13. Samerkhanova, E.K. Forming the ICT competence of future pedagogues under informational-educational environment at university / E.K. Samerkhanova, E.P. Krupoderova, K.R. Krupoderova, L.N. Bakhtiyarova, A.V. Ponachugin // Journal of Fundamental and Applied Sciences. - 2017. - T. 9. - №7. - C. 1381.
УДК 378.14
РОЛЬ МООК В ОСВОЕНИИ СКВОЗНЫХ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ БУДУЩИМИ УЧИТЕЛЯМИ
старший преподаватель кафедры прикладной информатики и информационных технологий в образовании Круподёрова Климентина Руслановна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород);
студент Гордеева Елена Александровна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород);
студент Пичужкина Дарья Юрьевна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород)
Постановка проблемы. Сегодня в стране происходит цифровая трансформация образования. Цифровой трансформации высшего образования посвящены исследования [5, 7, 14], в т.ч. трансформации педагогического образования - [3]. Авторы публикаций считают, что цифровая трансформация высшего образования предполагает перестройку всех направлений деятельности с опорой на информационно-коммуникационные технологии. Изменения должны произойти в технологиях, методах и средствах обучения, формах учебной деятельности, планируемых образовательных результатах, используемых инструментах оценивания. Среди цифровых технологий, применяемых в вузах, особое внимание сегодня уделяется сквозным цифровым технологиям (СЦТ). Это технологии блокчейна [13], искусственного интеллекта [12], виртуальной и дополненной реальности [6] и др.
В 2021 г. Минпросвещения России запустило программу «Учитель будущего поколения России». Это - комплексная программа по модернизации и стратегическому развитию педагогических вузов. В рамках реализации программы создаются межфакультетские технопарки универсальных педагогических компетенций, в т.ч. для освоения сквозных цифровых технологий. Освоение СЦТ будущими педагогами в Нижегородском государственном педагогическом университете им. К. Минина осуществляется в рамках дисциплины «Современные информационные технологии». Для будущих учителей информатики предлагается дисциплина «AR/VR разработка». При освоении дисциплин используются авторские массовые открытые онлайн-курсы. Массовый открытый онлайн-курс - один из основных ресурсов дистанционного обучения [4].
Автор статьи [9] отмечает особую значимость МООК в организации самостоятельной внеаудиторной работы обучающихся, происходящий при этом рост мотивации студентов. Модели МООК, принципы их построения, способы интеграции в учебный процесс вуза обсуждаются в [1, 2].
Объектом нашего исследования является обучение будущих бакалавров педагогического образования сквозным цифровым технологиям. Предмет исследования: обучение будущих бакалавров педагогического образования сквозным цифровым технологиям с помощью массовых открытых онлайн курсов.
Изложение основного материала исследования. Сегодня происходит стремительное накопление знаний и обновление технологий. И в этих условиях для специалистов крайне важным становится обеспечение непрерывности образования. Особое значение непрерывное образование имеет для педагогов. Освоение новых педагогических и цифровых технологий - это уже не требование сверху, а условие самореализации современного педагога. Перспективной формой непрерывного образования сегодня стали массовые открытые online курсы.
Как правило, МООК имеют такую модель [8]:
1. На сайте МООК студенты смотрят лекции, в кадры которых встроены элементы инфографики и разного рода методический материал, способствующие успешному запоминанию полученной информации.
2. Время для выполнения заданий не регламентировано, поэтому подразумевается индивидуальное выполнение заданий, таких как эссе, тестирование и другое. График сдачи любого типа заданий определен на момент начала курса.
3. В курсе предусмотрена поддержка обучающихся посредством онлайн-форумов.
4. Часто необходимым условием для полноты учебного курса является взаимные контроль и оценка работ обучающихся. Рецензия на несколько работ однокурсников является важной частью курса для студента, таким образом студент постигает не только теоретическую основу материала, но и оттачивает практические навыки.
5. Результатом прохождения курса студентом является получение сертификата, выдаваемого на основе проверки полученных знаний в виде теста или защиты проекта.
Выполнен анализ МООК по информационным технологиям для студентов вузов на различных отечественных платформах. Не удалось найти МООК, где в содержание включены темы сквозных цифровых технологий. Поэтому было принято решение о создании МООК «Современные информационные технологии», с котором тема сквозных технологий является основной.
Курс размещен на портале открытого образования Мининского университета (https://mooc.mininuniver.ru). В лекционный материал по теме «Роль сквозных цифровых технологий в построении цифровой экономики России» включены вопросы: «Национальный проект «Цифровая экономика», «Понятие сквозных цифровых технологий», «Примеры использования СЦТ в разных предметных областях», «Возможности использования сквозных цифровых технологий в образовании». Сквозные технологии разбиты на три группы: СЦТ, позволяющие собирать данные: Интернет вещей, Big Data; технологии, позволяющие передавать и хранить данные: 5G, квантовые технологии, блокчейн; технологии, позволяющие анализировать, принимать решения: искусственный интеллект, нейротехнологи; технологии для обработки информации: VR и AR, компоненты робототехники и сенсорика.
В рамках самостоятельной работы по теме обучающимся предлагается проанализировать основные перспективные технологии, рекомендуемые для интеграции в деятельность образовательных организаций [11], выбрать одну из
технологий, познакомиться с ней подробнее, найти примеры использования в образовании. Технологию предлагается представить с помощью ментальной карты, отразив ее сущность, преимущества, риски применения, привести примеры использования.
Вторая тема в разделе «Сквозные цифровые технологии» - «Технологии искусственного интеллекта (ИИ)». В тему включены вопросы: «Понятие искусственного интеллекта», «История ИИ», «Искусственный интеллект в образовании», «Этические проблемы в сфере искусственного интеллекта». В самостоятельной работе по искусственному интеллекту требуется подобрать примеры отечественных проектов по применению ИИ, прежде всего, в области образования. Результаты заносятся в совместную таблицу. Во втором задании нужно описать социально-значимую проблему, которую можно было бы решить с помощью искусственного интеллекта. Следует продумать источники данных и ресурсы, необходимые для реализации проекта. Результаты также нужно занести в совместную таблицу.
Третья тема в разделе «Сквозные цифровые технологии» - «Технологии виртуальной и дополненной реальности» (VR/AR-технологии). Здесь рассматриваются вопросы: «Определение понятий AR, VR», «История развития виртуальной и дополненной реальности», «Аппаратное обеспечение», «Примеры AR, VR приложений», «AR и VR в образовании». Целью лабораторной работы по теме является создание несложного VR-приложения в среде Varwin Education с помощью языка визуального программирования Blockly.
Для будущих учителей информатики в рамках договора с АНО ВО «Университет Иннополис» В Мининском университете разработан МООК «AR/VR разработка». Цель МООК - получение студентами теоретических знаний и практических навыков в области разработки приложений виртуальной и дополненной реальности, выявление образовательных возможностей VR/AR.
Участники курса познакомятся с понятиями виртуальной и дополненной реальностей, узнают, какое оборудование и какое программное обеспечение необходимо для разработки VR/AR приложений. Обсуждаются принципы педагогического дизайна. Участники курса смогут создать свои первые VR/AR приложения и разработать сценарии уроков с их применением.
По каждой теме предлагаются три видео лекции по 10-15 минут, различные дополнительные материалы, 10 тестовых вопроса. В конце курса -итоговое тестирование.
Согласно общемировой практике и опыту применения МООК в образовательном процессе, многие эксперты сходятся во мнении, что только несколько моделей электронного обучения получили распространение и доказали свою эффективность:
1) «МООК-поддержка дисциплины» - это модель, направленная на конкретную дисциплину;
2) модель, применяющая смешанный тип обучения;
3) «Исключительно МООК».
Очевидно, что степень применения МООК у перечисленных моделей разная и требования к наполнению этих моделей элементами МООК сильно отличаются.
Описанный онлайн курс «Современные информационные технологии» будет осваиваться студентами Мининского университета в смешанном формате. Преподаватель будет выполнять роль тьютора. Студенты будут в МООК изучать лекционный материал, проходить тесты, использовать материалы для самостоятельной работы. Лабораторные работы будут проходить в аудитории с участием преподавателя-тьютора. В дальнейшем МООК «Современные информационные технологии» может быть предложен для прохождения студентами других вузов в формате «Исключительно МООК».
Что касается МООК «VR/AR разработка», то студентами Мининского университета он также будет использоваться в формате смешанного обучения. Студентами других вузов он будет изучаться на платформе АНО ВО «Университет Иннополис» в формате «Исключительно МООК».
Выводы. Важное место в становлении цифровой экономики отводится трансформации образования. В условиях цифровой трансформации образования современный педагог обязан научиться применять новые технологические инструменты и осваивать информационные ресурсы в профессиональной деятельности. Поэтому актуальным является создание массовых открытых онлайн курсов для изучения перспективных цифровых технологий, прежде всего, сквозных цифровых технологий. Возможности освоения СЦТ будущими бакалаврами педагогического образования в Мининском университете продемонстрировано на примере двух МООК. Дальнейшее освоение технологий будущими учителями должно осуществляться в рамках предметно-методических модулей.
Аннотация. В статье рассмотрены особенности подготовки будущих учителей к применению сквозных цифровых технологий с помощью массовых открытых онлайн курсов. Рассмотрены МООК «Современные информационные технологии», «VR/AR разработка». Дисциплины ведутся для будущих бакалавров направления подготовки «Педагогические образование» Нижегородского государственного педагогического университета имени Козьмы Минина. Будущие учителя знакомятся со сферами применения сквозных цифровых технологий, осваивают технологии искусственного интеллекта, виртуальной и дополненной реальности. В МООК «VR/AR разработка» студенты создают приложения виртуальной и дополненной реальности. В МООК представлены видеолекции, презентации, задания для самостоятельной работы, тесты. Дальнейшее освоение технологий будущими учителями должно осуществляться в рамках предметно-методических модулей.
Ключевые слова: цифровая трансформация образования, сквозные цифровые технологии, искусственный интеллект, виртуальная реальность, дополненная реальность.
Annotation. The article discusses the features of preparing future teachers for the use of end-to-end digital technologies using massive open online courses. The MOOCs "Modern information technologies", "VR / AR development" were considered. Disciplines are conducted for future bachelors of the direction of training "Pedagogical education" of the Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University. Future teachers get acquainted with the areas of application of end-to-end digital technologies, master the technologies of artificial intelligence, virtual and augmented reality. In the VR/AR Development MOOC, students create virtual and augmented reality applications. The MOOC includes video lectures, text materials, assignments for independent work with an emphasis on the future professional activities of students. Further development of technologies by future teachers should be carried out within the framework of subject-methodological modules.
Key words: digital transformation of education, end-to-end digital technologies, immersive learning technologies, artificial intelligence, virtual reality, augmented reality.
Литература:
1. Гречушкина, Н.В. Массовые открытые онлайн-курсы в контексте современного образования / Н.В. Гречушкина // Сибирский педагогический журнал. - 2018. - №4. - С. 67-74
2. Гущина, О.М. Массовые открытые онлайн-курсы в системе подготовки и повышения квалификации педагогических кадров / О.М. Гущина, О.П. Михеева // Образование и наука. - 2017. - №7. - С. 119-133
3. Казакова, Е.И. Цифровая трансформация педагогического образования / Е.И. Казакова // Ярославский педагогический вестник. - 2020. - №1 (112). - С. 8-14
4. Круподерова, Е.П. Представление контента при использовании дистанционных образовательных технологий / Е.П. Круподерова, К.Р. Круподерова // Проблемы современного педагогического образования. - 2021. - № 71-1. -С. 193-196
5. Круподерова, Е.П. Формирование компетенций цифровой экономики в условиях информационно-образовательной среды вуза / Е.П. Круподерова, К.Р. Круподерова // Проблемы современного педагогического образования. - 2021. - № 70-1. - С. 227-230
6. Круподёрова, К.Р. Подготовка будущих учителей к использованию технологий дополненной и виртуальной реальности / К.Р. Круподёрова, Е.А. Гордеева, Д.Ю. Пичужкина // Проблемы современного педагогического образования. -2022. - № 75-3. - С. 236-238
7. Ларионов, В.Г. Цифровая трансформация высшего образования: технологии и цифровые компетенции / В.Г. Ларионов, Е.Н. Шереметьева, Л.А. Горшкова // Вестник АГТУ. Серия: Экономика. - 2021. - №2. - С. 61-66
8. Лебедева, М.Б. Массовые открытые онлайн-курсы как тенденция развития образования /М.Б. Лебедева // Человек и общество. - 2015. - № 1 (42). - С. 105-108
9. Миронов, А.В. Роль МООК в развитии самостоятельной работы студентов / А.В. Миронов // Экология внешней и внутренней среды социальной системы (ЭкоМир-9): материалы конференции. - М.: Московский государственный технический университет имени Н.Э. Баумана. - 2019. - С. 223-225
10. Поначугин, А.В. Цифровые образовательные ресурсы вуза: проектирование, анализ и экспертиза / А.В. Поначугин, Ю.Н. Лапыгин // Вестник Мининского университета. - 2019. - Т. 7. - № 2 (27). - C. 5.
11. Распоряжение Минпросвещения России от 18.05.2020 № Р-44 «Об утверждении методических рекомендаций для внедрения в основные общеобразовательные программы современных цифровых технологий». - URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_355762 (дата обращения: 04.10.2022).
12. Степанова, Э.В. Искусственный интеллект в высшем образовании / Э.В. Степанова // Наука и образование: опыт, проблемы, перспективы развития. Материалы международной научно-практической конференции. - Красноярск, 2021. -Издательство Красноярский государственный аграрный университет. - С. 153-155
13. Шаронин Ю.В. Цифровые технологии в высшем и профессиональном образовании: от личностно ориентированной SMART-дидактики к блокчейну в целевой подготовке специалистов / Ю.В. Шаронин // Соврем. проблемы науки и образования. - 2019. - № 1. - URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=28507 (дата обращения: 04.10.2022).
14. Юсупова, С.Я. Образование в эпоху цифровой экономики. / С.Я. Юсупова, С.Н. Поздеева // Управление экономическими системами: электрон. науч. журн. - 2018. - № 2 (108). - С. 5-31
УДК 378.2
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РЕКЛАМНЫХ ТЕКСТОВ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА
бакалавр Кулишова Мария Николаевна Вятский государственный университет (г. Киров); кандидат филологических наук, доцент Швецова Марина Геннадьевна Вятский государственный университет (г. Киров)
Постановка проблемы. Глобализация в настоящее время затрагивает не только экономическую и политическую сферы деятельности человека, но также и культурную. Люди все чаще взаимодействуют с гражданами других стран, перенимают особенности иных культур и менталитета. Однако, перед многими появляется проблема языкового барьера, которую порой сложно преодолеть из-за тех или иных обстоятельств. Чтобы объединить процесс изучения языка с социокультурными знаниями, сегоднянеобходимо применять современные методы обучения иностранным языкам. Одной из известнейших форм существования социолингвистической среды являются тексты средств массовой информации (СМИ), в особенности рекламные тексты на английском языке, которые могут выполнять роль источника информации о национально-культурной специфике носителей языка.
Изложение основного материала исследования. Обучение иностранному языку является неотъемлемой частью процесса образования во всех школах Российской Федерации. Известно, что современные проблемы требуют современных решений. Эта мысль хорошо описывает положение дел во многих школах. Ведь существует ряд проблем, с которыми сталкиваются как педагоги, так и учащиеся. Одна из самых распространенных - это низкая мотивация учащихся или её отсутствие. Учащиеся не понимают, зачем им нужно изучать иностранный язык, где его применять и пригодится ли это в будущем. Как нам кажется эта проблема преодолима и решить её может никто иной как учитель. Современный учитель должен хорошо владеть не только знаниями по предмету, но и интересоваться различными вопросами, касающимися новых открытий в области образовательных технологий и методик обучения. Именно учитель должен заинтересовать учеников красотойиностранного языка и объяснить им, как и где они смогут применять свои знания. Мотивация к обучению возникает постепенно, посредством вовлечения в образовательный процесс. Если урок выстроен методически грамотно, на уроке используются разные технологии и приёмы, которые будут соответствовать теме урока, то учащиеся, с большой вероятностью, сами начнут постепенно вливаться в процесс обучения, что непосредственно связано и с национальной культурой.Реклама и рекламные тексты содержат в себе национально-культурную специфику носителей языка. Тем самым, используя рекламные тексты, мы можем не только разнообразить процесс урока и добавить наглядности, но и расширить кругозор учащихся и познакомить с теми или иными особенностями другой культуры.