Научная статья на тему 'Развитие хорового искусства в традициях православной культуры'

Развитие хорового искусства в традициях православной культуры Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
271
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ХОРОВОЕ ПЕНИЕ / МУЗЫКАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА / ОСОБЫЙ ГЛАС / ХОРОВОЙ СТИЛЬ / ПАРТЕСНОЕ ПЕНИЕ / ЗНАМЕННЫЙ РАСПЕВ / CHORAL SINGING / MUSICAL CULTURE / SPECIAL VOICE / CHORAL STYLE / PART-TIME SINGING / FAMOUS CHANT

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Лапшина Ирина Александровна, Карпова Мария Александровна, Барабина Ирина Евгеньевна, Максимова Ксения Алексеевна, Чихутова Анастасия Дмитриевна

Исторически сложилось, что музыкальная культура, являясь одной из важнейших сфер жизнедеятельности, составляет фундамент музыки и ее исток и в тот же момент является абсолютно доступной для всех. Речь идёт о хоровом пении, ведь главным инструментом для него обладает каждый человек. Вторая половина XIX века в России знаменуется переходом хорового искусства в новое состояние, превращение в профессиональный вид деятельности. В статье говорится об истоках развития хорового пения и его родоначальнике Романе Сладкопевце, о появлении новых видов хорового пения в древности. Подробно названы отличия русских и византийских напевов. В основной части статьи рассмотрено развитие хорового пения во время правления Петра I, выделены основные виды и признаки. Продемонстрированы известные мастера хорового пения. Русские композиторы продолжали устоявшиеся традиции и достигли в этой области высокого мастерства, результатом чего стали их произведение снискавшие большую славу и обретшие художественную ценность. Действительно, хоровое пение, являясь одной из важнейших сфер жизнедеятельности, составляет фундамент ее исток, и в тот же момент является абсолютно доступным для всех. Именно хоровое пение достигает духовно-нравственные идеалы, поэтому по праву считается национальным достоянием России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF CHOLOR ART IN THE TRADITIONS OF ORTHODOX CULTURE

Historically, musical culture, being one of the most important spheres of life, forms the foundation of music and its source, and at the same time is absolutely accessible to everyone. We are talking about choral singing, because every person has the main instrument for him. The second half of the 19th century in Russia is marked by the transition of choral art to a new state, transformation into a professional kind of activity. The article talks about the origins of the development of choral singing and its ancestor Roman Sladkopevets, about the appearance of new types of choral singing in antiquity. The differences between Russian and Byzantine tunes are named in detail. In the main part of the article, the development of choral singing during the reign of Peter I is considered, the main types and signs are highlighted. Famous masters of choral singing are demonstrated. Russian composers continued their established traditions and achieved high mastery in this area, which resulted in their work having gained great fame and gained artistic value. Indeed, choral singing, being one of the most important spheres of life, forms the foundation of its source, and at the same time is absolutely accessible to everyone. It is choral singing that reaches spiritual and moral ideals, which is why it is rightfully considered the national treasure of Russia.

Текст научной работы на тему «Развитие хорового искусства в традициях православной культуры»

педагогические науки

Лапшина Ирина Александровна, Карпова Мария Александровна, Максимова Ксения Алексеевна и другие

РАЗВИТИЕ ХОРОВОГО ИСКУССТВА В ТРАДИЦИЯХ ...

УДК 378

DOI: 10.26140/knz4-2019-0804-0010

РАЗВИТИЕ ХОРОВОГО ИСКУССТВА В ТРАДИЦИЯХ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ

© 2019

Лапшина Ирина Александровна, магистрант Карпова Мария Александровна, студент Барабина Ирина Евгеньевна, магистрант Максимова Ксения Алексеевна, студент Чихутова Анастасия Дмитриевна, студент Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (603004, Россия, Нижний Новгород, ул. Челюскинцев 9, e-mail: chihutova2015@yandex.ru)

Аннотация. Исторически сложилось, что музыкальная культура, являясь одной из важнейших сфер жизнедеятельности, составляет фундамент музыки и ее исток и в тот же момент является абсолютно доступной для всех. Речь идёт о хоровом пении, ведь главным инструментом для него обладает каждый человек. Вторая половина XIX века в России знаменуется переходом хорового искусства в новое состояние, превращение в профессиональный вид деятельности. В статье говорится об истоках развития хорового пения и его родоначальнике Романе Сладкопевце, о появлении новых видов хорового пения в древности. Подробно названы отличия русских и византийских напевов. В основной части статьи рассмотрено развитие хорового пения во время правления Петра I, выделены основные виды и признаки. Продемонстрированы известные мастера хорового пения. Русские композиторы продолжали устоявшиеся традиции и достигли в этой области высокого мастерства, результатом чего стали их произведение снискавшие большую славу и обретшие художественную ценность. Действительно, хоровое пение, являясь одной из важнейших сфер жизнедеятельности, составляет фундамент ее исток, и в тот же момент является абсолютно доступным для всех. Именно хоровое пение достигает духовно-нравственные идеалы, поэтому по праву считается национальным достоянием России.

Ключевые слова: хоровое пение, музыкальная культура, особый глас, хоровой стиль, партесное пение, знаменный распев.

DEVELOPMENT OF CHOLOR ART IN THE TRADITIONS OF ORTHODOX CULTURE

© 2019

Lapshina Irina Aleksandrovna, undergraduate Karpova Maria Alexandrovna, student Barabina Irina Evgenievna, undergraduate

Maksimova Ksenia Alekseevna, student Chikhutova Anastasiya Dmitrievna, student Nizhny Novgorod State Pedagogical University named after Kozma Minin (603004, Russia, Nizhny Novgorod, Chelyuskintsev street 9, e-mail: chihutova2015@yandex.ru)

Abstract. Historically, musical culture, being one of the most important spheres of life, forms the foundation of music and its source, and at the same time is absolutely accessible to everyone. We are talking about choral singing, because every person has the main instrument for him. The second half of the 19th century in Russia is marked by the transition of choral art to a new state, transformation into a professional kind of activity. The article talks about the origins of the development of choral singing and its ancestor Roman Sladkopevets, about the appearance of new types of choral singing in antiquity. The differences between Russian and Byzantine tunes are named in detail. In the main part of the article, the development of choral singing during the reign of Peter I is considered, the main types and signs are highlighted. Famous masters of choral singing are demonstrated. Russian composers continued their established traditions and achieved high mastery in this area, which resulted in their work having gained great fame and gained artistic value. Indeed, choral singing, being one of the most important spheres of life, forms the foundation of its source, and at the same time is absolutely accessible to everyone. It is choral singing that reaches spiritual and moral ideals, which is why it is rightfully considered the national treasure of Russia.

Keywords: choral singing, musical culture, special voice, choral style, part-time singing, famous chant.

Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами. Исторически сложилось, что музыкальная культура, являясь одной из важнейших сфер жизнедеятельности, составляет фундамент музыки и ее исток и в тот же момент является абсолютно доступной для всех. Речь идёт о хоровом пении, ведь главным инструментом для него обладает каждый человек [1].

Вторая половина XIX века в России знаменуется переходом хорового искусства в новое состояние, превращение в профессиональный вид деятельности. Однако, стоит отметить, что хоровое пение все еще связано с церковной литургией [2]. Но теперь предполагает профессиональную подготовку и специальное образование.

Фундаментом современной отечественной музыкальной культуры является хоровое пение, именно оно позволяет постигнуть духовно-нравственные идеалы, поэтому по праву считается национальным достоянием России [3].

В конце X века на Руси развивается церковная музыка, различные формы древнерусского пения. Особенностью хорового пения является исключительная вокальность его напевов, которые пришли к нам из Византии [4].

Византия оказала свое сильное влияние на русскую церковную музыку только на первом этапе ее развития. Церковное музыкальное искусство изначально обладало письменными традициями, поэтому тексты песнопений были записаны. Языком, на котором велись записи, был церковно-славянский [5].

Понятие «осмогласие» происходит от греческого термина «октоих», согласно старославянскому языку означает мелодическую систему гласов, которая применялась для музыкального сопровождения во время христианских богослужений [6]. Истоками осмогласия считаются лежащие в пасхальной церкви традиции, начавшиеся еще в IV веке. На каждый день пасхи исполнялись песнопения на особый глас. Восьмидневный цикл напевов продолжался 8 недель, начиная с первого дня пасхи.

В итоге появилось знаменное пение (знаменный распев), существование которого растянулось на 700 лет (с XI по XVII век). Знаменный распев исполняется мужчинами с особой строгостью и торжественностью, отличается плавностью и волнообразностью [7].

Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на ко-

Lapshina Irina Aleksandrovna, Karpova Maria Alexandrovna, Barabina Irina Evgenievna and others pedagogical

DEVELOPMENT OF CHOLOR ART IN THE TRADITIONS ... sciences

торых обосновывается автор; выделение неразрешенных раньше частей общей проблемы. Родоначальником кондака считают Романа Сладкопевца (VI век). На сегодняшний день кондакарное письмо так и не было расшифровано, поэтому характеристика этого пения не раскрыта и до сих пор исследователи могут только предполагать свои версии. Византийская нотация Х-Х1 века не давала точного напева, его уточнение происходило только в процессе исполнения [8].

Нотация кондакарного пения имела отличия от знаменного.

Разветвление знаменного распева породило новые разновидности хорового пения:

- самое раннее упоминание о демественном распеве относят к 1441 году, а в ХУТ-ХУП веках распространился в многоголосии (в четырех-голосном демественном многоголосии один из голосов назывался демеством)

[9].

- на демественный распев пели главные песнопения Всенощной и Литургии, величания, задостоники, песнопения архиерейского богослужения.

- после знаменного и демественного распевов появился путевой, ставший одним из самых распространенных певческих стилей, сложившихся в древне-русской музыкальной культуре. Его применение нашло отражение в стихираре, а затем и в Обиходе. До середины XVII века сего считали вершиной искусства церковного пения. Фундаментом путевого распева - это видоизмененные попевки знаменного распева [10].

Говоря об отличии русских и византийских напевов, стоит отметить то, что русские напевы исполняются более протяжно. При русских напевах перед зрителями открывается взаимодействие всех компонентов музыкального языка [11].

Первое - это целостная основа формообразования, заключающаяся в общем приеме распевания мелодия, строящаяся на поэтапной динамике напева с трехфазной структурой - зачин, распев, концовка.

Второе - соединение свободного мелодического движения с отсутствием контроля над метроритмической организацией [12]. Напев характеризуется многообразной и гибкой ритмикой. Распев может включать в себя ритмические обороты, заимствованные из жанра былинных и плясовых народных песен.

Третье - единая ладовая природа, основанная на кварто-терцовых народных ладах. Широко применяются лады фригийской терции и дорийской кварты. С помощью ладовой переменности и характерного плагального колорита подчеркивается родство.

Формирование целей статьи (постановка задания). Рассмотреть развитие хорового пения во время правления Петра I, выделить основные виды и признаки. Продемонстрировать известных мастеров хорового пения [13].

Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов.

В XVII веке русская музыка поменяла свои приоритеты. В устоявшихся с годами правилах, понятиях и взглядах на церковное пение появилась спорность, где сталкивались два направления. Первое стремилось к проведению реформ и исправлений для укрепления старых традиций, а второе призывало отстаивать новые формы [14].

В результате этих споров, во главе с ученым-монахом А. Мезенцем была разработана музыкальная азбука.

Уже в середине XVII века появилась трехголосная обработка песнопений знаменного распева, его называли троестрочием [15].

На Руси этот стиль утвердился в 1652 году после приглашения в Москву украинский церковных певчих.

Наиболее употребляемые и распространяемые были формы цикла «Всенощное бдение», «Служба Божия», где взаимодействовали интонационные, тональные и гармоничные ноты [16]. 38

В стиле, пришедшему на смену партесному пению, такая форма исчезла и снова была введена только в произведениях П.И. Чайковского, С.В. Рахманинова и других композиторов [17].

В России и на Украине известно более пятидесяти композиторов, использовавших в своих работах партесный стиль [18].

Во время царствования Петра I стали возникать «приветственные» или «панегирические» канты, посвящаемые крупным событиям в жизни государства, военным победам. Мелодике этих кантов свойственны фанфарные обороты, торжественные ритмы полонеза, пространственные ликующие рулады. Своеобразный путь развития в XVIII веке получила и самая стабильная музыкальная культурная область - хоровая музыка.

Русские композиторы продолжали устоявшиеся традиции и достигли в этой области высокого мастерства, результатом чего стали их произведение снискавшие большую славу и обретшие художественную ценность. В первую очередь это касается таких представителей хорового искусства как Д.С. Бортнянский и М.С. Березовский. Благодаря им начался новый этап в истории русской хоровой музыке acapella [19].

Данные композиторы создали индивидуальный хоровой стиль, взяв за начальную идею традиции партесного пения и знаменного распева. Новый хоровой стиль позволил им создать творения, отличающиеся своей вокальностью и торжественностью. Идеи Д.С. Бортнянского и М.С. Березовского являются важным шагом на пути развития хорового пения в российской истории [20].

М.С. Березовский был мастером высочайшего уровня в области a capella. Много работая в сфере хоровой музыки, композитор писал в разных жанрах (Литургия, отдельные обиходные сочинения, развернутые хоровые концерты).

В конце XVIII века самой главной областью его работы стала хоровая музыка. За это время он сочинил более ста хоровых произведений. В этом числе 35 четырехголосных хоровых концертов и 10 концертов для хора с двойным составом. В этих работах Бортнянский продолжает традиции своих предшественников.

Православная музыка может быть разделена на три следующих вида:

1. Богослужебная музыка, предназначенная для исполнения в храме. Задачами такой музыки являются дополнение и усиление молитвенного состояния. Основываясь на традициях православного богослужения, музыка исполняется без сопровождения и характерна пением мужчин в унисон. Исполнение знаменного распева характеризовалась строгостью, торжественностью, но в то же время плавной мелодией. Знаменный распев начинался в период осмогласия. Сокращенные мелодии носили название малого распева, а оригинальные - большого распева.

2. Внебогослужебная музыка, представляющая собой православные песнопения о праздниках и колядках.

3. Песни композиторов, написанные к православным праздникам.

Исследуя особенности исполнения церковного пения, следует выделять несколько отличительных признаков:

- мелодия характеризуется постепенным движением;

- мелодия представлена в виде небольшого по объему диапазона - квинта - септима;

- частое возвращение к тонике;

- особенности второй фазы повторяют строение первой фазы;

- мелодия исполнятся в рамках одного регистра.

В процессе развития хорового пения народ постепенно изменял свою манеру пения, что и стало началом определения вокальных принципов, которые являлись основой методики пения в церковных хорах.

Со временем начали формироваться самостоятель-Karelian Scientific Journal. 2019. Т. 8. № 4(29)

педагогические науки

Лапшина Ирина Александровна, Карпова Мария Александровна, Максимова Ксения Алексеевна и другие

РАЗВИТИЕ ХОРОВОГО ИСКУССТВА В ТРАДИЦИЯХ ...

ные певческие традиции, и стиль исполнения, ставший - М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2000. - 336 с. основой церковной школы хорового исполнения.

Выводы исследования и перспективы дальнейших Статья поступила в редакцию 02.11.2019 изысканий данного направления. Таким образом, за счет Статья принята к публикации 27.11.2019 непрерывности традиций, любви к своей Родине, обеспечивается единство всей страны. Хоровое пение стало национальным достоянием России. Действительно, хоровое пение, являясь одной из важнейших сфер жизнедеятельности, составляет фундамент ее исток, и в тот же момент является абсолютно доступным для всех. Именно хоровое пение достигает духовно-нравственные идеалы, поэтому по праву считается национальным достоянием России.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Байкова Е. Н. Певческий феномен в русском социокультурном контексте // Вестник кафедры ЮНЕСКО «Музыкальное искусство и образование». 2016. №1 (13). URL: https://cyberlemnka.ru/articleM/ pevcheskiy-fenomen-v-russkom-sotsiokulturnom-kontekste (дата обращения: 24.09.2019).

2. Зубова Л. В. Хоровой коллектив как социокультурная среда воспитания детей // Вестник ЮУрГУ. Серия: Образование. Педагогические науки. 2017. №4. URL: https://cyberlemnka.ru/articleM/ horovoy-kollektiv-kak-sotsiokulturnaya-sreda-vospitaniya-detey (дата обращения: 24.09.2019).

3. Официальный сайт ЧОУ РО «НЕРПЦ (МП) «Гнилицкая православная гимназия»» http://gimnasia-nn.ucoz.ru/index/priem_v_ gimnaziju/0-166

4. Ланкина Е. Е. Развитие творческого потенциала в музыкально-эстетической деятельности школьников // Вестник ТГПУ. 2014. №7. URL: https://cyberlemnka.ru/articleM/razvitie-tvorcheskogo-potentsiala-v-muzykalno-esteticheskoy-deyatelnosti-shkolnikov (дата обращения: 24.09.2019).

5. Каримова Л. Н. Формирование гуманистических ориентиров у учащихся детских музыкальных школ // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. 2014. №63-2. URL: https://cyberlemnka.ru/articleM/ formirovanie-gumanisticheskih-orientirov-u-uchaschihsya-detskih-muzykalnyh-shkol (дата обращения: 24.09.2019).

6. Асафьев Б.В. О хоровом искусстве. Л., Музыка 1980

7. Калачикова И.В. Хоровой класс в системе общеобразовательной школы URL:http://festival.1september.ru/articles/518914/ (дата обращения: 24.09.2019)

8. Мальцева Т.А. Формирование духовно-нравственой сферы учащегося-подростка средствами вокально-хоровой музыки // Культурная жизнь Юга России. 2014. №3. URL: https://cyberleninka. ru/article/n/formirovanie-duhovno-nravstvenoy-sfery-uchaschegosya-podrostka-sredstvami-vokalno-horovoy-muzyki (дата обращения: 24.09.2019).

9. Лосева С. Н. Музыкальная одаренность и ее развитие в процессе вокально-хоровой деятельности // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. 2014. №60. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/muzykalnaya-odarennost-i-ee-razvitie-v-protsesse-vokalno-horovoy-deyatelnosti (дата обращения: 24.09.2019).

10. Энтальцева О. В. Музыкальное творчество как средство актуализации личностного потенциала обучающихся // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2014. №4. URL: https:// cyberleninka.ru/article/n/muzykalnoe-tvorchestvo-kak-sredstvo-aktualizatsii-lichnostnogo-potentsiala-obuchayuschihsya (дата обращения: 24.09.2019).

11. Зубова Л. В. Хоровой коллектив как социокультурная среда воспитания детей // Вестник ЮУрГУ. Серия: Образование. Педагогические науки. 2017. №4. URL: https://cyberlemnka.ru/articleM/ horovoy-kollektiv-kak-sotsiokulturnaya-sreda-vospitaniya-detey (дата обращения: 24.09.2019).

12. Васильев В. А. Эволюция русской хоровой культуры и проблемы совершенствования дирижерско-хорового образования // Вестник СПбГУКИ. 2016. №4. URL: https://cyberleninka.ru/articleM/evolyutsiya-russkoy-horovoy-kultury-i-problemy-sovershenstvovaniya-dirizhersko-horovogo-obrazovaniya (дата обращения: 26.05.2019).

13. Бурая Л. В содружестве искусств //Музыка в школе, №3, 1988. - 32-34 с.

14. Двинина-Мирошниченко Н.Е. Проблемы теории и практики православной духовной музыкальной культуры // Вестник МГУКИ. 2017. №2

15. Двинина-Мирошниченко Н.Е. Проблемы теории и практики православной духовной музыкальной культуры // Вестник МГУКИ. 2017. №2 (76). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/problemy-teorii-i-praktiki-pravoslavnoy-duhovnoy-muzykalnoy-kultury (дата обращения: 24.09.2019).

16. Гавлюковская А. В. Обучение церковному пению как фактор развития духовно-нравственной и художественно-эстетической культуры //Молодой ученый. — 2014. — №8. Т. 2. — С. 210-213. — URL https://moluch.ru/archive/19/1501/ (дата обращения: 26.05.2019).

17. Вендрова Т., Критская Е. Уроки Д. Кабалевского //Искусство в школе, №3.1994. -19-21 с.

18. Апраксина О. Методика музыкального воспитания в школе. М., 1983.

19. Бабанский Ю.К. Избранные педагогические труды. - М.: Педагогика, 1989. - 560 с.

20. Алиев Ю.Б. Настольная книга школьного учителя-музыканта._

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.