Вестник Евразийской науки / The Eurasian Scientific Journal https://esi.today 2018, №1, Том 10 / 2018, No 1, Vol 10 https://esj.today/issue-1 -2018.html URL статьи: https://esj.today/PDF/30ECVN118.pdf Статья поступила в редакцию 06.02.2018; опубликована 30.03.2018 Ссылка для цитирования этой статьи:
Зотиков Н.З. Налогообложение малого бизнеса, его роль в доходах бюджетов // Вестник Евразийской науки, 2018 №1, https://esj.today/PDF/30ECVN118.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.
For citation:
Zotikov N.Z. (2018). Taxation of small business, its role in budget revenues. The Eurasian Scientific Journal, [online] 1(10). Available at: https://esj.today/PDF/30ECVN118.pdf (in Russian)
УДК 334.7.012.64
Зотиков Николай Зотикович
ФГБОУ ВО «Чувашский государственный университет им. И.Н. Ульянова», Чебоксары, Россия
Кандидат экономических наук, доцент E-mail: [email protected]
Налогообложение малого бизнеса, его роль в доходах бюджетов
Аннотация. В современных экономических условиях малое и среднее предпринимательство может и должно стать мощным экономическим стимулом для устойчивого финансово-экономического развития регионов, территорий, решения стоящих перед ними социально-экономических задач.
В исследовании «Факторы успеха среднего бизнеса для роста в Европе», проведенном GE Capital совместно с бизнес-школой ESSEC (Франция), отмечается, что несмотря на различие влияющих факторов, средний бизнес составляет около одной трети оборота всей частной экономики Франции, Германии, Италии и Великобритании, создает более 30 % ВНП и обеспечивает занятость более трети всех наемных работников при количестве в 2 процента их общего количества. В Германии и Италии доля среднего бизнеса в обрабатывающей промышленности составляет 40 % ВНП, во Франции - 28 %, Великобритании - 19 %.
Налогообложение малого бизнеса постоянно совершенствуется. В статье приведены очередные изменения, внесенные в специальные налоговые режимы с 1 января 2018 года. Вместе с тем, в настоящее время нельзя утверждать, что в стране созданы все необходимые условия для приоритетного развития малого бизнеса.
В статье автором представлена роль малого бизнеса в формировании доходов бюджетов разных уровней. Доля налоговых доходов, уплачиваемых малым бизнесом в связи с применением специальных налоговых режимов, остается незначительной: в доходах местных бюджетов - менее 20 %, в доходах бюджетов регионов - не более 10 %.
В статье приведены следующие данные: малые предприятия в Чувашской республике обеспечивают 1/3 оборота всех предприятий, выработка на одного работника превышает выработку на всех предприятиях более чем в 2 раза, в то же время доля малых предприятий в доходах бюджета республики составляет менее 7 %, налогоемкость продукции -20 % в целом по всем предприятиям. Все это свидетельствует о низкой налоговой нагрузке на малый бизнес.
По-прежнему среди малых предприятий преобладает доля предприятий, занятых в оптовой и розничной торговле, ремонту автотранспортных средств (более 30 %). Инвестиции в
основной капитал не увеличиваются, микропредприятия не капитализируются, не становятся малыми, малые - средними.
Автором на основе проведенного исследования приведены недостатки существующей системы налогообложения. Предложены меры по совершенствованию налогообложения, направленные на увеличение доли малого бизнеса в формировании доходов региональных и местных бюджетов.
Ключевые слова: малое и среднее предпринимательство; специальные налоговые режимы; налоговые доходы бюджетов; налоговая нагрузка; страховые взносы в фиксированном размере; оборот малых предприятий; налог на совокупный доход; демография организаций; инвестиционный налоговый вычет; инвестиции
Понятие субъектов малого и среднего предпринимательства
Субъекты малого и среднего предпринимательства в России - это юридические лица и индивидуальные предприниматели, отнесенные в соответствии с установленными законом1 условиями к малым предприятиям, в том числе к микропредприятиям и средним предприятиям. Помимо других условий для отнесения организаций к субъектам малого и среднего предпринимательства хозяйственных обществ, хозяйственных партнерств, производственных кооперативов, крестьянских (фермерских хозяйств, индивидуальных предпринимателей должны выполняться следующие условия:
• среднесписочная численность работников за предшествующий календарный год не превышать следующие предельные значения:
а) от 101 до 250 чел. - для средних предприятий;
б) до 100 человек - для малых предприятий; среди малых предприятий выделяются микропредприятия - до 15 человек;
• доход за предшествующий календарный год в соответствии с законодательством о налогах и сборах суммарно по всем видам деятельности и по всем применяемым налоговым режимам не должен превышать: для микропредприятий - 120 млн руб.; для малых предприятий - 800 млн руб.; для средних предприятий - 2 млрд руб. 2
Федеральным законом от 26.07.2017 № 207-ФЗ3 внесены изменения, в соответствии с которыми с 06.08.2017 введено особое правило для АО, ООО и хозяйственных партнерств, основным видом деятельности которых по ОКВЭД является деятельность в сфере легкой промышленности. Если у таких экономических субъектов среднесписочная численность работников за предшествующий календарный год превысила предельное значение, и при этом доля доходов от деятельности в сфере легкой промышленности по итогам предыдущего года составляет не менее 70 процентов в общей сумме доходов, то Правительство РФ может установить для них более высокое значение среднесписочной численности работников. Это
1 Федеральный закон от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации».
2 Постановление Правительства РФ от 04.04.2016 № 265 «О предельных значениях дохода, полученного от осуществления предпринимательской деятельности, для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства».
3 Федеральный закон от 26.07.2017 № 207-ФЗ «О внесении изменений в статьи 4 и 4.1 Федерального закона «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации».
вызвано тем, что в силу технологических особенностей и высокой трудоемкости производственных процессов предприятия легкой промышленности вынуждены привлекать значительное число работников, превышающий 250 человек, хотя получаемый такими хозяйствующими субъектами доход может не превышать установленных значений.
Во исполнение Закона № 207-ФЗ предельное значение среднесписочной численности работников за предшествующий календарный год для средних предприятий, осуществляющих в качестве основного вида деятельности предпринимательскую деятельность в сфере легкой промышленности, установлено 1000 человек4.
Реализация закона расширит круг субъектов среднего предпринимательства, что позволит оказывать поддержку значимым инвестиционным проектам по модернизации и созданию новых производств в легкой промышленности.
«Развитию малого предпринимательства уделяется большое внимание на всех уровнях государственной власти и управления, а также вопросам налогообложения малых предприятий» [9]. В этих целях внесены очередные изменения в специальные налоговые режимы.
Налоговые агенты по НДС
С 1 января 2018 г. в число случаев, когда необходимо исчислять НДС на ЕСХН, УСН, ЕНВД и ПСН, добавлен налог на добавленную стоимость, уплачиваемый в соответствии со ст. 161 НК РФ в качестве налоговых агентов5.
С 1 января 2019 г. сельскохозяйственные товаропроизводители, находящиеся на ЕСХН, должны будут уплачивать НДС в общеустановленном порядке, что приведет к росту цен на сельскохозяйственную продукцию. Это связано с тем, что положения п.3 ст. 346.1 НК РФ, согласно которым лица, применяющие ЕСХН, не признаются плательщиками НДС, действуют по 31 декабря 2018 г. включительно (п.12 ст. 9 Закона №335-Ф3).
При этом с 1 января 2019 г. у лиц, применяющих ЕСХН, появится право на получение освобождения от исполнения обязанностей налогоплательщиков, связанных с исчислением и уплатой НДС. Если сельскохозяйственные товаропроизводители в предыдущем календарном году применяли ЕСХН, получить освобождение они могут, если за предшествующий налоговый период сумма дохода, полученная от реализации товаров (работ, услуг) в рамках данного спецрежима, без учета налога не превысила в совокупности 100 млн руб. за 2018 год,
4 Постановление Правительства РФ от 22.11.2017 № 1412 «О предельном значении среднесписочной численности работников за предшествующий календарный год для средних предприятий - хозяйственных обществ, хозяйственных партнерств, которые осуществляют в качестве основного вида деятельности предпринимательскую деятельность в сфере легкой промышленности, и об утверждении Правил формирования перечня хозяйственных обществ, хозяйственных партнерств, которые осуществляют в качестве основного вида деятельности предпринимательскую деятельность в сфере легкой промышленности».
5 Федеральный закон от 27 ноября 2017 г. № 335-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Страница 3 из 20
Совершенствование налогообложения малого бизнеса
НДС для плательщиков единого сельскохозяйственного налога
30ECVN118
90 млн руб. за 2019 год, 80 млн руб. за 2020 год, 70 млн руб. за 2021 год, 60 млн руб. за 2022 год и последующие годы.
С 1 января 2019 г. утратят силу положения подп. 8 п.2 ст. 346.5 НК РФ, которые разрешали учитывать НДС по приобретенным товарам (работам, услугам) в составе расходов на ЕСХН. Такой НДС лица, применяющие ЕСХН, как и остальные налогоплательщики, будут принимать к вычету или включать в стоимость товаров (работ, услуг) в зависимости от того, используются ценности в операциях, облагаемых НДС или нет.
Доходы и расходы на УСН
С 2018 г. платежи собственников жилья в оплату коммунальных услуг, оказанных сторонними организациями, поступившие управляющей компании (ТСЖ), не будут учитываться при определении налоговой базы по УСН.
Пониженные тарифы страховых взносов на УСН
Обновлен перечень видов экономической деятельности, при осуществлении которых лица, применяющие УСН, вправе использовать пониженные тарифы страховых взносов (всего 20 процентов, в том числе в ПФР - 20,0 %), при условии, что такой вид деятельности является основным. В старой редакции подп. 5 п.1 ст. 427 НК РФ насчитывалось 39 позиций. Новая редакция этой нормы, введенная Законом .№335-ФЗ, действующая с 27 ноября 2017 г., содержит 60 позиций. Таким образом, если компания в соответствии с новой редакцией подп. 5 п.1 ст. 427 НК РФ имеет право на пониженные тарифы страховых взносов, но в 2017 г. применяла обычные тарифы, она может пересчитать свои обязательства по уплате страховых взносов с начала года. При этом излишне начисленные страховые взносы можно вернуть или зачесть в счет будущих платежей.
Переход на ККТ нового типа
С 1 июля 2017 г. все компании должны были перейти на использование ККТ, передающей фискальные данные в налоговый орган. Отсрочка до 1 июля 2018 г. предоставлялась ИП на ПСН, организациям и ИП, являющимся плательщиками ЕНВД; организациям и ИП, выполняющим работы, оказывающим услуги населению.
Федеральным законом № З37-Ф36 этот срок продлен до 1 июля 2019 г., но не для всех. Так, до 1 июля 2019 г. могут не использовать ККТ:
• организации и ИП, применяющие ЕНВД и осуществляющие виды предпринимательской деятельности, предусмотренные подп. 1-5, 10-14 п.2 ст. 346.26 НК РФ;
• ИП, применяющие ПСН и осуществляющие виды предпринимательской деятельности, предусмотренные подп. 1-15, 18-28, 30-44, 49-58, 60-63 п.2 ст. 346.43 НК РФ;
6 Федеральный закон от 27 ноября 2017 г. № 337-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт» и отдельные законодательные акты Российской Федерации».
• ИП, применяющие ЕНВД (ПСН) в отношении розничной торговли и общественного питания, не имеющие работников, с которыми заключены трудовые договоры и др.
В главы 26.3 и 26.5 НК РФ внесены поправки, предусматривающие для ИП налоговый вычет по расходам на приобретение ККТ, вступающие в силу с 1 января 2018 г.7 В соответствии с новым подп. 2.2 ст. 346.32 НК РФ ИП, применяющие ЕНВД, могут уменьшить сумму единого налога на расходы по приобретению ККТ в размере не более 18 000 руб. на каждый экземпляр.
В соответствии с новым п.1.1 ст. 346.51 НК РФ вычет в указанном размере могут применять ИП на ПСН.
Роль малого бизнеса в формировании налоговых доходов бюджетов различных уровней
Местный бюджет
Порядок формирования налоговых доходов местного бюджета и роль малого бизнеса рассмотрим на примере бюджета г. Чебоксары.
Таблица 1
Бюджет г. Чебоксары (тыс. руб.)
2013 год 2014 год 2015 год 2016 год 2016 г. к 2013 г., %
доходы - всего 6 823 145,9 8 575 266,0 8 408 308,9 9 772 810,0 143,2
из них налоговые доходы 2 753 723,1 2 321 992,0 2 330 996,8 2 429 948,5 88,2
в том числе налог на совокупный доход: 359 597,8 382 613,2 401 383,6 404 074,3 112,4
- ЕНВД 351 271,7 372 319,2 390 766,6 392 156,2 111,6
- ЕСХН 694,4 1 307,2 2 643,7 4 077,2 5,8 раза
- ПСН 7 631,7 8 986,8 7 973,3 7 840,9 102,7
Доля налога на совокупный доход (в %-ах):
в общей сумме налоговых доходов 13,0 16,5 17,2 16,6 127,7
в общей сумме доходов 5,27 4,46 4,77 4,13 78,4
Доля специальных налоговых режимов в сумме налога на совокупный доход, %
- ЕНВД 97,7 97,3 97,4 97,0 99,3
- ЕСХН 0,2 0,34 0,6 1,0 5 раз
- ПСН 2,1 2,36 2,0 2,0 95,2
Составлено автором. Источник: исполнение доходов бюджета г. Чебоксары по кодам видов доходов, подвидов доходов, классификации операций сектора государственного управления, относящихся к доходам бюджета:
за 2013 год: http://gov.cap.ru/SiteMap.aspx?id=1885604&gov_id=583; за 2014 год: http://gov.cap.ru/laws.aspx?gov_id=81&id=196914; за 2015 год: 2016.04.14_228_07s_otchet_ob_ispolnenii_byudzheta_za_2015_god(1); за 2016 год: 2017.04.25_730_19s_otchet_byudzheta_za_2016_god
Как показывают данные таблицы 1, в 2016 г. по сравнению с 2013 годом доходы бюджета г. Чебоксары увеличились на 43,2 % при уменьшении за указанный период налоговых доходов на 11,8 %. Величина налога на совокупный доход, уплачиваемого субъектами малого предпринимательства, применяющими специальные налоговые режимы, увеличилась на 12,4 %, в том числе по ЕСХН - в 5 раз. Несмотря на это, доля налоговых доходов, уплачиваемых
7 Федеральный закон от 27 ноября 2017 г. № 349-Ф3 «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации».
малым бизнесом, остается незначительной: 16,6 % в 2016 г. в общей сумме налоговых доходов и 4,13 % в общей сумме доходов.
Из специальных налоговых режимов, зачисляемых в местный бюджет, преобладает единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности (97,0 %), совсем незначительной остается доля ЕСХН (1,0 %) и патентной системы налогообложения (2,0 %).
На величину единого налога, зачисляемого в местный бюджет в связи с применением ЕНВД, влияет то, что в соответствии со ст. 346.32 НК РФ сумма единого налога, исчисленная за налоговый период ИП, не производящими выплат в пользу физических лиц, уменьшается на сумму уплаченных СВ на обязательное пенсионное страхование и на обязательное страхование в размере, определяемом в соответствии с п.1 ст. 430 НК РФ, то есть «вмененный» налог уменьшается на всю сумму уплаченных ими страховых взносов, в том числе и в размере 1 % с суммы превышения годового дохода величины 300 000 руб.
При применении патентной системы налогообложения (ПСН) налог исчисляется как соответствующая налоговой ставке доля налоговой базы (величина потенциально возможного к получению годового дохода умножается на ставку 6 %). Уменьшение стоимости патента на уплачиваемые за себя страховые взносы главой 26.5 НК РФ не предусмотрено, что обусловливает высокую налоговую нагрузку при ПСН по сравнению с УСН с объектом «доходы», что уменьшает привлекательность патентной системы налогообложения.
Особенно актуальным этот вопрос станет после отмены специального налогового режима в виде ЕНВД и замены его патентной системой налогообложения.
Бюджет субъектов Российской Федерации. Консолидированный бюджет субъекта РФ
Порядок формирования бюджета, консолидированного бюджета субъекта РФ рассмотрим на примере бюджета Чувашской Республики.
Таблица 2
Бюджет, консолидированный бюджет Чувашской Республики (млн руб.)
2013 год 2014 год 2015 год 2016 год 2016 г. к 2013 г., %
Бюджет Чувашской Республики
доходы - всего 35 622,1 36 882,4 37 122,2 41 095,6 115,4
из них налоговые доходы, в том числе: 19 419,9 20 047,2 20 933,9 24 158,0 124,4
налог на совокупный доход 1 209,3 1 366,7 1 565,0 1 663,1 137,5
из них:
- единый налог по УСН 1 209,1 1 366,7 1 565,0 1 663,1 137,5
а) с объектом «доходы» 769,4 848,7 961,5 1 000,2 130,0
б) с объектом «доходы, уменьшенные на расходы» 302,5 354,7 473,2 513,6 169,7
в) минимальный налог 137,2 163,3 130,3 149,3 108,8
- ЕСХН 0,2 - 0,07 -
доля налога на совокупный доход в общей сумме налоговых доходов, % 6,2 6,8 7,5 6,9 111,3
Доля в сумме единого налога при УСН объекта:
«доходы» 63,6 62,1 61,4 60,1 94,5
«доходы, уменьшенные на расходы» 25,0 26,0 30,2 30,9 123,6
минимального налога 11,4 11.9 8,4 9,0 78,9
Консолидированный бюджет ЧР
доходы - всего 51 006,4 53 357,2 55 112,0 60 021,9 117,7
из них налог на совокупный доход 1 924,6 2 116,7 2 348,2 2 426,0 126,0
в том числе:
- единый налог по УСН 1 209,1 1 366,7 1 565,0 1 663,1 137,5
2013 год 2014 год 2015 год 2016 год 2016 г. к 2013 г., %
- ЕНВД 681,5 719,1 745,5 722,0 117,4
- ЕСХН 21,3 16,2 23,3 27,0 126,8
- ПСН 12,8 14,7 14,5 13,9 115,8
Доля специальных налоговых режимов в сумме налога на совокупный доход, %
- УСН 62,8 64,6 66,6 68,6 109,2
- ЕНВД 35,4 33,9 31,8 29,7 83,9
- ЕСХН 1,1 0,8 1,0 1,1 100,0
- ПСН 0,7 0,7 0,6 0,6 85,7
Составлено автором. Источник: Отчет об исполнении консолидированного бюджета субъекта РФ:
за 2013-2015 годы: 317£а3_§оё2а;
за 2016 год: 0503317_godovoj_01.01.17. Отчет об исполнении консолидированного бюджета субъекта РФ r37.tmbreg.ru; Российский статистический ежегодник 2016:
http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat main/rosstat/ru/statistics/publications/catalog/doc 1135 087342078;
Годовой отчет об исполнении консолидированного бюджета Чувашской Республики на 1 января 2017 г. Чувашия в цифрах, 2017.
Статистический ежегодник Чувашской Республики. 2017: Стат.сб./Чувашстат.-Чебоксары, 2017. - 445 с. (р. 20.1, стр. 321).
Доходы бюджета Чувашской Республики, по данным таблицы 2, в 2016 году по сравнению с 2013 годом увеличились на 15,4 %, в том числе за счет роста налоговых доходов за указанный период на 24,4 %. При этом сумма налога на совокупный доход, уплачиваемого субъектами малого предпринимательства в связи с применением специального налогового режима в виде УСН, увеличилась на 37,5 %, в том числе с объектом «доходы, уменьшенные на расходы» - на 69,7 %. Но несмотря на это, доля малого бизнеса в доходах бюджета республики остается незначительной: в 2013 г. - 6,2 %, в 2016 г. - 6,9 %. В общей сумме единого налога в связи с применением УСН в 2016 г. преобладает единый налог, уплачиваемый в связи с применением объекта «доходы» - 60,1 %.
Доходы консолидированного бюджета Чувашской республики за анализируемый период увеличились на 17,7 %, в том числе налог на совокупный доход на 26,0 %. Как и в бюджете республики, так и в консолидированном бюджете субъекта в общей сумме налога на совокупный доход преобладает доля УСН (около 70,0 %), ЕНВД (более 30,0 %). В то же время доля УСН составляет менее 3,0 % в общей сумме доходов консолидированного бюджета республики.
Уменьшают налоговую нагрузку на малый бизнес, применяющий УСН, следующие факторы:
1) при объекте налогообложения «доходы, уменьшенные на величину расходов», уплачивается минимальный налог в размере 1 процента доходов в случае, если за налоговый период сумма исчисленного в общем порядке налога меньше суммы исчисленного минимального налога (п.6 ст. 346.18 НК). В таком случае налоговая нагрузка составит в размере 1 процента от дохода;
2) исчисленная по итогам налогового периода налоговая база уменьшается на сумму убытка, полученного по итогам предыдущих налоговых периодов, в которых налогоплательщик применял УСН и использовал в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину доходов (п.7 ст. 346.18 НК);
3) налогоплательщики, выбравшие в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшают сумму единого налога на сумму страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, оплату пособий по временной нетрудоспособности, но не более чем на 50 % (аналогично - при применении ЕНВД). Следовательно, налоговая нагрузка составит не 6 % от дохода, а меньше, причем с увеличением заработной платы, начисляемой работникам, нагрузка уменьшается;
4) в соответствии со ст. 430 НК РФ ИП, адвокаты и др. плательщики, не производящие выплаты физическим лицам, уплачивают СВ на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, определяемом в следующем порядке:
в случае, если величина дохода плательщика за расчетный период не превышает 300 000 руб., - в размере, определяемом как произведение МРОТ, установленного Федеральным законом на начало календарного года, за который уплачиваются СВ, увеличенного в 12 раз, и тарифа СВ на обязательное пенсионное страхование (26 %);
в случае, если величина дохода плательщика за расчетный период превышает 300 000 руб., - в размере, определяемом как произведение МРОТ, установленного ФЗ на начало календарного года, за который уплачиваются страховые взносы, увеличенного в 12 раз, и тарифа СВ на обязательное пенсионное страхование (26 %) плюс 1,0 процента суммы дохода плательщика, превышающего 300 000 руб. за расчетный период.
При этом сумма СВ не может быть более размера, определяемого как произведение 8-кратного МРОТ, установленного ФЗ на начало календарного года, за который уплачиваются СВ, увеличенного в 12 раз, и тарифа СВ на обязательное пенсионное страхование (26 %);
СВ на обязательное медицинское страхование, фиксированный размер которых определяется как произведение МРОТ, установленного ФЗ на начало календарного года, за который уплачиваются СВ, увеличенного в 12 раз, и тарифа СВ на обязательное медицинское страхование (5,1 процента).
Таким образом, «упрощенный» налог уменьшается предпринимателями, не производящими выплат и вознаграждений физическим лицам, на всю сумму уплаченных ими страховых взносов, в том числе и в размере 1 % с суммы превышения годового дохода величины 300 000 руб.
С 1 января 2018 г. фиксированный размер страховых взносов, уплачиваемый плательщиками, не производящими выплат физическим лицам, будет определяться исходя не из МРОТ, а в твердой сумме8. Согласно новой редакции п.1 ст. 430 НК РФ размер страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в 2018 г. составит 26 545 руб., (исходя из величины МРОТ составил бы 29 606 руб.), в 2019 г. - 29534 руб., в 2020 г. - 32448 руб. Если величина дохода за расчетный период превышает 300 тыс. руб., к вышеуказанным суммам, как и ранее, добавляется 1 % от суммы превышения.
Размер страховых взносов на обязательное медицинское страхование составит: в 2018 г. - 5840 руб., 2019 г. - 6884 руб., 2020 г. - 8426 руб.;
5) Налог, уплачиваемый при УСН с объектом «доходы», можно уменьшить на сумму погашенной задолженности по уплате страховых взносов за отчетные периоды предыдущего года (Письмо Минфина РФ от 04.08.2015 № 03-11-06/45020).
Как отмечалось ранее, налоговым периодом по УСН является календарный год. Соответственно, в течение календарного года можно уменьшить сумму единого налога на
8 Федеральный закон от 27.11.2017 № 335-ф3 «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации.
сумму страховых взносов за предыдущие периоды, уплаченные в течение календарного года, что уменьшает сумму единого налога, подлежащую уплате в бюджет.
Что касается ЕНВД, налоговым периодом по нему является квартал. То есть при применении ЕНВД сумму единого налога за данный квартал можно будет уменьшить на сумму страховых взносов, уплаченных в данном периоде, но только в пределах начисленных сумм за этот квартал. Поэтому если страховые взносы, рассчитанные в фиксированном размере, до 31 декабря календарного года не были уплачены, то сумму единого налога нельзя уменьшить. Следовательно, для применения вычета при ЕНВД суммы страховых взносов следует уплачивать ежеквартально в пределах начисленных за этот квартал сумм;
6) налоговая нагрузка при применении УСН уменьшается в связи с тем, что в механизме расчета страховых взносов заложен необоснованно минимальный размер страховых взносов в размере 1 процента дохода при превышении его сверх 300 000 руб., то есть с каждой 100 тыс. руб. - 1 тыс. руб. страховых взносов.
Проиллюстрируем сказанное на условном примере.
ИП не имеет наемных работников, применяет УСН с объектом «доходы».
Для сравнения расчеты произведем в условиях 2017 г. и 2018 г.
МРОТ: в 2017 г. - 7 800 руб., в 2018 г. - 9 489 руб., или рост на 21,65 %.
Страховые взносы в 2017 г.:
в ПФР - 7800 руб. х 12 мес. х 26 % = 24 336 руб. + 1 % с дохода, превышающего
300 000 руб.;
в ФОМС - 7800 руб. х 12 мес. х 5,1 % = 4 773,6 руб.
Всего - 29 109,6 руб. + 1 % с дохода, превышающего 300 000 руб.
Страховые взносы в 2018 г.:
в ПФР - 26 545 руб. плюс 1 % с дохода, превышающего 300 000 руб.;
в ФОМС - 5 840 руб.
Всего - 32 385 руб.
Таблица 3
Расчет налоговой нагрузки на ИП
Доход в год, тыс. руб. 300 500 1 000 1 500
2017 год
Единый налог при УСН 18 000 30 000 60 000 90 000
Страховые взносы 29 109,6 31 109,6 36 109,6 41 109,6
Единый налог к уплате - - 23 890,4 48 890,4
Всего к уплате 29 109,6 31 109,6 60 000 90 000
Налоговая нагрузка, % 9,7 6,2 6 6
2018 год
Единый налог при УСН 18 000 30 000 60 000 90 000
Страховые взносы 32 385 34 385 39 385 44 385
Единый налог к уплате - - 20 615 45 615
Всего к уплате 32 385 34 385 60 000 90 000
Налоговая нагрузка, % 10,8 6,87 6,0 6,0
Увеличение налоговой нагрузки, % 11,3 10,8 - -
При доходах до 1 000 тыс. руб. в год налоговая нагрузка остается на уровне страховых взносов, с увеличением дохода налоговая нагрузка снижается до уровня 6,0 % (то есть ставки
единого налога), при этом увеличение размера МРОТ на налоговую нагрузку перестает влиять. Так, в 2018 г. увеличение размера МРОТ составило 21,6 %, а увеличение налоговой нагрузки 11,3 %.
Уменьшение суммы единого налога на сумму страховых взносов, уплачиваемых ИП за себя в фиксированном размере, приводит к тому, что страховые взносы перечисляются на лицевой счет ИП за счет единого налога. Так, при доходе в сумме 1 500 тыс. руб. сумма единого налога к начислению составит 90 000 руб., а к уплате - лишь 45 615 руб., налоговая нагрузка -6 % (90 000 руб.: 1 500 тыс. руб.), страховые взносы в сумме 44 385 руб. ИП перечислит на свой лицевой счет на свою будущую пенсию. С учетом того, что страховые взносы включаются в цену продукции и возмещается покупателем, то фактическая налоговая нагрузка ИП составит всего 3 % ((44 385 руб. : 1 500 тыс. руб.) х 100 %)).
Таким образом, при сумме доходов до 300 тыс. руб. налогоемкость составит 10,8 % с рубля, при сумме доходов в размере 1 000 тыс. руб. - лишь 3,9 % с рубля дохода (39 385 руб. : 1 000 тыс. руб.).
Такой порядок, по нашему мнению, нельзя считать справедливым: с увеличением заработной платы, МРОТ у работающих на предприятиях сумма налога на доходы физических лиц будет увеличиваться, а у ИП увеличение МРОТ на налоговую нагрузку никак не влияет.
При применении УСН актуальным является выбор объекта налогообложения, от которого зависит уровень налоговой нагрузки.
Таблица 4
Обоснование выбора объекта налогообложения (цифры условные)
Показатель 1-й вариант 2-й вариант 3-й вариант
Доходы 100 100 100
Расходы 40 50 70
Объект обложения:
а) доходы 100 100 100
б) доходы, уменьшенные на расходы 60 50 30
Единый налог:
а) доходы 6 6 6
б) доходы, уменьшенные на расходы 9 7,5 4,5
Вывод: если расходы превышают 50 % величины дохода, то выгоден объект «доходы, уменьшенные на расходы».
«Правильный выбор налогообложения сокращает издержки предприятия, позволяет ему развиваться и нести посильное налоговое бремя» [3].
Таблица 5
Преимущества УСН по сравнению с общим режимом налогообложения
общий режим УСН с объектом «доходы» УСН с объектом «доходы, уменьшенные на расходы»
Налоговая база доходы, уменьшенные на расходы доходы доходы, уменьшенные на расходы
Ставка налога, % 20 6 15 (в Чувашской Республике - 12)
Налоговый период календарный год календарный год календарный год
Периодичность декларации ежеквартально раз в год раз в год
Метод признания доходов и расходов метод начислений или кассовый кассовый кассовый
Перечень доходов ст. 249, 250 ст. 249, 250 ст. 249, 250
Перечень расходов открытый закрытый (ст. 346.16 НК)
Порядок списания стоимости основных средств путем начисления амортизации в особом порядке
Как следует из приведенного сравнения, привлекательность упрощенной системы налогообложения связана, в первую очередь, с методом признания доходов и расходов кассовым методом, низкой ставкой единого налога, периодичностью представления декларации раз в год.
Далее рассмотрим роль предприятий, в том числе малых (включая микропредприятия) на формирование доходов бюджетов в регионе.
Таблица 6
Распределение предприятий, численность занятых, оборот организаций Чувашской Республики по формам собственности и видам экономической деятельности
2011 2014 2015 2016
Всего предприятий, ед. 23 117 25 576 26 013 25 907
в т. ч. по формам собственности:
государственная, муниципальная 3 312 3 299 2 922 2 851
частная 17 998 20 571 21 419 21 425
в т. ч. по видам экономической деятельности:
- сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство 891 835 806 754
- обрабатывающие производства 2 368 2 676 2 765 2 795
- строительство 2 308 2 816 2 972 3 028
- оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных
средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного 5 655 6 243 6 517 6 429
пользования
Оборот организаций (млн руб.) - всего, в том числе по видам экономической деятельности: 345948,4 468385,4 484731,9 513145,5
- сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство 7313 10444,8 12668,8 13215,5
- обрабатывающие производства 114560,2 131560,7 142247,7 162793,6
- строительство н/д 34210,8 36583,1 31142,3
- оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного 107109,1 155727,3 157815 164239,3
пользования
Составлено автором. Источник: Статистический ежегодник Чувашской Республики 2017.: Стат.сб./Чувашстат.-Чебоксары, 2017. - 445 с. (р. 12.1; 12.2)
Из данных таблицы 6 следует, что в 2016 г. по сравнению с 2011 годом количество предприятий в республике увеличилось на 12,1 %, в том числе находящихся в частной форме собственности - на 19,0 % Доля предприятий, находящихся в частной форме собственности, увеличилась за анализируемый период с 77,8 % в 2011 г. до 82,7 % в 2016 г. Из зарегистрированных в республике предприятий осуществляют свою деятельность в сельском хозяйстве менее 3 %, в обрабатывающих производствах - 10,0 %, строительстве - 10-11 %, преобладает доля предприятий, занимающихся оптовой и розничной торговлей, ремонтом автотранспортных средств (около 25 %).
В 2016 г. оборот предприятий, осуществляющих деятельность в сельском хозяйстве, составил 2,5 % общего оборота, в обрабатывающих производствах - 31,7 %, строительстве -6,0 %, по оптовой и розничной торговле, ремонту автотранспортных средств - более 30 % всего оборота.
Таблица 7
Показатели деятельности малых (включая микро) Чувашской Республики за 2016 год
Виды деятельности Показатели Всего предприятий из них микропредприятия доля микопредприятий, %
Всего Количество предприятий 17 482 15 707 89,8
Средняя численность работников (чел.) 81 093 27 513 33,9
Оборот предприятий (млн руб.) 161 942,9 76 935,7 47,2
Выработка на 1 чел. (тыс. руб.) 1 997,0 2 796,3 138,4
Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство Количество предприятий 514 388 75,5
Средняя численность работников (чел.) 4 839 761 15,7
Оборот предприятий (млн руб.) 5 225,3 1 539,4 29,5
Выработка на 1 чел. (тыс. руб.) 1 079,8 2 022,9 187,3
Обрабатывающие производства Количество предприятий 2 040 1 654 81,1
Средняя численность работников (чел.) 17 366 3 778 21,7
Оборот предприятий (млн руб.) 25 608,7 7 527,7 29,4
Выработка на 1 чел. (тыс. руб.) 1 474,6 1 992,5 135,1
Строительство Количество предприятий 2 477 2 205 89,0
Средняя численность работников (чел.) 12 504 3 969 31,7
Оборот предприятий (млн руб.) 18 746,1 8 279,0 44,2
Выработка на 1 чел. (тыс. руб.) 1 499,2 2 085,9 139,1
Оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств Количество предприятий 5 816 5 451 93,7
Средняя численность работников (чел.) 16 579 8 984 54,2
Оборот предприятий (млн руб.) 81 502,9 46 425,7 57,0
Выработка на 1 чел. (тыс. руб.) 4 916,0 5 167,6 105,1
Составлено автором. Источник: Статистический ежегодник Чувашской Республики 2017: Стат.сб./Чувашстат.-Чебоксары, 2017. - 445 с. (р. 12.4; 12.5; 12.6).
Доля микропредприятий в общем числе малых предприятий составляет по количеству -89,8 %. Составляя по численности занятых работников 33,9 % от общего числа малых предприятий, микропредприятия обеспечивают 47,2 % оборота, что обусловливает повышенную выработку на одного человека на микропредприятиях (на 38,4 %).
Из всех микропредприятий, осуществляющих деятельность в республике, в деятельности по оптовой и розничной торговле, ремонту автотранспортных средств занято 93,7 % всех малых предприятий, или 54,2 % работников, обеспечивают 57,0 % оборота всех предприятий.
Таблица 8
Показатели деятельности предприятий и малых предприятий Чувашской Республики за 2016 год
Все предприятия Малые предприятия Доля малых предприятий, %
Количество предприятий, ед. 25 907 17 482 67,5
Средняя численность работников, чел. 551 700 81 093 14,7
Оборот предприятий, млн руб. 513 145,5 161 942,9 31,6
Налоговые доходы бюджета, млн руб. 24 158,0 1663,1 6,9
Все предприятия Малые Доля малых
предприятия предприятий, %
Справочно:
1. Налогоемкость продукции, % 4,7 1,0 21,2
2. Налоговая нагрузка на 1 чел., руб. 43 788 20 508 46,8
3. Выработка на 1 чел., тыс. руб. 930,1 1 997,0 2,1 раза
Составлено автором на основании данных, приведенных в таблицах 2, 6, 7.
Из данных таблицы 8 следуют следующие выводы.
Малые предприятия составляют 67,5 % от общего количества предприятий, осуществляющих деятельность в Чувашской Республике.
На малых предприятиях занято 14,7 % всех занятых в экономике, обеспечивают 1/3 оборота всех предприятий, выработка на 1 чел. в 2,1 раза превышает выработку на всех предприятиях. При этом доля малых предприятий в налоговых доходах бюджета составляет лишь 6,9 %, налоговая нагрузка на 1 чел. в 2 раза меньше нагрузки на всех предприятиях, налогоемкость продукции составляет лишь 21,3 % данного показателя на всех предприятиях. Все это свидетельствует о низкой налоговой нагрузке на малый бизнес. Аналогичная тенденция, когда темп роста налогоплательщиков превышает рост налоговых поступлений, наблюдается и в рамках Таможенного Союза [6].
По мнению Л.В. Мазур, малый бизнес в России находится на льготных условиях, низкая налоговая нагрузка не стимулирует интенсивного развития, поэтому дальнейшее снижение налоговой нагрузки на малый бизнес нецелесообразно, в то же время ее следует дифференцировать в зависимости от общественной значимости и инновационности малого бизнеса [4].
Далее рассмотрим роль малого бизнеса в формировании доходов консолидированного бюджета РФ.
Таблица 9
Консолидированный бюджет РФ (млрд руб.)
2013 год 2014 год 2015 год 2016 год 2016 г. к 2013 г., %
доходы консолидированного бюджета 24 442,7 26 766,1 26 922,0 27 746,7 118,4
- федеральный бюджет 13 019,9 14 496,9 13 659,2 13 460,1 104.7
- консолидированные бюджеты субъектов РФ 8 165,1 8 905,7 9 308,2 9 923,8 123,0
налог на совокупный доход 292,8 315,1 347,8 388,5 143,2
в т. ч. консолидированные бюджеты субъектов РФ 292,8 315,1 347,8 388,5 143,2
Доля налога на совокупный доход:
- в консолидированном бюджете РФ 1,2 1,2 1,3 1,4 116,7
- в консолидированном бюджете субъектов РФ 3,6 3,5 3,7 3,9 114,7
Составлено автором. Источник: Финансы России 2016 г. www.gks.ru; Россия в цифрах. 2017 http://www.gks.ru/free_doc/doc_20n/rmfig/rmnpdf стр. 369. Росстат 2016 (р. 23.4 и 23.6)
В 2016 г. по сравнению с 2013 г. доходы консолидированного бюджета РФ увеличились на 18,4 %. При этом доходы консолидированных бюджетов субъектов РФ увеличивались опережающими темпами (на 23,0 %), доходы федерального бюджета - на 4,7 %.
Налог на совокупный доход, уплачиваемый малым бизнесом, зачисляется полностью в консолидированные бюджеты субъектов РФ, его доля - менее 4,0 %, в консолидированном бюджете РФ - менее 1,5 %.
Далее рассмотрим, как изменилось количество предприятий за последнее время.
Показатель демографии организаций - коэффициент рождаемости организаций, определяемый как отношение количества зарегистрированных организаций за отчетный период к среднему количеству организаций, рассчитанное на 1000 организаций. По данным Росстата, за январь - сентябрь 2017 г. этот показатель колеблется в пределах от 5 до 9 процентов по субъектам РФ.
По данным Росстата, за 1 -е полугодие 2017 г. зарегистрировано 215 660 организаций (за 1-е полугодие 2016 г. - 231 606), ликвидировано 287 287 предприятий против 252 299 соответственно, или на 1000 организаций зарегистрировано 46,8 организаций, официально ликвидировано 62,3 организаций на 1000 организаций. Таким образом, количество ликвидированных организаций превысило число зарегистрированных на 33,2 % ((287287 -- 215660) : 215660)).
Сокращение количества организаций отчасти компенсируется ростом числа индивидуальных предпринимателей.
Таблица 10
Распределение организаций и индивидуальных предпринимателей по видам экономической деятельности (по данным государственной регистрации) на 01.07.2017 г.
Количество организаций Количество ИП
тысяч % к итогу % к 01.04.2017 тысяч % к итогу % к 1.04.2017
всего 4 697,1 100 99,8 3 859,2 100 101,3
- сельское, лесное хозяйство 135,7 2,9 98,3 207,9 5,4 100,4
- обрабатывающие производства 342,3 7,3 99,5 213,5 5,5 101,3
- строительство 499,9 10,6 100,6 175,5 4,5 105,9
- торговля оптовая и розничная, ремонт автотранспортных средств 1 534,6 32,7 99,4 1 687,9 43,7 100,1
Источник: Росстат
Как свидетельствуют данные таблицы, в оптовой и розничной торговле, ремонте автотранспортных средств зарегистрировано 32,7 % организаций и 43,7 % индивидуальных предпринимателей. Поэтому важнейшей задачей является изменение структуры видов деятельности малых предприятий, в частности, сократить число малых предприятий, занятых в сфере торговли, до 25 % в 2020 году, увеличить их долю в сфере услуг, в области инноваций
[7].
Рассмотрим показатели деятельности предприятий, в том числе малых (включая микропредприятия), в кризисном 2015 году.
Таблица 11
Основные экономические показатели деятельности предприятий за 2015 год
Всего Средние Малые В т. ч. микро
Число предприятий 2241650 19 278 2 222 372 1 990 003
Доля, % 100 0,9 99,1 89,5
Численность работников, тыс. чел. 13 508,8 2 178,1 11 330,7 4 605,7
Выручка от реализации продукции, млрд руб. 54 486,9 10 362,7 44 124,3 18 587,0
Инвестиции, млрд руб. 1 348,6 412,2 936,3 432,7
Наличие основных средств, млрд руб. 8 627,5 2 001,4 6 626,1 3 161,5
Расчетно:
1. Выручка на одно предприятие, млн руб. 37,1 550,6 30,4 15,1
2. Инвестиции в капитал на 1 руб. основных средств, % 15,6 20,6 14,1 13,7
3. Доля компаний, осуществивших деятельность, % 65,5 97,6 65,2 61,8
Всего Средние Малые В т. ч. микро
4. Доля в средней численности работников, % 16,1 83,9 34,1
5. Доля в выручке, % 19,0 81,0 34,1
6. Доля в инвестициях, % 30,6 69,4 32,1
7. Отношение инвестиций к выручке, % 2,5 4,0 2,1 2,3
8. Доля в собственных основных средствах, % 23,2 76,8 36,6
Источник: http://www.gks.ru/.
Таблица 12
Основные экономические показатели деятельности малых (включая микро) предприятий по видам экономической деятельности (по данным сплошного наблюдения
малого и среднего бизнеса за 2015 год)
Всего предприятий, ед. в т. ч. о существляющих деятельность численность работников, тыс. чел. средняя месячная зарплата на 1 -го работника, руб. выручка, млрд руб. инвестиции, млрд руб. собственные основные средства, млрд руб.
всего, в том числе: 2222372 1449669 11330,7 17780,8 44124,3 936,3 6626,1
сельское, лесное хозяйство 56175 32155 417,7 13877,3 644,0 96,0 705,8
обрабатывающие производства 210500 141360 1716,7 17531,3 4048 86,7 701,1
строительство 262732 159548 1361,4 17758,9 5435,4 210,8 496,7
оптовая, розничная
торговля, ремонт автотранспортных 801767 523015 2974,9 16106,8 24456,7 84,8 748,5
средств
Источник: http://www.gks.ru/.
В кризисный 2015 год прекратили деятельность 34,5 % всех предприятий, в том числе средние - 5,2 %, из малых - 34,8 %, в том числе микропредприятия - 38,2 %. Из общего количества занятых на предприятиях (13 508,8 тыс. чел.) на средних предприятиях занято 2 178,1 тыс. чел. (16,1 %), на малых предприятиях - 11 330,7 тыс. чел. (83,9 %), из них на микропредприятиях - 4 605,7 тыс. чел. (40,6 %). В общей сумме выручки доля малых предприятиях составила 81 %.
Из 8 627,5 млрд руб. основных средств на средних предприятиях размещены 2 001,4 млрд руб. (23,2 %), на малых предприятиях - 6 626,1 млрд руб. (76,8 %), из них на микропредприятиях - 3 161,5 млрд руб. (47,7 %).
Из всей суммы средств, направленных в 2015 г. на инвестиции (1 348.6 млрд руб.), на малый бизнес приходится 69,4 % (936,3 млрд руб.), что составляет 14,1 % на 1 руб. основных средств (на средних предприятиях - 20,6 %).
Инвестиции в основной капитал в расчете на 1 чел. составляют 99,8 руб., в том числе на средних предприятиях - 189,2 руб., на микропредприятиях - 93,9 руб.
Таблица 13
Основные показатели деятельности малых предприятий (без микропредприятий) по РФ
Годы Количество предприятий, ед. Численность работников, чел. Оборот предприятий Инвестиции
всего на 1 предприятие млн руб. на 1 чел. (млн) млн руб. на 1 руб. оборота, %
2015 242661 6660 925 27 17292858,0 2,60 409 267,5 2,37
1 п/г 2017 256686 6647217 26 12799960,4 1,92 201 200,4 1,57
Источник: http://www.gks.ru/.
Данные таблицы свидетельствуют об увеличении оборота малых предприятий (без микропредприятий) в 1-м полугодии 2017 г. по сравнению с 2015 г. Инвестиции в расчете на 1 руб. оборота снижаются с 2,37 % до 1,57 %.
Инвестиционный налоговый вычет
С 1 января 2018 г. Закон № 355-ФЗ ввел в главу 25 НК РФ новую статью 286.1, которая предоставляет компаниям право уменьшить сумму налога на прибыль (авансовых платежей по налогу), исчисленные по ставке 17 % и подлежащие зачислению в бюджеты субъектов РФ, на инвестиционный налоговый вычет. Данный вычет введен в отношении регионального налога на прибыль. Размер инвестиционного вычета составляет не более 90 % суммы расходов текущего периода на приобретение, сооружение, изготовление, доставку основных средств и доведение их до состояния, пригодного для эксплуатации.
Если сумма вышеназванных расходов превысит в налоговом (отчетном) периоде предельную величину инвестиционного вычета, то сумма превышения будет учтена при определении инвестиционного налогового вычета в последующих налоговых (отчетных) периодах. Если организация в отношении основных средств воспользовалась правом на инвестиционный вычет и уменьшила сумму регионального налога на прибыль, то она имеет право снизить и размер федерального налога на 10 % суммы вышеуказанных расходов. При этом сумма налога на прибыль может быть снижена до нуля.
Однако введение инвестиционного налогового вычета предусмотрено только для тех организаций, которые применяют общий режим налогообложения и уплачивают налог на прибыль.
Выводы
Налоговые доходы бюджетной системы (рассчитываемые как сумма поступлений всех налогов и сборов, таможенных пошлин, страховых взносов и прочих налоговых платежей) в доле ВВП на протяжении последних лет, по данным Минфина РФ, оставались примерно на одном уровне. Ключевой идеей Основных направлений налоговой политики на 2017-2019 гг. является сохранение налоговой нагрузки для бизнеса, в первую очередь, для основной массы малых и средних предприятий.
«Налоговая система, являясь одним из элементов предпринимательского климата, призвана стимулировать предпринимательскую активность бизнеса» [8].
«Предпринимательскую активность характеризуют не число предприятий, а динамика показателей, отражающих фактическую финансово - экономическую деятельность малого бизнеса: его обороты (выручка), объем инвестиций в собственное дело» [7].
Как показали проведенные исследования, доля малого бизнеса, применяющего специальные налоговые режимы и уплачивающего налог на совокупный доход, составляет:
• в общей сумме доходов местного бюджета - 4-5 %, в общей сумме налоговых доходов местного бюджета - 16-17 %. При этом преобладает доля ЕНВД (более 90 %), незначительна доля ЕСХН и патентной системы налогообложения;
• в доходах бюджета региона - 6-7 %, при этом доля УСН в консолидированном бюджете республики - менее 3 %;
• в консолидированном бюджете РФ - менее 1,5 %, в консолидированных бюджетах субъектов РФ - менее 4 %.
Обороты микропредприятий и, соответственно, выработка на 1-го работающего на микропредприятиях больше, чем на малых и средних предприятиях, в то же время поступления в бюджет незначительны.
На уровень налоговой нагрузки на малый бизнес влияет механизм расчета единого налога, предусмотренный в Налоговом кодексе РФ, в частности:
• возможность уменьшения единого налога, уплачиваемого организациями в связи с применением УСН и ЕНВД, на сумму страховых взносов, начисляемых на заработную плату наемных работников (не более чем на 50 %);
• возможность уменьшения единого налога, уплачиваемого ИП, не имеющими наемных работников, применяющими специальные налоговые режимы в виде УСН с объектом «доходы» и ЕНВД, на сумму уплачиваемых ими страховых взносов в фиксированном размере на свои лицевые счета в Пенсионном фонде РФ;
• возможность уплаты минимального налога в размере 1 % от дохода в связи с применением объекта «доходы, уменьшенные на расходы» и др.
В настоящее время преобладает доля малых предприятий, осуществляющих деятельность в сфере торговли, оказания услуг, незначительна их доля в производстве, строительстве.
Количество ликвидируемых организаций превышает количество регистрируемых, что компенсируется ростом числа ИП, имеющих низкую налоговую нагрузку.
Микробизнес не капитализируется, не расширяется и не становится малым бизнесом, а затем - средним. Если в 2015 г. доля малого бизнеса в инвестициях в основной капитал составила 69,4 %, а доля микробизнеса - лишь 46,2 % [10].
В связи с этим вопросы инвестиций присущи и малому бизнесу. Необходимы меры, которые бы стимулировали микропредприятия в расширении своей деятельности путем вложения в инвестиции, предоставить микробизнесу, развивающемуся до малого бизнеса, налоговые и другие льготы. Аналогично тому, как решены вопросы по переходу на кассовые аппараты нового типа, возможно принимать подобные решения по уменьшению налогов на приобретаемые основные средства.
Необходимость дальнейшего стимулирования предпринимательской активности бизнеса становится особенно актуальным в свете Стратегии развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации на период до 2030 года (Распоряжение Правительства РФ от 02.06.2016 № 1083-р), предусматривающей увеличение доли малых и средних предприятий в ВВП страны до 40 % [8].
С учетом того, что налоговые доходы от применяемых малым бизнесом специальных налоговых режимов поступают в местные бюджеты и бюджеты регионов, вопросы стимулирования бизнеса в части предоставления налоговых льгот, связанных с инвестициями, целесообразно передать органам власти субъектов РФ.
«Совершенствование налогообложения субъектов малого предпринимательства должно быть основано на оптимальном сочетании интересов государства и малого бизнеса. Поэтому необходим переход от гипертрофированной реализации фискальной функции налогообложения к активно - стимулирующей» [1, 2].
ЛИТЕРАТУРА
1. Алагаева К.Ю. Анализ и реформирование системы налогообложения малого и среднего бизнеса в современной России / Алагаева К.Ю. // Новые технологии. -2014. - Вып.3. - С. 33-39.
2. Кузьменко О.А., Кузьмичева А.А. Проблемы налогообложения субъектов малого бизнеса в РФ и пути их решения // V Всероссийская заочная электронная научная конференция «Проблемы учета, анализа, аудита и налогообложения» URL: http://econf.rae.ru/article/8439.
3. Потеряхина Т.П. Выбор оптимального режима налогообложения для малого предприятия // Молодой ученый. - 2014. - № 13. - С. 158-162.
4. Л.В. Мазур, А.В. Плахов. Роль федеральных налогов в формировании доходной части бюджета РФ. УДК 336.221: 334.7.
5. Сайфиева С.Н. Налогообложение малого предпринимательства: практический аспект / Н.С. Сайфиева // Финансы. - 2012. - № 10. - С. 47-51. К № 5. https://elibrary.ru/item.asp?id=17969869.
6. О.А. Гражданкина. Унификация налогообложения малого бизнеса в рамках Таможенного Союза // О.А. Гражданкина, Л.И. Киркеева, А.А. Клрмина, С.В. Шапошникова //Вестник Алтайского государственного аграрного университета. - 2013. - № 3. - С. 139-143.
7. Н.З. Зотиков. Формирование эффективной инфраструктуры предпринимательской деятельности в регионе / Актуальные вопросы теории и практики управления: Материалы Всероссийской заочной научно-практической конференции. - Чебоксары, 2012 г.
8. Н.З. Зотиков. Специальные налоговые режимы, их роль в формировании доходов бюджетов / Перспективы развития бухгалтерского учета, анализа и аудита и налогообложения в российской и международной практике: Материалы Всероссийской заочной научно - практической конференции. - г. Чебоксары, Издательство Чувашского государственного университета им. И.Н. Ульянова, 2017. - С. 216.
9. Н.З. Зотиков. Учет и налогообложение на малых предприятиях: учебное пособие / Н.З. Зотиков, О.И. Арланова. Чебоксары: Изд-во Чувашского государственного университета им. И.Н. Ульянова, 2017. - С. 316.
10. Н.З. Зотиков. Предприятия как фактор роста налогового потенциала / Стратегические направления развития отраслей российской экономики и ее интеграция в мировую экономическую систему: Материалы Междунар. науч. -практ. конф. / г. Чебоксары: Издательство Чувашского государственного университета им. И.Н.Ульянова, 2017. - С. 196.
Zotikov Nikolay Zotikovich
Chuvash state university I.N. Ulyanov, Cheboksary, Russia E-mail: [email protected]
Taxation of small business, its role in budget revenues
Abstract. In modern economic conditions, small and medium-sized businesses can and should become a powerful economic incentive for the sustainable financial and economic development of regions and territories, and the solution of the social and economic problems facing them.
The study "Factors for the success of medium-sized businesses for growth in Europe", conducted by GE Capital in conjunction with the business school ESSEC (France), notes that despite the difference in influencing factors, average business accounts for about one-third of the total private economy in France, Germany, Italy and the UK, creates more than 30 % of GNP and provides employment for more than a third of all employees at a rate of 2 percent of their total. In Germany and Italy, the share of medium-sized businesses in the manufacturing industry is 40 % of GNP, in France - 28 %, in the UK - 19 %.
Taxation of small businesses is constantly improving. The article presents the regular changes made to special tax regimes from January 1, 2018.
At the same time, at the present time it can not be said that all the necessary conditions for the priority development of small business have been created in the country.
In the article the author presents the role of small business in the formation of incomes of budgets of different levels. The share of tax revenues paid by small businesses in connection with the application of special tax regimes remains insignificant: in revenues of local budgets - less than 20 %, in revenues of the budgets of regions - no more than 10 %.
The article contains the following data: small enterprises in the Chuvash Republic provide 1/3 of the turnover of all enterprises, the output per employee exceeds the output at all enterprises by more than 2 times, while the share of small enterprises in the budget revenues of the republic is less than 7 % The tax intensity of production is -20 % for all enterprises in general. All this indicates a low tax burden on small businesses.
As before, the share of enterprises engaged in wholesale and retail trade, repair of motor vehicles (more than 30 %) prevails among small enterprises. Investments in fixed assets do not increase, microenterprises do not capitalize, do not become small, small - medium.
The author presents the shortcomings of the existing taxation system on the basis of the conducted research. Measures to improve taxation aimed at increasing the share of small businesses in the formation of revenues of regional and local budgets are proposed in the article.
Keywords: small and medium-sized business; special tax regimes; tax revenues of budgets; tax burden; insurance contributions in a fixed amount; turnover of small enterprises; tax on aggregate income; demography of organizations; investment tax deduction; investments
REFERENCES
1. Alagaeva K.Yu. Analysis and reform of the tax system for small and medium-sized businesses in modern Russia / Alagaeva K.Yu. // New Technologies. - 2014. - Issue.3.
- P. 33-39.
2. Kuzmenko O.A., Kuzmicheva A. A. Problems of taxation of small business subjects in the Russian Federation and ways of their solution // V All-Russian Correspondence Electronic Scientific Conference "Problems of Accounting, Analysis, Audit and Taxation" URL: http://econf.rae.ru/article/8439.
3. Poteryakhina T.P. Choice of the optimal taxation regime for a small enterprise // Young Scientist. - 2014. - No. 13. - P. 158-162.
4. L.V. Mazur, A.V. Plakhov. The role of federal taxes in the formation of the revenue side of the budget of the Russian Federation. UDC 336.221:334.7.
5. Sayfieva S.N. Taxation of small business: a practical aspect / N. Sayfiyeva // Finance.
- 2012. - No. 10. - P. 47-51. K № 5. https://elibrary.ru/item.asp?id=17969869.
6. O.A. Grazhdankina. Unification of Small Business Taxation in the Customs Union // OA Grazhdankin, L.I., Kirkeeva, A.A. Klrmina, S.V. Shaposhnikova // Bulletin of the Altai State Agrarian University. - 2013. - No. 3. - C. 139-143.
7. N.Z. Zotikov. Formation of an effective infrastructure of entrepreneurial activity in the region / Actual issues of theory and practice of management: Proceedings of the All -Russian Correspondence Scientific and Practical Conference. - Cheboksary, 2012.
8. N.Z. Zotikov. Special tax regimes, their role in the formation of budget revenues / Prospects for the development of accounting, analysis and audit and taxation in Russian and international practice: Proceedings of the All-Russian Correspondence Scientific and Practical Conference. Cheboksary, Publishing house of the Chuvash State University. I.N. Ulyanov, 2017. - P. 216.
9. N.Z. Zotikov. Accounting and taxation in small enterprises: a textbook / N.Z. Zotikov, O.I. Arlanov. Cheboksary: Publishing House of the Chuvash State University. IN, Ulyanova, 2017. - P. 316.
10. N.Z. Zotikov. Enterprises as a factor in the growth of the tax potential / Strategic directions for the development of the sectors of the Russian economy and its integration into the world economic system: Materials of the International. sci. - Pract. Conf. / Cheboksary: Publishing house of the Chuvash State University. I.N. Ulyanov, 2017. -P. 196.