налоги и налогообложение
DOI: 10.26794/1999-849X-2018-11-4-125-132 УДК 336.22
налоговое регулирование субъектов малого бизнеса в крыму
кивико ирина валерьевна, министр финансов Республики Крым,
Симферополь, Россия
apparat@minfin.rk.gov.ru
Предмет исследования — роль малого и среднего предпринимательства в экономике Республики Крым. Цель работы - рассмотрение результатов применения специальных налоговых режимов в Республике Крым. Приведены критерии отнесения субъектов малого и среднего предпринимательства к малым и средним предприятиям в России и за рубежом. Проанализирована сравнительная характеристика систем налогообложения субъектов малого предпринимательства в Республике Крым, рассмотрены проблемы и направления развития малого бизнеса, зарубежный опыт налогового регулирования деятельности малого предпринимательства.
Показано, какие специальные налоговые режимы пользуются наибольшей популярностью у крымских предпринимателей. Сделан вывод о необходимости продолжения формирования современной инфраструктуры поддержки малого и среднего бизнеса, развития системы оказания консультационных услуг, совершенствования обучения, повышения квалификации современных предпринимателей.
Ключевые слова: малый бизнес; малое и среднее предпринимательство; предпринимательство; налогообложение; специальные режимы налогообложения; Республика Крым.
Kiviko irina V., Minister of Finance of the Republic of Crimea,
Simferopol, Russia
apparat@minfin.rk.gov.ru
The subject of research is the role of small and medium-sized businesses in the economy of the Republic of Crimea. Since the economy of modern states cannot successfully develop without an optimal combination of the large, medium and small businesses The purpose of research was to analyze the results of using special tax regimes in the Republic of Crimea. The criteria for classifying small and medium-sized business entities as small and medium-sized enterprises in Russia and abroad are given. A comparative characteristic of small business taxation systems in the Republic of Crimea is analyzed; problems and trends in the development of small businesses as well as the foreign experience of tax regulation of small business activities are considered. Special tax regimes that are most popular among Crimean businessmen are shown. It is concluded that the establishment of a modern infrastructure for supporting small and medium-sized businesses should be continued along with the development of a system of providing consulting services, improving the training and upgrading the skills of modern entrepreneurs.
Keywords: small and medium-sized businesses; entrepreneurship; taxation; special taxation regimes; Republic of Crimea.
Tax Regulation of Small Businesses in the Crimea
M
126
налоги и налогообложение
Роль малого и среднего предпринимательства в экономике большинства стран
Решая проблему занятости населения, позволяя быстро переналаживать производство и реагировать на потребности рынка, способствуя развитию конкуренции,создавая уникальную наукоемкую продукцию, малое и среднее предпринимательство (далее — МСП) является двигателем экономики многих государств, что подтверждается данными, касающимися его вклада в ВВП государств, полученными Организацией экономического сотрудничества и развития (далее — ОЭСР) (рис. 1).
Согласно подсчетам Всемирного банка в развивающихся странах в ближайшие 15 лет четыре из пяти новых рабочих мест будут создаваться малыми и средними предприятиями.
В развитых странах эта доля составляет по данным ОЭСР от 25 до 35%, а в отдельных государствах еще выше: в Южной Корее — около 40%, в США и Германии — более 40%, в Китае — более 50%.
Руководства большинства стран поддерживают деятельность МСП, предоставляя госгарантии, субсидии, льготные кредиты, льготы
на уплату налогов, консультационные услуги и другие преференции. Государственная поддержка в странах ЕС ориентирована в основном на перспективные малые и средние предприятия, в России — на микро- и малые предприятия.
условия и перспективы развития малого бизнеса в России и за рубежом
Перспективы развития среднего и малого предпринимательства, подразделяющегося на малые и средние предприятия (табл. 1), во многом зависят от их налогообложения. Согласно налоговому законодательству России организации и индивидуальные предприниматели могут быть отнесены к субъектам малого или среднего предпринимательства.
Категория субъекта малого бизнеса может измениться, если в течение трех лет подряд предельные значения критериев дохода и численности работников будут выше или ниже установленных величин. Это означает, что статус субъекта малого предпринимательства сохранится, если критерий отнесения субъекта МСП к среднему или малому предприятию будет превышать установленные величины в течение года или двух лет.
Рис. 1. Вклад МСП в ВВП отдельных стран
Источник: составлено по данным сайта ОЭСР. URL: http://oecdru.org/oecd_rf.html.
Таблица 1
Критерии отнесения МСП в России к малому и среднему предприятию
Условие Предельные значения
среднее предприятие малое предприятие микропредприятие
Суммарная доля участия Российской Федерации, ее субъектов, муниципальных образований, благотворительных, общественных и религиозных организаций и иных фондов в уставном капитале Не более 25% Не более 25% Не более 25%
Суммарная доля участия иностранных и/или юридических лиц, не являющихся МСП в уставном капитале Не более 49% Не более 49% Не более 49%
Среднесписочная численность работников организации за предшествующий календарный год 101-250 чел. До 100 чел. До 15 чел.
Доход, определяемый по всем осуществляемым видам деятельности, за предшествующий календарный год (без учета НДС) Не более 2 млрд руб. Не более 800 млн руб. Не более 120 млн руб.
Источник: сайт «КонсультантПлюс». URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_52144.
Таблица 2
Критерии определения малых и средних предприятий
Название Число сотрудников Годовой оборот (ГО) или активы на конец года (А)
Микропредприятия Менее 10 чел. Не более 2 млн евро
Малые предприятия От 10 до 49 чел. Не более 2 млн евро
Средние предприятия От 50 до 249 чел. ГО - менее 50 млн евро А - менее 43 млн евро
Крупные предприятия От 250 чел. ГО - от 50 млн евро А - от 43 млн евро
Источник: [1].
В отличие от российской практики отнесение предприятий к субъектам малого и среднего бизнеса за рубежом часто зависит от размеров предприятия (микро, малые, средние), численности работников, величины чистых активов, степени финансовой независимости собственников.
В Германии установлены критерии определения малых и средних предприятий согласно рекомендациям Европейской комиссии (табл. 2).
В Германии действуют также критерии определения МСП, сформулированные Институтом исследования малого и среднего предпринимательства (Бонн), согласно которым к данному сектору относятся организации с числом занятых менее 500 чел. и годовым оборотом менее 50 млн евро (табл. 3).
На основании рекомендации Европейской комиссии предусмотрены периоды, после истечения которых предприятие утрачивает или приобретает статус субъекта МСП, например
НАЛОГИ И НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ
Таблица 3
Критерии определения малых и средних предприятий в Германии
Название Число сотрудников Годовой оборот (ГО)
Малые предприятия От 10 чел. Не более 1 млн евро
Средние предприятия От 50 до 499 чел. ГО — от 1 до 50 млн евро
Крупные предприятия От 500 чел. ГО — от 50 млн евро
Источник: [1].
Таблица 4
Критерии определения типа предприятия в США
Название Число сотрудников
Микропредприятия До 20 чел.
Малые предприятия От 20 до 100 чел.
Средние предприятия От 100 до 499 чел.
Источник: [1].
Таблица 5
Критерии определения типа предприятия
Название Число сотрудников Годовой оборот
Микропредприятия Не более 10 чел. Не более 2 млн евро
Малые предприятия Не более 50 чел. Не более 10 млн евро
Средние предприятия Не более 250 чел. Не более 50 млн евро
Источник: [1].
если устанавливается, что на день составления финансовой отчетности на предприятии превышены или не достигнуты установленные пороговые значения числа занятых или величины активов в годовом исчислении в течение двух лет, следующих один за другим. Таким образом, в Германии двухлетнее ограничение действует как условие, которое необходимо выполнить для присвоения или снятия статуса субъекта малого предпринимательства, а не к текущему обладанию этим статусом.
В США федеральным законом о малом бизнесе предусмотрено, что малыми предприятиями
называются субъекты, которые имеют одного или нескольких владельцев, где число занятых — не более 500 человек, величина активов — не более 5 млн долл. США, получаемая годовая прибыль — не выше 2 млн долл. США (табл. 4).
Опыт США подтверждает тезис о том, что важнейшим фактором функционирования малого бизнеса является организация инфраструктуры предприятия, включающая финансовую, материально-техническую, информационную и консультативную поддержку.
Главная цель осуществляемой в рамках Евросоюза политики поддержки МСП заключается
в установлении баланса интересов государства и бизнеса, обеспечении оптимальных условий для предпринимательской деятельности, а также увеличении конкурентоспособности субъектов МСП (табл. 5).
В Европе получили широкое распространение интерактивные инструменты поддержки малых и средних предприятий, такие как информационные порталы, вебинары, видеоконференции и т.п.
Налогообложение малого бизнеса за рубежом
В Германии предусмотрены налоги, которые должны уплачиваться предпринимателями. Общая сумма налогов и сборов, взимаемая с предпринимателя, распределяется следующим образом: 48% — федеральный бюджет, 34% — в бюджет земель, 13% — бюджет общины, а остаток поступит в Фонд выравнивания налогового бремени, а также на долю ЕС. Помимо перечисленных налогов, взимается церковный налог, который не указывается финансовой статистикой вместе с государственными налогами. Существует понятие таможенной пошлины, которая также считается одним из видов налогов.
В единых правилах налогообложения Германии закреплены принципы сохранения тайны финансовыми органами полученной информации о налогах и относительно равномерного распределения налогообложения.
Одним из важнейших механизмов государственной поддержки малого бизнеса выступает налоговое стимулирование. В силу своей организационной формы многие малые предприятия не облагаются подоходным налогом напрямую, т.е. владельцы малого бизнеса вынуждены делать отчисления в виде налогов на доходы физических лиц и минимального альтернативного налога на доходы (Alternative minimum tax, AMT), большая часть которого реинвестируется в малый бизнес для его поддержки.
Во многих странах принимаются необходимые меры, чтобы малое предприятие могло приспособиться к условиям рынка и правильно пользоваться налоговыми льготами. Основная цель поддержки малого предпринимательства в виде налоговых послаблений —
развитие малого бизнеса, которое должно повлечь оздоровление экономической ситуации в стране.
В США налогоплательщики обязаны своевременно предоставлять налоговые декларации, контроль за подачей которых осуществляет служба внутренних доходов IRS. При этом система контроля устроена таким образом, чтобы у налогоплательщика не возникало желания уклоняться от уплаты налогов. Обычно служба IRS проверяет не более 2% от общего количества налоговых деклараций. За неправильную подачу налоговых деклараций налагается штраф, размер которого значительно превышает потенциальный налоговый сбор.
Особенности налогообложения малых предприятий Крыма
По многим параметрам малый бизнес в России значительно отличается от зарубежного аналога. Для него характерно, что одно малое предприятие осуществляет несколько видов деятельности, имеет низкую технологическую оснащенность, недостаточно высокий уровень менеджмента и ведет деятельность в условиях неразвитости инфраструктуры поддержки малых предприятий и высокой монополизации российской экономики.
В области налогообложения малого бизнеса в России действуют несколько видов налоговых систем. Общий налоговый режим предполагает ведение бухгалтерского и налогового учета и уплату следующих налогов: НДС, налога на прибыль организаций, налогов на имущество организаций, доходы физических лиц (индивидуальных предпринимателей). Это самая сложная из всех систем налогообложения для малого бизнеса с наибольшей налоговой нагрузкой. Статья 18 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — НК РФ) предусматривает специальные налоговые режимы, которыми можно пользоваться в зависимости от вида деятельности. Для сельскохозяйственных товаропроизводителей предусмотрен единый сельскохозяйственный налог (далее — ЕСН). Упрощенная система налогообложения (далее — УСН) является самой распространенной. Система единого налога на вмененный доход (далее — ЕНВД) предполагает определенную
130
НАЛОГИ и НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ
Рис. 2. Специальные налоговые режимы, избранные индивидуальными предпринимателями
Источник: сайт Минфина Республики Крым. URL: sov@minfin.rk.gov.ru.
(КОЛИЧЕСТВО ИП)
46507
20437
величину базовой доходности. Специально для индивидуальных предпринимателей предусмотрена патентная система налогообложения (далее — ПСН).
Особенности экономики Крыма предопределили значение МСП, налоговые поступления от которого во многом обеспечивают финансовое наполнение бюджета республики. Для крымских предпринимателей специальные налоговые режимы привлекательны, особенно в курортный сезон, когда объемы торговли, общественного питания, сдачи жилья в наем, предоставления гостиничных и транспортных услуг многократно увеличиваются по сравнению с зимним сезоном.
Предпринимателям и организациям, зарегистрированным на территории Республики Крым, действующим налоговым законодательством предоставлен ряд существенных льгот по уплате налогов. Несмотря на то что с 2017 г. повышены ставки на упрощенную, патентную и сельскохозяйственную системы налогообложения, количество юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, избравших специальные налоговые режимы, растет.
На период 2017-2021 гг. ставки налогов по специальным налоговым режимам увеличены: по ПСН — с 1 до 4%, по ЕСН — с 0,5 до 4%, по УСН: если объектом налогообложения являются доходы — с 3 до 4%, если объектом налогообложения являются доходы, уменьшенные на величину расходов, — с 7 до 10% *.
Конечно, увеличение ставок приводит к тому, что предприниматели начинают заново поиск наиболее выгодных для них систем налогообложения.
Так, на начало текущего года в Крыму зарегистрировано более 98 тыс. субъектов МСП, что превысило показатели предыдущего года на 18%.
Из числа зарегистрированных налогоплательщиков специальные налоговые режимы выбрали:
по состоянию на 1 января 2018 г.: • УСН — 44 256 индивидуальных предпринимателей, что на 16% больше показателей прошлого года;
* Здесь и далее сайт Минфина Республики Крым. URL: sov@ minfin.rk.gov.ru.
Рис. 3. Динамика доходов по специальным налоговым режимам, млн руб.
Источник: сайт Минфина Республики Крым. URL: sov@minfin.rk.gov.ru.
• ПСН — 23 028 индивидуальных предпринимателей, что на 30% ниже показателей прошлого года;
• ЕНВД — 19 058 индивидуальных предпринимателей, что на 15% больше показателей прошлого года;
по состоянию на 1 апреля 2018 г.:
• УСН — 46 507 индивидуальных предпринимателей, что составило 5% роста с начала текущего года.
• ПСН — 14 188 индивидуальных предпринимателей, что составило 62% снижения с начала текущего года в связи с сезонностью деятельности;
• ЕНВД — 20 437 индивидуальных предпринимателей, что составило 7% роста с начала текущего года (рис. 2).
На основании вышеприведенного можно сделать вывод, что на территории Республики Крым снизилось количество налогоплательщиков, которые выбрали ПСН. В 2017 г. количество индивидуальных предпринимателей, подпадающих под действие ПСН, уменьшилось на 30% по сравнению с 2016 г. При этом фактические поступления налога, взимаемого в связи с при-
менением ПСН, в 2017 г. увеличились на 61% по сравнению с 2016 г.
Выросли поступления в бюджет от специальных налоговых режимов за январь — март 2018 г. Увеличиваются поступления налогов в консолидированный бюджет Республики Крым от специальных налоговых режимов, что иллюстрируется следующими цифрами: поступило 860,2 млн руб., или 8% от налоговых и неналоговых доходов (общая сумма 10 777,6 млн руб.), т.е. в сравнении с аналогичным периодом прошлого года сумма поступлений увеличилась на 195,3 млн руб., или почти в 1,3 раза. Причина снижения количества индивидуальных предпринимателей, избравших ПСН, — изменение ставки налога.
В разрезе специальных налоговых режимов в бюджет Республики Крым поступило:
• 172,2 млн руб. ЕНВД, что составляет 106,3% к плану на январь — март 2018 г. Удельный вес в общем объеме налоговых и неналоговых доходов местных бюджетов Республики Крым составил 6%. Сумма поступлений в сравнении с аналогичным периодом 2017 г. увеличилась на 48,1 млн руб. (почти в 1,4 раза);
• 121,9 млн руб. налога, взимаемого в связи с применением ПСН. Плановые показатели на январь — март 2018 г. выполнены на 90,0%. Удельный вес в общем объеме налоговых и неналоговых доходов местных бюджетов Республики Крым составил 4,2%. По сравнению с аналогичным периодом 2017 г. сумма поступлений уменьшилась на 29,3 млн руб.;
• за январь — март 2018 г. в бюджет Республики Крым поступило налога, взимаемого в связи с применением УСН, в сумме 521,1 млн руб. Плановые показатели выполнены на 112,5%. Удельный вес в общем объеме налоговых и неналоговых доходов бюджета Республики Крым составил 6,6%. По сравнению с аналогичным периодом 2017 г. сумма поступлений увеличилась на 141,5 млн руб. (или почти в 1,4 раза).
Поддержка и развитие МСП — важнейшие условия экономического роста Республики Крым. Каждый предприниматель вносит весомый вклад в дело наполнения бюджета, создает новые рабочие места и обеспечивает жителей Крыма необходимыми товарами и услугами. В Симферополе сосредоточена деятельность
большинства предпринимателей, испытывающих следующие трудности: не у кого проконсультироваться, попросить поддержки, не хватает квалифицированных специалистов, которые могли бы грамотно подсказать, какие шаги предпринять для реализации или открытия своего дела. Для решения этой проблемы в апреле текущего года в Симферополе открыт Дом предпринимателя, в котором оказывается полный спектр услуг по принципу «одного окна».
Выводы
В настоящее время в Республике Крым сделаны первые шаги в правовом и организационном обеспечении формирования МСП. Необходимо продолжать формировать современную инфраструктуру поддержки малого и среднего бизнеса, активно развивать систему оказания различных консультационных услуг, совершенствовать обучение, повышение квалификации современных предпринимателей, что в ближайшей перспективе обеспечит высокий уровень стабильности функционирования МСП.
ЛИТЕРАТУРА
1. Финансовая культура населения: коллективная монография. Крымский федеральный университет. Симферополь: Ариал, 2017. 510 с.
2. Тарануха Ю. В. Предпринимательство: теория и российская действительность. М.: Русайнс, 2015.
3. Бузгалин А. В., Низовцев А. Ю. Сравнительный анализ экономических систем: Россия, США и Финляндия в зеркале социально-экономической статистики. М.: Теис, 2014. 126 с.
4. Кивико И. В. Особенности налогового законодательства Республики Крым // Экономика. Налоги. Право. 2015. № 6. С. 128-134.
REFERENCES
1. Financial culture of the population: a collective monograph [Finansovaya kul'tura naseleniya: kollektivnaya monografiya]. Crimean Federal University. Simferopol: Arial, 2017, 510 p.
2. Taranukha Yu. V. Entrepreneurship: theory and Russian reality [Predprinimatel'stvo: teoriya i rossiiskaya deistvitel'nost']. Moscow, Rusyns, 2015.
3. Buzgalin A. V., Nizovtsev A. Yu. Comparative analysis of economic systems: Russia, USA and Finland in the mirror of socio-economic statistics [Sravnitel'nyi analiz ekonomicheskikh sistem: Rossiya, SShA i Finlyandiya v zerkale sotsial'no-ekonomicheskoi statistiki]. Moscow, Theis, 2014,126 p.
4. Kiviko I. V. Features of the tax legislation of the Republic of Crimea [Osobennosti nalogovogo zakonodatel'stva Respubliki Krym]. Ekonomuka. Nalogi. Pravo — Economy. Taxes. Law, 2015, No. 6, pp.128-134.