Научная статья на тему 'Основные направления региональной налоговой политики в Карачаево-Черкесской Республике'

Основные направления региональной налоговой политики в Карачаево-Черкесской Республике Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
198
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЛОГОВАЯ ПОЛИТИКА / TAX POLICY / МЕЖБЮДЖЕТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ / INTERBUDGETARY RELATIONS / МОДЕЛЬ БЮДЖЕТНОГО ФЕДЕРАЛИЗМА / THE MODEL OF BUDGETARY FEDERALISM / РЕГИОНАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ ПОЛИТИКА / REGIONAL TAX POLICY / НАЛОГОВАЯ КОНКУРЕНЦИЯ / TAX COMPETITION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Каракаева Елена Умаровна

Статья посвящена исследованию налоговой политики как основного элемента экономической политики. Рассматриваются цели региональной налоговой политики, возникающие противоречия между уровнями бюджетной системы, а также основные направления налоговой политики Карачаево-Черкесской республики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The main directions of the regional tax policy in the Karachay-Cherkess Republic

The article is devoted to the study of tax policy as the main element of economic policy. The objectives of the regional tax policy, the emerging contradictions between the levels of the budgetary system, as well as the main directions of the tax policy of the Karachay-Cherkess Republic are considered.

Текст научной работы на тему «Основные направления региональной налоговой политики в Карачаево-Черкесской Республике»

НАЛОГИ И НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ

TAXES AND TAXATION

УДК 336.22 (470.631)

ББК 65.261.41 - 18 (2Рос.Као)

К 21

Е.У. Каракаева,

кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры экономической теории Северо-Кавказской государственной гуманитарно-технологической академии, г. Черкесск. Тел.: 8 (8782) 29-35-13, e-mail: elena_umarovna@mail.ru

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РЕГИОНАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ В КАРАЧАЕВО-ЧЕРКЕССКОЙ РЕСПУБЛИКЕ

Аннотация. Статья посвящена исследованию налоговой политики как основного элемента экономической политики. Рассматриваются цели региональной налоговой политики, возникающие противоречия между уровнями бюджетной системы, а также основные направления налоговой политики Карачаево-Черкесской республики.

Ключевые слова: налоговая политика, межбюджетные отношения, модель бюджетного федерализма, региональная налоговая политика, налоговая конкуренция.

E.U. Karakayeva,

Candidate of Economic Sciences, Associate Professor, Associate Professor of the Department of Economic Theory, North-Caucasian State Academy of Humanities and Technology, Cherkessk. Ph.: 8 (8782) 29-35-13, e-mail: elena umarovna@ mail.ru

THE MAIN DIRECTIONS OF THE REGIONAL TAX

POLICY IN THE KARACHAY-CHERKESS REPUBLIC

Abstract. The article is devoted to the study of tax policy as the main element of economic policy. The objectives of the regional tax policy, the emerging contradictions between the levels of the budgetary system, as well as the main directions of the tax policy of the Karachay-Cherkess Republic are considered.

Keywords: tax policy, interbudgetary relations, the model of budgetary federalism, regional tax policy, tax competition.

Налоговая политика является одним из основных элементов экономической политики государства. Федеральные власти регулируют межбюджетные отношения всех субъектов, определяют

базисные элементы налогообложения и т.д.

Цели федерального центра и региональных органов власти вступают в противоречие в процессе стремления центра максимизировать

поступления в бюджет, а целью субфедеральной налоговой политики является увеличение собственных доходов, чтобы обеспечить развитие территории, в том числе и за счет дотаций из федерального бюджета, что также может вызвать конфликт интересов между регионами.

Модель налогового федерализма в РФ, разделяя полномочия между центром и субъектами, главную роль отводит Федерации, делегируя определенные функции региону и местным властям, в силу данного обстоятельства говорить о самостоятельной и полноценной региональной налоговой политике вряд ли правомерно.

Налоговый кодекс РФ относит к региональным следующие налоги: транспортный налог, налог на имущество организаций, налог на игорный бизнес.

организаций увеличился с 8,87% в 2014 г. до 9,83 % в 2016 г., удельный вес налога на доходы физических лиц оставался примерно на одном уровне, составив в 2016 г. 10,71%

Регион может вводить или не вводить на своей территории указанные налоги, основания и порядок применения льгот по ним, изменять их ставки в пределах, установленных НК РФ, определять порядок и сроки уплаты и т.д.

Также субъекты самостоятельно могут перераспределять налоговые доходы на своей территории, но в соответствии с федеральным законодательством.

Налоговая система России характеризуется централизацией финансовых ресурсов на федеральном уровне. Причем, удельный вес федеральных налогов в консолидированном бюджете РФ очень высок, они являются основными доходными источниками для региональных бюджетов (табл. 1).

Из данных таблицы 1 следует, что удельный вес налога на прибыль

всех доходов, доля страховых взносов во внебюджетные фонды увеличилась на 3,64%, НДС - на 1,5%, доля акцизов - на 0,8%. Данные таблицы доказывают тезис о том, что

Таблица 1

Структура доходов консолидированного бюджета Российской Федерации за 2014-2016 гг., % [1]

Виды доходов 2014 г. 2015 г. 2016 г.

Налог на прибыль организаций 8,87 9,65 9,83

НДФЛ 10,10 10,43 10,71

Страховые взносы во внебюджетные фонды 18,81 20,94 22,45

НДС 14,72 15,73 16,22

Акцизы 4,01 3,97 4,81

Налоги на совокупный доход 1,18 1,29 1,38

Налоги на имущество 3,58 3,97 3,96

Налоги и сборы за пользование природными ресурсами 10,96 12,07 10,47

Задолженность по отмененным налогам 0,01 0,01 0,00

Доходы от внешнеэкономической деятельности 20,41 12,24 9,25

Доходы от государственного имущества 2,98 4,27 6,19

Платежи за пользование природными ресурсами 0,98 0,74 0,97

Итого доходов 100 100 100

25,73%

I Налог на прибыль I НДФЛ

I Страховые взносы I Акцизы I НДС

Налоги за пользование природными ресурсами

4,81%

Рис. 1. Структура доходов консолидированного бюджета РФ в 2016 г.

именно федеральные налоги практически обеспечивают половину доходной части консолидированного бюджета. На рис. 1 представлена структура доходов консолидированного бюджета РФ в 2016 г.

Структура доходов консолидированного бюджета за последние два года в части поступления налоговых платежей претерпела лишь незначительные изменения, причем увеличились поступления по федеральным налогам и сборам: в 2016 году, по сравнению с 2015 годом, доля страховых взносов увеличилась на 1,51%, удельный вес налога на добавленную стоимость увеличился на 0,18%, также незначительно увеличилась доля НДФЛ - на 0,28%. Доля налогов и сборов за пользование природными ресурсами уменьшилась на 1,6%.

Противоречия, возникающие в налоговых правоотношениях, дополняются противоречиями в бюджетно-налоговых отношениях по вертикали между уровнями бюджетной системы и по горизонтали между отдельными регионами, вследствие возникающей налоговой конкуренции [2].

Это обусловлено тем, что власти субъектов Федерации смягчают налоговое давление в целях привлечения в соответствующий регион более мобильных экономических агентов, в первую очередь,

предпринимателей, устанавливая более низкие, чем в других субъектах, ставки налогов.

Российская специфика данных явлений заключается не только в наличии налоговой конкуренции, но и в том, что в силу бюджетного законодательства выпадающие доходы, не полученные из-за низкой эффективности налогового администрирования в субъектах, часто компенсируются за счет механизмов распределения финансовой помощи из центра.

Данная ситуация сводит на нет обратную связь между потребностями определенной территории в бюджетных ресурсах и участием населения в финансировании указанных потребностей [3].

Россия демонстрирует преимущественно негативные последствия этих процессов, начиная с недофинансирования бюджетных расходов до возникновения «внутренних оффшоров», что приводит к различного рода сепаратистским настроениям в субъектах.

Каждый регион определяет и проводит налоговую политику в рамках своей территории, хотя она ограничена налоговой политикой, проводимой центром.

В «Основных направлениях налоговой политики Карачаево-Черкесской Республики на 2017 год и плановый период 2018 и 2019 годов»

подведены итоги налоговой политики субъекта за предыдущие годы.

Отмечается, что спад экономики требует новых мероприятий по мобилизации доходов, а именно отмены неэффективных льгот, вовлечения в налогообложение различных неучтенных объектов, повышения уровня собираемости доходов, поддержки малого и среднего бизнеса, создания импортозамещающих производств, условий для привлечения инвестиций, минимизация способов уклонения от налогообложения.

Результатом проведенных мероприятий стал рост объема налоговых и неналоговых доходов бюджета КЧР на 37,2% (на 2 100 млн руб.), максимальный рост был достигнут в 2015 г. - доходы выросли на 18,9% к объемам 2014 г., что в три раза больше, чем в среднем по России, и 4,6 раза выше аналогичного показателя

С 2014 года повышена ставка налога на имущество для государственных предприятий и предприятий по производству и переработке сельхозпродукции - до 1,1% и 1,5%, соответственно.

Снижена ставка по налогу на прибыль для резидентов ОЭЗ ту-ристско-рекреационного типа в Зе-ленчукском и Урупском районах.

Отменены льготы для физических лиц - инвалидов и пенсионеров, имеющих в собственности автомобили с мощностью двигателя

по Северо-Кавказскому федеральному округу.

Серьезное внимание уделялось имущественному налогообложению, республикой введена кадастровая оценка стоимости имущества для целей налогообложения, хотя данная мера привела к снижению поступлений по налогу на имущество физических лиц. Кроме того, активно проводилась работа по погашению задолженности по платежам в бюджет, она увеличила объем местных налогов на 28% (по Северо-Кавказскому федеральному округу - на 7,7%, по России в целом - на 5,2%).

Следствием корректировки неэффективных налоговых преференций стало сокращение объема выпадающих доходов по льготам и пониженным ставкам - в 6,7 раза. По видам налогов динамика объема льгот представлена в табл. 2.

свыше 250 л.е., повышены ставки по отдельным видам транспортных средств.

Пониженная ставка по УСН с объектом «доходы минус расходы» на уровне 9% сохранена только для резидентов ОЭЗ на территории субъекта, для обрабатывающих производств, организаций здравоохранения, образования и социальных услуг. С 01.01.2016 г. снижена ставка налога для налогоплательщиков, применяющих УСН с объектом налогообложения «Доходы», до 4%.

Таблица 2

Динамика объема налоговых льгот, тыс. руб. [4]

Содержание льготы 2012 г. 2013 г. 2014 г. 2015 г.

Налог на имущество организаций 180 902,0 153 780,0 74 634,0 38 589,6

Транспортный налог 24 000,0 27 513,0 21 660,0 8 916,0

Налог на прибыль 85 522,0 40 431,0 3 237,0 10,0

Упрощенная система налогообложения 31 323,0 35 712,0 3 693,0 680,0

Патентная система налогообложения - - - 0,0

Итого: 321 747,0 257 436,0 103 224,0 48 195,6

Расширен перечень видов деятельности, при которых разрешено применять патентную систему налогообложения (ПСН), годовой доход дифференцирован по месту осуществления деятельности и будет ежегодно индексироваться.

Кроме того, с 1 августа 2015 г. на территории субъекта введены «налоговые каникулы» для впервые зарегистрированных индивидуальных предпринимателей, если они применяют упрощенную систему налогообложения и патентную систему налогообложения в производственной, социальной и научной сферах, на двухлетний налоговый период для них установлена нулевая ставка.

В целях поддержки малого бизнеса был снижен корректирующий коэффициент К2 по единому налогу на вмененный доход (ЕНВД). Принятие мер поддержки и легализации малого бизнеса несет за собой определенные потери налоговых доходов для бюджетов всех уровней, но ежегодное повышение размера страховых взносов во внебюджетные фонды для индивидуальных предпринимателей сводит на нет эффект от принятых мер. Необходим тщательный анализ последствий для регионального и местных бюджетов по результатам действия таких преференций. Наряду с необходимостью создания благоприятных условий налогообложения для добросовестных налогоплательщиков важной задачей остается работа по ужесточению мер, направленных на противодействие созданию и использованию недобросовестными налогоплательщиками схем уклонения от уплаты налогов, а также недопущению образования выпадающих доходов бюджетов.

Налоговая политика Карачаево-Черкесской Республики на 2017-2019 гг. будет направлена на максимизацию налоговых поступлений в консолидированный бюджет региона.

На ближайшие три года планируются следующие мероприятия [4]:

- ограничить перенос убытков, полученных плательщиками налогов в предыдущих периодах, размером не более 30 процентов налоговой базы текущего налогового периода;

- установить ставку 0% по налогу на прибыль организаций, в части уплаты в республиканский бюджет, участникам региональных инвестиционных проектов, являющимся участниками специальных инвестиционных проектов, стороной которых является РФ при участии КЧР, и 13,5% - участникам региональных инвестиционных проектов, являющимся участниками специальных инвестиционных программ, стороной которых является КЧР;

- снизить до 13,5% ставку налога на прибыль организаций, подлежащего уплате в республиканский бюджет, для некоммерческих организаций - исполнителей общественно полезных услуг;

- поэтапно повысить ставку налога на имущество организаций в отношении железнодорожных путей общего пользования, линий электропередач, магистральных трубопроводов - с 1,3% до 2,2% к 2019 г.;

- установить ставку акциза на слабоалкогольную продукцию с содержанием объемной доли этилового спирта до 0,5% и на пиво с содержанием объемной доли этилового спирта - от 0,5% до 8,6%, включительно - 21 рубль за 1 литр;

- поэтапно к 2019 г. увеличить ставки акцизов на автомобильный бензин, не соответствующий классу 5, и прямогонный бензин, дизельное топливо и т.д., остальные акцизы повышать с учетом темпов инфляции;

- продолжить совершенствование специальных налоговых режимов с учетом изменений в федеральном законодательстве, увеличив пороговые размеры ограничений по применению УСН с 1 января 2017 г. годовых доходов до 120 млн рублей и остаточной стоимости основных средств до 150 млн рублей, продлить действие системы налогообложения

в виде единого налога на вмененный доход до 1 января 2021 г.;

- предоставить вычет из суммы транспортного налога владельцам транспортных средств, имеющих разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн, с которых взимается плата в целях возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения, уплаченной в отношении этого транспортного средства налогоплательщиком в данном налоговом периоде;

- повысить долю прибыли по доходам в виде дивидендов от участия государства в уставном капитале хозяйственных обществ, подлежащей перечислению в бюджет до 50% и т.д.

Таким образом, в 2017-2019 гг. налоговая политика КЧР будет направлена на максимальную мобилизацию доходов в бюджет региона, в целях преодоления последствий экономического кризиса, создания новых производств и рабочих мест, развития малого и среднего бизнеса. В непростых экономических условиях

сбалансированность доходов и расходов является основой сохранения стабильности и устойчивости регионального развития. Поэтому рост доходов является важнейшей задачей, которая требует реализации основных намеченных мероприятий и возможна только при одновременной активной работе органов государственной власти республики и органов местного самоуправления муниципальных образований в тесной взаимосвязи с территориальными подразделениями федеральных служб, а также ответственности налогоплательщиков.

Данные мероприятия позволят повысить эффективность налоговой системы, инвестиционную привлекательность республики, стимулировать развитие и модернизацию производства, минимизировать способы уклонения от налогообложения, предотвращения образования неэффективных выпадающих доходов, повышение эффективности налогового контроля.

Примечания:

1. Официальный сайт Федеральной налоговой службы РФ. URL: http://www. nalog.ru.

2. Зубаревич Н.В. Регионы России: неравенство, кризис, модернизация. М.: Независимый институт социальной политики, 2010. С. 8.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Долгов О.Ю., Джурбина Е.М. Анализ фискальных усилий регионов СевероКавказского округа в аспекте взимания региональных и местных налогов // Актуальные экономические проблемы современной России: материалы VII Международного конгресса «Мир через языки, образование, культуру». Пятигорск: ПГЛУ, 2013. С. 128.

4. Основные направления налоговой политики Карачаево-Черкесской Республики на 2017 год и плановый период 2018 и 2019 годов. URL: http://www.kchr.ru/ left_menu/economy/finance/finance2/.

References:

1. Official website of the Federal tax service of the Russian Federation. URL: http://www.nalog.ru.

2. Zubarevich N. B. Regions of Russia: inequality, crisis, modernization. M.: Independent Institute of Social Policy, 2010. P. 8.

3. Dolgov O.Yu., Djurbina E.M. The analysis of fiscal effort of the regions of the North Caucasus region in the aspect of collection of regional and local taxes // Actual economic problems of modern Russia: materials of the VII International Congress "Peace through languages, education and culture". Pyatigorsk: Pyatigorsk state linguistic University, 2013. P. 128.

4. The main directions of the tax policy of the Karachay-Cherkess Republic for 2017 and the planning period of 2018 and 2019. URL: http://www.kchr.ru/left_menu/ economy/finance/finance2/.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.