Научная статья на тему 'Сравнительный анализ налога на имущество физических лиц в Санкт-Петербурге'

Сравнительный анализ налога на имущество физических лиц в Санкт-Петербурге Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1442
255
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
налог на имущество физических лиц / налоговая ставка / налог / налогоплательщики / объект налогообложения / налоговая база / tax on personal property / tax rate / tax / taxpayers / object of taxation / the tax base

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Яблоков Дмитрий Юрьевич

В статье рассмотрены исторические аспекты налога на имущество физических лиц. Проведен анализ нормативных актов, регулирующих уплату и исчисление налога в РФ. Актуальность исследования обусловлена тем, что до 2020 года всем регионам необходимо перейти на исчисление налога по-новому. Практическая значимость статьи заключается в оценке автором последствий введения налога на имущество физических лиц. Представлен расчет уплаты налога с изменениями законодательства Санкт-Петербурга на 2016 год и динамика поступлений налогов в консолидированный бюджет Санкт-Петербурга за период с 2011 по 2014 гг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Comparative analysis of the tax on personal property in St. Petersburg

The article deals with the historical aspects of the tax on personal property. The analysis of the regulations governing the payment of taxes and the Russian Federation. Relevance of the study due to the fact that until 2020 all regions must go on calculation of the tax in new ways. The practical significance of the article is to assess the consequences of the author of the tax on personal property. A calculation of tax to changes in legislation of St. Petersburg in 2016 and the dynamics of income taxes in the consolidated budget of St. Petersburg for the period from 2011 to 2014.

Текст научной работы на тему «Сравнительный анализ налога на имущество физических лиц в Санкт-Петербурге»

Региональное развитие • № 1(5) • 2015

http://regrazvitie.ru

«Региональное развитие: электронный научно-практический журнал» Е-ISSN 2410-1672 http ://re grazvitie.ru Выпуск № 1(5), 2015 http://regrazvitie.ru/2015/03/

URL статьи: http://regrazvitie.ru/sravnitelnyi-analiz-naloga-na-imushhestvo-fizicheskih-lits-v-sankt-peterburge/

УДК 336.226.2

Сравнительный анализ налога на имущество физических лиц

в Санкт-Петербурге

© 2015 Яблоков Дмитрий Юрьевич

ассистент

ФГБОУ ВПО «Санкт-Петербургский государственный торгово-экономический университет»

Е-mail: dmiyab@spbtei.ru

Ключевые слова: налог на имущество физических лиц; налоговая ставка; налог; налогоплательщики; объект налогообложения; налоговая база.

Аннотация. В статье рассмотрены исторические аспекты налога на имущество физических лиц. Проведен анализ нормативных актов, регулирующих уплату и исчисление налога в РФ. Актуальность исследования обусловлена тем, что до 2020 года всем регионам необходимо перейти на исчисление налога по -новому. Практическая значимость статьи заключается в оценке автором последствий введения налога на имущество физических лиц. Представлен расчет уплаты налога с изменениями законодательства Санкт-Петербурга на 2016 год и динамика поступлений налогов в консолидированный бюджет Санкт-Петербурга за период с 2011 по 2014 гг.

Comparative analysis of the tax on personal property in St. Petersburg

© 2015 Yablokov Dmitriy Yurevich

Assistant

St. Petersburg State University of Trade and Economics Е-mail: dmiyab@spbtei.ru

Keywords: tax on personal property; tax rate; tax; taxpayers; object of taxation; the tax base.

Abstract. The article deals with the historical aspects of the tax on personal property. The analysis of the regulations governing the payment of taxes and the Russian Federation. Relevance of the study due to the fact that until 2020 all regions must go on calculation of the tax in new ways. The practical significance of the article is to assess the consequences of the author of the tax on personal property. A calculation of

1

regrazvitie@yandex.ru

Финансы и кредит. Бюджет

tax to changes in legislation of St. Petersburg in 2016 and the dynamics of income taxes in the consolidated budget of St. Petersburg for the period from 2011 to 2014.

Выходные сведения статьи:

Яблоков Д.Ю. Сравнительный анализ налога на имущество физических лиц в Санкт-Петербурге. // Региональное развитие: электронный научно-практический журнал. 2015. № 1(5). URL: http ://re grazvitie. ru/sravnitelnvi -analiz-naloga-na-imushhestvo-fizicheskih-lits-v-sankt-peterburge/ (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус.

Имущественные налоги — это прямые налоги и они во все времена использовались для поддержания доходной части городских бюджетов. Налог на имущество физических лиц является ярким примером этой группы налогов. Он является неотъемлемой финансово-экономической составляющей крупного города.

В истории налогообложения России прямые налоги в различные эпохи имели разный вес в бюджете страны. Например, при Екатерине II прямые налоги являлись второстепенными. Большие изменения в налоговой системе России произошли в первой половине XIX в. в период царствования Александра I. Крупнейшим мероприятием того времени является введение в 1812 году процентного сбора с доходов от недвижимого имущества [9].

В тоже время М.М Сперанский в своей работе «Меры по устройству городских и казенных сельских обывателей» писал: «Все городские подати, кроме подушных, учредить по оценке недвижимых имуществ» [13]. Россия долгое время оставалась аграрной страной и основным источником дохода бюджета, был земельный налог.

В советской России в связи с изданием Положения от 12 ноября 1923 года подоходно-поимущественный налог объединили с другими налогами (общегражданским, трудгужналогом, квартирным налогом с лиц, нанимающих домашнюю прислугу) [8].

Позже имущественное обложение граждан Советского Союза утратило свое значение в связи с низким приносимым эффектом из-за отсутствия объектов налогообложения, так как институт частной собственности был практически уничтожен. Только после распада СССР в 1991 году и переходе к рыночным отношениям вновь заговорили об имуществе граждан как об объекте налогообложения, поэтому 09.12.1991 издан Закон Российской Федерации № 2003-1 «О налогах на имущество физических лиц» [2]. Этот нормативно-правовой акт определял налогоплательщиков, объект налогообложения, налоговую базу, способ исчисления и уплаты налога. Ставки налога устанавливались нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления в зависимости от суммарной инвентаризационной стоимости объектов налогообложения, умноженной на коэффициент-дефлятор. Данный документ редактировался 14 раз.

Только в 1999 году МНС РФ выпустила инструкцию «По применению Закона Российской Федерации «О налогах на имущество физических лиц» с последующей редакцией в 2003 году [4]. В инструкции пояснялись понятия ин-

2

Региональное развитие • № 1(5) • 2015

http://regrazvitie.ru

вентаризационной и суммарной инвентаризационной стоимости, которая являлась налоговой базой для исчисления налога. Определение суммарной инвентаризационной стоимости определялось в соответствии с Приказом МНС РФ от 27.02.2003 № БГ-3-04/88 «О внесении Изменений и дополнений в Инструкцию МНС России от 02.11.1999 № 54 «По применению Закона РФ «О налогах на имущество физических лиц» было исключено из данной инструкции [5].

Просуществовавший более 23 лет нормативно-правовой акт в условиях совершенствования механизмов управления требовал замены, вследствие этого 04.10.2014 издан Федеральный закон № 284-ФЗ «О внесении изменений в статьи 12 и 85 части первой и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и признании утратившим силу Закона Российской Федерации «О налогах на имущество физических лиц» (далее Закон №284- ФЗ) [3].

В Санкт-Петербурге с целью регулирования налогового законодательства принят Закон Санкт-Петербурга от 11.11.2003 № 625-93 «Об отдельных вопросах налогообложения в Санкт-Петербурге» [6]. Документ выдержал 6 редакций и требовал замены, поэтому Правительство Санкт-Петербурга 26.11.2014 издает Закон Санкт-Петербурга от № 643-109 «О налоге на имущество физических лиц в Санкт-Петербурге» [7], но в данном документе не были отражены основные изменения, принятые в налоговом законодательстве с 2015 года.

С 01.01.2015 в Налоговый кодекс РФ (НК РФ) добавляют главу 32 под названием «Налог на имущество физических лиц», которая является правовой основой для исчисления налога. Применение 32 главы сейчас возможно только в 28 регионах РФ, так как законодательные органы в этих регионах приняли нормативно-правовые акты, регулирующие механизм уплаты и ставки налога с учетом главы 32 НК РФ [10].

Как и раньше налогоплательщиками налога признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения (ст. 401 НК РФ), именно: жилые дома, жилые помещения (квартира, комната), гараж, машино-место, единый недвижимый комплекс, объект незавершенного строительства, иные здание, строение, сооружение, помещение. Как видно, расширен состав следующих объектов: машино-место, единый недвижимый комплекс и объект незавершенного строительства.

Исчисляют налог налоговые органы. Уведомление об уплате и платежный документ направляют налогоплательщику. Новации затронули срок уплаты. Налог необходимо заплатить — не позднее 1 октября, а не 1 ноября, как это было ранее.

До 01.01.2015 года налог исчисляли исходя из инвентаризационной стоимости. В настоящее время налоговая база на имущество определяется кадастровой стоимостью имущества. Это главное отличие, ведь инвентаризационная стоимость в реальных условиях в несколько раз ниже рыночной стоимости. Особенно это касается старых строений, в инвентаризационную стоимость которых закладывается физический износ. А вот инвентаризационная стоимость новых строений и квартир близка к рыночной (а, следовательно, и к кадастро-

3

regrazvitie@yandex.ru

Финансы и кредит. Бюджет

вой стоимости). В целях снижения налоговой нагрузки на граждан предусмотрен переходный этап в несколько лет.

В соответствии с Законом Санкт-Петербурга от 26.11.2014 № 643-109 в расчете налоговой базы есть уточнение: в отношении зданий (строений, сооружений), а также помещений площадью свыше 3000 м2, у которых налоговая база определяется исходя из кадастровой стоимости указанных объектов налогообложения. Налоговая база определяется в отношении каждого объекта налогообложения исходя из инвентаризационной стоимости, указанной в государственном кадастре недвижимости по состоянию на 1 января. Кроме того, в течение четырех налоговых периодов с начала применения нового порядка определения налоговой базы сумма налога к уплате будет рассчитываться по специальной формуле, указанной в п. 8 ст. 408 НК РФ [1].

Также как и в законе от 1991 года, в городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге, а теперь еще и Севастополе ставки устанавливаются представительными органами муниципальных образований. В г. Санкт-Петербурге установлены следующие ставки для жилых домов, жилых помещений и т.д. до 300000 рублей (включительно) 0,1 процента, свыше 300000 рублей до 500000 рублей (включительно) - 0,2 процента, свыше 500000 рублей - 0,31 процента. Ставки для гаражей, машино-мест, объектов незавершенного строительства и т.д. до 300000 рублей (включительно) - 0,1 %, свыше 300000 рублей до 500000 рублей (включительно) - 0,3 %, свыше 500000 рублей - 2 %. В регионе установлены максимальные ставки налога в соответствии со ст. 406 НК РФ.

Закон № 284-ФЗ сохранил все ныне действующие налоговые льготы, однако выделены категории объектов, к которым налоговые льготы не применяются. К ним относятся: объекты, используемые в предпринимательской деятельности; объекты, стоимость которых превышает 300 млн. руб. Устанавливается, что льготой можно воспользоваться только в отношении одного объекта налогообложения каждого вида, то есть в отношении одной квартиры, одного жилого дома, одного гаража и т.п. [10].

В настоящее время Санкт-Петербург не перешел законодательно на расчет налога по кадастровой стоимости, как это указано выше. В случае перехода можно отследить изменения в уплате налога. Для этого приведем следующий пример. Кадастровая стоимость жилого объекта площадью 42 м2, постройки 2011 года в Московском районе составляет 3186577,75 рублей. Тогда стоимость 1 квадратного метра для расчета налогового вычета составит 75870,89 рублей. Налоговая база для расчета уплаты налога в бюджет составит 1669159,95 рублей. Применяя ставку 0,1%, налог в бюджет будет уплачен в размере 1669 рублей. Инвентаризационная стоимость в свою очередь составляет 300 000 рублей, налоговая ставка для данного объекта предусмотрена в размере 0,1%. Следовательно, уплаченная сумма в бюджет составит 300 рублей.

В конце хотелось бы рассмотреть динамику поступлений налога на имущество физических лиц в консолидированный бюджет Санкт-Петербурга за 2011-2014 гг., которая представлена на рисунке [12]. 4

4

Региональное развитие • № 1(5) • 2015

http://regrazvitie.ru

Рис. Динамика поступления налога на имущество физических лиц в консолидированный бюджет Санкт-Петербурга

Из графика видно, что имеется ярко выраженная тенденция к увеличению налоговых поступлений по этому виду налога с 2011 по 2014 гг.

Сравнительный анализ показал своевременность изменения законодательства, но ввиду нестабильной экономической ситуации в РФ и в Санкт-Петербурге в частности, введение нового налога повысит фискальную нагрузку на физических лиц, а это в свою очередь может вызвать острое социальное недовольство. С другой стороны, внесение изменения в законодательство Санкт-Петербурга может увеличить размер поступлений в бюджет в 5-6 раз.

Литература:

1. «Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая)» от 05.08.2000 № 117-ФЗ (ред. от 29.12.2014) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2015)

2. Закон РФ от 09.12.1991 № 2003-1 (ред. от 02.11.2013) «О налогах на имущество физических лиц»

3. Федеральный закон от 04.10.2014 № 284-ФЗ «О внесении изменений в статьи 12 и 85 части первой и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и признании утратившим силу Закона Российской Федерации «О налогах на имущество физических лиц»

4. Инструкция МНС РФ от 02.11.1999 № 54 «По применению Закона Российской Федерации «О налогах на имущество физических лиц» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 20.01.2000 № 2057)

5. Приказ МНС РФ от 27.02.2003 № БГ-3-04/88 «О внесении Изменений и дополнений в Инструкцию МНС России от 02.11.1999 № 54 «По применению Закона Российской Федерации "О налогах на имущество физических лиц" (вме- 5

5

regrazvitie@yandex.ru

Финансы и кредит. Бюджет

сте с «Изменениями и дополнениями № 1...») (Зарегистрировано в Минюсте РФ 19.03.2003 № 4286).

6. Закон Санкт-Петербурга от 11.11.2003 № 625-93 (ред. от 29.11.2013) «Об отдельных вопросах налогообложения в Санкт-Петербурге» (принят ЗС СПб 22.10.2003)

7. Закон Санкт-Петербурга от 26.11.2014 N 643-109 «О налоге на имущество физических лиц в Санкт-Петербурге» (принят ЗС СПб 26.11.2014)

8. Постановление ЦИК СССР от 12.11.1923 «О введении в действие Положения о государственном подоходно-поимущественном налоге»

9. Толкушин А.В. История налогов в России. - М.: «Юрист», 2001. - 432 с.

10. Налоги и налогообложение. Теория и практикум: учебное пособие / Е. Н. Евстигнеев, Н. Г. Викторова. - Москва: Проспект, 2012. - 520 с.

11. Российская газета [Электронный ресурс]: ФНС назвала 28 регионов, вводящих новый налог на имущество физлиц URL: http://www.rg.ru/2014/12/17/nalog.html (дата обращения 10.03.2015)

12. Министерство финансов РФ, информационно-аналитический раздел [Электронный ресурс]: URL: http://info.minfin.ru/ (дата обращения)

13. В память графа Михаила Михайловича Сперанского 1772-1872 [Элек-

тронный ресурс]: Издание императорской публичной библиотеки С-Петербург 1872 г. Режим доступа:

http://google.ru/books?id=TXkrAAAAYAAJ&pg=PA1799&hl=ru&source=gbs sele cted pages&cad=3#v=onepage&q&f=false (дата обращения 10.03.2015)

6

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.