НАЛОГИ И НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ
УДК 336.226.2
налогообложение недвижимого имущества физических лиц: опыт стран снг
ж.г. голодовл,
доктор экономических наук, профессор кафедры макроэкономического регулирования и планирования E-mail: [email protected]
ю.с. рлнчинскля,
кандидат экономических наук, ассистент кафедры бухгалтерского учета, аудита и статистики E-mail: [email protected] Российский университет дружбы народов
В условиях сохранения экономической нестабильности бюджеты многих стран с формирующейся рыночной экономикой стали дефицитными. Из-за сокращения налоговых поступлений страдают все уровни бюджетной системы, однако наиболее остро эта проблема проявилась на уровне местных бюджетов, одним из основных налоговых источников которых, как правило, является налог на имущество физических лиц. И хотя роль имущественных налогов в доходной части бюджетной системы стран СНГ незначительна, именно за счет реформирования налога на имущество физических лиц власти пытаются увеличить поступления в местные бюджеты1. Но если в одних странах речь шла только об изменении порядка определения налоговой базы, увеличении налоговых ставок или отмене части налоговых льгот, то в
1 В статье рассмотрены аспекты налогообложения недвижимого имущества в виде зданий и сооружений.
других была проведена кардинальная модернизация данного налога.
Пытаясь разработать оптимальный механизм налогообложения недвижимого имущества физических лиц (о планируемых изменениях объявлено в Азербайджане и России), правительства стран СНГ обычно обращаются к опыту развитых стран, не учитывая опыта государств со схожей структурой и уровнем развития экономики, менталитетом и пр.
Цель работы состоит в выявлении положительного опыта реформирования одного из важнейших местных налогов в странах СНГ (налога на имущество физических лиц или налога на недвижимость) и его возможного использования в российской практике в свете ожидаемого введения налога на недвижимость.
В процессе исследования с помощью методов сравнительного и системного анализа раскрыты особенности налоговых элементов по налогу на имущество физических лиц.
В статье показана роль имущественных налогов в бюджетной системе стран СНГ, определены особенности и возникающие проблемы при налогообложении имущества физических лиц, описаны существующие подходы к налогообложению недвижимости и определены возможные направления реформирования налога.
В результате проведенного исследования выявлено, что в странах СНГ сохраняется низкий удельный вес имущественных налогов в доходной части бюджетной системы, что обусловлено как недостаточной проработанностью механизма налогообложения, так и отсутствием полного кадастра объектов недвижимости и их собственников. При этом методика оценки налоговой базы в большинстве стран непрозрачна, что приводит к неплатежам.
Кроме того, в одних странах (например, в РФ) сохраняется большой набор необоснованных налоговых льгот, а в других (например, на Украине) - не соблюдается принцип справедливости налогообложения, поскольку налог исчисляется на основе площади объекта без учета различий в его качестве, местонахождении и т.д.
В настоящее время наиболее четкая и прозрачная методика расчета величины налога на недвижимое имущество физических лиц, позволяющая обеспечить соблюдение принципа справедливости, применяется в Казахстане, и ее можно использовать при реформировании налога в других странах СНГ.
Ключевые слова: налог на имущество физических лиц, кадастровая стоимость, инвентаризационная стоимость, здание, сооружение, налоговая льгота, СНГ
Роль имущественных
Как известно, исторически первыми появились налоги на имущество, объекты которого очень легко облагать налогом, поскольку они относятся к товарам, «количество которых не может быть быстро уменьшено», как справедливо отмечал Д. Рикардо [10, с. 106]. При этом плательщиками, как правило, признавались именно собственники имущества.
Однако при налогообложении недвижимого имущества физических лиц существуют некоторые сложности. С одной стороны, для соблюдения принципа социальной справедливости нужно разработать корректную методику оценки стоимости имущества, учитывающую совокупность различных критериев: местоположение, степень износа, площадь, состояние инженерных систем, этажность и т.д. С другой стороны, необходимо увеличить доходную часть местных бюджетов за счет поступлений данного налога [6, с. 35].
В налоговых системах развитых государств здания и строения оцениваются по рыночной или кадастровой стоимости [9, с. 29], а налоги на имущество составляют 1-4% ВВП (большая их значимость наблюдается в странах, способных финансировать высокие затраты на поддержание налоговой базы) [4, с. 31].
Низкий уровень поступлений по этому налогу характерен для стран СНГ (табл. 1), что обусловлено разными факторами.
Во-первых, во многих странах отсутствует полноценная база данных (реестр) объектов недвижимости и их собственников.
Таблица 1
)гов в странах СНГ*, %
Страна В доходах бюджетной системы В ВВП
2007 г 2009 г. 2011 г. 2013 г. 2007 г. 2009 г. 2011 г. 2013 г.
Азербайджан 1,2 0,6 0,9 0,6 0,3 0,2
Армения 1,0 1,4 1,3 1,2 0,2 0,3
Беларусь 3,0 2,2 1,9 2,7 1,1 0,7 0,5 0,8
Казахстан 3,4 3,8 2,8 3,2 0,5 0,5 0,4
Киргизия 0,5 0,8 1,2 1,7 0,2 0,2 0,3 0,4
Молдова 1,0 1,1 0,9 0,4 0,4 0,3
Россия 3,1 4,2 3,9 3,7 1,2 1,5 1,4 1,3
Таджикистан - 1,0 0,9 1,2 - 0,3
Узбекистан 3,1 2,9 3,3 3,9 0,7 0,6 0,7 0,8
Украина** 0,8 0,7 - 0,2 0,2 -
* В Туркмении налог на имущество физических лиц не введен.
** Долю налогов на имущество в структуре доходов на Украине в официальных публикациях выделять перестали. Источник: составлено автором по данным налоговых органов и органов статистики анализируемых стран.
налоги и налогообложение Taxes and taxation - 13 -
Таблица 2
Параметры по налогу на имущество граждан в странах СНГ
Страна Налогообложение незавершенного строительства Налоговая база Периодичность изменения налоговой базы Вид ставки
Азербайджан — Инвентарная стоимость Не более 1 раза в период до 5 лет Прогрессивные, адвалорные
Армения + Кадастровая стоимость 1 раз в 3 года Прогрессивные, смешанные
Молдова + Оценочная стоимость Ежегодно Фиксированная, адвалорная
Казахстан + Стоимость Ежегодно Прогрессивные, смешанные
Киргизия — Кадастровая стоимость Не чаще 1 раза в 3 года Фиксированная, адвалорная
Беларусь + Оцененная стоимость 1 раз в 3 года Фиксированная, адвалорная
Россия — Инвентаризационная стоимость* Ежегодно Прогрессивные, адвалорные
Таджикистан + Площадь Не указано Прогрессивные, адвалорные
Узбекистан — Инвентаризационная стоимость Ежегодно Прогрессивные, адвалорные
Украина — Площадь Не установлено Прогрессивные, адвалорные
* С 2014 г инвентаризационная стоимость корректируется на величину дефлятора, а в отдельных регионах РФ с 2013 г. используется кадастровая стоимость.
Источник: составлено автором по данным налоговых служб анализируемых стран.
Во-вторых, многие муниципалитеты, на которых возложена обязанность финансирования расходов по переоценке стоимости имущества, из-за нехватки средств не выполняют этой функции, что приводит к существенным расхождениям между оценочной и рыночной стоимостью объектов.
В-третьих, зачастую наличие имущества не связано с той величиной дохода, которой располагает налогоплательщик (при получении имущества в собственность в порядке приватизации), что приводит к систематическим неплатежам по налогу.
В-четвертых, недостаточно проработана методика определения налоговой базы, на протяжении всего пореформенного периода в некоторых государствах отсутствует четкая концепция исчисления данного налога.
В частности, в РФ более 10 лет дискутируется вопрос о введении налога на недвижимость: в конце 1990-х гг. проводился эксперимент по его введению, который признан неуспешным [3, с. 37-38; 5, с. 31], хотя, по мнению экс-министра
экономического развития Э. Набиуллиной, администрировать этот налог легче, чем по отдельности налог на имущество и земельный налог [7].
Вместе с тем многие параметры, касающиеся налога на имущество граждан, введенного СНГ в начале 1990-х гг., совпадают2. Так, повсюду в этих странах аналогично мировой практике налог на имущество физических лиц (налог на недвижимость) является местным, и все поступления по нему направляются в местные бюджеты. В большинстве этих государств налоговой базой выбрана стоимость объекта, пересматриваемая с определенной периодичностью (табл. 2). В качестве налогового периода установлен календарный год. Физические лица платят налог на основе уведомлений, направляемых соответствующими органами.
Во всех этих странах облагается налогом только расположенное на данной территории
2 В 2007 г. была принята гл. 6 «Налог на имущество»
Специальной части Модельного налогового кодекса для государств - участников СНГ. URL: http://belarus.news-city.
info/docs/2007by/crfxfnm-tegkfhyj28331.h1m.
имущество, а также предусмотрен схожий порядок налогообложения в случае его получения (отчуждения) на основе сделок купли-продажи, наследования и дарения, а также при наличии долевой и совместной собственности. При этом постоянно, особенно активно в кризисный и посткризисный периоды, меняются отдельные элементы налога [2, с. 43-44]. Например, с 2014 г. изменены налоговые ставки (Казахстан, Узбекистан), порядок определения стоимости объекта налогообложения (Казахстан, Россия).
Налог на имущество в Азербайджане распространяется как на юридических, так и на физических лиц3. Для последних в качестве объектов выделены строения и их части, а также средства воздушного и водного транспорта. При этом в отношении находящихся в частной собственности строений и их частей действует следующий порядок: при стоимости до 5 000 манатов налог не взимается, при стоимости 5 000 манатов и более ставка составляет 0,1% от инвентарной стоимости.
Полное освобождение от уплаты налога для физических лиц не предусмотрено: сумма налога может быть уменьшена на 30 манатов у отдельных категорий лиц (Героев СССР и социалистического труда, Национальных героев Азербайджана, ветеранов войны, пенсионеров и др.), но только в том случае, если объекты недвижимости не используются в коммерческих целях. Уплата налога проводится двумя платежами (до 15 августа и до 15 ноября текущего года).
В Армении налог на имущество также является смешанным - действует в отношении юридических и физических лиц, устанавливая правила налогообложения недвижимого и движимого имущества4. В качестве элементов недвижимого имущества граждан выделены жилые строения -квартиры в многоквартирном жилом здании, автогаражи, садовые домики, жилые дома и хозяйственные постройки при них: летняя кухня, сенник и другие, в том числе незавершенные.
Ставки налога дифференцированы в зависимости от вида имущества. Принадлежащие граж-
данам садовые домики и отдельно расположенные автогаражи облагаются налогам по ставке 0,2% от их кадастровой стоимости. По другим жилым строениям применяется прогрессивная шкала налогообложения со смешанными ставками, в рамках которой выделено шесть интервалов: при кадастровой стоимости имущества до 3 млн дра-мов - 0%5; от 3 до 10 млн драмов - 100 драмов + 0,1% со стоимости, превышающей 3 млн драмов, а при стоимости от 40 млн драмов и более - 127 100 драмов + 1,0% со стоимости, превышающей 40 млн драмов.
Законодательно предусмотрены льготы - не облагается налогом имущество, принадлежащее лицам, погибшим (умершим) во время боевых действий при защите республики, освобождаются от его уплаты лица, проходящие обязательную срочную службу в вооруженных силах, и другие (если имущество не сдано в аренду или доверительное управление). Муниципальные образования могут устанавливать дополнительные льготы, но их общая сумма не должна превышать 10% от величины доходов, утвержденных муниципальным бюджетом по налогу на имущество. Плата должна быть произведена до 1 декабря текущего года.
Налог на недвижимость в Белоруссии применяют по отношению к имуществу юридических и физических лиц6. Объектами налогообложения последних выступают принадлежащие им капитальные строения (здания), т.е. жилые дома, садовые домики, дачи, помещения в многоквартирных и блокированных жилых домах, хозяйственные постройки и их части, в том числе не завершенные строительством, а также машино-места (кроме объектов, самовольно возведенных, находящихся в аварийном состоянии, признанных бесхозными).
Оценочная стоимость объекта налогообложения устанавливается на основе расчетной стоимости одного квадратного метра типового здания или строения с учетом пересматриваемого один раз в пять лет коэффициента качества среды (учи-
3 Налоговый кодекс Азербайджанской Республики. URL: http://online.zakon.kz/Document/?doc_id=30414629.
4 Закон Республики Армения «О налоге на имущество». URL: http://ru.myrealty.am/myrealtyam-misc/property_tax_ ru.pdf.
5 По состоянию на 01.01.2014 1 млн драмов = 2 465,3 долл. США.
6 Налоговый кодекс Республики Беларусь. URL: http://
etalonline.by/?type=text®num=Hk0900071#load_ text_ none 1 .
тывает удаленность объекта имущества от центра населенного пункта, обеспеченность социальной и инженерной инфраструктурой, экологические факторы и др.), ежегодно пересматриваемых коэффициентов типа населенного пункта и переоценки зданий и строений.
Не подлежат налогообложению находящееся у физического лица в собственности одно жилое помещение в многоквартирном или блокированном доме, а также жилые помещения, находящиеся в собственности одного или нескольких членов многодетной семьи. Остальные виды зданий и строений, принадлежащих пенсионерам по возрасту, инвалидам I и II групп и другим нетрудоспособным физическим лицам, не облагаются налогом при отсутствии зарегистрированных в них трудоспособных лиц.
Не облагаются налогом здания и строения, принадлежащие многодетным семьям, военнослужащим срочной службы, участникам Великой Отечественной войны (ВОВ), зарегистрированным и работающим в сельской местности лицам и др.
Ставка налога составляет 0,1%, однако местные органы власти имеют право ее изменять. Уплата налога производится до 15 ноября текущего года, причем уведомление плательщику может быть вручено под роспись, направлено заказным письмом или по электронной почте.
Плательщиками налога на имущество физических лиц в Казахстане являются физические лица, владеющие жилищами, зданиями, дачными постройками, гаражами и иными строениями, сооружениями, помещениями, а также объектами незавершенного строительства со дня их эксплуатации или проживания7.
Для определения налоговой базы применяются хорошо разработанные методики (отдельно для жилищ и дачных построек; холодных и хозяйственных пристроек; незавершенного строительства), учитывающие совокупность характеристик объекта налогообложения. Так, его стоимость для жилищ и дачных построек определяется по формуле
С = Сб х 5 х Кф хКфи хКз хКи, где С - стоимость объекта;
С, - базовая стоимость;
5 - полезная площадь 1 м2 жилища, дачной постройки;
Кф - коэффициент физического износа; Кфи - коэффициент функционального износа; Кз - коэффициент зонирования; Ки - коэффициент изменения месячного расчетного показателя (МРП), или темп роста за год8. Величина базовой стоимости 1 м2 жилища дачной постройки устанавливается отдельно для каждого города государственного значения, для городов областного и районного значения, поселков и сел и варьирует от 2 700 (для сел) до 60 000 тенге (для городов Алма-Аты и Астаны).
Коэффициент физического износа определяется с учетом года введения объекта в эксплуатацию и нормы амортизации.
Расчет коэффициента функционального износа основывается на подкоэффициентах, отражающих:
• этажность (0,9 - для последнего этажа, 0,95 -для первого и 1,0 - для промежуточного, а также индивидуального жилого дома);
• расположение жилища (0,95 - для угловых жилищ и 1,0 - для неугловых, а также индивидуального жилого дома);
• материал стен (0,5 - для саманно-глинобитных, 0,6 - для сборно-щитовых и каркасно-камышитовых, 1,1 - для кирпичных)9;
• степень благоустройства (0,8 - при отсутствии необходимых инженерных систем или технических устройств и 1,0 - при их наличии);
• вид отопления (0,9 - при печном, 0,95-0,98 -при местном водяном на твердом топливе (газе) или мазуте и 1,0 - при центральном отоплении).
Коэффициент зонирования определяется для отдельных оценочных участков территории на основе системы групп значений повышающего и понижающего воздействия.
К значениям повышающего воздействия отнесены такие критерии:
• доступность к центру и объектам обслуживания общегородского и районного значения (0,8-1,2);
8 В 2014 г. МРП составляет 1 852 тенге (около 12
долл. США).
7 Налоговый кодекс Республики Казахстан. URL: http:// online.zakon.kz/Document/?doc id=30366217.
9 По данному параметру выделено 16 видов материалов стен с различными значениями подкоэффициентов.
37 (331) - 2014-
• обеспеченность центральным инженерным оборудованием и благоустройством территории, транспортная доступность (0,05-0,1 по каждой из семи характеристик);
• уровень развития объектов культурно-бытового обслуживания (0,1-0,15 по каждой из четырех характеристик);
• наличие особого статуса у зоны (0,5). Значения понижающего воздействия учитывают состояние окружающей среды, санитарные и микроклиматические условия (0,1 по каждой из четырех характеристик); инженерно-геологические условия строительства (0,1 по каждой из двух характеристик).
При налогообложении используется прогрессивная шкала со смешанными ставками, состоящая из 16 интервалов. Минимальная ставка 0,05% применяется при стоимости объектов до 2 млн тенге10 включительно, а при стоимости имущества свыше 450 млн тенге ставка составляет 2,9466 млн тенге плюс 2% с суммы, превышающей 450 млн тенге.
Налоговые льготы, предоставляемые при условии, что объекты недвижимости не сдаются в аренду, существуют в двух вариантах: полное освобождение от уплаты налога (военнослужащие срочной службы на период прохождения службы, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей) и частичное (Герои Советского Союза и социалистического труда, лица, удостоенные званий «Халы; к^арманы» и «Казакстанныц Ецбек Epi», многодетные матери, отдельно проживающие пенсионеры и другие - в пределах 1 000-кратного размера МРП, участники ВОВ и приравненные к ним лица; инвалиды I и II групп и другие - в пределах 1 500-кратного размера МРП. Уплата налога производится не позднее 1 октября текущего года.
Налог на имущество в Киргизии распространяется на жилые и дачные дома, квартиры, пансионаты, санатории и другие производственные, административные, промышленные и прочие капитальные строения, временные помещения из металлических и других конструкций, транспортные средства11. При этом отдельно выделены объекты налогообложения (жилые и дачные дома,
10 На начало 2014 г. - примерно 12 982 долл.
11 Налоговый кодекс Киргизской Республики. URL: http:// www.sti.gov.kg/stsdocuments/NK30.10.12.pdf.
квартиры), предназначенные для временного или постоянного проживания и не используемые в предпринимательской деятельности, а также объекты налогообложения (жилые и дачные дома, квартиры, пансионаты, дома отдыха и др.), предназначенные (используемые) для предпринимательской деятельности.
Аналогично казахской в Киргизии разработана методика расчета налоговой базы (налогооблагаемой стоимости имущества НС):
НС = С х П х Кр х Кз х Ко, где П - полезная площадь 1 м2 жилища, дачной постройки;
Кр - региональный коэффициент; Кз - зональный коэффициент; Ко - отраслевой коэффициент, устанавливаемый для используемого в предпринимательских целях имущества (от 0,2 до 1,6). Налогооблагаемая стоимость 1 м2 площади объекта имущества С устанавливается с учетом материала стен (выделены виды материалов -кирпич, дерево, сборный и монолитный бетон, железобетон, бетонные блоки, сырцовая глина, шлакоблок, металл) и года ввода объекта имущества в эксплуатацию (пять вариантов).
Например, для кирпичных домов со сроком эксплуатации до пяти лет стоимость составляет 15 тыс. сомов, от 5 до 15 лет - 14 тыс. сомов, от 15 до 30 лет - 13 тыс. сомов, от 30 до 45 лет - 12 тыс. сомов, более 45 лет - 10 тыс. сомов.
Региональный коэффициент К учитывающий местоположение объекта имущества на территории страны, варьирует от 0,1 в г. Сулюкта и других городах и районах до 0,9 - в г. Оше и 1,0 -в г. Бишкеке12.
Зональный коэффициент Кз устанавливается в зависимости от расположения объекта имущества на территории населенного пункта. Для всех территорий, за исключением городов Бишкека, Джалал-Абада и Оша, он составляет 1,0. В перечисленных городах для разных районов они находятся в интервале от 0,3 до 1,213.
Налоговая ставка для объектов имущества (жилых и дачных домов, квартир), предназначен-
12 Если коэффициенты К, Кз и Ко не установлены, они принимаются равными единице.
13 URL: http://www.sti.gov.kg/docs/library/2012/04/27/217. pdf.
ных для временного или постоянного проживания и не используемых в предпринимательской деятельности, составляет 0,35% от налогооблагаемой базы.
В качестве налоговой льготы предусмотрено полное освобождение от уплаты налога по одному объекту установленной площади, определенной отдельно для квартир и жилых домов в зависимости от численности населения в населенных пунктах (выделено восемь категорий).
В частности, в населенных пунктах с численностью населения до 5 тыс. чел. не облагаются налогом жилые дома площадью до 360 м2, квартиры -до 290 м2, а при численности населения 500 и более тыс. чел. - до 150 и 80 м2 соответственно.
У отдельных категорий плательщиков (лиц, удостоенных высшей степени отличия Киргизской Республики «Кыргыз Республикасынын Баатыры», Героев Советского Союза и социалистического труда, матерей-героинь, участников и инвалидов ВОВ, инвалидов I и II групп и др.) сумма налога может быть уменьшена на 50%.
Кроме того, местным органам власти предоставлено право полностью или частично освобождать от уплаты налога на срок до трех лет при наличии у плательщика материальных убытков, возникших вследствие непреодолимой силы. Сумма налога может быть снижена на величину земельного налога, уплаченного за участок, на котором расположен объект недвижимости.
Уплата налога производится не позднее 1 сентября текущего года, причем плательщик должен до 1 апреля представить информационный расчет суммы налога (форма и порядок заполнения расчета устанавливаются правительством республики). В качестве особенного параметра следует отметить обязанность уплаты налога юридическим или физическим лицом, пользующимся имуществом, если местонахождение собственника неизвестно или отсутствует регистрация прав на имущество.
В Молдове налог на недвижимое имущество распространяется как на юридических, так и на физических лиц14. В качестве объектов налогообложения установлены земельные участки, здания, сооружения, индивидуальные жилые дома, квартиры и другие изолированные помещения. Кроме
14 Налоговый кодекс Республики Молдова. URL: http://base. spinfoim.ru/show_doc.fwx?rgn=3834.
-37 (331)
того, подлежит налогообложению и недвижимое имущество, степень завершения строительства которого составляет 50 и более процентов (срок строительства при этом превышает три года).
Примечательно, что при оценке недвижимости применяется единая методология независимо от вида имущества. Перечень льгот стандартный -пенсионеры, инвалиды 1-11 групп, инвалиды с детства, участники боевых действий в Афганистане и другие, но только в пределах установленного для конкретного населенного пункта лимита. Муниципальные органы имеют право предоставить дополнительные льготы (освобождение от уплаты или рассрочку) в случае стихийного бедствия, продолжительной болезни собственника.
Органы местного самоуправления имеют право выбрать ставку по налогу, которая будет действовать на территории данного муниципального образования, - от 0,05 до 0,3% (за исключением сел, не входящих в состав городов Кишинева и Бельцы, а также строений, расположенных на землях сельскохозяйственного назначения).
Выбранная ставка распространяется как на жилые объекты, гаражи и земли, на которых они расположены, так и на земли садоводческих товариществ, в том числе и на расположенные на них постройки.
Уплата налога проводится двумя платежами в течение текущего налогового периода (до 15 августа и 15 октября), за исключением лиц, приобретших имущество после 1 июля. Особенностью налогового режима является льгота, предусматривающая снижение суммы налога на 15%, если налогоплательщик уплатит всю сумму налога до 30 июня.
В России по налогу на имущество физических лиц в качестве объектов определены жилой дом, квартира, комната, дача, гараж, иное строение, помещение и сооружение, а также доли в праве собственности на них15. Федеральным законом установлены три интервала стоимости имущества с соответствующими интервалами ставок (до 300 тыс. руб. - 0,1%, от 300 до 500 тыс. руб. - от 0,1 до 0,3%, свыше 500 тыс. руб. - 0,3 до 2,0%).
15 Закон Российской Федерации 09.12.1991 №№ 2003-1 (ред. от 02.11.2013) «О налогах на имущество физических лиц». URL: http://basexonsul1antra/cons/cgi/onHnexgi?req=doc;bas e=LAW;n=153953.
- 2014-
В то же время представительным органам местного самоуправления предоставлено право вводить в рамках федерального законодательства ставки, действующие на их территории, в том числе для отдельных типов использования строений, помещений и сооружений с учетом их местонахождения на территории населенного пункта.
В качестве налоговой базы выступает суммарная инвентаризационная стоимость объектов, отражающая площадь, степень износа объекта и скорректированная на величину дефлятора.
По налогу на имущество физических лиц действует широкий перечень льгот, предусматривающих полное освобождение от его уплаты следующих категорий: Герои Советского Союза и России, полные кавалеры ордена Славы, участники Гражданской и Великой Отечественной войн, инвалиды I и II групп, инвалиды с детства, лица, имеющие право на получение социальной поддержки, и др.).
Дополнительно указаны льготы при налогообложении строений, помещений и сооружений, по которым не уплачивают налог пенсионеры, родители и супруги военнослужащих и государственных служащих, погибших при исполнении служебных обязанностей, и др.
Кроме того, местным органам власти предоставлено право вводить льготы. Уплата налога производится не позднее 1 ноября года, следующего за годом, в котором исчислен налог.
Налог на недвижимость в Таджикистане предназначен для налогообложения земельных участков и объектов недвижимости, но при этом выделены отдельные положения16.
Плательщики налога - собственники (пользователи) объектов недвижимости, т.е. одновременно и физические, и юридические лица. Объектами недвижимости являются здания, жилые дома, помещения, дачи, гаражи и иные помещения и здания, а также объекты незавершенного строительства с момента проживания (эксплуатации).
В качестве налоговой базы выступает площадь объекта недвижимости, которая может быть уменьшена на 50% при налогообложении подсобных помещений физических лиц (гаражей, сараев и так далее, а также подвальных помещений и
16 Налоговый кодекс Республики Таджикистан. URL: http:// online.zakon.kz/Document/?doc id=31270626.
мансард высотой более 2 м). Предусмотрено освобождение от уплаты налога по одному жилому дому или иному строению, расположенному на одном земельном участке, или по одной квартире, в которых прописаны Герои Советского Союза и Социалистического труда, Герои Таджикистана, участники ВОВ, воины-интернационалисты, инвалиды I и II групп и др.
Ставки налога дифференцированы: для жилых и подсобных помещений площадью до 90 м2 ставка равна 3%, более 90 м2 - 4% (по расположенным в зонах туризма и отдыха объектам ставка налога увеличивается вдвое).
Ставка корректируется на величину регионального коэффициента, устанавливаемого для городов и районов и находящегося в интервале от 0,09 в селах городов Айни, Ганчи до 1,0 на территории Душанбе. Уплата налога производится на основе уведомления в виде авансовых платежей в размере не менее 33, 66 и 100% суммы налога нарастающим итогом соответственно не позднее 15 мая, 15 августа и 15 ноября текущего года.
В Узбекистане объектами налога на имущество являются жилые дома, квартиры, дачные строения, гаражи и иные строения, сооружения и помещения, налоговой базой - инвентаризационная стоимость объекта (при наличии в собственности нескольких объектов налог рассчитывается отдельно по каждому из них)17.
В качестве льгот, предоставляемых только по одному объекту, предусмотрено как полное освобождение от уплаты (лиц, удостоенных званий «Узбекистан Кадрамони», Героя Советского Союза, Героя Труда, участников и инвалидов ВОВ и др.), так и в пределах установленного норматива (пенсионеров, инвалидов I и II групп, женщин, имеющих 10 и более детей, и др.).
Базовая ставка налога составляет 1,2%, а при налогообложении квартир и жилых домов площадью от 200 до 500 м2 - 1,4%, свыше 500 м2 - 1,8%.
Уплата налога проводится на основании налогового уведомления не позднее 15 октября текущего года.
Особенности налогового режима:
17 Налоговый кодекс Республики Узбекистан. URL: http:// fmc.uz/legisl.php?id=k_nal.
1) ставка налога зависит от площади объекта, тогда как налоговой базой является инвентаризационная стоимость;
2) допускается применение условной стоимости объекта (18 480 тыс. сумов в Ташкенте и областных центрах и 8 030 тыс. сумов - в других городах и сельской местности) при отсутствии инвентаризационной стоимости.
Налог на недвижимое имущество на Украине установлен для юридических и физических лиц18. Налогом облагаются объекты жилой недвижимости и их части. Не облагаются налогом дачные и садовые домики; объекты, принадлежащие многодетным, малообеспеченным и семьям опекунов, детям-сиротам и др., но только в отношении одного объекта.
Налоговой базой является общая площадь объекта жилой недвижимости и его частей (если в собственности несколько объектов, их площадь суммируется). Налоговая база объектов, не используемых для получения дохода, независимо от их количества уменьшается: по квартире - на 120 м2, дому - 250 м2, разным видам объектов и их частей - 370 м2. Льгота предоставляется один раз в каждом налоговом периоде.
Кроме того, местные органы власти имеют право устанавливать дополнительные льготы. По налогу действует прогрессивная шкала налогообложения (в процентах к размеру минимальной заработной платы за 1 м2 налоговой базы):
1) до 1% - при общей площади квартиры (квартир) до 240 м2 и жилого дома (домов) - до 500 м2, а также для находящихся в собственности одного плательщика разных видов объектов жилой недвижимости, суммарная площадь которых не превышает 740 м2;
2) 2,7% - при общей площади квартиры (квартир) более 240 м2 и жилого дома (домов) - более 500 м2, а также для находящихся в собственности одного плательщика разных видов объектов жилой недвижимости, суммарная площадь которых превышает 740 м2. Налоговые органы должны до 1 июля направить плательщикам уведомления, подлежащие оплате в течение 60 дней.
Проведенный анализ позволяет сформулировать следующие выводы.
18 Налоговый кодекс Украины. URL: http://www.profiwins. com.ua/legislation/kodeks/1349.html.
-37 (331)
1. Несмотря на постоянное реформирование, во всех странах СНГ роль имущественных налогов в доходной части бюджетных систем остается незначительной, причем в кризисный и посткризисный периоды их доля снижалась, что во многом обусловлено отсутствием реестра объектов недвижимости и их собственников, низким уровнем платежеспособности граждан, отсутствием обновленных данных по стоимости объектов недвижимости.
2. Определение в отдельных странах объекта налогообложения на основе площади помещения не позволяет в полной мере соблюсти принцип социальной справедливости, поскольку не учитывает качества жилого объекта. И если в Таджикистане посредством корректирующего регионального коэффициента пытаются учесть статус и тип населенного пункта и, как следствие, обеспеченность социальной и инженерной инфраструктурами, то на Украине эти аспекты вообще не принимаются во внимание.
3. В большинстве стран отсутствует открытая и понятная методика оценки стоимости объекта налогообложения, позволяющая повысить уровень собираемости рассматриваемого налога. Для достижения этого необходимо сделать акцент на справедливости при налогообложении и прозрачности процедуры расчета суммы налога, т.е. используемая методика оценки стоимости имущества должна быть доступной для любого налогоплательщика (аналогично практике Казахстана и Киргизии).
В данной методике целесообразно предусмотреть все аспекты, позволяющие учесть особенность конкретного объекта налогообложения, в том числе инфраструктурную, транспортную и экологическую составляющие.
В этой связи авторы считают, что за основу может быть взята методика, используемая в Казахстане, как наиболее прогрессивный и справедливый среди стран СНГ вариант налогообложения недвижимости граждан.
4. Введение налога на недвижимость определено Правительством РФ как одно из направлений совершенствования налоговой политики [8]. Обсуждаемый вариант перехода к оценке объекта налогообложения на основе кадастровой стоимости вполне возможен, хотя, по мнению экспертов,
- 2014-
это неизбежно приведет к повышению налоговой нагрузки [1, с. 40].
Представляется, что методика ее установления должна быть единой на территории страны со схожими ценообразующими факторами для различных направлений его использования (аналогично методике Казахстана). Учесть дифференциацию стоимости жилья в разных регионах можно через корректирующие региональные коэффициенты, устанавливаемые на федеральном уровне. Подобный подход использовался в конце 1990-х гг. при введении единого налога на вмененный доход.
5. Расширение объектов налогообложения и, как следствие, налоговой базы может быть обеспечено за счет включения в их перечень эксплуатируемых объектов незавершенного строительства аналогично практике Казахстана, Киргизии и Молдавии.
6. Нуждаются в корректировке российский перечень льгот и порядок их предоставления (среди стран СНГ он самый широкий). Льготу в виде полного освобождения от уплаты налога, в том числе в отношении пенсионеров, инвалидов I и II групп, целесообразно применять только при отсутствии в данном объекте других зарегистрированных лиц. Для остальных пенсионеров и льготных категорий вместо полного освобождения от уплаты налога целесообразно предусмотреть снижение налоговой базы в пределах установленного лимита (это успешно действует в Азербайджане, Казахстане и Узбекистане). При этом льготы по уплате налога следует предоставлять только в случае, если данное имущество не используется для получения дохода (такое введено в Армении, Казахстане, Киргизии, Узбекистане и на Украине) и только по одному объекту (действует в Узбекистане).
Авторы считают, что в России на федеральном уровне целесообразно выделить не три, как
сейчас, а шесть - восемь интервалов стоимости объекта налогообложения, сохранив практику использования прогрессивных ставок. Эти меры в рамках предполагаемого реформирования налогообложения имущества физических лиц позволят не только увеличить уровень собираемости, но и повысить социальную справедливость налогового режима.
Список литературы
1. Березин М.Ю. Новый налог на недвижимость в российской налоговой системе // Финансы. 2011. № 4. С. 39-42.
2. Голодова Ж.Г., Голодова Ю.С. Трансформация налога на имущество физических лиц в России: предпосылки и направления // Финансы. 2010. № 3. С. 42-46.
3. Горский И.В. Налог на недвижимость: за и против // Налоги: теория и практика. 2012. № 2. С.37-39.
4. Кизимов А.С. Налог на недвижимость // Налоговая политика и практика. 2011. № 9. С.30-33.
5. Курочкин В.В., Савельев С.С., Михина Е.В. Налог на недвижимость: итоги эксперимента // Финансы. 2003. № 8. C. 30-33.
6. Лебединская Т.Г. Налогообложение недвижимости: опыт стран ОЭСР и перспективы России // Налоговая политика и практика. 2010. № 1. С. 34-41.
7. Налог на недвижимость откладывается. URL: http://www.rg.ru/2011/12/27/nalog.html.
8. Основные направления налоговой политики Российской Федерации на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов. URL: http://minfin. ru/ru/tax_relations/policy/index.php?&from_38=2.
9. ПрокудинаН.В. Налог на недвижимость: в Европе и России // Механизация строительства. 2010. № 9. С. 29-32.
10. Рикардо Д. Сочинения. URL: http://www. libertarium.ru/libertarium/lib ricardo reader.
International accounting Taxes and taxation
ISSN 2311-9381 (Online) ISSN 2073-5081 (Print)
TAXATION OF REAL ESTATE OF CITIZENS: EXPERIENCE OF THE CIS COUNTRIES
Zhanna G. GOLODOVA, Yuliya S. RANCHINSKAYA
Abstract
Subject Under the conditions of continuing economic instability, many emerging markets experience budget deficit. All the levels of the budget system suffer due to decreased tax revenues; however, the impact on local budgets is the most critical, since one of the main sources of their tax revenues is personal property tax, generally. Although the role of property taxes in the revenue part of budget systems of the CIS countries is insignificant, the authorities try to increase revenues to local budgets by reforming personal property tax. The authors consider buildings and constructions as taxation aspects. Nevertheless, if some countries only changed the procedure for determining a tax base, increased tax rates or canceled tax benefits, other countries radically modernized the personal property tax. Trying to develop an optimal mechanism of personal property taxation (Azerbaijan and Russia declared planned changes), the CIS governments usually appeal to the experience of developed countries, without taking into account the experience of States with a similar structure, level of economic development, mentality and so on. Objectives The purpose of this paper is to identify positive experience of reforming one of the most important local taxes in the CIS countries (personal property tax) and its possible use in the Russian practice in the context of expected introduction of a real property tax. Methods Using the methods of comparative and system analysis, the authors are describing the specifics of tax elements of personal property tax. Results The article shows the role of property tax in the budget system of the CIS countries, defines the features and problems that arise during property taxation, describes the existing approaches to personal property taxation, and identifies possible areas of reforming the tax.
Conclusions The study has revealed that the CIS countries still have a low share of property taxes in the revenue side of the budget system due to both the poor elaboration of taxation mechanism and the lack of a complete cadastral register of properties and their owners. The method of assessing tax base in most countries is not clear and entails non-payment of the tax. In addition, some countries (the Russian Federation) still have a number of unjustified tax benefits, but other countries (Ukraine) do not respect the tax equity principle, as the tax assessment bases on the floor space of property, excluding differences in its quality, location, etc. Currently, Kazakhstan applies the most transparent and clear method of calculating a real property tax, which ensures observance of the tax equity principle. Other CIS countries can use this method for the tax reforming.
Keywords: personal property tax, cadastral, inventory, cost, building, construction, tax privilege, benefit, CIS
References
1. Berezin M.Yu. Novyi nalog na nedvizhimost' v rossiiskoi nalogovoi sisteme [A new real estate tax in the Russian tax system]. Finansy- Finance, 2011, no. 4, pp. 39-42.
2. Golodova Zh.G., Golodova Yu.S. Transfor-matsiya naloga na imushchestvo fizicheskikh lits v Rossii: predposylki i napravleniya [Transformation of the personal property tax in Russia: background and trends]. Finansy - Finance, 2010, no. 3, pp. 42-46.
3. Gorskii I.V. Nalog na nedvizhimost': za i pro-tiv [Real estate tax: pros and cons]. Nalogi: teoriya i praktika - Taxes: theory and practice, 2012, no. 2, pp. 37-39.
4. Kizimov A.S. Nalog na nedvizhimost' [Real estate tax]. Nalogovaya politika i praktika - Tax policy and practice, 2011, no. 9, pp. 30-33.
5. Kurochkin V.V., Savel'ev S.S., Mikhina E.V. Nalog na nedvizhimost': itogi eksperimenta [Real estate tax: the experiment results]. Finansy - Finance, 2003, no. 8, pp.30-33.
6. Lebedinskaya T.G. Nalogooblozhenie ned-vizhimosti: opyt stran OESR i perspektivy Rossii [Real estate taxation: experience of the OECD countries and the prospects of Russia]. Nalogovaya politika i praktika - Tax policy and practice, 2010, no. 1, pp. 34-41.
7. Nalog na nedvizhimost'otkladyvaetsya [The real estate tax is postponed]. Available at: http://www. rg.ru/2011/12/27/nalog.html. (In Russ.)
8. Osnovnye napravleniya nalogovoi politiki Rossiiskoi Federatsii na 2013 god i na planovyi period 2014 i 2015 godov [The fundamental objectives of the Russian tax policy for 2013 and the planning period of 2014 and 2015]. Available at: http://minfin. ru/ru/tax_relations/policy/index.php?&from_38=2. (In Russ.)
9. Prokudina N.V. Nalog na nedvizhimost': v Evrope i Rossii [Real estate tax: in Europe and in Russia].Mekhanizatsiyastroitelstva- Construction mechanization, 2010, no. 9, pp. 29-32.
10. Ricardo D. Sochineniya [Collection works]. Available at: http://www.libertarium.ru/libertarium/ lib_ricardo_reader. (In Russ.)
Zhanna G. GOLODOvA
People's Friendship University of Russia, Moscow,
Russian Federation
Yuliya S. RANCHINSKAYA
People's Friendship University of Russia, Moscow,
Russian Federation