Научная статья на тему 'Хоровое пение - фундамент эстетического воспитания школьников'

Хоровое пение - фундамент эстетического воспитания школьников Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
1127
183
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МУЗЫКАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА / ХОРОВОЕ ПЕНИЕ / ХОРОВОЕ МУЗЫКАЛЬНОЕ ИСКУССТВО / ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / ФОРМИРОВАНИЕ ЭСТЕТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Зайцева Н. В.

В статье анализируется значение хорового пения при формировании эстетической культуры ребенка как наиболее эффективной формы приобщения детей к музыкальному искусству, рассматриваются многовековые традиции хорового пения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Хоровое пение - фундамент эстетического воспитания школьников»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ И

ВОСПИТАНИЯ

Зайцева, Н. В.,

Московский городской педагогический университет, аспирант,

e-mail: [email protected] Zaitseva, N. V.,

ХОРОВОЕ ПЕНИЕ - ФУНДАМЕНТ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

ШКОЛЬНИКОВ

Аннотация. В статье анализируется значение хорового пения при формировании эстетической культуры ребенка как наиболее эффективной формы приобщения детей к музыкальному искусству, рассматриваются многовековые традиции хорового пения.

CHORAL SINGING - THE BASE OF AESTHETIC EDUCATION OF SCHOOL

STUDENTS

Summary. In article value of choral singing is analyzed when forming esthetic culture of the child as most effective form of familiarizing of children to musical art, centuries-old traditions of choral singing are considered.

Ключевые слова: музыкальная культура, хоровое пение, хоровое музыкальное искусство, эстетическое воспитание, формирование эстетической культуры.

Key words: musical culture, choral singing, choral musical art, esthetic education, formation of esthetic culture.

Русская музыкальная культура имеет богатое наследие, сохранившееся с древнейших дней до наших времен. Музыкальное искусство - часть художественной культуры, которая наиболее эмоционально и глубоко воздействует на внутренний мир ребенка, вносит положительные изменения в сознание и душевный настрой, создавая предпосылки для активного творческого развития и формирования эстетических идеалов. В области музыкальной культуры есть важнейшая часть, составляющая её истинные древние истоки - это хоровое пение. В его основе лежит главный инструмент, щедро подаренный нам природой - голос. Хоровое пение впитало в себя многовековые традиции народных песен и классической музыки. Постоянно находясь рядом с нами, хоровое пение с самого раннего возраста захватывает души детей, создает

вокруг них гармоничное жизненное пространство, воспитывает непреодолимую тягу к постижению прекрасного и вечного. Хоровое пение - наиболее эффективная форма приобщения детей к музыкальному искусству.

Интерес к роли музыкального искусства, преломлённого в хоровом пении, существовал на протяжении всех исторических эпох. Этот вопрос изучали мыслители, философы и деятели культуры. В России значимость хорового пения выражалась в сохранении и развитии самобытности русской вокально-хоровой культуры. Эта задача решалась через соединение систематического вокального и хорового обучения и музыкально-эстетического воспитания. Исполнение хоровых произведений завораживает сменой благородных гармонических созвучий, яркой и полной палитрой красок, которые отражаются в особых тембрах детских голосов, которые поражают своей кристальной чистотой и полётностью. Это звучание, несомненно, вызывает непременный эмоциональный отклик и у слушателей, и у исполнителей, что и является определяющей целью в творческом процессе.

Музыкальное искусство и хоровое пение неразрывно связаны с воспитанием взглядов ребенка на окружающий мир и общечеловеческие ценности, с формированием эстетической культуры. В основе эстетического сознания лежит эстетический идеал - представления о совершенстве и красоте явлений нравственного, духовного, интеллектуального и художественного мира. Необходимо с детства воспитывать в ребенке понимание того, что окружающий нас мир по-настоящему прекрасен, что нельзя нарушать его равновесие и гармонию, что его надо сохранить в первозданной красоте для последующих поколений. Исполняя хоровую музыку, ребенок полностью погружается в прекрасный мир звуков, эстетических переживаний, и после окончания пения он ещё долго находится в возвышенном и трепетном состоянии души, переживая вновь и вновь прекрасные эстетические чувства. В процессе общения со взрослыми и со сверстниками ребенок постоянно сталкивается с эстетическими явлениями окружающей действительности, учится познавать эстетические категории. Одна из важнейших эстетических категорий - это эстетический вкус. А. К. Дремов характеризует "эстетический вкус как способность без особого анализа чувствовать, отличать подлинно прекрасное, подлинные эстетические достоинства явлений природы, общественной жизни и искусства". Он утверждает, что в школьном возрасте ребенок только знакомится с явлениями искусства, эстетическими качествами, постепенно у него развиваются представления о прекрасном, характеризующие его личные предпочтения. Полученные знания служат фундаментом для формирования будущего эстетического вкуса и эстетической культуры, которая будет формироваться и совершенствоваться на протяжении всей взрослой жизни.

Трудно переоценить значимость музыки в жизни каждого ребёнка, она окружает его повсюду. Музыкальные произведения разных стилей, жанров, направлений, безусловно, оказывают влияние на внутренний мир и эмоциональную сферу детей. Особая ценность музыкального искусства, в частности, хорового пения, заключается в том, что оно воспринимается ребенком с самого раннего возраста на подсознательном уровне как гармоничное явление окружающего мира и оказывает незабываемое воздействие на его настроение и поведение. Хоровое пение непосредственно влияет на мировоззрение ребенка, так как оно способно пробудить самые тонкие внутренние переживания, которые формируют особый взгляд на окружающий мир.

Пробуждая в ребенке чувства и эмоции, способствуя возникновению естественных ассоциаций музыки с окружающей действительностью, хоровые произведения являются неиссякаемым источником воображения и фантазии, помогают ребенку познать окружающий мир и в процессе познания гармонично развиваться.

Философско-эстетические концепции, отражающие взгляды мыслителей на роль хорового пения в особом благотворном влиянии на формирование личности ребенка, присутствовали со времен античности. Исследованиями специфического влияния музыкального хорового искусства на детей занимались великие умы Древней Греции - Пифагор, Платон, Аристотель. Необходимо отметить, что уже в древнем мире высоко оценивалась роль музыкального воспитания в развитии детей. Духовные сокровища античности стали идеалами современной российской и европейской культуры. В эпоху античности музыкальная образованность считалась основным и важным показателем образованности в целом. Музыкальное хоровое искусство входило в основное содержание образования и несло в себе задачи развития внутренних душевных чувств, формирования нравственных и эстетических стремлений. Особенностью взглядов древних греков была взаимосвязь общественного и эстетического воспитания, основным компонентом которого была музыка. Аристотель считал музыкальное искусство важным средством воздействия на формирование эстетических идеалов и эстетического вкуса ребенка. Об этом он написал в своей книге "Политики", определяя роль музыки как средства эстетического и нравственного воспитания: "Как все безвредные развлечения, она не только соответствует высшей цели - человеческой жизни, но и доставляет ещё, к тому же, и вдохновение" [3, с. 165-167]. Аристотель подчеркивал правильность того, что все юные граждане в Спарте, Фивах и Афинах, чтобы стать достойными людьми, должными были обязательно обучаться хоровому пению, инструментальной музыке и играть на музыкальных инструментах.

Своё мнение о значимости музыкального искусства отразил в трудах Пифагор. Он отождествлял мир музыки с миром "космоса", и модель правильного государства, по его мнению, должна быть "музыкально благоустроенной и подчиненной правильному ладу". Пифагор имел целостный взгляд на окружающий мир и видел развитие личности детей только во взаимосвязи с природой. Отсюда он сделал справедливый вывод, что музыкальное искусство наилучшим образом отражает гармонию мира, поэтому основной целью воспитания и развития ребёнка является стремление к формированию взаимосвязи между здоровым телом и музыкальной душой. Эти взгляды разделяет философ и культуролог нашего времени С. С. Аверинцев. Он утверждает, что воспитание души и тела возможно только в тесной взаимосвязи -тело надо воспитывать при помощи атлетических упражнений, а ритм души возможно воспитать только прекрасным миром музыки. Древнегреческий идеал человека, который можно охарактеризовать как "прекрасный и добрый", имеет значимость и ценность в нашей современной жизни и культуре.

Зародившаяся традиция эстетического воспитания средствами хорового музыкального искусства претерпела изменения в эпоху средневековья. Направленность музыкального и эстетического воспитания в эту эпоху сформировалась под влиянием распространяющегося христианства. Ощущалась главенствующая роль религии, которая подчинила себе философию, этику и

искусство. Способность музыкального искусства воздействовать на внутренний мир детей, пробуждать в них стремление к прекрасному, доброму и лучшему, в эпоху средневековья сменилась на ограничение культа наслаждений, чувственной красоты, определилась христианским аскетизмом. Это не могло не отразиться на характере и стиле музыкальных хоровых композиций. Для аскетичного мировоззрения средневековья любование красотой осуждалось, считалось неприемлемым, так как уводило от познания истины. Основная роль музыки была в воспитании религиозной нравственности, наделении церковных обрядов художественностью и эмоциональным смыслом. Таким образом, хоровое искусство стало вспомогательным средством для воспитания религиозного сознания. Это, несомненно, повлияло на художественное содержание музыкальных произведений, которые следовали строгому церковному канону, и привело к трансформации жанров и стилей. Центром внимания становится молитва, соответственно, на первый план выходит значимость слова, а музыкальный материал играет второстепенную роль, являясь эмоциональным дополнением. Поэтому на первый план выдвигаются вокальные и церковные хоровые композиции. В центре внимания - простой по содержанию и структуре мотив, ограниченный интонационно. Ярким примером музыки того времени является "григорианский хорал", который своей строгостью и лаконичностью, плавным и поступенным движением мелодии настраивал человека на молитву и способствовал миросозерцанию. Такая музыка звучала на церковных богослужениях, и дети регулярно подвергались её воздействию.

В эпоху Возрождения возродился интерес к культуре античности, аскетизм средних веков отошёл на второй план, но памятники античного музыкального искусства обрели новый смысл. Во главе угла стал интерес к красоте и гармонии души и тела. Каноном музыкального искусства становится чувственное восприятие. Это было определяющим фактором для развития форм эстетического воспитания детей. Культура Возрождения имела гуманистический характер и светскую направленность, поэтому её основной целью стал идеал гармонично развитого человека. Композиторы эпохи Возрождения имели творческую свободу, стремились к воспеванию красоты и гармонии окружающего мира. Формируются новые жанры музыкального и хорового искусства, соответствующие данным требованиям: мадригал, мотет, баллада, позднее - оратория и опера. Возникшая светская направленность воспитания определила необходимость пересмотра содержание музыкального обучения воспитания. Интерес, направленный на изучение человеческой личности, её особенностей, самоценности, определил новые цели и идеалы воспитания - формирование нравственного, образованного и здорового человека. Это выразилось в новом практическом и деятельностном подходе к эстетическому, нравственному и музыкальному воспитанию.

Основной идеей эпохи Просвещения была мысль о воспитании идеала просвещенного человека. Эту задачу мыслители и философы эпохи предлагали решить с помощью эстетического воспитания средствами музыкального и художественного искусства. Просветители утверждали, что только искусство во всех его проявлениях способно развить чувственное восприятие, тягу к прекрасному и совершенному, воспитать эстетическую культуру ребенка. Идеи о решении проблемы эстетического воспитания посредством приобщения детей к миру музыкального хорового искусства отражены в трудах К. Гельве-

ция, Ш. Монтескье, А. Шефстбери. Все они сходились во мнении, что красота - это основная сущность доброты, а музыкальное хоровое искусство - наиболее эффективное средство пробуждения сильных впечатлений и эстетических ощущений, поэтому основная роль хорового пения и вокального искусства заключается в возможности пробудить дремлющие человеческие эмоции, страсти, ощущения, чтобы дать возможность человеку пережить те прекрасные, возвышенные моменты, которых он лишен в повседневной жизни.

В последующие столетия вопрос эстетического воспитания детей посредством хорового пения не терял своей актуальности. Взгляды на эту проблему трансформировались под влиянием развития общества, но значимость музыкального и хорового искусства в эстетическом воспитании присутствовала всегда. На протяжении всех исторических времен теория и практика эстетического воспитания оставались важнейшим средством нравственного, умственного и эстетического воспитания школьников. По мнению педагогов-исследователей - А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинского, К. Д. Ушинского -именно школьный возраст является особо благоприятным для формирования эстетической культуры, воспитания чувства прекрасного, развития интереса к музыкальному и хоровому искусству. Основой эстетического воспитания школьников можно считать искусство - хоровое, вокальное, художественное, литературное. Отсюда следует, что хоровое искусство является одним из основных составляющих эстетики как науки. Оно заключает в себе красоту звучания как основное эстетическое явление и несет в себе огромный потенциал для развития гармоничной и духовно богатой личности.

В современном образовательном пространстве необходимо учитывать природосообразную функцию хорового пения, которая формирует гармонию в детской душе, способность к восприятию целостности и значимости жизни, что является главной составляющей гармоничной и эстетически развитой личности. Необходимо в полной мере использовать возможности хорового пения для художественно-творческого развития школьников. Именно хоровое пение, массовое приобщение детей к русской хоровой культуре - это главный путь эстетического воспитания детей, возрождения культуры и духовности нации. В современном образовательном пространстве, хоровое пение вводится как обязательный предмет в базовых учебных и воспитательных планах.

Обратим особое внимание на развитие эстетического вкуса детей через вокально-хоровое исполнительство. Здесь прослеживается неразрывная связь между совершенствованием музыкальных способностей, развитием основных вокально-хоровых навыков - дыхания, звукообразования, чистоты интонирования, строя, дикции, ансамбля - и формированием гармонично развитой, эстетически культурной личности. Исполнение хоровых произведений стимулирует эмоциональное восприятие музыки, воспитывает исполнительское творчество, способствует развитию образного мышления, создает условия для творческой самореализации ребенка. В процессе хорового пения у детей развивается познавательный интерес, и интенсивно развиваются музыкальные способности, также формируется осознанный подход к исполнению музыкальных композиций - восприятие основной композиторской идеи, осознание образно-эмоционального содержания произведения, внесение своих творческих идей в исполнение.

В школьном возрасте эстетическое воспитание занимает особое место. Уделяется внимание развитию у ребенка эстетического отношения к действи-

тельности, к культурному наследию и образцам искусства. В непосредственном общении с эстетическими явлениями жизни и музыкального искусства у ребенка развиваются интеллект, умственные способности, нравственные и эстетические качества, совершенствуется способность воспринимать прекрасное в искусстве и жизни, правильно понимать и оценивать его. Существуют разные определения понятия "эстетическое воспитание", но основная сущность остается неизменной. Это планомерный процесс воздействия на ребенка с целью формирования у него эстетических вкусов и идеалов личности, развития способности воспринимать и оценивать красоту в искусстве и в жизни, воспитания потребности к самостоятельному творчеству и созданию прекрасного.

Достаточно полно эта проблема освещена в книге В. Н. Шацкой "Общие вопросы эстетического воспитания в школе". Она пишет, что педагогика определяет эстетическое воспитание как воспитание способности целенаправленно воспринимать, чувствовать и правильно понимать и оценивать красоту в окружающей действительности - в природе, в общественной жизни, труде, в явлениях искусства. В. Н. Шацкая считает, что эстетическое воспитание не должно ограничиваться только созерцанием действительности, оно должно воспитывать желание создавать прекрасное в искусстве и в жизни. Эстетическое воспитание, используя средства искусства, развивает ребенка не для искусства, а для стимулирования его потребности в активной эстетической деятельности. Одной из задач эстетического воспитания является формирование у детей эмпатии - способности ребенка эмоционально отозваться на переживания другого человека, умения поставить себя на место другого, а достичь этого средствами музыкального искусства вполне реально. Сочувствие - устойчивое свойство личности, оно побуждает ребенка к альтруистическому поведению, на его основе формируется представление о значимости и ценности других людей. Эмпатия как свойство личности выступает мотивом различных форм поведения. Это является фундаментом для познания нравственных ценностей, эстетических норм и идеалов.

В России основополагающая роль хорового пения заключается в самобытном складе российской музыкальной культуры. Очень богат репертуар хорового пения, исполняемого детскими хорами. Он включает в себя сочинения различных эпох и композиторских школ. Это музыкальное наследие "до-баховского периода" - хоры старинных мастеров, хоры композиторов-полифонистов, венских классиков, композиторов-романтиков, русских композиторов-классиков, а также важное значение в эстетическом воспитании имеет русская народная песня, в обработке выдающихся композиторов и дирижёров. Каждое направление в хоровом репертуаре по-своему ценно, так как оно решает различные исполнительские, вокально-хоровые и эстетические задачи.

Своё видение роли хорового пения в процессе эстетического воспитания отразил в своих работах Д. С. Лихачёв. Он утверждал, что эстетическое воспитание должно быть целенаправленным, способным приобщить ребёнка к творческой деятельности, развить его чувственность, научить воспринимать эстетические явления. Только правильное и своевременное эстетическое воспитание может развить ребенка до уровня понимания подлинного искусства, прекрасного в человеческой личности и постижения богатства и красоты окружающего мира. Д. С. Лихачёв пишет о значимом влиянии окружающей

среды на внутреннее мировосприятие, которое остается потом на всю последующую жизнь. В процессе исполнения хоровой музыки происходит приобщение детей к художественным, музыкальным и эстетическим ценностям, осуществляется их преобразование во внутреннее духовное содержание. На этой основе развивается способность ребёнка к эстетическому восприятию и переживанию, закладываются основы эстетического вкуса и представлений об эстетических идеалах. По мнению Д. С. Лихачёва, только воспитание красотой и через красоту, например, музыкального звука, способно сформировать правильную эстетическую и ценностную ориентацию личности, развить в ребёнке способность к творчеству, желание создавать прекрасное своими руками. Эстетическое воспитание неразрывно связано с нравственным, так как именно красота выступает регулятором человеческих взаимоотношений.

Приобщение детей к сокровищам мировой культуры и хорового пения есть необходимое условие для достижения главной цели эстетического воспитания - формирования творчески развитой, гармонически совершенной целостной личности, имеющей огромное желание совершать поступки и действия в жизни, руководствуясь законами красоты. Научить ребенка видеть прекрасное везде и во всём - вот истинная цель эстетического воспитания, а хоровое пение является активным и действенным помощником в решении этой важной задачи. Эстетическое воспитание в хоровом пении не только открывает душу ребенка для восприятия красок, тембров и звуков, но и способствует более глубокому и полному пониманию мира, и всестороннему раскрытию своего внутреннего содержания. Через хоровое пение раскрывается главная и истинная человеческая потребность - потребность в красоте, стремление к гармонии, целостности и равновесию, которая заложена в каждом ребёнке от природы. Хоровое пение в тесной связи с эстетическим воспитанием дает возможность ребёнку прикасаться к красоте на всех этапах становления личности, способствуя её гармоничному совершенствованию. И именно хоровое пение, преломленное в эстетическом воспитании, позволяет ребёнку познать фундаментальные основы человеческого бытия -красоту, добро и истину.

ЛИТЕРАТУРА

1. Апраксина, О. А. Методика музыкального воспитания в школе [Текст] / О. А. Апраксина. - М. : Просвещение, 1983. - 224 с.

2. Апраксина, О. А. Музыкальное воспитание в русской образовательной школе [Текст] / О. А. Апраксина. - М.; Л., 1984.

3. Аристотель. Как все безвредные развлечения [Текст] / Аристотель // История эстетики : памятники мировой эстетической мысли. - М.,1964. - Т. 2. - С. 165-167.

4. Асафьев, Б. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании [Текст] / Б. Асафьев. - М. : Просвещение, 1989. - 224 с.

5. Гофман, Э. Мысли о высоком значении музыки [Текст] / Э. Гофман // Искусство в школе. - 1992. - № 2. - С. 51 -54.

6. Локшин, Д. Л. Хоровое пение в русской школе [Текст] / Д. Л. Лок-шин. - М., 1957.

7. Миропольский, С. И. О музыкальном образовании народа в России и Западной Европе [Текст] / С. И. Миропольский. - СПб., 1910. - С. 62.

8. Сухомлинский, В. А. О воспитании [Текст] / В. А. Сухомлинский. -М., 1975.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.