Научная статья на тему 'Налогообложение имущества физических лиц: региональный аспект'

Налогообложение имущества физических лиц: региональный аспект Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1329
272
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЛОГ НА ИМУЩЕСТВО ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ / ОБЪЕКТЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ / НАЛОГОВАЯ БАЗА / НАЛОГОВЫЕ СТАВКИ / НАЛОГОВЫЕ ЛЬГОТЫ / ПОРЯДОК ИСЧИСЛЕНИЯ НАЛОГА / TAX ON PROPERTY OF PHYSICAL PERSONS / THE OBJECTS OF TAXATION / TAX BASE / ON-GLOGOWIE RATES / TAX INCENTIVES / TAX CALCULATION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Мельгуй А.Э., Ковалева Н.Н., Дворецкая Ю.А.

В статье рассмотрены особенности налогообложения имущества физических лиц с учетом изменений в законодательстве, вступающих в силу с 2015 года. Проведен сравнительный анализ объектов обложения налогом на имущество физических лиц в связи с изменениями налогового законодательства. Рассмотрены региональные особенности налогообложения имущества физических лиц в муниципальных образованиях Брянской области.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TAXATION OF PROPERTY OF PHYSICAL PERSONS: A REGIONAL PERSPECTIVE

In the article the peculiarities of taxation of property of individuals subject to the changes in legislation coming into force in 2015. A comparative analysis of the objects on the proposals of the tax to property of physical persons in connection with changes in tax legislation. Considered regional peculiarities of taxation of individuals '' assets in municipal formations of Bryansk oblast.

Текст научной работы на тему «Налогообложение имущества физических лиц: региональный аспект»

УДК 657.26

НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ ИМУЩЕСТВА ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ: РЕГИОНАЛЬНЫЙ АСПЕКТ

А.Э. Мельгуй, Н.Н. Ковалева, Ю.А. Дворецкая

В статье рассмотрены особенности налогообложения имущества физических лиц с учетом изменений в законодательстве, вступающих в силу с 2015 года. Проведен сравнительный анализ объектов обложения налогом на имущество физических лиц в связи с изменениями налогового законодательства. Рассмотрены региональные особенности налогообложения имущества физических лиц в муниципальных образованиях Брянской области.

Ключевые слова: налог на имущество физических лиц, объекты налогообложения, налоговая база, налоговые ставки, налоговые льготы, порядок исчисления налога.

Налоговая система РФ всегда включала в себя такой сегмент, как налогообложение имущества физических лиц. До 2015 года, данные налоговые отношения регулировались Законом РФ «О налогах на имущество физических лиц» от 09 декабря 1991 г. № 2003-1 [5]. Этим налогом исторически облагалась недвижимость, которой владеет физическое лицо. Основным источником налоговых поступлений традиционно являлись достаточно распространенные виды имущества (квартиры, жилые дома, дачи и гаражи) находящиеся в собственности физических лиц. Основополагающей концепцией налогообложения физических лиц являлась система расчета налоговой базы исходя из инвентаризационной стоимости имущества. При этом учитывалось только имущество, на которое физическое лицо имело право собственности.

С 2015 года законодательное регулирование налогообложения имущества физических лиц стало осуществляться согласно положениям новой главы Налогового кодекса РФ (далее НК РФ) - «Налог на имущество физических лиц». Это обусловлено принятием нового Федерального закона от 4 октября 2014 г. № 284-ФЗ «О внесении изменений в статьи 12 и 85 части первой и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и признании утратившим силу Закона Российской Федерации «О налогах на имущество физических лиц» от 09 декабря 1991 г. № 2003-1 [4].

Налог на имущество физических лиц относится к категории местных налогов, при расчете которого учитываются как нормы федерального законодательства, содержащиеся в НК РФ, так и положения муниципальных правовых актов, утвержденных представительными органами муниципальных образований, входящих в состав субъектов РФ.

В состав плательщиков налога на имущество физических лиц попадают все физические лица, имеющие в собственности любое имущество, которое в соответствии с положениями ст. 401 НК РФ [2], является объектом налогообложения.

При этом имеются существенные отличия с перечне объектов налогообложения, содержащихся в НК РФ, и в ранее действовавшем законодательстве, которые обобщены нами в таблице 1.

Таблица 1. Сравнительный анализ объектов обложения налогом на имущество физических лиц в связи с изменениями налогового законодательства_

№ п/п. Объект обложения налогом на имущество физических лиц (статья 401 НК РФ) Объект обложения налогом на имущество физических лиц (статья 2 Закона РФ № 2003-1 «О налогах на имущество физических лиц») Комментарии

1 жилой дом жилые дома Основным новшеством в данной категории объектов обложения налогом является то, что теперь в категорию жилых домов включаются дачные постройки на приусадебных участках.

2 жилое помещение (квартира, комната) квартиры В НК РФ уточнена такая категория налогообложения, как «комната». В это понятие включены комнаты в коммунальных квартирах, подсобные комнаты, и приватизированные комнаты в общежитиях. При этом имущество общего пользования в многоквартирных домах не является объектом налогообложения.

3 гараж гаражи Данная категория объекта налогообложения осталась неизменной.

4 машино-место Новая категория объекта налогообложения. При этом недоработка этой нормы закона заключается в том, что определение «машино-место» отсутствует в действующем федеральном законодательстве. Единственную расшифровку данного термина косвенно дает законодательство г. Москвы и то лишь благодаря определению ВАС РФ от 27.10.2011 № ВАС-11450/11 по делу № А40-124539/09-54-801 [9]. Таким образом, единственное определение, имеющее юридическую основу, определяет машино-место, как структурно-обособленное пространство, находящееся в гаражном комплексе и имеющее площадь не менее 18 кв. м. При этом данное пространство предназначено для длительного хранения одной автомашины. Оно имеет прямой доступ к помещениям общего и вспомогательного пользования в гаражном комплексе, которые предназначены для удовлетворения бытовых и иных нужд граждан, связанных с хранением транспортного средства.

5 единый недвижимый комплекс Новая категория объекта налогообложения, которая в отличие от предыдущей, имеющая четкое определение в гражданском законодательстве, которое дает статья 133.1 Гражданского кодекса РФ [1]. Под единым недвижимым комплексом понимается совокупность зданий, сооружений и иных объектов недвижимости, объединенных общим назначением. Данный комплекс должен быть неразрывно связан физически или технологически. К данному понятию относятся также линейные объекты, например, железнодорожные пути, ЛЭП, газопроводы. Под единым недвижимым комплексом понимаются также объекты, расположенные на одном земельном участке, при условии, что в едином государственном реестре прав на недвижимое имущество зарегистрировано право собственности на совокупность данных объектов как одну недвижимую вещь.

6 объект незавершенного строительства Новая категория объекта налогообложения. Объект незавершенного строительства представляет собой затраты физического лица, направленные на создание (строительство) нового недвижимого имущества.

7 иные здание, строение, сооружение, помещение дачи, помещения и сооружения и иные строения Данная категория объекта налогообложения предусматривает объекты недвижимости, которые не попали в состав выше указанных объектов обложения налогом на имущество физических лиц. Из состава данной категории объектов обложения исключены жилые постройки, расположенные на земельных участках, предоставленных физическим лицам для дачного и жилищного строительства, а также возделывания садов и огородов. Таким образом, такой объект налогообложения как «дачи», в соответствии с новыми правилами относится к категории «жилые дома». Дачные участки, не имеющие жилого строения, с учетом новых правил не являются объектами обложения налогом на имущество физических лиц.

Таким образом, новый состав имущества физических лиц облагаемого налогом значительно расширен. Он включает такие новые объекты, как машино-места, единые недвижимые комплексы и объекты незавершенного строительства. В то же время, такая категория объекта налогообложения как дачные постройки, теперь относится к жилым домам. Как и ранее, налог взимается только с физических лиц, являющихся собственниками имущества.

Изменения законодательства не повлияли на процедуру расчета налога на имущество физических лиц, который и далее будут рассчитывать налоговые инспекторы, а физическое лицо только получает уведомление с суммой рассчитанного к уплате налога. Налоговый период также не изменился и составляет календарный год.

Физическое лицо уплачивает налог по месту нахождения имущества не позднее 1 октября года, следующего за календарным годом, являющимся налоговым периодом. Уплата производится на основании налогового уведомления, которое направляется физическому лицу налоговым органом.

Основное изменение в налогообложении физических лиц, связанное с корректировкой законодательства, заключается в постепенном переходе исчисления налога на имущество с инвентаризационной стоимости объекта обложения на кадастровую стоимость.

При этом законодатель дает возможность органам представительной власти субъекта РФ устанавливать на своей территории дату применения новых правил по налогу на имущество физических лиц в срок до 1 января 2020 года. Статья 402 НК РФ предоставляет такую возможность практически всем органам государственной власти субъектов Российской Федерации за исключением городов федерального значения: Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя.

Таким образом, создан переходный период в течение 5 лет, который позволяет местным органам законодательной и исполнительной власти подготовится к изменению налоговой базы обложения имущества физических лиц с инвентаризационной стоимости на кадастровую стоимость.

Тем не менее, в связи с вступлением в силу статьи 32 НК РФ, налог на имущество физических лиц устанавливается не соответствующим федеральным законом, который действовал в течение 24 лет, а нормами НК РФ, скорректированными в части, разрешенной НК РФ, локальными нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований.

Прежде чем ввести на своей территории новые правила обложения налогом на имущество с физических лиц, субъекту РФ необходимо установить правила определения кадастровой стоимости имущества и дату, начиная с которой, в данном субъекте РФ налог на имущество с физических лиц будет рассчитываться исходя из кадастровой стоимости имущества. Пока субъект РФ не установит указанные нормы и не издаст соответствующий нормативный акт, то согласно статье 402 НК РФ, налоговая база по налогу на имущество физических лиц, будет исчисляться на территории данного субъекта, исходя из инвентаризационной стоимости имущества физических лиц.

С 2020 года все субъекты РФ обязаны производить взимание налога на имущество физических лиц исходя из расчета налоговой базы по кадастровой стоимости имущества.

Впервые платежи по новым правилам обложения налогом на имущество с физических лиц, исходя из кадастровой стоимости имущества, поступят в бюджет в 2016 году по итогам 2015 года, с тех муниципальных территорий, которые приняли соответствующие нормативные акты не позднее 1 декабря 2014 года.

Например, в Брянской области, новые правила исчисления и уплаты налога на имущество физических лиц, введены решениями городских и поселковых советов народных депутатов в следующих муниципальных образованиях:

- в городе Брянске нормативным актом от 26 ноября 2014 года №50 [6];

- в городе Клинцы нормативным актом от 12 ноября 2014 года №6-39 [7];

- в пгт. Красная гора нормативным актом от 20 ноября 2014 года №3-40 [8].

Однако все эти нормативные акты не предусматривают исчисление налога на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объекта обложения, так как областной Думой Брянской области не принят закон, устанавливающий единую дату начала применения на территории Брянской области порядка определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости имущества физических лиц.

Каждое из указанных выше Решений представительных органов муниципальных образований Брянской области, устанавливает расчет налоговой базы, исходя из инвентаризационной стоимости объектов обложения налогом на имущество физических лиц.

При этом, инвентаризационная стоимость должна быть исчислена с учетом специального коэффициента-дефлятора. Основанием для расчета является информация об инвентаризационной стоимости, представленная в налоговую инспекцию до 1 марта 2013 года.

Таким образом, в данных муниципальных образованиях, как и в остальных муниципальных образованиях Брянской области, которые также не перешли на исчисление налога на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости, налогооблагаемая база будет рассчитываться по инвентаризационной стоимости.

Однако, хотя расчет налога на имущество физических лиц осуществляется в муниципальных образованиях Брянской области исходя из инвентаризационной стоимости имущества, но уже в этом году действуют новые правила налогообложения, установленные главой 32 Налогового кодекса РФ. Данная норма предусмотрена статьей 404 НК РФ.

Для расчета налога, налоговая база определяется исходя из инвентаризационной стоимости имущества физического лица. Налоговые ставки устанавливаются по суммарной инвентаризационной стоимости всех объектов имущества, которые принадлежат физическому лицу на праве собственности и расположены в пределах одного муниципального образования.

Если собственность на определенный объект имущества распространяется на несколько лиц, налоговый инспектор должен исчислить долю физического лица в праве общей собственности на данное имущество.

Размер ставки определяет суммарная инвентаризационная стоимость имущества, которая умножается на специальный коэффициент-дефлятор. Статьей 406 НК РФ определены максимальные ставки, которые в зависимости от инвентаризационной стоимости имущества, скорректированной на коэффициент-дефлятор, колеблются в диапазоне от 0,1% до 2%.

Конкретные налоговые ставки определяются нормативными актами представительных органов муниципальных образований и не должны превышать предельных размеров, установленных НК РФ. Если в муниципальных образованиях не приняты соответствующие нормативные документы и налоговые ставки не определены, то налогообложение имущества физических лиц производится по следующим ставкам:

- 0,1 % - до 500000 рублей включительно;

- 0,3 % - свыше 500000 рублей.

Таким образом, в Брянской области в отношении налогообложения имущества физических лиц существует две категории муниципальных образований: принявшие соответствующие нормативные акты по налогу на имущество физических лиц и не принявшие. Исходя из этого, в разных муниципальных образованиях действуют различные налоговые ставки по налогообложению имущества физических лиц, представленные в таблице 2.

Таблица 2. - Налоговые ставки по налогу на имущество физических лиц, действующие в муниципальных образованиях Брянской области [6,7,8]._

Суммарная инвентаризационная стоимость объектов налогообложения, умноженная на коэффициент-дефлятор Налоговые ставки, %

город Брянск город Клинцы пгт. Красная гора Муниципальные образования Брянской области, не принявшие нормативных актов по налогообложению имущества физических лиц

до 300 тыс. рублей включительно 0,1 0,1 0,1 0,1

свыше 300 тыс. рублей до 500 тыс. рублей включительно 0,3 0,2 0,3 0,1

свыше 500 тыс. рублей до 650 тыс. рублей (включительно) 0,31 0,4 0,5 0,3

свыше 650 тыс. рублей до 1500 тыс. рублей (включительно) 0,9

свыше 1500 тыс. рублей 2,0

При переходе на расчет налога, исходя из кадастровой стоимости имущества, представительные органы муниципальных образований своими нормативными актами могут установить размеры ставок по налогу на имущество, не превышающие предельные нормы, установленные статьей 406 НК РФ. Предельные налоговые ставки представлены в таблице 3.

Таблица 3. - Предельные налоговые ставки при обложении различных видов имущества физических лиц

Предельные налоговые ставки, установленные статьей 406 НК РФ при расчете налога на имущество физических лиц исходя из их кадастровой стоимости

0,1 % (ставка может быть обнулена или увеличена, но не более чем в 3 раза) 2 % 0,5 %

1. Жилые дома и помещения. 1. Выкупленные в собственность физическим лицом помещения, находящиеся в административно-деловых центрах и торговых комплексах. 1. Объекты налогообложения, которые не попадают в категории имущества физических лиц, облагаемых по ставкам 0,1 % и 2%.

2. Объекты незавершенного строительства. Главным условием является, что проектируемым назначением данного строительства является жилой дом. 2. Выкупленные в собственность физическим лицом объекты недвижимости в нежилых помещениях, назначение которых согласно данным кадастровых паспортов, предусматривает размещение офисов, торговых точек, объектов общественного питания и бытового обслуживания.

3. Единый недвижимый комплекс. При условии, что в его состав входит хотя бы одно жилое помещение или жилой дом. 3. Находящееся в собственности физического лица недвижимое имущество, кадастровая стоимость которого превышает 300 млн. рублей.

4. Гаражи и машино-места

5. Хозяйственные строения или сооружения.

Примечания

1. Представительные органы муниципальных образований имеют право в отношении объектов, облагаемых по ставке 0,1 %, на основании принятых муниципальных нормативных актов, уменьшить налоговую ставку до нуля, или увеличить ее, но не более чем в 3 раза.

2. По объектам, облагаемым по ставке 0,1 %, указанным в пункте 5, ставка применяется при выполнении следующих условий: - площадь до 50 кв. м., включительно; - расположение на земельном участке, предоставленном для строительства жилого дома или дачи, занятием садоводством или огородничеством.

3. По объектам, облагаемым по ставке 2 % и указанным в пунктах 1 и 2, если нет возможности определить кадастровую стоимость имущества, принадлежащего физическому лицу, а имеется информация только по кадастровой стоимости здания в целом, необходимо осуществлять расчет налоговой базы. Налоговая база по имуществу физического лица будет рассчитываться как часть общей кадастровой стоимости здания, рассчитанная исходя из доли, которую составляет площадь помещения в общей площади указанного здания.

Также, при переходе на расчет налога, исходя из кадастровой стоимости имущества, законодательством предусмотрены налоговые вычеты, существенно снижающие кадастровую стоимость, представленные в таблице 4.

Таблица 4. - Налоговые вычеты, предоставляемые по налогу на имущество физических лиц, предоставляемые при расчете налога исходя из кадастровой стоимости имущества_

Объект обложения налогом на имущество физических лиц Налоговая льгота (необлагаемая часть имущества)

Квартира Составляет кадастровую стоимость 20 кв. м. данной квартиры

Комната Составляет кадастровую стоимость 10 кв. м. данной комнаты

Жилой дом Составляет кадастровую стоимость 50 кв. м. данного дома

Единый недвижимый комплекс, в состав которого входит хотя бы одно жилое помещение (жилой дом) Из кадастровой стоимости объекта вычитается 1 млн. руб.

Если после применения налоговых вычетов налоговая база становится отрицательной, то для исчисления налога она принимается равной нулю.

В Москве, Санкт-Петербурге, Севастополе, которые являются городами федерального значения, законодательные собрания этих городов имеют право увеличивать размер налоговых вычетов. При этом законодательством не предусмотрен предельный размер увеличения налоговых вычетов.

Следует отметить, что при переходе на расчет налога, исходя из кадастровой стоимости имущества, законодатель предусмотрел переходный период в течение первых четырех лет, во время которого приняты меры, не допускающие резкого увеличения налоговой нагрузки на физическое лицо.

Если рассчитанная по новым правилам сумма налога окажется выше аналогичной суммы, рассчитанной исходя из инвентаризационной стоимости данного имущества, то налог будет рассчитан по специальной формуле:

N = (N1 - N2) х К + N2 (1),

где:

N - налог, подлежащий уплате, руб.;

N1 - налог, рассчитанный по новым правилам, руб.;

N2 - налог, рассчитанный с применением инвентаризационной стоимости имущества, руб.

К - понижающий сумму налога коэффициент.

Значения коэффициента, определенные статьей 408 НК РФ, в течение четырех лет будут постепенно увеличиваться:

- 1-й год применения кадастровой стоимости при расчете налога - 0,2;

- 2-й год применения кадастровой стоимости при расчете налога - 0,4;

- 3-й год применения кадастровой стоимости при расчете налога - 0,6;

- 4-й год применения кадастровой стоимости при расчете налога - 0,8.

С наступлением 5-го года применения кадастрового способа расчета в муниципальном образовании, сумма налога будет равна облагаемой кадастровой стоимости, умноженной на ставку.

Физическое лицо, являющееся плательщиком налога на имущество физических лиц, может воспользоваться льготой при уплате налога, если имеет на это основание в соответствии с нормами НК РФ. Статья 407 НК РФ предусматривает налоговые льготы для различных категорий налогоплательщиков. Однако льготы распространяются не на все виды имущества физических лиц. В частности льготой можно воспользоваться в отношении следующего имущества:

- жилое помещение (квартира, комната, дом);

- гараж или машино-место;

- помещения, оборудованные под творческие мастерские, ателье, студии, являющиеся местом работы физического лица, осуществляющего профессиональную творческую деятельность;

- жилые помещения, оборудованные физическим лицом, осуществляющим профессиональную творческую деятельность для организации открытых для посещения негосударственных музеев, галерей, библиотек на время такого их использования;

- хозяйственные строения или сооружения, которые имеют площадь, не превышающую 50 кв.м., находящиеся на земельных участках, предназначенных для строительства жилого дома или дачи, а также занятий садоводством или огородничеством.

Налогоплательщик имеет право выбора имущества, которое не будет облагаться налогом. Но право льготу получает только один объект имущества, из каждой категории объектов налогообложения, по которым физическое лицо имеет право на льготу. Например, если физическое лицо, имеет две квартиры, гараж и машино-место, то в качестве объектов имущества, на которые распространяется льгота, налогоплательщик может выбрать одну из принадлежащих ему квартир, а также, либо гараж, либо машино-место.

Налоговая льгота предоставляется на всю сумму налога, подлежащую уплате по объекту, выбранному налогоплательщиком, как подлежащему льготе. При этом данный объект имущества физического лица должен находиться у него в собственности и не использоваться им в предпринимательской деятельности.

Следует отметить, что налоговая льгота не может быть предоставлена на объекты имущества физического лица, облагаемые налогом по ставке 2%.

Категории плательщиков налога на имущество физических лиц, которые имеют право на льготы при уплате налога согласно действующему федеральному законодательству, представлены в таблице 5.

Таблица 5. - Категории плательщиков налога на имущество физических лиц, которые имеют льготу при уплате налога, исходя из положений статьи 407 НК РФ_

Категории налогоплательщиков, имеющих льготу Основания для предоставления льготы

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Лица, имеющие государственные награды 1. Герои Советского Союза.

2. Герои Российской Федерации.

3. Кавалеры ордена Славы трех степеней.

2. Участники боевых действий 1. Лица, участвовавшие в Гражданской войне

2. Лица, участвовавшие в Великой Отечественной войне.

3. Лица, участвовавшие в других боевых действиях по защите СССР из числа военнослужащих, проходивших службу в составе действующей армии, или в составе партизанских движений, а также ветераны боевых действий.

4. Вольнонаемные лица, входящие в состав подразделений, штабов и учреждений Советской Армии, ВМФ, органов внутренних дел и государственной безопасности, входивших в состав действующей армии в период Великой Отечественной войны.

5. Лица, находившиеся в период Великой Отечественной войны в городах, участие в обороне которых засчи-тывается этим лицам в выслугу лет для назначения пенсии на льготных условиях, установленных для военнослужащих частей действующей армии.

6. Участники боевых действий в Афганистане и других странах, задействованные при выполнении интернационального долга.

3. Лица, имеющие право на получение социальной поддержки 1. Лица, имеющие I и II группы инвалидности.

2. Лица, имеющие инвалидность с детства.

3. Лица, подвергшиеся воздействию радиации в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС и имеющие установленное законом право на получение социальной поддержки.

4. Лица, подвергшиеся воздействию радиации в результате: - аварии 1957 года в ПО «Маяк»; - сбросов радиоактивных отходов в реку Теча и имеющие установленное законом право на получение социальной поддержки.

5. Лица, подвергшиеся воздействию радиации в результате ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне и имеющие установленное законом право на получение социальной поддержки.

6. Семьи военнослужащих, потерявших кормильца.

7. Лица пенсионного возраста, получающие пенсии в соответствии с законодательством.

8. Лица, которым по законодательству РФ положено ежемесячное пожизненное содержание в связи с достижением определенного возраста (для мужчин - 60 лет, для женщин - 55 лет).

9. Лица, получившие инвалидность или заболевшие лучевой болезнью в связи с их участием в испытаниях, учениях или проведении работ, которые непосредственно связаны с эксплуатацией любых видов ядерных установок, в том числе ядерного оружия и космической техники.

10. Родственники лиц, находившихся на военной и государственной службе, которые погибли при исполнении своих обязанностей (в частности льгота распространяется на супругов и родителей таких лиц).

11. Лица, находящиеся или находившиеся на военной службе, общая продолжительность которой составляет 20 и более лет. К этой категории относятся также военнослужащие, которые были уволены в связи с достижением предельного возраста пребывания на военной службе, состоянием их здоровья или с организационно-штатными мероприятиями.

12. Лица, находившиеся в подразделениях особого риска, которые были задействованы при испытании ядерного и термоядерного оружия, в операциях по ликвидации аварий на военных объектах, имеющих на вооружении ядерные установки.

4. Лица, осуществляющие профессиональную творческую деятельность 1. Льгота предоставляется в отношении оборудованных для осуществления творческой деятельности помещений, в которых располагаются творческие мастерские, ателье, студии и т.п.

2. Льгота предоставляется в отношении оборудованных для осуществления творческой деятельности жилых помещений, в которых располагаются негосударственные музеи, галереи, библиотеки и т.п. Срок действия льготы ограничен периодом, в котором данные объекты открыты для посещения.

5.Физические лица 1. Льгота распространятся на хозяйственные строения или сооружения, которые имеют площадь, не превышающую 50 кв.м. Основополагающим условием для предоставления льготы является факт нахождения данных объектов на земельных участках, которые предоставлены физическим лицам на установленных условиях для осуществления огородничества, садоводства, либо для строительства дачи или жилого дома.

Муниципальные нормативные акты могут предусматривать дополнительные налоговые льготы по налогу на имущество физических лиц, которые не предусмотрены НК РФ. Важно, чтобы этими нормативными документами были предусмотрены основания и порядок их применения физическими лицами, имеющими имущество на территории данного муниципального образования.

Нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований Брянской области, принявших данные документы с учетом изменения федерального законодательства, была расширена категория налогоплательщиков налога на имущество физических лиц, имеющих налоговые льготы. Данная информация представлена в таблице 6.

Таблица 6. - Категории плательщиков налога на имущество физических лиц, которые имеют льготу при уплате

налога, исходя из положений муниципальных нормативных актов, утвержденных представительными органами муниципальных образований Брянской области [6,7,8]._

Муниципальные образования, принявшие нормативные акты в соответствии с изменением законодательства по налогу на имущество физических лиц Категории налогоплательщиков, имеющих льготу согласно муниципальным нормативным актам, утвержденным представительными органами муниципальных образований Виды объектов налогообложения, в отношении которых предоставляется налоговая льгота Основания и порядок применения налоговых льгот

1. г. Брянск 1. Физические лица, совокупный доход которых на 1 члена семьи ниже или равен установленному прожиточному минимуму по социально-демографическим 1. Жилой дом, квартира или комната. 1. По категории налогоплательщиков, указанных в пункте 1, данные указываются за квартал, предшествующий моменту обращения таких физических лиц в налоговый орган для получения льготы.

2. Физические лица, относящиеся к данным категориям налогоплательщиков, могут быть освобождены от уплаты налога

группам в Брянской области. только по одному из находящихся в их собственности объектов (жилого дома, квартиры либо комнаты). При этом льгота предоставляется только в том случае, если они зарегистрированы в данном жилом помещении в соответствии с нормами, установленными законодательством.

2. Дети-сироты. 2. Гараж. 3. Физические лица, относящиеся к данным категориям налогоплательщиков, могут быть освобождены от уплаты налоги только по одному из находящихся в их собственности объектов (гаражи) по своему выбору.

3. Дети, оставшиеся без попечения родителей. 4. Размер налоговой льготы, предоставляемой физическому лицу, составляет полную сумму, подлежащую уплате в бюджет по налогу на имущество физических лиц, в отношении объекта налогообложения, выбранного физическим лицом для применения льготы. При этом условиями для предоставления льготы является право собственности налогоплательщика на этот объект и не использование данного объекта в коммерческой деятельности.

4. Лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. 5. Если физическое лицо использует право на льготу в соответствии с федеральным законодательством (на основании ст. 407 НК РФ), то льготы на муниципальном уровне, предусмотренные Решением Брянского городского совета народных депутатов от 26.11.2014 г. № 50, на данное физическое лицо не распространяются.

2. г. Клинцы 1. Работники добровольной пожарной охраны. 1. Жилое помещение (квартира, комната, дом). 1. Размер налоговой льготы, предоставляемой физическому лицу, составляет полную сумму, подлежащую уплате в бюджет по налогу на имущество физических лиц, в отношении объекта налогообложения, выбранного физическим лицом для применения льготы. При этом условиями для предоставления льготы является право собственности налогоплательщика на этот объект и не использование данного объекта в коммерческой деятельности.

2. Гараж или машино-место. 2. Физические лица, относящиеся к данной категории налогоплательщиков, могут быть освобождены от уплаты налоги только по одному из находящихся в их собственности объектов из каждой предусмотренной нормативным актом 4 категорий имущества, в отношении которых предоставляется налоговая льгота, по своему выбору

3. Льгота предоставляется в отношении оборудованных для осуществления творческой деятельности помещений, в которых располагаются: 1) творческие мастерские, ателье, студии и т.п.; 2) негосударственные музеи, галереи, библиотеки и т.п. 3. Для получения налоговой льготы, физическому лицу, претендующему на ее получение, необходимо представить в налоговую инспекцию по своему выбору, соответствующее заявление и подтверждающие право на льготу документы.

4. По видам объектов налогообложения, в отношении которых предоставляется налоговая льгота, указанных в пункте 3 подпункт 2 срок действия льготы ограничен периодом, в котором данные объекты открыты для посещения.

5. По видам объектов налогообложения, в отношении которых предоставляется налоговая льгота, указанных в пункте 4, основополагающим условием для предоставления льготы является факт нахождения данных объектов на земельных участках, которые предоставлены физическим лицам на установленных условиях для осуществления огородничества, садоводства, либо для строительства дачи или жилого дома.

4. Хозяйственные строения или сооружения, которые имеют площадь, не превышающую 50 кв.м.

3. пгт. Красная гора 1. Члены многодетной семьи. 1. Квартира или комната. 1. Размер налоговой льготы, предоставляемой физическому лицу, составляет полную сумму, подлежащую уплате в бюджет по налогу на имущество физических лиц, в отношении объекта налогообложения, выбранного физическим лицом для применения льготы. При этом условиями для предоставления льготы является право собственности налогоплательщика на этот объект и не использование данного объекта в коммерческой деятельности.

2. Лица, имеющие детей - инвалидов с детства. 2. Жилой дом. 2. Физические лица, относящиеся к данной категории налогоплательщиков, могут быть освобождены от уплаты налоги только по одному из находящихся в их собственности объектов из каждой предусмотренной нормативным актом 4 категорий имущества, в отношении которых предоставляется налоговая льгота, по своему выбору.

3. Матери одиночки. 3. Хозяйственное строение или сооружение. 3. Для получения налоговой льготы, физическому лицу, претендующему на ее получение, необходимо представить в Межрайонную ИФНС РФ №1 по Брянской области, соответствующее заявление и подтверждающие право на льготу документы. Документы должны быть представлены до 1 ноября года, являющегося налоговым периодом, начиная с которого физическое

4. Инвалиды 3 группы. 4. Гараж или машино-место.

5. Физические лица, имущество которых находится на территории следующих зон:

- зона проживания с льготным социально-экономическим статусом; - зона с правом на отселение; - зона отселения. лицо претендует на налоговую льготу.

Для предоставления налоговой льготы, физическому лицу необходимо предоставить пакет документов (заявление на льготу; уведомление по установленной форме о выбранных объектах налогообложения; документы, которые подтверждают право гражданина на налоговую льготу) в налоговую инспекцию по своему выбору. Если физическим лицом не будет представлено уведомление о выбранных объектах налогообложения, то налоговые льготы ему все равно будут предоставлены в отношение одного объекта из каждой категории имущества, по которой предусмотрены льготы. При этом объекты имущества для предоставления льготы по каждой категории будут выбраны исходя из максимально исчисленной суммы налога. Таким образом, уведомление о выбранных объектах налогообложения, по которым физическое лицо претендует на льготу, носит формальный характер. В любом случае интересы налогоплательщика будут соблюдены с максимальной для него выгодой.

При этом физическое лицо может предоставить пакет документов, подтверждающих право на льготу, уже в течение действующего налогового периода. Это право ему предоставляется до 1 ноября действующего налогового периода. Однако, после указанного срока физическое лицо уже не вправе менять перечень имущества, по которому ему будет предоставлена налоговая льгота.

In the article the peculiarities of taxation of property of individuals subject to the changes in legislation coming into force in 2015. A comparative analysis of the objects on the proposals of the tax to property of physical persons in connection with changes in tax legislation. Considered regional peculiarities of taxation of individuals ' assets in municipal formations of Bryansk oblast.

Keywords: tax on property ofphysical persons, the objects of taxation, tax base, on-glogowie rates, tax incentives, tax calculation.

Список литературы

1. Гражданский кодекс РФ

2. Налоговый кодекс РФ

3. Об оценочной деятельности в Российской Федерации: Федеральный закон от 29 июля 1998 года № 135-Ф3

4. О внесении изменений в статьи 12 и 85 части первой и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и признании утратившим силу Закона Российской Федерации «О налогах на имущество физических лиц»: Федеральный закон от 4 октября 2014 г. № 284-ФЗ

5. О налогах на имущество физических лиц: Закон РФ от 09 декабря 1991 г. № 2003-1

6. О налоге на имущество физических лиц: Решение Брянского городского совета народных депутатов от 26 ноября 2014 года №50

7. О налоге на имущество физических лиц: Решение Клинцовского городского совета народных депутатов от 12 ноября 2014 года № 6-39

8. О налоге на имущество физических лиц: Решение Красногорского поселкового Совета народных депутатов от 20 ноября 2014 года № 3-40

9. Определение ВАС РФ от 27.10.2011 № ВАС-11450/11 по делу № А40-124539/09-54-801

Об авторах

Мельгуй А.Э. - кандидат экономических наук, доцент, заведующий кафедрой бухгалтерского учета и налогообложения Брянского государственного университета имени академика И.Г. Петровского, mae1089@yandex.ru

Ковалева Н.Н. - кандидат экономических наук, доцент кафедры бухгалтерского учета и налогообложения Брянского государственного университета имени академика И.Г. Петровского, kovaleva-nat@yandex.ru

Дворецкая Ю.А. - кандидат экономических наук, доцент кафедры бухгалтерского учета и налогообложения Брянского государственного университета имени академика И.Г. Петровского, dvorezul@mail.ru

УДК 35.353

ПРОБЛЕМЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЗАКОННОСТИ НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫХ АКТОВ ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ СУБЪЕКТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Л.С. Митюченко, О.С. Нижних

Данная статья посвящена исследованию современного состояния законности подзаконного нормотворчества органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации. В статье систематизированы такие аспекты проблемы, как виды и причины нарушений принципа законности в нормативно-правовых актах указанных органов, а также способы их предупреждения и устранения. Даются рекомендации и предложения в комплексном виде по совершенствованию нормотворческой деятельности и утверждению законности в сфере исполнительной власти. Ключевые слова: исполнительная власть, орган исполнительной власти, должностное лицо, нормативный правовой акт, законность, нормотворчество, коллизии, административный суд, субъект Российской Федерации.

Федеративный характер Российского государства полагает, что государственную власть в нем осуществляют как федеральные органы, так и органы субъектов Федерации. Разделение полномочий происходит как по горизонтали (три ветви власти: законодательная, исполнительная и судебная), так и по вертикали (между Федерацией и регионами).

Важное место в системе организации государственной власти в условиях федеративного устройства занимает исполнительная власть. В подтверждение этому имеются следующие основания.

Во-первых, следует отметить, что в исполнительной власти сосредоточено то звено государства, которое во многом организует жизнь каждого народа, она наиболее приближена к народу. Профессор Д.Н. Бахрах в своих трудах отмечал, «она

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.