МСП, намного отстает от развитых стран. Выполнение указанных задач будет способствовать тому, что РФ по показателям развития малого бизнеса будет соответствовать уровню развитых стран.

«Проведя сравнение с другими странами, следует иметь ввиду имеющиеся различия критериев отнесения предприятий к МСП, применяемых в России, от критериев, применяемых в зарубежных странах» [2].

Так, в России основными критериями отнесения предприятий к малым являются численность работников (до 100 чел. - малые, микропредприятия - до 15 чел., средние - от 101 до 250 чел.) и доходы (малые - до 800 млн руб., микропредприятия - до 120 млн руб. в год, средние - до 2 млрд руб.).

В развитых европейских странах к таким критериям относятся численность работников, объем товарооборота, балансовая стоимость активов и т. п. Например, в Австрии: число работников до 50 чел., годовой доход -до 5 млн евро; в Швеции: численность работников не более 200 чел., во Франции: количество работников, объем годового оборота и ограничения по размеру складочного капитала; в США: численность работников в зависимости от конкретного вида деятельности 100, 500, 750, 1000 и даже 1500 чел., годовой доход - от 0,75 млн до 20 млн долл. Статистика ОЭСР выделяет 4 категории предприятий в зависимости от численности работников: 1-9 занятых, 10-19 занятых, 20-40 занятых, 50-249 занятых.

По данным ОЭСР, ФНС России наиболее крупные предприятия в Германии: 19,5 % предприятий имеют от 20 до 49 занятых, 32 % - от 50 до 249 чел.; в Чехии - соответственно

Введение

15,1 % и 28,1 %; во Франции - 17,9 % и 25,6 %, в Великобритании - 20,5 % и 29,8 %; Нидерланды - 16,5 % и 27,8 %.

По данным Российской венчурной компании, доля МСП в ВВП составляет в России 21,0 %, по ОЭСР в целом - 58,0 %, Германии - 53,0 %, Италии - 68,0 % и т. д.

По данным ОЭСР, число субъектов МСП (ЮЛ) на 100 чел. населения составляет в России 2,0, Германии - 2,9. Франции 4,4, Чехии - 9,4.

Если в России доля работников МСП не превышает 1/5 всех занятых в организациях, то в других странах их доля превышает половину, а в некоторых странах и 2/3: Россия-18,9 %; Франция - 61,0 %; Германия - 62,9 %; Италия - 78,6 %; Чехия - 67,4 %.

По данным ИНП РАН, Росстата, ОЭСР доля оборота предприятий МСП в России ниже 30 % (29,2 %), в Великобритании - 44,6 %; Германии - 47,9 %; Франции - 55,3 %; Польше -56,0 %; Швеции - 56,6 %, Чехии - 56,8 %, Италии - 68,8 %.

В России значительно меньше самозанятых, чем в секторе МСП в других странах. Согласно данным Росстата и Евростата, в России доля самозанятых среди всех занятых в экономике (4,9 % в 2017 г.) является одной из самых низких среди европейских стран: в Италии - 15,8 %, Великобритании - 12,6 %, Польше - 13,8 %, Чехии - 13,5 %. Между тем, Россия имеет одну из самых высоких долей наемных работников в численности занятых (93,4 %), в других странах - от 80 до 90 % от общей численности занятых.

По данным ФНС России, Росстата распределение работников по типам предприятий МСП в России в 2018 г. выглядит следующим образом: юридические лица - микропредприятия (5427 тыс. чел.), малые предприятия (6285 тыс. чел.), средние (1938 тыс. чел), ИП -микропредприятия (1542 тыс. чел.), малые (773 тыс. чел.), средние (34 тыс. чел.).

По данным ФНС России, в 2018 г. реальный рост зафиксирован только в численности ИП в категории микропредприятий: их количество увеличилось на 111,9 тыс. ед., почти 80 % которых из которых являются вновь созданными.

Предприятия малого бизнеса по территории России размещены крайне неравномерно: 45 % МСП сосредоточено в 10 субъектах РФ. Наибольшее число работников в секторе МСП наблюдается в СЗФО и УФО, меньше всех - в СКФО.

В отраслевом разрезе % предприятий сконцентрировано в торговле, строительстве и обрабатывающей промышленности. По данным Росстата, торговля обеспечивает 57 % оборота МСП, обрабатывающая промышленность - 10,6 %.

«В странах, входящих в Организацию экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), МСП играет ключевую роль, представляя все бизнес - сообщество. Во всех странах доминируют микропредприятия, насчитывая от 70 до 90 % от числа всех предприятий» [3].

По данным Евростата, в целом ключевой отраслью, в которой малый и средний бизнес в странах Европы имеет максимальный потенциал развития, является торговля. Микропредприятия с численностью персонала до 10 чел. являются главным работодателем в европейском малом и среднем бизнесе. Количество занятых в этих компаниях приближается к количеству персонала в крупных компаниях. Микропредприятия с численностью персонала до 10 чел. занимают лидирующие позиции по обороту бизнеса среди компаний МСБ, на втором месте - средние компании от 50 чел. Экономическая эффективность является важным фактором, определяющим значительную долю микропредприятий с численностью до 10 чел. в европейской экономике. По валовой рентабельности до вычета расходов на персонал лидируют микропредприятия с численностью до 10 работников.

Приведенные данные показывают, что «страны с развитыми экономиками располагают достаточно масштабными сегментами малого бизнеса, проводящаяся в этих странах политика активной поддержки предпринимательской инициативы, сформированные эффективные механизмы поддержки предпринимательства обеспечивают значительный и постоянный рост этого сегмента экономик развитых стран» [4].

Показатели деятельности малых предприятий в РФ

Показатели деятельности малых и микропредприятий за 2016-2018 г. рассмотрим в разрезе субъектов РФ.

Таблица 1

Количество предприятий и численность работников

Федеральные округа Годы Предприятия, ед. Численность работников, чел.

всего в том числе всего в том числе

малые микро малые микро

РФ 2016 2 770 562 172 916 2 597 646 11 040 056 5 388 947 5 651 109

2017 2 754 577 256 698 2 497 879 11 986 264 6 671 832 5 314 432

2018 2 659 943 238 292 2 421 651 11 819 790 6 271 693 5 548 097

ЦФО 2016 939 107 51 294 887 813 3 444 412 1 519 466 1942946

2017 974 172 92 248 881 924 3 775 877 2 150 992 1 624 885

2018 937 312 86 999 850 313 3 819 323 2 090 996 1 728 327

СЗФО 2016 371 474 26 126 345 348 1 350 399 688 833 661 566

2017 379 055 34 048 345 007 1 427 951 746 627 681 324

2018 368 884 31 285 337 599 1 397 581 710 429 687 152

ЮФО 2016 226 320 14 064 212 256 974 006 510 418 463 588

2017 209 659 19 402 190 257 1 063 371 574 878 488 493

2018 203 367 17 939 185 428 1 041 963 519 747 522 216

СКФО 2016 53 899 3 359 50 540 270 210 125 949 144 261

2017 48 104 5 038 43 066 282 792 146 219 136 573

2018 46 926 4 445 42 481 269 921 123 494 146 427

ПФО 2016 484 013 34 906 449 107 2 281 158 1 131 996 1149162

2017 472 291 47 666 424 625 2 483 551 1 372 053 1 111 498

2018 459 505 43 688 415 847 2 426 842 1 286 847 1 139 995

УФО 2016 254 450 14 460 239 990 968 182 457 684 510 498

2017 242 209 20 994 221 215 1 050 475 582 614 467 861

2018 229 069 19 411 209 658 978 809 521 153 467 656

СФО 2016 322 497 20 754 301 743 1 253 866 664 643 589223

2017 318 776 27 594 291 182 1 392 903 795 394 597 509

2018 289 201 23 997 265 204 1 298 298 680 722 617 576

ДФО 2016 118 802 7 953 110 849 497 820 289 957 207863

2017 110 311 9 708 100 603 509 344 303 055 206 289

2018 125 679 10 528 115 151 587 053 338 305 248 748

Источник: данные обследований малых предприятий (без микропредприятий) по ф. № ПМ и микропредприятий по ф. № МП (микро)

Из данных таблицы 1 следует, что в 2018 г. по сравнению с 2016 г. количество предприятий по РФ уменьшилось на 110 619 ед., в том числе микропредприятий - на 175 995 ед., количество малых предприятий увеличилось на 65 376 ед. «Статистика малого бизнеса за последние годы показывает закрытие большого количества организаций малого бизнеса, многие организации закрываются в первый год своего существования и только 4 % предприятий существуют более 3 лет. Данная статистика говорит о неэффективной поддержке предприятий малого бизнеса со стороны государства» [5].

В 2018 г. количество микропредприятий во всех федеральных округах и РФ в целом составляет более 90,0 % общего количества предприятий. Причем в 2018 г., кроме ДФО, во всех округах и РФ наблюдается снижение общего количества предприятий, в том числе микропредприятий, рост числа малых предприятий. Количество малых предприятий за данный период увеличилось по РФ на 37,8 %, в том числе в ЦФО - на 69,6 %, УФО - на 34,2 %, СФО -на 15,6 %.

По территории РФ предприятия размещены крайне неравномерно. В 2018 г. из общего количества предприятий и малых предприятий сосредоточено: в ЦФО - 36,5 % (35,2 %), ПФО - 18,3 % (17,3 %), СЗФО - 13,1 % (13,9 %). На остальные 5 федеральных округов приходится 32,1 % всех предприятий и 33,6 % малых предприятий.

Численность работников в 2018 г. по сравнению с 2016 г. увеличилась по РФ на 7,0 %, в том числе на малых предприятиях - на 16,4 %, на микропредприятиях снизилась на 1,9 %. Доля работников малых предприятий за указанный период увеличилась с 48,8 % до 53,1 %. В трех федеральных округах: ЦФО, ПФО, СЗФО работают 64,6 % всех работников. Из всей численности работников более половины работающих приходится на малые предприятия, за исключением ЮФО, СКФО. Во всех федеральных округах и по РФ численность работников малых предприятий увеличивается, за исключением СКФО.

Таблица 2

Оборот предприятий и инвестиции в основной капитал

Федеральные округа Годы Оборот предприятий, млрд руб. Инвестиции в основной капитал, млрд руб.

всего в том числе всего в том числе

малые микро малые микро

РФ 2016 38 877,0 18 738,2 20 138,8 801,6 411,6 390,1

2017 48 459,2 27 586,4 20 872,8 998,5 553,8 444,7

2018 53 314,2 29 425,7 23 888,6 1 057,4 514,4 543,0

ЦФО 2016 15 861,7 7 309,8 8 551,9 297,6 122,4 175,2

2017 21 246,6 13 019,9 8 226,7 352,8 169,3 183,4

2018 24 238,8 14 719,8 9 519,0 400,5 178,1 222,4

СЗФО 2016 4 977,8 2 246,6 2 731,3 39.8 17,4 22,4

2017 5 811,7 2 958,9 2 852,7 64,5 35,5 28,9

2018 6 212,9 3 137,2 3 075,7 84,4 42,1 42,3

ЮФО 2016 2 803,2 1 541,1 1 262,0 67,8 42,9 24,9

2017 3 800,6 2 209,3 1 591.2 101,3 52,7 48,6

2018 3 588,6 1 911,1 1 677,5 98,4 45,0 53,4

СКФО 2016 927,0 355,1 571,9 49,1 29,7 19,4

2017 1 016,1 442,0 574,1 66,3 35,0 31,2

2018 1 031,6 420,0 611,6 50,2 20,4 29,9

ПФО 2016 5 863,0 3 077,7 2 785,2 212,5 124,2 88,3

2017 6 682,4 3 715,0 2 967,4 216,0 123,9 92,0

2018 7 424,4 3 808,0 3 616,3 227,2 125,7 101,5

УФО 2016 3 004,3 1 430,0 1 574,3 32,4 16,0 16,4

2017 3 614,9 1 916,1 1 698,8 47,4 32,6 14,9

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2018 3 653,1 1 932,8 1 720,3 47,7 26,1 21,6

СФО 2016 3 631,5 1 837,3 1 794,2 76,0 42,6 33,4

2017 4 278,3 2 299,8 1 978,5 85,9 50,0 35,9

2018 4 871,9 2 316,6 2 555,2 95,1 40,3 54,8

ДФО 2016 1 808,6 940,6 867,9 26,3 16,3 10,0

2017 2 008,6 1 025,4 983,3 64,4 54,7 9,7

2018 2 293,0 1 180,0 1 113,0 53,8 36,7 17,1

Источник: данные обследований малых предприятий (без микропредприятий) по ф. № ПМ и микропредприятий по ф. № МП (микро)

Численность работников на одном малом предприятии уменьшилась с 32 чел. до 28 чел., на одном микропредприятии - увеличилась с 1,9 чел. до 2,3 чел.

Из данных таблицы 2 следует, что в 2018 г. по сравнению с 2016 г. оборот предприятий увеличился по РФ на 37,1 %, также по всем федеральным округам, в том числе ЦФО - на 52,8 %, СЗФО - на 24,8 %, СКФО - на 11,3 %. Доля малых предприятий в обороте за указанный период увеличилась с 48,2 % до 55,2 %, в том числе по ЦФО - с 46,2 % до 60,7 %. В 2018 г. в сравнении с 2016 г. доля округа в обороте предприятий увеличилась лишь в ЦФО - с 40,8 % до 45,5 %, в остальных округах снизилась: в СЗФО - с 12,8 % до 11,6 %, СКФО - с 2,4 до 1,9 %, ДФО - с 4,6 % до 4,3 %.

Доля малых предприятий в обороте в 2018 г. преобладает по РФ (55,2 %), ЦФО (60,7 %), в двух округах преобладает доля микропредприятий: в СКФО (59,3 %), СФО (52,4 %).

ЦФО в 2018 г., имея 35,2 % всех предприятий, 32,3 % всех работников обеспечил 45,5 % всей суммы оборота МСП по РФ. Незначительна доля в обороте СКФО (1,9 %), ДФО (4,3 %), ЮФО (6,7 %).

Выработка на 1-го работника предприятий в 2018 г. по РФ составляет 4 510,6 тыс. руб., в ЦФО - 6 346,4 тыс. руб., в остальных округах - ниже среднероссийского уровня, наименьшее значение имеет ПФО (3 059,2 тыс. руб.).

Выработка на одного работника на малом предприятии по РФ составляет 4 691,8 тыс. руб., в ЦФО - 7 039,6 тыс. руб., в остальных округах - меньше среднероссийского уровня, наименьшее значение имеет ПФО (2 959,2 тыс. руб.). Выработка на 1-го работника на малом предприятии по РФ (4 691,8 тыс. руб.) превышает соответствующий показатель на микропредприятии (4 305,7 тыс. руб.) или на 9,0 %, в том числе в округах: ЦФО, ЮФО, УФО. В таких федеральных округах, как СЗФО, СКФО, ПФО, СФО, ДФО выработка на одного работника на микропредприятиях превышает соответствующий показатель на малых предприятиях.

Инвестиции в основной капитал в 2018 г. по сравнению с 2016 г. в абсолютных суммах увеличились по РФ на 31,9 %, при этом в СЗФО - в 2,1 раза, ДФО - в 2 раза, СКФО - на 2,4 %. Инвестиции в абсолютных суммах в микропредприятия превышают значения инвестиций в малые предприятия, за исключением ПФО, УФО, ДФО.

Инвестиции в расчете на 1 рубль оборота предприятий в 2018 г. составили по РФ 2,0 %, в том числе в СКФО - 4,8 %, УФО - 1,3 %.

Оборот на одно малое предприятие составил: в 2016 г. - 108,4 млн руб. (18 738,2 млрд руб.: 172 916 ед.), в 2018 г. - 123,5 млн руб. (29 425,7 млрд руб. 238 292 ед.).

Таблица 3

Основные показатели деятельности малых предприятий (включая микропредприятия) по видам экономической деятельности РФ за 2016-2018 годы

Виды деятельности Годы Количество предприятий, ед. Численность работников, чел. Оборот предприятий, млрд руб. Инвестиции, млрд руб.

Всего 2016 2 770 562 11 040 056 38 877,0 801,6

2017 2 754 577 11 986 265 48 459,2 998,5

2018 2 659 943 11 819 790 53 314,2 1 057,4

С/х, охота и лесное хозяйство 2016 61 326 474 458 731,8 121,0

2017 56 014 487 088 853,0 168,9

2018 53 228 465 679 970,1 163,1

Обрабатывающие производства 2016 245 788 1 609 522 36 800,0 90,2

2017 227 188 1 673 301 4 194,6 102,9

2018 224 530 1 703 065 4 758,0 107,6

Виды деятельности Годы Количество предприятий, ед. Численность работников, чел. Оборот предприятий, млрд руб. Инвестиции, млрд руб.

Строительство 2016 335 948 1 403 148 4 046,5 222,1

2017 343 471 1 455 550 5 573,5 194,7

2018 338 467 1 426 542 5 630,8 238,9

Торговля, ремонт транспортных средств 2016 1 032 067 3 183 694 22 053,4 91,6

2017 996 055 3 368 914 28 172,9 117,6

2018 926 915 3 248 814 31 434,0 150,0

Транспорт и связь 2016 215 351 690 351 1 946,0 26,8

2017 269 006 1 072 063 2 649,6 60,4

2018 262 504 1 098 435 3 064,3 79,5

Операции с недвижимым имуществом, аренда и услуги 2016 н/д н/д н/д н/д

2017 210 477 971 940 2 190,9 176,8

2018 206 316 986 763 2 221,3 140,2

Отдых, культура и спорт 2016 35 473 98 785 216,3 1,3

2017 24 890 70 627 116,7 2,3

2018 24 332 63 264 153,5 2,6

Образование 2016 9 949 23 163 24,1 0,2

2017 9 836 25 805 28,6 0,3

2018 9 836 20 463 28,0 0,3

Источник: данные обследований малых предприятий (без микропредприятий) по ф. № ПМ и микропредприятий по ф. № МП (микро)

Согласно данным, приведенным в таблице 3, в 2018 г. 34,8 % предприятий, занятых в торговле и по ремонту транспортных средств, в которых работало 27,5 % всех работающих в малом бизнесе, обеспечили 59,0 % всего оборота МСП, в строительстве - соответственно

12.7 %, 12,1 и 10,6 %, в обрабатывающих производствах - 8,4 %, 14,4 % и 8,9 %. Низка доля малых предприятий и численности работников, занятых в сельском и лесном хозяйстве. Инвестиции в расчете на 1 рубль оборота малых предприятий составили в сельском хозяйстве

16.8 %, в строительстве - 4,2 %. Низка доля инвестиций в торговле (0,5 %), транспорте и связи (2,6 %).

Показатели деятельности ИП в РФ

Таблица 4

Основные показатели деятельности ИП по субъектам РФ

Субъект РФ Годы Численность ИП, тыс. чел. Численность наемных работников у ИП, тыс. чел. Численность фактически действующих ИП, тыс. чел. Объем выручки (млрд руб.)

РФ 2016 5 682,4 2 469,3 2 523,6 12 369,2

2017 5 811,6 2 525,5 2 568,8 14 102,5

2018 5 976,7 2 647,3 2 630,8 15 003,8

ЦФО 2016 1 224,2 524.0 553,3 2 754,5

2017 1 420,6 638,0 630,4 3 582,9

2018 1 451,5 598,4 690,6 3 862,8

СЗФО 2016 481,5 218,6 217,1 896,7

2017 510,7 212,3 239,0 1 119,5

2018 573,7 255,0 258,3 1 279,3

ЮФО 2016 863,7 325,3 442,3 1 702,4

2017 857,5 339,4 418,3 1 747,8

2018 826,0 335,4 399,9 1 868,9

СКФО 2016 313,1 99,2 144,7 755,4

2017 319,8 96,8 149,0 971,2

2018 298,0 94,3 130,8 1 015,7

Субъект РФ Годы Численность ИП, тыс. чел. Численность наемных работников у ИП, тыс. чел. Численность фактически действующих ИП, тыс. чел. Объем выручки (млрд руб.)

ПФО 2016 1 123,5 494,0 504,3 2 550,2

2017 1 116,9 505,2 478,8 2 741,3

2018 1 135,7 523,5 482,2 2 821,6

УФО 2016 552,4 263,8 223,5 1 392,6

2017 481,2 206,9 212,6 1 431,2

2018 542,1 272,3 216,1 1 511,1

СФО 2016 817,7 403,2 312,5 1 471,3

2017 808,1 389,1 319,8 1 578,6

2018 750,8 369,2 297,2 1 407,6

ДФО 2016 306,4 141,1 125,8 846,0

2017 296,8 137,6 121,0 929,9

2018 399,0 199,2 155,7 1 236,8

Источник: форма № 1-ИП «Основные показатели деятельности индивидуального предпринимателя»

Согласно данным таблицы 4, численность наемных работников по РФ составляет 0,44, то есть примерно каждый второй ИП имеет одного наемного работника, в СКФО - 0,32, ДФО (0,5), СФО (0,49). В период с 2016 по 2018 год более 50 % ИП прекратили деятельность: по РФ - 54,0 %, ЮФО (54,0 %), СКФО (59,0 %), УФО (61,0 %), СФО (64,0 %). Одной из причин этого является то, что «взносы на обязательное пенсионное и медицинское страхование в виде фиксированных платежей с каждым годом увеличиваются и никак не зависят от суммы дохода ИП» [6]. Если эта величина в 2012 г. составляла 17 208 руб., то на 2020 год составляет 32 448 руб. в части обязательного пенсионного страхования плюс 1 процент с дохода, превышающего 300 тыс. руб., и 8 426 руб. в части медицинского страхования.

Здесь следует иметь ввиду следующее: любое повышение ставок страховых взносов уменьшить налоговую нагрузку на работодателя, между тем в проигрыше остается физическое лицо, на чей лицевой счет в ПФР взносы поступят в уменьшенной сумме. Кроме того, в связи с нехваткой средств в ПФР дополнительная нагрузка ляжет на федеральный бюджет в связи с необходимостью выделения из бюджета Пенсионному фонду РФ дополнительных финансовых ресурсов.

В 2018 г. из действующих по РФ ИП в количестве 2 630,8 тыс. чел. 690,6 тыс. чел. (26,2 %) приходится на ЦФО, ПФО - 18,3 %, СКФО - 5,0 %, ДФО - 5,9 %.

Более эффективна деятельность ИП (при выручке на ИП в целом по РФ - 5 703,1 тыс. руб., что больше величины выручки на одного работника на МП (4 691,8 тыс. руб.) и на микропредприятиях (4 305,7 тыс. руб.), в ДФО - 7 943,5 тыс. руб., УФО - 6 992,6 тыс. руб., СКФО - 7 765,3 тыс. руб., меньше среднероссийского уровня показатель составляет в СЗФО (4 952,8 тыс. руб.), ЮФО (4 673,4 тыс. руб.), СФО (4 736,2 тыс. руб.).

Таблица 5

Численность занятых ИП по видам экономической деятельности РФ

Вид экономической деятельности Годы Численность ИП, тыс. чел. Численность наемных работников у ИП, тыс. чел. Численность фактически действующих ИП, тыс. чел. Объем выручки (млрд руб.)

Всего 2016 5 682,4 2 469,3 2 523,6 12 369,1

2017 5 811,6 2 525,5 2 568,8 14 102,5

2018 5 976,7 2 647,3 2 630,8 15 003,8

Сельское, лесное хозяйство, охота, рыболовство 2016 299,4 105,7 112,2 283,5

2017 320,2 116,2 114,2 306,7

2018 330,4 132,9 109,0 453,3

Вид экономической деятельности Годы Численность ИП, тыс. чел. Численность наемных работников у ИП, тыс. чел. Численность фактически действующих ИП, тыс. чел. Объем выручки (млрд руб.)

Обрабатывающие производства 2016 457,3 288,3 127,0 509,7

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2017 424,9 262,5 121,2 571,4

2018 423,7 267,8 118,8 622,8

Строительство 2016 187,5 69,1 92,0 216,1

2017 215,4 79,9 104,3 321,4

2018 254,2 100,4 118,8 395,0

Торговля, ремонт транспортных средств 2016 3 124,8 1 499,0 1 231,7 9 372,8

2017 3 122,9 1 534,6 1 185,4 10 003,1

2018 3 048,6 1 514,8 1 151,2 10 058,7

Операции с недвижимым имуществом, аренда и услуги 2016 549,6 135,8 370,9 1 042,6

2017 203,4 52,4 138,5 757,8

2018 231,7 66,4 149,9 959,2

Образование 2016 29,6 6,2 21,2 17,7

2017 34,2 8,6 23,2 31,5

2018 28,1 9,6 16,4 25,3

Прочие коммунальные, социальные услуги 2016 255,1 71,5 161,6 166,1

2017 263,3 68,6 177,2 172,3

2018 263,3 68,6 177,2 172,3

Источник: форма № 1-ИП «Основные показатели деятельности индивидуального предпринимателя»

Как следует из данных таблицы 5, в 2018 г. 51,0 % ИП, занятых в торговле, ремонте транспортных средств (43,7 % действующих предпринимателей), обеспечили 67,0 % всей выручки ИП, в сельском и лесном хозяйстве - 4,1 % действующих ИП - соответственно 3,0 % всей выручки, в обрабатывающих производствах - 4,5 % ИП 4,1 % выручки, на операциях с недвижимым имуществом занято 9,4 % действующих ИП (выручка - 8,3 %).

В течение 2016-2018 гг. ежегодно прекращали деятельность более 55,0 % предпринимателей, в том числе в сельском, лесном хозяйстве - более 65 %, в обрабатывающей промышленности - более 72 %.

Выручка на одного ИП в 2018 г. составила: в обрабатывающих производствах - 5 242,4 тыс. руб., строительстве - 3 324,9 тыс. руб., в торговле и по ремонту транспортных средств -8 737,6 тыс. руб., меньше всех выручка на одного ИП в транспорте и связи - 2 267,2 тыс. руб.

Налогообложение субъектов малого предпринимательства в РФ

Вопросы налогообложения субъектов малого бизнеса рассмотрим на основании данных в целом по РФ, Сибирского федерального округа (СФО), региона (Чувашской Республики). При этом в качестве объектов исследования выбраны СФО по той причине, что округ в рейтинге округов занимает 6-е место из 8-и, Чувашская Республика - также является аутсайдером, занимая 13-14 места в рейтинге регионов Приволжского федерального округа (ПФО).

Таблица 6

Основные показатели налоговой базы по администрируемым ФНС России специальным налоговым режимам (СНР) (млн руб.)

2016 год 2018 год 2018 г. к 2016 г., %

РФ СФО ЧР РФ СФО ЧР РФ СФО ЧР

Численность населения, тыс. чел. 146 804,4 19 326,2 1 235,9 146 780,7 19 287,4 1223,4 100,0 88,9 99,0

2016 год 2018 год 2018 г. к 2016 г., %

РФ СФО ЧР РФ СФО ЧР РФ СФО ЧР

из них занято в экономике 72 390,0 9 003,5 611,8 72 354,4 8 061,6 587,3 99,9 89,5 96,0

То же, % 49,3 46,6 49,5 49,3 41,8 48,0 99,9 89,5 96,0

Количество плательщиков СНР, всего - ед. 5 251 708 672 336 49 687 5 737 063 641 675 51 977 109,2 95,4 104,6

% от числа занятых 7,2 7,5 8,1 7,9 7,9 8,8

УСН 2 874 817 355 500 25 916 3 241 687 357 886 28 633 112,8 100,7 110,5

ЕНВД 2 033 504 290 365 21 778 2 072 711 259 092 21108 101,9 89,2 96,9

ЕСХН 99 716 14 255 1 385 97 035 11 837 1289 97,3 83,0 93,1

ПСН 243 671 12 216 608 325 630 12 860 947 133,6 105,3 155,8

То же, % занятых на СНР

УСН 54,7 52,9 52,2 56,5 55,8 55,1 103,3 105,5 105,6

ЕНВД 38,8 43,2 43,8 36,1 40,4 40,6 93,3 93,5 92.7

ЕСХН 1,9 2,1 2,8 1,7 1.8 2,5 89,5 85,7 89,3

ПСН 4,6 1,8 1,2 5,7 2,0 1,8 123,9 111,1 150,0

ВВП (ВРП), млрд руб. 64 997,0 6 503,1 250,4 103 875,8 7 255,4 270,6 159,8 111,6 108,1

Налог на совокупный доход 342 893,6 38 519,4 2 236,0 469 689,8 45 728,4 2 700,5 137,0 118,7 120,8

То же, в % к ВВП (ВРП) 0,53 0,59 0,89 0,45 0,63 1,0 84,9 106,8 112,3

То же, в % к общей сумме налогов 2,69 3,38 6,19 2,57 2,74 6,55 95,5 81,1 105,8

Всего налогов 12 731 009,3 1 140 162,6 36 140,8 18 234 694,1 1 669 140,2 41 222,3 143,2 146,4 114,1

Льготы 1 392 910,6 84 855,6 1 948,6 794 779,2 52 691,4 1 772,5 57,1 62,1 91,0

% льгот 10,9 7,4 5,4 4,3 3,2 4,3 39,4 43,2 79,6

Доля всех налогов в ВВП (ВРП), % 19,6 17,5 14,4 17,6 23,0 15,2 89,8 131,4 105,6

Из СНР:

УСН 259 003,3 27 178,0 1 505,0 389 672,5 36 642,2 2 085,0 150,5 134,8 138,5

в т. ч. объект «доходы» 196 167,3 20 175,9 1 023,9 293 881,6 27 264,8 1 445,7 149,8 135,1 141,2

минимальный налог 26 079,4 2 781,4 204,8 35 819,0 3 561,0 280,2 137,3 128,0 136,8

ЕНВД 72 522,8 10 629,1 707,0 64 652,8 8 441,5 582,9 89,1 79,4 82,4

ЕСХН 11 367,5 712,3 24,0 15 364,5 644,7 32,6 135,2 90,5 135,8

Количество патентов по ПСН (ед.) 321 606 15 846 740 439 088 16 792 1 199 136,5 106,0 162,0

Доля единого налога, %

УСН 75,5 70,6 67,3 83,0 80,1 77,2 109,9 113,4 114,7

ЕНВД 21,2 27,6 31,6 13,7 18,5 21,6 64,6 67,0 68,4

ЕСХН 3,3 1,8 1,1 3,3 1,4 1,2 100,0 77,8 109,1

Инвестиции, млрд руб. 14 639,8 1405,3 49,6 17 595,3 1 574,2 51,3 120,2 112,0 103,4

То же, % к ВВП (ВРП) 22,5 21,6 19,8 16,9 21,7 18,9 75,1 100,5 95,5

Оборот малых предприятий, млрд руб. 38 877,0 3 631,5 53 314,3 4 871,8 137,1 134,2

Инвестиции в

малые предприятия, млрд руб. 801,7 76,0 1 057,4 95,1 131,9 125,1

То же, в % на 1 рубль оборота 2,06 2,09 2,0 1,95 97,1 93,2

Источник: сводный налоговый паспорт РФ за 2016-2018 гг.; налоговый паспорт Сибирского федерального округа за 2016-2018 гг.; налоговый паспорт Чувашской Республики за

2016-2018 гг.

Как следует из данных таблицы 6, при уменьшении численности населения в 2018 г. по сравнению с 2016 г. по СФО на 11,1 %, по ЧР на 1,0 % численность занятого в экономике населения уменьшилась соответственно на 10,5 % и 4,0 %.

Количество плательщиков, применяющих СНР, увеличилось по РФ на 9,2 %, ЧР на

4.6 %, по СФО уменьшилось на 4,6 %, в том числе плательщиков, применяющих УСН, увеличилось по РФ на 12,8 %, СФО на 0,7 %, ЧР на 10,5 %; количество плательщиков ЕНВД при увеличении по РФ на 1,9 % уменьшилось по СФО на 10,8 %, ЧР на 3,1 %. Количество плательщиков ЕСХН по РФ уменьшилось по РФ на 2,7 %, ЧР на 6,9 %, по СФО на 17,0 %. Количество ИП, применяющих ПСН, увеличилось по РФ на 1/3, СФО на 5,3 %, ЧР на 55,8 %.

Среди плательщиков, применяющих СНР, доля УСН составляет более 50 %, доля «вмененщиков» составляет около 40 % и имеет тенденцию к снижению. Незначительна доля плательщиков, применяющих ЕСХН (по РФ - 1,7 %, СФО - 1,8 %, ЧР - 2,5 %) и ПСН (по РФ -

5.7 %, СФО - 2,0 %, ЧР - 1,8 %), причем доля плательщиков ЕНВД, ЕСХН уменьшается как по РФ в целом, так и по СФО и ЧР.

В 2018 г. по сравнению с 2016 г. ВВП увеличился на 59,8 %, ВРП СФО - на 11,6 %, ЧР - на 8,1 %, налог на совокупный доход, уплачиваемый малым бизнесом в связи с применением СНР, соответственно на 37,0 %, 18,7 % и 20,8 %.

Доля налога на совокупный доход в ВВП (ВРП) по РФ с 0,53 % в 2016 г. уменьшилась до 0,45 или на 15,1 %, по СФО - увеличилась с 0,59 до 0,63 или на 6,8 %, по ЧР - с 0,89 до 1,0 % или на 12,3 %. В то же время доля налога на совокупный доход в общей сумме администрируемых налогов по РФ уменьшилась с 2,69 % до 2,57 % или на 4,5 %, СФО - с 3,38 до 2,74 или на 18,9 %, по ЧР - увеличилась с 6,19 % до 6,55 % или на 5,8 %. При увеличении всей суммы администрируемых налогов за указанный период по РФ на 43,2 %, СФО на 46,4 %, ЧР на 14,1 % их доля в ВВП (ВРП) по РФ уменьшилась на 10,2 %, по СФО увеличилась на 31,4 % и ЧР на 5,6 %.

Следовательно, доля специальных налоговых режимов в ВВП (ВРП) по РФ уменьшается, по СФ увеличивается на 6,8 % (в меньшем размере, чем общая сумма налогов -31,4 %), по ЧР на 12,3 % (в большей степени, чем другие налоги - на 5,6 %).

В 2018 г. по сравнению с 2016 г. сумма налога, уплачиваемого в связи с применением УСН, по РФ увеличилась на 50,5 %, в том числе с объекта «доходы» - на 49,8 %, по СФО - на 34,8 % и ЧР на 38,5 %, при этом объект «доходы» преобладает (в РФ и СФО - 74-75 %, ЧР -70 %), по СФО увеличился с 70,6 % до 80,1 % (на 13,4 %), ЧР - с 67,3 % до 77,2 % (на 14,7 %).

Величина ЕНВД уменьшилась по РФ на 10,9 %, СФО - на 20,6 %. ЧР - на 17,6 %, что повлекло уменьшение доли ЕНВД в сумме налога на совокупный доход по РФ с 21,2 % до 13,7 % (снижение на 35,4 %), СФО - с 27,6 % до 18,5 % (снижение на 33,0 %), ЧР - с 31,6 % до 21,6 % (снижение на 31,6 %). Это объясняется уменьшением суммы единого налога, уплачиваемого в связи с применением ЕНВД и УСН с объектом «доходы» налогоплательщиками, не производящими выплаты физическим лицам, на сумму страховых взносов, уплачиваемых за себя в фиксированном размере, в полном объеме.

Доля ЕСХН в сумме налога на совокупный доход незначительна: в 2018 г. в ФБ - 3,3 %, СФО - 1,4 %, ЧР - 1,2 %. Количество выданных патентов увеличилось по РФ на 36,5 %, ЧР на 62,0 %, между тем количество ИП, применяющих ПСН, остается незначительным. Инвестиции в основной капитал увеличились во все бюджеты, однако в расчете на 1 рубль ВВП (ВРП) по РФ уменьшились с 22,5 % до 16,9 % (снижение на 24,9 %), ЧР - с 19,8 % до 18,9 % (снижение на 4,5 %), по СФО остается неизменным.

Оборот малых предприятий увеличился по РФ на 37,1 %, СФО на 34,2 %, инвестиции в малые предприятия - соответственно на 31,9 % и 25,1 %. Инвестиции в расчете на 1 рубль оборота малых предприятий по РФ с 2,06 руб. уменьшились до 2,0 руб. (снижение на 2,9 %), по СФО - с 2,09 руб. до 1,95 руб. (снижение на 6,8 %).

Следовательно, доля инвестиций в расчете на 1 рубль оборота в малый бизнес в 10 раз меньше, чем их доля в ВВП (ВРП).

Зарубежный опыт налогового стимулирования малого бизнеса

Налоги как один из важнейших инструментов государственного регулирования экономики могут либо способствовать, либо приостановить рост экономики страны. Налоги не только пополняют бюджеты разных уровней, но и применяются государством в качестве одного из экономических рычагов для стимулирования развития экономики.

В целях стимулирования роста малого бизнеса в развитых странах активно применяются следующие методы налогового регулирования:

1. Пониженная ставка по налогу на прибыль (подоходному налогу). Например, в Канаде для МСП установлена ставка в размере 11 % при базовой ставке налога в 28 %.

2. В отношении МСП применяются отдельные специфические льготы по налогам. Например, в Австрии и Германии существуют значительное количество малых предприятий, не имеющих статуса юридического лица, их организационно - правовой формой является частное предпринимательство, в силу этого основным налогом для них является не налог на прибыль, а подоходный налог с пониженной ставкой. При этом в Германии введен необлагаемый минимум для лиц, работающих по найму (15770 евро), для ИП (10 000 евро).

3. В отношении малого бизнеса применяются специальные налоговые режимы, при котором ИП освобождаются от уплаты некоторых налогов (в большей части НДС). Их наличие обусловлено имеющимися различиями в налоговых издержках, зависимых от масштаба предприятия. «Налоги по специальным налоговым режимам не являются основополагающими доходообразующими налогами, основная цель установления специальных налоговых режимов - стимулирование развития малого предпринимательства» [7].

4. Налоговое администрирование в упрощенном виде.

5. Упрощенный метод ведения налогового и бухгалтерского учета, представления отчетности. Так, в Японии владельцы малого бизнеса имеют право:

• уменьшить налогооблагаемую базу на расходы по поддержке членов семьи;

• могут получить специальный налоговый кредит на НИОКР;

• перенести убыток на предыдущие периоды, т. е. сократить сумму уже уплаченных налогов на налоговые вычеты;

• налоговый орган имеет право самостоятельно исправлять ошибки в представленных декларациях, сообщив об этом налогоплательщику.

«Ставка налога на доходы физических лиц в отношении свободных экономических зон в Японии является самой низкой в мире, которая колеблется от 2-х до 4-х % в зависимости от региона» [8].

Система налогообложения в развитых странах развивается в направлении максимального усовершенствования, упрощения и ухода от сложных налоговых схем.

Рассматривая мировой опыт, следует отметить такую особенность поддержки малого бизнеса за рубежом, как «дифференцирование налоговых ставок для разных видов бизнеса» [9].

Заключение

Проведенные исследования позволяют делать следующие выводы:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• Россия по многим параметрам, характеризующим уровень развития малого бизнеса, отстает от развитых стран;

• сектор МСП в России преобладает в сфере торговли, оказания услуг, кооперируя с населением и малыми предприятиями;

• МСП в России распространено крайне неравномерно. Наибольшее число работников в секторе МСП наблюдается в СЗФО и УФО, меньше всех - в СКФО;

• имеются различия критериев отнесения предприятий к МСП, применяемых в России и за рубежом, что необходимо учитывать при проведении сравнения;

• в структуре МСП преобладают микропредприятия, их доля превышает 90 %;

• имеет место повсеместное уменьшение общего количества предприятий, в основном, за счет микропредприятий;

• средняя численность работников на малых предприятиях в 2018 г. составляет 28 чел, доходы - 123,5 млн руб., то есть при достижении численности до 100 чел. доходы превысят установленный лимит (150 млн руб.), в связи с чем организация утратит право на применение УСН;

• выработка на одного работника на малом предприятии выше, чем на микропредприятии, но меньше, чем на одного предпринимателя;

• численность наемных работников незначительна (0,44);

• из числа занятых в экономике в 2018 г. (72 354,4 тыс. чел.) лишь 7,9 % применяют специальные налоговые режимы;

• из зарегистрированных ИП (5 976,7 тыс. чел.) фактически осуществляют деятельность 2 630,8 тыс. чел., что составляет 44,0 %;

• из применяемых малым бизнесом специальных налоговых режимов преобладает УСН, в том числе с объектом «доходы»; система налогообложения в виде ЕНВД имеет тенденцию к уменьшению;

• низка доля СНР в ВВП (0,45 %) при доле всех налогов в ВВП 17,6 %. Это связано с несовершенством механизма расчета единого налога в связи с применением УСН с объектом «доходы» и ЕНВД, согласно которому ИП, не производящие выплаты в пользу физических лиц, при указанных режимах уменьшают сумму единого налога на 100 процентов на сумму страховых взносов, уплачиваемых за себя в фиксированном размере, а также страховые взносы исчисляются в размере 1 процента от дохода, превышающего 300 тыс. руб. в год. Данный механизм приводит к необоснованному снижению налоговой нагрузки на ИП, не стимулирует увеличение количества наемных работников;

• доля инвестиций в расчете на 1 рубль оборота в малый бизнес более чем в 10 раз меньше, чем их доля в ВВП.

Таким образом, в секторе МСП РФ преобладают микропредприятия (со средней численностью до 2 чел.) и ИП. Микропредприятия не становятся малыми, малые не превращаются в средние.

Как показывают опросы предпринимателей, «субъекты малого бизнеса нуждаются в источниках финансирования как на стадии формирования, так и в процессе развития [10]. Черноусова К.С. выделяет следующие проблемы в кредитовании малого бизнеса: необходимость предоставления гарантий и залога, высокий уровень процентных ставок, невозможность получения долгосрочных кредитных линий и т. п.

По мнению Чотчаевой М.З., «Существующие в настоящее время специальные режимы налогообложения не позволяют в полной мере развиваться малому бизнесу, так как наращивание производственных мощностей и доходов приводит к потере права на использование льготного налогообложения. В первую очередь требуют изменений условия, в соответствии с которыми организации и предприниматели способны перейти на данные режимы» [11].

Направления совершенствования налогообложения малого бизнеса

На основе проведенного исследования можно предложить следующие направления совершенствования налогообложения малого бизнеса.

1. Отменить освобождение от исполнения обязанностей плательщиков НДС всех спецрежимников, что расширит круг контрагентов за счет привлечения плательщиков НДС, у которых с появлением возможности принятия к вычету суммы «входного» НДС появится заинтересованность в работе со спецрежимниками (сейчас они ровно на сумму «входного» НДС теряют свою прибыль).

Эта мера вызовет увеличение доходов спецрежимников, в связи с чем необходимо увеличить величину дохода, позволяющего применять УСН, со 150 млн руб. до 800 млн руб., то есть до величины дохода, при соблюдении которого предприятие относится к малым предприятиям, последнее повлечет увеличение численности работников со 100 чел. и остаточной стоимости основных средств (со 150 млн руб.), что позволит обновлять парк основных средств и расширяться малому бизнесу за счет увеличения инвестиций в основной капитал.

Положительный опыт в этом вопросе уже имеется: вменение плательщикам ЕСХН с 2019 г. обязанности платить НДС в соответствии с Федеральным законом от 27.11.2017 №335-ФЗ.

2. В целях улучшения структуры бизнеса, в которых осуществляют деятельность субъекты МСП:

• установить дифференцированные ставки единого налога и механизм его расчета, установив более льготный режим налогообложения для тех отраслей, развитие которых необходимо простимулировать;

• отменить механизм уменьшения суммы единого налога налогоплательщиками, применяющими ЕНВД и УСН с объектом «доходы», не имеющими наемных работников, на 100 % на сумму страховых взносов, уплачиваемых ими за себя в фиксированном размере, что необоснованно снижает налоговую нагрузку при этих спецрежимах и не заинтересовывает предпринимателей в расширении своего бизнеса за счет приема наемных работников;

• отменить существующий механизм расчета суммы страховых взносов для ИП, не имеющих наемных работников, согласно которому при превышении суммы дохода сверх 300 тыс. руб. ставка взносов увеличивается лишь на 1 % (например, если доход ИП за год - 500 тыс. руб., то с суммы 200 тыс. руб. необходимо платить лишь 2 тыс. руб.);

• в целях расширения ПСН необходимо создать единый механизм, применяемый при УСН с объектом «доходы» и ЕНВД. Сейчас механизм вычета единого налога, уплачиваемого в связи с применением ПСН, на сумму страховых взносов, не предусмотрен, что увеличивает нагрузку при ПСН и ставит в неравные финансовые условия ИП, применяющих ПСН. Решение этого вопроса станет особенно актуальным в связи с предполагаемой отменой ЕНВД.

3. Введение налоговых вычетов на сумму капвложений или разработка понижающих коэффициентов к налоговой базе в рамках специальных налоговых режимов с целью активизации инвестиционной деятельности малого бизнеса.

Положительный опыт в этом вопросе также имеется: плательщики УСН с объектом «доходы», «вмененщики», у которых при расчете налога расходы не учитываются, сумму рассчитанного единого налога получили право уменьшить на стоимость ККТ.

Также считаем, что исследования опыта налогообложения малого бизнеса в развитых странах могут быть использованы в российской практике в целях стимулирования развития и усиления роли малого бизнеса в экономике страны.

ЛИТЕРАТУРА

1. Стратегия развития малого и среднего предпринимательства в РФ на период до 2030 года (утв. Распоряжением Правительства РФ от 02 июня 2016 г. № 1083-р).

2. Зотиков Н.З. Малый бизнес: его роль и место в экономике страны / Финансовая экономика, № 9, 2019. С. 344-349.

3. Нагаева А.А. Сравнительный анализ малого и среднего бизнеса России и зарубежных стран / А.А. Нагаева // Экономика и бизнес: теория и практика. -2018. - 4. С. 173-177.

4. Тропин А.И., Тропина Ж.Н. Теоретические и практические аспекты налогообложения малого бизнеса в развитых странах / Электронный научный журнал «Современное общество и власть», 2018 №1 (15).

5. Самарина Н.С., Коваленко Н.А. Налогообложение малого бизнеса в Российской Федерации и в развитых зарубежных странах. Карельский научный журнал. 2018. Т.7. №4 (25). С. 93-96.

6. Мальцева Е.С., Плахов А.В. Актуальные проблемы налогообложения и развития малого бизнеса в России» // Бизнес и дизайн ревю. 2018. №1(9). С. 3.

7. Плешакова А.В. Оптимизация налогообложения малого бизнеса как фактор экономического роста.

8. Филиппова Н.А., Чинкова Н.Н. Возможности применения зарубежной практики налогового контроля за субъектами малого бизнеса.

9. Филонова Э.А., Юхновец Л.Ю., Гладуша Б.В. Налоговое стимулирование малого и среднего предпринимательства: зарубежный опыт. Управление и экономика в XXI веке. 2017. №1. С. 24-29.

10. Черноусова К.С., Бечикова И.Е., Джигерова К.Э. Налогообложение малого бизнеса на современном этапе. Научная гипотеза. 2018. №8. С. 31-41.

11. Чотчаева М.З. Специальные налоговые режимы в развитии малого и среднего бизнеса // Вопросы экономики и права. 2018. № 124. С. 41-45.

Zotikov Nikolay Zotikovich

Chuvash state university named after I.N. Ulyanova, Cheboksary, Russia

E-mail: Zotikovcontrol@yandex.ru

The role of taxation in the development of small business in the Russian Federation

Abstract. Usually, the level of economic development of a country is judged by the number and scale of large enterprises, since it is they that have a decisive influence on the value of production potential and the financial well-being of the state and region. However, an equally important part of an effective market system is small business, characterized by a quick response to changes in the economy and better adaptation to changing market conditions. Numerous studies confirm the relationship between the relative size of the small and medium-sized enterprises (SMEs) and the country's economic growth, which ensures an appropriate level of well-being of the population. The purpose of the study is to analyze the use of existing special tax regimes by SMEs, identifying the advantages and disadvantages of each of them. The subject of the study is the study of theoretical and practical aspects of established special tax regimes. The object of the study is the economic and financial relations developing between the state and small business on tax issues. In the article, special tax regimes are considered as an instrument of state regulation of the development of small businesses. Materials and methods: the study used methods: observation, comparison, analysis and synthesis, generalization. Based on the results of the research, it was concluded that the existing taxation system for small businesses does not stimulate its development. The use of special tax regimes should benefit both the taxpayer and the state. However, their application in practice raises questions that need to be reviewed and clarified, especially in terms of the effectiveness of the applied tax systems in the development of small businesses. The author suggests directions for further improving tax incentives for small business development, strengthening the regulatory functions of the applied special tax regimes, increasing the share of small and medium-sized enterprises in the amount of regional budget revenues.

Keywords: small enterprises; microenterprises; individual entrepreneurs; special tax regimes (SNR); insurance premiums; output per employee; tax burden

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.