менеджмента, по их мнению, составляют системный, функциональный, синергетический, деятельностный, ситуационный, рефлексивный, национально-региональный подходы и подход менеджмента по результатам. Отметим, что при построении моделей - учёные не применяют какой-либо из подходов в отдельности, а комбинируют данные подходы, так как каждый из них обладает большой ценностью в понимании сущности процессов, протекающих в образовании.
Существование многих проблем в педагогическом менеджменте качества в нашей стране обусловлено «бессистемностью и стихийностью» в управлении [2]. Решение таких проблем следует вести, приняв на вооружение системный подход. Согласно ему окружающий мир состоит из множества процессов, явлений и объектов, находящихся в определённой связи и взаимодействующих между собой. Системный подход рассматривает социально-педагогические комплексы, как обладающие свойством системности - их компоненты составляют единое целое и взаимодействуют, что обеспечивает существование системы в определённых рамках и её развитие.
Согласно функциональному подходу необходимо разграничивать функции педагогического менеджмента образования и функции органа педагогического менеджмента образования.
Педагогический менеджмент образования включает ряд этапов: целеопределение, контроль, регулирование и коррекцию. При соотнесении функций педагогического менеджмента образования с органом педагогического менеджмента образования происходит их направление на решение задач, связанных с объектами педагогического менеджмента образования. Данные задачи образуют содержательное направление и становятся его функциями [3].
Педагогический менеджмент качества образования необходимо рассматривать и с точки зрения деятельностного подхода. По мнению С.В. Леонтьева, деятельность состоит из действий. Действием же называется процесс, направленный на достижение определённой цели. Любая деятельность имеет строго определённую структуру: сначала происходит формирование, мотив и постановка цели, затем реализация через контакт с предметной средой, после чего следует коррекция и обогащение того объекта (или его образа), который стал мотивом к началу деятельности.
Библиографический список
Сущность ситуационного подхода состоит в том, что эффективность и целесообразность педагогического менеджмента определяется сложившейся ситуацией, и самыми действенными являются те из действий, которые наиболее полно соответствуют этой ситуации. Управлять качеством образования нельзя без анализа ситуации, который должен оперативно и полно выявить имеющиеся проблемы.
Рефлексивный подход к педагогическому менеджменту образования связан с учётом таких факторов, как осознание смысла действий и потребности в целенаправленной преобразующей деятельности. Данные факторы очень важны, так как они создают основу для самоконтроля, самоанализа и оценки результатов педагогического менеджмента [4].
Важность применения национально-регионального подхода в педагогическом менеджменте обосновывается в работах многих учёных [5]. Регионы отличаются друг от друга географическими, социально-экономическими, демографическими, природными характеристиками. Учёт этих характеристик и понимание специфики процессов, протекающих в регионах, позволяет выделить региональные особенности для построения образовательных систем и педагогического менеджмента качества.
Обобщённый анализ подходов различных авторов к содержанию понятия «менеджмент», «менеджмент качества», «педагогический менеджмент качества образования» представлен в таблице 1.
Коллектив учёных под руководством П.И. Третьякова предлагает новый подход к педагогическому менеджменту качества образования, как искусству управления по результатам. Педагогический менеджмент по результатам можно определить как систему управления, с помощью которой достигаются результаты, определённые и согласованные всеми. Под результатом понимается реализованная цель, то есть реальная цель, которая была обеспечена всем необходимым для достижения [6].
Таким образом, стремление к осуществлению педагогической реальности с содержательно-педагогической точки зрения, педагогического менеджмента качества образования в общеобразовательной школе, заставляет выстраивать соответствующие формы и методы педагогического менеджмента качества физического воспитания учащихся.
1. Магомедов РР, Литвина Г. А. Управление качеством образования в сфере физического воспитания учащихся общеобразовательной школы: монография. Ставрополь, 2015.
2. Магомедов РР Физкультурное образование детей старшего дошкольного возраста на основе антропологического подхода. Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология, 2009; 3: 200.
3. Магомедов Р.Р. Физическая культура в педагогическом вузе: учебно-методический комплекс. Ставрополь, 2008.
4. Магомедов Р.Р. Формирование антропологических знаний в области физической культуры у студентов, будущих педагогов: учебное пособие. Ставрополь, 2011.
5. Редько Л.Л. Управление качеством непрерывного уровневого образования в региональном учебно-научно-педагогическом комплексе. Москва, 2001.
6. Симонов В. П. Системы менеджмента качества. Москва, 2001.
References
1. Magomedov R.R., Litvina G.A. Upravlenie kachestvom obrazovaniya vsfere fizicheskogo vospitaniya uchaschihsya obscheobrazovatel'noj shkoly: monografiya. Stavropol', 2015.
2. Magomedov R.R. Fizkul'turnoe obrazovanie detej starshego doshkol'nogo vozrasta na osnove antropologicheskogo podhoda. Vestnik Adygejskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya 3: Pedagogika i psihologiya, 2009; 3: 200.
3. Magomedov R.R. Fizicheskaya kul'tura vpedagogicheskom vuze: uchebno-metodicheskij kompleks. Stavropol', 2008.
4. Magomedov R.R. Formirovanie antropologicheskih znanij voblasti fizicheskojkul'tury ustudentov, buduschih pedagogov uchebnoe posobie. Stavropol', 2011.
5. Red'ko L.L. Upravlenie kachestvom nepreryvnogo urovnevogo obrazovaniya v regional'nom uchebno-nauchno-pedagogicheskom komplekse. Moskva, 2001.
6. Simonov V. P. Sistemy menedzhmenta kachestva. Moskva, 2001.
Статья поступила в редакцию 09.11.15
УДК 784.6
Mamedova M.A., senior teacher, Baku Social Pedagogical College (Baku, Azerbaidjan), E-mail: [email protected]
TOPICAL PROBLEMS AND OPTIMIZATION OF EDUCATIONAL PROCESS IN WORK WITH CHILDREN'S CHORAL COLLECTIVE. An activity of a choral collective in conditions of mutual relation of musical upbringing, education and development is an object of this research. The author emphasizes the importance of three tasks in the work of a choirmaster and states that their unity efficiently affects the development of the general musical and performance culture of the choral collective. The author of the paper studies how merits such as attention, observation ability, discipline and organization are formed in the process of choral singing. The article has a conclusion that while realizing the contents and basics of didactic instructions such as upbringing, education and development in the process of choral singing, the choir teacher also solves the main purpose of his or her course - the issue of formation of comprehensive musical culture in pupils.
Key words: children chorus performing, topical problems, mutual influence between musical upbringing, education and developments.
М.А. Мамедова, ст. преп. Бакинского социального педагогического колледжа, г. Баку,
Е-mail: [email protected]
АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ И ОПТИМИЗАЦИЯ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В РАБОТЕ С ДЕТСКИМ ХОРОВЫМ КОЛЛЕКТИВОМ
В статье рассматривается деятельность хорового коллектива во взаимодействии музыкального воспитания, образования и развития. Автор подчёркивает важность трёх задач в работе педагога-хормейстера и считает, что их единство эффективно способствует повышению общей музыкальной и исполнительской культуры хорового коллектива. Автор также отмечает, что в процессе хорового пения активно формируются такие качества, как внимание, наблюдательность, дисциплинированность и организованность. Представленная статья позволяет сделать вывод, что, реализуя сущность и содержание воспитательных, образовательных и развивающих дидактических установок в процессе хорового пения, педагог-хормейстер решает в целом главную задачу, которая заключается в формировании всесторонней музыкальной культуры школьников.
Ключевые слова: Детское хоровое пение. Дктуальные проблемы. Взаимодействие музыкального воспитания, образования и развития.
Изучение исторического, теоретического и практического опыта в хоровой деятельности выявляет колоссальные возможности в конструировании интегративных технологий музыкального обучения, в разработке различных моделей дидактического взаимодействия задач музыкального воспитания, образования и развития участников хоровых коллективов.
В свете современных научно-педагогических исследований проблема дидактического взаимодействия музыкального воспитания, образования и развития школьников в процессе хорового обучения приобретает особую значимость. Занимая важное место в целостном учебно-воспитательном процессе, и определяя его результативность и эффективность, она представляет одну из актуальных проблем современного музыкального образования и воспитания школьников.
Хоровое пение обладает большими возможностями приобщения детей к достижениям мировой музыкальной культуры и эти возможности должны реализовываться не только на материале разучивания песенного репертуара, но и во взаимосвязи общего музыкального воспитания, образования и развития детей. «Обучение пению - это не только приобретение определенных навыков. В процессе обучения развивается детский голос, а также решаются воспитательные задачи, связанные с формированием личности ребёнка» [1, с. 5].
Традиционная система подготовки детского хорового коллектива, делая основной упор на пение и ограничивая, тем самым, задачи музыкального воспитания и развития его участников, лишает потенциальную способность хора стать коллективом со своим неповторимым, творчески индивидуальным стилем, художественным вкусом, артистизмом, способным выражать свое глубокое по мысли, яркое, впечатляющее, новаторское по своим художественным качествам, смелое и активное отношение в хоровом искусстве.
Взаимосвязь между усвоением вокально-хоровых умений и навыков и музыкальным воспитанием и развитием школьников в хоровом пении осуществляется не всегда полноценно. Музыкальное обучение часто оказывает узкопрофессиональный эффект на процесс развития учащихся. Безусловно, процесс хорового обучения даёт определённый результат в музыкальном воспитании и развитии школьников, однако, оно нередко лишь в незначительной мере затрагивает его, поэтому принципиально важным является то, насколько оно эффективно и полноценно осуществляется.
Вместе с тем, несмотря на значимость единства этих задач, сегодня в методике работы детских хоровых коллективов часто наблюдается несоответствие их реализации. Одной из наиболее отстающих сторон в подготовке детских хоровых коллективов является несоответствие приобретаемых в процессе пения навыков и умений, уровню и качеству общего художественного образования, воспитания и развития детей. Другими словами, приобретение певческих знаний, умений и навыков не всегда соответствует всесторонней музыкальной развитости и воспитанности школьников, внутренней, духовной культуре поющих, которая сразу же проявляется на концертной сцене. Её отсутствие или недостаточный уровень заметно влияет на художественно-эстетическое воздействие их исполнения, которое является, главной и основополагающей миссией эстетического воспитания и просвещения слушателей, функцией духовного «катарсиче-
ского» воздействия. Поэтому высокая исполнительская культура хорового коллектива, его артистическое воздействие определяется не только вокально-хоровой подготовленностью, но и общим уровнем музыкальной воспитанности, образованности и развитости его участников. Эффективность всего процесса музыкального обучения в детском хоре зависит от сопутствующих ему процессов музыкального воспитания, образования и развития, которые тесно взаимосвязаны и взаимообусловлены. Если эти связи нарушаются, то возникают серьезные затруднения, которые неблагоприятным образом отражаются и на музыкальном воспитании и на музыкальном образовании и на музыкальном развитии школьников. Многообразие музыки определяет необходимость непрерывного педагогического поиска, методического творчества. «Методы обучения - система последовательных взаимосвязанных действий учителя и учащихся, обеспечивающая усвоение содержания образования, развитие умственных сил и способностей учащихся, овладение ими средствами самообразования и самообучения» [2, с. 134].
Взаимосвязь цели и задач музыкального воспитания, образования и развития школьников в процессе обучения хоровому пению, позволяет педагогу-хормейстеру достигать высоких показателей общей исполнительской культуры хорового коллектива. Подчёркивая ведущую роль дидактического взаимодействия всех составляющих компонентов педагог, активно стимулирует и взаимосвязывает задачи музыкального воспитания, образования и развития, тем самым оказывая самое непосредственное воздействие на процесс обучения хоровой деятельности - его содержание, структуру, качественные показатели и конечные результаты. Учитывая данное положение, проблема взаимосвязи и гармонического соответствия всех важнейших музыкально-воспитательных, образовательных и развивающих задач в хоровом обучении школьников видится значимой и актуальной.
Содержанием образовательной функции в музыкальном обучении детей в процессе хорового пения является передача музыкальных знаний, умений и навыков. Эта функция решает проблему освоения школьниками музыкальной грамоты, так как, разучивая песенный и хоровой репертуар, дети получают систему музыкальных знаний, фактов, обобщений, законов о музыкальном искусстве. Постепенно они приобретают наиболее общие исполнительские умения и навыки, которые помогают им владеть различными способами вокально-хоровой деятельности. Таким образом, содержание образовательной функции составляют музыкальные знания, умения и навыки, которыми овладевают школьники в процессе пения в детском хоре.
С помощью образовательной функции музыкального обучения реализуется и воспитательная, роль и содержание которой заключается в развитии музыкально-эстетической культуры детей: формирование музыкально-эстетических идеалов, вкусов, представлений, суждений, критического отношения к потоку музыкальной информации и явлениям музыкального искусства, формирование нравственно-эстетического отношения к окружающей жизни. В целом, роль воспитывающей функции в процессе хорового пения, заключается в формировании основ всестороннего гармонического развития личности.
Передавая музыкальные знания, всесторонне воспитывая своих питомцев, педагог-хормейстер вместе с тем и активно осуществляет развивающую функцию обучения, которая представ-
ляет собой процесс количественного и качественного роста их музыкально-интеллектуальных способностей. В процессе хорового пения количественные накопления знаний, положительных личностных качеств школьников, ведут к возникновению нового качественного уровня обученности и воспитанности, а качественные изменения формируют новые условия для дальнейшего количественного роста.
Данная функция обучения обеспечивает ребёнку развитие его музыкальных способностей, расширение музыкального кругозора, формирование всесторонних музыкальных знаний, активное развитие музыкального сознания, мышление, музыкально-интеллектуальная активность. Чем совершеннее и активнее музыкальное мышление, тем активнее развиваются музыкально-интеллектуальные потребности, тем больше возможностей создаётся для воспитания всесторонне и гармонически развитой личности участника хора.
Практика показывает, что чем организованнее и полноценнее музыкальное обучение в процессе хорового пения, тем интенсивнее и эффективнее музыкальное развитие его участников. Таким образом, содержание развивающей функции в работе педагога-хормейстера представляет собой формирование познавательных процессов и свойств личности школьника: музыкальной логики; музыкально-мыслительных операций, суждений, умозаключений; познавательной музыкальной активности и музыкального интереса; музыкальных способностей.
Музыкальное обучение в хоровом коллективе, осуществляемое руководителем изначально является ведущим фактором музыкального развития и воспитания его участников. Эффективность и качественность данного процесса определяется взаимодействием и единством всех трёх функций воспитания, образования и развития. Активно взаимодействуя между собой, обучение ведёт за собой развитие и воспитание (становление музыкальных способностей, дарований, музыкальной культуры), а музыкальное развитие и музыкальное воспитание расширяет возможности музыкального обучения.
В процессе хорового пения данное взаимодействие, помимо развития специальных музыкальных знаний, умений и навыков, направленных на общее музыкальное воспитание и обучение, активно формирует такие качества как внимание, наблюдательность, дисциплинированность, организованность. Процесс совместного хорового пения учит детей не только вслушиваться в мелодию, правильно воспроизводить, запоминать её, эстетически переживать её художественно-образное содержание, но и объединяет, сплачивает их в единый творческий коллектив.
Библиографический список
Таким образом, пение в хоре, активно способствуя личному становлению школьника, формирует социально значимое качество коллективного осознания и сосуществования.
«Хор - не собрание поющих, не обезличенное абстрактное единство, хор - это множество личностей, личностных восприятий, переживаний, личностных оценок, личностного творчества» [3, с. 104].
Процесс музыкального обучения детей в хоровом коллективе, оказывая воздействие на развитие духовного совершенства, эстетического сознания, художественно-творческого воспитания учащихся, вместе с тем, способствует развитию таких социально-значимых качеств и свойств личности, как творческая активность, организованность, инициативность, упорство, трудолюбие, усидчивость и т. д. Поэтому активная музыкальная деятельность детей в хоровом пении, благодаря своим большим потенциальным возможностям эффективно помогает их социально-личностному становлению и совершенствованию.
Детское хоровое пение является не только средством музыкально-эстетического воспитания, но и одним из самых эффективных средств физического воспитания, так как положение тела при пении (певческая установка) развивает, укрепляет дыхание, формирует правильную осанку. «Совместное пение не только эмоционально сближает, но и физически развивает людей, укрепляет здоровье, совершенствует дикцию и богатство речевых интонаций. Хоровое пение развивает возможности и пения сольного. Не каждому удаётся развить эту способность до того уровня, когда она становится интересной для всех. Но быть лучшим солистом в семье или в кругу друзей - это дело тоже полезное и почётное, важное для развития музыкальной культуры ребёнка» [4, с. 21].
Оно является эффективным средством нравственного воспитания, так как положительно влияет на формирование детского характера, воли: одним детям помогает справляться с робостью, неуверенностью, других организовывает, дисциплинирует и в целом воспитывает чувство коммуникабельности, умения понимать, общаться, дружить со своими сверстниками, чувствовать себя частью единого творческого содружества, несмотря на собственную личностную индивидуальность.
Таким образом, перед руководителем детского хорового коллектива стоят многочисленные образовательные, воспитательные и развивающие задачи, выполнение которых определяет успешность и результативность всей совместной деятельности педагога-хормейстера и детей.
1. Стулова Г.А. Теория и практика работы с детским хором. Москва: Владос-Пресс, 2002.
2. Коджаспирова Г.М. Педагогика в схемах, таблицах и опорных конспектах. Москва, 2006.
3. Рачина Б.С. Технология и методика обучения музыке в общеобразовательной школе. Санкт-Петербург: Композитор, 2007.
4. Алиев Ю.Б. Пение на уроках музыки. Москва: Владос-Пресс, 2005.
5. Асафьев Б.В. О хоровом искусстве: сборник статей. Составитель А.Б. Павлов-Арбенин. Ленинград: Музыка, 1980. References
1. Stulova G.A. Teoriya ipraktika raboty s detskim horom. Moskva: Vlados-Press, 2002.
2. Kodzhaspirova G.M. Pedagogika v shemah, tablicah i opornyh konspektah. Moskva, 2006.
3. Rachina B.S. Tehnologiya i metodika obucheniya muzyke v obscheobrazovatel'noj shkole. Sankt-Peterburg: Kompozitor, 2007.
4. Aliev Yu.B. Penie na urokah muzyki. Moskva: Vlados-Press, 2005.
5. Asaf'ev B.V. O horovom iskusstve: sbornik statej. Sostavitel' A.B. Pavlov-Arbenin. Leningrad: Muzyka, 1980.
Статья поступила в редакцию 09.11.15
УДК 377.169.3
Mareev G.O., Doctor of Sciences (Medicine), senior lecturer, Saratov State Medical University n.a. V.I. Razumovsky (Saratov, Russia), Е-mail: [email protected]
Mareev O.V., Doctor of Sciences (Medicine), Professor, Head of ENT Department, Saratov State Medical University n.a. V.I. Razumovsky (Saratov, Russia), Е-mail: [email protected]
Danilova T.V., Cand. of Sciences (Physics and Machinery), senior lecturer, Saratov State Technical University n.a. Yu. Gagarin (Saratov, Russia), Е-mail: [email protected]
Alaitsev I.K., MA student, Saratov State Technical University n.a. Yu. Gagarin (Saratov, Russia), Е-mail: [email protected]
A REVIEW OF VIRTUAL REALITY SIMULATION METHODS IN SURGICAL EDUCATION IN MAXILLOFACIAL AREA. In the
present article the authors describe the main problem of the surgical education that specialists meet today: students acquire very little practical skills during their higher education and postgraduate school studies, while being taught to be surgeons. The development of clinical competence requires the assimilation of knowledge, combined with the acquisition of clinical skills and problem-solving ability. The education is traditionally overfilled with theoretical lessons and knowledge; students usually do not get enough practical skills.