УДК 78. 087. 681: 370. 179 ББК Щ314—7р+Ч421.355.23
М. В. Костогорова
г. Улан-Удэ, Россия
Вокально-хоровое пение как форма духовно-нравственного воспитания личности
В статье рассматривается проблема воспитания личности в детском хоровом коллективе, а также выделена специфика вокально-хорового пения как деятельности самовыражения индивидуальности личности и как условие духовно-нравственного развития. Основная проблема: может ли пространство хора рассматриваться как воспитательная среда.
Ключевые слова: вокально-хоровое пение, духовность, нравственное воспитание, детский хоровой коллектив.
M. V. Kostogorova
Ulan-Ude, Russia
Vocal-Choral Singing as a Form of Person’s Spiritual and Moral Education
The article considers the problem of a person’s education in children’s choral groups, as well as points out specifics of vocal-choral singing as an individual self-expression activity and as a certain atmosphere for spiritual and moral development. The basic problem of the article is whether it is possible to consider chorus singing as educational environment.
Keywords: vocal-choral singing, spirituality, moral education, children’s choral group.
В психологии и педагогике общепринято положение о том, что деятельность - решающий фактор формирования отношений, общения, идеалов личности. А. В. Петровский характеризует деятельность как внутреннюю (психическую) и внешнюю (физическую) активность человека, регулируемую сознаваемой целью [9, с. 99]. Согласно А. Н. Леонтьеву, деятельность - это активный целенаправленный процесс, в котором проявляется принцип предметной человеческой активности и социальной обусловленности. Он подчеркивает, что «деятельность каждого отдельного человека зависит от его места в обществе, от условий, выпадающих на его долю, от того, как она складывается в неповторимых, индивидуальных обстоятельствах» [6, с. 304]. Ученый рассматривает деятельность как систему, «внутри которой, осуществляется психическое отражение объективной реальности» [6, с. 91], при этом непременным условием целенаправленной деятельности является осознанность мотивации и личностного смысла результата. Нельзя не остановить внимание на особом мнении Л. С. Рубинштейна, который главным субъектом деятельности считает мир с его инфраструктурой и подчеркивает, что деятельность необходимо рассматривать как процесс установления действенной связи между человеком и миром в определенной ситуации, благодаря которой происходит [12, с. 563] взаимосвязь процессов деятельности и формирования свойств личности.
Согласно исследованиям в области социологии, деятельность имеет социально-личностную природу. В деятельности индивид реализует себя и как субъект, и как личность: как субъект - в своем отношении к объектам, как личность - в своем отношении к другим людям, на которых личность в своей деятельности воздействует и с которыми через деятельность вступает в контакт. Именно благодаря деятельности происходит накопление и присвоение человеком социального опыта.
Нами замечено, что деятельность рассматривалась с двух сторон: как форма бытия и как способ существования человека. Это находит подтверждение в научных трудах В. И. Смирнова, который предполагает, что деятельность «создает условия для самореализации человека в системе общественных отношений, она является источником и критерием научного познания, самопознания и саморазвития; обеспечивает познание и преобразование окружающего мира» [14, с. 165]. Ввиду того, что человеческая деятельность может наполняться как материальным, так и духовным смыслом, естественно появление разных видов деятельности, каждая из которых имеет свои специфические особенности общения и взаимодействия людей. В деятельности сложились нравственные нормы и общественно значимые ценности, влияющие на взаимопонимание, в том числе и духовное.
Остановимся на исторически сложившемся и ставшем общепринятым разделении духовного общения людей на виды: музыкальное, хо-
154
© Костогорова М. В., 2011
Педагогика
реографическое, изобразительное, декоративноприкладное и т. д. Каждый из видов - это отрасль деятельности человека, стремящегося к удовлетворению одной из духовных потребностей: любви к прекрасному» [3, с. 253]. В энциклопедическом словаре Брокгауза и Ефрона [3, с. 440] выделено, что обращение древних людей к песне как к музыкальному воспроизведению звуков было неизбежным духовным откровением, занятием, «каждое занятие - это собрание единомышленников, любителей музыки, хорового искусства» [16. с. 4]. Душа человека обуславливала жизнь организма и способность ощущения, мышления, сознания, чувства и волю. Таким образом, художественная деятельность появилась и развивалась более всего как изобразительная, выраженная в рисунке; хореографическая - в танце; музыкальная деятельность ярко представлена посредством пения, сердцевиной которого было эмоциональное воздействие музыки на чувства человека [8, с. 1].
На протяжении истории развития общества искусство рассматривается как фундаментальная основа для выражения эмоциональнопсихологического состояния людей, посредством которого человек демонстрирует свою потребность в сохранении национальной культуры и ее традиций языком танца, рисования, пения. Для взаимодействия и обогащения друг друга люди овладевали искусством человеческой речи, человеческого голоса, где большое значение имела интонация. «Через слово, его выразительную интонацию народ передавал свои чувства - радость и раздумье о жизни, раскрывал свое душевное богатство и глубину характера» [18, с. 20]. Появление речевых интонаций привело к развитию таких видов «искусства слова», как лирика, эпос, драма, и таких жанров, как былина, плач, песня, скоморошьи потешки и т. д. По интонационному признаку выявляются общие и особенные музыкальные и речевые типы (лирические, героические, драматические и т. д.) [1]. Постепенно овладевая искусством слова и речевой интонацией, народ использовал человеческий голос - самый доступный, естественный, но и самый тонкий и сложный музыкальный «инструмент» [13, с. 5] - не только для передачи смысла, но и с целью эмоционального воздействия, приобщения к сочувствованию. Почему, к примеру, былины не сказывались, а пелись? Да потому, что это было действо, направленное на поддержание внимания слушателей. Мелодика слова воспринималась не только по содержанию (что говорится), но и как это выражается, какие чувства вложил сказитель, передавая смысл. Как видим, речевые интонации послужили соединению слова и пения, что создало предпосылки для возникновения вокальной музыки.
Кроме того, на восприятие различных по жанру песен, сказов влияла сила песенного исполнительства, тембр голоса, что вызывало отношение не только к содержанию текста, но и к исполнителю как личности. Пение стало формой эмоционального самовыражения певца, способом реализации желания раскрыть свои голосовые возможности, при этом присутствует стремление к активному волевому проявлению себя посредством живого звучания голоса. Пение - это вокальная музыка, т. е. музыка, исполняемая голосом [3, с.121], это искусство, требующее огромной самоотдачи, но это и естественная потребность человека выразить свои чувства. В книге «Вопросы хороведения» В. Краснощеков отмечает, что понятие «необразованный» было синонимом выражению «не умеющий петь в хоре» [5].
Хоровое пение имеет свою специфику: оно направлено на духовное единение поющих (их согласие и созвучие чувств), приобщение к миру духовного, на образование и воспитание личности через приобщение к высокому искусству. Хоровое пение явилось одной из основ музыкального воспитания.
Начиная с 20-х гг. прошлого столетия, выдающиеся музыканты-педагоги (Б. В. Асафьев, Н. Я. Брюсова, В. Г. Коротыгин, Н. Н. Ко-вин, А. А. Шеншин и позднее - В. Н. Шацкая, О. А. Апраксина, Н. Л. Гродзенская и др.), подчеркивая культурно-просветительскую направленность музыкальных занятий, особое значение придавали духовно-нравственному воспитанию средствами музыки. Многие деятели (Э. Б. Абдуллин, М. А. Римский-Корсаков и др.) говорили о воспитании в хоровой деятельности, как системе, которая через восприятие, запоминание, осознание, понимание музыки и текста пробуждает переживания, желание приобщиться к красоте воспроизведения смысла через пение.
Изначально массовое пение было одноголосным. В конце XV в. возникло многоголосие -пение на три голоса, что к XVII в. закрепилось в многоголосное пение по партиям и называлось партесным пением. Таким образом, исторически неизбежной стала такая форма организации группы единомышленников, единотворцев, как хор.
Следует заметить, что понятие «вокальнохоровая деятельность» довольно часто используется в исследованиях в области общей музыкальной психологии (Б. Г. Ананьев, В. И. Петрушин, С. Л. Рубинштейн); вокально-хорового воспитания (К. Ф. Никольская-Береговая,
Л. М. Абелян, Ю. Б. Алиев, О. А. Опраксина, Л. Б. Бертенев ); хорового творчества (Г. А. Дмитриевский, Д. Л. Локшин, К. Б. Птица, В. Г. Соколов, Г. А. Струве, Г. П. Стулова, П. Г. Чесноков. В. С. Попов, и др.); любительского хорового ис-
полнительства (В. Ф. Чабанный, Л. В. Шамина, Л. В. Живов, В. Г. Соколов и др.) как художественное целое, где есть своя логика связи и своя структура: потребность, мотив, цель, условия достижения цели. При этом единство цели и условий составляет основную задачу.
Важными для становления человека в хоровом коллективе являются потребность в социальных контактах с себе подобными, познавательная потребность и потребность во внешних впечатлениях, в широком смысле [4, с. 114]. Исходя из этого, мы полагаем, что любой хоровой коллектив - это пространство, где созданы благоприятные условия для творческого роста как в области вокально-хоровой деятельности, духовнонравственного развития, так и в расширении субъект-субъектной зависимости, в сфере культуры общения, взаимодополняемости поющих.
Целью вокально-хоровой деятельности, по нашему мнению, является не только правильное и гармоничное развитие индивидуальности исполнителей, их музыкальных, слуховых, интонационных, ритмических способностей, но и воспитание личности духовным, нравственным и эстетическим содержанием самого процесса пения, направленного на ценностно-смысловое постижение окружающей действительности и самого себя.
Кроме того, важно воспитать толерантное отношение к другим в процессе деятельности, развить культуру самоуправления в хоровом коллективе, укрепить морально-волевые качества исполнителей.
Таким образом, с нашей точки зрения, вокально-хоровая деятельность - это деятельность людей, где переживания и чувства одного сочетаются с переживаниями и чувствами всего коллектива, объединяются одним художественноэтическим направлением, единым стремлением к художественному, эстетическому, нравственному и творческому совершенству, цивилизованному развитию. В связи с этим, мы проанализировали труды ученых в области педагогики, психологии, социологии и искусства (вокально-хорового), которые уделяли большое внимание особенностям коллективной, групповой деятельности. Так, представители педагогической науки (И. П. Иванов, А. Г. Ковалев, В. А. Сластенин и др.) видят в коллективной деятельности специфичный педагогический процесс, выраженный в коллективной организации деятельности (способ организации идеи); коллективном творчестве (достижение нового результата), коллективном общении на основе общего интереса (в том числе и к пению). Как всякий воспитательный коллектив, хор требует внимания не только организационного (непосредственного создания), но и педагогиче-
ской поддержки, обеспечивающей его становление и развитие: разработка и выбор конкретных и долговременных целей; постоянная забота о внутриколлективных отношениях, преодоление неуспешности в вокально-хоровой деятельности, индивидуальное стимулирование роста певческих способностей, поддержка интенсивной, напряженной жизни коллектива.
Понятие «хоровой коллектив» многие исследователи рассматривали как «организованный коллектив певцов, творческий коллектив... [10, с. 21], как «ансамбль вокальных унисонов» [5, с. 81], это собрание поющих, в звучности которого есть строго уравновешенный ансамбль, точно выверенный строй и художественные, отчетливо выработанные нюансы» [17, с. 25]. В хоровом словаре находим: «хор - певческий коллектив, исполняющий вокальную музыку с инструментальным сопровождением или а капелла» [11, с. 124].
П. Г. Чесноков пишет: «Хором называ-
ется такой коллектив, который в достаточной мере владеет техническими и художественновыразительными средствами хорового исполнения, необходимыми для передачи мыслей, чувств, идейного содержания, которые заложены в произведении» [15, с. 5]. Исследуя вокально-хоровой коллектив, мы обратили внимание на его отличительные особенности, отмеченные Б. В. Асафьевым, В. В. Медушевским и Э. Б. Абдуллиным, которые акцентировали внимание на том, что общение с искусством есть человеческая форма коммуникации по типу «человек - художественный образ». Музыкальный художественный образ человека есть живые, одухотворенные явления, с которыми он вступает в духовный невербальный контакт, испытывая наслаждение в процессе этого общения. В качестве методологического обоснования Б. М. Целковников определил следующие принципы вокально-хорового исполнительства как деятельности:
- духовность, которая рассматривается как необходимое основание в поиске личности найти высший смысл своей деятельности;
- соборность, указывающая путь духовнонравственного развития;
- толерантность как необходимое условие установления взаимопонимания.
С нашей точки зрения, хоровой коллектив создает условия для проявления особых психологических процессов и качеств личности (эмпатия, сопереживание, эмоциональная идентификация, творческое воображение, логическое образное мышление) и специальных способностей (слуховые представления, ритмическое и ладовое чувство, музыкальная память, ладовое чутье, гармонический слух и т. д.), все те высокоразвитые рецептивные компоненты, без которых успешные
Педагогика
занятия музыкальной деятельностью в любых ее видах невозможны.
хорового коллектива, является его настройка с учетом типа и вида хора и его разновидностей по исполнительской манере исполнения.
Условием воспитательности хора, на наш взгляд, является интерес исполнителей к продукту вокально-хоровой деятельности, который основывается на «организации музыкального материала по стилевому признаку» и предусматривает акцентированное внимание на усвоении того или иного уровня стилевой системы: «стиль исторической эпохи, национальный стиль, стиль направления, композиторский стиль, исполнительский стиль» [1, с. 16]. Произведение искусства, в том числе и вокально-хоровое, есть «некая предметнофизическая организация, особая материальная конструкция, которая создается и существует как сочетание звуков, слов или движений, как соотношение линий, объемов, цветовых пятен» [2] и требует особого внимания со стороны исполнителей. Кроме того, отличительной особенностью
Итак, хоровой коллектив - это исполнительский коллектив, с определенной воспитательной направленностью, основа которой проявляется в психологическом комфорте участников, взаимодополняемости поющих в условиях творчества и реализации музыкально-исполнительских способностей каждого и коллектива в целом. Следовательно, посредством вокально-хоровой деятельности осуществляются, сохраняются, передаются хоровые традиции в форме индивидуального, коллективного вокального исполнительства, а также подразумевается эстетическое, духовное и нравственное воспитание, развивается психологическая устойчивость, эмоциональная выносливость, самопозиционирование себя в хоровом искусстве.
Список литературы
1. Абдуллин Э. Б. Методология педагогики музыкального образования. М., 2006 с.
2. Алиев Ю. Б. Пение на уроках музыки. М., 2005 с.
3. Брокгауз Ф. А., Ефрон И. А. Энциклопедический словарь. СПб., 1890-1907.
4. Гиппенрейтер Ю. Б. Введение в общую психологию: курс лекций. М.: ЧеРо, 2005. 336 с.
5. Краснощеков В. И. Вопросы хороведения. М., 1969.
6. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1977. 304 с.
7. Лапина О. А. Проявление индивидуальности во времена и творческих судьбах. Иркутск: ВСГАО, 2009. 133 с.
8. Никитина Л. Д. «История русской музыки: популярные лекции для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. М.: Академия, 2000. 272 с.
9. Общая психология / под ред. А. В. Петровского. М.: Просвещение,1986. 463 с.
10. Пигров К. К. Руководство хором. М.: Музыка, 1964.
11. Романовский Н. В. Хоровой словарь. М., 1980.
12. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии: в 2 т. М.: АПП СССР, 1989. 704 с.
13. Ручьевская Е. А. . Иванова Л. П. Анализ вокальных произведений: учеб. пособие. Л.: Музыка, 1988. 352 с., нот.
14. Смирнов В. И. Общая педагогика в тезисах, дефинициях, иллюстрациях. М.: Педагогическое общество России, 1999. 416 с.
15. Соколов В. Г. Работа с хором. М., 1983.
16. Струве. Г. А. Школьный хор. М., 1981.
17. Чесноков П. Г. Хор и управление им. М., 1961.
18. Шамина Л. Работа с самодеятельным хоровым коллективом. М.: Музыка, 1985. 176 с., нот.
Рукопись поступила в издательство 25 февраля 2011 г