Научная статья на тему 'Роль музыки в гармоничном развитии личности дошкольника'

Роль музыки в гармоничном развитии личности дошкольника Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1138
183
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ СФЕРА / ЭСТЕТИЧЕСКИЙ ВКУС / ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫЕ КАЧЕСТВА / ГАРМОНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бутакова И.А., Наташина Н.В.

В статье раскрывается значение музыкального воспитания в становлении личности ребёнка-дошкольника. Идёт речь о том, как мир музыки помогает развивать музыкальные способности ребёнка, учит творить вокруг себя красоту и гармонию жизни, раскрывать эмоционально-чувственную сферу.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Роль музыки в гармоничном развитии личности дошкольника»

112

ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ: МЕТОДИКИ И ПРАКТИКА

Список литературы:

1. Выготский Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка // Вопросы психологии. - 1966. - № 6. - С. 62-68.

2. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников / Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева. - второе издание. - М.: Просвещение, 1990. - 316 с.

3. Зарубина Н.Д. Методика обучения связной речи / Н.Д. Зарубина. -М.: Издательство «Русский язык», 1997. - 308 с.

4. Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников / Л.Н. Ефи-менкова. - М.: Медицина, 1990. - 266 с.

5. Ткаченко Т.А. Формирование и развитие связной речи у дошкольников 4-6 лет) / Т.А. Ткаченко. - М.: Ювента, 2007. - 8 с.

6. Филичева Т.Б., Чиркина Г.Ф. Коррекционное обучение и воспитание детей пятилетнего возраста с ОНР / Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина. - М.: Знание, 1991. - 365 с.

РОЛЬ МУЗЫКИ В ГАРМОНИЧНОМ

РАЗВИТИИ ЛИЧНОСТИ ДОШКОЛЬНИКА

© Бутакова И.А.*, Наташина Н.В.4

МБДОУ детский сад комбинированного вида № 25 «Умка», г. Саяногорск

В статье раскрывается значение музыкального воспитания в становлении личности ребёнка-дошкольника. Идёт речь о том, как мир музыки помогает развивать музыкальные способности ребёнка, учит творить вокруг себя красоту и гармонию жизни, раскрывать эмоционально-чувственную сферу.

Ключевые слова: эмоциональная сфера, эстетический вкус, духовнонравственные качества, гармония.

Музыка объединяет моральную, эмоциональную и эстетическую сферы человека. Музыка -это язык чувств.

Василий Александрович Сухомлинский

Музыка возникла в глубокой древности и признавалась важным и незаменимым средством формирования личных качеств человека, его духовного

Музыкальный руководитель. Музыкальный руководитель.

Теория и методика дошкольного образования

113

мира. Слушая музыку, написанную в разное время, люди получают представления о различных способах выражения чувств, мыслей, существовавших в разные эпохи. Отражая жизнь и выполняя познавательную роль, музыка воздействует на человека, воспитывает его чувства, формирует вкусы. Имея широкий диапазон содержания, музыка обогащает эмоциональный мир слушателя.

Дошкольный возраст является периодом, когда закладываются основные способности ребенка, начинают проявляться его скрытые таланты, идет активное развитие личности. Ребенок в этом возрасте наиболее восприимчив к информации и способен реализовать себя практически в любой сфере. Музыка открывает для ребенка дорогу в творчество, позволяет избавиться от комплексов, «открыть» себя миру

Очень важно начать музыкальное воспитание как можно раньше, чтобы приобщить ребенка к всему многообразию музыкальной культуры. Музыкальное воспитание в детском саду оказывает комплексное воздействие на развитие детей как в духовном, культурном, личностном плане, так и в физическом посредством различных упражнений.

Музыка занимает особое, уникальное место в воспитании детей дошкольного возраста. Это объясняется и спецификой этого вида искусства, и психологическими особенностями дошкольников. Музыку называют «зеркалом души человеческой», «эмоциональным познанием» (Б.М. Теплов): она отражает отношение человека к миру, ко всему, что происходит в нем и в самом человеке. А наше отношение - это, как известно, наши эмоции. Значит, эмоции являются главным содержанием музыки, что и делает ее одним из самых эффективных средств формирования эмоциональной сферы ребенка. Эмоциональная сфера является ведущей сферой психики в дошкольном детстве. Она играет решающую роль в становлении личности ребенка, регуляции его психических функций, а также поведения в целом.

Мир музыки открывает возможности развивать музыкальные способности ребёнка, творить вокруг красоту и гармонию жизни, раскрывать его эмоционально-чувственную сферу.

Эстетическая роль музыки заключается в воспитании эстетической и этической восприимчивости и отзывчивости. Чувства (эмоции) радости и горя, наслаждения и боли, возвышенно -героического и низменного, красивого и безобразного как бы вызываются и упражняются музыкой. Под влиянием музыки происходит формирование эстетического вкуса как ядра ценностных ориентаций в художественной картине мира, развивается способность эстетического созерцания и самоуглубления.

114

ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ: МЕТОДИКИ И ПРАКТИКА

Музыка несет в себе не только эмоции; в процессе музыкальной деятельности ребенок знакомится с историческими эпохами, личностями, усваивает лучшие образцы поэзии, литературы, даже некоторые математические и физические понятия, связанные со звуком, при этом формируется направленность на познание мира и самого себя. В этом познавательная роль музыки.

Воспитывающая роль музыки состоит в формировании гуманного отношения к миру, в присвоении личностью эмоционального начала извечных человеческих ценностей - любви, красоты, добра, человеческого достоинства, жизнелюбия. Музыка является предметом и источником духовного общения, совершенствования. Огромна роль ее в передаче народных, национальных ценностей и традиций.

Развивающая роль занятий музыкой определяется художественнотворческим характером музыкальной деятельности, направленностью на самовыражение, самосозидание. Освоение музыки помогает развить мышление - образное и логическое, абстрактное и конкретное; музыка формирует чувство ритма и гармонии, наблюдательность, память, воображение, голосовой аппарат, мелкую моторику пальцев.

Развитию духовно-нравственного становления личности, её гармоничного отношения к природе, людям, искусству способствует профессия музыкального руководителя, ответственная творческая профессия, направленная на совершенствование музыкально-исполнительских способностей дошкольников, а также на развитие у них умения воспринимать, чувствовать и понимать прекрасное, творчески самостоятельно действовать, приобщаясь к различным видам искусства.

Психологами установлено, что музыка способна воздействовать на чувства человека, она может пробудить соответствующие ей мысли, воздействовать на сознание. На фоне переживаний музыки зарождаются духовнонравственные качества, которые делают человека добрее, мудрее, искреннее, а значит, счастливее.

Мир эмоций ребёнка ограничен в своих проявлениях: его радуют и огорчают лишь доступные ему явления жизни. Введение ребёнка в мир музыки побуждает его к эмоциональному сопереживанию и осознанию не только музыки, но и жизненных ситуаций. Музыка способна научить детей сопереживать, чувствовать, мыслить. Воздействуя на эстетические чувства, она направляет ребёнка в область нравственных переживаний, а значит, к сознательному отрицанию злого, безобразного и признанию доброго, нравственного. Нравственные и эстетические качества очень важны для человека, для формирования культурной личности. И чем раньше малыш начнёт это осознавать и принимать, тем больше общечеловеческих качеств будет заложено в его личности.

Теория и методика дошкольного образования

115

Благодаря музыке и музыкальному искусству, ребёнок учится тонко воспринимать происходящее вокруг, в нём раскрываются искренность и открытость, чуткость к проблемам окружающих. Разнообразные чувства, возникающие при восприятии музыки, пробуждают у него фантазию, обогащают духовный мир. Музыка способна захватывать миром звуков и уносить в мир красоты и вдохновения.

Вспоминая встречи в музыкальной гостиной «В мире балета» по творчеству П.И. Чайковского (с использованием мультимедиа) хочется отметить, что дети, просмотрев фрагменты балетов великого русского композитора, были переполнены впечатлениями от увиденного и настолько поглощены музыкой и танцем, что не могли сдержать эмоций. Они от восторга аплодировали артистам балета, словно находились в настоящем театре! И потом дошколята ещё долго вспоминали этот просмотр и рассказывали о балете. Тогда нам стало ясно, что они нуждаются в таких впечатлениях, ощущениях, переживаниях. Теперь такие встречи в музыкальной гостиной проводим регулярно с детьми старшего дошкольного возраста, и все ребята очень глубоко воспринимают и переживают увиденное, у каждого из них создаётся своё понимание музыкального произведения, когда мы обсуждаем его в беседах.

Для обогащения дошкольников впечатлениями, развития музыкальнослуховых представлений, расширения знаний о музыкальном искусстве знакомим детей не только с классической музыкой, но и с произведениями народной музыки и песенного фольклора. Ребята выражают свои музыкальные впечатления и переживания с помощью творческих действий в различных видах музыкальной деятельности, таких как вокализация, пластическое интонирование музыки, ритмические движения под музыку.

В процессе знакомства с музыкальными инструментами дошкольники учатся понимать, что их окружает мир звуков, а при выполнении творческих заданий у ребят развиваются внимательность, умение анализировать - всё то, что в совокупности способствует развитию творческих способностей. Благодаря использованию игры на детских музыкальных инструментах у детей развиваются навыки игры, вместе с тем, ребята более осознанно различают красоту звучания музыкальных инструментов, чётче воспроизводят ритмический рисунок в игре на них.

Простейшая исполнительская практика и приобретённые навыки восприятия произведений искусства подводят детей к первоначальным обобщениям. Возникает реальная возможность выделить сведения, которые ребёнок может и должен усвоить. Таким образом, определяется содержание обучения, необходимый объем знаний, умений, навыков, который дети используют для творческого воплощения.

116

ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ: МЕТОДИКИ И ПРАКТИКА

Обучение побуждает ребёнка переносить усвоенное под руководством педагога в самостоятельную деятельность. По собственной инициативе дети упражняются в ещё недостаточно усвоенных, но заинтересовавших их способах действий (например, в игре на музыкальных инструментах).

Благодаря применению технологии интегрированного обучения повышается творческая активность детей в музыкальной деятельности: раскрывается творческий потенциал воспитанников и у них появляется возможность воплотить своё эмоциональное состояние в изобразительной деятельности, музицировании, ребята легко импровизируют на предложенную тему.

Исполнительское творчество детей в музыкальных спектаклях, концертах, помогает воспитать у них эстетические чувства, обогатить разнообразными, надолго запоминающимися впечатлениями, расширить кругозор, раскрыть их творческий потенциал, проявить интерес к более глубоким музыкальным впечатлениям, укрепить любовь к музыке.

В различных видах музыкальной деятельности (восприятии, исполнительстве, творчестве, музыкально-образовательной) дети открывают для себя новые впечатления, переживания, образы. Роль музыкального руководителя заключается в том, чтобы направлять ребёнка, ненавязчиво учить его слушать музыку и исполнять её, помочь понимать смысл каждого музыкального произведения, а так же чтобы этот процесс был не только развивающим, но и доставлял радость всем детям. Стараемся даже самые серьёзные занятия проводить легко, радостно, доступно, чтобы дети не замечали, что их чему-то учат, а запоминали и усваивали материал надолго, готовясь вступить во взрослую жизнь всесторонне и гармонично развитым человеком.

Создание в ДОО условий для гармоничного развития личности ребёнка, позволяет увидеть выпускника детского сада самостоятельным, активным, проявляющим инициативу в музыкальной деятельности, имеющего яркую индивидуальность; эмоционально отзывчивым на состояние других детей, красоту окружающего мира и произведения искусства, имеющим практические умения и навыки для внесения изменений в окружающую среду.

Список литературы:

1. Ветлугина Н.А. Музыкальное развитие ребёнка. - М.: Просвещение, 1968.

2. Дмитриева Л.Г., Черноиваненко И.М. Методика музыкального воспитания. - М., 1998.

3. Мелик-Пашаев А.А. Педагогика искусства и творческие способности. -М., 1981.

4. Михайлова М.А. Развитие музыкальных способностей детей. - М., 2005.

Теория и методика дошкольного образования

117

5. Метлов Н.А., Музыка - детям: пособие для воспитателя и музыкального руководителя детского сада. - М., 1985.

6. Радынова О.П. Практикум по методике музыкального воспитания дошкольников. - М., 1999.

7. Радынова О.П. Музыкальное воспитание дошкольников. - М., 1999.

8. Радынова О.П., Катинене А.И. Музыкальное воспитание дошкольников. - М., 2000; Тарасова К.В. Музыкальность и составляющие её музыкальные способности // Музыкальный руководитель. - 2009.

9. Тарасова К.В. Музыкальная работа и руководство ею в дошкольном учреждении // Музыкальный руководитель. - 2007.

10. Электронные ресурсы

ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ФИЗКУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ РЕГУЛИРОВАНИЕМ ЕЕ ИНТЕНСИВНОСТИ

© Инкина Т.П.* *, Никитенко Е.М.*, Попов Г.Г.*

Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова, г. Магнитогорск

В работе предпринята попытка решения проблемы сбалансированности объёма и интенсивности физкультурной деятельности дошкольников. Использование методов педагогического наблюдения, тестирования уровня физической подготовленности, диагностики основных свойств познавательной сферы и педагогического эксперимента позволило подтвердить гипотезу исследования об эффективности реализации средств физической подготовки предельной интенсивности - ЧСС выше 190 ударов в минуту, и околопредельной интенсивности - ЧСС в зоне от 170 до 189 ударов в минуту.

Ключевые слова: дошкольный возраст, физкультурная деятельность, интенсивность.

Отмечая всесторонность влияния физкультурной деятельности на физический, интеллектуальный и нравственный потенциал ребенка, все же следует признать существование проблемы ее разумного регулирования, что

* Старший преподаватель кафедры Физической культуры.

* Старший преподаватель кафедры Физической культуры.

* Доцент, к.п.н.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.