Научная статья на тему 'Сравнительный анализ налога на жилую недвижимость в новых странах Восточной Европы и России'

Сравнительный анализ налога на жилую недвижимость в новых странах Восточной Европы и России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
271
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЛОГ НА ЖИЛЬЕ / НАЛОГОВЫЕ ЛЬГОТЫ / НАЛОГОВАЯ БАЗА / МОДЕЛЬ НАЛОГА / БАЗОВЫЕ ПРИНЦИПЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ / ПРИНЦИПЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ЖИЛЬЯ / ОБЪЕКТ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ / СУБЪЕКТ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ / ВОСТОЧНОЕВРОПЕЙСКИЕ СТРАНЫ / НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС / TAXATION OBJECT / PRINCIPLES OF DWELLING TAXATION / BASIC PRINCIPLES OF TAXATION / TAX MODEL / TAX BASE / TAX PRIVILEGES / DWELLING TAX / TAXATION SUBJECT / CAUCASIAN COUNTRIES / TAX CODE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Лукашова Ирина Викторовна

Объектом представленного в статье исследования является налогообложение жилой недвижимости. Предметом исследования составляющие налога на жилую недвижимость в новых странах Восточной Европы (Белоруссия, Молдавия, Украина) и России. Представленная статья продолжает цикл исследований автора, посвященных сравнительному анализу основных составляющих налога на жилую недвижимость в странах бывшего Советского Союза (страны Центральной Азии, Закавказья, Балтии). Автор подробно рассматривает действующие системы налогообложения жилой недвижимости в каждой их выбранных для исследования стран, а затем подвергает их сравнительному анализу. Критериями для проведения сравнений являются базовые принципы налогообложения, уточненные и дополненные автором для случая жилой недвижимости. Методология исследования базируется на анализе действующих законодательных документов, регулирующих формирование и администрирование налога на жилую недвижимость в рассматриваемых странах, обобщении и систематизации данных. Особое внимание в статье уделяется различиям в страновых методологиях налогообложения жилой недвижимости (объект налогообложения, субъект налогообложения, база налога, модель налога, льготы, администрирование и др.) и степени их соответствия принципам налогообложения. В статье обосновывается вывод, что методологии, реализуемые в России и Молдавии, в большей степени реализуют принципы налогообложения жилой недвижимости, как сложного социально значимого объекта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Comparative analysis of tax on housing in the new countries of Eastern Europe and Russia

The article presents research of dwelling real estate taxation. The theme of the research is constituents of dwelling tax in some countries in Eastern Europe (Byelorussia, Moldavia, Ukraine) and Russia. The article continues а number of author’s research devoted to comparative analysis of basic tax constituents on dwelling real estate in the countries of the former Soviet Union (Central Asia, Caucasus, Baltic countries). The author regards the existing systems of dwelling real estate taxation in details in each chosen country for research and then makes their comparative analysis. Criteria for making comparison are basic principles of taxation were updated and supplemented by the author for the case of dwelling real estate. Methodology of research is based on analysis of the present legislative documents, regulating tax formation and administration on dwelling real state in newly formed countries of Eastern Europe and Russia, generalization and systematization of the data. The article pays specific attention to the difference in methodology of dwelling real estate taxation in each country (taxation object, taxation subject, tax base, tax model, privileges, administration etc.) and degrees of their correspondence to the taxation principles. The author concludes that methodologies used in Russia and Moldavia largely implement the principles of dwelling estate taxation, as a complex social objects.

Текст научной работы на тему «Сравнительный анализ налога на жилую недвижимость в новых странах Восточной Европы и России»

Интернет-журнал «Науковедение» ISSN 2223-5167 http ://naukovedenie.ru/

Том 8, №2 (2016) http ://naukovedenie. ru/index.php?p=vol8-2

URL статьи: http://naukovedenie.ru/PDF/128EVN216.pdf

DOI: 10.15862/128EVN216 (http://dx.doi.org/10.15862/128EVN216)

Статья опубликована 16.05.2016.

Ссылка для цитирования этой статьи:

Лукашова И.В. Сравнительный анализ налога на жилую недвижимость в новых странах Восточной Европы и России // Интернет-журнал «НАУКОВЕДЕНИЕ» Том 8, №2 (2016) http://naukovedenie.ru/PDF/128EVN216.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ. DOI: 10.15862/128EVN216

УДК 336.226.212.1

Лукашова Ирина Викторовна

ГОУ ВПО «Кыргызско -Российский Славянский университет», Киргизия, Бишкек1 Доцент кафедры «Математические методы и исследование операций в экономике»

Кандидат технических наук E-mail: [email protected] РИНЦ: http://elibrary.ru/author items.asp?authorid=827185

Сравнительный анализ налога на жилую недвижимость в новых странах Восточной Европы и России

Аннотация. Объектом представленного в статье исследования является налогообложение жилой недвижимости. Предметом исследования - составляющие налога на жилую недвижимость в новых странах Восточной Европы (Белоруссия, Молдавия, Украина) и России. Представленная статья продолжает цикл исследований автора, посвященных сравнительному анализу основных составляющих налога на жилую недвижимость в странах бывшего Советского Союза (страны Центральной Азии, Закавказья, Балтии). Автор подробно рассматривает действующие системы налогообложения жилой недвижимости в каждой их выбранных для исследования стран, а затем подвергает их сравнительному анализу. Критериями для проведения сравнений являются базовые принципы налогообложения, уточненные и дополненные автором для случая жилой недвижимости. Методология исследования базируется на анализе действующих законодательных документов, регулирующих формирование и администрирование налога на жилую недвижимость в рассматриваемых странах, обобщении и систематизации данных. Особое внимание в статье уделяется различиям в страновых методологиях налогообложения жилой недвижимости (объект налогообложения, субъект налогообложения, база налога, модель налога, льготы, администрирование и др.) и степени их соответствия принципам налогообложения. В статье обосновывается вывод, что методологии, реализуемые в России и Молдавии, в большей степени реализуют принципы налогообложения жилой недвижимости, как сложного социально значимого объекта.

Ключевые слова: налог на жилье; налоговые льготы; налоговая база; модель налога; базовые принципы налогообложения; принципы налогообложения жилья; объект налогообложения; субъект налогообложения; восточноевропейские страны; налоговый кодекс

1 720000, г. Бишкек, ул. Киевская, 44 1

Современная практика налогообложения жилой недвижимости представлена большим разнообразием систем налогообложения, включающих различные модели налогов и их сочетания, используемые концепции налоговых льгот и расходования собранных налогов. Значительное количество исследовательских работ посвящено изучению и сравнительному анализу систем налогообложения жилой недвижимости в разных частях и странах мира [1] [2]

[3].

По данным на декабрь 2015 г. в 13 из 15 стран бывшего Советского Союза также введен налог на жилую недвижимость, которая, в силу присущих ей функций является значимым экономическим объектом, а налог на нее - социально чувствительным. Однако в настоящее время отсутствуют полноценные научные исследования и сравнительные обзоры систем налогообложения жилой недвижимости, которые взяли на вооружение постсоветские страны. Результаты исследования, представленного в статье, восполняют этот пробел и продолжают цикл публикаций автора, посвященных сравнительному анализу основных составляющих налога на жилую недвижимость в странах бывшего Советского Союза (страны Центральной Азии и Закавказья).

В первой части статьи представлено краткое описание действующих систем налогообложения жилой недвижимости Российской Федерации, Украины, республик Беларусь и Молдовы, во второй части - их сравнительный анализ по критериям, обусловленным принципам налогообложения жилья, предложенных автором.

Российская Федерация2

После длительного периода проведения экспериментов по введению налога на недвижимое имущество в Твери и Нижнем Новгороде, законодательных, технических и организационных мероприятий, с 1 января 2015 г. в Российской Федерации начал взиматься налог на жилье.

1. Объект налогообложения - жилой дом (жилые строения, расположенные на земельных участках, предоставленных для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального жилищного строительства, относятся к жилым домам); квартира; комната.

2. Субъект налогообложения - физическое лицо, обладающее правом собственности на жилье на территории Российской Федерации.

3. Налоговая база - кадастровая стоимость жилой недвижимости по состоянию на 1 января текущего года.

4. Льготы, относящиеся к объекту жилой недвижимости.

Не облагаются налогом:

• 50 м2 общей площади жилого дома усадебного типа;

• 20 м2 общей площади квартиры;

• 10 м2 площади комнаты.

Законодательные органы государственной власти городов Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя вправе увеличивать размеры необлагаемой площади жилья.

2 Налоговый кодекс Российской Федерации // Информационно-правовое обеспечение ГАРАНТ. 2015. URL: http://base.garant.ru/10900200/52/#block_20032 (дата обращения: 3.12.2015).

5. Льготы, относящиеся к налогоплательщику, предоставляются лицам 15 категорий только в отношении одного объекта жилой недвижимости из каждого вида жилья: квартира, комната, жилой дом.

6. Ставка налога не превышает 0,1% от кадастровой стоимости объекта налогообложения.

7. Модель налога.

Н = (КС/П)*(П-П1)*СН, где Н - налог, рублей/год;

(КС/П) - кадастровая стоимость 1 м2 общей площади жилья;

П - общая площадь жилья, м2;

П1 - площадь жилья, не облагаемая налогом, м2; 50 м , жилой дом П1 = < 20 м2, квартира 10 м2, комната

;

СН - ставка налога, %.

Такая модель будет действовать на всей территории Российской Федерации с 1 января 2020 г. В период 2015-2019 г. осуществляется переход от инвентаризационной стоимости жилья к кадастровой, правила переходного периода в данном исследовании не рассматриваются.

8. Налог уплачивается по месту нахождения объекта жилой недвижимости на основании налогового уведомления, направляемого налогоплательщику налоговым органом.

9. Налог на жилье относится к местным налогом и сборам в составе налога на имущество физических лиц.

Украина3

На Украине налог на жилье начал взиматься с 1 января 2013 г.

1. Объект налогообложения - жилая недвижимость.

2. Субъект налогообложения - физические и юридические лица, в том числе нерезиденты, которые являются владельцами объектов жилой недвижимости на территории Украины.

3. Налоговая база - жилая площадь объекта жилой недвижимости.

4. Льготы, относящиеся к объекту жилой недвижимости.

Не подлежат налогообложению:

• жилая недвижимость, которая расположена в зонах отчуждения и обязательного отселения в соответствии с законом;

3 Налоговый Кодекс Украины // Meget. 2013. URL: http://meget.kiev.ua/kodeks/nalogoviy-kodeks/statya-265 (дата обращения: 29.12.2015).

• здания детских домов семейного типа;

• садовый или дачный дом, но не более одного на налогоплательщика.

База налогообложения только одного объекта жилой недвижимости, находящегося в собственности физического лица, уменьшается:

• для квартиры на 120 м2; для жилого дома на 250 м2.

5.

6.

7.

Льготы, относящиеся к налогоплательщику:

не являются плательщиками налога многодетные и приемные семьи, в которых воспитывается трое и более детей (в отношении одного объекта жилой недвижимости на семью).

Ставка налога устанавливаются сельским, поселковым или городским советом за 1 м2 жилой площади объекта жилой недвижимости:

для квартир, с жилой площадью не более 240 м2 и для жилых домов, с жилой площадью не более 500 м2 - не более 1% размера минимальной заработной платы;

для квартир с жилой площадью более 240 м2 и жилых домов с жилой площадью более 500 м2 - 2,7% размера минимальной заработной платы;

минимальная заработная плата устанавливается законом на 1 января налогового года.

Модель налога.

Н= (П-П1)*СН, где Н - налог, гривен/год; П - жилая площадь жилья, м2; П1 - жилая площадь жилья, не облагаемая налогом, м2;

120 м2, для квартир 240 м2, для домов

П1 =

СН =

СН - ставка налога, %; 10,01* МЗП, если П квартиры < 240 м2

СН =

[0,01* МЗП, если П дома < 500 м2

0,027 * МЗП, еслиП квартиры > 240 м2 0,027 * МЗП, если Пдома > 500 м2

МЗП - минимальная заработная плата.

где

Исчисление суммы налога, проводится органом государственной налоговой службы. Налоговое уведомление-решение о сумме налога, отправляются органами государственной налоговой службы плательщикам по местонахождению объекта жилой недвижимости.

9. Налог на жилье относится к местным налогом и сборам в составе налога на недвижимое имущество, отличное от земельного участка.

Республика Беларусь4

В Белоруссии налог на жилье начал взиматься с 1 января 2010 г.

1. Объект налогообложения - жилые дома, жилые помещения (квартиры, комнаты) в многоквартирных или блокированных жилых домах.

2. Субъект налогообложения - физическое лицо, являющееся владельцем жилой недвижимости на территории Республики Беларусь.

3. Налоговая база - оценочная стоимость капитальных строений (зданий, сооружений), порядок которой утверждается Президентом Республики Беларусь.

4. Льготы, относящиеся к объекту жилой недвижимости.

• Освобождается от налогообложения одно жилое помещение в многоквартирном или в блокированном жилом доме, принадлежащее физическому лицу.

5. Льготы, относящиеся к налогоплательщику предоставляются лицам 6 категорий.

6. Ставка налога устанавливается местными и областными советами депутатов в размере 0,1% от оценочной стоимости. Советам депутатов предоставлено право увеличивать/уменьшать, но не более чем в два раза ставки налога на недвижимость отдельным категориям плательщиков.

7. Модель налога.

Н=ОС*СН, где Н - налог, белорусский рубль/год;

ОС - оценочная стоимость;

СН - ставка налога, %.

8. Исчисление суммы налога проводится налоговым органом. Физические Лица уплачивают налог на жилую недвижимость на основании извещения налогового органа.

9. Налог на жилье относится к республиканским налогам и сборам в составе налога на недвижимость.

Республика Молдова5

Молдавия первая среди республик бывшего Советского Союза ввела налог на недвижимость, который начал взиматься с 1 января 2001 г.

4 Налоговый Кодекс Республики Беларусь // Министерство по налогам и сборам Республики Беларусь. 2015. URL: http://www.nalog.gov.by/ru/TAX_CODE_RU/view/nalogovyj-kodeks-respubliki-belarus-osobennaja-chast-29-dekabija-2009-g-n-71-z-12911/ (дата обращения: 23.01.2016).

5 Налоговый Кодекс Республики Молдова // Законодательство стран СНГ. 2015. URL: http://base.spinform.ru/show_doc.fwx?rgn=3834 (дата обращения: 05.12.2015).

1. Объект налогообложения - квартиры и индивидуальные жилые дома, включая прилегающие земельные участки.

2. Субъект налогообложения - физическое лицо, являющееся собственником жилья на территории Молдавии.

3. Налоговая база - оценочная стоимость, полученная на основе массовой оценки рыночной стоимости типового жилья или индивидуальной оценки рыночной стоимости нетипового жилья с учетом прилегающего земельного участка.

4. Нет льгот, относящихся к объекту жилой недвижимости.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Льготы, относящиеся к налогоплательщику предоставляются лицам 8 категорий.

6. Ставка налога устанавливается ежегодно органами местного самоуправления от 0,05% до 0,3% от оценочной стоимости жилья.

7. Модель налога.

Н = (СЗ+СЖ)*СН, где Н - налог, лей/год;

СЗ - оценочная стоимость земельного участка, лей;

СЖ - оценочная стоимость жилья, лей;

СН - ставка налога, %.

Для оценки стоимости земли и жилья применяются методы: сравнительного анализа продаж, доходный и затратный.

8. Каждому субъекту налогообложения направляется уведомление об уплате налога, начисляемого ежегодно службой по сбору местных налогов по каждому объекту налогообложения, исходя из оценочной стоимости жилья, по состоянию на 1 января налогового года.

9. Налог на жилье относится к местным налогам в составе налога на недвижимое имущество.

Сравнительный анализ

Для дальнейшего сравнительного анализа страновых систем налогообложения жилого недвижимого имущества, приведенного в таблице, воспользуемся 10 принципами налогообложения, предложенными автором. Разработанные принципы налогообложения жилья, как сложного социально-значимого объекта, частично базируются на базовых принципах, сформулированных А. Смитом [6][6] для любых объектов налогообложения и принципах, сформулированных современными авторами, занимающимися проблемами налогообложения недвижимого имущества [7][7], [8][8], [9][9], [10][10], но не являются механически перенесенными в область налогообложения жилья. Предложенные принципы были применены при анализе налогообложения жилья в центральноазиатских и закавказских станах бывшего Советского Союза:

1. Объектом налогообложения является жилье, не используемое для предпринимательской деятельности.

2. Налог платят все собственники жилья.

3. Налогооблагаемая стоимость жилья учитывает различия в основных рыночных ценообразующих факторах.

4. Расчет налога на жилье осуществляется по легко понимаемой модели массовой оценки.

5. Предоставление льгот жилью осуществляется в виде необлагаемого минимума общей площади.

6. Льготы предоставляются малообеспеченным налогоплательщикам, владеющим жильем.

7. Налог на жилье является местным.

8. Налог на жилье является прогрессивным.

9. Ставка налога на жилье является переменной.

10. Налогоплательщик сам рассчитывает размер налога.

Таблица

Сравнительные характеристики налога на жилье в новых странах Восточной Европы и России

№ Принцип Россия Украина Белоруссия Молдавия

1 Объектом налогообложения

является жилье, не используемое -1) +

для предпринимательской

деятельности.

2 Налог платят все собственники жилья. + -2) - +3) +

3 Налогооблагаемая стоимость +4)

учитывает различия в ценообразующих факторах. - + +

4 Расчет налога на жилье

осуществляется по легко + + + +

понимаемой модели массовой

оценки.

5 Не облагается налогом часть общей площади. + +5) +-6)

6 Льготы предоставлены малообеспеченным собственникам жилья. -+ -+ -+ -+8)

7 Налог - местный. + + - +

8 Налог - прогрессивный. - + - -

9 Ставка налога - переменная. - - - -

10 Налогоплательщик сам рассчитывает размер налога. - - - -

11 Количество льготных категорий 15 1 6 8

владельцев жилья.

Составлено автором Примечания.

1) Такое требование относится только к льготам, предоставляемым налогоплательщикам.

2) Большая часть необлагаемой налогом жилой площади выводит практически все жилье из-под налогообложения, искажая внутренний смысл налога и переводя его, по сути, из налога на жилье в налог на роскошь.

3) Налог платят только физические лица, владеющие более чем одной квартирой в многоквартирном или блокированном доме, а также собственники жилых домов, если они не попадают под льготы, предоставляемые налогоплательщикам.

4) Налоговой базой является кадастровая стоимость, определяемая на основе рыночной.

5) Только для одного объекта жилой недвижимости, из принадлежащих собственнику.

6) Из-под налогообложения выводится один объект жилой недвижимости, независимо от площади.

7) Только у владельцев жилья, относящихся к льготным категориям.

8) На Украине льготы предоставляются многодетным семьям (трое и более детей). В России, Белоруссии и Молдавии льготы предоставляются некоторым категориям лиц, в том числе пенсионерам, инвалидам и др., которые имеют повышенные риски относиться к малообеспеченным семьям.

Анализ законодательства, регулирующего налогообложение жилья в новых странах Восточной Европы и России, позволил выявить следующие различия:

1. Все рассматриваемые страны законодательно ввели налог на жилье, хотя на Украине налог на жилье, содержательно, трансформирован в налог на роскошь.

2. В России и Молдавии налог платят все владельцы жилья. На Украине и в Белоруссии - незначительная часть владельцев. На Украине - по причине выведения больших площадей жилья, а в Белоруссии - одного объекта жилой недвижимости, из-под налогообложения.

3. В России и Молдавии налогооблагаемая стоимость основана на рыночной стоимости.

4. Во всех странах расчет налога понятен, хотя это не играет большой роли для налогоплательщиков, так как расчет и полное администрирование налога лежит на налоговых органах.

5. Во всех странах, за исключением Молдавии, в разных формах и по разным нормам производится выведение некоторой площади жилья из-под налогообложения.

6. В законодательстве всех стран нет прямых указаний на льготы, предоставляемые малообеспеченным владельцам жилья, хотя косвенно некоторые льготные категории владельцев имеют риски быть малообеспеченными.

7. Налог не является местным только в Белоруссии.

8. Налог является прогрессивным только на Украине.

9. Ни в одной стране ставка налога не является переменной.

10. Ни в одной стране администрирование налога не оптимизировано за счет самостоятельного расчета размера налога налогоплательщиком.

Таким образом, результаты проведенного сравнительного анализа позволяют сделать следующие выводы:

1. Методология налогообложения жилья реализуемая в национальных законодательных документах новых стран Восточной Европы и России, в различной степени реализует принципы налогообложения.

2. Из всех рассмотренных стран, методологии налогообложения жилья, реализуемые в России и Молдове, в большей степени соответствуют принципам налогообложения.

3. Для всех анализируемых стран дальнейшее совершенствование методологии налогообложения жилья может быть построено на основе предложенных принципов налогообложения, которые могут выступать, как основой, так и критерием эффективности используемых методологий.

ЛИТЕРАТУРАПрокудина Н.В. Налог на недвижимость: в Европе и России // Механизация строительства. 2010. №10. С. 29-32.

2. Поколодин В.В. Мировая практика налогообложения недвижимости и особенности формирования концепции налога на недвижимость для российской экономики. URL: http://crea.ru/newcrea/Articles/reform/pok_artk/pok_artk.htm (дата обращения: 20.05.2013).

3. Ходов Л.Г. Налоги на недвижимость: зарубежный опыт, российские проблемы // Жилищное право. 2009. №2. С. 101-111.

4. Лукашова И.В. Сравнительный анализ налога на жилую недвижимость в странах Центральной Азии // Финансы и управление. 2016. №2. С. 1-21. DOI: 10.7256/2409-7802.2016.2.17578. URL: http://e-notabene.ru/flc/article_17578.html.

5. Лукашова И.В. Сравнительный анализ налога на жилую недвижимость в странах Закавказья // Финансы и управление. 2016. 2. С. 22-37. DOI: 10.7256/2409-7802.2016.2.17659. URL: http://e-notabene.ru/flc/article_17659.html.

6. Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов. М.: Соцэкгиз. 1962. 684 с.

7. Братцев В.И. Налогообложение недвижимого имущества: проблемы и перспективы. // Вестник Чувашского университета. 2011. №1. С. 340-343.

8. Грибовский С.В., Лейфер Л.А., Нейман ЕИ. О концепции оценки недвижимости для целей налогообложения: состояние и перспективы // Имущественные отношения в РФ. 2010. №5. С. 6-14.

9. Миллер Н.В. Теоретические аспекты налогообложения недвижимости // Вестник Омского университета. 2011. №4. С. 191-197.

10. Эккерт Дж.К. Организация оценки и налогообложения недвижимости: в 2 т. Т. 1. М.: СТАР-ИНТЕР. 1997. 382 с.

Lukashova Irina Viktorovna

Kyrgyz-Russian Slavic University, Kyrgyz Republic, Bishkek

E-mail: [email protected]

Comparative analysis of tax on housing in the new countries

of Eastern Europe and Russia

Abstract. The article presents research of dwelling real estate taxation. The theme of the research is constituents of dwelling tax in some countries in Eastern Europe (Byelorussia, Moldavia, Ukraine) and Russia. The article continues a number of author's research devoted to comparative analysis of basic tax constituents on dwelling real estate in the countries of the former Soviet Union (Central Asia, Caucasus, Baltic countries). The author regards the existing systems of dwelling real estate taxation in details in each chosen country for research and then makes their comparative analysis. Criteria for making comparison are basic principles of taxation were updated and supplemented by the author for the case of dwelling real estate. Methodology of research is based on analysis of the present legislative documents, regulating tax formation and administration on dwelling real state in newly formed countries of Eastern Europe and Russia, generalization and systematization of the data. The article pays specific attention to the difference in methodology of dwelling real estate taxation in each country (taxation object, taxation subject, tax base, tax model, privileges, administration etc.) and degrees of their correspondence to the taxation principles. The author concludes that methodologies used in Russia and Moldavia largely implement the principles of dwelling estate taxation, as a complex social objects.

Keywords: taxation object; principles of dwelling taxation; basic principles of taxation; tax model; tax base; tax privileges; dwelling tax; taxation subject; caucasian countries; tax code

REFERENCES

1. Prokudina N.V. Nalog na nedvizhimost': v Evrope i Rossii // Mekhanizatsiya stroitel'stva. 2010. №10. S. 29-32.

2. Pokolodin V.V. Mirovaya praktika nalogooblozheniya nedvizhimosti i osobennosti formirovaniya kontseptsii naloga na nedvizhimost' dlya rossiyskoy ekonomiki. URL: http://crea.ru/newcrea/Articles/reform/pok_artk/pok_artk.htm (data obrashcheniya: 20.05.2013).

3. Khodov L.G. Nalogi na nedvizhimost': zarubezhnyy opyt, rossiyskie problemy // Zhilishchnoe pravo. 2009. №2. S. 101-111.

4. Lukashova I.V. Sravnitel'nyy analiz naloga na zhiluyu nedvizhimost' v stranakh Tsentral'noy Azii // Finansy i upravlenie. 2016. №2. S. 1-21. DOI: 10.7256/24097802.2016.2.17578. URL: http://e-notabene.ru/flc/article_17578.html.

5. Lukashova I.V. Sravnitel'nyy analiz naloga na zhiluyu nedvizhimost' v stranakh Zakavkaz'ya // Finansy i upravlenie. 2016. 2. S. 22-37. DOI: 10.7256/24097802.2016.2.17659. URL: http://e-notabene.ru/flc/article_17659.html.

6. Smit A. Issledovanie o prirode i prichinakh bogatstva narodov. M.: Sotsekgiz. 1962. 684 s.

7. Brattsev V.I. Nalogooblozhenie nedvizhimogo imushchestva: problemy i perspektivy. // Vestnik Chuvashskogo universiteta. 2011. №1. S. 340-343.

8. Gribovskiy S.V., Leyfer L.A., Neyman EI. O kontseptsii otsenki nedvizhimosti dlya tseley nalogooblozheniya: sostoyanie i perspektivy // Imushchestvennye otnosheniya v RF. 2010. №5. S. 6-14.

9. Miller N.V. Teoreticheskie aspekty nalogooblozheniya nedvizhimosti // Vestnik Omskogo universiteta. 2011. №4. S. 191-197.

10. Ekkert Dzh.K. Organizatsiya otsenki i nalogooblozheniya nedvizhimosti: v 2 t. T. 1. M.: STAR-INTER. 1997. 382 s.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.