116_economics /
УДК 336.025
Акулич О.В.,
д.э.н., доцент, зав. кафедрой экономики Чапкина Н.А., к.э.н., доцент, доцент кафедры экономики Северо-Восточный государственный университет (г. Магадан)
DOI: 10.24411/2520-6990-2019-10287 ОЦЕНКА НАЛОГОВОЙ НАГРУЗКИ И НАЛОГОВЫХ ПОСТУПЛЕНИЙ В БЮДЖЕТ ОТ МАЛОГО БИЗНЕСА (НА ПРИМЕРЕ МАГАДАНСКОЙ ОБЛАСТИ)
Akulich O. V.,
Doctor of Economics, Associate Professor, Head of the Department of Economics Chapkina N.A.,
Candidate of Economic Sciences, Associate Professor, Associate Professor of the Department of Economics Northeastern State University (Magadan)
ASSESSMENT OF TAX LOAD AND TAX EXPENDITURE IN THE BUDGET FROM SMALL BUSINESS (ON THE EXAMPLE OF MAGADAN REGION)
Аннотация.
В статье проведен анализ влияния налогообложения предприятий малого бизнеса на наполняемость бюджетов различного уровня, а также оценена налоговая нагрузка на малые предприятия. Расчеты проведены на примере Магаданской области. Сделан вывод о незначительном влиянии малого бизнеса на доходы бюджетов, а также о невысоком уровне налоговой нагрузки на малые предприятия.
Annotation.
The article analyzes the impact of taxation of small businesses on the budgets of various levels and assesses the tax burden on small businesses. The calculations are carried out on the example of the Magadan region. The conclusion is made about the insignificant influence of small business on budget revenues, as well as about the low level of tax burden on small businesses.
Ключевые слова: малый бизнес, налоги, налоговая нагрузка, бюджет
Keywords: small business, taxes, tax burden, budget
Введение на предприятия малого бизнеса взаимосвязан с
Малое предпринимательство — неотъемле- налоговыми поступлениями в бюджет: «надо устра-
мый элемент современной рыночной системы хо- ивать такой уровень налогообложения, чтобы он
зяйства, без которого экономика и общество в це- был, с одной стороны, достаточным для выполне-
лом не могут нормально существовать и разви- ния государственных функций, а с другой - не ока-
ваться. Малый бизнес решает проблемы занятости зывал отрицательного влияния на экономику и
и обеспеченности населения потребительскими то- население». Поэтому для объективной оценки эф-
варами, способствует расширению конкуренции, фективности налогообложения малого бизнеса
стимулирует инновационную деятельность, улуч- необходимо оценивать не только уровень налого-
шает социальное состояние общества, позволяя ре- вой нагрузки, но и долю налоговых поступлений от
ализовать творческий потенциал предпринимате- него в налоговых доходах бюджета. лей. Кроме этого, налоговые платежи малого биз- Рассмотрим влияние малого бизнеса на форми-
неса способствуют пополнению местных и рование доходной части бюджетов разного уровня
региональных бюджетов, тем самым помогая госу- на примере г. Магадана и Магаданской области (см.
дарству решать важнейшие социальные задачи. табл. 1 и 2). Для этого определим долю налога на
Материалы и методы исследования совокупный доход, уплачиваемого малыми пред-
Налоговая система должна не только выпол- приятиями и индивидуальными предпринимате-
нять фискальную функцию, но и стимулировать лями, в общих доходах бюджетов, в целом, и в их
стремление налогоплательщика к предпринима- налоговых доходах. тельской деятельности, к повышению эффективности хозяйствования. Уровень налоговой нагрузки
<<ШУШетиМ~^®У©Ма1>#Щ14)),2©1]9 / ECONOMICS 117
Таблица 1
Бюджет г. Магадана, млн. руб. [1] __
Показатель 2014 г. 2015 г. 2016 г. 2017 г. 2018 г. 2018 г. к 2014 г., %
Доходы, всего 5888,6 5548,0 5565,1 6066,2 6427,2 109,15
из них налоговые доходы, в т. ч. 1815,0 1676,2 1809,4 2114,5 2374,7 130,84
налог на совокупный доход: 234,1 294,3 302,5 491,7 547,8 234,02
ЕНВД 204,5 207,1 213,5 208,5 217,3 106,24
ЕСХН 28,3 86,1 86,0 43,9 71,9 254,18
ПСН 1,3 1,0 2,98 4,8 4,7 3,7 раз
Доля налога на совокупный доход, %
- в общей сумме налоговых доходов 12,9 17,6 16,7 23,3 23,1 -
- в общей сумме доходов 3,98 5,30 5,44 8,11 8,52 -
Доля специальных налоговых режимов в сумме налога на совокупный доход, %
ЕНВД 87,4 70,4 70,6 42,4 39,7 -
ЕСХН 12,1 29,3 28,4 8,9 13,1 -
ПСН 0,54 0,35 0,99 0,98 0,86 -
По данным таблицы 1 можно отметить рост доходов бюджета за анализируемый период на 9,15 % при росте налоговых доходов на 30,84 %. Величина налога на совокупный доход, который уплачивают субъекты малого предпринимательства на специальных налоговых режимах, увеличилась на 34,02 %, в т. ч. по ЕНВД - на 6,24 %; по ЕСХН - на 54,18 % и по ПСН - 3,7 раза.
Большинство индивидуальных предпринимателей и юридических лиц применяют ЕНВД, что
Данные таблицы 2 показывают, что при росте доходов бюджета за анализируемый период в целом на 42,15 %, налоговые доходы выросли на 64,96%. Однако при этом произошло сокращение налога на совокупный доход на 34,2%, что объясняется тем, что большая его часть зачисляется в местный бюджет. Таким образом, за счет обложения малого бизнеса формируется от 13 до 23% налоговых доходов бюджета г. Магадан, что составляет от 4 до 8,5% доходной части бюджета. В консолидированном бюджете Магаданской области налог на совокупный доход составляет от 2 до 0,93% доходной части бюджета, от 3,9 до 1,6 % общей суммы налоговых доходов. Следовательно, малый бизнес не играет существенной роли в формировании ни местного, ни регионального бюджетов.
Величина и достаточность налоговой нагрузки на российский малый бизнес, является предметом
подтверждается долей данного специального налогового режима в сумме налога на совокупный доход - около 40 %, далее ЕСХН - 13,1 % и наименьшая доля по ПСН - 0,86 %.
После отмены ЕНВД в 2021 г. большинство индивидуальных предпринимателей перейдут на ПСН, либо на УСН, а юридические лица только на УСН, т. к. ПСН они применять не имеют право.
Таблица 2
дискуссий среди представителей бизнеса, экономистов, чиновников. Так, например, Л.В. Мазур считает, что малый бизнес в России находится на льготных условиях, низкая налоговая нагрузка не стимулирует интенсивного развития, поэтому дальнейшее снижение налоговой нагрузки на малый бизнес нецелесообразно, в то же время ее следует дифференцировать в зависимости от общественной значимости и инновационности малого бизнеса [2, с.157].
Когда речь идет о налоговой нагрузке подразумевается уровень изъятия части дохода налогоплательщика, ведущего предпринимательскую деятельность, в виде налога в бюджет. Общепринятой методики оценки налоговой нагрузки не существует, поэтому мы воспользуемся формулой для расчета налоговой нагрузки на микроуровне [7, с.150]:
Консолидированный бюджет Магаданской области, млн. руб. [3]-[6]
Показатель 2014 г. 2015 г. 2016 г. 2017 г. 2018 г. 2018 г. к 2014 г., %
Доходы, всего 23344,7 24317,0 29702,8 31089,5 33185,1 142,15
из них налоговые доходы, в т. ч. 12029,1 15359,4 19880,2 18012,0 19842,8 164,96
налог на совокупный доход, из них: 469,8 480,4 499,5 282,2 308,8 65,80
- ЕСХН 0,5 (0,07) - 0,0002 - -
- единый налог по УСН: 469,3 480,5 499,5 282,2 308,8 65,80
Доля налога на совокупный доход, %
- в общей сумме доходов 2,01 1,98 1,68 0,91 0,93 -
- в общей сумме налоговых доходов 3,91 3,13 2,48 1,57 1,56 -
118
ECONOMICS /
SN
NN = — х 100%, (1)
5С ' 4 '
где NN - налоговая нагрузка в процентах; SN - сумма уплачиваемых налогов;
SC - сумма источников средств для уплаты налогов.
Проведем оценку налоговой нагрузки на малое предпринимательство Магаданской области. Результаты расчетов сведем в таблицу 3.
Таблица 3
Показатели деятельности малого бизнеса Магаданской области в 2017 г.
Все предпри- Малые пред- Доля малых пред-
ятия приятия приятия, %
Количество предприятий 4825 2876 57,1
Средняя численность работников, чел. 93200 10200 18,7
Оборот предприятий, млн. руб. 178500 53200 30,8
Налоговые платежи предприятий в региональный и местный бюджеты, млн. руб. 21957,3 856,6 2,5
Налоговая нагрузка, % 12,3 1,61 13,1
Налоговая нагрузка на 1 работника, руб. 235593,3 83980 35,6
Выработка на 1 человека, тыс. руб. 1915,2 5215,7 272
Данные таблицы 3 показывают, что предприятия малого бизнеса составляют более 57% от общего количества предприятий Магаданской области. Выработка на малых предприятиях в 2,7 раза превышает выработку на всех предприятиях региона. В то же время налоговая нагрузка на малый бизнес составляет 13% от налоговой нагрузки на все предприятия, а налоговая нагрузка на 1 работника - 35,6% от соответствующего показателя для всех предприятий. Таким образом, налоговая нагрузка на предприятия малого бизнеса гораздо ниже средней налоговой нагрузки на все предприятия в целом.
Выводы
Результаты проведенного анализа показали, что уровень налоговой нагрузки на предприятия малого бизнеса Магаданской области составлял 1,61% в 2017 г. Невысокому уровню налоговой нагрузки соответствует небольшая доля налогов, уплачиваемых малым бизнесом в доходах бюджета.
Оценка налоговой нагрузки носит приблизительный характер в силу отсутствия общепринятой методики ее измерения. Поэтому для проведения более точных расчетов необходима разработка методики оценки налоговой нагрузки на разных уровнях экономики, что позволит сделать результаты оценки сопоставимыми.
Следует согласиться с мнением тех исследователей, которые считают, что дальнейшее снижение налоговой нагрузки на малый бизнес нецелесообразно, однако при установлении налогов следует сделать их более дифференцированными в зависимости от инновационности предприятий и уровня их общественной значимости.
Список литературы
1. Итоги социально-экономического развития МО «Город Магадан» в 2018 г. [Электронный ресурс] - URL:
http://www.magadangorod.ru/news/32343-gorodskoy-
forum-vektor-razvitiya-magadan-2020-strategiya-
rosta-novye-ostanovki-i-etnofestival-dzyalbu.html
2. Мазур Л.В., Плахов А.В. Налогообложение малого бизнеса и доходы бюджетной системы РФ //Вестник ОрелГИЭТ. 2015. №2(32). С.154-159
3. Отчет о поступлении налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджетную систему РФ по за 2014 г. [Электронный ресурс] - URL https://www.nalog.ru/rn49/related_activities/statistics_ and_analytics/forms/
4. Отчет о поступлении налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджетную систему РФ по за 2015 г. [Электронный ресурс] - URL https://www.nalog.ru/rn49/related_activities/statistics_ and_analytics/forms/
5. Отчет о поступлении налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджетную систему РФ по за 2016 г. [Электронный ресурс] - URL https://www.nalog.ru/rn49/related_activities/statistics_ and_analytics/forms/
6. Отчет о поступлении налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджетную систему РФ по за 2017 г. [Электронный ресурс] - URL https://www.nalog.ru/rn49/related_activities/statistics_ and_analytics/forms/
7. Фишер О.В. К вопросу об оценке налоговых условий предпринимательской деятельности в России //Вестн. Волгогр. гос. ун-та. Сер. 3, Экон. Экол. 2011. №2 (19). С.148-154.