Научная статья на тему 'Роль музыкального образования и воспитания во всестороннем развитии личности ребенка'

Роль музыкального образования и воспитания во всестороннем развитии личности ребенка Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
1443
206
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МУЗЫКАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И ВОСПИТАНИЕ / ВСЕСТОРОННЕЕ И ГАРМОНИЧНОЕ РАЗВИТИЕ / ПЕВЧЕСКИЙ ГОЛОС / ЖИВОПИСЬ / ИСКУССТВО / MUSICAL EDUCATION AND UPBRINGING / COMPREHENSIVE AND HARMONIOUS DEVELOPMENT / SINGING VOICE / PAINTING / ART

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Нурдинов Камардин Патидинович, Умнов Дмитрий Геннадьевич

В статье рассматривается всестороннее и гармоничное развитие учащихся посредством музыкального образования и воспитания. Решение данной проблемы является значимой для современного нашего общества, приобщение детей к музыкальному искусству воспитывает духовно-нравственную, творческую личность. Анализируется музыка как средство эстетического, физического и умственного воспитания младших школьников. Перечислены задачи с учетом особенности музыкального искусства и возрастных особенностей учащихся и специфические методы музыкального образования и воспитания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF MUSIC EDUCATION AND UPBRINGING IN THE COMPREHENSIVE DEVELOPMENT OF THE CHILD'S PERSONALITY

The article deals with the comprehensive and harmonious development of students through music education and upbringing. The solution of this problem is significant for our modern society, the introduction of children to the art of music educates spiritual, moral, creative personality. Music is analyzed as a means of aesthetic, physical and mental education of younger students. The tasks taking into account features of musical art and age features of pupils and specific methods of musical education and education are listed.

Текст научной работы на тему «Роль музыкального образования и воспитания во всестороннем развитии личности ребенка»

РОЛЬ МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ВОСПИТАНИЯ ВО

ВСЕСТОРОННЕМ РАЗВИТИИ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА 1 2

Нурдинов К.П. , Умнов Д.Г. Email: Nurdinov676@scientifictext.ru

1Нурдинов Камардин Патидинович - старший преподаватель, кафедра музыкального образования; 2Умнов Дмитрий Геннадьевич - преподаватель,

кафедра дошкольной педагогики, Андижанский государственный университет, г. Андижан, Республика Узбекистан

Аннотация: в статье рассматривается всестороннее и гармоничное развитие учащихся посредством музыкального образования и воспитания. Решение данной проблемы является значимой для современного нашего общества, приобщение детей к музыкальному искусству воспитывает духовно-нравственную, творческую личность. Анализируется музыка как средство эстетического, физического и умственного воспитания младших школьников. Перечислены задачи с учетом особенности музыкального искусства и возрастных особенностей учащихся и специфические методы музыкального образования и воспитания.

Ключевые слова: музыкальное образование и воспитание, всестороннее и гармоничное развитие, певческий голос, живопись, искусство.

THE ROLE OF MUSIC EDUCATION AND UPBRINGING IN THE COMPREHENSIVE DEVELOPMENT OF THE CHILD'S PERSONALITY Nurdinov K.P.1, Umnov D.G.2

1Nurdinov Kamardin Patiydinovich - Senior Lecturer, DEPARTMENT MUSIC EDUCATION; 2Umnov Dmitry Gennadievich - Teacher, DEPARTMENT PRESCHOOL PEDAGOGY, ANDIJAN STATE UNIVERSITY, ANDIJAN, REPUBLIC OF UZBEKISTAN

Abstract: the article deals with the comprehensive and harmonious development of students through music education and upbringing. The solution of this problem is significant for our modern society, the introduction of children to the art of music educates spiritual, moral, creative personality.

Music is analyzed as a means of aesthetic, physical and mental education of younger students. The tasks taking into account features of musical art and age features of pupils and specific methods of musical education and education are listed.

Keywords: musical education and upbringing, comprehensive and harmonious development, singing voice, painting, art.

УДК: 373

Музыка - могучий источник мысли. Без музыкального воспитания невозможно полноценное умственное развитие...

В. А. Сухомлинский

Слово «музыка» в переводе с греческого языка означает «искусство муз». Музыка является абстрактно-чувственным искусством и служит для выражения чувств, эмоций, настроений, мыслей и идей, в связи с чем содержанием музыки, прежде всего, является эмоциональная сторона психических переживаний человека, и

только через такие переживания происходит отражение образов окружающей действительности. Музыка углубляет образы и ярко раскрывает их содержание. Воздействуя на чувства и мысли людей, музыка способствует эмоциональному познанию окружающей действительности и помогает ее преобразованию, изменению, при помощи своего эмоционального языка воздействует на чувства, мышление, влияет на мировоззрение человека, направляет и изменяет его. Своими особыми, присущими только ей средствами, музыка воспитывает понимание прекрасного, развивает эстетическое отношение как к искусству, так и к окружающей жизни. И чем раньше человек встретится с ней, тем скорее он сможет овладеть всей духовной культурой, стать всесторонне и гармонично развитой личностью [1, с. 6].

Идея всестороннего и гармоничного развития личности зародилась в Древней Греции, в Афинах. Афинское воспитание предполагало: «Красота тела и души», что человек должен быть прекрасен в духовном и физическом отношении, развитый интеллект и культура и красота тела должны сочетаться.

Воспитанием средствами музыки занимались великие классики педагогики. В своих трудах о значении музыкального воспитания писали Я. А. Коменский, И. Песталоцци. К. Д. Ушинский среди разнообразных предметов первоначального учения выделял обучение детей пению.

В педагогике музыкального образования сформировано много подходов к определению понятия «музыкальное воспитание». В узком смысле под музыкальным воспитанием понимают воспитание, прежде всего определенных качеств личности учащихся, в широком смысле — это нравственное, эстетическое, художественное воспитание.

По мнению В.А. Сухомлинского: «Музыкальное воспитание - это не воспитание музыканта, а прежде всего воспитание Человека, воспитание доброго ума и сердца».

Музыкальное воспитание как процесс является комплексным и реализуется во взаимодействии с музыкальным обучением и развитием.

Музыкальное обучение подразумевает освоение учащимися музыкальных знаний, умений, навыков, а также опыта эмоционально-ценностного отношения к музыке и их музыкально-творческой деятельности. Музыкальное развитие — это развитие музыкальных интересов, вкусов, потребностей учащихся, развитие всех сторон музыкального слуха, музыкальной памяти, мышления, воображения; и развитие музыкально-творческих способностей, исполнительских, слушательских и композиторских умений и навыков [1, с. 8].

Из всех видов искусства именно музыка оказывает огромное эмоциональное воздействие на человека. Мы с музыкой дружим уже с первых дней нашей жизни через колыбельных песен наших мам, бабушек.

Музыка как средство эстетического воспитания младших школьников. Эстетическое воспитание развивает способность воспринимать, чувствовать и понимать прекрасное, замечать хорошее и плохое, заниматься творчеством, приобщаясь к различным видам художественной деятельности.

Музыку можно использовать и как средство физического воспитания. Музыка, воспринимаемая слуховыми органами, воздействует на состояние всего организма человека, улучшается кровообращение, дыхание. А через пение песен развивается голосовой аппарат, укрепляется голосовые связки, улучшается речь. Ученые доказали, что под действием музыки у ребёнка изменяется тонус мышц, ускоряются сердечные сокращения, снижается давление. Во время слушания музыкальных произведений у детей меняется электрическая активность клеток мозга, улучшается память. Если физические упражнения: бег, ходьба, прыжки, различные игры сопровождаются музыкой, то можно заметить резкое повышение активности учащихся. Поднимается настроение, улучшается осанка, повышается жизненный тонус - все это благоприятно сказывается на состоянии организма в целом. Существуют различные музыкально развивающие народные игры как: «Ок тракми

кук терак, биздан сизга ким керак», «Ким олади-ё шугинани-ё», Хола-хола и др. Посредством народных игр можно развивать человека как физически, так и умственно. Они способствуют активную работу мысли, расширяют кругозор, содействуют уточнению представлений об окружающем мире, совершенствуется все психические процессы.

Музыка, виды музыкальной деятельности развивают ребенка умственно. Этот вид искусства отражает в себе различные жизненные процессы, которые дают представления детям о мире, об обществе, о природе, о быте, о традициях и обычаях того или иного народа. Активизируется представление и восприятие, пробуждается воображение и фантазия, что непременно сказываются на умственную деятельность.

В целом музыкальное образование охватывает все виды воспитания.

Задачи музыкального образования с целью всестороннего и гармоничного развития личности ребенка, строятся с учетом особенности музыкального искусства и возрастных особенностей учащихся.

> развитие интереса и способностей подрастающего поколения к музыке;

> развивать эстетические и духовно-нравственные ценности посредством музыкального искусства;

> формирование у учащихся благонравных, моральных качеств на основе гармоничного сочетания традиционных, национальных и общечеловеческих ценностей;

> вырабатывать эмоциональную отзывчивость, стимулировать сенсорные способности, чувства ритма;

> формировать певческий голос, выразительность движений, экспрессивность речи;

Следовательно, успешное достижение цели зависит от эффективности решения поставленной задачи, применяя различные методы.

В музыкальном образовании применяются как общепедагогические, так и специфические методы. Широко применяется метод сравнения, который предполагает наблюдение за музыкой, а также выразительными средствами музыки, как, например, сильные и слабые доли, акценты, динамика (громко, тихо), темп, тембр, ритм и т.д. К группе методов, определяемых спецификой музыкального искусства, относятся: метод наблюдения за музыкой; метод сопереживания; Шметод музыкального обобщения; метод размышления о музыке; метод эмоциональной драматургии; Шметод моделирования художественно-творческого процесса; Шметод создания композиции. Перечисленные методы, направленные на развитие музыкального мышления школьников [1, с. 21].

Музыкальное образование в Узбекистане направлено на воспитание и формирование всесторонне гармонично развитой творческой личности, отвечающей требованиям мировых стандартов в сфере музыкального искусства.

Глава нашего государства выдвинул пять важных инициатив об организации духовно-просветительской работы с молодым поколением и социальной поддержке женщин. В соответствии с этими инициативами по всей стране инициализирована работа, направленная на повышение интереса молодежи к музыке, живописи, литературе, театру и другим видам искусства. В целях всестороннего развития музыкального искусства, занимающего важное место в повышении уровня духовно-эстетического воспитания населения, глубокого изучения богатого музыкального наследия нашего народа, приобщения молодого поколения к выдающимся произведениям национальной и мировой музыкальной классики, дальнейшего совершенствования системы подготовки высококвалифицированных кадров для сферы утверждено программа мер по дальнейшему развитию и совершенствованию деятельности Государственной консерватории Узбекистана.

Таким образом, музыкальное образование и воспитание воздействуют на учащихся всецело, имеют значимую роль во всестороннем и гармоничном развитии учащихся. Они обладают огромной силой влияния на него, расширяя кругозор, обогащая духовный мир и отражая целую совокупность эмоций. Музыкальное искусство воздействует на волю, интеллект, мышление, логику и другие качества личности.

Список литературы /References

1. Дьяченко И.Ю. Теория и методика музыкального воспитания. Учебное пособие, 2014. 92. С: 6, 8, 21.

2. Постановление Президента РУз 08.08.2017 г. № ПП-3178.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.