Совершенствование механизма исчисления и уплаты налога
на имущество физических лиц
Improvement of the mechanism for the calculation and payment of tax Personal property
Вяльцев Никита Николаевич аспирант кафедры Финансов Саратовского государственного социально-экономического университета
тел.: 211- 737 [email protected]
410003 г. Саратов, ул. Радищева, 89
Vyaltsev Nikita Nikolaevich Postgraduate department of Finance Saratov State Socio-Economic University
tel.: 211 - 737 [email protected] 410003 Saratov, st. Radishcheva, 89
Аннотация: Статья посвящена анализу налогового законодательства, регулирующего механизм исчисления и уплаты налога на имущество физических лиц. Данные анализа свидетельствуют о том, что налог не выполняет своей фискальной функции из-за большого числа лиц, пользующихся льготами по его уплате, объекты и ставки налога не уточнялись в течение многих лет. В целях укрепления доходной базы местных бюджетов целесообразно уточнить: объекты налогообложения, ставки налога и категорию лиц, которые могут воспользоваться льготами по уплате налога.
Summary: This article analyzes the tax laws governing mechanism for the calculation and payment of the tax on personal property. The data analysis indicated that the tax does not fulfill its fiscal function because of the number of users of facilities for its payment, the objects and the tax rate was not specified for many years. In order to strengthen the revenue base of local budgets as appropriate: to clarify the objects of taxation, the tax rate and the category of persons who could benefit from incentives to pay taxes.
Ключевые слова: плательщики налога, объекты налогообложения, ставки налога, льготы по уплате налога.
Key words: tax payers, objects of taxation, tax rate, tax exemptions.
В современных условиях налоговая система находится в тесной взаимосвязи с конституционно-правовыми основами и устоявшейся финансовой системой государства, поскольку сама налоговая система государства является составной частью финансовой системы, а налоги и сборы являются носителем фискальной функции, призванной обеспечить бюджет государства финансовыми ресурсами.
Население участвует в формировании доходной части бюджетов разных уровней через налоги, взимаемых с них. Одним из таких налогов является налог на имущество физических лиц. Однако, несмотря на рыночные преобразования, проводимые в России на протяжении последних двух десятилетий, указанный налог остается незадействованным в полной мере, который мог бы быть важным источником в формировании бюджетов муниципальных образований.
Например, в 2009 г. налоговые доходы местных бюджетов в целом по РФ составили 713 029 954 тыс. руб., из них на долю налога на имущество физических лиц приходилось около 2,0 %, или 14 165 343 тыс. руб., а в 2010 г. - 781439612 тыс. руб., - 13497468 тыс. руб., или 1,73 процента [1]. В 2011 г. доля поступлений от указанного налога в местные бюджеты составила всего 0,52 процента, причина -изменен порядок уплаты налога. Сумма налога в размере 4439526 тыс. руб., поступившая в бюджет - это задолженность за предыдущие годы [1]. Приведенные данные свидетельствуют о том, что значимость данного налога понижается, несмотря на то, что рыночная стоимость объектов жилищного фонда возрастает и миновал пик мирового финансового кризиса.
Многие экономисты считают, что повышение фискальной роли налога на имущество физических лиц, можно добиться путем введения налога на недвижимость, т.е. объединив налог на имущество и земельный налог. Однако Минфин РФ пока не видит возможности для введения единого налога на недвижимость по рыночной стоимости в 2012 году даже в отдельно взятых регионах. Например, замминистра финансов С. Шаталова сказал: «Я просто не представляю, как это можно сделать. Должна быть массовая оценка системы даже в отдельных регионах, которые будут готовы к тому, чтобы это сделать. Пока этого нет» [2]. По его словам, региональные и местные органы власти должны принять нормативные и законода-
тельные акты, регулирующие параметры и механизмы сбора налога на недвижимость на их территориях. Такие акты должны быть опубликованы в СМИ до 1 декабря предыдущего года, чтобы с 2012 г. начать сбор этого налога. Принять такие законы они могут в том случае, если будет федеральный закон, то есть глава в Налоговом кодексе, который, соответственно, должен быть опубликован и вступить в действие до принятия региональных и местных законов. В современных условиях Минфин официально признает, что чиновники не успевают подготовить законы и опись квадратных метров.
До введения налога на недвижимость физических лиц, с населения взимаются два налога - земельный налог и налог на имущество физических лиц. Исчисление и уплата налога на имущество физических лиц осуществляется в порядке, установленном Законом РФ от 09.12.1991 N 2003-1 "О налогах на имущество физических лиц" и инструкцией МНС России от 02.11.1999 N 54 "По применению Закона РФ "О налогах на имущество физических лиц".
В соответствии с указанными законодательными актами плательщиками налога на имущество физических лиц являются граждане РФ, иностранные граждане и лица без гражданства, имеющие на территории РФ в собственности имущество.
Объектами налогообложения признаются следующие виды имущества: жилой дом, квартира, комната, дача, гараж, иное строение, помещение и сооружение; доля в праве собственности на перечисленное имущество.
С нашей точки зрения, в российском налоговом законодательстве слишком упрощенно подходят к выделению объектов налогообложения по налогу на имущество физических лиц. По нашему мнению, перечень объектов налогообложения следовало бы дополнить элитным жильем, коттеджами, таунхаусами и незавершенным строительством (жилые дома, квартиры, дачи и т.д.) и применять к ним иные ставки налога.
Сегодня элитное жилье - не только вершина комфортности внутри дома или квартиры, но и соответствующее окружение: транспортная доступность, вид из окна, личная безопасность, экологическая среда и пр. Кроме того, значительная часть вновь построенных объектов, имеющих высокую стоимость, налогом на имущество
физических лиц не облагается, т.к. их не ставят на регистрационный учет. Поэтому при налогообложении таких объектов должен быть иной подход.
В соответствии с указанным законом при исчислении налога на имущество физлиц налоговой базой признается суммарная инвентаризационная стоимость строений, помещений и сооружений по состоянию на 1 января каждого года.
Суммарная инвентаризационная стоимость — это сумма инвентаризационных стоимостей строений, помещений и сооружений, признаваемых объектом налогообложения и расположенных на территории представительного органа местного самоуправления, устанавливающего ставки по данному налогу, которая существенно отличается от рыночной стоимости.
Поэтому в Законе “О налогах на имущество физических лиц” необходимо дать определение налоговой базы и выделить в отдельную статью (до настоящего времени она не выделена) и определять ее исходя из рыночной стоимости объекта налогообложения, как это предусматривается осуществлять при введении налога на недвижимость, что существенно пополнит доходную часть местных бюджетов.
Ставки налога. В современных условиях Законом “О налогах на имущество физических лиц” установлены максимальные ставки налога (см. табл. 1).
Таблица 1
Ставки налога на имущество физических лиц
Суммарная инвентаризационная стоимость объектов налогообложения Ставка налога
До 300 тыс. рублей До 0,1% (включительно)
От 300 тыс. рублей до 500 тыс. рублей Свыше 0,1% до 0,3%о (включителі но)
Свыше 500 тыс. рублей Свыше 0,3%о до 2% (включительно)
Следует отметить, что Федеральным законом от 17.07.1999 N 168-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон РФ “О налогах на имущество физических лиц” определена норма, дающая представительным органам местного самоуправления право, определять в пределах размеров, установленных законодательством, дифференциацию ставок налога в зависимости от суммарной инвентаризационной стоимости и типа использования имущества.
Таким образом, представительные органы местного самоуправления вправе регулировать налогообложение имущества в зависимости от проводимой ими экономической, социальной, инвестиционной и бюджетной политики в регионе и тем самым обеспечивать поступления в бюджеты муниципальных образований.
Вместе с тем многие муниципальные образования испытывают постоянный недостаток средств. Однако практика свидетельствует о том, что руководители таких муниципальных образований не желают применять максимальные ставки для исчисления налога на имущество физических лиц, которые установлены налоговым законодательством. Даже в Москве и С-Петербурге ставки налога на жилые помещения установлены значительно ниже максимальных, о чем свидетельствуют данные, приведенные в таблице 2.
Руководители многих регионов и муниципальных образований, а тем более дотационных, больше рассчитывают на финансовую помощь, прежде всего из федерального бюджета, а не на то, чтобы использовать положения налогового законодательства в целях пополнения доходной части местных бюджетов за счет налоговых поступлений.
Российские чиновники вообще не хотят платить налоги, а если они не имеют возможности воспользоваться льготами, предусмотренные налоговым законодательством, то они платят налог на имущество, исчисляя его по минимальной ставке (см. табл. 2).
Таблица 2
Ставки налога на имущество физических лиц, установленные в соответствии с налоговым законодательством
Инвентаризационная стоимость имущества С т а в к и н а л о г а
Закон РФ Москва [1] С-Петербург [2] Саратов [3]
Ж и л ы е п о м е щ е н и я
до 300 тыс. руб. до 0,1 0,1 0,1 0,1
от 300 до 500 тыс. руб. от 0,1 до 0,3 0,2 0,2 0,2
свыше 500 тыс. руб. от 0,3 до 2,0 0,5 0,31 0,5
Н е ж и л ы е п о м е щ е н и я
до 300 тыс. руб. до 0,1 0,1 0,1 0,1
от 300 до 500 тыс. руб. от 0,1 до 0,3 0,3 0,3 0,2
свыше 500 тыс. руб. от 0,3 до 2,0 0,5 2,0 0,5 (2,0)
Ставки по налогу на имущество физических лиц, установленные на федеральном уровне, не пересматривались более десяти лет. Вместе с тем, рыночная стоимость как жилых, так и нежилых помещений и сооружений значительно возросла и существенно отличается от инвентаризационной стоимости. Жилыми помещениями стоимостью до 300 тыс. руб. могут являться только коммунальные квартиры или комнаты в бараках, а также дома в сельской местности или неболь-тттих городах, не принимая во внимание суммарную инвентаризационную стоимость.
Кроме того, появились совершенно новые объекты для проживания, которые не указаны в налоговом законодательстве как объект налогообложения. Поэтому, по нашему мнению, настало время пересмотреть указанные ставки и установить их более дифференцированными с учетом рыночной стоимости объектов налогообложения. Рекомендуемые нами ставки по налогу на имущество физических лиц приведены в таблице 3.
Таблица 3
Ставки по налогу на имущество физических лиц
№п/п Стоимость объекта налогообл жения, тыс. руб. Ставки налога
1. до 300 тыс. руб. включительно 0,1 процента от стоимости объекта налог обложения
2. свыше 300 до 500 включительно 300 руб. + 0,15 процента с суммы, преві шающей 300 тыс. руб.
3. свыше 500. до 1 000 включител но 600 руб. + 0,20 процента с суммы, прев! шающей 500 000 руб.
4. свыше 1 000 до 1 500 включ тельно 1 600 руб. + 0,25 процента с суммы, пр вышающей 1 000 тыс. руб.
5. свыше 1 500 до 2 000 включ тельно 2 850 руб. + 0,30 процента с суммы, пр вышающей 1 500 тыс. руб.
6. свыше 2 000 до 2 500 включ тельно 4 350 руб. + 0,35 процента с суммы, пр вышающей 2 000 тыс. руб.
7. свыше 2 500 до 3 000 включ тельно 6 100 руб. + 0,40 процента с суммы, пр вышающей 2 500 тыс. руб.
8. свыше 3 000 до 4 000 включ тельно 8 100 руб. + 0,45 процента с суммы, пр вышающей 3 000 тыс. руб.
9. свыше 4 000 до 5 000 включ 12 600 руб. + 0,50 процента с суммы, пр
№п/п Стоимость объекта налогообл жения, тыс. руб. Ставки налога
тельно вышающей 4 000 тыс. руб.
10. свыше 5 000 до 7 000 включ тельно 17 600 руб. + 0,60 процента с суммы, пр вышающей 5 000 тыс. руб.
11. свыше 7 000 до 10 000 включ тельно 29 600 руб. + 0,75 процента с суммы, пр вышающей 7 000 тыс. руб.
12. свыше 10 000 до 15 000 включ тельно 52 100 руб. + 1 процент с суммы, превы шающей 10 000 тыс. руб.
13. свыше 15 000 102 100 руб. + 1,5 процента с суммы, пр вышающей 15 000 тыс. руб.
Квартиры или комнаты в домах, находящихся в городской черте и не имеющих удобств (полностью или частично), следовало бы облагать по нулевой ставке; элитное жилье, таунхаусы - по ставкам, увеличенным на 25%; объекты незавершенного строительства - по 0,75 от основной ставки налога. Если объекты незавершенного строительства используются в предпринимательских целях или в них проживают более двух лет, налог следует исчислять по полной ставке.
В отношении лиц, имеющих несколько объектов недвижимости и имеющих одно и то же функциональное назначение (несколько квартир, гаражей и т.п.) применять повышенные ставки - в двукратном размере.
Налоговым законодательством предусмотрен перечень категорий лиц, полностью освобожденных от уплаты налога на строения, помещения и сооружения.
Кроме того, представительные органы местного самоуправления (за исключением органов местного самоуправления городов районного подчинения, поселков, сельских округов) имеют право устанавливать дополнительные льготы по налогам на имущество физических лиц для отдельных категорий налогоплательщиков и предусматривать основания для их использования налогоплательщиком. Количество налогоплательщиков, пользующихся льготами по уплате налога, огромное количество, о чем свидетельствуют данные, приведенные в таблице 4.
Приведенные данные свидетельствуют о том, что более одной третьей части налогоплательщиков, учтенных в базе данных налоговых органов, предоставлены налоговые льготы по данному налогу. По Центральному ФО и Северо-Кавказскому
ФО, а также в Москве льготники по указанному налогу составили около сорока процентов (см. табл. 4).
Таблица 4
Количество физических лиц, воспользовавшихся льготами по налогу на имущество в 2011 г.
№п/п Российская Фед рация в целом Федеральные окру га Количество нале гоплательщиков, -учтенных в баз данных налоговы -органов, единиц в том числе
количество нало егоплательщиков, которым начш лен налог -количество налого плательщиков, ко торым предоста] лены налоговы льготы
единиц в % единиц в % итогу единиц в % итогу
1 Российская Федерация 69048346 100 44013038 63,74 25035308 33,26
2 Центральный ФО 19206931 100 11865719 61,78 7341212 38,22
2.1 Москва 4624007 100 2911899 62,97 1712108 37,03
3 Северо-Западный ФО 7458912 100 4892453 65,59 2566459 34,41
4 Северо-Кавказский ФО 2243509 100 1369373 61,04 874136 38,96
5 Южный ФО 6004120 100 3691435 61,48 2312685 38,52
6 Приволжский ФО 16203878 100 10523402 64,94 5680476 35,06
7 Уральский ФО 6426198 100 4117436 64,07 2308762 35,93
8 Сибирский ФО 8892527 100 5852275 65,81 3040252 34,19
9 Дальневосточный ФО 2612271 100 1700945 65,11 611326 34,89
Источник: Отчет по форме №1-НМ за 2011 год от 03.04.2012
http://www.nalog.ru/html/docs/SVOD030412.xls
Предоставление льгот по налогу на имущество физических лиц большому количеству налогоплательщиков, существенно сокращает поступления от данного налога в местные бюджеты. В отдельных муниципальных образованиях расходы на управление данным налогом превышают его сборы и не обеспечивают справедливого распределения налоговой нагрузки между отдельными налогоплательщиками. Например, в 2011 г. в целом по РФ сумма налога, не поступившая в бюджет в связи с предоставлением налоговых льгот, составила 15659173 тыс. руб., что соответствует 64,4 % по отношению к сумме налога, подлежащей уплате в бюджет. По Севе-
ро-Кавказскому ФО указанное соотношение составляет более 90 процентов (см. табл. 5).
Таблица 5
Сумма налога на имущество физических лиц, не поступившая в бюджет за 2011 г.
№п/п Сумма налог подлежащая уплате в бюд жет, тыс. руб. а,Сумма налога, н поступившая -бюджет в связи предоставлением льгот, тыс. руб. еСоотношение всумм льгот сналога, под лежащего у1 лате в бюд жет, %
1 Российская Федерация 24314177 15659173 64,40
2 Центральный ФО 7747279 4681403 60,43
2.1 Москва 2537631 1260476 49,67
3 Северо-Западный ФО 2961676 1768321 59,71
4 Северо-Кавказский ФО 720993 656591 91,07
5 Южный ФО 2261264 1854838 82,03
6 Приволжский ФО 4301176 2821119 65,59
7 Уральский ФО 2501413 1521307 60,82
8 Сибирский ФО 2787764 1655951 59,40
9 Дальневосточный ФО 1032612 699643 67,75
Источник: Отчет по форме №1-НМ за 2011 год от 03.04.2012
http://www.nalog.ru/html/docs/SVOD030412.xls
По нашему мнению, в Законе «О налогах на имущество физических лиц» приводится слишком большой перечень лиц, имеющих право на получение льготы по уплате данного налога. Вместе с тем, есть категории лиц, которые имеют реальную возможность заплатить указанный налог не в ущерб своего материального положения, т.е. они вполне платежеспособные лица. Поэтому, по нашему мнению, льготы следовало бы предоставлять только тем категориям физических лиц, которые имеют доходы на каждого члена семьи не более двух минимальных месячных размеров оплаты труда. Однако, если гражданин имеет в собственности квартиру (дом), дачу, гараж и другие хозяйственные постройки, то освобождение от уплаты налога, в таком случае, следовало бы предоставлять по одному из объектов. И это необходимо отразить в налоговом законодательстве.
Кроме того, с нашей точки зрения, лиц, являющихся плательщиками ипотечного кредита, следовало бы также освобождать от уплаты налога на имущество физических лиц до полного погашения кредита, если доход на оного члена семьи составляет не более трех минимальных размера оплаты труда.
Краткий анализ механизма исчисления и уплаты налога на имущество физических лиц свидетельствует о необходимости его реформирования. В частности, в законе следует: уточнить и расширить объекты налогообложения; внести изменения налоговые ставки, которые не пересматривались в течение длительного периода времени; сократить и уточнить список лиц, пользующихся льготами по уплате налога; ставки и льготы следовало бы вводить федеральным законодательством. Реализация на практике перечисленных рекомендаций позволит увеличить поступления налога на имущество физических лиц в местные бюджеты, а также избавиться от существующей практики оформления или переоформления квартир, домов и т.п. на льготные категории лиц, о чем постоянно отмечается в СМИ.
Библиографический список
1. www.nalog.ru - Данные по формам статистической налоговой отчетности (дата обращения: 01.12. 2012).
2. Налог на недвижимость отложили на «после выборов»? www.om-saratov.ru/forum/indeks.php (дата обращения: 30.11.2012).
3. Законом РФ "О налогах на имущество физических лиц" от 09.12.1991 N 2003-1 (ред. от 27.07.2010).
4. Закон г.Москвы «О ставках налога на имущество физических лиц» (в редакции от 28.04.2010 г. №47).
5. Закон С-Петербурга от 11.11.2003 № 625-93 «Об отдельных вопросах налогообложения в Санкт-Петербурге» в редакции от 16.07.2010 № 438-110
6. Решение Саратовской городской Думы от 27.10.2011 № 8-95 "О внесении изменений в решение Саратовской городской Думы от 22.11.2001 № 14-111 "Об установлении ставок налогов на имущество физических лиц".