Научная статья на тему 'Опыт налогообложения объектов недвижимости в развитых странах'

Опыт налогообложения объектов недвижимости в развитых странах Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
419
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЛОГ НА НЕДВИЖИМОСТЬ / ЗЕМЕЛЬНЫЙ НАЛОГ / НАЛОГОВАЯ СТАВКА / НАЛОГОВЫЕ ЛЬГОТЫ / НАЛОГ НА ИМУЩЕСТВО ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ / ОБЪЕКТ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ / СТОИМОСТЬ ДЛЯ ЦЕЛЕЙ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ / REAL ESTATE TAX / LAND TAX / TAX RATE / TAX BENEFITS / TAX ON PROPERTY OF INDIVIDUALS / OBJECT OF TAXATION / VALUE FOR TAX PURPOSES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Сариева Аминат Кемаловна, Каракаева Елена Умаровна, Тикова Зарема Заурбиевна

Для выполнения государством его функций ему необходимы финансовые ресурсы, которые аккумулируются в бюджетах. Налоги на недвижимость играют важную роль в формировании бюджетов развитых стран. В статье исследуются особенности налогообложения объектов недвижимости в зарубежных странах. На примере некоторых стран членов ОЭСР рассматривается порядок определения облагаемой стоимости для целей налогообложения земельных участков и недвижимости, которая на них находится. Также рассмотрены проблемы исчисления имущественных налогов и путей их решения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EXPERIENCE TAXATION OF REAL ESTATE OBJECTS IN DEVELOPED COUNTRIES

In order for the state to fulfill its functions, it needs financial resources that are accumulated in budgets. Real estate taxes play an important role in the formation of budgets of developed countries. The article examines the features of taxation of real estate in foreign countries. For example, some OECD member countries are considering the procedure for determining the taxable value for taxation of land and real estate on them. The problems of calculating property taxes and ways to solve them are also considered.

Текст научной работы на тему «Опыт налогообложения объектов недвижимости в развитых странах»

УДК 336.221:338.43.02 ББК 65.261.8 С 20

А.К. Сариева,

магистрант Северо-Кавказской государственной академии, г. Черкесск. Тел.: 8 (8782) 29-35-13, e-mail: nalogskggta@mail.ru

Е.У. Каракаева,

кандидат экономических наук, доцент, председатель предметной комиссии «Налогообложение и экономическая безопасность» Северо-Кавказской государственной академии, г. Черкесск. Тел.: 8 (8782) 29-35-13, e-mail: elena_umarovna@mail.ru

З.З. Тикова,

старший преподаватель кафедры математики Северо-Кавказской государственной академии, г. Черкесск. Тел.: +7 (928) 395-39-97, e-mail: zara-0103@mail.ru

ОПЫТ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ОБЪЕКТОВ НЕДВИЖИМОСТИ В РАЗВИТЫХ СТРАНАХ

(Рецензирована)

Аннотация. Для выполнения государством его функций ему необходимы финансовые ресурсы, которые аккумулируются в бюджетах. Налоги на недвижимость играют важную роль в формировании бюджетов развитых стран. В статье исследуются особенности налогообложения объектов недвижимости в зарубежных странах. На примере некоторых стран - членов ОЭСР рассматривается порядок определения облагаемой стоимости для целей налогообложения земельных участков и недвижимости, которая на них находится. Также рассмотрены проблемы исчисления имущественных налогов и путей их решения.

Ключевые слова: налог на недвижимость, земельный налог, налоговая ставка, налоговые льготы, налог на имущество физических лиц, объект налогообложения, стоимость для целей налогообложения.

A.K. Sarieva,

Master student, North Caucasus State Academy, Cherkessk. Ph.: 8 (8782) 29-35-13, e-mail: nalogskggta@mail.ru

E.U. Karakayeva,

Candidate of Economic Sciences, Associate Professor, Chairman of the Subject Commission "Taxation and Economic Security", North Caucasus State Academy, Cherkessk. Ph.: 8 (8782) 29-35-13, e-mail: elena_umarovna@mail.ru

Z.Z. Tikova,

Senior Lecturer of the Department of Mathematics, North Caucasus State Academy. Ph.: +7 (928) 395-39-97, e-mail: zara-0103@mail.ru

EXPERIENCE TAXATION OF REAL ESTATE OBJECTS IN DEVELOPED COUNTRIES

Abstract. In order for the state to fulfill its functions, it needs financial resources that are accumulated in budgets. Real estate taxes play an important role in the formation of budgets of developed countries. The article examines the features of taxation of real estate in foreign countries. For example, some OECD member countries are considering the procedure for determining the taxable value for taxation of land and real estate on them. The problems of calculating property taxes and ways to solve them are also considered.

Keywords: real estate tax, land tax, tax rate, tax benefits, tax on property of individuals, object of taxation, value for tax purposes.

Для выполнения государством присущих ему функций необходимо создание эффективной системы налогообложения, которая способна обеспечить его финансовые потребности. Так как бюджетная система имеет несколько уровней, каждый соответствующий уровень власти имеет свой бюджет. Одним из принципов взаимодействия центральных, региональных и местных уровней управления является принцип бюджетного федерализма. Это означает, что часть своих функций органы власти на местах должны решать за счет собственных налоговых доходов, среди которых важное место занимает налог на имущество.

В развитых странах налогообложение недвижимости имеет свои особенности и осуществляется посредством установления различных имущественных налогов (рис. 1).

Например, в странах ОЭСР недвижимость облагается налогом на недвижимое имущество и налогом на чистые активы, при переходе права собственности применяются налог на наследование и дарение, налог на финансовые сделки и сделки с капиталом. В РФ недвижимое имущество юридических лиц облагается налогом на имущество организаций, имущество физических лиц - налогом на имущество физических лиц, земельные участки - земельным налогом. При этом они зачисляются в разные бюджеты.

Отметим, что в России уровень поступлений в ВВП от данных налогов

соответствует среднему значению в экономически развитых странах, в РФ доля имущественных налогов в последние годы составляет 1,7-1,8% ВВП, в странах ОЭСР - 1,9-2%. В среднем в странах ОЭСР доля поступлений от налогообложения имущества в структуре налоговых доходов составляет 6%. В РФ показатель находится примерно в том же диапазоне [1].

В большинстве развитых стран в состав объектов обложения по налогу на недвижимость включаются земельные участки и здания, строения, сооружения, помещения, имеющиеся на них, при этом объекты дифференцируются по видам и по целевому назначению.

В Великобритании для целей налогообложения имущества используются налог на недвижимое имущество, используемое в коммерческих целях, и налог на имущество физических лиц. Для целей налогообложения недвижимого имущества, используемого в предпринимательских целях, налоговая база определяется путем оценки рыночной стоимости недвижимости, тогда как в целях налогообложения жилой недвижимости налоговая база рассчитывается, исходя из ее капитальной стоимости [2].

В Ирландии используется единый налог на недвижимое имущество, как для используемого в коммерческих целях, так и жилого. Налогообложение коммерческой недвижимости производится на основе расчета ее номинальной стоимости. При расчете налоговой базы

Рис. 1. Налоги на недвижимость, применяемые в странах ОЭСР

в отношении недвижимого имущества жилого назначения учитываются данные о рыночной стоимости объекта по результатам его оценки.

Освобождаются от налогообложения построенная, но нереализованная и незанятая недвижимость, недвижимость, расположенная в недостроенном жилом комплексе, недвижимость, находящаяся в собственности местных органов власти, используемая благотворительными организациями либо используемая для проживания инвалидов [3].

Не подлежат налогообложению инфраструктурные объекты (дороги, железные дороги, трубопроводы), недвижимость, принадлежащая центральному правительству, но при этом находящаяся в местных территориальных образованиях. Также не облагается налогом недвижимость колледжей и университетов, церквей, государственных больниц, благотворительных организаций, дороги общего пользования, парки, школы, библиотеки, посольства иностранных государств, недвижимость международных организаций [4].

Большинство фискальных органов стран ОЭСР за основу определения налоговой базы принимают стоимостные величины, которые устанавливаются путем проведения оценки недвижимости. При этом подходы могут отличаться (табл. 1).

В некоторых странах для целей налогообложения недвижимого имущества муниципалитеты имеют право самостоятельно устанавливать показатели, учитываемые для определения налоговой базы.

Например, в Венгрии для целей обложения земельных участков устанавливаются физические показатели (их площадь) или стоимостные показатели (скорректированная рыночная стоимость) с дифференцированной налоговой ставкой, зависящей от вида облагаемой недвижимости и целей ее использования (табл. 2).

Для целей уменьшения высокой налоговой нагрузки и минимизации негативного влияния стоимость объектов недвижимости для целей налогообложения рассчитывается по цене ниже оценочной стоимости.

Кроме того, в ряде случаев ставки дифференцируются в зависимости от назначения недвижимости (жилая или коммерческая недвижимость) либо исходя из вида недвижимости (земельные участки, здания).

Налоговые ставки в отношении объектов недвижимости, используемых в коммерческих целях, выше ставок для недвижимости жилого назначения и для земель сельскохозяйственного и ле-сохозяйственного назначения [6].

В некоторых странах местные органы власти имеют право изменять

Таблица1

Порядок исчисления налоговой базы по налогу на недвижимость в некоторых странах ОЭСР [5]

JV« п/п Страна Порядок исчисления налоговой базы

1. Бельгия 1. Налоговая база определяется как учитываемая в кадастре арендная стоимость объектов недвижимости. 2. Если недвижимость находится за пределами территории Бельгии: - недвижимость, не сдана в аренду (налоговая база рассчитывается, с учетом оценочной арендной стоимости); - недвижимость сдана в аренду (налоговая база определяется как стоимость, которая складывается из суммы оценочной арендной стоимости и фактического дохода от ее сдачи в аренду).

2. Италия 1. Налоговая база по налогу рассчитывается исходя из оценочного дохода с корректировкой на текущий коэффициент переоценки, который умножается на коэффициент, дифференцируемый по объектам жилой недвижимости и объектам недвижимости, используемым в предпринимательской деятельности. 2. Если недвижимое имущество находится за пределами страны, при исчислении налоговой базы учитывается стоимость ее приобретения в стране ее местонахождения.

Таблица 2

Порядок исчисления стоимости недвижимости для целей налогообложения

Страна Налоговая база по налогу на недвижимость исчисляется:

Чили - с 63 % от оценочной стоимости для жилой недвижимости; - 79 % от оценочной стоимости коммерческой недвижимости.

Республика Корея - с 70 % текущей стоимости налогооблагаемого объекта в отношении земель; - с 60 % — для строений.

Финляндия - с 70 % от оценочной стоимости в отношении зданий; - с 74 % от оценочной стоимости в отношении земельных участков.

Венгрия - с 50 % от рыночной стоимости соответствующего земельного участка; - с 50% налога на наследование и дарения.

Франция - с 80 % от условной арендной стоимости этих земель; - с 50% кадастровой (арендной) стоимости для других объектов недвижимости.

Норвегия - от 20 % до 50 % оценочной стоимости недвижимости, либо стоимости реализации этой недвижимости.

Португалия - с 80-90 % от рыночной стоимости , с учетом средней стоимости здания, площади, вида, качества, возраста, местоположения.

величину налоговой ставки с использованием коэффициентов, например, в ФРГ общая ставка налога на недвижимое имущество в размере 0,35% увеличивается на муниципальный коэффициент от 280% до 810%, в итоге применяется налоговая ставка в размере от 0,98% до 2,84% [7].

Во многих странах налоговые ставки дифференцированы и в зависимости от стоимости налогооблагаемых объектов. В Словении при налогообложении объектов недвижимости стоимостью более 500 тысяч евро применяется налоговая ставка, увеличенная на 0,25% [8], в Ирландии если стоимость недвижимости превышает 1 миллион евро, ставка увеличивается с 0,18% до 0,25% [3], в Дании налогообложение имущества, используемого для коммерческих целей, осуществляется по ставке 1%, но если величина его стоимости превышает установленный законодательством предел, применяется ставка 3% [9].

В государствах ОЭСР предусмотрены налоговые льготы по данному виду налогов. В Великобритании применяется вычет в размере 25% по налогу на имущество физических лиц

в отношении жилой недвижимости, если она используется ее единственным владельцем [2]. Снижение налоговой нагрузки в отношении жилого фонда предусмотрено и для лиц пенсионного возраста [10]. В Финляндии если недвижимость является постоянным местом жительства налогоплательщика, налоговая ставка снижается с 0,88% до 0,37% и с 1,55% до 0,8% [11].

В последние годы часть стран осуществляет реформу налогообложения недвижимого имущества с целью увеличить поступления в бюджет соответствующих налогов и снизить налоговую нагрузку на менее обеспеченные слои населения [12].

Последние законодательные инициативы, направленные на совершенствование налогообложения недвижимого имущества в зарубежных странах, приведены в табл. 3 [1].

Из приведенной в табл. 3 информации следует, что проводимые реформы в странах ОЭСР в основном включают в себя мероприятия по увеличению количества налогоплательщиков, вовлекая в налогообложение слои населения с низким уровнем дохода, с помощью дифференциации шкалы налоговых

Таблица 3

Основные направления реформирования налогообложения недвижимости в странах ОЭСР

Страна Решаемая проблема Пути решения

Великобритания Отсутствие информации об актуальной стоимости недвижимости для целей налогообложения Дифференциация шкалы налоговых ставок и ранжирование системы оценки недвижимости

Греция Отсутствие информации об актуальной стоимости недвижимости для целей налогообложения Налогообложение недвижимого имущества в зависимости от зоны его расположения

Применение установленных зональных мультипликаторов

Высокая налоговая нагрузка на налогоплательщиков -физических лиц Расширение перечня объектов, подлежащих налогообложению

Италия Отсутствие информации об актуальной стоимости недвижимости для целей налогообложения Расширение прав муниципалитетов по изменению ставки налога и величины налогового вычета

Канада Неэффективность системы ранжирования недвижимого имущества по стоимостным группам для целей налогообложения Увеличение сроков проведения переоценки объектов недвижимости. Увеличение лимита для целей применения повышенной ставки налога. Предоставление отсрочки по уплате налога

ставок и ранжирования системы оценки недвижимости. Некоторые меры предоставляют налогоплательщикам различные возможности по оплате налога с учетом текущего состояния их финансовых доходов.

В Греции налоговая политика направлена на становление прогрессивного налогообложения, при этом объекты налогообложения классифицируются в зависимости от зоны их местоположения.

Италия, проводя реформы, создает условия для повышения эффективности налогового администрирования, передав часть функций по установлению некоторых налогов местным органам власти.

Рассматривая опыт зарубежных стран по вопросу налогообложения

недвижимого имущества, мы видим, что земельные участки и объекты недвижимости, расположенные на них, во многих развитых странах облагаются отдельно, в зависимости от видов их практического использования. Кроме того, законодательством многих стран зачастую предусматривается установление предельного значения н+алогооблагаемой стоимости жилых объектов недвижимого имущества.

В большинстве стран ОЭСР налоговая база исчисляется в зависимости от актуальной оценочной стоимости недвижимого имущества, исчисление которой требует достаточно серьезных затрат финансовых ресурсов.

Примечания:

1. Логинова Т.А. Стратегия развития налогообложения недвижимого имущества в Российской Федерации: дис. ... канд. эконом. наук. М., 2018.

2. Obuoforibo B. United Kingdom - Corporate Taxation // IBFD, Tax Research Platform: Country Analyses - United Kingdom. URL: http://www.ibfd.org.

3. Ostaszewska O. Ireland - Corporate Taxation // IBFD, Tax Research Platform: Country Analyses - Ireland. URL: http://www.ibfd.org.

4. Morett M.E., Cepeda F.L. Mexico - Corporate Taxation // IBFD, Tax Research Platform: Country Analyses - Mexico. URL: http://www.ibfd.org.

5. Offermanns R., Michel B. Belgium - Corporate Taxation // IBFD, Tax Research Platform: Country Analyses - Belgium. URL: http://www.ibfd.org.

6. Torma L. Hungary - Corporate Taxation // IBFD, Tax Research Platform: Country Analyses - Hungary. URL: http://www.ibfd.org).

7. Perdelwitz P. Germany - Corporate Taxation // IBFD, Tax Research Platform: Country Analyses - Germany. URL: http://www.ibfd.org.

8. Maher A. Slovenia - Corporate Taxation // IBFD, Tax Research Platform: Country Analyses - Slovenia. URL: http://www.ibfd.org.

9. Ambagtsheer-Pakarinen L. Denmark - Corporate Taxation // IBFD, Tax Research Platform: Country Analyses - Denmark. URL: http://www.ibfd.org.

10. Slack E., Bird R. The Political Economy of property Tax Reform // OECD Working Papers on Fiscal Federalism. 2014. № 18. URL: http://www.oecd-ilibrary.org/taxation/ thepolitical-economy-of-property-tax-reform_5jz5pzvzv6r7-en?crawler=true.

11. Ambagtsheer-Pakarinen L. Finland - Corporate Taxation // IBFD, Tax Research Platform: Country Analyses - Finland. URL: http://www.ibfd.org.

12. Norregaard M.J. Taxing Immovable Property Revenue Potential and Implementation Challenges // International Monetary Fund. 2013. URL: https://www.imf.org/ external/pubs/ft/wp/2013/wp13129.pdf.

References:

1. Loginova T.A. The development strategy of real estate taxation in the Russian Federation: dis. ... Cand. of Econ. Sciences. M., 2018. 227 p.

2. Obuoforibo B. United Kingdom - Corporate Taxation // IBFD, Tax Research Platform: Country Analyses - United Kingdom. URL: http://www.ibfd.org.

3. Ostaszewska O. Ireland - Corporate Taxation // IBFD, Tax Research Platform: Country Analyses - Ireland. URL: http://www.ibfd.org.

4. Morett M.E., Cepeda F.L. Mexico - Corporate Taxation // IBFD, Tax Research Platform: Country Analyses - Mexico. URL: http://www.ibfd.org.

5. Offermanns R., Michel B. Belgium - Corporate Taxation // IBFD, Tax Research Platform: Country Analyses - Belgium. URL: http://www.ibfd.org.

6. Torma L. Hungary - Corporate Taxation // IBFD, Tax Research Platform: Country Analyses - Hungary. URL: http://www.ibfd.org).

7. Perdelwitz P. Germany - Corporate Taxation // IBFD, Tax Research Platform: Country Analyses - Germany. URL: http://www.ibfd.org.

8. Maher A. Slovenia - Corporate Taxation // IBFD, Tax Research Platform: Country Analyses - Slovenia. URL: http://www.ibfd.org.

9. Ambagtsheer-Pakarinen L. Denmark - Corporate Taxation // IBFD, Tax Research Platform: Country Analyses - Denmark. URL: http://www.ibfd.org.

10. Slack E., Bird R. The Political Economy of property Tax Reform // OECD Working Papers on Fiscal Federalism. 2014. №№ 18. URL: http://www.oecd-ilibrary.org/taxation/ thepolitical-economy-of-property-tax-reform_5jz5pzvzv6r7-en?crawler=true.

11. Ambagtsheer-Pakarinen L. Finland - Corporate Taxation // IBFD, Tax Research Platform: Country Analyses - Finland. URL: http://www.ibfd.org.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

12. Norregaard M.J. Taxing Immovable Property Revenue Potential and Implementation Challenges // International Monetary Fund. 2013. URL: https://www.imf.org/ external/pubs/ft/wp/2013/wp13129.pdf.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.