- © В.С. Котов, Н.Г. Петракова,
Л.Н. Сорокина, 2015
УДК 336.22
В.С. Котов, Н.Г. Петракова, Л.Н. Сорокина
НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ МАЛОГО БИЗНЕСА В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ
Представлен обзор малого бизнеса: его доля в ВВП России и других стран, виды экономической деятельности, в которых работает малый и средний бизнес. Представлена динамика за последние несколько лет субъектов малого предпринимательства: количества, налоговой нагрузки. Перечислены специальные налоговые режимы, в результате применения которых налоговая нагрузка на малые предприятия минимальна по сравнению с другим бизнесом. Необходимо отметить, в расчет налоговой нагрузки не включены взносы на социальное страхование и обеспечение, хотя это существенная финансовая нагрузка на предпринимательство. Проанализированы изменения по взносам на социальное страхование и обеспечение относительно индивидуального предпринимателя. Подробно рассмотрены налоговые изменения в 2015 г., касающиеся специальных налоговых режимов и введением нового торгового сбора.
Ключевые слова: малый бизнес, ВВП, налоговая нагрузка, страховые взносы, специальные налоговые режимы, торговый сбор.
На сегодняшний день малый бизнес является немаловажным элементом роста не только национальной экономики любого государства, но всей мировой экономики в целом. Налогообложение является основным финансовым инструментом, регулирующим связи крупного, среднего и малого бизнеса с государством. В условиях современного рынка основной задачей налогообложения является снабжение государства финансовыми ресурсами, необходимыми для решения социальных и экономических задач. В то же время налогообложение не должно препятствовать наращиванию производства товаров и услуг, росту занятости населения [5, с. 3].
Главное значение малого предпринимательства в Российской Федерации на современном этапе состоит в том, чтобы окончательно ликвидировать монополистическую систему хозяйства, превратить монополизированную экономику в подлинно рыночную, развить свободную конкуренцию на товарном
и финансовом рынках и рынке труда. Под термином свободной конкуренции отнюдь не подразумевается бесконтрольная стихия рынка, отсутствие регулирования экономических и социальных процессов. Под свободой конкуренции имеется в виду свободный выход на рынок любого производителя, что определяет свободу выбора для потребителей товаров и услуг.
В связи с этим особенно важна роль малого предпринимательства в формировании конкурентной среды и становлении рыночного равновесия спроса и предложения. С одной стороны, это формирование условий эффективного насыщения емкого, эластичного спроса, а с другой - создание эффекта превышающего предложения, активно формирующего механизм свободной конкуренции. В свою очередь через механизм формирования конкурентной среды малое предпринимательство оказывает существенное влияние на повышение качества продукции, работ и услуг.
Надо сказать и об особой роли малого предпринимательства в решении социальных проблем. Оно не только удовлетворяет насущные нужды населения, но и решает проблему занятости трудоспособных людей в периоды сокращения производства на крупных и средних предприятиях, что имело место в нашей стране в первой половине девяностых годов. В современной экономике, субъекты малого предпринимательства также играют важную роль в деле сохранения стабильности на рынке труда, способствуют созданию условий, препятствующих возникновению социальной напряженности [2].
Опыт стран с развитой рыночной экономикой показывает, что доля малого и среднего бизнеса в ВВП составляет около 60%. В этих странах малый и средний бизнес это основа экономического благополучия. В России доля субъектов малого и среднего предпринимательства в ВВП составляет лишь 20% [10], т.е. зависимость между экономическим результатом небольших компаний и общим экономическим благополучием страны незначительна. Оставшиеся 80% ВВП приходится на крупный бизнес, и по большей части, на монополии. Конечно, у крупного бизнеса есть преимущества. Одно из них, это низкие затраты на единицу, чем больше объем, тем меньше постоянные затраты на единицу. Но это никак не проявляется в цене монополиста, так как существует огромная рыночная власть в связи с низкой эластичностью спроса. Развитие малого и среднего бизнеса это, в первую очередь, развитие конкуренции, что позволит решить важные вопросы современной экономики России.
Хотя государство ставит стратегическую задачу к 2020 г. долю населения, занятого в сфере предпринимательства, довести до 60-70%, Минэкономразвития РФ на ближайшую перспективу не прогнозирует необходимой
динамики развития малого предпринимательства. В настоящий момент, в секторе малого бизнеса работает 6 млн малых и средних предприятий, у которых занято более 17 млн чел., включая ИП. Это почти четверть всех занятых в экономике. Еще столько же (порядка 18 млн чел.) работает в теневом секторе. То есть за счет создания условий для выхода из тени нелегальных предпринимателей можно увеличить долю малого бизнеса в ВВП с сегодняшних 20-25% до 50%, что соответствует параметрам развитых стран [7].
По данным Государственного комитета РФ по поддержке и развитию малого предпринимательства на 1 января 1997 г. в стране насчитывалось более 842 тыс. малых предприятий, с численностью занятых 8 млн чел. Большая часть малых предприятий была сосредоточена в сфере торговли и общественного питания (около 40%), в строительстве и промышленности (около 32%). По состоянию на 1 января 2014 г. в России было зарегистрировано почти два миллиона малых предприятий, что на 8,7% больше, чем по состоянию на 1 января 2013 г. Количество малых предприятий в расчете на 100 тыс. жителей увеличилось на 110,5 единицы и составило 1395,9 единицы. Во всех федеральных округах отмечается рост количества малых предприятий как в абсолютных значениях, так и в пересчете на 100 тыс. жителей. Наибольший рост отмечен в Северо-Западном федеральном округе (на 22,5%), Дальневосточном федеральном округе (на 14%) и Сибирском федеральном округе (13,3%). В Приволжском федеральном округе число малых предприятий выросло на 6,7%, в Уральском федеральном округе - на 5,8%, в СевероКавказском федеральном округе - на 5,7% [3, с. 202].
Необходимо отметить, по данным Росстата, виды экономической деятельности, в которых работает малый
и средний бизнес достаточно обширны [9]:
• добыча полезных ископаемых;
• обрабатывающие производства;
• производство и распределение электроэнергии, газа и воды;
• строительство
• торговля и ремонт;
• транспорт и связь;
• прочие коммунальные услуги;
• операции с недвижимостью;
• здравоохранение;
• сельское хозяйство;
• рыболовство;
• гостиницы и рестораны.
О финансовом потенциале среднестатистического малого предприятия в России можно получить представление по такому показателю, как оборот в год в расчете на одного сотрудника предприятия. Тройка лидеров видов экономической деятельности по этому показателю выглядит следующим образом:
• сфера торговли и ремонта -3,4 млн руб.;
• добыча полезных ископаемых -1,47 млн руб.;
• строительство - 0,96 млн руб.
Стоит дополнить, что согласно данным Минэкономразвития России, сектор малого предпринимательства, включающий в себя индивидуальных предпринимателей (ИП), а также микропредприятия, сосредоточен преимущественно в сфере торговли и предоставления услуг. А вот средние предприятия больше представлены в сферах с более высокой добавленной стоимостью, в первую очередь, в обрабатывающей промышленности, строительстве, сельском хозяйстве [1].
Существенное влияние на экономическое развитие, в том числе и малых предприятий, оказывает система налогообложения. Налоговая нагрузка в сфере торговли и предоставления услуг в 2013 г., где сосредоточены малые предприятия, составляет 2,6% [8].
Тогда как этот показатель в 2006 г. составлял 3,8%. Налоговая нагрузка на малые предприятия в три раза меньше средней нагрузки по отраслям экономики - 9,9%, это существенный фактор, влияющий на развитие малого бизнеса. Расчет нагрузки произведен без учета поступлений по страховым взносам на обязательное социальное страхование. Страховые взносы на обязательное социальное страхование так же являются финансовой нагрузкой для организаций и индивидуальных предпринимателей. По доходам наемных работников ставка страховых взносов за последние четыре года не менялась, и составила 30% от фонда оплаты труда: 22% в Пенсионный фонд, 2,9% в Фонд социального страхования, 5,1% в Фонд обязательного медицинского страхования. Относительно индивидуальных предпринимателей принцип расчета страховых взносов за 2012-2014 гг. менялся несколько раз. В 2013 г. существенное количество индивидуальных предпринимателей прекратили свою деятельность из-за повышения социальных взносов. Взносы увеличились в два раза. Фиксированный размер страхового взноса в ПФР в 2013 г. определялся как произведение двукратного минимального размера оплаты труда (5205 руб.) на 12 и на тариф страхового взноса (26%) и составлял 32 479,2 руб.
В 2014 г. формула расчета страховых взносов изменилась и определилась как произведение минимального размера оплаты труда (5554 руб.) на 12 и на тариф страхового взноса (26%). Сумма взноса составила 17 328,48 руб. Эта формула минимальной суммы взносов на обязательное пенсионное страхование, для тех у кого годовой доход не превышает 300 000 руб. Такой же принцип расчета остался и на 2015 г., изменилась сумма МРОТ и составила 5965 руб.
Максимальная сумма взносов в ПФР в 2014 г. составляла 138 627,84 руб. (восьмикратный МРОТх26%х12 мес.), а в 2015 148 886,40 руб.
Низкая налоговая нагрузка на малые предприятия обусловлена правом применения специальных налоговых режимов. Кроме общего режима применяется:
• Единый сельскохозяйственный налог (ЕСХН) - с 1.01.2002 г.
• Упрощенная система налогообложения (УСНО) - с 1.01.2003 г.
• Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности (ЕНВД) - с 1.01.2003 г.
• Патентная система налогообложения (ПСН) - с 1.01.2013 г.
В Налоговом кодексе четко не дано определение общего режима налогообложения, но исходя из смысла его применения, общий режим налогообложения предполагает исчисление и уплату для организаций налога на прибыль организаций и налога на имущество организаций, а для индивидуальных предпринимателей - налога на доходы физических лиц и налога на имущество физических лиц. При использовании общего режима как организация, так и индивидуальный предприниматель являются плательщиками НДС. Что касается иных налогов, таких как водный налог, транспортный налог, земельный налог, то при наличии соответствующего объекта налогообложения они уплачиваются как при применении налогоплательщиками общего, так и специального режима налогообложения [4, с. 2].
Необходимо отметить, что в Налоговом кодексе право применения специальных налоговых режимов не обусловлено наличием юридического статуса субъекта малого предпринимательства. Право применения специальных режимов определено соответствием критериев Налогового кодекса.
А статус субъекта малого предприни-мательств определен критериями ФЗ от 24.07.2007 N 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации».
Например, критерии перехода на УСНО в 2016 г. для организаций и индивидуальных предпринимателей (перейти да данный режим можно только по итогам девяти месяцев):
1. выручка за девять месяцев 2015 г. не должна превышать 51 615 000 руб.;
2. средняя численность работников не более 100 чел.;
3. остаточная стоимость основных средств не превышает 100 млн руб.
Если выручка организации или индивидуального предпринимателя, применяющих УСНО в 2015 г., превысит 68 820 000 руб., тогда теряется право применения данного режима.
Сравним критерии применения УСНО с критериями малого предпринимателя. Категории субъектов малого предпринимательства:
1. для юридических лиц - суммарная доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, иностранных юридических лиц, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов в уставном (складочном) капитале (паевом фонде) указанных юридических лиц не должна превышать двадцать пять процентов;
2. средняя численность работников за предшествующий календарный год не должна превышать 100 чел. (до 15 чел. для микропредприятий);
3. выручка от реализации товаров (работ, услуг) не должна превышать 400 000 000 руб. (60 000 000 руб. для микропредприятий).
Можно сказать, организации и индивидуальные предприниматели, применяющие УСНО, с численностью работников не более 15 чел. являются микропредприятиями.
Из представленных критерий видно, что не все малые предприятия могут применять УСНО. Также существуют критерии применения ЕСХН, ЕНВД и патентной системы. Организация или индивидуальный предприниматель могут соответствовать критериям субъекта малого предпринимателя, но могут не соответствовать критериям применения специальных налоговых режимов. В этом случае малый предприниматель будет использовать общий режим налогообложения. Налоговый кодекс не предусматривает каких-либо льгот для предприятий обладающим статусом субъекта малого предпринимательства.
Применяя специальные режимы, конечно, предприниматель снижает свою налоговую нагрузку. Нагрузка снижается за счет замены трех налогов (для организаций - НДС, налог на прибыль организаций, налог на имущество организаций; для индивидуальных предпринимателей - НДС, налог на доходы физических лиц, налог на имущество физических лиц) одним единым. Основной недостаток применения специальных налоговых режимов - предприниматель, применяющий специальный режим не является налогоплательщиком по НДС, и поэтому на реализацию не выписывает счет-фактуру. Соответственно, покупатель, применяющий общий режим не сможет принять НДС к вычету. И чтобы не терять покупателя некоторые предприниматели, даже
соответствуя всем критериям, не используют специальный налоговый режим. Различия в специальных режимах представлены в таблице.
Необходимо отметить, что налог рассчитывается по фактическим данным хозяйственной деятельности налогоплательщика только по ЕСХН и УСНО. В ЕНВД и ПСН налог определяется исходя из вмененного и потенциально возможного дохода. Под вмененным доходом понимается потенциально возможный доход налогоплательщика единого налога, рассчитываемый с учетом совокупности условий, непосредственно влияющих на получение указанного дохода, и используемый для расчета величины единого налога по установленной ставке. Вмененный доход определяется Налоговым кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных районов, городских округов, законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя. Нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных районов, городских округов, законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя вмененный доход может быть уменьшен. В этом случае, на налоговую нагрузку влияет ситуация в конкретном муниципальном районе и городском округе. Потенциально возможный доход для ПСН, устанавливается законом субъекта Российской Федерации.
Схема уплаты специальных налоговых режимов
Название специального налога Вид уплаты налога Объект налогообложения Ставка налога
ЕСХН единый налог доходы, уменьшенные на расходы 6%
УСНО единый налог 1. доходы 2. доходы, уменьшенные на расходы 1. 6% 2. от 5% до 15%
ЕНВД единый налог вмененный доход 15%
ПСН оплата патента потенциально возможный доход 6%
Особенно выгодны специальные режимы для индивидуальных предпринимателей. Например, по УСНО единый налог по объекту «доходы, уменьшенные на расходы» (от 5% до 15%) покрывается только одним из трех высвобождаемых налогов - налогом на доходы физических лиц, который составляет 13% от доходов уменьшенные на профессиональные вычеты (расходы).
Если посмотреть динамику налогового законодательства, с каждым годом специальные налоговые режимы становятся все менее выгодны, но все-таки они предпочтительнее общего режима. Еще несколько лет назад организации и индивидуальные предприниматели, применяющие специальные режимы, освобождались от взносов в Фонд социального страхования и Фонд обязательного медицинского страхования.
В 2015 г., в связи с непростой экономической ситуаций в стране, приняты некоторые изменения, которые приведут к увеличению налоговой нагрузки предприятий, применяющих специальные режимы.
Компании на УСНО потеряют льготу, которая позволяет не платить налог на имущество. Однако коснется это только недвижимости, которая оценивается исходя из кадастровой стоимости. В основном это торговая и офисная недвижимость. Отметим, что такие правила уже вступили в силу в отношении компаний на ЕНВД (ФЗ от 02.04.2014 г. № 52-ФЗ).
В отношении патентной системы налогообложения, размер максимального потенциального дохода для конкретного вида деятельности может составлять не более 1 147 000 руб. Для отдельных видов бизнеса региональные власти могут увеличивать максимальный доход. Посмотрим на примере Москвы. По 8 видам деятельности из 65 потенциальный доход выше 1 147 000 руб. Максимальный потенциальный доход по сдаче в аренду нежилых помещений
свыше 600 кв. м, принадлежащих индивидуальному предпринимателю, составил 10 000 000 руб., т.е. стоимость годового патента составит 600 000 руб. Оплата патента не единственные расходы предпринимателя. И чтобы получить прибыль, какой должна быть арендная плата? Стоимость арендной платы, в свою очередь, повлияет на расходы арендополучателя. Арендные платежи являются существенными расходами в себестоимости малого предпринимателя.
Введен новый торговый сбор (ФЗ от 29 ноября 2014 г. № 382-ФЗ). Платить его будут компании и индивидуальные предприниматели на общем режиме и УСНО, занимающиеся торговой деятельностью.
Также изменения затронули вопросы налогового администрирования еще с 2014 г. Некоторым посредникам, которые применяют УСНО, необходимо вести журнал учета полученных и выставленных счетов-фактур, несмотря на то, что эти компании не являются налогоплательщиками по НДС.
Произошедшие изменения, безусловно, увеличат обязательства предпринимателей перед бюджетом.
В то же время Правительство подает сигналы к новой всесторонней поддержке малого бизнеса. Вот лишь некоторые из инициатив, озвученных в последнее время:
• до 2018 г. сохранен льготный тариф страховых взносов в Пенсионный фонд для некоторых категорий субъектов малого предпринимательства, осуществляющих деятельность в определенных сферах (производство, благотворительность, фармацевтика, социальная сфера), применяющих специальные режимы (УСНО, ПСН, ЕНВД).
• предусмотрены льготы по налогу на имущество организаций в Москве в отношении тех объектов, по которым налоговая база определяется от кадастровой стоимости: для субъектов
малого предпринимательства не облагаются налогом 300 кв. м площади одного объекта недвижимости. При этом для получения этой льготы налогоплательщик должен состоять на учете в налоговых органах не менее 3 лет, средняя численность его сотрудников должна составлять не менее 10 чел., а выручка на каждого из сотрудников - не менее 2 млн руб.;
• вновь зарегистрированные в 2014 г. предприниматели и малые предприятия получат двухлетние налоговые каникулы;
• Правительство будет гарантировать кредиты малому бизнесу, что должно существенно снизить ставку кредита;
• Центральный банк стандартизирует порядок кредитования малого бизнеса и так же предложит поддержку коммерческим банкам для снижения ставок кредитов малому бизнесу;
• Правительство будет выделять субсидии малым предприятиям для покупки инновационной техники.
Положение бизнеса, в том числе и малого в современных условиях достаточно сложное. Правительство должно использовать все рычаги поддержки. Крупный бизнес претендует на помощь через Фонд национального благосостояния, но и малый не должен оставаться в тени. Очень легко скатиться в теневую экономику 1990-х годов. Малый бизнес это, как правило, бытовые услуги населению. Эти услуги должны быть качественными, конкурентоспособными и диверсифицированными. Необходимо использовать весь положительный опыт правового регулирования последнего десятилетия по выводу бизнеса в правовые рамки и недопущения обратного процесса.
Проблемы развития малого предпринимательства выходят за рамки налогового законодательства. В последние годы много и правильно говорится о поддержке малого предпри-
нимательства. В области налогообложения немало сделано для улучшения положения в этой сфере. Выделим основные направления по решению проблем:
1. В Налоговом кодексе создать инструменты, льготы и преимущества непосредственно для малого предпринимательства. Налоговые правила не должны быть унифицированы в отношении налогоплательщиков - субъектов малого, среднего и крупного бизнеса. Конечно, это связано, в первую очередь, с налогом на прибыль. В России был опыт в 1990-х годах по льготам по данному налогу относительно малых предприятий.
2. Для малого бизнеса в сфере торговли, так же необходима поддержка. Повышенная налоговая нагрузка, связанная с введением торгового сбора и более высокими взносами в Пенсионный фонд приводит, в итоге, к сворачиванию деятельности, снижению конкурентоспособности и повышению розничных цен.
3. Необходимо пересмотреть стоимость патента, на сегодняшний день она очень высока.
4. Необходимо развивать бизнесцентры, где цена аренды будет чуть выше себестоимости. Но в этих центрах должны арендовать помещения только предприниматели малого бизнеса и индивидуальные предприниматели. И никакого среднего бизнеса. Иначе малое предпринимательство ничего этого не получит.
5. Но, в тоже время, необходимо установить жесткий оперативный контроля за соблюдением налогового законодательства, пресечение «теневых» экономических операций, повышение ответственности граждан и организаций за уклонение от налогов [6, с. 242].
Таким образом, совершенно очевидно то, что без дальнейших реформ в области налогообложения субъек-
тов малого бизнеса не обойтись, так как удобство, грамотность и простота уплаты налога является ключевым моментом не только в выполнении государством в полном объеме своей
фискальной функции, но и в повышении мотивации к развитию у малого бизнеса, без которого невозможно повышение конкурентоспособности страны в целом [6, с. 257].
1. Горланов А. Малый бизнес: точки роста. Электронный журнал. Управляем экономикой. № 12(38), Доступ: http:// consulting.1c.ru.
2. Боробов В.Н. Роль налогообложения в развитии субъектов малого предпринимательства России // Современная наука: Актуальные проблемы теории и практики». Серия Экономика и Право. - 2013. - Выпуск № 01-02. Доступ: http: //www. nauteh-journal.ru
3. Сорокина Л.Н., Погосова С.Л. Влияние налогообложения на развитие малого предпринимательства в России / Социально-экономические проблемы развития РФ. - М.: РГСУ, 2014.
4. Кожанчиков О.И. Классификация режимов налогообложения, применяемых налогоплательщиками // Налоги. Федеральный научно-практический журнал. - 2013. - № 1.
_ СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
5. Власенкова В.А. Роль налогообложения в развитии субъектов малого и среднего предпринимательства: проблемы и перспективы // Налоговый вестник. - 2011. - № 2.
6. Митрофанова И.А. Механизм налогообложения прибыли на макроуровне: особенности, трансформация и перспективы модернизации : монография. - Saarbrücken: Lambert Academic Publishing, 2011.
7. Экономика и жизнь. Универсальное деловое издание для ведения бизнеса, Доступ: http://www.eg-online.ru.
8. Федеральная налоговая служба, Доступ: http://www.nalog.ru.
9. Федеральная служба государственной статистики, Доступ: http://www.gkS.ru
10. Министерство экономического развития, Доступ: http://economy.gov.ru. ЕШ
КОРОТКО ОБ АВТОРАХ_
Котов Владимир Сергеевич - заместитель начальника отдела учета и реализации Управления МТС, ОАО «Ямал СПГ»,
Петракова Наталия Геннадьевна - кандидат экономических наук, доцент, НОУ ВО «МТИ», 119334, Москва, e-mail: [email protected], Сорокина Лариса Николаевна - кандидат экономических наук, доцент, Российский государственный социальный университет, 129226, Москва, e-mail: [email protected].
UDC 336.22
MODERN TAXATION OF SMALL-SIZE BUSINESS
Kotov V.S., Deputy Head, Inventory and Sales Office, Material and Technical Supply Department, Yamal SPG JSC, Petrakova N.G., Candidate of Economical Sciences, Assistant Professor, Moscow technological Institute, 119334, Moscow, Russia, e-mail: [email protected],
Sorokina L.N., Candidate of Economical Sciences, Assistant Professor, Russian State Social University, 129226, Moscow, Russia, e-mail: [email protected].
A small-size business survey is presented in the article: share in GDP in Russia and in other countries, types of economic activities of small- and medium-size business. The small-size business dynamics of late years is characterized in terms of quantity, tax burden. The author lists special tax regulations that minimize tax burden of small enterprises as compared with the other size business. It is worth mentioning that calculation of taxes omits social insurance and social maintenance premiums making significant cost loading on a
business. The analysis includes changes in social insurance and social maintenance premiums for individual businessmen. Under detail discussion are 2015 tax changes relating special tax regulations and imposition of a new sales tax.
Key words: small-size business, GDP, tax burden, insurance premiums, special tax regulations, sales tax.
REFERENCES
1. Gorlanov A. Malyy biznes: tochki rosta. Elektronnyy zhurnal. Upravlyaem ekonomikoy, no 12(38), available at: http://consulting.1c.ru.
2. Borobov V.N. Rol' nalogooblozheniya v razvitii sub"ektov malogo predprinimatel'stva Rossii. Sovre-mennaya nauka: Aktual'nye problemy teorii i praktiki». Seriya Ekonomika i Pravo. 2013, no 01-02, available at: http://www.nauteh-journal.ru
3. Sorokina L.N., Pogosova S.L. Sotsial'no-ekonomicheskie problemy razvitiya RF (Socio-economic problems of development in RF), Moscow, RGSU, 2014.
4. Kozhanchikov O.I. Nalogi. Federal'nyy nauchno-prakticheskiy zhurnal. 2013, no 1.
5. Vlasenkova V.A. Nalogovyy vestnik. 2011, no 2.
6. Mitrofanova I.A. Mekhanizm nalogooblozheniya pribyli na makrourovne: osobennosti, transformatsiya i perspektivy modernizatsii: monografiya (Mechanism of profit taxation on a macro-level: Features, transformation and prospects for modernization. Monograph), Saarbrücken: Lambert Academic Publishing, 2011.
7. Ekonomika i zhizn'. Universal'noe delovoe izdanie dlya vedeniya biznesa (Economy and life. Universal business paper), available at: http://www.eg-online.ru.
8. Federal'naya nalogovaya sluzhba (Federal Tax Service), available at: http://www.nalog.ru.
9. Federal'naya sluzhba gosudarstvennoy statistiki (Federal State Statistics Service), available at: http:// www.gks.ru
10. Ministerstvo ekonomicheskogo razvitiya (Ministry of Economic Development), available at: http:// economy.gov.ru.
Работая с субподрядчиками, мы обратили внимание, что доверие к фирме пропорционально детализации финансовых документов, представляемых заказчику. Поэтому с первых дней своей деятельности Издательство МГГУ описывало все технологические операции и расценки на каждую из них. Таким образом рассчитываются обоснованные себестоимость издания и цены экземпляра книги. Калькуляции на издание книги содержат 20-30 позиций, в которых детализируются редакторские, дизайнерские, полиграфические работы, объемы и цены материалов и услуг, налоговые и эксплуатационные расходы.
По окончании цикла работ и получении тиража для заказчика составляется подробный финансовый отчет о произведенных расходах и выплатах субподрядчикам. Это делает нашу работу финансово прозрачной и контролируемой. Это укрепляет доверие к издательству и способствует комфортному взаимодействию. Такой открытости у других издателей не встречал.
Некоторые оппоненты возражают: мало ли что вы там напишете, бумага все стерпит. Это распространенное среди обывателей мнение ошибочно. Даже если автор или инвестор не хотят вникать в детали финансового отчета, можно отдать его для проверки специалистам или хранить документ до удобного случая. К тому же если издатель дает письменный отчет, он, скорее всего, побоится завышать расценки или блефовать. В тех случаях, когда планируется обман, издательство постарается уйти от контроля и не будет давать заказчику на руки такой обличительный документ.
УМНАЯ КНИГА - ПРЕДМЕТ ПЕРВОЙ НЕОБХОДИМОСТИ ФИНАНСОВЫЙ ОТЧЕТ О ПРОДЕЛАННОЙ РАБОТЕ
Издатель обязан делать все возможное, чтобы укреплять доверие инвесторов.
Продолжение на с.