УДК 336.22
НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА РЕСПУБЛИКИ КРЫМ АДАПТИРУЕТСЯ К РОССИЙСКИМ УСЛОВИЯМ
КИВИКО ИРИНА ВАЛЕРЬЕВНА, министр финансов Республики Крым E-mail: [email protected]
МАЛИС НИНА ИЛЬИНИЧНА, канд. экон. наук, профессор Департамента налоговой политики и таможенно-тарифного регулирования Финансового университета E-mail: [email protected]
Принятый бюджет Республики Крым на 2016 г. имеет ряд специфических особенностей ввиду того, что Крым продолжает оставаться дотационным регионом, что требует изменения порядка формирования собственной налоговой базы для адаптации налоговой системы к российским условиям.
Цель статьи - рассмотрение структуры собственных доходов Республики Крым, предусмотренных бюджетом на 2016 г., которая отличается от других субъектов Российской Федерации. Так, в доходах бюджета Крыма налог на прибыль организаций не играет той роли, как в других регионах, поскольку в других регионах это основной источник налоговых доходов бюджетов, а количество убыточных организаций в Крыму велико. В то же время в структуре налоговых и неналоговых доходов наибольший удельный вес занимает налог на доходы физических лиц. Особое внимание обращается на налогообложение малого бизнеса, особенно в период туристического сезона. Рассматривается динамика поступлений налогов от специальных налоговых режимов. Приводятся меры по возрастанию поступлений налоговых платежей в бюджет Республики Крым. Ключевые слова: налоговые доходы; налог на прибыль организаций; акцизы; налог на доходы физических лиц; малое предпринимательство; упрощенная система налогообложения; единый налог на вмененный доход; патент; единый сельскохозяйственный налог; Республика Крым.
The Fiscal System of the Republic of Crimea Adapts to Russian Conditions
IRINA V. KIVIKO, Minister of Finance of the Republic of Crimea E-mail: [email protected]
NINA I. MALIS, PhD (Economics), professor of the Tax Policy and Customs Tariff Regulation Department,
Financial University
E-mail: [email protected]
The budget of the Republic of Crimea adopted for 2016 has a number of specific features as the Crimea continues to be a subsidized region, and this fact requires proper changes in the order of formation of its own tax base to adapt the Crimea fiscal system to Russian conditions. The article focuses on the revenues structure stipulated in the budget for 2016 and points out that this revenues structure is different as compared to revenues structure of other subjects of the Russian Federation. For example, in the Crimea budget, the corporate tax does not play the same role as in other regions where it is the main source of budget revenues. Moreover, it is worth to note that the number of loss-making organizations in Crimea is rather large. At the same time, in the structure of tax- and non-tax revenues, the personal income tax plays the major role. Special attention is paid to taxation of small businesses, especially during the tourist season. The article also considers the dynamics of tax revenues receipt linked to special tax treatment and measures to increase the Crimea budget revenues. Keywords: tax revenues; corporate tax; excise taxes; personal income tax; small business; simplified system of taxation; single tax on imputed income; patent; unified agricultural tax; Republic of Crimea.
Особенности формирования бюджета Республики Крым
Несмотря на то что за 2014-2015 гг. Республика Крым практически полностью интегрировалась в правовое поле Российской Федерации, ее бюджет на 2016 г. имеет ряд специфических особенностей. Прежде всего, необходимо отметить, что Крым продолжает оставаться дотационным регионом. Очевидно, что для изменения данной ситуации необходимо формировать собственную налоговую базу и приучать крымских налогоплательщиков уплачивать налоги.
Понятно, что увеличение собственных доходов бюджета и обеспечение самодостаточности региона являются главными целями каждого субъекта Российской Федерации, и Республика Крым не является исключением.
Формирование доходов бюджета Республики Крым происходит в сложных условиях, поскольку от санкций и транспортной блокады пострадали крымские порты, железная дорога, судостроительные предприятия. Водная блокада негативно повлияла не только на сельское хозяйство, но и на деятельность химических предприятий Северного Крыма, но региональным властям удалось предотвратить остановку этих градообразующих предприятий за счет бурения 18 артезианских скважин, а национализация украинских государственных предприятий позволила не допустить остановки ряда производств, стабилизировать их финансово-хозяйственную деятельность, предотвратить массовые увольнения.
Естественно, что собственные доходы Республики Крым, предусмотренные бюджетом на 2016 г., относительно невелики, но динамика их поступления положительна: в I квартале 2016 г. плановые показатели перевыполнены на 19,8%, а за пять прошедших месяцев — уже на 27,9%.
Наибольший удельный вес в структуре налоговых и неналоговых поступлений занимает налог на доходы физических лиц (далее — НДФЛ) — 32,2 % общего объема доходов бюджета за первые четыре месяца 2016 г. Нельзя не отметить тот факт, что поступления НДФЛ в 2015 г. превысили запланированный уровень почти на 12% и составили 48% общего объема налоговых и неналоговых доходов, а по сравнению с 2014 г. поступления этого налога возросли на 4,3 млрд руб., или на 40,4 %. При этом важно отметить, что увеличение
поступлений НДФЛ произошло не только вследствие роста заработной платы, но и проводимой работы по расширению контингента легитимных налогоплательщиков. Республика Крым — новый субъект Российской Федерации, который представляет интерес для многих бизнес-структур, но, создавая на территории республики подразделения, юридические лица, находящиеся на налоговом учете в других субъектах Российской Федерации, зачастую не регистрируют свои обособленные подразделения в Крыму, что сужает величину налоговой базы по ряду налогов, в частности по НДФЛ. В связи с тем, что Советом министров Республики Крым была организована работа по взаимодействию налоговых органов и органов местного самоуправления в части обмена информацией в случае выявления таких фактов, ситуация меняется к лучшему: по состоянию на 1 апреля 2016 г. на налоговом учете в налоговых органах Республики Крым уже зарегистрировано 12 930 обособленных подразделений, имеющих головные офисы как на территории Республики Крым, так и в других субъектах Российской Федерации.
Как и в других регионах, предприниматели малого бизнеса нередко осуществляют выплату заработной платы наемным работникам в размере минимальной заработной платы. В результате работы региональных властей с руководителями организаций и индивидуальными предпринимателями в 2015 г. размер заработной платы был увеличен до уровня выше минимального 203 организациями и 85 индивидуальными предпринимателями, и дополнительно в бюджет поступило 112,6 млн руб.
Еще одним резервом роста налоговых доходов является возможность иностранных граждан осуществлять трудовую деятельность по найму с использованием патента: за 2015 г. было выдано 8509 патентов, и в бюджет поступило дополнительно 114,6 млн руб.
Одновременно можно отметить рост доли налога на прибыль организаций до 20,9% доходов бюджета, при этом убыточность организаций медленно, но последовательно снижается.
Значительно сложнее складывается ситуация с увеличением налоговой базы по акцизам. По итогам 2013 г. акциз с произведенных на территории Крыма подакцизных товаров в условиях
украинского законодательства являлся основным бюджетообразующим налогом, поступления которого составляли 56% от общего объема налоговых и неналоговых поступлений. Основными плательщиками акциза на территории региона были ООО «Крымская водочная компания», поступления от которого составляли около 50% в общем объеме налога, и ЧАО «Крымский вино-коньячный завод «Бахчисарай» — 25% в общем объеме налога.
В результате перехода в российское законодательное поле к организациям стали предъявляться требования, которые отсутствовали в украинском законодательстве. Им были вменены обязанности по увеличению уставного капитала, привлечению банковских гарантий, оснащению дорогостоящими автоматическими средствами измерения и учета и т.д., что приводило к снижению оборотных средств предприятий и организаций в условиях разрыва налаженных хозяйственных связей и отсутствия рынков сбыта готовой продукции на территории Российской Федерации. С целью стабилизации сложившейся ситуации Правительством Республики Крым совместно с Росалкогольрегулированием был разработан и внедрен ряд нормативно-правовых актов на переходный период. Однако самый крупный плательщик акциза — ООО «Крымская водочная компания» — перестал выпускать продукцию на территории Крыма. В результате проделанной Правительством Республики Крым работы по урегулированию вопросов, связанных с производством подакцизной продукции, основные производители подакцизных товаров возобновили свою производственную деятельность, и в бюджет поступило 2,5 млрд руб. акцизов за 2015 г., а за 4 месяца 2016 г. — 615,0 млн руб., что на 227,6 млн руб., или 58,7%, больше аналогичного периода прошлого года.
Налогообложение малого и среднего предпринимательства
Особенности экономики Крыма предопределили значение малого и среднего предпринимательства, налоговые поступления от которого во многом определяют финансовое состояние полуострова. Специальные налоговые режимы очень привлекательны для крымских предпринимателей, особенно в курортный сезон, когда
объемы торговли, общественного питания, сдачи жилья в наем, предоставления гостиничных и транспортных услуг растут в несколько раз.
Из 69 662 зарегистрированных в ЕГРИП индивидуальных предпринимателей УСН выбрало 48,3%, патентную систему -34,9%, единый налог на вмененный доход -17,2% налогоплательщиков
Принятие Федерального закона от 29.11.2014 № 379-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового Кодекса Российской Федерации в связи с принятием Федерального Закона „О развитии Крымского федерального округа и свободной экономической зоне на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополь"» предоставило право субъекту Российской Федерации — Республике Крым принять пониженные ставки при применении патентной формы налогообложения и упрощенной системы налогообложения.
В соответствии с предоставленными полномочиями Государственным советом Республики Крым были приняты два Закона: «Об установлении ставки налога, уплачиваемого при применении патентной системы налогообложения» и «Об установлении ставки налога, уплачиваемого при применении упрощенной системы налогообложения». В результате в первом случае ставка была снижена в 6 раз, а во втором — в 2 раза.
О популярности специальных налоговых режимов среди предпринимателей Крыма свидетельствует тот факт, что из 30 289 зарегистрированных на 1 апреля 2016 г. в ЕГРЮЛ юридических лиц специальные налоговые режимы выбрали 16 908, т.е. 55,8% предпринимателей. Половина (50,7 %) от зарегистрировавшихся предпринимателей выбрали упрощенную систему налогообложения (далее — УСН).
Из 69 662 зарегистрированных в ЕГРИП индивидуальных предпринимателей УСН выбрало 48,3%, патентную систему — 34,9%, единый
налог на вмененный доход — 17,2% налогоплательщиков.
Для сравнения: до принятия законов по малому бизнесу на УСН находилось только 14 736 субъектов предпринимательской деятельности, а на патентной форме налогообложения — 3604. Таким образом, рост числа предпринимателей на УСН составил 3,3 раза, а на патенте — 8,6 раза.
Снижая налоговые ставки для малых предпринимателей, органы власти Республики Крым существенно рисковали недополучить налоговые доходы, но практика показала обратное.
В 2015 г. в местные бюджеты поступило 344,2 млн руб. единого налога на вмененный доход (далее — ЕНВД), что превысило плановые показатели на 4,0% и 176,0 млн руб. налога в связи с применением патентной формы налогообложения (план перевыполнен на 9,1%).
Одновременно можно отметить низкую популярность среди сельчан единого сельскохозяйственного налога (далее — ЕСХН), поступления от которого в 2015 г. оказались ниже запланированных параметров на 4,6%.
В то же время говорить о существенной роли налоговых поступлений от специальных налоговых режимов в доходах местных бюджетов пока не приходится. ЕНВД составил 5,9% доходов местных бюджетов, патентная форма налогообложения — 3%, а ЕСХН — только 0,2%. УСН тоже не внесла существенный вклад в доход бюджета Республики Крым, хотя годовые показатели оказались выше запланированных на 6,6% (удельный вес доходов составил только 3,8 %).
С точки зрения анализа развития микробизнеса в Крыму интерес представляют следующие данные: всего на территории Российской Федерации за 2015 г. выдано 214 135 патентов. Первое место по выданным патентам занимает Центральный федеральный округ — 85 605 патентов, в том числе Москва — 31 265 патентов, а второе место — Крымский федеральный округ — 60 731 патентов, в том числе Республика Крым — 45 893 патентов. Среди субъектов Российской Федерации Республика Крым занимает 1-е место по количеству выданных патентов — 19%, обогнав даже Москву.
Динамика показателей поступления налогов от специальных налоговых режимов вселяет
оптимизм: доля ЕНВД в I квартале 2016 г. увеличилась до 5,6%, а сумма поступлений выросла по сравнению с аналогичным периодом 2015 г. в 5,6 раза. До 4,2 % увеличилась доля патентной формы налогообложения в доходах местных бюджетов, а сами доходы возросли в 2,2 раза.
В 2016 г. изменилась ситуация с поступлениями от ЕСХН — сумма поступлений по сравнению с прошлым годом возросла в 6,3 раза.
Несмотря на то что доля поступлений от УСН в доходах бюджета Крыма в I квартале 2016 г. несколько снизилась из-за резкого роста НДФЛ, налога на прибыль организаций и акцизов (до 3,2 %), суммы налога увеличились в 2,8 раза.
Среди субъектов Российской Федерации Республика Крым занимает 1-е место по количеству выданных патентов -19%
Создание свободной экономической зоны
Одним из основных инструментов развития экономики и привлечения инвестиций в Крыму является свободная экономическая зона (далее — СЭЗ), которая предполагает особый режим осуществления предпринимательской и иной деятельности, включая льготное налогообложение и применение таможенной процедуры свободной таможенной зоны.
Следует отметить тот факт, что активность инвесторов и усилия местных органов власти показывают высокие достижения по сравнению с другими особыми экономическими зонами (далее — ОЭЗ), уже функционирующими на территории Российской Федерации.
По состоянию на 1 апреля 2016 г. уже заключено 387 договоров с инвесторами и 24 готовятся к подписанию. Объем капитальных вложений по заключенным договорам составляет около 85 млрд руб., при этом планируется создание 21,5 тысячи рабочих мест.
100 проектов с общим объемом инвестиций в 34,3 млрд руб. реализуются в сфере промышленности, где планируется создать дополнительно 13 000 рабочих мест.
Внушает оптимизм тот факт, что по ряду проектов уже началась реализация. В частности, это такие крупные и важные для экономики Крыма проекты, как:
• реконструкция и техническое перевооружение судостроительного завода «Залив»;
• развитие виноградарства в Коктебеле;
• реконструкция и модернизация предприятия «Крымский молочник»;
• организация производства строительных материалов в Симферополе;
• создание завода по производству сельскохозяйственной техники в городе Старый Крым и др.
Важно, что по итогам I квартала 2016 г., т.е. первого года функционирования СЭЗ, количество участников достигло показателей всех СЭЗ Российской Федерации, а по количеству планируемых к созданию рабочих мест превысило на 7 тысяч.
Учитывая, что в настоящее время идет активная регистрация участников СЭЗ, существуют риски недополучения налога на прибыль организаций в 2016 г., поскольку для них налоговая ставка снижена в 9 раз, но если смотреть в будущее, то в республике будет развиваться не только малый бизнес, но и крупные промышленные, сельскохозяйственные предприятия и организации, которые в перспективе смогут наполнить бюджет Крыма и муниципальных образований доходами.
Инвестиционная политика
Важную роль в росте экономики полуострова играет инвестиционная политика. При рассмотрении инвестиционных предложений особое внимание уделяется перспективам наполнения бюджета. Поэтому в противовес пониженной ставке налога на прибыль организаций с целью недопущения значительных потерь бюджета рассматривается создание инвестором новых рабочих мест, чтобы компенсировать недопоступление налога на прибыль организаций дополнительными поступлениями НДФЛ.
В настоящее время подписано 81 соглашение о реализации инвестиционных проектов на общую сумму 89,8 млрд руб. с созданием 6252 рабочих мест:
• в промышленности — 15 инвестиционных проектов на сумму 2,72 млрд руб. с созданием 1863 рабочих мест;
• в туризме — 15 инвестиционных проектов на сумму 4,22 млрд руб. с созданием 1127 рабочих мест;
• в строительстве — 12 инвестиционных проектов на сумму 32,2 млрд руб. с созданием 393 рабочих мест;
• в топливно-энергетическом комплексе — 12 инвестиционных проектов на сумму 38,7 млрд руб. с созданием 257 рабочих мест;
• в сельском хозяйстве — 16 инвестиционных проектов на сумму 10,8 млрд руб. с созданием 2040 рабочих мест;
• в рыболовстве — 3 инвестиционных проекта на сумму 336 млн руб. с созданием 62 рабочих мест;
• в спорте — 3 инвестиционных проекта на сумму 591 млн руб. с созданием 151 рабочего места;
• в транспорте — 2 инвестиционных проекта на сумму 117 млн руб. с созданием 198 рабочих мест;
• в ЖКХ — 2 инвестиционных проекта на сумму 96 млн руб. с созданием 48 рабочих мест;
• в сфере культуры — 1 инвестиционный проект на сумму 6 млн руб. с созданием 113 рабочих мест.
Кроме этого, ведется работа по загрузке мощностей предприятий оборонно-промышленного комплекса. Предполагается создать четыре индустриальных парка: «Евпатория», «Феодосия», «Бахчисарай», «Щелкино», что позволит создать несколько тысяч высокопроизводительных рабочих мест, сети сбыта, обеспечить производство высококачественной продукции, а следовательно, увеличить платежи в бюджет.
Имущественные платежи
Для Республики Крым резервом увеличения доходов местных бюджетов остаются имущественные платежи.
В настоящее время на территории Республики Крым отсутствует кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества. Мероприятиями федеральной целевой программы «Развитие единой государственной системы регистрации прав и кадастрового учета недвижимости
(2014-2019 гг.)» предусмотрено проведение работ по государственной кадастровой оценке объектов недвижимого имущества на территории субъектов Российской Федерации, входящих в Крымский федеральный округ в 20162017 гг.
С целью обеспечения взимания земельного налога и наполнения доходной части местных бюджетов федеральным законодательством установлено, что до 1 января года, следующего за годом утверждения на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя результатов массовой кадастровой оценки земельных участков, налоговая база в отношении земельных участков, расположенных на территориях указанных субъектов Российской Федерации, определяется на основе нормативной цены земли, соответственно проводится работа по расчету нормативной цены земли и внесению данных сведений в государственный кадастр. В результате предполагается обеспечить в 2017 г. взимание в полном объеме земельного налога с юридических и физических лиц в местные бюджеты исходя из нормативной цены земли, а к 2018 г. перейти на уплату земельного налога исходя из кадастровой стоимости.
В 2015 г. поступления земельного налога составили всего 303,6 млн руб., за 4 месяца 2016 г. — 171,1 млн руб., но и это на 99,7 млн руб., или в два раза, больше, чем за аналогичный период прошлого года.
С учетом планируемого графика финансирования мероприятий по государственной кадастровой оценке объектов капитального строительства и земельных участков, расположенных на территории Республики Крым, предусмотрено завершение государственной кадастровой оценки объектов капитального строительства, включая внесение ее результатов в государственный кадастр недвижимости, к 1 января 2018 г. Следовательно, и взимание имущественных налогов исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения возможно будет с 1 января 2018 г.
С целью недопущения потерь бюджета Государственным Советом Республики Крым был принят Закон от 19.11.2014 № 7-ЗРК/2014 «О налоге на имущество организаций», которым определены налоговые ставки, порядок и
сроки уплаты налога, дополнительные налоговые льготы.
При этом отдельные объекты недвижимого имущества, по которым база налогообложения определяется исключительно как их кадастровая стоимость, в настоящее время не облагаются налогом вследствие отсутствия базы налогообложения.
Аналогичная ситуация сложилась и с налогом на имущество физических лиц. Налог на имущество физических лиц на территории Республики Крым не введен, поскольку отсутствует база налогообложения. Таким образом, утверждение результатов государственной кадастровой оценки объектов недвижимого имущества и введение на территории Республики Крым всех имущественных налогов и их расчет исходя из кадастровой оценки позволит значительно пополнить местные бюджеты республики.
В настоящее время подписано 81 соглашение о реализации инвестиционных проектов на общую сумму 89,8 млрд руб. с созданием 6252 рабочих мест
Поддержка предпринимательства
В рамках государственной программы Республики Крым «Экономическое развитие и инновационная экономика на 2015-2017 гг.» создана эффективная инфраструктура поддержки бизнеса, что для Крыма значительно важнее, чем для других регионов.
В частности, образован Крымский государственный фонд поддержки предпринимательства, благодаря чему предприниматели на бесплатной основе могут получать юридические, бухгалтерские или налоговые консультации, проходить обучение по составлению бизнес-планов, основам предпринимательской деятельности, работе с 1С бухгалтерией и электронными площадками.
Созданный Крымский гарантийный фонд поддержки предпринимательства предоставляет поручительства под кредиты в коммерческих банках, а фонд микрофинансирования
предпринимательства Республики Крым — микрозаймы под льготный процент.
В результате деятельности этих фондов за 2015 г. предоставлено 110 льготных займов на 68,5 млн руб. и более 50 поручительств под кредиты коммерческих банков на сумму 126 млн руб., что в десятки раз превышает показатели 2014 г.
В то же время, учитывая, что на территории Республики Крым планируется реализация
большого количества инвестиционных проектов, представляется целесообразным предложить финансово-кредитным учреждениям пересмотреть стандарты кредитных продуктов в части либерализации процентных ставок, сокращения уровня залогового обеспечения, неприменения дополнительных комиссий и платежей при выдаче кредитов и увеличения сроков кредитования.
Литература
1. Гончаренко Л.И., Малис Н.И. Налоговая политика государства: нужна ли смена модели в условиях современного экономического кризиса? // Экономика. Налоги. Право. 2015. № 3. С. 152-156.
2. Гришина О.П. Крымский полуостров — свободная экономическая зона // Бухгалтер Крыма. 2015. № 1. С. 20-27.
3. Журавлева Т. А. Оценка налогового потенциала республики Крым с учетом социально-экономического развития региона // Налоги и налогообложение. 2015. № 6. С. 424-431.
4. Малис Н.И., Гончаренко Л.И. Интеграция республики Крым и г. Севастополя в налоговую систему России // Финансы. 2015. № 1. С. 39-43.
5. Малис Н.И. Налоговые поступления в региональные бюджеты: резервы роста // Финансовый журнал. 2015. № 2 (24). С. 25-32.
6. Малис Н.И., Федотова М.А., Пинская М.Р., Журавлева Т.А., Горохова Н.А., Прокофьев М.М. Развитие бюджетно-налоговых отношений в Крыму: монография. М.: Финуниверситет, 2015.
7. Пинская М.Р. Совершенствование механизма государственной поддержки региональных инвестиционных проектов // Дайджест-финансы. 2014. № 1. С. 22-30.
References
1. Goncharenko L. I., Malis N. I. The tax policy of the state: if you want to change the model in the current economic crisis? [Nalogovaja politika gosudarstva: nuzhna li smena modeli v uslovijah sovremennogo jekonomicheskogo krizisa?]. Ekonomika. Nalogi. Pravo — Economy. Taxes. Law, 2015, No. 3, pp. 152-156.
2. Grishina O. P. The Crimean peninsula — a free economic zone [Krymskij poluostrov — svobodnaja jekonomicheskaja zona]. Buhgalter Kryma — Accountant Crimea, 2015, No. 1, pp. 20-27.
3. Zhuravleva T.A. Assessment of the tax potential of the Republic of Crimea, taking into account the socio-economic development of the region [Ocenka nalogovogo potenciala respubliki Krym s uchetom social'no-jekonomicheskogo razvitija regiona]. Nalogi i nalogooblozhenie — Taxes and taxation, 2015, No. 6, pp. 424-431.
4. Malis N. I., Goncharenko L. I. Integration of the Republic of Crimea and Sevastopol to the Russian tax system [Integracija respubliki Krym i g. Sevastopolja v nalogovuju sistemu Rossii]. Finansy — Finance, 2015, No. 1, pp. 39-43.
5. Malis N. I. Tax revenue to the regional budgets: growth reserves [Nalogovye postuplenija v regional'nye bjudzhety: rezervy rosta]. Finansovyj zhurnal — Financial magazine, 2015, No. 2 (24), pp. 25-32.
6. Malis N. I., Fedotov M. A., Pinsk M. R., Zhuravleva T.A., Gorokhov N. A., Prokofiev M. M. Development of fiscal relations in Crimea [Razvitie bjudzhetno-nalogovyh otnoshenij v Krymu: мonografiya]. Moscow, Finuniversitet, 2015.
7. Pinskaya M. R. Improving the mechanism of state support of regional investment projects [Sovershenstvovanie mehanizma gosudarstvennoj podderzhki regional'nyh investicionnyh proektov]. Dajdzhest-finansy — Digest finances, 2014, No. 1, pp. 22-30.