Научная статья на тему 'Опыт налогообложения недвижимого имущества физических лиц в зарубежных странах и его применение в России'

Опыт налогообложения недвижимого имущества физических лиц в зарубежных странах и его применение в России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2284
370
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник университета
ВАК
Область наук
Ключевые слова
НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ НЕДВИЖИМОГО ИМУЩЕСТВА ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ / ОЦЕНКА ОБЪЕКТОВ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ / СИСТЕМЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ НЕДВИЖИМОГО ИМУЩЕСТВА ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ / НАЛОГОВЫЕ СТАВКИ / НАЛОГОВЫЕ ПОСТУПЛЕНИЯ / TAXATION OF INDIVIDUALS REAL ESTATE / ASSESSMENT OF TAXATION OBJECTS / SYSTEMS OF TAXATION OF INDIVIDUALS REAL ESTATE / TAX RATES / TAX REVENUES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Дементьева Мария Алексеевна, Захарова Александра Вячеславовна, Кирова Елена Александровна

Исследованы подходы к формированию стоимости объектов налогообложения недвижимого имущества физических лиц в зарубежных странах и установлению налоговых ставок. Проведен анализ поступлений налогов на недвижимое имущество физических лиц в высокоразвитых странах. Выявлены общие тенденции в имущественном налогообложении физических лиц. Сформулированы основные положения, на которых базируются современные системы налогообложения недвижимости физических лиц. Выявлены проблемы налогообложения недвижимого имущества в Российской Федерации. Предложены способы определения налоговой базы с учетом мирового опыта и российской действительности. Разработаны предложения по применению налоговых ставок и реализации принципа справедливости.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EXPERIENCE OF TAXATION OF REAL ESTATE OF INDIVIDUALS IN FOREIGN COUNTRIES AND ITS APPLICATION IN RUSSIA

Approaches to the formation of the value of objects of taxation of real estate of individuals in foreign countries and the establishment of tax rates have been examined. An analysis of tax revenues on real estate of individuals in highly developed countries has been carried out. General trends in property taxation of individuals have been identified. Basic provisions, on which modern systems of real estate taxation of individuals are based, have been formulated. Problems of real property taxation in Russia have been identified. Ways of determining the tax base taking into account the world experience and Russian reality have been proposed. Proposals for the application of tax rates and the implementation of the principle of justice have been elaborated.

Текст научной работы на тему «Опыт налогообложения недвижимого имущества физических лиц в зарубежных странах и его применение в России»

УДК 336.2

JEL H24

Дементьева Мария Алексеевна

студент магистратуры, ФГБОУ ВО «Государственный университет управления», г. Москва e-mail: [email protected]

Захарова Александра Вячеславовна

канд. экон. наук, ФГБОУ ВО «Государственный университет управления», г. Москва e-mail: [email protected]

Кирова Елена Александровна

д-р экон. наук, ФГБОУ ВО «Государственный университет управления», г. Москва e-mail: [email protected]

Dement'eva Mariya

Graduate student, State University of Management, Moscow e-mail: [email protected]

Zakharova Alexandra

Candidate of Economic Sciences, State University of Management, Moscow e-mail: [email protected]

Kirova Elena

Doctor of Economic Sciences, State University of Management, Moscow e-mail: [email protected]

DOI 10.26425/1816-4277-2019-1-100-107

ОПЫТ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ НЕДВИЖИМОГО ИМУЩЕСТВА ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ В ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАНАХ И ЕГО ПРИМЕНЕНИЕ В РОССИИ

Аннотация. Исследованы подходы к формированию стоимости объектов налогообложения недвижимого имущества физических лиц в зарубежных странах и установлению налоговых ставок. Проведен анализ поступлений налогов на недвижимое имущество физических лиц в высокоразвитых странах. Выявлены общие тенденции в имущественном налогообложении физических лиц. Сформулированы основные положения, на которых базируются современные системы налогообложения недвижимости физических лиц. Выявлены проблемы налогообложения недвижимого имущества в Российской Федерации. Предложены способы определения налоговой базы с учетом мирового опыта и российской действительности. Разработаны предложения по применению налоговых ставок и реализации принципа справедливости.

Ключевые слова: налогообложение недвижимого имущества физических лиц, оценка объектов налогообложения, системы налогообложения недвижимого имущества физических лиц, налоговые ставки, налоговые поступления.

EXPERIENCE OF TAXATION OF REAL ESTATE OF INDIVIDUALS IN FOREIGN COUNTRIES AND ITS APPLICATION IN RUSSIA

Abstract. Approaches to the formation of the value of objects of taxation of real estate of individuals in foreign countries and the establishment of tax rates have been examined. An analysis of tax revenues on real estate of individuals in highly developed countries has been carried out. General trends in property taxation of individuals have been identified. Basic provisions, on which modern systems of real estate taxation of individuals are based, have been formulated. Problems of real property taxation in Russia have been identified. Ways of determining the tax base taking into account the world experience and Russian reality have been proposed. Proposals for the application of tax rates and the implementation of the principle of justice have been elaborated.

Keywords: taxation of individuals real estate, assessment of taxation objects, systems of taxation of individuals real estate, tax rates, tax revenues.

Налогообложение недвижимости физических лиц - неотъемлемый элемент налоговой системы любого государства. В практике большинства развитых стран налоги на недвижимость являются весомыми источниками пополнения местных бюджетов, которые в дальнейшем позволяют решать большинство насущных проблем населения этих регионов. Наличие и развитость данного вида налогообложения принято считать одним из признаков цивилизованного рынка недвижимости. За рубежом имущественные налоги являются важнейшим элементом всей налоговой системы, в то время как в России их роль в формировании местных бюджетов пока не так велика.

На сегодняшний день в нашей стране существует необходимость преобразования налогообложения недвижимого имущества физических лиц. Вследствие этого опыт зарубежных стран, успешно применяющих практику имущественного налогообложения, является актуальным.

Целью данной статьи является анализ налогообложения недвижимого имущества физических лиц в зарубежных странах и исследование возможности его применения в России.

© Дементьева М.А., Захарова А.В., Кирова Е.А., 2019. Статья доступна по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0. всемирная (http://creativecommons.Org/licenses/by/4.0/).

The Author(s), 2018. This is an open access article under the CC BY 4.0 license (http://creativecommons.org/licenses/by/4.0/).

Авторами поставлены следующие задачи:

- провести анализ налогообложения недвижимого имущества физических лиц в высокоразвитых странах и выявить системы формирования стоимости объектов налогообложения;

- установление ставок налога на недвижимое имущество физических лиц;

- анализ поступлений от налога на имущество физических лиц в зарубежных странах;

- выявление общих тенденций в отношении налогообложения и оценки недвижимости для целей налогообложения физических лиц;

- формирование предложений по развитию практики налогообложения недвижимого имущества физических лиц с учетом зарубежного опыта и российских реалий.

В зарубежных странах налог на недвижимое имущество физических лиц является преимущественно местным. Данный тип налоговможно выделить как справедливый источник пополнения бюджета, ведь налогоплательщики являются активными пользователями муниципальных благ. Пополняя бюджет путем уплаты налогов, владельцы недвижимого имущества содействуют развитию инфраструктуры.

За рубежом сложилось две основных системы формирования стоимости объектов налогообложения:

- фиксированная стоимость, устанавливаемая нормативно-правовыми актами органов различных ветвей власти;

- стоимость, определяемая посредством массовой оценки объектов недвижимости (кадастровая стоимость) [7].

Модель под номером один характеризуется более простой спецификой определения стоимости, наибольшей устойчивостью к рыночным колебаниям, а также экономическим удешевлением процесса оценки. Вторая же модель более дорогостоящая, однако ей удалось сыскать более широкое распространение. Причина подобного положения заключается в том, что в первом подходе не учитывается, прежде всего, разница в стоимости активов собственников недвижимого имущества (происходит усреднение объектов, которые на практике обладают различной стоимостью), второе - достаточное внимание не уделяется корреляции стоимости недвижимого имущества с конъюнктурой экономики в целом.

Формирование и применение налога на недвижимость в странах мира осуществляется на базе одного из 3 существующих подходов к обозначению круга его плательщиков. Возложение обязанностей уплаты налога на собственника недвижимого имущества наиболее распространенный вариант. Иногда в качестве налогоплательщиков выступают арендаторы, пользователи недвижимости. К примеру, во Франции действует два налога: один - на недвижимость (собственник является налогоплательщиком), второй - на использование недвижимости (налогоплательщик - собственник или арендатор) [2].

Несмотря на наличие ряда общих положений, которые применимы в большинстве зарубежных стран, в каждой из них практика оценки недвижимости демонстрирует специфические черты.

Определение рыночной цены недвижимого имущества базируется на трех подходах: затратном, доходном и сравнительном. Доходный подход нашел обширное применение во Франции, Великобритании, определенных кантонах Швейцарии. Сравнительный или рыночный подход по большей части применяется в Японии и США, а также Дании, Индонезии, Австралии, Швеции [3]. Довольно ограничена практика применения методов реализации затратного подхода (Южная Корея, некоторые регионы Канады). Они чаще всего применяются в сочетании с другими методами. Отметим, что практика применения методов оценки зависит также от уровня развития рынка недвижимости.

Оценка недвижимости в странах мира основана на различных способах определения налогооблагаемой базы. Один из них базируется на годовой арендной плате (Франция, некоторые штаты Австралии, Бельгия); другой предусматривает в основе капитальную стоимость объекта недвижимости, определяемую как по рыночной, так и по оценочной стоимости объекта (Дания, Япония, США, Австралия, Швейцария); иногда налоговая база составляет лишь часть рыночной (арендной) стоимости недвижимого имущества (Швеция) [1]. В целом можно выделить пять подходов к определению налоговой базы:

- налогообложение на основе рыночной стоимости в отношении земельных участков или земельных участков с улучшениями;

- исчисление налоговой базы по годовому уровню арендной ставки;

- система оценочного зонирования, предполагающая определение стоимости посредством отнесения

объекта к одной из ценовых зон, для которой характерен определенный уровень стоимости и установление размера налога на базе характеристик, относящихся к данной зоне;

- расчет налогооблагаемой базы с использованием статистических моделей;

- налогообложение объектов недвижимости, исходя из его физических параметров [5].

Установление ставок налога находится в прямой зависимости от законодательной и экономической практики. В зарубежной практике налогообложения недвижимого имущества физических лиц ставки налога могут быть двух видов: фиксированными или переменными. Первые - вводятся органами государственной власти и представляют собой определенный заданный процент от налогооблагаемой стоимости. Переменные ставки зависят от различных факторов: стоимости недвижимости (Филиппины), срока эксплуатации (Швеция), места расположения объекта (Великобритания) [3].

В разных странах льготы по налогу на движимость предоставляются, как правило, слабозащищенным слоям населения. Но чаще льгота предоставляется в зависимости от вида недвижимости или вида ее использования.

Различны и периоды проведения переоценки недвижимости. Так, например, переоценку стоимости объектов недвижимого имущества проводят не реже, чем один раз в 5 лет в Литве, Финляндии, Дании; не реже одного раза в 10 лет - в Швеции, Испании, Италии, Бельгии. Также во многих странах мира (Австрия, Финляндия, Испания, Швеция, Литва) предусмотрены внеочередные переоценки стоимости объектов недвижимости, которые могут проводиться при возникновении серьезных изменений экономической ситуации [6].

Сводные результаты анализа зарубежного опыта налогообложения и оценки недвижимости физических лиц представлены в таблице 1.

Таблица 1

Оценка и налогообложение недвижимости физических лиц за рубежом

Признак Параметр Страна

Субъект налогообложения Налогоплательщик - собственник недвижимости Налогоплательщик- пользователь недвижимости Два вида налога: на недвижимость и на ее использование США Великобритания Франция

Объект налогообложения Неделимый объект (земля с улучшениями) Земля и улучшения оценивают отдельно Великобритания Австралия, Дания

Взаимодействие налоговых органов и налоговых оценщиков Коллективная работа налоговых органов и оценщиков Исключительно государственная оценка имущества Оценка частными лицами; начисление налога, его сбор и взыскание - государственными органами США Испания Россия

Подходы к оценке недвижимости Сравнительный подход Затратный подход Доходный подход США, Дания Встречается редко Великобритания

Налоговая база Основа - рыночная стоимость Основа - стоимость аренды объектов недвижимости Оценочное зонирование Использование статистических моделей Зависимость от площади и местоположения объекта Дания, Южная Корея и т. д. Франция, Бельгия Великобритания Литва Встречается редко

Ставки налога Фиксированные Переменные Литва, Бельгия Филиппины, Швеция и т. д.

Количество налогов Пять налогов Три налога Два налога Греция Дания Испания

Окончание таблицы 1

Признак Параметр Страна

Периоды проведения переоценки Один раз за период менее пяти лет Один раз в 5-10 лет Один раз за период более 10 лет Дания, Финляндия Испания, Швеция Австрия, Бельгия

Составлено авторами по материалам исследования

В большинстве зарубежных стран налоги на недвижимость физических лиц составляют довольно значимую часть от общего объема поступлений в национальные (рис. 1) и местные бюджеты (рис. 2). Для сравнения, в Великобритании в 2017 г. в структуре совокупных налоговых доходов налоги с имущества физических лиц занимают 10,3 % (в России 0,57 %). В США налог на имущество составляет 9,58 % доходов бюджетной системы, в Канаде - 8,32 %. Очевидно, что в этих странах налог имеет и значительное влияние на доходность местных бюджетов. В частности, доля имущественных налогов с физических лиц в доходах местных бюджетов

Канады составляет до 40,93 %, Великобритании - до 30 %, Франции - до 40 %. В России же - лишь 8,97 % [6].

%

50 —|

30 —

10

0

л

ю

8 5

И

га

<

Е

о

Й

а Й

I

Й =

о

к

-

Й а н о

X

<

I й а О

§ Я ^ 1 § §

X В й - э X о

й и Й о

в 2 о рц

Л и « Е Л

к X

Составлено авторами по материалам исследования Рис. 1. Доля имущественных налогов с физических лиц в национальных бюджетах различных стран в 2017 г., %

%

12 8

к

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

н

а

ю §

Ц О

Ш

< и

а

к к

I X § X X О X О

О ей ей ей г! ч а о к X м ей О

с С* С о а н о м < а е « 3 2 а о Рч

Составлено авторами по материалам исследования Рис. 2. Доля имущественных налогов с физических лиц в местных бюджетах различных стран в 2017 г., %

4

0

В рассмотренных странах имущественные налоги с физических лиц составляют основу муниципальных бюджетов и являются мощным рычагом инфраструктурного развития, обеспечивая надежный денежный поток, позволяющий привлекать инвестиции.

Доля поступлений по имущественным налогам с физических лиц в Российской Федерации (далее -РФ) крайне мала по сравнению с рассмотренными выше зарубежными странами и составляет в совокупности меньше 1 % (0,57 %) [8]. Известно, что физические лица закономерно обеспечивают меньшую долю поступлений по имущественным налогам, нежели организации, но опыт зарубежных стран показал, что доля имущественных налогов с физических лиц в национальных бюджетах способна достигать гораздо больших значений.

Налогообложение земли вместе с налогообложением имущества физических лиц так и не смогло стать фундаментом финансовой самодостаточности местных бюджетов РФ. Бюджеты муниципалитетов наполняют в основном посредством налога на доходы физических лиц и межбюджетных трансфертов из вышестоящих бюджетов. Наполняемость местных бюджетов возможно увеличить путем развития поземельного налогообложения и налогообложения имущества физических лиц. Однако рост поимущественной налоговой нагрузки на граждан в сложившихся экономических условиях является нецелесообразным.

Относительно высокий процент поступлений в бюджеты за счет имущественных налогов во многих зарубежных странах не сопровождался существенным повышением налоговой нагрузки для налогоплательщиков (обычно, 3-5 % от общей суммы доходов налогоплательщика) [4].

Учитывая уровень экономического развития страны и финансовое положение российских налогоплательщиков, сопоставимые с зарубежными странами суммы налогов на имущество физических лиц могут серьезно ударить по бюджетам домохозяйств и привести к росту долговых обязательств по уплате налогов, снижению качества жизни россиян.

Учитывая, что в некоторых странах использование кадастровой оценки недвижимости имеет многолетние традиции и доказана на практике эффективность ее применения, можно предложить в РФ использовать некоторые зарубежные подходы и методы к оценке недвижимости, но с учетом их адаптации к российским условиям. Так, во-первых, необходим непрерывный мониторинг цен рынка недвижимости и информационное обновление из дифференцированных источников, что позволит достичь экономии на масштабе при проведении массовой оценки. Во-вторых, для повышения качества и точности результатов оценки требуются квалифицированные специалисты-оценщики объектов недвижимого имущества в органах местного самоуправления, которые будут нести ответственность за результаты проведения оценки. Необходимо прозрачное и открытое информирование собственников-налогоплательщиков о результатах оценки как на этапе проведения оценочных работ, так и по их окончании путем направления уведомлений. Это позволит сократить количество судебных исков, связанных с оспариванием результатов кадастровой оценки объектов недвижимости.

Проведенный анализ международной практики налогообложения недвижимости физических лиц дает основание считать, что модернизация российской системы имущественных налогов в целом идет в соответствии с основным направлениям развития налоговых систем передовых стран мира. Однако эта модернизация нуждается в дальнейшей опоре на исследования зарубежного и отечественного опыта в данной сфере.

Можно выявить ряд общих тенденций в отношении налогообложения и оценки недвижимости для целей налогообложения физических лиц, характерных для большинства зарубежных стран, применяющих методики массовой оценки и налогообложения недвижимости по кадастровой стоимости. К ним, в частности, можно отнести следующие:

- оценка объектов недвижимости для целей налогообложения в основном базируется на рыночных данных;

- фактическая налоговая база составляет лишь долю от общей рыночной стоимости недвижимости;

- стоимость налоговой базы устанавливается методами массовой оценки;

- в оценке применяют метод сравнения продаж аналогичных объектов недвижимости в границах определенной территории;

- применяют различные налоговые ставки в зависимости от типа использования недвижимости;

- оценку объектов недвижимости проводят местные органы.

В результате анализа зарубежного опыта налогообложения недвижимого имущества физических лиц можно сформулировать следующие основные положения, на которых базируются системы имущественного налогообложения:

- эффективность налоговых льгот (например, освобождение благотворительных организации от уплаты налога на дарение, освобождение детей от налогов на наследство и дарение и т. п.);

- защита окружающей среды (например, освобождение лесов от имущественного и транзакционного налогообложения);

- стимулирование приобретения жилья (например, покупатели жилья при первой покупке освобождаются от уплаты трансакционного налога);

- справедливость (например, отсутствие трансакционного налога, если переход права осуществляется в связи с расторжением брачного договора);

- защита от злоупотреблений льготами (например, дарение недвижимости, сделанное непосредственно перед смертью, считается частью наследства).

Таким образом, обширная мировая практика позволяет использовать в РФ накопленный опыт для выбора наиболее эффективного варианта при реформировании налогообложения недвижимого имущества физических лиц и построении экономически обоснованной системы налогообложения.

Российское законодательство в отношении налогообложения недвижимого имущества достаточно молодое и, по сравнению с зарубежным, имеет отдельные неурегулированные вопросы в части ряда положений. Так, на сегодняшний день, остается неутвержденной методика определения кадастровой стоимости имущества. В результате чего получается, что оценка имущества по его рыночной стоимости оказывается ниже кадастровой. Это свидетельствует о необходимости внесения изменений в понятийный аппарат нормативных документов о налогообложении недвижимого имущества, установления соотношения между кадастровой и рыночной стоимостью имущества или, по крайней мере, их правового статуса.

Существующая методика, основанная на принципах массовой оценки, приводит к тому, что многие налогоплательщики прибегают к оспариванию величины кадастровой стоимости. Оспаривать результаты оценки собственники имущества могут в суде, либо в специально созданных комиссиях. Это приводит к дополнительным неудобствам и расходам как для налогоплательщиков, так и для бюджетной системы, вызывает негативное восприятие в обществе реформирования налогообложения недвижимого имущества.

Для устранения указанной проблемы в переходный к новым условиям налогообложения период можно предусмотреть возможность декларирования собственниками кадастровой стоимости своего имущества, аналогично заявлению льгот, с документальным подтверждением выполненной оценки. Далее в случае установления в результате налогового контроля нарушений в определении кадастровой стоимости или сомнительности подтверждающих документов, осуществляется доначисление налога и применение налоговых санкций. Те налогоплательщики, которые не воспользовались этой возможностью, уплачивают налог с налоговой базы, рассчитанной по данным налогового органа. Таким образом, появляется два способа определения налоговой базы, аналогично способам определения дохода - у источника выплаты и по декларации. В обоих случаях источниками информации служат заключения экспертов: либо по заказу налоговых органов, либо по поручению налогоплательщика. При этом важным условием соблюдения принципа определенности, своевременного начисления налога и, как следствие, поступления доходов в бюджет, является установление сроков представления информации о налоговой базе. Для этого необходима детальная проработка администрирования в этой части взимания и уплаты налога. Все это позволит отчасти решить задачу перехода от массовой к индивидуальной оценке недвижимого имущества, поскольку каждый объект недвижимости обладает индивидуальными характеристиками, которые должны быть учтены при определении суммы налога.

Другим важным вопросом взимания налога на недвижимое имущество становится его социально-экономическое значение. Налог на имущество физических лиц входит в подсистему налогов, взимаемых с физических лиц. Все налоги выплачиваются физическим лицом из его доходов, в том числе и налог на имущество. При этом, если имущество не приносит дохода физическому лицу, то налог с него уплачивается из доходов после уплаты подоходного налога (НДФЛ), уменьшая тем самым величину реальных доходов граждан. Так, при разном уровне доходов, уплата одной и той же суммы налога на имущество прямо

влияет на благосостояние налогоплательщика и уровень его налоговой нагрузки. Здесь речь не идет о льготных категориях населения, а подчеркивается необходимость учета уровня доходов налогоплательщиков при налогообложении имущества.

Главной задачей реформ, проводимых в имущественном налогообложении, заявлена реализация принципа справедливости. Собственники дорогостоящей недвижимости должны обеспечивать большее поступление налога на имущество физических лиц. Собственники единственного жилья не должны ощущать значительного повышения налоговой нагрузки. Поэтому предлагается среди критериев дифференциации налоговых ставок предусмотреть критерий количества объектов недвижимого имущества в собственности. Данный критерий частично позволит реализовать регулирующую функцию. Так, по повышенной налоговой ставке необходимо облагать те объекты имущества, в которых налогоплательщик не проживает сам. К объектам для личного проживания или использования целесообразно применять специальную ставку, установленную в муниципальном образовании. Место жительства в данном случае может определяться по месту регистрации налогоплательщика, а применение специальной ставки должно носить заявительный характер.

В перспективе развитие мобильных технологий должно позволить налоговым органам контролировать все объекты недвижимого имущества налогоплательщика для устранения противоречия между реальным уровнем имущественного владения и уплачиваемыми налогами. Это связано, прежде всего с тем, что администрирование налогов на недвижимое имущество отражает территориальные полномочия органов власти.

Таким образом, проводимая модернизация налогообложения недвижимого имущества физических лиц в целом основывается на зарубежной практике имущественного налогообложения, однако недостаточно учитывает богатый накопленный опыт налогообложения высокоразвитых стран и российские реалии. Выработанные предложения по проведению оценке недвижимого имущества физических лиц и его налогообложению способствуют реализации принципа справедливости и росту налоговых доходов в России.

Библиографический список

1. Григорьева, Л. Г. Налогообложение объектов недвижимости в России и за рубежом // Библиотечка «Российской газеты». - М.: Издательство «Российская газета». - 2017. - № 11. - С. 80.

2. Батура, О. В. [и др.]. Налогообложение недвижимости: опыт стран-членов Европейского союза / О. В. Батура, С. А. Шавров, Е. А. Рыжковская // Труды БГТУ. - 2017. - Серия 5, № 1 (196). - С. 92-96.

3. Богачев, С. В. Налог на недвижимость: опыт зарубежных стран // Налоги и сборы. - 2017. - № 1. - С. 45-50.

4. Иванкина, Е. В. [и др.]. Зарубежный опыт налогообложения недвижимости и возможность его применения для дифференциации ставок налогообложения в России [Электронный ресурс] / Е. В. Иванкина, А. Э. Боронина, С. Л. Куприянов. - 58 с. - Режим доступа: ftp://w82.ranepa.ru/rnp/wpaper/1651.pdf (дата обращения: 29.11.2018).

5. Лапшина, А. С. Совершенствование налогообложения имущества физических лиц на основе государственной кадастровой оценки объектов жилой недвижимости: дисс. ... канд. экон. наук: 08.00.10. - Ростов-на-Дону, 2018. - 169 с.

6. Логинова, Т. А. Концептуальные подходы к налогообложению недвижимого имущества и их реализация в налоговых системах стран ОЭСР и Российской Федерации // Налоги и налогообложение. - 2017. - № 9. - С. 1-14.

7. Лыкова Л. Н. Налоговые системы зарубежных стран: учебник для бакалавриата и магистратуры / Л. Н. Лыкова, И. С. Букина. - М: Издательство Юрайт, 2017. - 428 с.

8. Форма № 1-НМ. Отчет о начислении и поступлении налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджетную систему Российской Федерации [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.nalog.ru/rn77/related_activities/ statistics_and_analytics/forms/ (дата обращения: 29.11.2018).

References

1. Grigor'eva L. G. Nalogooblozhenie ob'ektov nedvizhimosti v Rossii i za rubezhom [Taxation of real estate in Russia and abroad], Bibliotechka «Rossiiskoi gazety», M.: Izdatel'stvo «Rossiiskaya gazeta», 2017, I. 11, p. 80.

2. Batura O. V., Shavrov S. A., Ryzhkovskaya Ye. A. Nalogooblozhenie nedvizhimosti: opyt stran-chlenov Evropeiskogo soyuza [Real estate taxation: the experience of the european union member states], Trudy BGTU. Ekonomika i upravleniye, 2017, I. 1 (196), pp. 92-96.

3. Bogachev S. V Nalog na nedvizhimost': opyt zarubezhnykh stran [Property tax: the experience of foreign countries], Nalogi i sbory, 2017, I. 1, pp. 45-50.

4. Ivankina Ye. V, Boronina A. E., Kupriyanov S. L. Zarubezhnyi opyt nalogooblozheniya nedvizhimosti i vozmozhnost' yego prime-neniya dlya differentsiatsii stavok nalogooblozheniya v Rossii [Foreign experience of real estate taxation and the possibility of its application for the differentiation of tax rates in Russia]. Available at: ftp://w82.ranepa.ru/rnp/wpaper/1651 .pdf (accessed 29.11.2018).

5. Lapshina A. S. Sovershenstvovanie nalogooblozheniya imushchestva fizicheskikh lits na osnove gosudarstvennoi kadastrovoi otsenki ob'ektov zhiloi nedvizhimosti [Improvement of the taxation ofproperty of individuals on the basis of the state cadastral assessment of residential real estate objects]. Diss. ... kand. ekon. nauk [Cand Sci. (Economic) diss.], Rostov-na-Donu, 2018, 169 p.

6. Loginova T. A. Kontseptual'nye podkhody k nalogooblozheniyu nedvizhimogo imushchestva i ikh realizatsiya v nalogovykh sistemakh stran OESR i Rossiiskoi Federatsii [Conceptual approaches to the taxation of real estate and their implementation in the tax systems of OECD countries and the Russian Federation], Nalogi i nalogooblozheniye, 2017, I. 9, pp. 1-14.

7. Lykova L. N., Bukina I. S. Nalogove sistemy zarubezhnykh stran: uchebnik dlya bakalavriata i magistratury [Taxsystems offoreign countries: a textbook for undergraduate and graduate programs]. Izdatel'stvo Yurait, 2017, 428 p.

8. Forma № 1-NM. Otchet o nachislenii i postuplenii nalogov, sborov i inykh obyazatel'nykh platezhei v byudzhetnuyu sistemu Rossiiskoi Federatsii [Form № 1-NM. Report on the accrual and receipt of taxes, fees and other obligatory payments to the budget system of the Russian Federation]. Available at: https://www.nalog.ru/rn77/related_activities/statistics_and_analytics/ forms/ (accessed 29.11.2018).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.