Научная статья на тему 'Роль имущественных налогов в формировании бюджета Карачаево-Черкесской Республики'

Роль имущественных налогов в формировании бюджета Карачаево-Черкесской Республики Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
170
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕЖБЮДЖЕТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ / НАЛОГОВЫЕ ДОХОДЫ БЮДЖЕТА / НАЛОГ НА ИМУЩЕСТВО ОРГАНИЗАЦИЙ / НАЛОГ НА ИМУЩЕСТВО ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ / НАЛОГОВАЯ СТАВКА / РЕГИОНАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ ПОЛИТИКА / INTERGOVERNMENTAL RELATIONS / TAX REVENUES OF THE BUDGET / CORPORATE PROPERTY TAX / PERSONAL PROPERTY TAX / TAX RATE / REGIONAL TAX POLICY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Каракаева Елена Умаровна, Алиева Асият Аминовна, Сариева Аминат Кемаловна

Статья посвящена исследованию введения налога на недвижимость в РФ. Рассматривается изменение порядка исчисления имущественных налогов. Анализируется роль налоговых доходов в формировании консолидированных бюджетов Российской Федерации и Карачаево-Черкесской Республики. Рассмотрены основные пути увеличения налоговых доходов бюджета региона. Исследованы ставки налогов по имущественным налогам. Определены основные тенденции налоговой политики Карачаево-Черкесской Республики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ROLE OF PROPERTY TAXES IN THE FORMATION OF THE BUDGET KARACHAY-CHERKESS REPUBLIC

The article is devoted to the study of the introduction of real estate tax in the Russian Federation. The change in the procedure for calculating property taxes is considered. The role of tax revenues in the formation of consolidated budgets of the Russian Federation and the Karachay-Cherkess Republic is analyzed. The main ways of increasing tax revenues of the regional budget are considered. The tax rates for property taxes are investigated. The main trends in the tax policy of the Karachay-Cherkess Republic are identified.

Текст научной работы на тему «Роль имущественных налогов в формировании бюджета Карачаево-Черкесской Республики»

УДК 336.22(470.631) ББК 65.261.8(2Рос.Као) К 21

Е.У. Каракаева,

кандидат экономических наук, доцент, председатель предметной комиссии «Налогообложение и экономическая безопасность» Северо-Кавказской государственной академии, г. Черкесск. Тел.: 8 (8782) 29-35-13, e-mail: [email protected]

А.А. Алиева,

магистрант Северо-Кавказской государственной академии, г. Черкесск. Тел.: 8 (8782) 29-35-13, e-mail: [email protected]

А.К. Сариева,

магистрант Северо-Кавказской государственной академии, г. Черкесск. Тел.: 8 (8782) 29-35-13, e-mail: [email protected]

РОЛЬ ИМУЩЕСТВЕННЫХ НАЛОГОВ В ФОРМИРОВАНИИ БЮДЖЕТА КАРАЧАЕВО-ЧЕРКЕССКОЙ РЕСПУБЛИКИ

(Рецензирована)

Аннотация. Статья посвящена исследованию введения налога на недвижимость в РФ. Рассматривается изменение порядка исчисления имущественных налогов. Анализируется роль налоговых доходов в формировании консолидированных бюджетов Российской Федерации и Карачаево-Черкесской Республики. Рассмотрены основные пути увеличения налоговых доходов бюджета региона. Исследованы ставки налогов по имущественным налогам. Определены основные тенденции налоговой политики Карачаево-Черкесской Республики.

Ключевые слова: межбюджетные отношения, налоговые доходы бюджета, налог на имущество организаций, налог на имущество физических лиц, налоговая ставка, региональная налоговая политика.

E.U. Karakayeva,

Candidate of Economic Sciences, Associate Professor, Chairman of the Subject Commission "Taxation and Economic Security", North Caucasus State Academy, Cherkessk. Ph.: 8 (8782) 29-35-13, e-mail: [email protected]

A.A. Aliyeva,

Master student, North Caucasus State Academy, Cherkessk. Ph.: 8 (8782) 29-35-13, e-mail: [email protected]

A.K. Sarieva,

Master student, North Caucasus State Academy, Cherkessk. Ph.: 8 (8782) 29-35-13, e-mail: [email protected]

ROLE OF PROPERTY TAXES IN THE FORMATION OF THE BUDGET KARACHAY-CHERKESS REPUBLIC

Abstract. The article is devoted to the study of the introduction of real estate tax in the Russian Federation. The change in the procedure for calculating property taxes is considered. The role of tax revenues in the formation of consolidated budgets of the Russian Federation and the Karachay-Cherkess Republic is analyzed. The main ways of increasing tax revenues of the regional budget are considered. The tax rates for property taxes are investigated. The main trends in the tax policy of the Karachay-Cherkess Republic are identified.

Keywords: intergovernmental relations, tax revenues of the budget, corporate property tax, personal property tax, tax rate, regional tax policy.

Коренное реформирование экономики Российской Федерации потребовало совершенствования организации не только системы государственной власти, но и реформирования системы межбюджетных отношений путем расширения прав и повышения самостоятельности регионов и органов местного самоуправления.

В результате разграничения доходных источников бюджетов всех уровней в части введения налогов и установления налоговых полномочий, российским законодательством определяется исчерпывающий перечень налогов, вводимых органами власти и управления соответствующих уровней.

Органы власти субъектов Российской Федерации имеют право вводить на своей территории налог на имущество организаций, а местные органы самоуправления - земельный налог и налог на имущество физических лиц.

Следует отметить, что в России раздельное налогообложение объектов недвижимости и категорий налогоплательщиков формировалось во времена практически полного отсутствия института частной собственности на объекты недвижимого имущества. Также имелись существенные различия в степени развития имущественных отношений между юридическими и физическими лицами, дифференциация реальных доходов граждан и отсутствие у их большинства экономических знаний, в подходах к учету и последующему формированию налоговой базы у физических лиц и организаций [1].

Однако суммы поступлений от налога на имущество физических лиц и земельного налога в местные бюджеты составляли на тот период гораздо меньше, чем прогнозировалось, так как не были полностью учтены объекты недвижимости и их собственники, а также налоговая база исчислялась, исходя из инвентаризационной стоимости налогооблагаемых объектов [2].

Субъектам Российской Федерации планировалось разрешить ввести налог на недвижимость, заменяющий налог на имущество организаций, налог на имущество физических лиц и земельный налог, основной целью введения которого являлось увеличение поступлений в местные бюджеты от

налогообложения недвижимости. Однако в силу многих причин, следствием которых могло стать снижение налоговых поступлений в бюджет, было решено осуществить реформу налогообложения недвижимого имущества постепенно. В рамках постепенного перехода к налогообложению недвижимого имущества организаций по кадастровой стоимости, в главу 30 «Налог на имущество организаций» НК РФ были внесены изменения, вступившие в силу с 1 января 2014 г. и предоставившие право субъектам Российской Федерации вводить налогообложение объектов недвижимого имущества, исходя из кадастровой стоимости. С 2014 г. это новшество было введено на территории 4 субъектов (Амурская область, Кемеровская область, Московская область, г. Москва), с 2015 г. - на территории 29, в 2016 г. - 48, с 2017 г. - 61, с 2018 г. -69 субъектов Российской Федерации [3].

При налогообложении недвижимого имущества физических лиц по кадастровой стоимости в большинстве случаев применяется ставка налога 0,1% и 0,3%, минимальная ставка налога составляет 0,05% (г. Магадан), максимальная ставка - 0,3% (г. Самара, г. Ставрополь и др.).

Минимальная величина кадастровой стоимости имущества, в зависимости от уровня которой устанавливается размер налоговой ставки, составляет менее 500 тыс. руб., максимальный уровень - более 300 млн руб.

Если кадастровая стоимость недвижимого имущества превышает 300 млн руб., при исчислении налога применяется ставка в размере 2%. Однако в нескольких муниципальных образованиях установлена пониженная ставка, например, в г. Иваново - 0,7%, в г. Ставрополе - 1,5%, в г. Улан-Удэ -0,3% с 2015 г. и 0,5% с 2020 г., в г. Магадане - 1% [4]. Надо отметить, что для юридических лиц налог исчисляется, исходя из кадастровой стоимости не для всех видов объектов недвижимого имущества. Налоговая база исчисляется, исходя из кадастровой стоимости, для следующих видов объектов:

1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них общей площадью свыше 2750 кв. метров, если разрешено

использовать их в качестве офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;

2) отдельные нежилые здания (строения, сооружения) и помещения в них общей площадью свыше 2750 кв. метров, которые фактически используются в целях делового, административного или коммерческого назначения, а также если в них расположены торговые объекты, объекты общественного питания и (или) объекты бытового обслуживания;

3) расположенные в многоквартирных домах нежилые помещения общей площадью свыше 2750 кв. метров, фактически используемые для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;

4) объекты недвижимого имущества иностранных компаний, которые не осуществляют свою деятельность в РФ через постоянные представительства, а также объекты недвижимого имущества иностранных организаций, не относящиеся к их деятельности в Российской Федерации через постоянные представительства;

5) жилые дома и жилые помещения, которые не учитываются на балансе в

качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета, по окончании первого налогового периода с даты принятия указанных объектов к учету [5].

Налог на имущество организаций исчисляется на территории Карачаево-Черкесской Республики по следующим ставкам (табл. 1).

Из данных табл. 1 следует, что в республике применяются различные ставки по налогу на имущество организаций в зависимости от вида имущества и деятельности предприятий и организаций. Имущество сельскохозяйственных организаций облагается по более низкой ставке (1,1%), чем имущество организаций, осуществляющих первичную и последующую переработку сельхозпродукции в мясной, молочной, мукомольной отраслях пищевой промышленности (1,5%). Магистральные трубопроводы, линии энергопередачи, а также сооружения, являющиеся неотъемлемой технологической частью указанных объектов, облагаются по ставке 1,9%, а имущество российских организаций; иностранных организаций, осуществляющих деятельность в РФ через постоянные представительства и (или) имеющих в собственности недвижимое имущество на территории РФ, - по ставке 2,2%.

Таблица 1

Ставки налога на имущество организаций в Карачаево-Черкесской Республике [5]

№ п/п Вид имущества Налоговая ставка, %

1. имущество сельскохозяйственных организаций, у которых выручка от реализации сельхозпродукции составляет не менее 70% общей суммы выручки от реализации продукции (работ, услуг) 1,1

2. железнодорожные пути общего пользования и сооружения, являющихся их неотъемлемой технологической частью 1,3

3. объекты недвижимого имущества, налоговая база по которым определяется как их кадастровая стоимость 1,4

4. имущество организаций, которые осуществляют первичную и последующую переработку сельхозпродукции в мясной, молочной, мукомольной отраслях пищевой промышленности, а также производят хлеб и хлебобулочные изделия, если выручка от этих видов деятельности составляет не менее 70% общей суммы выручки от реализации продукции (работ, услуг), кроме организаций, которые занимаются переработкой и продажей подакцизной продукции 1,5

5. магистральные трубопроводы, линии энергопередачи, а также сооружения, являющиеся неотъемлемой технологической частью указанных объектов 1,9

6. имущество российских организаций, иностранных организаций, осуществляющих деятельность в РФ через постоянные представительства и (или) имеющих в собственности недвижимое имущество на территории РФ 2,2

Налог на имущество организаций и налог на имущество физических лиц зачисляются в региональные и местные бюджеты. В табл. 2 приведены поступления имущественных налогов в консолидированный бюджет РФ за 20152017 гг.

Данные табл. 2 свидетельствуют о том, что поступления налогов в бюджет имеют тенденцию к росту, в 2017 г. сумма налогов и сборов, поступивших в бюджет, увеличилась на 3487,1 млрд руб. (на 25,4%).

Это произошло за счет увеличения поступлений практически всех видов налогов, в том числе региональных и местных налогов и сборов.

Увеличение поступлений налога на прибыль организаций в 2017 г., по сравнению с 2015 г., составило 32,6%, налога на добавленную стоимость - на 24,9%, налога на доходы физических лиц - на 15,9%, налогов и сборов за пользование природными ресурсами - на 28%. По сравнению с 2015 годом, серьезное увеличение наблюдается по акцизам, их поступления выросли на 49,2%. Поступления в консолидированный бюджет Российской Федерации по другим федеральным налогам снизились на 3%. В связи с переходом в регионе на исчисление имущественных налогов по кадастровой

стоимости, поступления по региональным и местным налогам выросли, соответственно, на 19% и 15%, в том числе по налогу на имущество организаций - на 14,3%. Далее рассмотрим динамику поступлений налогов и сборов в консолидированный бюджет Карачаево-Черкесской Республики в 2015-2017 гг. (табл. 3).

По данным табл. 3 можно сделать вывод о том, что поступления в консолидированный бюджет Карачаево-Черкесской Республики за три года увеличились на 31,1%, это произошло за счет увеличения поступлений налога на прибыль организаций на 66,2%, НДС -на 48,8%, акцизов - на 24,1%, местных налогов - на 23,0%, налога на имущество организаций - на 17,9%. Что касается остальных федеральных налогов, то суммы их поступлений увеличились на 18,6%, поступления по специальным налоговым режимам - на 11,6%.

На рис. 1 представлена динамика поступлений региональных и местных налогов в консолидированный бюджет Карачаево-Черкесской Республики за 2015-2017 гг.

Данные, представленные на рис. 1, указывают на то, что поступления региональных и местных налогов за период с 2015 г. по 2017 г. имели тенденцию к росту. Причиной увеличения поступления

Таблица3

Анализ налоговых поступлений в консолидированный в бюджет Карачаево-Черкесской Республики за 2015-2017 гг., тыс. руб. [6]

Виды налогов 2015 г. 2016 г. 2017 г. Темп роста, % 2017 г. к 2016 г.

Налог на прибыль организаций 1069,2 1486,3 1776,4 166,2

НДС 1533,9 2238,7 2281,7 148,8

НДФЛ 2974,3 3454,7 3439,0 115,6

Акцизы 109,8 128,6 136,3 124,1

Налоги и сборы за пользование природными ресурсами 67,1 71,0 72,0 107,3

Остальные федеральные налоги 53,8 67,0 63,8 118,6

Региональные налоги 818,7 841,2 998,4 122,0

в том числе налог на имущество организаций 693,4 691,9 817,3 117,9

Местные налоги 197,6 215,7 243,1 123,0

Специальные налоговые режимы 345,2 354,3 385,3 111,6

Всего поступлений 7169,5 8857,5 9395,8 131,1

Рис. 1. Динамика поступлений региональных и местных налогов в консолидированный бюджет Карачаево-Черкесской Республики за 2015-2017 гг., млн руб.

налогов на имущество организации и физических лиц стал новый порядок расчета налоговых баз, исходя из кадастровой стоимости объектов недвижимости.

На рис. 2 представлена структура доходов консолидированного бюджета РФ в 2017 г.

Из данных, представленных на рис. 2, следует, что имущественные налоги составляют более 11% от всех доходов консолидированного бюджета республики. Самым значимым налоговым доходом является налог на доходы физических лиц, который составляет 36,6%, доля НДС в общем объеме налоговых поступлений - 24,3%, налога на прибыль - 8,9%, региональные налоги обеспечивают 10,6%. Таким образом, можно отметить, что имущественные налоги вносят достаточно весомый вклад в налоговые доходы бюджета.

Налоговая политика Карачаево-Черкесской Республики в ближайшие годы направлена на мобилизацию налоговых доходов в консолидированный бюджет для эффективного и стабильного

функционирования налоговой системы республики, для обеспечения устойчивости бюджета в среднесрочной и долгосрочной перспективе [7].

Исходя из данных целей, проведены и будут проводиться следующие мероприятия:

1) с 1 января 2017 г. введены изменения в механизм исчисления налога на имущество организаций в отношении некоторых объектов недвижимости, исходя из кадастровой стоимости;

2) в 2019 году увеличится ставка по налогу на имущество организаций в отношении линейных объектов до 2,2%;

3) с 1 января 2017 г. увеличены пороговые размеры объема годового дохода до 120 млн рублей и остаточной стоимости основных средств до 150 млн руб., по достижении которых плательщики налогов теряют право применения УСН;

4) повысятся ставки и будут ограничиваться льготы по транспортному налогу с учетом анализа законодательства субъектов СКФО по транспортному налогу;

Рис. 2. Структура доходов консолидированного бюджета РФ в 2017 г.

5) будут проводиться мероприятия по недопущению возникновения выпадающих доходов по местным налогам в связи с изменениями федерального законодательства о порядке применения кадастровой стоимости объектов недвижимости;

6) будут вовлекаться в налоговый оборот объекты капитального строительства, которые поставлены на кадастровый учет, но не зарегистрированы в установленном порядке.

Таким образом, можно сделать вывод, что имущественные налоги имеют большое значение в процессе формирования доходов бюджета субъекта, на их долю в бюджете Карачаево-Черкесской Республики приходится порядка 11% всех доходов консолидированного бюджета. Налоговая политика республики будет направлена на увеличение поступлений доходов в основном за счет именного этих налогов.

Примечания:

1. Смирнов Д.А. Теория и методология имущественного налогообложения: дис. ... доктора экон. наук. М., 2010. 392 с.

2. Черник Д.Г. Налог на имущество или на недвижимость? // Налоговый вестник. 2001. № 3. С. 15-17.

3. Налогообложение недвижимости по кадастровой стоимости // Федеральная налоговая служба России. URL: https://www.nalog.ru/rn77/taxation/taxes/imuch2016/.

4. Логинова Т.А. Стратегия развития налогообложения недвижимого имущества в Российской Федерации: дис. ... канд. экон. наук. М., 2018. 227 с.

5. Закон Карачаево-Черкесской республики «О налоге на имущество организаций» от 30.11.2016 № 77-РЗ (в редакции Закона от 24.11.2017 № 53-P3). URL: https:// www.lawmix.ru/zakonodatelstvo/2531684.

6. Официальный сайт Федеральной налоговой службы России. URL: http://www.na-log.ru.

7. Основные направления налоговой политики Карачаево-Черкесской Республики на 2017 год и плановый период 2018 и 2019 годов. URL: http://www.kchr.ru/ left_menu/economy/finance/finance2/.

References:

1. Smirnov D.A. Theory and methodology of property taxation: dis. ... Doctor of Econ. Sciences. M., 2010. 392 p.

2. Chernik D.G. Property tax or real estate tax? // Tax Herald. 2001. No. 3. Pp. 15-17.

3. Taxation of real estate cadastral value // Federal Tax Service of Russia. URL: https:// www.nalog.ru/rn77/taxation/taxes/imuch2016/.

4. Loginova T.A. The development strategy of real estate taxation in the Russian Federation: dis. abstract ... Cand. of Econ. Sciences. M., 2018. 227 p.

5. The Law of the Karachay-Cherkess Republic "On Corporate Property Tax" dated November 30, 2016 No. 77-RZ (as amended by the Law dated November 24, 2017 No. 53-RZ). URL: https://www.lawmix.ru/zakonodatelstvo/2531684.

6. The official website of the Federal Tax Service of Russia. URL: http://www.nalog.ru.

7. The main directions of the tax policy of the Karachay-Cherkess Republic for 2017 and the planning period of 2018 and 2019. URL: http://www.kchr.ru/left_menu/economy/ finance/finance2/.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.