Научная статья на тему 'Роль музыки в эстетическом воспитании учащихся'

Роль музыки в эстетическом воспитании учащихся Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1477
196
Читать
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / МУЗЫКА / ГАРМОНИЧНАЯ ЛИЧНОСТЬ / ГАРМОНИЯ / МУЗЫКАЛЬНОЕ ИСКУССТВО

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Хлебникова Л. И.

Среди многих видов искусств музыка по праву занимает особое и почетное место в эстетическом и художественном воспитании. Автор статьи рассматривает музыку как необходимое условие формирования целостной личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
Предварительный просмотр
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Роль музыки в эстетическом воспитании учащихся»

контексте актуальным представляется специальное обсуждение возможных сфер взаимодействия и взаиморазвития благотворительности и социальной работы в практике и теории.

Благотворительность как дополнительный источник финансирования различных социальных программ реализуемых социальными службами.

Среди возможных проблем этой сферы взаимодействия социальной работы и благотворительности можно назвать следующие: проблема поиска источников благотворительной помощи; проблема адресности и адекватности помощи, оказываемой социальными службами; проблема качества помощи, оказываемой социальными службами, и способов его контроля и т.д.

Список литературы:

1. Буданцева С.В. Экономическая сущность явления «благотворительность»: цели и принципы // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. - 2010. - № 3. - С. 81-85.

2. Ромм М.В. Теория социальной работы / М.В. Ромм. - Новосибирск: Изд-во НГТУ 2000. - 112 с.

3. Щитова Н.Г. Проблемы благотворительности, меценатства и спонсорства // Сводный реферативный сборник журнала Представительная власть - XXI век: законодательство, комментарии, проблемы. - 2010. -№ 1-4. - С. 11-12.

РОЛЬ МУЗЫКИ В ЭСТЕТИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ УЧАЩИХСЯ

© Хлебникова Л.И.*

Детская школа искусств № 1, г. Балашов

Среди многих видов искусств музыка по праву занимает особое и почетное место в эстетическом и художественном воспитании. Автор статьи рассматривает музыку как необходимое условие формирования целостной личности.

Ключевые слова: эстетическое воспитание, музыка, гармоничная личность, гармония, музыкальное искусство.

Цель воспитания - формирование всесторонне и гармонично развитой личности. Сформировать такого человека не решая при этом задачи эстетического воспитания, невозможно.

Музыка - искусство, обладающее особенно большой силой эмоционального воздействия на человека, сопутствует всем знаменательным актам жизни человека и человечества, в буквальном смысле «выпрямляет душу чело-

* Преподаватель фортепиано, концертмейстер.

века» (В.А. Сухомлинский). Приобщение к музыке, - понятие и постижение её тайн оставляют неизгладимый след во всем духовном облике человека, придает ему гармоничность и эстетическую, завершенность. Невозможно переоценить роль музыкального воспитания в формировании всесторонне и гармонично развитой личности.

Музыкальное воспитание рассматривается в музыкальной педагогике как неотъемлемая часть нравственного воспитания подрастающего поколения, итогом которого является формирование общей культуры личности. В нашей стране музыкальное воспитание рассматривается не как сфера, доступная лишь избранным особо одарённым детям, но как составная часть общего развития всего подрастающего поколения.

Выдающийся советский педагог В.А. Сухомлинский называл музыку могучим средством эстетического воспитания. «Умение слушать и понимать музыку - один из элементарных признаков эстетической культуры, без этого невозможно представить полноценного воспитания», - писал он [...].

Преодоление острых противоречий в духовной жизни страны требует мобилизации всех внутренних сил общества. Их развитие оказывается все более связанным с формированием человека как высоконравственной духовной личности. Именно искусство и метод художественного познания обладают огромным потенциалом гуманитарного и нравственного воздействия, обеспечивая главнейшее условие развития личности - единство формирования интеллектуальной и эмоциональной сфер психики. Все это обусловило возникновение важной задачи - воспитание эстетически развитой личности ребенка.

Все выше сказанное определяет актуальность проблемы эстетического воспитания детей, в котором большую роль играет музыка, обладающая ярко выраженным эмоциональным, психофизиологическим характером воздействия. Она создает и предлагает своеобразные модели эмоционально-чувственного отношения к окружающему, обогащая духовный опыт и способность к переживанию, становится все более значительным компонентом духовной жизни человека.

В последние годы много внимания уделяется проблеме создания новых технологий, в которых предполагается приоритет личностного начала: воспитание учащегося с развитым мировоззрением, системой ценностей, нравственно-эстетической культурой, высоким уровнем интеллекта, личности, способной к творческому самосовершенствованию.

Вопросы изучения и формирования нравственных и эстетических качеств личности ребенка освещаются в работах М.А. Верба, К.В. Гаврило-вец, И.И. Казимирской, Б.Т. Лихачева, А.Ж. Овчинниковой, Л.И. Рувинско-го, И.Ф. Свадковского, Н.Е. Щурковой и других.

В современных исследованиях раскрывается влияние комплекса искусств на формирование духовной культуры личности (В.В. Ванслов, Д.Б. Кабалевский, Б.Т. Лихачев, Б.М. Неменский, на формирование целостной картины мира и способности целостного восприятия явлений искусства (Л.В. Го-

рюнова, Н.А. Терентьева, Н.П. Шишлянникова, на развитие творческих способностей ребенка и формирование личностной эстетической позиции (Г.Н. Кудина, А.А. Мелик-Пашаев, З.Н. Новлянская, на развитие эстетического сознания и формирования опыта чувств (Т.Н. Иванова, Е.П. Крупник, О.В. Непершина, В.Г. Ражников, Е.М. Торшилова, на формирование эстетического вкуса (О.И. Ворожейкина, Б.И. Ивасив).

Воздействие музыки на эстетическое воспитание ребенка опирается на достижения теории и практики эстетического воспитания (Ю.Б. Алиев, М.С. Каган, Е.В. Квятковский, В.И. Лейбсон, Б.Т. Лихачев, основывается на глубоком переосмыслении идей Л.С. Выготского, Д.С. Лихачева, В.В. Соловьева, П.А. Флоренского (сохранение культурной среды, формирование широкого гуманитарного мышления, аксиологическая ценность искусства, его значимость для человечества и индивидуума) [2].

Таким образом, в науке имеется комплекс исследований, на которых базируется нравственно-эстетическое воспитание средствами музыки.

Мир музыки - эмоциональная сфера психики человека. Сила ее в непосредственном пробуждении таких чувств, которые составляют субъективную и интимную сторону личности и ее переживаний. Самые гуманные чувства - сочувствие в горе, переживание печали, торжества победы, светлой радости - музыка вызывает легко и непосредственно своим звучанием и тем самым эмоционально воспитывает человека, подготавливая его к реальным переживаниям.

Музыка обладает могучим эмоциональным воздействием, она пробуждает в человеке добрые чувства, делает его выше, чище, лучше, так как в подавляющем большинстве она предполагает положительного героя, возвышенные эмоции. Музыка стремится воплотить этико-эстетический идеал - в этом особенность и ее содержания, особенности ее воздействия на человека. Музыка - это сильнейшее средство формирования интеллекта, эмоциональной культуры, чувств, нравственности.

Музыка по своей природе социальна - она предназначена для общения. Раскрывая мысли, чувства, переживания композитора и исполнителя, она ищет сочувствия вовне, сила ее воздействия на слушателей заключается в том, что она выражает свойственные и им самим чувства. Композитор и исполнитель, воплощая в музыке радость и горе, хорошее настроение и печаль, делятся сокровенными переживаниями со слушателями, но достигают понимания только тогда, когда вызывают сопереживание.

Музыкальные занятия не что иное, как познавательный многогранный процесс, который развивает художественный вкус детей, воспитывает любовь к музыкальному искусству - формирует нравственные качества личности и эстетическое отношение к окружающему.

Ребенку нужно помочь увидеть и понять прекрасное. Человек, которому в детстве распахнули окно в мир прекрасного, умеет полнее и радостнее воспринимать жизнь, видеть мир тоньше, радужнее, многостороннее. Воспри-

имчивость к красивому не только обогащает духовно, но и направляет его поступки, поведение, на добрые дела или, как говорил композитор Д.Б. Кабалевский, «прекрасное пробуждает доброе». Поэтому одной из задач воспитания ребенка в семье является развитие у пего чувства прекрасного, т.е. эстетической восприимчивости ко всему окружающему. Воспринимая музыку, ребенок глубже чувствует и осознает окружающее. Она будит его мысль и чувства, развивает творческую фантазию, формирует художественный вкус. Семья должна помочь детям полюбить и понять хорошую музыку. Уже с младенческих лет ребенка нужно приобщать к музыкальной культуре. Слушая музыку, дети учатся различать характер музыкальных произведений, но ребенок воспринимает глубже и осмысленнее музыку, если взрослый познакомит его с их содержанием, используя для этого небольшой образный рассказ, стихотворение, расскажет об отдельных ярких средствах музыкальной выразительности.

Исключительные возможности в эстетическом воспитании детей, в приобщении их к музыке дают радио и телевидение. Организуются циклы музыкальных передач, концерты для детей. В результате этого у детей расширяется кругозор, накапливается репертуар любимых песен, пьес, исполнение которых в передачах выразительное и художественное. Дети с удовольствием слушают такие передачи. Дети с удовольствием смотрят телевизионные передачи, встречаясь с Буратино, с любимыми сказками в постановке кукольного театра. А мультфильмы, фильмы-сказки пользуются у них особой любовью.

Телепередачи требуют воспитания в детях культуры и умения смотреть и слушать. Просмотр передач должен стать специально организованным, а не служить фоном к еде, игре. И главное - много и часто проводить время у телевизора и компьютера недопустимо. Это вредно для здоровья, перенасыщает ребенка впечатлениями, приучает его к поверхностному восприятию.

Детские музыкальные игрушки и инструменты - великолепные спутники в жизни ребенка, его музыкальном развитии. Дети дошкольного возраста (5-6 лет) могут уже сами играть на детских музыкальных инструментах. Игрушек сейчас много, и они становятся лучше по качеству. Одни из них условно назовем мелодическими, так как на них можно сыграть хотя бы несложную мелодию (показ инструментов и игрушек). Это металлофоны, цитры, триолы, баяны, рояли. Другие - ударные, на них исполняется лишь ритм. Это барабаны, бубны, погремушки, ложки, треугольники и другие. Дети приобретают первоначальные исполнительские навыки, знакомясь с приемами игры, и надо сразу показать выразительные возможности каждого инструмента (на металлофоне «капают капельки дождя», на барабане можно сыграть марш, на цитре «поют птички» и т.д.).

Игра на детских музыкальных инструментах содействует воспитанию у детей целого ряда положительных качеств: упорства, настойчивости, усидчивости, активного внимания, выдержки, воли. Игра, самостоятельное му-

зицирование способствуют развитию музыкальных способностей детей, подготавливают к музыкальному образованию.

Формирование у ребенка умения эмоционально воспринимать прекрасное в природе, музыке, творчески переносить его элементы в художественную деятельность в большой степени зависит от обучения. В связи с этим большую роль играет педагог, помогающий ребенку эстетически воспринимать и оценивать окружающее, познавать природный мир, постигая его красоту и гармонию через красоту и гармонию музыкальных звуков. Воспитывая эмоциональное отношение к художественным образам природы, воплощенным средствами музыки, педагог тем самым побуждает ребенка к пониманию эстетической и нравственной ценности природы для жизни людей [3].

Музыкальное искусство, как и любое другое, помогает детям постигать красоту окружающей природы, способствует обогащению их жизненного опыта, вызывает разнообразные эмоциональные переживания. Впечатления, накопленные от восприятия природных явлений, а также музыкальные впечатления дети переносят в свою художественную деятельность. На их основе у ребенка формируются художественные интересы, склонности, способности, развивается эстетический вкус [4].

Таким образом, можно сделать вывод о том, что музыка самый мощный и эмоциональный вид искусства. Именно она обогащает восприятие произведений живописи, литературы, способствует пониманию их содержания, развивает эстетическое чувство. Образы искусства, вызывая резонанс в душе ребенка, формируют представление о добре, красоте, духовных ценностях.

В эстетическом воспитании дошкольников музыка имеет очень важную роль. Музыка имеет звуковую природу, временной характер, обобщенность образов, являясь «искусством чувств», как говорил П.И. Чайковский. Музыка должна звучать не только на музыкальных занятиях, но и в быту, в играх детей, включаться в другие виды деятельности, служить развлечением и отдыхом [5].

Список литературы:

1. Сухомлинский В.А. О воспитании. - М.: Полит. Лит-ра, 1982. - 270 с.

2. Полякова Н.А. Нравственно-эстетическое воспитание учащихся средствами музыки: На материале учреждений дополнительного образования: автореф. дисс. ... канд. пед. наук. - Саратов, 2001. - 19 с.

3. Волынкин В.И. Художественно-эстетическое воспитание и развитие дошкольников. - Ростов н/Д: Феникс, 2007. - 441 с.

4. Новикова Г. Музыкальное воспитание дошкольников: пособие для практических работников дошкольных образовательных учреждений. - М.: Академия, 2000. - 188 с.

5. Гогоберидзе А.Г., Деркунская В.А. Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста. - 2-е изд. - М., 2007. - 320 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.