Научная статья на тему 'Развитие творческих способностей ребенка в условиях современной школы'

Развитие творческих способностей ребенка в условиях современной школы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
109
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Заковряшина Г.В.

В статье рассматриваются вопросы музыкально-эстетического воспитания детей и создание условий для их творческого развития на уроках музыки в общеобразовательной школе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Развитие творческих способностей ребенка в условиях современной школы»

устойчивых связей, закономерностей в математике с обязательным согласованием межпредметных связей математики и экономических дисциплин. В этом случае фундаментальные математические положения требуют глубокой проработки, они направлены на формирование продуктивного логического мышления студентов, которое выступает важным фактором формирования самостоятельности студента. Осуществление такого принципа обучения позволит спроецировать математические методы на экономические дисциплины и ориентировать студентов на понимание связей между различными математическими понятиями и структурами.

Согласно такому подходу, в математическом образовании студентов-экономистов должны быть выделены ключевые направления курса, его основные цели, ведущие понятия, категории, а также логические связи математики и экономических дисциплин.

Таким образом, позитивный эффект такого подхода очевиден и применим в рамках фундаментализации математической подготовки будущих экономистов.

Список литературы:

1. Гуринович С.Л. Математика. Задачи с экономическим содержанием: пособие для сузов. - Мн.: Новое знание, 2008. - 264 с.

2. Детушев И.В., Добрица В.П. О необходимости создания специализированной системы заданий и задач для студентов экономических специальностей // Материалы региональной межвузовской конференции «учись учиться». - Курск, 2009.

3. Корзюк А.Ф. Дифференциальные модели некоторых экономических задач. - Минск: БГИНХ им. В.В. Куйбышева, 1989. - 15 с.

4. Кудрявцев Л.Д. Современная математика и ее преподавание: Учебное пособие для вузов / с предисловием П.С. Александрова. - 2-е изд., доп. - М.: Наука. Главная редакция физико-математической литературы, 1985. - 176 с.

5. Малыхин В.И. Математика в экономике: учебное пособие. - М.: ИНФРА-М, 1999. - 355 с.

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ РЕБЕНКА В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЫ

© Заковряшина Г.В.*

Средняя общеобразовательная школа № 28, г. Белгород

В статье рассматриваются вопросы музыкально-эстетического воспитания детей и создание условий для их творческого развития на уроках музыки в общеобразовательной школе.

* Учитель.

Кто к вершине шел из детства В силу музыки поверив, Кто поступками и сердцем Был по-рыцарски ей верен, Тот большим и мудрым станет И всегда поможет людям, И конечно же, мы с вами На него равняться будем.

А. Ильяшенко

Год за годом внедряется в школьную практику новая программа по музыке. Как и во всяком живом явлении, в этом движении есть свои сложности. Это естественно.

Предмет «музыка» обладает гигантскими возможностями духовного воспитания и творческого развития детей. Хоровое пение, как форма коллективного творчества, благотворно влияет на поведение человека, уравновешивая его эмоциональную сферу, является основным способом развития творческих способностей учащихся. Проблемой развития творческих способностей занимался Д.Б. Кабалевский, первый создатель программы «Музыка» для общеобразовательной школы. Своей основной задачей в педагогической работе я считаю «не учить, а научить мыслить». Я стремлюсь объединить различные пути музыкально-художественного воздействия и вызвать всестороннюю творческую активность учащихся при выполнении ими любого задания - в исполнении музыки и ее восприятии [1].

Решение задач музыкально-эстетического воспитания и художественно-творческого развития детей и юношества должен осуществлять высококвалифицированный, всесторонне образованный учитель музыки. Глубоко прав Д.Б. Кабалевский, подчеркивающий, что «если мы ставим перед собой задачу всестороннего. гармонического развития учащихся, то надо прежде всего позаботиться о всестороннем гармоническом развитии преподавателей» [2]. Наиболее полное раскрытие творческого потенциала возможно только у эстетически воспитанных людей. Эстетически не развитый человек не может быть полноценным, такому человеку недоступны глубокие чувства и переживания.

Проблемы эстетического воспитания - широкий и самостоятельный круг проблем в системе общего воспитания. «В самой общей форме сущность эстетического воспитания состоит в формировании и развитии у ребенка образного, идейно-эмоционального восприятия и отношения к явлениям искусства и действительности, способности к творчеству, художественного вкуса, умений и навыков деятельности и поведения по законам красоты» [3].

Главной проблемой в педагогической деятельности является формирование творческих способностей учащихся. На определенном этапе музыкального развития, художественный и исполнительский опыт детей сливается воедино, что становится предпосылкой для целостного творческого

восприятия ими художественного явления. В процессе постоянной музыкальной деятельности детей, я включаю не только движение, хоровое пение, игру на детских музыкальных инструментах, но и рисование, рассказ и т.д. Главным в процессе обучения было соединение параллелей между различными видами искусств, где музыкальные произведения рождали литературные и изобразительные образы.

Начальный этап музыкального развития - накопление впечатлений - осуществляется в самых разнообразных формах работы: на занятиях, концертах, в общении с природой, при посещении филармонии, выставок и т.д. Решающая роль отводится формированию слушательского опыта. Нужно руководить процессом накопления впечатлений у детей, поскольку свой опыт они получают из самых разнообразных источников, не всегда педагогически ценных.

Важнейшим источником воздействия является народная музыка. Не случайно программа уроков музыки начинается со знакомства и изучения народной музыки, песенного народного творчества, знакомства с народными гуляниями, фольклорными праздниками. Хорошим подспорьем в этом служит и посещение концертов в Белгородской Государственной филармонии, где ребята знакомятся с живой музыкой и творчеством своих земляков. Таким образом, расширение художественного кругозора учащихся идет по всем информационным каналам, которые для них доступны. Это активизирует воображение, пополняет кладовую памяти и имеет определенную направленность, так как знакомит с лучшими образцами народного и классического искусства.

Второй этап развития творческих способностей характеризуется желанием и умением передать свое понимание музыкального произведения, его образ, в рисунке, отражающем общий характер музыки.

Словесное определение музыкальных впечатлений предполагается в основном учащимися среднего звена. Дети составляют небольшие устные рассказы, характеризующие их эмоциональное состояние, пишут сочинения навеянные прослушанными музыкальными произведениями, например по музыке М.П. Мусоргского «Рассвет на Москва-реке», «Лунная соната» Бетховена, «Времена года» Чайковского, А. Хачатурян вальс к драме Лермонтова «Маскарад», полонез «Прощание с Родиной» М.К. Огинского и мн. другое. Младшие же школьники ограничиваются более общими определениями характера музыки: светлый, радостный, мрачный и т.д.

Накопленный в процессе активного восприятия художественный опыт учащихся становится основой развития их ассоциативно-образного мышления, главным побудителем их творческого самовыражения. Все более интересным становится их словесное и изобразительное оформление музыкальных впечатлений. Образное видение детьми музыкальных произведений год от года все более совершенствуется, что находит отражение в их творчестве. Наблюдается развитие воображения учащихся, рост эмоциональной культуры.

Особую группу рисунков составляли зарисовки, отражающие форму музыкального произведения, развитие тематического материала, тембровой окраски. Здесь были и живописные изображения, и условно-структурные схемы. Развитие творческих способностей у младших школьников на уроках музыки станет возможным, если: повысить творческую активность и творческий потенциал младших учащихся, использовать творческие виды работ в определенной системе Учащимся во время прослушивания музыкально произведения предлагается сосредоточиться и попробовать увидеть музыку, что изображается музыкой. Можно прослушать «Времена года» П.И. Чайковского - это очень яркое изобразительно произведение. Дети видят различные картины: осенний пейзаж, летящую тройку, просыпающуюся природу, звенящего в небе жаворонка. Слушая музыку, всегда можно «дорисовать» в воображении то, что в ней изображено: широкое раздолье пейзажа, народное гулянье.

Детей следует попросить сравнить звуки музыки с красками в живописи или мелодию с линиями в рисунке. А чтобы было еще интереснее, предложить учащемуся нарисовать то, что он видит, когда слушает любимую музыку, выбрать музыкальный отрывок и представить, что это какое-либо состояние природы, изобразить красками пейзаж. Можно усложнить задачу: прослушав музыку, подобрать и составить из красок цвета (цветовую гамму) и этими отобранными по характеру музыки цветами нарисовать что-то вроде коврика, стараясь по музыки определить количество каждого цвета. Так же сравнить звучания различных музыкальных инструментов с цветом краски и с помощью красок придумать узор, украшения, похожие на звучание инструмента. Эти задания стимулируют с помощью изобразительного искусства музыкальное воображение, эмоциональное, тембровое и ладово-слуховое восприятие. Таким образом, использование методики работы по формированию творческих способностей повышает интерес учащихся к музыке, улучшает эмоциональный отклик, ладовое чувство. Примером еще одной формы отклика на музыку могут служить доклады учащихся, где рассматривается творчество русских и зарубежных исполнителей и композиторов, направления в современной музыки и ее роли в жизни общества. Приведенные примеры, естественно, не исчерпывают всего многообразия форм и направлений в педагогической деятельности, но даже эти фрагменты свидетельствуют о развитии творческих способностей в области массового музыкального воспитания детей.

В настоящее время развитие творческих способностей остается важной проблемой музыкального воспитания школьника. Большое значение придается развитию мышления учащихся. Привлечение различных видов искусств для формирования разносторонней личности находит свое отражение в теории и практики музыкального воспитания. Одной из важнейших задач музыкально-эстетического воспитания, помимо развития художест-

венно-образного мышления, является формирование высокого эстетического вкуса, как результата осознания оценки эстетического чувства разумом.

Высшей формой эстетического освоения действительности является искусство. Искусство совершенствует и развивает чувства людей, через него человек познает не только окружающую действительность, но осознает и утверждает себя как личность, ибо искусство обладает таким воздействием на человека, которое помогает формировать его всесторонне, влиять на его духовный мир в целом. Оно развивает, углубляет и направляет эмоции, будит фантазию, заставляет работать мысль, формирует нравственные принципы, расширяет кругозор, укрепляет идейные позиции, рождает идеалы.

В последние годы использование различных видов искусств для более глубокого эмоционально-эстетического воспитания музыки школьниками нашло яркое отражение во многих программах по музыке (Д.Б. Кабалевского, Г.П. Сергеевой, Е.Д. Критской, Т.С. Шмагиной и др.). В своих высказываниях эти авторы постоянно подчеркивают взаимосвязь различных видов искусств, как единство культуры и поэтому на уроках музыки предлагают использовать литературу, историю, живопись, скульптуру и другие виды художественного творчества. Все виды искусства в обществе служат выполнению главной цели-формированию нового человека.

Сегодня много говорят о духовно-нравственном воспитании детей. Проблема духовности является предметом споров и рассуждений. Испытывая кризис в этой области человеческого начала, общество пытается найти пути к решению этой важной проблемы. К сожалению часто бытует мнение, что музыка - предмет второстепенный, в некотором роде развлекательный, где дети могут отдохнуть. Мало кто задумывался, что урок музыки, помимо воспитания музыкального вкуса и развития музыкальных способностей, может решать огромные по своему значению, сложнейшие задачи - формирование мировоззрения человека, его убеждений, взглядов. Возможно, понимание самой природы нравственности, т.е. осознание сочетания трех проявлений: чувства, разума, воли позволит осознанно и направленно воплощать идею становления и развития нравственной сферы ребенка. Я верю, что в каждом из моих учеников живет художник. Они пишут стихи. И возможно, станут не поэтами, а строителями, но будут знать, как велик Пушкин. Они знакомятся с музыкой; из них не выйдут композиторы и певцы, но, вероятно получатся неплохие слушатели. Они рисуют, но станут рабочими, которые любят Васнецова и Левитана и представляют каких трудов стоит создать картину. Быть может, кто-то из них - как знать - окажется поэтом композитором или художником. Об этом мы узнаем завтра. А пока, сегодня, на обычном школьном занятии они учатся познавать мир в его красоте и многообразии.

Мы знаем, что человек должен быть развит всесторонне, гармонично и умственно и физически. Мы знаем, что морально-этический облик его должен быть благороден и красив. Мы знаем, что его духовный мир должен

быть богатым, что он должен быть способен к восприятию и глубокому пониманию всех духовных ценностей, накопленных человечеством. Мы знаем, что он должен быть творцом, созидателем в самом широком смысле этого слова. Вопросы духовно-нравственного, эстетического воспитания детей и молодежи приобретают сейчас характер важной социальной проблемы, и имеет непосредственное отношение ко всем проявлениям в жизни, а не только к области искусства. Так В.А. Сухомлинский, например, считал музыку важным средством нравственного и умственного воспитания человека. «Музыкальное воспитание - это не воспитание музыканта, а прежде всего воспитание человека», говорил он. «Музыка открывает людям глаза на красоту природы. Благодаря музыке в человеке пробуждается представление о возвышенном, величественном, прекрасном не только в окружающем мире, но и в самом себе» [4].

Надо помнить о том, что попытка дальнейшего развития музыкальной культуры в стране при отсутствии хорошо налаженной работы по музыкальному воспитанию детей равносильна попытке воздвигать монументальное здание без фундамента.

Список литературы:

1. Кабалевский Д.Б. Музыка и дети. - М., 1983.

2. Кабалевский Д.Б. Программа по музыке 1-3 класс. - М., 1983. - С. 3-4.

3. Лихачев Б.Т. Общие проблемы воспитания школьников. - М., 1979. -С. 123.

4. Сухомлинский В.А. Избранные педагогические сочинения в 3-х томах. - М., 1979. - Т. 1. - С. 74-75.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА

ПРЕПОДАВАТЕЛЯ КОЛЛЕДЖА В РАМКАХ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

© Ишуткина Е.В.*

Иркутский региональный колледж педагогического образования,

г. Иркутск

В статье рассматривается вопрос разработки преподавателем колледжа нового методического обеспечения с целью обновления учебно-воспитательного процесса и повышения его эффективности в современных условиях образовательного процесса.

Ключевые слова учебно-методическое пособие, учитель музыки, инструментальные жанры, познавательный интерес.

* Преподаватель.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.